Неповторимая китайская вышивка
Восток известен своими традициями, это касается, в том числе, рукоделия. Китайская техника вышивки, еще известная как Сучжоуская (по названию местности), известна уже более 2 000 лет. Несмотря на такую долгую историю, эта техника вышивки стала известна европейцам только в 20 веке. Поскольку Китай является родиной шелка, неудивительно, что шелк стал применяться в рукоделии.
Китайская вышивка – это вышивание гладью шелковыми нитями на шелковой ткани. Используют двустороннюю гладь, поэтому с обеих сторон картина выглядит одинаково. Наивысшим мастерством является вышивка разных картин с лицевой и изнаночной стороны. Вышивальщицы добиваются такого совпадения сюжетов, что невозможно понять, что на обратной стороне вышита другая картина. Чтобы достичь такого результата, вышивкой покрывается все полотно, в том числе фон, нити используют очень тонкие, а узелки прячут особенным образом. Такие двусторонние работы не вешают на стену, а ставят в рамке на горизонтальную поверхность, чтобы можно было поворачивать и любоваться обеими сторонами.
Картины, выполненные в технике китайской глади, очень красивые. Множество оттенков и тончайшие шелковые нити создают великолепную реалистичность изображения. Работы насчитывают более 30 оттенков цветов, а сложные произведения могут быть выполнены с использованием более чем тысячи оттенков. Излюбленные мотивы для вышивки – это природа: растения и животные, или сюжеты народного эпоса. Неудивительно, что на создание картин тратится от нескольких месяцев до года. Однако известны работы, над которыми мастерицы трудились и по несколько лет.
Сердце китайской вышивки
Город Сучжоу – один из самых известных городов Китая — являлся и является до сих пор центром шелковой вышивки. Именно здесь и появилась эта традиция. В летописях о вышивальщицах говорится, что они использовали иголки толщиной с человеческий волос, нити яркие, а получавшиеся картины были словно живые. Иногда китайскую вышивку действительно сравнивают с живописью.
Вышивка стала популярной и активно развивалась, особенно в период с 17 по 20 век, когда она разделилась словно бы на два направления: вышивка для народа и как рисунок. Вышивка стала украшать одежду и аксессуары многих людей. Когда-то ремесленники Сучжоу разводили тутовых шелкопрядов для производства шелковых нитей специально для создания условий для вышивки. Сегодня в этом городе также производят шелк современным способом, создавая новые, яркие нити и ткани, однако традиции вышивки не изменились. Почти каждая женщина в Сучжоу умеет вышивать, но особой честью считается работать на государственной фабрике, где вышивальщицы создают картины для особенных случаев по госзаказу. Например, для украшения важных помещений или в виде подарка главе какого-либо государства.
Китайская вышивка сегодня известна на весь мир благодаря красоте, утонченности и элегантности готовых изделий. Произведения приравнивают к творениям мирового искусства, для их демонстрации организуются выставки. Работы китайских мастеров находятся в коллекциях знаменитых мировых музеев. Под влиянием запада в китайской вышивке начали появляться новые направления. Например, в 20 веке появилась реалистичная вышивка, изображающая людей. Портреты получаются очень похожими, мельчайшие детали проработаны, особенное внимание отдается изображению волос, создается полное ощущение, что это хорошо написанный портрет или фотография. Был также разработан новый метод вышивки, названный «произвольный стежок». В этом стиле используются стежки разной длины и разного направления, а также наложения нитей разных оттенков. В наше время очень популярны вышитые копии картин известных художников, которые практически ничем не отличаются от оригиналов.
Секрет китайской вышивки
Основная сложность и секрет такого типа вышивки – это использование очень тонких нитей. Шелковая нить делится на 16 нитей, которые потом используются в работе. Для создания эффекта объема разные элементы выполняют нитями разной толщины. Например, лепесток вышивается, уменьшая толщину нити от основания к краю. Направление стежка также имеет значение – изменяя направление, можно изменить оттенок, так как свет будет отражаться от шелковой нити иначе. Современные мастера и любители могут вышивать шелком уже по готовому рисунку. Для этого продаются специальные напечатанные на шелке цветные картины. Вышивальщицам остается только вышить шелком поверх некоторых частей картины или покрыть стежками все полотно.
