Мальтийское рукоделие ганутель: техника выполнения для начинающих пошагово, поделки и украшения, серьги и картины

техника выполнения для начинающих пошагово, поделки и украшения, серьги и картины

Ганутель является эксклюзивным мальтийским рукоделием. Изначально, ганутель – это техника изготовления цветов для украшения алтаря в монастырях Средиземноморья.

На острове Мальта, недалеко от берегов Италии до сих пор делают эти цветы в монастырях для украшения алтаря в резиденции папы Римского. В 40-е годы ХХ столетия это искусство было забыто.

И неожиданно в конце 1990-х годов эта техника возродилась благодаря министерству культуры Мальты. Были организованы курсы по этому искусству, в которых преподают лучшие мастера, собранные со всего острова.

Слово «ганутель» произносят на разные лады: «ганитилль» или «ганутиль». Оно произошло от итальянского «Canutiglia» – «канитель», что обозначает «тонкая спиральная нить».

У цветов, выполненных в технике «ганутель», есть ряд преимуществ по сравнению с бисерными цветами: они получаются легкими и их легче делать.

Цветы, выполненные несколькими базовыми техниками, выглядят очень элегантно.

Они получаются блестящими, лёгкими и изящными. Данная техника применяется для изготовления брошей, венков, заколок, для украшения одежды, интерьера дома. Их зачастую используют для создания композиций в стеклянных сосудах.

Техника «ганутель» основывается на оплетении скрученной в пружинку проволоки нитями разнообразных цветов.

Различные мастера применяют различные конструкторские решения.

Одни выполняют работы на основе проволочного каркаса, а другие на каркас наматывают нити и применяют в работе разные цветные стеклянные бусины, бисер, пайетки; третьи, собирая части в композиции, дополняют их синелью, наполнителями и опорой, помещая в различные вазы.

Цветок в технике «ганутель»

На примере лепестка приведем порядок работы в технике «ганутель».

Надо изготовить пружинки. Для этого на спицу наматывается проволока длиной 50 см и диаметром 0,5 мм, при этом необходимо оставить концы до 1,5 см, витки укладываются плотно.

Для цветка из 5 лепестков потребуется 5 пружинок, которые лучше сделать сразу, потому что их необходимо будет равномерно растянуть, а промежутки между витками должны соответствовать толщине нитки.

Затем в пружинку вставляется кусок проволоки и все загибается в петлю.

Концы каркаса и пружинки скручиваются вместе. После придания формы заготовка готова.

Обматываем нитками, конец закрепляем. Нитка должна ложиться равномерно и быть натянутой. Обмотка лепестка должна закончиться в средней верхней части заготовки.

Нить опускается вниз и натягивается, чтобы лепесток изогнулся.

Далее нить обматывается вокруг основания и закрепляется ПВА.

После высыхания обрезаются лишние нитки и концы проволоки

Ножка лепестка обматывается флористической лентой.

Сердцевинку можно сделать из бусин, бисера или ниток. Цветок собирается и закрепляется проволокой, затем флористической лентой обматывается ножка.

Форма лепестка может быть и такой,

тогда нить наматывают поперек лепестка.

Ганутель. Основные приемы выполнения старинного мальтийского рукоделия

Искусственные цветы всегда использовались в интерьере, ими украшают одежду, особенный шарм цветы придают модным дамским шляпкам. Искусственные цветы более долговечны, чем живые, а созданные из них икебаны простоят много лет, радуя глаз.

Обычно такие цветы делают из жёсткой ткани или из бумаги, иногда их вяжут, часто изготавливают из пластмассы, кожи, глины, шёлковых ленточек, бисера, ракушек, кружева.

На острове Мальта, который находится в Средиземном море, не так далеко от берегов Италии, известен ещё один традиционный способ изготовления цветов, который называется Ганутель. Скорее всего, эта техника была раньше известна и в других странах, но в настоящий момент она сохранилась именно в монастырях Мальты. Мальтийские монахини до сих пор делают эти красивые цветы для украшения церковного алтаря в резиденции папы Римского (рис.1 а-в).

