Татарские поделки своими руками: Татарские поделки своими руками (55 фото) — фото

Татарская народная кукла, оберег | Страна Мастеров

22 апреля, 2014 — 16:37 ~ Айгуль Нагимулловна ~ Если вам есть, что мне написать, пишите



Айгуль Нагимулловна

← 2 из 2       

Тип работы

Кукла

Событие

День матери

Техника

Моделирование, конструирование

Материал

Нитки

Поделиться:

1.

Кукла сделанная своими руками при помощи ниток

2.

Нам понадобится нитки разных цветов, и разных размеров

3.

Спрячем внутрь белый и черные нитки, а серую нитку вдоль всего круга

4.

Завязали, и отделили черную

5.

Сформировали красивую форму головы, и завязали белой ниткой

6.

Надо с двух сторон отделить в 2 пучка волосы, и сделайте косички

7.

Берем мерку головы, и по нему на картон делаем шаблон

8.

По кругу завязываем на картон нашу нитку, делаем узелок

9.

Одеваем нашу куклу

10.

Головной убор готов, осталось только украсить

11.

Из ниток разных цветов делаем плед для нашего ребенка

12.

Плед готов, по той же технологии что кукла, делаем ребенка

13.

Наша кукла готова

14.

 

                       «Татарская народная кукла «

Автор: Гильманова Айгуль Нагимулловна

                                                                                     МБОУ «Сатышевская СОШ им.Ш.З.Зиннурова» библиотекарь

 

Традиционная татарская кукла делается из шерстяных ниток. Кукле–женщине делают платье в соответствии с требованиями Шариата, которое, как говорится в Коране, «скрывает все, кроме явного».

Имен татары и башкиры куклам не дают. Еще для этих игрушек характерно отсутствие нарисованных черт лица, что связано со старинными народными традициями. 
«Все народные татаро-башкирские куклы делалась так, чтобы ребенок мог задействовать свою фантазию и доделать в своем воображении игрушку сам. В русском селе делались похожие куклы-скрутки, они тоже были без лица.

 Так почему же у народной куклы нет лица? Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, ниток, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

 Данный мастер-класс рассчитан в основном на детскую аудиторию в возрасте от 8 до 14 лет. Его можно использовать на уроках технологии.

Назначение: Кукла сделанная своими руками является прекрасным подарком  друзьям, родным и близким.

Цели: научиться вспоминать свои корни, хранить память предков, которая не даст нам забыть свою историю.

Задачи: научиться мастерить куклу своими руками, видеть за её неприхотливым обликом целый мир, полный чудес и творческих поисков. 

Ход работы

Кукла бережно передавалась из рук в руки – от матери к дочери, от бабушки к внучке…

Чтобы воздух в избе был чистый изготовляли полезную куклу .

Внутрь куклы можно спрятать душистую траву.

В древности  куклу мяли в рука, и по всей избе разносился аромат трав. Считалось, что он отгоняет болезни.

Мастер — класс для воспитателей по изготовлению татарских национальных блюд «Чудо тесто» | Материал:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 58»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

Мастер – класс для педагогов по изготовлению изделий татарских национальных блюд

 «Чудо тесто»

Подготовила: воспитатель

по татарскому (русскому)

языкам

Арсентьева В. Е.

г. Нижнекамск

2018 г.

Цель: знакомство с способом приготовления солёного теста, приёмами лепки изделий татарских национальных блюд; приобщение к культуре и традициям народа.

Основные этапы мастер – класса:

  • Вводная часть. Вступительная беседа с педагогами.
  • Основная часть. Ознакомление с способом приготовления солёного теста. Показ техники и приемов лепки изделий национальных блюд.
  • Практическая часть. Изготовление изделий из теста педагогами.
  • Анализ мероприятия. Подведение итогов.

Материал: иллюстрации татарских национальных блюд, солёное тесто, доски для лепки, стеки.

Ход мастер-класса:

Издавна известны пластические свойства соленого теста. Наши прабабушки лепили из него фигурки различных птиц и животных, так называемых «жаворонков», с которыми встречали весну, баранки, которыми одаривали своих друзей и родственников под Новый год и на Рождество, ко дню рождения в знак любви и уважения. Изделия из теста использовались как детские игрушки.

Но, прежде чем, превратиться в детские игрушки, фигурки из теста имели обрядовое значение. Издавна известны обряды, связанные с зерном и хлебом, традиционные для народов России, Украины, Беларуси, Польши, Болгарии, Чехии. В соответствии с этими обрядами весной, перед прилетом птиц, выпекались фигурные изделия из теста, чаще всего имеющие вид стилизованной птицы. Фигурки назывались «жаворонками».

Из соленого теста можно изготовить простые фигурки и изделия, например листочки, грибочки, яблочки, и достаточно сложные варианты — деревья, фигурки животных и людей, а также различные многоплановые композиции.

Что нужно для работы?

Есть разные рецепты соленого теста. Например, в одном из них в тесто добавляется растительное масло. Однако изделия в этом случае оставляют жирные отпечатки. В некоторых рецептах предлагается добавлять в тесто виниловый клей. С тестом, приготовленным по такому рецепту, нужно быть очень осторожным, особенно если вы работаете с маленькими детьми. Ведь клей токсичен, а малыши любят все пробовать «на зуб». Наш рецепт состоит из 100% экологичных и поэтому безопасных материалов — воды, муки и соли.

Мука — это природный продукт, и ее качество может меняться и от степени размола зерна, и даже от погодных условий, при которых зерно созревало. Поэтому на практике универсальный рецепт соленого теста приходится слегка корректировать, но это не вызовет у вас затруднений в работе. Для соленого теста лучше всего подходят недорогие сорта муки, не подвергнутой специальной обработке и без добавок, эмульгаторов и разрыхлителей. Ведь для лепки не важно наличие в муке витаминов и микроэлементов. Пшеничная мука лучше всего подходит для приготовления соленого теста. А в тесте из ржаной муки образуется больше пор, его труднее сушить, и в лепке оно более твердое. Различные сорта муки можно смешивать, например, пшеничную и ржаную муку.

Соль добавляют в тесто исключительно для защиты от мышей и вредных насекомых. Поэтому большого ее количества, в сущности, не требуется. Перебор соли может сделать тесто после сушки хрупким и ломким, что ведет к образованию трещин на изделии. Соль можно использовать любую, даже самую дешевую. Соль грубого помола легко размельчить в кофемолке.

Рецепт приготовления соленого теста:

Мука пшеничная – 2 стакана

Соль «Экстра» — 1 стакан

Вода – ¾ стакана

Как высушить поделку?

Сушка — очень важный этап в изготовлении изделий из соленого теста. Представьте: вы задумали и сотворили из него нечто замечательное. И вдруг — в результате поспешного или неправильного обжига — изделие треснуло и все пошло насмарку! Вот действительно большое разочарование.

Высушить поделку можно на открытом воздухе в сухом месте. Чем изделие толще, тем понадобится больше времени. Зато этот способ самый экономичный.

Однако имейте в виду, что при воздушной сушке на поверхности изделия, которая контактирует со столом, образуются углубления.

При воздушной сушке влага испаряется медленно, поэтому на высушивание каждого миллиметра толщины изделия требуется 1 день сушки.

Летом для высушивания используйте солнечное тепло: готовое для просушки изделие положите на освещенное солнцем место.

Раскрашивание.

Готовые изделия можно раскрасить полностью или частично. Прекрасно смотрятся изделия цвета натурального теста с минимальным использованием красок. Однако если вы хотите полностью раскрасить изделие, рекомендуется использовать акриловые краски. После высыхания они не пачкают рук и не размазываются.

Для раскрашивания можно использовать также акварельные краски. Для этого акварель размешивают кисточкой очень густо с минимальным количеством воды и наносят на изделие так, чтобы краска не растекалась. Раскрашенные таким образом работы необходимо закрепить лаком.

Гуашевые краски тоже могут быть использованы для раскрашивания. В этом случае в гуашь следует добавить немного клея ПВА.

Лакирование.

Для того чтобы краски не выгорали или случайно попавшие на поверхность изделия капли воды не испортили работу, фигурки лакируют. Лакирование используют при необходимости и по желанию автора.

Применяют как жидкий, так и густой лак. Жидкие лаки плохо защищают изделия из соленого теста, поскольку они проникают внутрь, и поэтому изделие приходится лакировать много раз. И все же используйте именно жидкий лак, если хотите, чтобы изделие выглядело более румяным и менее блестящим. Если состав жидкий, изделие необходимо покрывать лаком и высушивать несколько раз.

Однако правильно высушенное изделие даже при длительном хранении прекрасно сохраняется и без лакирования.

 — Теперь, уважаемые коллеги, мы предлагаем вам попробовать слепить из солёного теста изделия татарских национальных блюд: чак-чак, треугольник, бавырсак.

Показ приемов лепки. Выполнение работы педагогами.

Подведение итогов мероприятия.

Литература:

  1. Дорошенко Т.Н. издательство: Фолио, серия: мастер-класс, 2011г.
  2. Шнуровозова Т.В., Щеглова А.З. Золотая книга лучших поделок; издательство: Владис, 2011г.
  3. Чекмаев О.Н. Соленое тесто: Увлекательное моделирование; Издательство: Проф-издат, 2009г.

Крымскотатарский орнамент Орнек и знания о нем

Издревле: традиции орнаментального искусства крымских татар

Орнек — традиционный орнамент в прикладном искусстве крымских татар. Этим орнаментом украшали различные предметы быта и культа: одежду, ткани, украшения, мебель, архитектурные объекты и надгробия.

Орнек – одно из древнейших культурных достижений крымскотатарского народа. Это уникальное явление мировой культуры связано своей тематикой и символикой с древней историей Крыма, со всеми цивилизациями, прошедшими через эту землю: скифской, античной, византийской и тюркской цивилизациями. Расцвета декоративное искусство крымских татар достигло во времена Крымского ханства со второй половины 15 века до конца 18 века. Орнаментальное искусство крымских татар зародилось, прошло долгий и сложный путь синтеза, получило свое развитие и продолжает развиваться.

В Крымском ханстве была своеобразна система цехового производства. В каждом большом городе были мастерские ремесленников: ткачей, ювелиров, вышивальщиц, скорняков, жестянщиков и т.п. Крымская знать покупала качественные продукты. Изделия нашли своих покупателей и в других странах. Помимо профессионального кустарного производства, широкое распространение получили домашние промыслы, такие как вышивка и ткачество.

Орнамент в различных формах народного творчества

Серебряный женский пояс и «марама», ткань для покрытия головы. Частная коллекция.

Фото О. Соболевой

Крымскотатарский орнамент и его элементы – важный элемент самоидентификации, неотъемлемая часть жизни каждой крымскотатарской семьи. Издавна крымские татары украшали дом предметами декоративно-бытового назначения с изображением орнамента. Товары с изображением орнамента всегда были гордостью семьи, их бережно хранили и передавали по наследству.

Орнамент является средством передачи знаний из поколения в поколение в культурно-исторической стороне жизни людей, поэтому знания об Орнеке сохранились при депортации. Предметы с изображением орнамента используются на всех этапах жизни: в обряде рождения ребенка; в традициях ухаживания и свадьбы; в религиозном ритуале обрезания мальчиков; новые дома; обустройство дома; похоронные ритуалы.

Настоящим культурным достоянием Украины является «Татарская ишлеме», традиционная двусторонняя вышивка крымских татар, которая насчитывает более 60 различных стежков. Характерной чертой вышивки «Татарская ишлеме» является использование пастельных тонов в сочетании с серебряными и золотыми нитями. Этот орнамент приобрел геометрические формы в ткацком и ковроткачестве. Обычно для ткачества использовали лен, хлопок, шерсть и шелк. Льняная ткань, производимая крымскими татарами, отличалась нежностью и мягкостью. В ювелирном деле традиционный орнамент отличается особой красотой.

Наиболее распространенной техникой была филигрань, изготовление украшений из тонкой серебряной проволоки.


Переплетение восточного узора: основные мотивы орнекского орнамента  

Орнаментальное плетение. Бахчисарайский историко-культурный заповедник

Полотенце вышитое двусторонней гладью «татар ишлеме». Частная коллекция

Фото О. Соболевой

Орнамент содержит комбинированные мелкие элементы, преимущественно растительного и геометрического характера, симметричного и асимметричного расположения. Различные элементы орнамента объединяются в единый смысловой центр, которые усиливают друг друга или образуют новые знаки. Названия и смысловое значение каждого элемента сохранились в крымскотатарском орнаменте.

Орнаментальные мотивы, изображенные на различных предметах рукоделия, имели свои стилистические особенности, которые напрямую зависели от техники исполнения и используемых материалов. Основные мотивы узора делятся на две группы: цветочные и геометрические. Растительный орнамент характерен для вышивки, резьбы по камню и ювелирного искусства. В ткачество и ковроткачество преобладают геометрические мотивы.

Традиционный орнамент, помимо художественно-эстетической ценности, имел важную магическую и знаковую функцию. В таком орнаменте зашифровывалась особая информация, которая с помощью особых знаков, символизирующих магическое содержание, защищала от злых сил.


Орнекский орнамент в народном быту и обрядах

Комната невесты. Экспозиция Национального музея крымских татар 1920-х гг. (Бахчисарай)

Фрагмент вышивки. Бахчисарайский историко-культурный заповедник

Изделия, украшенные традиционным орнаментом, украшали интерьер домов. Это были полотенца («эу-джияр», «ягбез», «софа-пешкир»), салфетки («йемени»), платки и занавески, резные деревянные сундуки («сандык») и медная посуда.

Интерьер комнаты невесты был богато украшен. Перед свадьбой девушка готовила приданое, в которое входили сотни предметов быта, которые девушка вышивала вместе со своими подружками. Во время свадьбы комната невесты была празднично украшена. Под потолком были закреплены десятки веревок, радиально расходящихся от центра. Все ткани и одежда, богато украшенные вышитым и тканым орнаментом, развешивались на этих веревках и по периметру стены.

Предметы, украшенные традиционным орнаментом, были важными атрибутами во многих обрядах. Ткани и предметы одежды были универсальным подарком во время всех семейных и общественных обрядов. Во время обрезания («суннет») и свадьбы («той») победители традиционной борьбы («куреш») или конных скачек («кошу») получали вышитые жилеты, платки и скотину. Невеста готовила для жениха установленный традицией набор подарков из девяти предметов: кисет, подвязки для носков, полотенце для обряда бритья, пояс «очкар» и т. д. 


Живые традиции: современное состояние развития декоративно-прикладного искусства

Традиционная одежда

Панно с вышивкой. Автор — Мамут Чурлоу

Головной убор Феска и вышитая ткань

События депортации 1944 года нанесли невосполнимый урон декоративно-прикладному искусству крымских татар, народ был поставлен в условия выживания.

Возрождение различных народных промыслов (ювелирного, гончарного, ткацкого и вышивального) началось в начале 19 в.90-е годы. В частности, в 1991 году в Симферополе начали действовать курсы традиционной вышивки, на которых передала свои знания потомственная мастерица Зулейха Бекирова.

Сегодня такие мастера, как Эльвира Османова, Юлия Тулупова, Гульнара Негляденко, Тамара Ключкина и Хатидже Юнусова и другие. При изготовлении орнамента мастера наделяют его своей энергией и видением развития культурной традиции сквозь призму сегодняшнего дня. Орнамент является важным средством передачи общественно значимой информации, он несет в себе достояние общины как неотъемлемой части общества, обогащает ее и вдохновляет на прогресс.

В начале 2000-х начал свою работу потомственный ювелир Айдер Асанов, обучив своему ремеслу более 20 студентов. Выдающийся вклад в развитие орнека, традиционного крымскотатарского орнамента, внес художник и искусствовед Мамут Чурлу.

Серия организованных им семинаров и выставок способствовала распространению орнаментики орнеков в самых различных видах народных промыслов и ее художественной интерпретации. Орнекский орнамент используется в керамике (Рустем Скибин, Марина Курукчи, Мамут Чурлу, Эльдар Гусенов), ковроткачестве (Мамут Чурлу, Ирина Тесленко), художественном панно (Гульнара Негляденко, Мамут Чурлу, Юлия Тулупова) и росписи по стеклу (Зера Аблиазисова, Афизе Юсуф-кызы).

Особенности использования орнамента в современных произведениях искусства – это сочетание различных приемов и приемов в одном произведении. 12 февраля 2018 года Орнек включен в Национальный список элементов нематериального культурного наследия Украины.

  • Об Орнеке
  • Марина Курукчи
  • Гульнара Негладенко

Проверьте свои знания!

Мы верим, что на нашем сайте Вы нашли для себя много нового и интересного, а, возможно, стали настоящим знатоком и готовы и дальше передавать другим знания и традиции украинского народа. Чтобы быть уверенным, мы рекомендуем вам пройти тест.

Хотите узнать больше? Советуем ознакомиться с

  1. Акчурина-Муфтиева Н. Прикладное искусство крымских татар 15 — 1 пол. 20 века. Симферополь, 2008. 392 с.
  2. Чепурина П.Я. Орнаментальное шитье Крым. М. — Л., 1938. 64 с.
  3. ИНДЕКС элемента нематериального культурного наследия Украины «Крымскотатарский орнамент Орнек и знания о нем» (скачать)

Некоторые фотографии любезно предоставлены ОО «Алыем».

«Народные промыслы татар». Канитель и филигрань

Древнейшая письменность — тюркская руническая. С 10 века по 1927 год существовала письменность на основе арабской графики, с 1928 по 1936 год использовалась латиница (яналиф), с 1936 года по настоящее время используется письменность на кириллической графической основе, хотя уже есть планы перевести татарское письмо на латиницу. Татары говорят на татарском языке кыпчакской подгруппы тюркской группы алтайской семьи. Языки (диалекты) сибирских татар обнаруживают известную близость к языку татар Поволжья и Приуралья. Литературный язык татар сформировался на основе среднего (казано-татарского) диалекта.

Традиционным жилищем татар Среднего Поволжья и Приуралья была бревенчатая изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад украшали разноцветные росписи. У астраханских татар, сохранивших некоторые свои степные скотоводческие традиции, юрта была летним жилищем.

Кузикмяки – это горячие лепешки из пресного теста, сложенные пополам, с любой начинкой: будь то картошка с луком, пшеничная каша с маслом, пюре из тыквы, мак и многое другое! Чак-чак – восточная сладость, представляющая собой изделия из теста с медом Татарский плов – плов особенно популярен у татар Эчпомчак – в начинку кладут баранину

Одежда мужчин и женщин состояла из штанов с широким шагом и рубахи (у женщин дополнялась вышитым нагрудником), на которую надевался безрукавный камзол. Верхней одеждой у казаков служил стеганый бешмет или шуба зимой. Головной убор мужчин — тюбетейка, а поверх нее — полушаровидная шапка с мехом или войлочная шапка; у женщин вышитая бархатная шапка (калфак) и платок. Традиционная обувь – кожаные ичиги на мягкой подошве, вне дома их носили с кожаными галошами. Женский костюм характеризовался обилием металлических украшений.

Как и у многих других народов, обряды и праздники татарского народа во многом зависели от земледельческого цикла. Даже названия времен года обозначались понятием, связанным с тем или иным произведением: сабан өсте весна, начало весны; peęn өste лето, время сенокоса.


Его время после окончания весенних полевых работ и начала сенокоса. В этот праздник жители одних деревень становились гостями других. Ходившие в гости шили наряды, пекли пироги, привозили с собой тушки сушеных гусей. Приехали на украшенных подводах, с музыкой и песнями въехали в деревню, дети открыли для гостей украшенные полевые ворота. Для каждого вновь прибывшего гостя хозяева заново накрывают на стол. Вечером был организован общий ужин. Во все дни визита хозяева топят бани: кунакны гормеше мунча баня – высшая честь для гостя. Так принято считать татар. Праздник Вьен укрепил родство и дружбу, объединил деревню и окрестности: в дни этого праздника люди чувствовали себя одной семьей

По старой-старой традиции татарские села располагались по берегам рек. Поэтому первый байрам «весенний праздник» у татар связан с ледоходом. Этот праздник называется боз карау, боз багу «смотреть на лед», боз озатма проводы льда, зин киту ледоход. Посмотреть на ледоход на берегу реки вышли все жители от стариков до детей. Молодежь шла нарядная, с гармонистами. На плавучих льдинах расстелили и зажгли солому. В голубых весенних сумерках эти плывущие факелы были видны далеко, и песни неслись за ними.

Свадебные обряды татар настолько разнообразны, что рассказать обо всех невозможно. Любому браку предшествовал заговор, в котором со стороны жениха участвовали яучи (сват) и кто-то из старших родственников. Если родители невесты соглашались на брак, во время заговора решались вопросы о размере калыма, приданом невесты, времени свадьбы, количестве приглашенных гостей. После заключения «брачного контракта» невесту называли ярашылган кыз – невеста. В течение 3-5 недель стороны готовились к свадьбе. Жених собирал выкуп, покупал подарки для невесты, ее родителей и родственников, подушки, перины и другие вещи. Невеста завершила подготовку приданого, которое начала собирать в раннем возрасте. В него входили платья собственного соткания, нижнее белье, а также подарочная одежда для жениха: вышиванки, брюки, шерстяные носки и т. д. Родственники обеих сторон были заняты организацией предстоящей свадьбы.

Существовала вера в различных духов-хозяев: воды — суанасы, леса — шурале, земли — жир анаса, домовой оясе, амбар — абзар иясе, представления об оборотнях — убыр. Молитвы совершались в рощах, которые назывались керемет, считалось, что в них живет злой дух с таким же именем. Были представления и о другой нечисти — джиннах и пери. За ритуальной помощью они обращались к йемчи — так называли знахарей и знахарей. Верующие татары, за исключением небольшой группы кряшен (включая нагайбаков), обращенных в православие в 16-18 вв., являются мусульманами-суннитами.

Ичижский промысел как массовое производство татарской узорчатой ​​обуви из кожи сапог (читэк, ичиги) и обуви (туфель, чувек) основан на традициях художественной обработки кожи в технике мозаики каюла кун, реже чеканки. Обувь создана из узорчатых разноцветных кусочков кожи (сафьян, юфть), сшитых встык, с использованием уникальной техники ручной строчки, шитья и одновременно декорирования изделия. Ювелирное ремесло получило широкое распространение среди татар. Это было обусловлено высоким уровнем его развития, начиная со Средневековья, сохранением традиций как в технологии производства, так и в дизайне украшений. Ювелиры работали с золотом (алтын), серебром (комеш), медью (бакыр) и их сплавами.

Татары имеют школьное образование на татарском языке. Проводится по общероссийской программе и учебникам, переведенным на татарский язык. Исключения: учебники и уроки русского языка и литературы, английского и других европейских языков, ОВС, команды на уроках физкультуры могут быть на русском языке. Также есть татароязычное обучение на некоторых факультетах казанских вузов и в детских садах. Светская школа с десятилетним сроком обучения стала существовать у татар с введением обязательного среднего образования для всех граждан СССР. До этого роль учебных заведений выполняли медресе.

Национальная музыка татар — народа Евразии с многовековой историей и самобытной культурой — неотъемлемая часть мировой цивилизации. Эмоциональное содержание и музыкальный стиль ее в наиболее концентрированном виде проявляются в лирической протяжной песне, представленной здесь в интерпретации признанных мастеров народного музыкального исполнительства. Но традиционная песня — это не только памятник народной песне; она до сих пор звучит в радио- и телепередачах, концертных программах. Знакомство с татарской музыкой позволит лучше понять духовную культуру народа с богатой исторической судьбой.

Описание презентации на отдельных слайдах:

1 слайд

Описание слайда:

Народные промыслы Исполнитель: воспитатель 1 категории Хакимзянова Лилия Габдрауфовна

2 слайд

Описание слайда:

История национального костюма татар Одежда – наиболее значимый атрибут того или иного народа. В Средние века достаточно было одного беглого взгляда на человека, чтобы определить, кто он по нации, богат он или беден, женат или нет. Конечно, со временем одежда теряет свой национальный «колорит», но все же остается одной из главных и жизненно важных вещей в жизни человека. Традиционная одежда татар средневековья — свободные рубахи, женские платья, головные уборы, халаты, обувь — как у простого народа, так и у аристократов во многом совпадала. Племенные, племенные, социальные и родовые различия в одежде выражались главным образом в стоимости используемых материалов, богатстве декора, количестве надетых предметов одежды. Одежда, созданная на протяжении веков, была очень красивой и более чем элегантной. Такое впечатление создавали отделка одежды дорогими мехами, традиционная вышивка, украшенная бисером и люрексом, кружевные ленты.

3 слайда

Описание слайда:

Стоит отметить, что кочевой образ жизни оказал большое влияние на традиционную одежду татар. Татарские мастера придумывали и шили одежду так, чтобы в ней было удобно ездить верхом, было достаточно тепло в зимнее время года, а летом не было жарко и тяжело. Как правило, для пошива одежды использовали такие материалы, как кожа, мех, тонкий войлок из верблюжьей или бараньей шерсти, сукно, которое изготавливали сами. Словом, в качестве материала использовалось все, что было постоянно под рукой у людей, занимающихся скотоводством с незапамятных времен.

4 слайда

Описание слайда:

Посмотрим, как менялась одежда татарина от его рождения и рубаху при этом надевали не ранее, чем через полгода. И уже только в возрасте 3-4 лет дети стали одеваться в одежду, очень похожую на одежду взрослых. Детская одежда мальчиков и девочек была одинаковой. Не было «девичьей» и «мальчишеской» одежды, а различие между полами проявлялось в украшениях и аксессуарах и цветах. Одежда девушек и женщин, как правило, была ярких цветов цветущей природы: красного, синего, зеленого. Что касается мальчиков, то, как и мужчин, в их одежде в основном использовались черный и синий цвета. Девочки с трехлетнего возраста и до замужества носили простые серебряные серьги и скромные гладкие кольца. В 15-16 лет, то есть достигнув брачного возраста, девушки по праздникам надевали полный набор серебряных украшений: серьги, нагрудные украшения, браслеты и кольца. Выйдя замуж, скромный девичий наряд сменили многочисленные массивные кольца, серьги и поясные бляшки.

5 слайдов

Описание слайда:

Период зрелости татарских мужчин и женщин ознаменовался не только максимальным набором украшений, но и изменениями в костюме. Менялся крой обуви, халатов, платьев, головных уборов. Женщины в возрасте от 50 до 55 лет, как правило, снова надевали простые украшения, а свои дорогие украшения раздавали дочерям и молодым родственницам.

6 слайдов

Описание слайда:

Традиционным головным убором мужчин была тюбетейка (тубятай), представляющая собой небольшую шапочку, надеваемую на макушку, поверх которой надевали всевозможные суконные и меховые шапки (буреки), войлочные шапки (тула ашляпа), ритуальный наряд (чалма). Самый ранний и наиболее распространенный тип тюбетейки состоял из четырех клиньев и имел полушаровидную форму. Для сохранения формы и из гигиенических соображений (метод проветривания) тюбетейку простегивали, прокладывая между строчками скрученный конский волос или шнур. Использование различных тканей и приемов орнаментации в шитье давало возможность мастерицам создавать бесконечное множество их вариаций. Яркие вышитые тюбетейки предназначались для молодежи, а более скромные – для пожилых людей. Более поздний тип (каляпуши) с плоской вершиной и жестким поясом — первоначально получил распространение у городских казанских татар, вероятно, под влиянием тюрко-исламских традиций (фиас).

7 слайдов

Описание слайда:

Цилиндры представляли собой круглые «татарские», конусообразные шапки, скроенные из 4 клиньев с меховой опушкой (камала-бурек), которые носили и русские, в частности в Казанской губернии. Горожане носили цилиндрические шапки с плоским верхом и жестким околышем из черного каракуля (кара-бурек) и серой бухарской мерлушки (данадар-бурек). Головные уборы татарских женщин помимо основного назначения указывали еще и на семейное положение хозяйки. У замужних женщин они различались в разных племенах и родах, а вот девичьи были однотипны. У незамужних девушек было принято носить «такию» — небольшую шапочку из ткани и «бюрек» — шапку с меховой опушкой. Их шили из ярких тканей и обязательно украшали вышивкой или различными нашивками из бисера, кораллов, бисера, серебра.

8 слайдов

Описание слайда:

Кожаные сапоги — ичиги считаются национальной обувью татар. Именно их татары носили везде и во все времена года. Для зимы это были высокие сапоги с широким голенищем; для лета сапоги шили из сыромятной мягкой кожи на высоком каблуке и с изогнутым носком. Женская обувь украшалась вышивкой и аппликацией. Важным элементом в одежде татар был пояс. Для его украшения татары использовали широкие, украшенные серебряными и золотыми пряжками. Пояс считался неотделимой вещью живого человека, символизируя его связь с миром людей.

9 слайдов

Описание слайда:

Украшения для женщин являются показателем материального достатка и социального положения семьи. Как правило, украшения изготавливались из серебра, золотились и инкрустировались камнями. Предпочтение отдавалось коричневому сердолику и голубовато-зеленой бирюзе, наделенным магической силой. Часто использовались сиреневые аметисты, дымчатые топазы и горный хрусталь. Женщины носили перстни, перстни, браслеты разных видов, различные застежки для воротника «як чылбыры», косы. Еще в конце 19го века обязательна была нагрудная повязка — синтез амулетов и украшений. Драгоценности передавались в семье по наследству, постепенно дополняясь новыми вещами. Татарские ювелиры – «комеще» – обычно работали по индивидуальным заказам, что привело к большому разнообразию изделий, сохранившихся до наших дней. Традиционно татарка надевала одновременно несколько изделий – всевозможные цепочки с подвесками, часы и обязательно одну с висящей коранницей, дополняли бусами и брошками.

10 слайдов

Описание слайда:

Традиционная одежда кочевников сохранялась до начала 20 века. После завоевания татарских ханств Московским княжеством началось внедрение русской культуры. Пришла мода на круглые фетровые шляпы с плоским верхом – фески. Состоятельные татары носили фески, а более короткую феску — тюбетейку, носили бедняки. Сегодня современные татары носят европейскую одежду. Правда, современные татарские фольклорные и самодеятельные ансамбли песни и пляски носят европейскую одежду, смешанную с исламской одеждой 18 века. и начало 19го века, надевают на головы тюбетейки и танцуют, танцуют, поют песни, убеждая людей, что выступают в национальной татарской одежде.

В мае 2010 года Татарстан отметит свой юбилей. Вот уже 90 лет народ нашей республики достойно творит историю родного края и хранит традиции своих отцов. В последнее десятилетие особое внимание уделяется возрождению народных промыслов.

В Казани с каждым годом выявляется все больше мастеров и любителей вышивки, бисероплетения, кожгалантереи. Для их объединения и правового обеспечения в 2002 году была создана Ремесленная палата Республики Татарстан. Своими воспоминаниями делится инициатор ее создания и руководитель Нури Мустафаев.

В 1998 году, будучи заместителем министра экономики РТ и директором департамента малого и среднего бизнеса, я заметил, что некоторые представители бизнеса занимаются производством сувенирной продукции. Фабрики и комбинаты, ранее выпускавшие продукцию традиционных ремесел, в 1990-х годах обанкротились. Покупательная способность упала, рынки разрушены, господдержка утрачена. Однако энтузиасты остались. Тогда мы с рабочей группой обратились в правительство Республики Татарстан с просьбой создать Художественный совет и подготовить программу государственной поддержки народных промыслов и ремёсел. Правительство пришло нас встречать. В Художественный совет вошли Зиля Валеева, Гузель Сулейманова, ведущие специалисты Министерства культуры и музеев. Программу разрабатывали совместно, принята 30.12.1999. Предусмотрено создание инфраструктуры государственной поддержки народных промыслов. Ведь художнику некуда было обратиться, чтобы представить свое произведение на экспертизу, получить консультацию, заручиться поддержкой государства хотя бы в виде материальной помощи на оплату выставочных мероприятий. Палата ремесел – один из шагов в реализации этой программы.

— Нури Амдиевич, как вы искали мастеров?

За выпускаемой продукцией, за публикациями в СМИ настоятельно рекомендовали обращаться в Департамент поддержки предпринимательства. Первоначально Палата состояла из 43 человек. На сегодняшний день насчитывает 380 членов-ремесленников, художников, ремесленников различных направлений. Свои работы они выполняли с использованием татарских и русских традиционных орнаментов, форм, которые однозначно свидетельствуют: это изделие Республики Татарстан, это сделано нашим народом.

Первым серьезным шагом стало издание книги «Татарский народный орнамент». Книга стала базой для многих мастеров, в ней представлена ​​история татарского народного орнамента с архаических времен до наших дней. Затем был издан каталог с фотографиями первых мастеров, их именами. Всего около 22 человек: кожевников, ювелиров, плетеных мастеров и т. д. Через два года только что изданный каталог говорил уже о 180 мастерах.

— На каких выставках вам довелось показывать нашу татарстанскую продукцию?

В 2002 году наша экспозиция впервые отправилась во Францию, в Дижон. Эта выставка стала открытием не столько для нас, сколько для французов. Они увидели, что в России есть не только матрешки, балалайки, подносы и самовары. Россия тоже богата альтернативными ремеслами! Мы представили восточный орнамент. Народ хлынул на «Дни Татарстана». Я сейчас это помню: я стояла на сцене и увидела, как милиционер опустил шлагбаум и сказал: мест нет! И стоя! Затем выставки стали регулярными: Германия, Португалия, Италия, Польша, Испания. Раньше мастера изготавливали изделия прямо на выставке. Вышитое золотом, связанное. Нашему переводчику было сложно пробежать 30 метров туда, 30 метров назад. Мы вызвали живой интерес. Достаточно сказать, что через три-четыре дня мы видели наши тюбетейки в кафе, на дискотеках среди молодежи! Кстати, в декабре прошлого года нам вручили международную премию за улучшение бизнеса и сервиса в номинации «Народники».

— Какие еще мероприятия планируются для распространения культуры в массах?

После образования Ремесленной палаты был создан Государственный центр народных художественных промыслов. Летом планируется выезд в места компактного проживания татар: Екатеринбург, Тюмень, Тобол, города Поволжья и Центральной России. 1 апреля открылась Школа ремесел. А Палата ремесел снимает фильмы о ремеслах.

БИСЕРИЗИРОВАНИЕ В ТАТАРСКИХ ТРАДИЦИЯХ

Ломоносов привез бисер в Россию из Египта. Техника плетения украшений строго держалась в секрете каждой девушкой. Позднее бисероплетение прижилось у татар, изначально не являясь их народным промыслом. Постепенно он впитал в себя татарские традиции. В Татарстане украшения из бисера одновременно несут следы как православной, так и мусульманской культуры. Изделия из бисера сегодня можно встретить на любой казанской ярмарке, посвященной народным промыслам. За последний месяц прошли выставки в Картинной галерее, Центре русского фольклора, ВВЦ.

Современные мастера говорят, что повальное увлечение бисером в Казани началось 12 лет назад. В моду вошли безделушки в стиле хиппи. Для многих любителей плетения из бисера все началось именно с них. Нитки были более доступны, чем бисер. Тогда не было ни литературы, ни хороших бус. Лучшим считается чешский бисер, сейчас он свободно продается в специальных магазинах. Бисер из Тайваня также пользуется спросом.

Инна Черняева — мастер РТ по бисероплетению, член Ремесленной палаты. Сама она родом из Рязани, живет в Казани около девяти лет. Ее работы, в том числе, представляли Татарстан на международных мероприятиях. Основная работа Инны – педагог в Центре детского творчества «Азино». Кроме того, она проводит мастер-классы для взрослых.

Инна ломает стереотипы о том, что бисероплетение — это занятие учениц начальных классов и пенсионеров. Она молодая женщина, которая весной хочет открыть собственный магазин бисера. Инна Черняева не использует в своих работах русские или татарские орнаменты. Ее основное направление – ювелирные изделия. Она рассказала о татарских традициях в бисероплетении в качестве наблюдателя.

Среди моих работ есть изделия, которые в Татарстане традиционно считаются своими. Хотя, если честно, я их подсмотрел у ирландцев. Жители Татарстана также определяют работы с малазитом и зеленым бисером как свои. В нашей республике татары любят украшения, закрывающие шею и грудь. Уезжая в Москву на Сабантуй, я заметил, что там представители татарской диаспоры предпочитают длинные бусы.

— Чем выделяются наши мастера на передвижных выставках?

Наши мастера очень оригинальны. Они одеты в национальные костюмы. Кроме того, подавляющее большинство из них не доходят до того, чтобы привозить на выставку продукцию, произведенную в Китае. Наши художники делают все своими руками. Казанская линия прослеживается во всех продуктах. Например, ювелир Ирина Васильева экспортирует только то, что носили казанские татары. И, конечно же, татарстанские изделия имеют более насыщенные узоры и яркие цвета.

Существует несколько школ бисероплетения: Московская, Петербургская, Западная… Если бы существовала Казанская школа, что бы ее отличало?

Во-первых, вышивка (в том числе бисером) по бархату в традиционных цветах: синий, бордовый, зеленый. Во-вторых, украшения, закрывающие грудь и шею.

Душа народа живет в танцах, песнях и, несомненно, в произведениях искусства, сделанных своими руками. Национальная культура жива до тех пор, пока она передается из уст в уста, из рук в руки, из поколения в поколение.

Радует, что в Татарстане не забывают о сохранении духовного и культурного наследия. Мы перешагиваем девяностолетний рубеж, не теряя при этом своей самобытности, своего лица.

МАРИЯ МАКСИМОВА, И.Т.

татарская культура мектебе ткачество

Главной определяющей чертой которого является коллективный характер творчества, проявляющийся в преемственности многовековых традиций. Прежде всего преемственны технологические приемы ручного труда, передающиеся из поколения в поколение народных мастеров. Произведения традиционного ручного труда доносят до нас множество художественных образов, связывающих наше время с культурой древности. Возникнув на самых ранних этапах развития человечества и сопровождая людей на всех этапах их жизни, народное творчество составляет основу национальной культуры.

Издревле при изготовлении предметов быта мастер стремился придать им красивую форму, украсить их орнаментом, т.е. тем самым превратить обычные вещи в произведения искусства. Нередко форма изделия и его орнамент также имели магическое, культовое назначение. Таким образом, один и тот же предмет мог одновременно удовлетворять реальные потребности человека, отвечать его религиозным воззрениям и соответствовать его пониманию красоты. Это синкретически свойственно искусству, которое было неотделимо от народной жизни.

Татарское народное декоративно-прикладное искусство, являясь частью как материальной, так и духовной культуры этноса, включает в себя различные виды художественного творчества, связанные с оформлением жилища, костюма, традиционной обрядовой и праздничной культурой. На протяжении веков татарское народное творчество складывалось в своеобразный синтез оседло-земледельческой и степной кочевой культуры. В наиболее развитых видах народного творчества татар (кожаная мозаика, золотое шитье, тамбурное шитье, ювелирное искусство, закладное ткачество) отчетливо просматриваются традиции древней оседлой городской и степной кочевой культур. Особая роль в формировании этого искусства принадлежит Казанскому ханству — государству с высокоразвитыми ремесленными традициями, истоки которого связаны с городскими ремеслами Волжской Булгарии и Золотой Орды. После распада Золотой Орды кочевой элемент захлестнул ее когда-то мощную и яркую городскую культуру. И только в оседлых районах, в первую очередь в Казанском ханстве, его наследие было воспринято, продолжало жить и развиваться, постоянно обогащаясь и питаясь традициями местного финно-угорского и славяно-русского населения, достигнув расцвета в XVIII — середине -19вв.

Традиционные ремесла всех народов передавались из поколения в поколение. Среди татар было много ремесленников, почти в каждой деревне были свои мастера. К сожалению, многие виды ремесел были утеряны навсегда: перестали ткать ковры и ткани со сложным узором, исчезла резьба по камню и некоторые ювелирные промыслы. Но есть мастера, которые продолжают вышивать золотом на головных уборах — тюбетейках и калфаках, войлочных изделиях из войлока, плести кружево, резать дерево, вышивать и ткать, занимаются ювелирным делом, в том числе чернением по серебру, изготавливают кожаную мозаичную обувь. Сохранились такие ремесла, как золотошвейное шитье, мозаика из кожи, национальная вышивка, узорчатая обувь, ткачество, войлочное ковроткачество, резьба по дереву, кружевоплетение, ювелирное дело, керамика.

Татарские мастера на деревянных станках вручную ткали узорчатые ткани из разноцветных льняных, конопляных и шерстяных нитей. У каждой мастерицы были свои приемы плетения, каждая рукодельница знала, как правильно заправить нити в станок, чтобы получился сложный узор. На ручных станках мастерицы ткали не только ткани, но и пледы и яркие ковры. На коврах орнамент был обычно крупным, геометрическим в зелено-голубых и золотисто-желтых тонах. Для контраста фон ковра, чаще всего, старались сделать темным. Обычно плели несколько полотнищ, которые затем соединяли и обшивали бордюром. Ковры и настенные панно также изготавливались из войлока.

Вышивка считается одним из древнейших видов рукоделия татар. Ею украшали предметы быта и одежду. Головные уборы, платья и камзолы, покрывала и хасите (нагрудный ремень) украшались золотым шитьем. При шитье использовались не только металлические золотые и серебряные нити, но и канитель — тонкая проволока, скрученная в спираль. Со временем серебряные и золотые нити стали менее распространенными, а для вышивки стали использовать покрытые медные нити.

Кружевоплетение было широко распространено. Делались кружевные салфетки, дорожки, воротники.

Одним из старинных татарских ремесел, получившим мировое признание, является мозаика из кожи. В основном мастера изготавливали узорчатые сапоги (ичиги) из разноцветных кусочков кожи, собранных в цветочный или растительный орнамент. Позже стали изготавливать обувь, подушки, мешочки и другие изделия в технике кожаной мозаики.

У татар также развито керамическое ремесло. Ремесленники изготавливали посуду для повседневного обихода, а также глазурованную плитку с геометрическим и растительным орнаментом и декоративный кирпич, который использовали для отделки в строительстве. Посуду обычно покрывали белой, красной или серой глиной, наносили полоски, с помощью которых создавался узор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *