Вышивка – искусство рукоделия
Вышивка – вид ручного творчества, с помощью которого стежками различных видов, с помощью иглы наносят рисунок на материал основы. Основа может быть различной по фактуре, исходному сырью, назначению. Вышивкой украшают и грубые материалы: войлок, кожу, меха, холст и сукно, и самые тончайшие: батист, вуаль, тюль, органзу, кисею. Нити, которыми производят стежки и образуют рисунок, могут быть шерстяными, шелковыми, хлопчатобумажными, льняными. Обычно нити имеют разный цвет. Вышивать можно не только нитями, но и бисером, жемчугом, золотом, серебром, монетами, драгоценными камнями, блестками. Разновидностью вышивки является шитая аппликация, которая использует для рисунков мех, кожу, войлок. При нанесении рисунка на основу применяют различные швы. Вышивка бесконечно многообразна по средствам передачи формы и цвета, даже объема изображения. Ей можно нанести контурный рисунок на тюль, украсить изображением вуаль, а можно вышить ковер с плотным рельефным рисунком.
Вышивка – тонкое ремесло
Вышивка известна с древности. В начале, она носила утилитарный характер. По орнаменту на одежде людей, украшению сбруи животных, можно было определить род и его историю. Зачастую, нанесенная на разные предметы обихода, она являлась оберегом, хранителем дома, домашнего скота и людей, в разных жизненных ситуациях. Золотое и серебряное шитье, украшение драгоценными камнями и жемчугом применялось в производстве одежды знати. Оклады икон, ковры во дворцах монархов, их парадные облачения, вышиты именно в этих техниках.
При монастырях существуют мастерские, в которых учат вышивать и шьют иконы и полотна на богословскую тематику. Золотошвейное искусство требует необычайной усидчивости, хорошего зрения и кропотливого труда. Тончайшие нити стежок за стежком укладываются в орнамент или покрывают целые полотна огромнейшего размера. Обычно, над ними трудится не одна мастерица.
В настоящее время труд вышивальщиц облегчают умные приспособления: лупы, которые крепятся к столам, лупы с подсветкой, увеличивающие стекла, которые крепятся на голову, рамки для крепления полотна, станки, иглы и нитковдеватели, и. т.д. Самым совершенным приспособлением стала вышивальная машинка. Первую машинку изобрели в 1821 году, но массовое производство машин началось позднее. Сейчас машины стали доступны даже обычной семье. Программы машин различны, позволяют украсить ткань и одним цветком и целым рядом сменяющих друг друга орнаментов. Производство машинной вышивки не требует больших затрат времени, уникальных навыков, хорошего зрения и длительных тренировок.
Вышивка становится и популярным рукоделием и остается искусством
Вышивка имеет свои выразительные средства:
- выявляет выразительные средства материала, из которого производятся,
- использование сочетания линий и цветовых пятен вышитого узора, воздействие игрой свободных швов или четким ритмом счетных швов,
- усиление воздействия от сочетания вышитого узора и его основы.
Вышитые картины, иконы, обладают всеми особенностями художественного полотна. Эстетическое удовольствие от созерцания вышитых картин не уступает положительным эмоциям от полотен великих мастеров разных художественных школ. Многие рассматривают вышивку как декоративно-прикладное искусство. В обиходе наиболее широко применяется вышитые украшения на столовом белье — салфетках, скатертях, полотенцах, на носовых платках, чехлах на подушки, покрывалах, женских блузах, шалях, платках и палантинах, и.т.д. Создание прекрасных и уникальных вещей – это награда людям, овладевшим хоть одной техникой вышивания. Время, затраченное на работу, с лихвой окупится новой оригинальной обновкой в интерьере или одежде.
Хотите преподнести коллеге мелкий презент, вышейте на уголках комплекта из платков, его вензель, на плотной ткани настрочите машинную вышивку, обработайте край и получите комплект закладок, на кожаной ключнице нитками или бисером вышейте геометрический орнамент, или цветок, можете создать вышивку руны и дарите оберег. В одном можете быть уверены — аналогичного подарка не преподнесет никто.
Если обладаете временем и желанием украсить свой дом, то скатерть с салфетками, расписанными нитками в едином стиле и в одной технике, будут незаменимы на любом торжестве. Бисерные вышивки картин, пейзажей, репродукции живописных полотен известных мастеров, роспись бисером по трикотажным изделиям, клатчей, сумок, подушек и даже часов, наиболее выигрышно смотрятся при хорошем освещении и игре света. Бисер может быть производства разных стран, различных форм и цветов, обычным и ювелирным. Крепится он в основе нитками мулине, обычными швейными нитями или мононитью стежком полу-крест. Схемы вышивок можно найти в журналах, библиотеках, в интернете и заказать. Любую картину можно разложить по цветам и создать для нее схему для вышивки. Какое направление вышивки больше нравится – решать вам.
Любимый Hand Made — Family.ru
На фото: новинки и бестселлеры издательства «Эксмо» в категории «Рукоделие»Издательство «Эксмо» представило новые книги по рукоделию. По ним можно научиться вязать (на спицах и на машине), создавать поделки из бумажной лозы и бумаги.
Новинки издательства «Эксмо» позволят приобрести практические навыки по рукоделию на основе авторских мастер-классов, и в результате можно научиться разрабатывать и создавать собственный дизайн уникальных вещей для домашнего уюта.
На фото: книги по вязанию, макраме, по плетению бумажной лозы выпускает издательство «Эксмо»Наталья Васив. «Вязание на машине»
Самое подробное издание по освоению вязания на машине от азов до уровня мастерства, позволяющего не только создавать готовые модели одежды, но и разрабатывать собственные.
Вязание на протяжении многих десятилетий остается одним из самых востребованных видов творчества в нашей стране. Благодаря созданию специальных машин, вязание на машине становится популярнее день ото дня, поскольку именно оно предоставляет необыкновенно широкие возможности не только для дизайна вязаных изделий, но и для того, чтобы превратить любимое хобби в профессию и сделать свою жизнь ярче и счастливее.
На фото: книга Наталья Васив «Вязание на машине для начинающих»Новая книга Натальи Васив предоставляет всем уникальную возможность освоить вязание на машине с азов, развить его до уровня мастерства, и позже начать изготавливать вязаные вещи не только для своей семьи, но и на заказ.
Шаг за шагом автор проводит обучающихся по всем этапам вязания, рассказывает о тонкостях выбора оборудования и пряжи и вязания образцов, изготовления моделей одежды и сложных узоров и конструкций.
В эту книгу входят более 1000 цветных иллюстраций и понятные инструкции, а удобная навигация позволит использовать ее не только как обучающее пособие, но и как справочник для тех, кто уже освоил основы мастерства. Несомненно, эта книга станет вашим другом и учителем на долгие годы.
Клара Паркс. «Заклинательница пряжи»
Перед вами не просто книга о вязании. Вам предстоит уникальное и увлекательное чтение: пожалуй, впервые признанные во всем мире писатели так откровенно и остроумно делятся с читателем своим личным опытом о том, как такое творческое увлечение, хобби, казалось бы, совершенно практическое утилитарное занятие, как вязание, вплетается в повседневную жизнь, срастается с ней и в результате меняет ее до неузнаваемости.
На фото: книга Клары Паркс «Заклинательница пряжи»Автор книги Клара Паркс настолько же виртуозно владеет словом, насколько и спицами, поэтому вы будете следить за этим процессом с замиранием сердца, не имея сил сдержать смех или слезы, находя все больше и больше общего между приключениями и переживаниями героини книги и своими собственными.
Эта книга для тех, кто не мыслит своей жизни без вязания, а еще для тех, кто только начинает вязать и ищет в этом занятии более глубокий смысл, нежели создание вязаной одежды, — ведь время, проведенное за вязанием, бесценно.
Полина Майорова. «Эко-рукоделие. Плетение из бумажной лозы»
Взглянув на удивительные вещи, мебель, сумки, сундуки, часы и корзины, созданные автором этой книги Полиной Майоровой, вы не поверите, что все они сделаны из… бумаги! Настолько они прочные, изящные, современные и стильные.
На фото: книга Полины Майоровой «Эко-рукоделие. Плетение из бумажной лозы»А на деле все просто: кроме усердия и желания для воплощения таких замечательных проектов в жизнь всего-то и нужно, что бумага и клей ПВА. Только не забывайте про фантазию, а творческое вдохновение придет во время работы.