а)  б)  в)
Рис.

1 [1].

В Ганутели используется тонкая спиральная проволока и шёлковые нитки, а также бусинки, жемчуг или бисер. Получаются изящные, очень лёгкие на вес, блестящие цветы. В шестнадцатом веке такую спиральную проволоку из золота или серебра называли по-итальянски «canutiglia», а по-испански «canutillo», на русском языке вероятно это слово трансформировалось в «канитель».

Красивые ажурные цветы, сделанные за стенами монастырей часто преподносились в качестве подарков высокопоставленным особам. Так известно, что в 1775 году образцы были преподнесены Римскому папе, а в 1787 году посланы в Россию Екатерине II.

После второй мировой войны искусство Ганутели было почти забыто, а с 1970 года появился большой интерес к композициям из сухих цветов — флористике. Но засохшие цветы не годились для украшений в церквях, и поэтому изящное искусство Ганутели всё-таки сохранилось там. Позднее, в конце 1990-х годов произошло внезапное возрождение техники Ганутель. И это совершенно естественно, ведь настоящая ганутель прекрасна.

Этот интересный вариант рукоделия освоила ученица 8 класса Гасанова Альбина под моим руководством и, в результате проектирования, создала свой неповторимый букет (рис. 2).


Рис. 2.

Технологическая последовательность изготовления цветов 

В представленном букете присутствуют цветы, выполненные по трём основным технологиям, поэтому подробно будет описана технологическая последовательность изготовления на примере трёх образцов. Все остальные цветы делались аналогично.

Вариант 1

1. Подготовить материалы. Для работы потребуется гибкая проволока, разной толщины, но не очень толстая; нитки мулине разных цветов.

2. Подготовить пружинки. Аккуратно намотать на спицу проволоку. Размер спицы выбрать по необходимости. Следить за техникой безопасности, чтобы не пораниться о проволоку или спицу. Витки проволоки располагать близко друг к другу (рис. 3а,б)..

а)  б)
Рис. 3.

3. Отмерить пружинки для лепестков. Сделать заготовку для лепестков. Аккуратно растянуть пружинку, отмерить по линейке нужную длину, и разрезать на равные кусочки (рис. 4а). В пружинку вставить проволочку чуть толще, согнуть, два конца проволоки скрутить, придать форму будущему лепестку (рис. 4б).

а )  б)
Рис. 4.

4. Обмотать заготовку нитками. Закрепить нитку на проволоке у основания лепестка петелькой. Обматывать лепесток пропуская нитку между каждым витком пружинки. Не натягивать нитку сильно, особенно в середине лепестка, чтобы не изменить форму, и не ослабить нитки у основания. Очень аккуратно обматывать в верху, чтобы не слетели ниточки. От середины верха лепестка протянуть нитку к основанию, сделав прожилку и закрепить узелком. Так подготовить необходимое для полного цветка количество лепестков

(рис. 5а,б).

а )  б)
Рис. 5.

5. Подготовить тычинки для цветка. Их можно сделать из бусинок и проволоки или из проволоки, которую обмотать нитками мулине и покрасить блестящим лаком для ногтей.

6. Собрать цветок. Соединить вместе все тычинки, закрепить их нитками. Закрепить лепестки вокруг тычинок и крепко связать нитками концы выступающей проволоки. У основания лепестков закрепить зелёную нитку и обматывая по спирали вокруг концов проволоки сделать стебелёк. В низу концы проволоки загнуть и аккуратно обмотать зелёными нитками. Нитку закрепить

(рис. 6а-в).

а)  б)  в)
Рис. 6.

Вариант 2

Повторить пункты № 1 — 4.

5. Обмотать заготовку нитками. Нитки располагать от основания лепестка к середине верха, а потом каждый виток смещать на один виток пружинки. При правильной обмотке все нитки будут пересекаться в середине лепестка (рис. 7а,б).

а)  б)
Рис. 7.

 Повторить пункты № 6-7.