В традиционной вышивке мастер вышивает работу на ткани используя контурные изображения, более того наивысшим мастерством считается вышивка по чистой ткани, словно создание картины. Для вышивки используется некрученый шелк, который ровно покрывает поверхность. Традиционные пяльцы могут повредить или растянуть тонкую ткань, поэтому работа выполняется на рамочных пяльцах либо на подрамнике. Такая работа требует определенного опыта, но после того, как навык появится, вышивка приносит настоящее удовольствие.
Цвета и оттенки имеют большое значение в китайской культуре. Фон для вышивки выбирается темный – черный, темно-синий, коричневый, тёмно-зелёный. А нити подбираются яркие, но не нужно забывать их разделять для создания нужного эффекта. Вышивка выполняется обычной гладью с использованием некоторых оттенков от одного цвета для обозначения теней и плавного перехода цвета. Для китайцев также важно, что изображено на картине. Китайская культура очень символична, поэтому каждое животное, растение, цвет фона имеют значение.
Историю Востока через китайское и корейское рукоделие изучают школьники Гродекова
11 марта 2011 в 09:00
От привычного каждой хозяйке вязания крючком до экзотического квиллинга — практически все направления ручной работы изучают юные гродековцы. К искусству через историю восточных стран, в которых популярны изделия из бумаги, ведет ребят руководитель школьного кружка «Рукодельница» Елена Терехова.
ВОСТОК – ДЕЛО ТОНКОЕ
Созданная еще в 2000 году учителем технологии Еленой Тереховой, «Рукодельница» собрала не один десяток ребят. Открывшаяся как рядовой кружок прикладного искусства, школьная мастерская мало чем отличалась от других творческих групп Благовещенского района. Стремление сотворить что-то поистине искусное привело Елену Ивановну и ее воспитанников к восточному рукоделию.
— Все занятия мы начинаем с небольших уроков истории, — рассказывает руководитель кружка «Рукодельница» Елена Терехова. — Когда возник тот или иной вид творчества, что означает его название и к какой культуре он относится — первоначально изучают дети, а потом уже мастерят.
Начиная с 2009 года, особое место на полках кабинета технологии занимают поделки, сложенные из бумаги, и полотна в стиле бумажной филиграни. Саму идею заняться простыми, но достаточно изящными восточными искусствами Елене Ивановне подсказали коллеги по «цеху» на семинаре педагогов Благовещенского района.
— Сначала — небольшие стрекозы и журавли, ну а затем и до более крупных поделок оригами дошли, — говорит руководитель кружка. — Самые большие работы — из нескольких сотен кусочков бумаги — ребята делали не одну неделю. Некоторые идеи до сих пор остались нереализованными. Например, — крепость. Лишь одну из трех башен пока удалось собрать.
Оригами – для людей с истинно восточным терпением и старанием. «Жар-птицу» ученица Елена Рубан делала неделю. На всю поделку ушло более 1000 модулей (кусочков бумаги размером 6х4 сантиметра). Примерно столько же частей потребовалось и на создание «Лодки-дракона» Светлане Галактионовой. «Складывание бумаги» — не просто механическая манипуляция, но и пища для ума. Практика и изучение оригами касаются некоторых областей математики. Например, проблема плоского изгиба (возможно ли образец складки согнуть в двумерную модель) была объектом серьезного математического исследования.
Вслед за оригами Елена Ивановна приступила к изучению квиллинга – еще одна техника работы с бумагой. Картины из бумаги, изящные, как сам Восток, красуются на стенах учебного класса.
— Квиллинг, или бумагокручение, популярно в Корее. В отличие от оригами он требует меньше сил и времени, но при этом не ограничивает полет фантазии, чем очень нравится ребятам, — говорит Елена Ивановна. – Искусство – практичное в быту. Например, бумажными кружевами можно украсить праздничную открытку или панно с оригами.
ОТДЕЛЫ РУКОДЕЛИЯ
— Начинали свою школу искусств мы с простого вязания крючком, затем добрались до бисероплетения и макраме, — говорит Елена Ивановна. — По три раза в неделю на протяжении двух часов за занятие ребята 7-11 классов творили, мастерили и создавали красоту. Со временем, когда «домашние» искусства были освоены, мы двинулись покорять новые отделы рукоделия.
Найти новое искусство по душе не составило труда. Подспорьем в этом вопросе оказались литература и Интернет. Следующим этапом в жизни кружковцев стало изготовление фигурок людей из бумаги, поделок из соленого теста.
Запеченный мамонт, крокодилы, гнездо и цветы красуются на полках школьного кабинета.
По соседству с солеными поделками расположился целый коллектив человечков, вырезанных из разноцветной бумаги.
— Некоторые поделки, такие как браслеты из бисера и брелоки, дети забирают домой, — рассказывает главная рукодельница Елена Ивановна. — Кому-то нравится самому носить свое произведение искусства, некоторые дарят работы родственникам и близким людям. Но многие оставляют работы в копилке кружка.
ПЕСЧАНАЯ РОССЫПЬ
С недавних пор могут попробовать свой талант в бумажных и других рукотворных искусствах в гродековской школе учащиеся любого возраста. Всего сейчас кружок посещают порядка 20 ребят.
— Заниматься со всеми сразу порой не хватает сил, приходится делить учеников на две группы, — признается учитель технологии. — Совсем недавно, в декабре, с младшей группой ребят мы делали куклы. Чтобы сделать один персонаж из сказки «Три поросенка», уходило порядка недели. Технология изготовления проста, но занимает много времени. Сначала нужно срезать середину у пластиковой бутылки и совместить верхнюю часть с дном тары пластилином. Затем сделать форму лица персонажа и оклеить бумагой (наклеить кожу), затем раскрасить, сделать для куклы платье.
Несмотря на все «но», Елена Ивановна старается постоянно удивлять своих воспитанников. Так, в планах у учителя по рукоделию на будущий год освоить песчаную россыпь на стеклянных бутылках. Возможно Елена Терехова со своими воспитанниками станет первопроходцем «сыпучего искусства» в Благовещенском районе.
Китайская вышивка, 5 видов китайской вышивки
Искусство вышивки было широко распространено по всему Китаю во времена династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.). В то время возникли четыре отличительных стиля или школы вышивки, хотя каждая из них достигла своего апогея после того, как расцвет торговли на Шелковом пути создал спрос на китайские товары.
Самые ранние образцы китайской вышивки относятся к династии Чжоу (1027–221 гг. до н. э.). Неясно, было ли это происхождение вышивки, потому что в Египте и Северной Европе также есть ранние образцы. Древнекитайская вышивка производилась с использованием шелка, потому что прядение из тутового шелкопряда уже было освоено. Любопытно, что китайская вышивка изначально была прерогативой мужчин; только позже китайские мужчины поняли, что женщины справляются с этим лучше.
Четыре школы китайской вышивки внесены правительством в список нематериального культурного наследия Китая. Это вышивка Шу, вышивка Сян, вышивка Су и вышивка Юэ. Вышивка мяо — это стиль вышивки, отдельный от меньшинства.
Школа китайской вышивки Шу
Шу вышивка особенно ассоциируется с городом Чэнду, административным центром провинции Сычуань. И «Шу», и «Чуань» являются аббревиатурами, используемыми для обозначения провинции Сычуань, поэтому вышивку Шу также называют вышивкой Чуань. Наиболее характерными чертами вышивки Шу являются:
ВышивкуШу можно найти в магазинах Чэнду, которые специализируются на таких товарах, например, в сети магазинов Хунци по цене от 300 юаней (около 44 долларов США). Вышивку Шу также можно найти в Академии парчи Шу в Чэнду. Чтобы узнать о магазинах вышивки Shu, см. Chengdu Shopping.
Туры China Highlights в Чэнду предоставляют покупателям прекрасную возможность познакомиться с замечательной историей города, а также приобрести вышивку Shu.
Школа китайской вышивки Сян
Вышивка Сян исторически ассоциировалась с провинцией Хунань. «Сян» — это аббревиатура от Хунань, которая происходит от реки Сян, протекающей через провинцию.
Наиболее заметными особенностями вышивки Xiang являются:
Школа китайской вышивки Су
ВышивкаСу получила свое название от аббревиатуры провинции Цзянсу, которая также является «Су» в столице провинции Сучжоу.
Вышивка Су подразделяется на период до и после династии Мин (1368–1644), когда вышивка Су находилась под влиянием как японского, так и западного искусства, впитывая их и изменяясь навсегда. Поглощение, вероятно, связано с близостью провинции к Японии и взаимодействием с Западом в то время.
Наиболее характерные черты вышивки Shu :
Вышивка Су стала настолько известной во времена династии Цин (1644–1912), что Сучжоу называли «Городом вышивки». Су вышивка была фаворитом при дворе династии Цин для королевской одежды и украшения стен.
Su также популярна сегодня и теперь используется для изделий общего назначения, таких как сумки. Су вышивка завоевала признание на международных выставках. Лучшее место для покупки вышивки Су — музей вышивки Су в Сучжоу. Узнайте больше о покупках в Сучжоу.
Школа китайской вышивки Юэ
ВышивкаЮэ (кантонская вышивка) связана с современной провинцией Гуандун . («Юэ» — аббревиатура провинции Гуандун.)
Хотя доказательств мало, Юэ считается старейшей школой вышивки . Согласно историческим источникам, в ранней вышивке Юэ использовались скрученные павлиньи перья и конский хвост для разделения цветовых границ. Они все еще используются сегодня, хотя в основном для акцентирования.
Хотя Yue Embroidery сочетает в себе множество школ вышивки, есть две характеристики, которые отличают стиль , а именно:
Он особенно популярен среди китайских эмигрантов по всему миру. Вышивка юэ также завоевала множество призов, в том числе призы на международных выставках.
Некоторые из старых образцов вышивки Юэ продаются по невероятно высоким ценам на международных аукционах, таких как Christie’s и Sotheby’s, когда бы они ни появлялись.Вышивка Мяо
Вышивка мяо – это уникальное искусство народа мяо.
Рисунки изображают благоприятных животных, таких как килин, дракон, феникс, насекомое, рыба, цветы и фрукты. Используются обильные цвета, например, алый, розовый, фиолетовый, темно-синий, кембриджский синий и бутылочно-зеленый.
вышивки мяо можно купить в юго-восточном Гуйчжоу, где находится крупнейшая в Китае община мяо. Деревня Сицзян Мяо в Кайли особенно известна своей вышивкой. Вышивка доступна в продаже в деревне.
Китайская вышивка
Вышивка, народное искусство с давними традициями, занимает важное место в истории китайских декоративно-прикладного искусства. В своем долгом развитии вышивка была неотделима от выращивания тутового шелкопряда, наматывания и ткачества шелка.
Китай был первой страной в мире, которая начала ткать шелк. Шелкопряды были одомашнены еще около 5000 лет назад. Производство шелковых нитей и тканей дало начало искусству вышивки. В 1958 году кусок шелка с вышитым изображением дракона и феникса был обнаружен в гробнице государства Чу периода Воюющих царств (475-221 гг. до н.э.). Это самый ранний образец китайской вышивки, которому более 2000 лет. Вышивка получила широкое распространение во времена династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.), и многие обнаруженные вышитые изделия относятся к тому периоду.
Сегодня вышивка шелком практикуется почти во всем Китае. Четыре известные вышивки Китая относятся к вышивке Сян в провинции Хунань в центральном Китае, вышивке Шу в провинции Сычуань на западе Китая, вышивке Юэ в провинции Гуандун на юге Китая и вышивке Су в провинции Цзянсу на востоке Китая.
Вышивка Сян
Вышивка Сян |
Вышивка Xiang хорошо известна своей проверенной временем историей, превосходным мастерством и уникальным стилем. Самый ранний образец вышивки Сян был обнаружен в гробнице № 1 Мавандуй, город Чанша династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.). Техника ткачества была почти такой же, как и в наше время, что свидетельствует о том, что вышивка существовала уже в династии Хань. В своем более позднем развитии вышивка Сян вобрала в себя характеристики традиционной китайской живописи и сформировала свои собственные уникальные черты. Вышивка сян пережила свой расцвет в конце династии Цин (1644-1919 гг.).11), а в ранней Китайской республике (начало 20 в.), даже превосходя вышивку Су. После образования Китайской Народной Республики сянская вышивка получила дальнейшее развитие и вышла на новый уровень.
Вышивка Xiang использует в качестве материала чистый шелк, твердый атлас, мягкий атлас и нейлон, который связан разноцветными шелковыми нитями. Впитав в себя дух китайской живописи, вышивка достигает высокого художественного уровня. Вышивальные ремесла Сян включают в себя ценные произведения искусства, а также материалы для повседневного использования.
Вышивка Шу
Вышивка Шу |
Вышивка Шу, также называемая вышивкой Чуань, является общим названием для изделий с вышивкой в окрестностях Чэнду, провинция Сычуань. Вышивка шу имеет долгую историю. Уже во времена династии Хань вышивка Шу была известна. Центральное правительство даже выделило в этом районе офис для своего управления. В период пяти династий и десяти государств (907-960), мирное общество и большой спрос создали благоприятные условия для быстрого развития индустрии вышивки Шу. Вышивка Шу пережила пик своего развития во времена династии Сун (960-1279), заняв первое место как по производительности, так и по совершенству. В середине правления династии Цин сформировалась вышивальная промышленность Шу. После основания Китайской Народной Республики были созданы фабрики вышивки Шу, и ремесло вступило в новую фазу развития, используя инновационные методы и большее разнообразие форм.
Зародившись среди народа на западе провинции Сычуань, вышивка Шу сформировала свои уникальные характеристики: гладкость, яркость, аккуратность и влияние географической среды, обычаев и культуры. Темами работ были цветы, листья, животные, горы, реки и человеческие фигуры. Всего для плетения 122 подхода в 12 категориях. Мастерство вышивки Шу включает в себя сочетание изобразительного искусства, эстетики и практического использования, например, облицовки китов, наволочек, пальто, побегов и экранных покрытий.
Вышивка Юэ
Вышивка Юэ |
Вышивка Юэ, также называемая вышивкой Гуан, является общим названием для вышивальных изделий регионов Гуанчжоу, Шаньтоу, Чжуншань, Фанью и Шунде в провинции Гуандун. Согласно историческим записям, в первый год правления Юнъюаня (805 г.) во времена династии Тан (618-907 гг.) девушка по имени Лу Мейнян вышила седьмой том буддийского писания Фахуа на куске тонкого шелка длиной 30 см. Так вышивка Юэ стала известна по всей стране. Процветающий порт Гуанчжоу династии Сун способствовал развитию вышивки юэ, которая в то время начала экспортироваться. Во времена династии Цин волосы животных использовались в качестве сырья для вышивки юэ, что делало работы более яркими. В период правления Цяньлуна (1736-179 гг.)6) династии Цин в Гуанчжоу была создана промышленная организация. В то время большое количество мастеров посвятило себя ремеслу, что способствовало дальнейшему совершенствованию техники ткачества. С 1915 года вышивка Юэ получила несколько наград на Панамской выставке.
Под влиянием национального народного искусства вышивка юэ приобрела свои уникальные черты. На вышитых изображениях в основном изображены драконы и фениксы, цветы и птицы, аккуратные узоры и насыщенные контрастные цвета. Мулине, нитки и вышивка золото-шелковыми нитями используются для изготовления костюмов, украшений для залов и поделок повседневного обихода.
Су вышивка
Су вышивка |
Вышивка Su с историей, насчитывающей более 3000 лет, является общим названием для вышивальных изделий в районах вокруг Сучжоу, провинция Цзянсу. Это ремесло, восходящее к периоду Троецарствия (220-280 гг.), стало побочным занятием людей в районе Сучжоу во времена династии Мин (1368-1644 гг.). Вышивка Су, известная своей гладкостью и нежностью, принесла Сучжоу титул города вышивки династии Цин. В середине и конце Цин вышивка Су претерпела дальнейшее развитие, связанное с двусторонней вышивкой. В городе Сучжоу было 65 магазинов вышивки. В период Китайской Республики (1912-1949), суская вышивка находилась в упадке из-за частых войн и была восстановлена и возрождена после основания нового Китая. В 1950 году центральное правительство создало исследовательские центры вышивки Су и организовало учебные курсы по изучению вышивки. Методы ткачества поднялись с 18 до нынешних 40.
Су вышивка отличается сильным, народным колоритом и приемы ее плетения характеризуются следующим: поверхность изделия должна быть ровной, кайма должна быть аккуратной, игла должна быть тонкой, линии плотными, цвет должен быть гармоничным и ярко и картинка должна быть ровной.