Декоративные предметы, сплетенные из бумажной лозы, могут быть абсолютно любой формы и размера, а самое главное — они удивительно экологичны и дают вторую жизнь бумаге, сохраняя деревья от вырубки.
Автор шаг за шагом проводит читателя по пути освоения этого необычного мастерства, давая возможность приобрести практические навыки на основе авторских мастер-классов. В результате вы научитесь разрабатывать и создавать собственный дизайн уникальных вещей для своего интерьера или в подарок родным и друзьям.
Мария Болдова и Светлана Копцева. «Бумагия. Полное пошаговое руководство по современным бумажным техникам»
Открыв эту книгу, вы удивитесь, сколько прекрасного и тонкого можно создать из обыкновенной бумаги! В мире существуют сотни видов бумажного рукоделия. В издательстве «Эксмо» для этой книги редакторы выбрали только самые популярные и эффектные из них.
На фото: книга «Бумагия. Полное пошаговое руководство по современным бумажным техникам»Следуя инструкциям и пошаговым иллюстрациям, которых в книге более 1000, вы научитесь создавать настоящее волшебство в технике квиллинг или вытынанка, скрапбукинг или оригами, под вашими руками расцветут великолепные яркие цветы.
Бумага – идеальный материал для творчества, ведь она всегда под рукой и обладает невероятными возможностями. Выбрав какую-то технику работы, вы сможете создавать оригинальные изделия и это хобби, наверняка, останется с вами на всю жизнь.
Утилитарное рукоделие для дома: шитье из лоскутов
Сегодня для многих мастериц особенно остро стоит вопрос экономии. Не секрет, что инструменты и материалы, которые они используют для творчества, имеют достаточно высокую стоимость. Особенно если речь идет о качественных тканях, пряже, бисере, а также о надежных и долговечных ножницах, спицах, крючках, плоскогубцах и других приспособлениях.
Кроме того, часто для изготовления действительно интересных и привлекательных изделий приходится покупать курс, пособие или ходить на мастер-класс.
В этом аспекте утилитарное рукоделие становится настоящим спасением для активных и творческих натур, которые и дня не могут провести без создания шедевров.
Виды и области применения утилитарного рукоделия
Сам термин означает изготовление предметов интерьера или одежды из вторсырья. Материалы могут быть:
- Ненужная одежда, коврики, гардины, гардины.
- Остатки от предыдущих проектов (обрывки ткани, небольшие мотки пряжи).
- Различные шнуры, шпагат и грубые хозяйственные нитки. То есть такие материалы не предназначены для творчества, но находят интересное применение.
- Предметы, которые отслужили свой срок или были разбиты и больше не могут выполнять функции (деревянные рейки, газеты, разбитая посуда, пустые бутылки и банки).
С помощью утилитарного рукоделия можно создать своими руками вполне практичные вещи или что-то чисто декоративное. Часто мастерицы, освоившие приемы такого рукоделия, изготавливают полезные предметы не только для собственных нужд, но и для подарков.
Утилизация с пользой
Несмотря на то, что утилитарное рукоделие предполагает изготовление поделок из вторсырья, люди, далекие от творчества, могут этого даже не заметить. Например, очень популярны корзины, сплетенные из газет. Рассматривая один из них, его легко можно спутать с продуктом из лозы. Часто новость о происхождении материала становится невероятной новостью для непосвященных.
Причина в том, что трубочки, сложенные из газетных листов, переплетаются так же, как и лоза. Затем готовое изделие красится и покрывается лаком. В результате поверхность становится очень твердой и прочной. Часто такие корзины служат даже дольше, чем их аналоги из дерева, так как не распутываются.
Не торопитесь выбрасывать обрезки
Когда речь заходит об утилитарном рукоделии, на ум в первую очередь приходит техника пэчворк. Это древнее искусство сшивания небольших кусочков ткани с целью получения цельного полотна с четким геометрическим орнаментом.
Традиционно утилитарное рукоделие из лоскутков используется для пошива пледов, покрывал, наволочек и сумок. Однако на сегодняшний день область применения этой техники серьезно расширена, можно увидеть совершенно разные изделия, выполненные с ее помощью:
- Всякие чехлы и «торбочки».
- Кухонные прихватки и подставки под горячее.
- Юбки, платья, пальто, головные уборы и другая одежда.
- Декоративные картины и панно.
Красота и качество
Используется для создания практичных вещей, утилитарное рукоделие предполагает использование различных видов подкладок и наполнителей. Благодаря им швы становятся плотными и держат температуру (если наполнитель синтепон), а чехлы служат гораздо дольше. Для оценки качества изделия в стиле пэчворк не менее важна тщательно выполненная подкладка, чем лицевая часть. Это крайне важно для сумок, косметичек, чехлов для инструментов или телефонов, так как подкладочная ткань будет постоянно видна.
При работе над предметами интерьера или постельными принадлежностями мастер может не уделять такого внимания обратной стороне.
Домашнее утилитарное рукоделие своими руками
Большинство мастеров предпочитают изучать лоскутное шитье при рисовании гладких листов. Существует несколько универсальных схем, помогающих создавать красивые геометрические узоры из ткани разного цвета. На рисунке ниже показаны такие узоры.
Утилитарное рукоделие своими руками (по схемам или по шаблону) обычно успешно осваивают новички. Универсальность этих узоров в том, что они подходят для изготовления полотен различных размеров и конфигураций (не только прямоугольных, но и треугольных, и шестиугольных). Это крайне важно для тех, кто занимается утилитарным рукоделием. Коврики из лоскутков можно составить из нескольких таких узоров. Однако при совмещении обычно соблюдается принцип симметрии.
Одним из сложных моментов для мастеров является декорирование края изделий. Следующая диаграмма прекрасно иллюстрирует, как формируется идеально прямой угол.
Косметичка из лоскутков
Утилитарное рукоделие отлично подойдет для изготовления различных чехлов, сумок и косметичек.
На рисунке ниже показан алгоритм пошива косметички на молнии. Он довольно прост в раскрое и изготовлении, достаточно только внимательно проверить все размеры, а затем аккуратно выполнить швы.
Последовательность работ:
- Нарисовать или распечатать выкройку.
- Вырежьте выкройку из бумаги.
- Приложить к ткани и выкроить основную деталь. Если мастер хочет использовать материал нескольких цветов, она должна вырезать рисунок в соответствующих местах. При укладке этих деталей на ткань следует делать припуски на швы.
- Чтобы косметичка была плотной и держала форму, между декоративным слоем и подкладкой (флис, джинс, брезент) необходимо проложить плотную ткань.
- Вырежьте подкладку такой же формы, но меньшего размера.
- К молнии пришить клапаны, как показано на рисунке.
- Соберите изделие, сначала прикрепив застежку к основной части, затем захватив ее края.
- Пришейте подкладку и прикрепите к задней части косметички.
Если мастер не может аккуратно закрепить вагонку с помощью станка, это можно сделать вручную, предварительно обметав края.
Стежок во времени | БУ Сегодня
Археолог CAS находит смысл в наперстках, шпильках и других швейных инструментах
16 июля 2008 г.
Twitter Facebook
Мэри Бодри, профессор археологии CAS, интерпретирует швейные принадлежности, которые археологи обычно находят и обычно игнорируют.В течение почти двух десятилетий археолог Мэри Бодри кропотливо проводила раскопки на территории фермерского дома 17-го века в Ньюбери, штат Массачусетс, обнаруживая ключи к разгадке меняющейся семейной жизни в Новой Англии. Большая часть ее исследований была сосредоточена на купцах и фермерах, владевших 1690 Спенсер-Пирс-Маленький домик. Кости животных и остатки растений, датируемые 1788 годом, раскрывают меню изысканного ужина, устроенного состоятельным владельцем фермы. Разбитые бутылки, найденные вдоль линии забора, в большинстве из которых были средства для восстановления волос и краска, свидетельствовали о том, что один жилец 19-го века был более чем обеспокоен своей внешностью.
Но серебряный наперсток с надписью, обнаруженный одним из ее добровольцев в 1992 году, был другим. «Это выглядело очень женственно», — говорит Бодри, профессор археологии Колледжа искусств и наук. «Это было выгравировано, и, должно быть, это было очень важно, что-то, что кто-то не хотел потерять». Наперсток направил ее на новый курс — узнать больше о женщинах из домика Спенсера-Пирса-Маленького и, в конце концов, написать книгу, Находки: материальная культура рукоделия и шитья (издательство Йельского университета, 2007 г.), в котором она идентифицирует и интерпретирует швейные принадлежности, которые археологи обычно находят и обычно игнорируют.
Сама Бодри не обращала особого внимания на различные наперстки, утяжелители, кружевные шпульки и прямые булавки, которые она и ее ученики выкопали, работая на ферме с 1986 по 2004 год. «Я попала в ловушку почти все время. археологи делают, что булавки равны шитью», — говорит она. — Нет.
Более внимательное изучение этих артефактов, по ее словам, может выявить, какие виды рукоделия выполнялись — утилитарные, такие как шитье или починка, или декоративные, такие как вышивка, — и предназначались ли предметы для домашнего использования или для продажи.
Прямые булавки в 17-м и 18-м веках имели множество целей, помимо скрепления ткани для шитья. Ими скрепляли страницы документов, складки одеяла и всевозможную одежду, от пеленок и бриджей до вуалей и воротников. Конечно, иглы использовались для шитья, вышивания и гобеленов, но также существовало множество видов специальных инструментов, в том числе иглы для перчаточников, обойщиков, модисток, воротничков, ковров, циновок, упаковки и кулинарные иглы.
«Наперсток вдохновил меня в первую очередь, но также и мысль о том, что небольшие находки могут быть информативными, включая такие глупые мелочи, как прямые булавки», — говорит Бодри. «Поэтому я продолжал пытаться понять, как на них смотреть, и понял, что можно примерно сказать, для чего они предназначены. И археологи никогда раньше этого не делали. Они нашли большие булавки и назвали их булавками для шляп. Но когда вы копаетесь в колониальном районе и знаете что-нибудь о том, какие головные уборы носили женщины, это не шляпная булавка.
Просто немного посмотрев, можно многое сказать, и то же самое можно сказать о наперстках и иголках».Возьмем bodkin, прямую плоскую иглу, используемую как мужчинами, так и женщинами для продевания лент и шнуров, но чаще всего используемую женщинами для шнуровки корсетов или лифов. Среди игл, которые исследует Бодри, есть серебряная игла конца XVII века с инициалами Е.И. или E.J., найденный в почве у бостонского Милл-Понда. «Очевидно, что женщины в раннем Бостоне, как и женщины в других местах, достаточно дорожили своими бодиками, чтобы персонализировать их и, вероятно, использовали их для демонстрации в обществе», — пишет Бодри в своей книге. В самом деле, после шнуровки женщина могла засунуть ремни в прическу, как колониальные побрякушки. «Они сигнализировали о любом социальном статусе, — говорит Бодри.
Она указывает на вдову Джона Хоу из Ипсвича, штат Массачусетс, которую в 1663 году привлекли к суду за то, что она носила серебряную повязку на шелковом шарфе. В то время беднякам запрещалось одеваться напоказ. Обвинители вдовы Хау, вероятно, предположили — как оказалось, ошибочно, — что она пережила тяжелые времена, когда умер ее муж, — говорит Бодри, — и они считали, что высоко ценимый бокин не соответствует ее новому статусу.
«Я пытаюсь рассказать об эмоциональных аспектах этих объектов, — говорит Бодри. «Я считаю, что они не только о женской идентичности, но и об индивидуальной идентичности, и это действительно привлекло мой интерес».
Бодри также хочет разделить по дате швейные принадлежности, выкопанные в домике Спенсер-Пирс-Маленький, и связать их с женщинами из следующих друг за другом домохозяйств. Она не нашла владельца серебряного наперстка; ни у кого из пассажиров не было инициалов L.W.B. «Мы знаем, что в 19-м и начале 20-го веков у женщин, которые там жили, были кружки шитья, — говорит она, — и, конечно же, у них были двоюродные сестры и тети, которые там шили, возможно, потеряв наперстки».
Одна из трудностей заключается в том, что, в отличие от домовладельцев-мужчин, женщины редко фигурируют в исторических записях.