8. Соединить лепестки вокруг тычинок. Обмотать проволоку зелёными нитками сделав стебель (рис. 8). Для получения интересных эффектов можно сочетать способы обмотки лепестков

(рис. 9).

 
Рис. 8.           Рис. 9.

Вариант 3

1. Сделать лепестки. Отмерить кусочек проволоки, закрепить на нем несколькими витками ещё один кусочек проволоки. Рядом с местом соединения на проволоке закрепить большую бусину и нитку мулине для обмотки. Потом ниткой обматывать проволоку плотными витками и одновременно закреплять получившуюся обмотанную проволоку вокруг бусины на проволоке. Витки можно чередовать с бисером. Так увеличить лепесток до необходимого размера (рис. 10а-г).

а)  б)

в)  г)
Рис. 10.

2. Соединить лепестки. Полученные лепестки соединить вокруг тычинок. Стебель обмотать нитками (рис. 11 а, б).

а)  б)
Рис. 11.

В результате проектирования был изготовлен букет из нескольких цветов и цветочных веток, выполненных в технике «Ганутель» всеми тремя вариантами (рис. 12).


Рис. 12.

Как показал проведённый опыт, эта технология доступна для детей среднего школьного возраста. Многих заинтересовали сделанные Альбиной образцы, и несколько учениц 6, 7 и 8 классов присоединились к работе. Единственной сложностью стал подбор основного материала – проволоки. Имеющаяся в продаже проволока для рукоделия, хоть и отличается качеством и разноцветным покрытием, тем не менее, слишком мягкая и её использование не даст жёстких форм для удержания ниток обмотки.

Девочкам был интересен процесс и понравился результат. Кроме того, помимо создания чисто декоративного объекта, в процессе работы продолжается активное развитие детей по различным направлениям.

Развивающие возможности использования техники «Ганутель» при работе с детьми.

1. Развитие моторики рук. Основные движения рук при выполнении цветов – вращательные. Уже на подготовительном этапе возникает необходимость в создании проволочной пружины, которая делается самостоятельно с использованием стержня необходимого диаметра. Из проволоки же скручиваются тычинки (закручивания могут осуществляться как по часовой стрелки, так и против неё). Обматывание формообразующих элементов нитками происходит в различных направлениях: параллельными или скрещивающимися витками. В данном случае активно задействованы мышцы запястий. При обмотке стебельков больше работают пальцы, вращающие стебель и наматывающие нитки на основание. Таким образом активно развивается мелкая моторика кистей рук и пальцев, а при соединении отдельных элементов в цветок формируются манипулятивные навыки.

2. Сенсорное развитие. Использование различных материалов, таких как нитки и проволока разной толщины, бисер и бусины разного размера, формы позволяют развивать у ребёнка восприятие и формируют представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, мягкости или жёсткости и т. д.

3. Конструирование, развитие логики, мышления и воображения. Поскольку создание декоративного предмета позволяет самостоятельно разрабатывать дизайн, то, основываясь на одной технологии, можно свободно «манипулировать» размерами, формой, количеством составляющих элементов, материалами и их цветовой гаммой. Все мыслительные процессы, предваряющие изготовление, и будут способствовать развитию навыков конструирования, логического мышления и воображения.

4. Эмоциональное развитие.

Получение качественного результата кропотливой работы, безусловно, будет способствовать формированию положительного отношения к ручному труду. А перспектива украшения интерьера созданным предметом или последующего дарения его близким людям так же будет стимулировать проявление эмоций. Кроме того, я думаю, что неизбежны комментарии во время работы и при анализе готовых изделий, а это, в свою очередь, будет способствовать продолжению формирования речи детей.

5. Пространственное восприятие. По сути, техника «Ганутель» позволяет создавать объёмные композиции, которые можно внимательно рассмотреть со всех сторон, но, при желании, можно создавать объёмно плоскостные композиции, которые будут не менее эффектны, чем объемные. Составление же объёмных композиций так же заставит детей анализировать, определять место каждого элемента в целой композиции.

Таким образом, представленная здесь старинная мальтийская техника «Ганутель» может стать прекрасным во всех отношениях средством для взаимосвязанного развития мелкой моторики, манипулятивных навыков и речи детей школьного возраста. А потенциальные возможности видоизменения проектируемых объектов смогут надолго заинтересовать и удерживать интерес к этому виду рукоделия у детей различного возраста.

Список источников информации.
  1. http://www.beadsky.com/ganutell.php?ln=ru
  2. http://www. mariakerr.com/
  3. http://www.ganutell.net
  4. http://www.ganutell.com
  5. http://ganutell.blogspot.com/
  6. http://www.angelfire.com/me4/ganutell/lesson.html
  7. http://www.biser.info/node/11813
  8. http://www.abchobby.it/hobby/pasqua/idee_creative_pasqua.htm
  9. http://abccooking.4bb.ru/viewtopic.php?id=885
  10. http://forum.hobbyportal.ru/viewtopic.php?t=3635
  11. http://www.jacky-m.com/frame.htm
  12. Чиотти Донателла. Фантазийные цветы из бисера и ниток мулине. Fiori di filo mouline e perline. Издательство: Альбом. 2006. ISBN: 884512357X, 5912310027

техника мальтийского рукоделия

Все чаще в число наших увлечений начинают входить виды редкого и до определенного времени не знакомого нам рукодельного искусства. Среди таких необычных видов рукоделия ганутель — техника изготовления искусственных цветов.

Откуда появилась инвалидная коляска?

Родина — средневековый остров Мальта. Это исключительное ремесло было изобретено в монастырях Средиземноморья и до сих пор сохраняется там в первозданном виде, как искусство изготовления цветов для церковного алтаря. Возможно, техника гантеля была известна и в других землях, но именно на Мальте сегодня можно увидеть старинные орнаменты и цветочные композиции, украшающие церкви. Несмотря на незамысловатость исполнения, церковное убранство в технике Ганутель выглядит настоящим произведением искусства не только в праздники, но и в будни. Это очень кропотливо, почти ювелирно. Возможно, поэтому эта техника рукоделия была практически забыта. Возрождение искусства гантелей началось совсем недавно – в девяностых годах 20 века. И это неудивительно, настоящие мальтийские украшения изящны, легки и потрясающе красивы.

На чем основана техника?

Технология основана на умении соединения проволоки с нитью. Как правило, это тонкая проволока с золотым или серебряным покрытием, прямая и скрученная в спирали и пружинки. Нитки для кадуце используются разных цветов и фактур. Иногда украшения в этой технике делаются только из проволоки. Технически изготовление охотников выглядит так:

  • проволока скручена в пружину;
  • пружина сложена в отдельные лепестки;
  • лепестки сплетены ниткой;
  • В цельных цветках собрано
  • отдельных лепестков.

Форма и размер изготавливаемых цветов напрямую зависят от количества лепестков, которые соединены друг с другом, и, конечно же, от их формы, цвета и толщины нити и проволоки. Лепестки выполнены по различным схемам и имитируют живые цветы: ромашки, лилии, розы, тюльпаны и др. Дополнительную роскошь цветам придают мелкие бусинки, бисер и пайетки, вплетенные внутрь лепестков. По сравнению с другими искусственными красками украшения, выполненные в этой технике, имеют некоторые преимущества. Они светлее цветов из бисера. Больше, чем цветы из ткани. Дольше, чем композиция из сухоцветов. Да просто смотрятся такие цветы изысканно и вместе с тем эксклюзивно. Его внешний вид напоминает изделие из атласа. Изделия изготавливаются с использованием нескольких основных техник и приемов. Прекрасно сочетается со многими материалами. Прекрасно смотрятся в одежде и украшениях. В последнее время наручные часы становятся все более популярными в свадебной моде. В этой технике изготавливаются необыкновенно изящные ажурные диадемы и венки для невесты, декоративные элементы свадебных платьев, броши, серьги и подвески.

Как бесплатно сделать инвалидную коляску?

Для того, чтобы самостоятельно изготовить такое украшение, ничего особо сложного нет! Правда, стоит учесть, что эта кропотливая работа потребует от вас усидчивости и аккуратности. Для изготовления простого (учебного) цветка вам понадобится тонкая гибкая проволока (подойдет обычная медная), проволока средней толщины и нитки. Лучше всего в этих изделиях смотрятся шелковые нити, но можно использовать и другие, например, мулине. Для начала тонкой медной проволокой (длиной 20-30 см) по спирали обмотайте тонкую (пальчиковую) иглу или толстую «цыганскую» иглу. В результате у вас получится спиральная пружина. Отметьте середину этой спирали и снимите проволоку со спицы. Затем аккуратно растяните ее в стороны так, чтобы витки спирали немного разошлись и между ними остались небольшие зазоры. Первый этап пройден! Далее вставляем внутрь спирали более толстую проволоку, создавая каркас жесткой конструкции лепестка цветка. Сверните пружинку в лепесток нужной формы и начните оплетать ниткой. Наматывайте нить на рамку, начиная с середины, закрепляя нить в месте скручивания лепестка и делая первый виток через центр его верхней части. Каждый последующий виток делается в виде восьмерки – сверху вниз, справа налево (принцип работы с нитью очень похож на принцип изонита). Причем нижний край лепестка обтянут ниткой с лицевой его стороны, верхний – с изнанки. Нить должна проходить через зазоры между витками. Собственно говоря, это все, что нужно знать для первого опыта освоения техники. Форму лепестков можно разнообразить, делая их вытянутыми, овальными или круглыми, создавая подобие лепестков настоящих лилий, роз или ромашек. В серединку цветка можно поместить бусины и бусинки и снабдить его дополнительными чашелистиками, стебельками и листиками. Этот способ намотки ниток не единственный, но один из самых простых. Поэтому лучше использовать его для первого опыта. И только потом начинают осваивать более сложные способы переплетения и даже придумывать свои. Вот такая забытая, но возрождающаяся техника ханутель, искусство создания изящных изысканно красивых эксклюзивных украшений при помощи одной только проволоки и ниток. Советуем прочитать:

комментариев

комментариев

Внештатный писатель на Мальте | Dean Muscat

За последние 40 лет имя Марии Керр стало синонимом мальтийского искусства изготовления искусственных цветов, известного как ганутель. ДИН МУСКАТ встречается с богиней, чтобы обсудить ее стремление всю жизнь совершенствовать свое искусство и поделиться этой самой мальтийской традицией с миром.

На моих глазах рождается лепесток из изумруда и золота.

Мария Керр, сгорбившись в кресле, смачивает нитку в наперстке с водой. Она вытягивает тонкий одиночный слой и непоколебимой рукой хирурга пропускает его через спиральные зубья эллиптической спиральной проволочной рамы. Петля, росчерк ножниц и вуаля , иллюзия завершена — лепесток ганутель полностью сформировался, кажется, за несколько секунд.

Это впечатление мгновенности, конечно, несколько обманчиво. Точно так же, как концертирующий пианист или искусный художник, Керр потратила сотни тысяч часов на оттачивание своего искусства. И в ходе нашего интервью становится очевидным, насколько она стремится к совершенству. Она доходит до того, что закупает лучшие материалы со всего мира — жемчуг и бусины звездной пыли из Америки, проволоку из Великобритании, атласную нить из Германии — чтобы ее крепления ганутель обладали богатейшим блеском и ярчайшим сиянием.

Непрекращающийся спрос на ее работу означает, что клиентам придется ждать почти два года, пока Керр выполнит свои заказы. Процесс кропотливо трудоемкий, на изготовление каждого цветочного стебля уходит до трех часов.

Так как же Керр впервые познакомился с ганутеллом?

Керр признается, что, в отличие от своих братьев и мужчин по отцовской линии, у нее никогда не было таланта к рисованию. Тем не менее, она обнаружила склонность к рукоделию еще в начальной школе у ​​францисканских миссионеров Марии в Бальзане.

Такова была степень детализации, которую эти монахини вкладывали в свое рукоделие, их швейные комнаты прозвали лабораториями. Именно здесь юная Керр впервые погрузилась в шитье, вязание крючком, вязание спицами и кружево. В школе даже делали ганутель, но ее любовь к этому конкретному ремеслу началась намного позже. Ее первой страстью было шитье, и это умение сослужило ей хорошую службу на протяжении всей жизни.

«Я никогда не покупала ничего готового для своих детей и для себя», — объясняет Керр свое мастерство шитья. «Я даже вышила свадебные платья своей дочери и сделала несколько свадебных нарядов для Alamango и Camilleri Paris Mode».

После того, как ее четверо детей сбежали из курятника, Керр захотелось узнать что-то новое. Сначала она записалась на вечерний курс золотого шитья, но в последний момент просматривая программу курса, она обратила внимание на класс ганутель, и она переключилась.

«Когда я увидела его записанным, оно позвало меня», — вспоминает она. «И как только я проработал первый базовый лепесток, во мне что-то взорвалось».

Один урок, и Керр занялась своим первым проектом, зимней синелистной веткой, которая до сих пор висит на стене ее студии. Это совершенная пьеса, которая даже для неопытного глаза, такого как мой, превосходит неуверенную отработку дилетанта. Очевидно, Керр с самого начала обладал интуитивным чутьем к форме. Потрясающее качество ее первых усилий даже взъерошило перья ее учителя, который в конце курса недвусмысленно попросил Керр не возвращаться в следующем году.

Невозмутимая, Керр заблудилась в лабиринтах садов истории Ганутелла, собирая всю информацию, которую могла найти о каждом аспекте предмета. Она провела годы, посещая церкви Мальты, анализируя методы, используемые в их существующих коллекциях ганутель, документируя и собирая все слухи и свои открытия об искусстве. Несмотря на многовековую традицию, «Краткая история Ганутеля» Керра стала первой историей на эту тему, опубликованной на Мальте.

Она также продолжает делиться своими знаниями и талантами, выпуская учебные книги и видеоролики, проводя семинары и выступая на телевидении, которые, по ее мнению, действительно помогли возродить ремесло на Мальте.

«За эти годы у меня были сотни учеников, но художников мало», — говорит она, указывая на детали в композиции, цвете и монтаже, которые отличают мастеров-подражателей от уникальных художников.

Увлечение творчеством Керра выходит далеко за пределы Мальты. Студенты прилетели из Англии, Португалии, Украины и России, чтобы провести интенсивные недельные семинары, разбираясь в тонкостях искусства.

Большой интерес также вызвала Япония, что, возможно, неудивительно, учитывая дзэнскую сосредоточенность, необходимую для создания этих замысловатых искусственных цветов. Некоторые из ее японских учеников заняли призовые места на престижных художественных конкурсах, а популярный токийский дом моды Comme des Garçons также постучался в ее дверь. Керр создала на заказ броши-ганутель, представленные в коллекции лейбла, смоделированной на Неделе моды в Париже. Этот проект остается одним из самых ярких моментов ее карьеры.

И не только мир пришел к Керру; она сама всегда стремится оставаться непревзойденным представителем мальтийской формы искусства, даже если долг требует во время ее отпуска.

«Я всегда беру с собой работу. Я не могу оставаться без ганутеля. Это как мое лекарство», — говорит она со смехом.

Во время одной поездки в Америку, чтобы навестить свою дочь, Керр поняла, что забыла упаковать некоторые необходимые материалы для ганутелла. Не желая обходиться без этого, дочь отвезла ее довольно далеко в магазин товаров для рукоделия, чтобы запастись. Здесь Керр заговорила с менеджером магазина, которому было любопытно, почему она ищет серебряную проволоку определенного калибра — не очень популярная покупка среди клиентов магазина, в основном занимающихся бисероплетением и ювелирами.

Керр достала из сумки несколько фотографий и начала объяснять.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *