Русская тряпичная кукла своими руками | Презентация по конструированию, ручному труду:
Слайд 1
Куколка « Кувадка » Народная славянская тряпичная кукла — кувадка – первая кукла, встречавшая только что родившегося младенца на пороге этого мира. Их подвешивали над люлькой ребенка, как сейчас подвешивают разные модули и гирлянды из погремушек. Считалось, что число таких тряпичных кукол должно быть обязательно нечетным. Иначе куклы могут стать не только бесполезными, но даже и вредоносными. Когда ребенок подрастал, то из оберега кувадка превращалась в игрушку.
Слайд 2
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУКЛЫ: Подберите материал, подойдет однотонная ткань яркого цвета, нитки контрастного цвета. 1 . Скрутите валик, перегните его пополам. 2 . Отступите 2 см от сгиба и перемотайте ниткой другого цвета несколько тугих витков. Концы свяжите двойным узлом. Это будет голова и туловище куклы. 3 . Возьмите лоскут другого цвета размером 6х6 см. Сделайте еще одну скрутку, на концах отступите по 1 см. и обмотайте яркой ниткой. Это будут руки игрушки. 4. Вторую скрутку вставьте в первую скрутку (как показано на рис. 4) под головой и зафиксируйте несколькими витками нити: сначала по линии талии, а потом крест-накрест на груди (рис. 5).
Слайд 3
ОБЕРЕГОВАЯ КУКЛА «БЕССОННИЦА» Народная тряпичная кукла Бессонница – кукла не простая, колыбельная. Обычно делали ее мамы своим младенцам – если ребеночек раскричался, расплакался, не может уснуть. Наши предки думали, что ребенка донимает злой дух – Бессонница. Чтобы отвлечь ее от дитяти и обмануть, делали из двух оказавшихся под рукой лоскутков такую тряпичную народную куклу и клали в колыбельку. Для «набивки» использовали успокаивающие травы – валериану или пустырник. И конечно же ромашку, которая есть в каждом доме. МАТЕРИАЛ: два квадрата ткани 30х30. Одна ткань светлая для лица и рубашки, а вторая может быть пестрой – для сарафана. Можно куклу Бессонницу сделать из двух носовых платков.
Слайд 4
Возьмите светлый лоскут и согните его по диагонали. На двух противоположных углах завязываем по узлу – это ручки. Раскрываем середину лоскутка и вкладываем в него кусочек ваты (обрывков тряпочек и ниток). (1) Опять складываем ткань пополам. Берем куклу за вложенный комок, и поворачиваем ее по часовой стрелке. (2) Передний угол платка поднимаем, оборачиваем им вокруг головы и продеваем в образовавшуюся петлю. Петлю затягиваем. (3) Верхнюю часть накладываем на второй платок, так, чтобы прямая сторона ткани была под ручками. (4) Правый угол квадрата-сарафана оборачиваем вокруг головы (5), ведем накрест по спине и выводим на лицо под рукой куклы. Делаем горизонтальную складку на спине куклы и перекрещиваем левый угол платка Бессонницы (6). Спереди два конца платка перевязываем (7). Переворачиваем тряпичную куклу на другую сторону. Тряпичная народная кукла Бессонница готова.
Слайд 5
Каркушей в народе называли и сороку, и ворону, и галку. Обычно эти куклы делались на праздник Сороки, Жаворонки — день народного календаря, приуроченный к церковному дню памяти Сорока Севастийских мучеников. В этот день, согласно народному календарю, зима кончается — весна начинается, день с ночью меряется-равняется (равноденствие). Отмечается 22 марта. МАТЕРИАЛ: Квадрат плотной ткани (льна) 40х40 см. для скрутки. Квадрат такой же ткани 9х9 см. для клюва. Два треугольника тонкой цветной ткани 14х14 см (катеты) – платочки. Квадрат тонкой цветной ткани 20х20 см. — крылья Цветной прямоугольник 17х55 см. для сарафана. Цветной прямоугольник 7х14 см. для фартука. Красные катушечные нитки. КАРКУША
Слайд 6
Из квадрата плотной ткани 40х40 см. делаем скрутку (не очень плотный валик). Клюв — квадрат (9х9см.) сгибаем по диагонали пополам. Далее острые углы треугольника положите к прямому углу – у вас должен получиться ромбик. Согните его еще раз пополам. У вас получился носик. Вкладываем нос Каркуши в основу скрутку и завязываем ниткой сразу под носиком. Чтобы легче завязывался узел, сначала просто обмотайте вокруг основы, а потом уже завяжите узел. Одеваем Каркушу в сарафан. Кусок цветной ткани (17 х 55см) присбориваем вокруг шеи вороны, обматываем ниткой несколько раз и завязываем нитку. Сверху повязываем фартук (7х14см). На голову Каркуши одеваем повязку и платок (квадрат со стороной 20см сложенный по диагонали). Можно вместо повязки завязать еще один светлый платок. Надеваем красную косынку. Каркуша – народная тряпичная кукла готова.
Слайд 7
ЗАЙЧИК на ПАЛЬЧИК Выбор образа зайца для одной из самых первых детских игрушек не был случайным, потому что именно это животное считается самым добрым, ласковым и безобидным из всех лесных жителей, от которого никогда не увидишь злобы или агрессии. Специальная форма этой куклы, которая позволяет одевать ее на палец, имеет двойное назначение. Во-первых, так удобно няньке или родителю играть с маленьким ребенком – одел игрушку на палец, и можно сочинять истории и показывать представления. Во-вторых, малыш сам начинает играться с такой куклой, просовывая в нее пальцы и крепко их сжимая, пытаясь удержать. Так развивается хватательный рефлекс, а на его основе формируется мелкая моторика кистей рук, что является делом важным и очень полезным. Кукла Зайчик на пальчик – сугубо игровая кукла, никаких функций оберега в традиционном исполнении у нее не предусмотрено.
Слайд 8
Рис. 1—2. Ткань (15×30 см) складываем вдвое по длине, лицевой стороной наружу. С одного края (со стороны сгиба) закладываем угол ткани внутрь. Примерно посередине наклонной линии собираем ткань в пучок и туго перевязываем одним концом нити. Другой конец нити (длинный) не обрываем. У нас получились заячьи ушки. Их можно расправить. Рис. 3-5. Теперь делаем голову-мордочку. Внутрь мордочки кладем вату. Чуть ниже ушек ткань собираем и снова перевязываем оставшимся концом нити, закрепляем нить петлей. Голова зайчика готова Рис. 6—8. Подвернув бока, оставшийся свободным край ткани скручиваем в тугую скрутку назад примерно на третью часть длины лоскута ( рис. 6—7 ). И эту скрутку прикладываем к шее зайчика сзади ( рис. 8 ). Это будут руки. Оставшимся концом нити привязываем руки к туловищу нитью крест-накрест. Еще одной петлей закрепляем нитку на поясе зайчика ( рис. 9 ). Оставшийся конец нити можно спрятать внутри ткани.
Тряпичная кукла как образ женщины России
Я живу в России — это страна с большими народными традициями, мы наследники духовных, исторических и культурных ценностей нашей родины. Из поколения в поколение, из уст в уста создатели традиционной предметов для игр детей передавали свое мастерство и опыт, они смогли донести до наших дней драгоценные знания и умения многовековой народной истории и красоты.
Тряпичная кукла с незапамятных времен была неотъемлемой традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы одобрялись взрослыми, ведь когда ребенок играл в куклы, он параллельно приобретал умения и знания о том, как вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла являлась для ребенка не просто игрушкой, а символом продолжения рода, образцом внешности женщины, матери, хранительницы, залогом семейного счастья.
Куклы проецируют взрослый мир, готовят ребёнка к взрослой жизни, самостоятельности, взрослым отношениям.
Познакомившись с основными русскими народными куклами, я смогла открыть новые границы истории и культуры русского народа. Куклы, сделанные своими руками, тряпичные куклы теперь поселились в моей коллекции творческих работ, а так же они являются ценным подарком для моих близких и друзей.
Данная тема мне с самого начала стала очень интересна, потому что кукла — одна из древних и более популярных игрушек для многих детей. Она является непосредственным спутников детских игр и самое доступное детям произведение искусства. И что немаловажно кукла, сделанная своими руками, никогда не навредит здоровью ребёнка, а будет только приносить радость.
Объектом исследования стала русская кукла. Предметом исследования является процесс создания традиционной русской куклы. Мы поставили перед собой цель изготовить и подарить своим близким, друзьям куклу, безопасную для здоровья, которая принесет радость, воспитает любовь к Родине и истории.Свою работу мы начали с изучения истории возникновения и создания кукол. Первые куклы передавали образ высших и могущественных существ — Богов. Люди создали скульптуры богов (Сварог, Даждьбог, Макошь), присвоили им имена, поклонялись и просили защиты и помощи. Так первые куклы внесли радость и облегчили жизнь первых людей [4, с.26].
На территории России древнейшие куклы были найдены в раскопках, в таких городах как Радонеж, Коломна, Москва. Русская народная кукла несет свою глубокую историю и богатейшие традиции. Из истории мы узнали, что когда-то куклы спасали людям жизнь, они заменили человека в обрядах жертвоприношения. У кукол, которых приносили в жертву были свои имена, их называли в честь богов, в которых верили люди: Кострома, Морена, Купало, Ярило.
Оберег — амулет, еще его называли волшебным заклинанием, которое защищало или спасало человека от различных опасностей, а также это мого быть предмет, на который наговаривали заклинание. Его носили на теле. На Руси куклы-обереги делали из того, что всегда было под рукой — это дерево, ткань, нитки, солома и даже кости. Каждая куколка делалась с конкретной целью, у нее было свое название, своя история, свой обряд изготовления. Например, кукла «Крупеничка». Её основа — холщовый мешочек с гречихой, который украшали нитями и тканями. Полагалось, что эта куколка приманит в дом достаток, хороший урожай, а также прибавление в семье. Раньше считалось, что если над кроваткой ребёнка повесить куклу «Куватку», то она будет отгонять злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать изготавливала и помещала «Куватку» — оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле работать, а ребёнок оставался в один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Из истории известно, что шили кукольные платья со смыслом. В наряде всегда присутствовал красный цвет — это цвет солнца, тепла, здоровья, радости. Так же считалось, что охраняет, оберегает от сглаза и травм.
Обрядовые куклы. На Руси было много обрядов. Обрядовых кукол почитали и хранили в избе, в красном углу. Эти куклы были ритуальными. Считалось, что если хозяйка сделала своими руками куклу «Плодородия», то в доме будет достаток и хороший урожай. Например, кукла «Купавка» — обрядовая кукла одного дня. «Купавка» означала начало купаний. Её сплавляли по реке, считалось, что ленточки, привязанные к её рукам, забирали с собой болезни и невзгоды — такое значение придавалось очищающей силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купалы.
Обрядовую куклу «Масленица» делали из соломы, обязательно использовали дерево — тонкий ствол берёзы. Солома и дерево, олицетворяли силу растительной жизни. Одежда на кукле была с растительным рисунком. В руки такой куклы ставили посуду, которую использовали при приготовлении блинов, вешали ленточки, когда их завязывали, загадывали желания. Чтобы желания сбылись, ленточки должны были сгореть вместе с куклой.
Игровые куклы. Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры.
Кукла Пасха. Пасха является самым главным праздником православного церковного года. На Пасху принято было «христоваться», поздравляя с праздником друг друга. Близким людям дарили пасхальные угощения и подарки: специальные пасхальные сувениры — расписные вещи и предметы с пасхальной символикой и особых пасхальных кукол: Вербницу, Пасху и Пасхальную Голубку. Таких кукол для украшения дома делали за неделю до наступления Пасхи к Вербному Воскресенью. Их ставили на окно, чтобы показать, что здесь ждут наступления Светлого Христова Воскресенья. Позже кукол помещали на стол около пасхальных даров [6, с.42]
Мы провели анкетирование и выяснили, в какие игрушки играют наши одноклассники, а также девочки из 3 и 4 классов, и что им известно о народных куклах.
Было опрошено 158 обучающихся 3–4 классов нашей школы. Наши сверстники любят мастерить и играть в игрушки, сделанные своими руками, но о народных игрушках знают немногие. Поэтому мы решили поделиться своими навыками. Мы провели мастер-класс с обучающимися начальной школы по изготовлению куклы Веснянки (Рис.1,2).
Рис. 1
Рис. 2
Подводя итог своей работы, я выяснила, что тряпичная кукла один из древних видов декоративно-прикладного искусства, украшающего и оберегающего быт людей. Они не наносят вред здоровью, потому что сделаны из нежных хлопчатобумажных и льняных тряпочек.
Результатом моей работы стали куклы, сшитые с соблюдением технологии изготовления традиционной тряпичной куклы: в ходе работы я научилась делать разные виды кукол; эти куклы стали любимыми игрушками для моих сестренок; по просьбе своих одноклассниц я учу их данному ремеслу — изготовлению тряпичных кукол; я запланировала и уже начала изготавливать кукол по заказу классного руководителя для школьного кукольного театра.
Литература:
- Артамонова Е. В. «Куклы». — М.: Изд-во ЭКСМО — Пресс, Изд-во ЭКСМО — МАРКЕТ, 2000г.
- Белова Н. Игрушки к празднику. Эксмо. Домино. 2005. — 74с.
- Головачёва Р. М. Обрядовые куклы. Куклы — обереги. Ладого100. 2007.- 166с.
- Дайн Галина и Мария. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. Культура и традиции, 2007.- 103с
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Астрель, 2006.-352с.
- Князева Е. И «Мир кукол», Санкт-Петербург 2002г.
викторианских кукол, викторианские традиции, викторианская эпоха и я: история безликих кукол — обновлено в феврале 2015 г.
— часть VВ древнерусской истории есть несколько «безликих» кукол. Большинство из них были сделаны из ткани и ткани и были сделаны из тряпичных кукол, с которыми дети могли играть. Платья и костюмы всегда были ярко раскрашены и иногда расшивались различными символами. Согласно старому славянскому поверью, считалось, что если кукла останется безликой, то кукла будет рассматриваться как неодушевленный предмет и, следовательно, не может быть одержима злыми духами. Таким образом, кукла считалась безвредной, и дети могли безопасно играть с куклой, не беспокоясь о том, что им может быть причинен вред.
В русских крестьянских семьях девочек поощряли мастерить кукол и играть с ними в качестве помощников в воспитании матерей. Кроме того, создание кукол дало им некоторые необходимые навыки шитья, вязания и ткачества.
Также по древнерусской традиции сшитых вместе «безликих» жениха и невесты преподносили в качестве свадебного подарка в надежде сохранить богатство и здоровье в дом молодоженов.
На сайте Молодежного треста «Экология» можно посмотреть фотографии безликих Ангелы процветания , безликие Куклы-пловцы и безликие Традиционные тряпичные куклы дети детской общины «Китеж» в России изготавливают и продают, а вырученные средства идут на поддержку детей своей общины.
На сайте Russia-IC.com есть замечательная статья о Традиционных русских народных куклах , таких как безликая кукла-амулет, изображенная справа.
В России народные куклы сыграли большую роль в передаче сакральных ценностей и верований новым поколениям. Народные куклы подразделялись на три основные категории: обереговые, игровые и ритуальные куклы.
Куклы-обереги были безликими, потому что в старину считалось, что отсутствие лица свидетельствует о том, что кукла неодушевленная вещь и к ней не могут добраться злые духи. Кукольные платья всегда были одеты в яркие цвета и расшиты магическими символами.
Если вы хотите прочитать больше о различных видах традиционных русских народных кукол, пожалуйста, нажмите здесь.
В блоге Crafts For Kids Blog от Kalyani есть замечательная Как сделать русских кукол учебник, показывающий, как сделать безликую тряпичную куклу, показанную на картинке слева.
По словам Кальяни, «Таких кукол наши предки дарили друг другу, желая всегда быть молодыми, очаровательными и привлекательными. Они были хранительницами молодости и красоты!»
«Традиционная тряпичная кукла не имеет лица, она белая, пустая. Чтобы злые духи не могли поселиться в этих куклах. Она безопасна для детей и может принести только радость, здоровье и благополучие. Кукла в древности считалась оберегом, защищала хозяина или дом от бед и злых духов, помогала лечить, найти мужа, помогала в путешествии, родах.Каждая кукла имеет свое значение и делать это невероятно важно с любовью,с чистыми и светлыми мыслями,с открытым сердцем.Это чудо из тряпок,которое,кстати,не ножом резали,а просто рвали руками,без иголок.И кукла родилась со своим характер и большая ценность».
Вера Ярилина – одаренный кукольный художник, который делает самые разные традиционные безликие русские народные тряпичные куклы и поделки. Вера влюбилась в русских тряпичных кукол после посещения мастер-класса по традиционным русским промыслам.
По словам Веры, «Я работала детским психологом, и когда мне довелось посетить этот семинар, мудрость, логика и красота традиции тряпичных кукол вдохновили меня, — говорит она, — дизайн этих кукол был частью наша культура на протяжении веков, и они все еще нужны нам. Каждой кукле есть что рассказать. И каждая традиция может нас чему-то научить. Вам просто нужно слушать».
Для получения дополнительной информации о Вере Ярилиной звоните по телефону нажмите здесь .
Безликая кукла ручной работы, показанная на картинке справа, является одной из безликих кукол, изготовленных Верой Ярилиной. Его цель — «для счастья».
По словам Веры, «Озорная девчушка была найдена в раскопках древнего города Ржева в слое 10 века. Она была сделана из льна. Главной частью этой куклы являются волосы. Волосы — это сила и красота женщины Коса, закрученная наверх, помогает поддерживать куклу, делая ее устойчивой, напоминает женщинам об их скрытой энергии и силе».0040
Если вы хотите узнать больше об этой кукле, нажмите здесь.
Безликая кукла ручной работы, изображенная на картинке слева, является одной из безликих кукол, изготовленных Верой Ярилиной. Его цель — «красота».
По словам Веры:, Невеста сделала эту куклу перед свадьбой, используя навыки вышивки, ткачества, фриволите и плетения. Умения будущей жены были оценены кукольной одеждой. Куклу ставили на поднос со свадебным караваем, который испекла мать невесты. На подносе была создана сложная композиция: центром композиции стала кукла «Красавица», поднос был украшен колосьями пшеницы и рукоделием невесты. Попробовав каравай и оценив мастерство невесты, гости оставили на подносе деньги и подарки для молодоженов. Куклу бережно хранили после свадьбы». 0040
Если вы хотите узнать больше об этой кукле, нажмите здесь.
Безликая кукла ручной работы Десятиручка, изображенная на фото справа, является одной из безликих кукол, изготовленных Верой Ярилиной.
По словам Веры, «Десятирукая кукла — церемониальная многорукая кукла. Эта кукла была обычным подарком на свадьбу или для молодой хозяйки, желающей, чтобы все было хорошо. Считалось, что кукла помогает женщине делать всю работу по дому. , рукоделие, ткачество, шитье, вышивка, вязание. Куклу делали из лубяного волокна или соломы. Куклу можно поставить в то место, где женщина проводит свое время за работой».
Если вы хотите узнать больше об этой кукле, нажмите здесь.
Безликая пара ручной работы, изображенная на картинке слева, выполнена Верой Ярилиной и символизирует «вместе-навсегда».
По словам Веры, «Вместе-навсегда» — это символ любви и семейного единства, напоминание о том, что влюбленные должны смотреть не друг на друга, а в одном направлении. Эта кукла была подарена молодоженам в помощь они понимают, что теперь они пойдут по жизни рука об руку и вместе преодолеют все трудности на своем пути».
Если вы хотите узнать больше об этой кукле, нажмите здесь.
Безликая кукла, изображенная на картинке справа, тоже изготовлена Верой Ярилиной. Его цель – Семь «Я» (Семья).
По словам Веры, «Эта кукла — воплощение материнской любви и заботы о каждом члене семьи. Сама кукла символизирует единство мужчины и женщины. Плотный скрученный столбик из ткани, бересты и палки — основа эта кукла.Одевается как замужняя женщина, с шестью маленькими детьми привязанными к ее поясу.И получается Семь-«Я»-семья-семь таких же «Я», которые нуждаются в такой же любви и заботе от других. Эта кукла была сделана как символ материнства и пряталась».
Если вы хотите узнать больше об этой кукле, нажмите здесь.
Вера делает много-много видов традиционных безликих русских народных тряпичных кукол, каждая со своей историей и предназначением. Если вы хотите узнать больше о Вере и увидеть больше ее безликих кукол, нажмите здесь.
На сайте EXLinguo есть замечательная статья « Традиционное русское искусство изготовления тряпичных кукол » от Exlinguo Новосибирск.
Статья о мастер-классе и видео этого мастер-класса, который посетили студенты, где они узнали о русской традиции изготовления безликих кукол и о том, как сделать безликую русскую тряпичную куклу, показанную на картинке слева.
Если вы хотите посмотреть видео и узнать больше о изготовлении русских кукол и о том, как сделать эту куклу, пожалуйста, нажмите здесь.
На сайте Заповедика есть замечательная страничка о Доме ремесел — Мастерские рукоделия — Русская народная кукла.
Руководитель Студии — Лариса Орлова, и она ведет этот мастер-класс о различных видах безликих русских тряпичных кукол.
По словам Ларисы, «Кукла была одета, но лицо не раскрашено. По народным поверьям, кукла без лица считалась неживой и, следовательно, недоступной злым духам и злым силам. Сделанная таким образом, она была безвредны для ребенка. Поэтому безликая кукла была игрушкой и одновременно талисманом. Куклы имели особое значение для взрослых. , урожай животных, удачный брак и рождение детей. То, что дети делали много тряпичных кукол, предсказывало появление в семье нового ребенка. Однако, если с куклами обращались небрежно, это предвещало болезнь».
«Кукла должна была обеспечить многодетность, поэтому куклы были участниками свадебной церемонии. Их давали невесте на руки во время свадебного пира, а позже дарили молодоженам, как пожелание удачи и много детей. Даже сегодня мы видим свадебные кортежи, украшенные праздничными куклами, отголосок древних традиций, связанных с долголетием семьи».
Если вы хотите узнать больше о мастерской Ларисы и русских тряпичных куклах, пожалуйста нажмите здесь.
На сайте HM Handmade есть фото по изготовлению крупенички, изображенной на картинке слева.
Согласно сайту, «Крупеничка — хранительница полноты и богатства в доме». Если хозяева были голодны, они могли взять зерно у куклы. Если не нужно было брать зерно у куклы, ее благодарили и зерно сеяли. Когда был собран новый урожай, кукла снова наполнялась. Худощавая или сливовая кукла указывала на суровость зимы.
Русские матрешки – Общая информация – Куклы в национальных костюмах
1) Вепская кукла – символ женской души
Русская народная кукла имеет богатые традиции и историю. По своему назначению русские куклы делятся на три категории: обереговые, игровые и ритуальные куклы.
Куклы ритуальные
Во всем славянском мире были времена, когда куклы спасали жизни людей, заменяя людей в качестве жертв в обрядах жертвоприношения. Куклы делались из всего, что было под рукой: из соломы, глины, дерева, луба, кукурузных початков, корней травы, золы, веток и ветвей деревьев и еще чего-то. Такие ритуальные куклы приносились в жертву различным богам, таким как Кострома (славянская богиня плодородия), Морена (славянская богиня урожая и колдовства), Купало (славянский бог плодородия и сексуальности), Ярило (славянский бог растительности, плодородия и весны), д., и получили свои имена. Взамен люди просили счастья, любви, обильных урожаев, здоровья и благополучия.
Другие обрядовые куклы считались священными и хранились в Святом углу Избы (ныне в таких святых углах в русских домах хранятся иконы). Считалось, что если в семье есть самодельная кукла плодородия, то она будет собирать хороший урожай и наслаждаться богатством.
Кукла купальщица символизировала начало купального сезона. Его сплавляли по реке, и привязанные к рукам ремни уносили с собой все людские болезни и печали — таково было представление о всеочищающей силе воды.
Знаменитая обрядовая большая кукла Масленицы изготавливалась из соломы или луба, но обязательно с тонким стеблем березы.
Кукла из пепла была подарена молодоженам на свадьбу как старинный символ продолжения рода и посредник между живым и потусторонним миром. В некотором смысле это означало, что дух предков обращается к своим потомкам.
Некоторые ритуальные куклы использовались для лечения. Среди них были куклы Козьма и Демьян, сделанные из целебных трав, таких как тысячелистник, ромашка и другие.
Хотя ритуальные куклы часто называют тряпичными куклами (см. ниже), эти куклы имеют разные формы и имена в зависимости от региона и того, что они представляют; например, урожайная кукла называется « Крупеничка », что происходит от слова «крупа», что означает зерно.
2) Куклы-амулетыКуклы-амулеты . Интересно отметить, что в целом у славянских тканевых кукол лица не изображались (см. Россия: кукла-московка (I) – покровительница ближайших родственников, Россия: кукла-московка (II) – покровительница более широкой семьи, и Украина: Мотанка). Обычай был связан со старыми поверьями, в частности, с обереговой ролью куклы как магического предмета. Такие «безликие куклы» служили священными предметами: отсутствие лица указывало на то, что кукла была неодушевленной вещью и, следовательно, недоступна для поселения в ней злых сил. Наряды кукол всегда были ярко раскрашены и расшиты многозначительными магическими символами. Куклы считались защитниками дома и часто дарились парам на свадьбу в их первом доме.
Игровые куклы предназначены для развлечения детей. Их изготавливали путем сшивания или складывания материала. Сложенные куклы не нуждались ни в иголке, ни в нитке: деревянную палку обматывали толстым куском ткани, а затем обвязывали веревкой; затем к палке привязывали голову и руки, которые потом нарядно одевали. Некоторым играющим куклам не требовалась даже палка: вокруг ее осей просто наматывали кусок ткани и обвязывали ниткой. Таким же образом были сделаны голова и руки.
В старину кукол никогда не оставляли лежать в доме вверх ногами, а бережно хранили в корзине или в сундучках с чеканкой, или в сундучках. Так они переходили от одной девушки к другой. Считалось, что для того, чтобы в будущем стать хорошей матерью, девочка должна была играть в куклы.
3) Масленичная кукла сжигается во время празднования МасленицыТряпичные куклы.