Планшетная кукла своими руками: Планшетные куклы для кукольного театра – купить на Ярмарке Мастеров

Мастер класс «в мире театра кукол» Педагоги дополнительного образования



При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образование детей

Центр дополнительного образования детей «Подросток»
МАСТЕР – КЛАСС

«В МИРЕ ТЕАТРА КУКОЛ»

Педагоги дополнительного образования:

Тайлакова С.А. Объединение «Театр – Творчество – Дети»

Ренкас Е.Р. Объединение «Театральное ателье»
г.п. Междуреченский

сентябрь 2008 г.
Мастер-класс «В мире кукольного театра»

Цель: Знакомство с разновидностями кукол в кукольном театре и

способы изготовления планшетной куклы «Баба-Яга».

(слайд №1)

Задачи:


  1. Познакомить и углубить знания о разновидностях кукол в кукольном театре.

  2. Изучить технологическую последовательность в изготовлении планшетной куклы и одежды к сказочному персонажу «Баба-Яга».


  3. Способствовать развитию кукольного театра в детских коллективах района.

Инструменты, материалы и оборудование:

1. Раздаточный материал:

— план-конспект изготовления планшетной куклы;

— примерные варианты эскизов сказочного героя «Баба-Яга»;

— виды швов соединения деталей.

2. Материалы, инструменты, приспособления для выполнения планшетной куклы; кожа, мех, ткани, шнур, нитки, ножницы, игла, мел, клей.


  • Ткань: трикотаж белый или телесный (можно капроновые колготы), ткань для одежды куклы на выбор, синтопон.

  • Ножницы, иголки, нитки для шитья и вышивки.

  • Карандаш, обои 1 рулон, писчая бумага для лекал.

  • Глазки, клей «Момент».

  • Тесьма для украшения одежды, (кусочки кожи, пуговицы, бисер).

  • Утяжелители 4 шт. на одну куклу (груз весом в 50 гр. D=2 см)

План

Организационный момент (слайд №2)
9. 30 – 10.00заезд, регистрация, чайная пауза,

выставка «Театральная кукла».

10.00 – 12.00 — проведение мастер класса


  1. Изучение нового материала.

  2. Подведение итогов теоретической части занятия.

  3. Охрана труда.

  4. Выполнение практической работы — часть 1.

12.00 –13.00 — обед

13.00 –15.00 продолжение мастер класса


  1. Выполнение практической работы — часть 2.

  2. Подведение итогов. Выставка работ.

15.00 –15.40 – круглый стол по обмену опытом

16.00 – отъезд участников

1. Организационный момент

Приветствие гостей, посещение выставки, чайная пауза.

Сообщение темы, постановка цели, знакомство с планом работы мастер-класса «В мире кукольного театра».


  1. Изучение нового материала

Теоретическая часть

  1. История и разновидность кукольного театра.

Кукольный театр радует своей игрой всех и детей и взрослых.

Жизнь куклы исчисляется тысячелетиями. И берет она свое начало от ритуальной куклы-идола, служившей посредником между миром духов и людей. Прошло время, и кукла утратила свою магическую силу.

Сегодня кукла играет важную роль в жизни ребенка, хотя до сих пор её возможности до конца не изучены. Более полной жизнью театральная кукла живет в своем мире по имени «кукольный театр». Здесь она дома, в удивительной и такой близкой стране реальных фантазий и доброй сказки, где желание непременно исполняется и все закончится очень хорошо: добро обязательно победит, а зло — будет наказано. Таким образом, кукольный театр возвращает нас к исконным корням, сохраняя и культивируя народную мудрость вне зависимости от национальной принадлежности. В опосредованной форме он вновь и вновь учит нас быть честными и добрыми, устремленными и трудолюбивыми.

Существует множество способов выражения актерского мастерства. Для балетных артистов это танец, для оперных — вокал, для драматических — жесты, мимика. И лишь один «вид» артистов выражает себя через абсолютно конкретный, осязаемый предмет — куклу!
Для кукловодов она — часть собственного «я». Чтобы кукла ожила на сцене, стала полноценным партнером и смогла заменить живого актера, он должен слиться с ней воедино. Именно сплав артиста и куклы является ролью. И это, кстати, достаточно нетипично для актера. Потому что здесь он, вопреки обычному актерскому стремлению показать себя перед публикой, остается в тени. Куклы в кукольном театре очень разные.

Куклы – главный инструмент, и основное действующее лицо, и содержание кукольного театра. Куклы интересны сами по себе, даже без движения.

Мир кукольного театра можно разделит условно на 4 группы:(слайд 3)


  • Куклы управляемые снизу.

  • Куклы управляемые сверху.

  • Куклы управляемые открыто.

И отдельно можно выделить

  • Теневой театр.

Рассмотрим же более подробно и наглядно разновидности кукольного театра.

Куклы управляемые снизу (Слайд 4)

Куклы, управляемые снизу, очень точно называются «верховые» — актер почти всегда видит их снизу и управляет поднятыми вверх руками. Сам актер в этом случае, как правило, скрывается за ширмой с головой. Это —


  • перчаточные куклы,

  • куклы на гапите,

  • тростевые куклы,

  • механические куклы.

  • ПЕРЧАТОЧНЫЕ (слайд 5)

Куклы, которые надеваются на руку как перчатка. Перчаточную куклу иногда называют Петрушкой в честь первого героя кукольного народного театра Петра Ивановича Уксусова «Петрушки».

Помните, каждая кукла должна быть по руке артиста, и ни в коем случае куклой сшитой по руке взрослого артиста, нельзя играть ребенку. Способы управления перчаточной куклой, очень различны.


  • КУКЛЫ НА ГАПИТЕ

Кукла очень похожа на перчаточную, отличие только в том, что голова куклы находится на гапите.
Гапит — деревянный стержень с удобной закругленной ручкой. К куклам на гапитах следует также относить простейшую куклу, сделанную по типу чучела.

  • ТРОСТЕВЫЕ КУКЛЫ (слайд 6)

Куклы на тростях давно известны в индийской и китайской культурах, но так случилось, что мировую славу этому типу кукол принесли ваянги с острова Ява. Ваянг-голек – яванский театр тростевых кукол оказал такое сильное влияние на мировой театр кукол, что даже сами термины, обозначающие ведущие трости для головы и рук – «гапиты» и «чемпуриты», — яванские. Более того, самые знаменитые спектакли самого знаменитого российского театра кукол им. С.В. Образцова играли куклами на тростях.

Классический ваянг имеет три трости: гапит, проходящий через туловище и вращающий голову куклы, и два чемпурита, ведущие руки за кисти.


  • МЕХАНИЧЕСКИЕ КУКЛЫ

К верховым куклам условно можно отнести механических кукол, управляемых снизу. Правда и «механическими» их назвать можно лишь условно так как, в движение их приводит рука актера.
Механические куклы, как правило, выполняет одно или несколько простых повторяемых движений, подчиняясь работе простейшего механизма из рычагов, блоков или пружин. Самые известные механические куклы – «дергунчики», акробаты, вращающиеся на турнике, пожарные, кувыркающиеся по лестнице, кузнецы, стучащие по наковальне. Принцип работы любой из них может быть применен в театре кукол.

Механическая кукла может выражать нужный вам образ не только своим внешним обликом, но и движением. Особенно эффективно использование механических кукол для оживления витрин и выставочных стендов — движущаяся кукла придаст индивидуальности — она всегда вызывает живой интерес посетителей и просто прохожих.

Куклы управляемые сверху

(слайд 7)

Куклы, управляемые сверху нитками, деревянными штангами, металлическими прутами, известны и традиционному и профессиональному театру кукол. В современном театре более широко, чем иные, распространены куклы на нитках, распространены настолько широко, что термин «марионетки», ещё в начале XX века обозначавший театральную куклу как таковую, присвоен этому виду кукол собственно.


  • МАРИОНЕТКИ. (слайд 8)

Особенность марионеток на нитках в удивительном, странном, плавном, поэтическом и вдруг резком, подпрыгивающем движении. Марионетки подвешены в точке опоры, а не «насажены» на нее, как у верховых кукол. При этом «рычаг», соединяющий точки приложения подъемной силы и силы тяжести, — нитка, то есть гибок и скручивается – все это сообщает куклам дополнительные степени свободы движения, придает марионеткам характерную «танцевальность», трудно описываемую словами, но легко узнаваемую видевшим её хотя бы раз.
Вага — это своеобразный пульт управления: перебирая пальцами, актер левой рукой задевает нити разного назначения и заставляет куклу делать самые сложные перемещения.

  • КУКЛЫ НА ПРУТЕ.

Куклы на пруте – не самая распространенная в современном театре кукол конструкция. Сегодня кукол, управляемых прутом, вбитом в голову, можно встретить разве, что в сицилийском традиционном театре. Марионетка на пруте, вбитом в голову, движется и управляется тверже, чем марионетка на нитях, но при этом ее пластические возможности более ограничены.

Марионетка — та самая кукла на ниточках — это вид планшетной куклы. Иногда к ее голове прикрепляется палка («шток»), с помощью которой эту куклу можно двигать по планшету. Такая марионетка будет называться –

штоковой.

Куклы управляемые открыто

(слайд 9)

Куклы, управляемые открыто, то есть таким образом, чтобы актер не скрывался ширмой, а манипулировал куклой «в присутствии» зрителей, могут быть самых различных конструкций: марионетками, перчаточными, на тростях и другими. Этот вид кукол можно тоже разделить на несколько частей.


  • Простейшие куклы

  • Сложные куклы.

К простейшим куклам относятся кукольные театры, которые чаще в сего можно использовать в детских садах, дома в любительских театрах, которые не большого размера и для не большой массы зрителей, который можно сделать своими руками. (слайд 10)

Простейшие куклы — это разновидности настольного театра кукол:


  • фланелеграф, (слайд 10)

  • конусный,

  • картонный (домашний), (слайд 11)

  • игрушек,

  • настольно-плоскостной,

  • пальчиковый — «пяти пальчиков», (Слайд 12)

  • авторский глиняный (или пластилиновый).

Театры отличаются элементарностью создания (практически нет специальных декораций, используется подручный материал) и обращения (куклы передвигаются «в открытую» руками актера), доступностью и простотой сюжета (преобладают малые фольклорные формы и собственные сочинения) и предназначены для детей младшего дошкольного возраста. Обогащаются они, прежде всего, текстом, который дает зрителям яркие образы, помогает полнее воспринимать содержание рассказа, сказки или придуманной детской фантазии.

ОСОБЕННОСТИ СЛОЖНЫХ ВИДОВ

КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА

(Слайд 13)
Иным является сложный кукольный театр. Он более академичный, требует других по конструкции кукол и особой сцены-ширмы, которая устанавливается не на возвышении, а на полу зрительного зала — тогда хорошо просматривается и передний план спектакля, и задний.

Вершиной театра кукол, управляемых открыто, японские Бунраку. Куклы для представлений Бунраку изготавливаются в размере 1\2 – 2\3 человеческого роста. Каждую куклу, как правило, ведут три аниматора. Наиболее опытный из них управляет движением головы (глаза, веки, брови, рот) и правой рукой куклы. Второй оператор двигает левой рукой куклы, третий – ее ногами. Сами операторы одеты в черные балдахины, укрывающие с головой.


  • «Ростовые куклы»,

Интересны театральные «Ростовые куклы», (Слайд 13) которые участвуют в фантастических и сказочных представлениях. Голова или полностью костюм гараздо — болешего размера, изготавливаются из папье-маше или других материалов, надевается на актера, а ладошки и обувь делаются из поролона, обтянутого трикотажной тканью.

  • « Театру Масок»

Отдельный раздел отведен « Театру Масок» (слайд 14), Известен он очень с давних пор и активно используется на любых праздничных представлениях. Грим является частью маски или её заменой.

  • «Планшетные куклы»

Свое место в этом разделе занимают и «Планшетные куклы»

В начале 70-х годов актер-кукольник стал выходить из-за ширмы и работать с куклой на сцене. Для этого была создана планшетная кукла. Она может быть разной по размеру, но для нее обязательно наличие некой поверхности, на которой она должна «стоять». Для больших планшетных кукол это пол, для маленьких — небольшая площадка на сцене. Планшетной куклой управляют обычно два или три актера, так как ей нужно осуществлять движения головой, руками и ногами.

Планшетная кукла — это кукла с живыми руками — руками актера, причем актер не прикрыт ширмой, а виден зрителю также, как и кукла. Эта кукла выступает на столе так как «планшет» — это плоскость, кукла не большого размера, мягкая набитая синтепоном или ватой, обтянутая трикотажем. Имеет груз в руках и ногах. Полное устройство и изготовление такой куклы мы с вами сегодня и рассмотрим, а также по пробуем изготовить и куклу, и одежду к ней.


  • БОЛЬШАЯ НАПОЛЬНАЯ КУКЛА

или их ещё называют «ТЕАТР С ЖИВОЙ РУКОЙ»

История кукольного театра богата различными видами кукол. Но среди них есть и с общими чертами. Тростевая в свое время родилась из перчаточной, а из марионеточной — большая напольная кукла, которая по своему виду и конструкции напоминает «родителя», только без нитей. Большие напольные куклы прекрасно смотрятся в эстрадных номерах, на ярмарках, народных гуляньях и детских утренниках.

Изготавливать такую куклу лучше всего из поролона: все части «тела» выкраиваются, обтягиваются трикотажем и затем сшиваются. Корпус делают из плотной ткани. Его набивают мягким материалом, синтепоном или обрезками поролона. Сгибы конечностей (рук, ног) и места их соединений с туловищем ‘прошиваются: это увеличивает мобильность персонажа.

Похожи на шлепанцы башмаки куклы обычно фиксируются креплениями. Руки у напольной куклы могут заменяться собственными руками актера, что придает особый колорит образу. Для этого делаются специальные прорези в пустых рукавах костюма. Голову можно сделать из папье-маше.

Такая кукла водится двумя актерами «в открытую» следующим образом:

1. Актёр вдевает обе ноги в ноги куклы, правой рукой держит ее голову, левой — левую руку. Второй кукловод ведет правую руку и туловище.

2. Актёр вдевает свою правую ногу в левую куклы, правой рукой ведет ее голову, левой — левую руку. Второй актер вдевает свою левую ногу в правую куклы, своей правой рукой ведет правую руку куклы, а левой — туловище.

Теневой театр (слайд15)


  • Картонный теневой

Сцена теневого театра – это экран, который «оживает» при помощи света. Теневая кукла — она абсолютно плоская, потому что прикладывается к специальному экрану, который является «местом действия». По одну его сторону находится зритель, который видит движущиеся силуэты кукол, по другую — один-два актера, которые этих кукол передвигают. Иногда за этим экраном «прячется» целый оркестр и еще несколько актеров, которые озвучивают спектакль. Все герои этого театра изготавливаются из картона черного цвета, строго в профиль. Фигурки не большого размера так, как это настольный театра.

Творческий проект «Театральная кукла своими руками»

 

 

 

 

 

 

Тема работы: «Театральная кукла своими руками»

Направление: искусствоведческое

 

 

 

Авторы:

 

                                                           Руководитель:

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

Оглавление

Ι. Введение

1.1.          Выбор темы и обоснование проекта……………… ……………..3

1.2      Цели и задачи………………………………………………………3-4

 

 

          ΙΙ. Поисково-исследовательская часть

2.1.    История возникновения кукольного театра…………..…..……..5-7

2.2.    Происхождение народных театральных кукол.……….…………7-8

2.3.   Виды кукол………………………………………………………….8-9

2.4    Поиск вариантов проекта…………………………………………. 9

 

       

          III. Практическая часть

3.1.  Составление технологической карты……………………………..10-11

3.2   Экономическое обоснование проекта…..…………………………11

3.3.  Разработка рекламного проекта изделий …………………………12-14 

 

 

        IV. Заключительная часть

4.1   Анализ проделанной работы………………………………………..15

 

    Список используемой литературы…………………………………… 16

    Приложение…………………………………………………………….17-18

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ι. Введение.

 

Выбор темы и обоснование проекта.

Все дети любят играть с куклами, зачастую одушевляя их, придавая им различные позы, говоря за них. Так же известен вид театрального искусства – театр кукол, где представление разыгрывается куклами-актёрами.

В первом классе наш дружный коллектив посетил театрализованное представление во Дворце Культуры «В стране дорожных знаков».  На сцене мы увидели кукол. Они задвигались и заговорили как живые, стали ещё привлекательнее и интереснее. Мы смотрели спектакль и смеялись. Нам всем очень понравилось представление, нам захотелось самим побывать в роли артистов. Поэтому у нас возникла идея сделать куклы для кукольного театра в нашем классе. Но мы не хотим рассматривать создание театра только как развлечение. Театр должен нам помочь развиваться, научить дружбе, трудолюбию, правдивости и доброте. Поэтому мы совместно с классным руководителем решили разработать проект создания кукольного театра.

Театр кукол – это не только театрализованная постановка. Это ролевая игра со зрителем. А ведь все дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ.

Объект исследования: театральная кукла, её строение.

 Предметом нашего исследования стала технология изготовления кукол театрального представления, а проектно-исследовательскую работу мы решили назвать «Театральная кукла своими руками». Выбранная тема, на наш взгляд, интересна, так как любая вещь, сделанная своими руками, ценна для творца, а  её применение полезно для окружающих.  Кроме этого, 2019 год объявлен президентом России В.В. Путиным годом театра.

В своей исследовательской работе нам хотелось проследить историю театральных кукол, узнать об их разновидностях, доказать, что театральную куклу можно сделать самостоятельно с помощью подручных материалов, простых инструментов и фантазии, соблюдая определенные этапы в работе. Также нам хотелось бы показать, что жанр кукольных представлений интересен и в наши дни.

Цели и задачи.

Гипотеза исследования: сделать куклу по силам практически всем, а «театральной» делает куклу появление её перед зрителями и их интерес к ней.

Цель проекта: создание кукольного театра с помощью изготовленных своими руками кукол и всех необходимых реквизитов для постановки кукольного спектакля.

Задачи:

— изучить историю кукольного театра и выяснить, какие бывают виды кукол;

— провести опрос по данной теме среди одноклассников;

— отобрать и систематизировать информацию по теме проекта и публично представить материал работы;

— разработать этапы изготовления куклы из подручного материала и реализовать их;

— отобрать нужные сценарии для постановки;

— провести репетиции;

— показать театральное представление для родителей на внеклассных мероприятиях и для учащихся начальной школы.

     Методы исследования:

— изучение литературы и анализ материала;

— опрос-анкета одноклассников;

— изготовление кукол.

     Ход работы:

1.   Изучить различную литературу по теме проекта.

2.   Составить вопросы анкеты по теме проекта и обработать полученные результаты опроса детей.

3.   Поэтапно создать куклы из подручного материала по эскизу.

4.   Приготовить и показать представление с участием своих театральных кукол.

5.   Сделать вывод и презентацию для защиты исследовательской работы.

     Мы думаем, что наши куклы покорят сердца зрителей, принесут им радость и немного счастья, ведь «театр – это школа добрых чувств, красоты и человеческого братства» (Войтмил Рабадан).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ΙΙ. Поисково-исследовательская часть.

В куклы некогда играть,

Куклы надо изучать.

Куклы тоже развивают,

Историю театра раскрывают.

 

История возникновения кукольного театра.

 

Кукольный театр существует давно. Древние народы верили, что и на небе, и на земле, и под землей, и даже в воде живут разные боги, злые и добрые духи, сверхъестественные существа. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, кости, глины или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах или на спинах слонов, а иногда устраивали всякие хитрые приспособления и заставляли кукол, изображавших богов, дьяволов или драконов, открывать глаза, кивать головами, скалить зубы. Постепенно такие зрелища стали все больше походить на театральные представления. С помощью кукол разыгрывали легенды о богах, демонах, оборотнях, джинах, а в средние века в европейских странах куклы показывали рай и ад, сотворение мира, Адама и Еву, чертей и ангелов, играли народные сказки и сатирические сценки, высмеивавшие человеческие пороки: глупость, жадность, трусость, жестокость.  

 В энциклопедии записано: «театр кукол – особый вид театральных представлений, в которых действуют куклы (объёмные и плоские), приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей (ширмой). Иногда в театре кукол действующим лицом становится условный предмет (цветок, шарик), изображающий живое существо и также приводимый в движение актёрами-кукловодами…».

        Кукольный театр существовал уже в древнем Египте, Греции, Риме. Во время торжественных праздников шли спектакли с участием кукол. «Спектакль» располагался на колесницах. К зрителям подъезжала телега с актёрами. Держа кукол в руках, они играли первую сцену и ехали дальше, следующая колесница продолжала действие.

В древнем Риме устраивали шествие с гигантскими механическими куклами. Такие куклы наводили страх или потешали зрителей. В античном мире куклы олицетворяли Богов.

Необычным и единственным в мире театром кукол на воде является вьетнамский. В таком театре актёры управляют куклами, находясь под водой и дыша через специальные тростниковые трубочки.

Театр кукол во все времена притягивал человека своей схожестью с живыми созданиями. Человек сопоставлял себя с куклой, которой постоянно управляют с помощью ниточек, палочек или рук. Тема свободы человека тревожила философов уже с античных времён.

Люди были уверены, что при помощи кукол можно создать то, что завуалировано от глаз. Диво превращения куклы в оживлённого персонажа при помощи воображения человека дало возможность театру кукол перенести многие века и устройства жизни людей, при этом не потеряв своего очарования и привлекательности.

Статуэтки исполняли сцены из жизни Богов, чем привлекали множество народа Египта. В Греции создавали большие фигуры, которые двигались лишь в праздники. За Грецией последовал Рим. Затем один из жителей Греции придумал, как воссоздать мир, используя при этом ящик без передней стенки. Это был первый театр, который визуально разделял мир людей и Богов. Потом придумали кукол, которые изображали людей – они стояли внизу, а над ними возвышались Боги. Внизу ящика сделали отверстие, в которое помещались палки для управления куклами. Из небольших сцен в дальнейшем возрождались большие пьесы. Так и сформировался кукольный театр, который стал народным искусством.

        Простые люди (крестьяне, рабочие) очень любили кукольный театр. Он был интересен и знатным образованным людям. Только их статус не позволял признаться в том, что их интересы совпадают с простолюдинами. Им приходилось довольствоваться механическими театрами (музыкальные табакерки, часы с движущимися фигурками, домашние шарманки, театрально-музыкальные ящики).

Первое известие о существовании в России кукольного театра датировано 1636 годом, зафиксировано немецким путешественником. В 1700 году состоялись первые в России гастроли кукольников.

В старой России не было государственных кукольных театров. На ярмарках, на бульварах, в городских дворах давали маленькие представления бродячие фокусники, акробаты, кукольники. Обычно один из них крутил ручку музыкального ящика, который называли шарманкой. Под громкие звуки музыки кукольник показывал из-за маленькой ширмы, как смешной длинноносый Петрушка бьет палкой царского офицера, который хочет забрать его в солдаты.
      Жизнь народных кукольников — бродячих актеров была очень тяжелой и малое чем отличалась от жизни нищего. После представления актер-кукловод снимал шапку и протягивал ее зрителям. Кто хотел,   бросал  в шапку медные копейки.  То, что не решались сказать вслух рабочие люди и мужики, громко выкрикивали на площадях и ярмарках куклы. Представления бродячих кукольников запрещались, но они появлялись снова и снова в разных местах и во весь голос выражали тайные мысли собравшихся зрителей.

Одним из самых известных кукольных театров России является Государственный Академический Центральный театр кукол имени Сергея Владимировича Образцова. Он был организован в 1931 году (Центральный театр кукол). Большую часть спектаклей поставил С.В. Образцов, который с 1949 был директором театра. В 1937 году при театре был создан Музей театральных кукол, коллекция которого считается одной из лучших в мире.

 

Происхождение народных театральных кукол.

 

 Несмотря на разные языки и традиции, у актёров кукольников, а также у кукол было много общего. У кукольников была большая ширма, за которую они прятались во время представления.

Нам удалось выяснить, что в каждой стране существовали куклы под определённым именем.  Петрушка, Полишинель, Панч, Пульчинелла, Касперле  – это герои народных кукольных представлений, которые были очень распространены в 15 – 16 веках в разных странах.

История возникновения театральных кукол начинается с куклы по имени Маккус, которую подарил человечеству античный мир Древнего Рима. Эта кукла была найдена при раскопках. Это был занятный человечек с горбом на спине, крючковатым носом, толстым животом и необыкновенно живым, пронзительным взглядом. Кукла обладала удивительным секретом. Если его поворачивать в разные стороны, Маккус выглядел то весёлым, то сердитым, то возмущенным. Своей выразительностью он приглянулся итальянским кукольникам.

По образу древнеримского Маккуса итальянцы создали своего Пульчинеллу. Пульчинелла родился в начале 16 века и стал родоначальником героев народного театра кукол в Европе.

Пульчинелла – итальянец, кукла в чёрной маске. Снять маску Пульчинелла не может, потому что она не из материи и не из бумаги – просто часть его рожицы закрашена чёрной краской. Смотреть на Пульчинеллу и весело, и страшно – чёрная маска придаёт ему что-то загадочное.

Со временем забавная кукла перекочевала во многие страны Европы, где получила новые имена, но сохранила внешность и неуёмный характер. Так во Франции появился Полишинель, в Германии – Гансвурст, в Англии – Панч, в Чехии – Кашпарек, а в России – Петрушка.

Полишинель – герой французского народного театра, в начале своей жизни он был «ниточной» куклой, управлялся двенадцатью нитками. К подошвам ног Полишинеля был приделан свинец, для устойчивости. Он мог ходить и танцевать, а однажды он даже выступал во дворце перед королём.

Однако со временем устройство Полишинеля претерпело изменения: нитки убрали, сшили ему кафтан, в который можно было вставлять пальцы правой руки – он стал перчаточной куклой.

Панч – добродушный толстяк, герой английского театра. Он всегда весел. Хозяин Панча, весельчак Джон, был бродячим актёром. Он не ходил пешком, а ездил в фургоне, в котором помещались и люди, и куклы, и стол, и стулья.

Петрушка – неунывающий человек забавлял народ на ярмарках, в балаганах или просто на улицах. Русский Петрушка принадлежит к многочисленной семье героев европейской уличной кукольной комедии. Интересна история возникновения имени нашего героя – куклы Петрушки. Есть предположение, что горластый забияка в красном колпаке с петушиным профилем нередко появлялся на представлении верхом на петухе, сам вылитый петух, вместе с характером он мог позаимствовать и его имя, так как в России всякий петух – Петя.

 Прошло несколько веков, но весёлые «Братцы» до сих пор популярны – каждый в своей стране.

 

Виды кукол.

 

Театральные куклы различают по видам.

Куклы вертепа. Тело куклы насаживается на рукоятку, держа которую кукловод проводит куклу по щели вертепа. Обычно куклы вырезаются из дерева и обшиваются тканью или раскрашиваются.

Петрушечная кукла (перчаточная) – персонаж французского театра кукол, ярмарочного театра перчаточного типа. Конструкция перчаточных кукол состоит из головы на пальце и перчатки на руке кукловода. Петрушка – один из представителей перчаточных кукол.

Минирующая кукла – верховая театральная кукла из мягких материалов. Пальцы актёра, которые находятся в голове куклы, управляют глазами, ртом, носом куклы.

Во второй половине XX века были придуманы пальчиковые куклы: один палец – одна кукла. Затем люди придумали куклы с открывающимся ртом, пищащие.

Из Англии пришли и получили широкое распространение марионетки – куклы на нитках.

Марионетка (в том числе штоковая) – кукла, приводимая в движение актёром-кукловодом при помощи нитей, металлических прутьев или деревянных палочек. К рукам, ногам, туловищу и голове куклы крепятся верёвки, продеваемые через отверстия так называемого «креста», посредством наклонений которого кукла делает человеческие движения.

Тростевая кукла не надевается вплотную на руку актёра, как кукла-перчаточная, а только управляется ею изнутри. Благодаря этому она отличается значительным разнообразием пропорций и размеров. Руки тростевой куклы, имеющие сгибы во всех сочленениях, могут повторить большинство жестов свойственных человеку. Широкий и пластичный жест тростевой куклы делает её особенно пригодной для воплощения на сцене пьес героико-романтического репертуара. Бывают и куклы, участвующие в праздничных шествиях и карнавалах. Так в Китае на улицах Пекина или Кантона может появиться дракон – огромная кукла метров 15 длиной. Его несут на больших палках несколько человек.

Планшетная (выводная) кукла – театральная кукла, которая «умеет ходить» по планшету или полу сцены. Некоторые разновидности планшетных кукол управляются ногами кукловода.

Есть ещё большие ручные куклы, когда часть тела кукловода становится телом куклы.    

Ростовая кукла. Куклы надевается на человека. Изготавливается на специальном каркасе и может быть самых разных размеров.

Куклы театра теней – плоскостные фигурки, существующего издавна в Китае, Японии, Корее, Индонезии, Индии. Кукловод сидит сзади натянутого полотна. Над головой кукловода яркая лампа. Тоненькими костяными палочками, пришитыми к телу, рукам и ногам плоской куклы, кукловод плотно прижимает куклу к полотну, и тогда на полотне возникает цветная, резная тень куклы. В таких театрах чаще всего показывают религиозные, мистические истории. Во время представления музыканты бьют в барабаны на музыкальных инструментах и поют.

Сила театральной куклы в том, что она неживая. Если человек на сцене сядет на стул, начнёт зевать или моргать, зрители могут этого не заметить. Если то же самое сделает кукла, зрительный зал разразится смехом, потому что в этот момент кукла высмеивает людей, не умеющих себя вести. Значит, кукла помогает людям лучше познать себя, посмотреть на себя как бы со стороны. Кукла – это обобщённый образ живого существа: человека, оленя, голубя. Оживление куклы, превращение её из неживой, неподвижной в живую, движущуюся, кажется зрителям и маленьким,  и взрослым чудом. Куклы могут вызвать смех и слёзы, они могут быть прекрасны и уродливы. Кукла может быть нежной и доверчивой или злобной и коварной. Благодаря сказочности в кукольном театре можно создавать такие спектакли, какие нельзя поставить в других театрах.

 

Поиск вариантов проекта.

 

Нам понравились все предложенные варианты театральных кукол, но своими руками захотелось изготовить куклу-перчатку. Она нам показалась одной из самых простых кукол, потому что она надевается на руку, как перчатка. Кукла-перчатка «оживёт» и, тем самым, вызовет неподдельный интерес. Ведь она сможет шевелить руками, вертеть и кивать головой, разговаривать, смеяться, петь песни…   Создание сценариев кукольных спектаклей с игрушками разовьют фантазию и сплотят класс ещё больше. При помощи инсценировок с перчаточными куклами можно расширить свой словарный запас.

 

 

III. Практическая часть.

 

Составление технологической карты.

Превращается рука

И в котёнка, и в щенка,

Чтоб рука артисткой стала,

Нужно очень-очень мало:

Специальные перчатки,

Ум, талант — и всё в порядке!

                            В. Берестов.

 

А теперь мы вам покажем, как можно дома сделать  перчаточную куклу —  девочку.

п/п

Последовательность операций

Изображение

1

Подберем ткань.

 

2

Сделаем вот такие выкройки:

3

Обведем выкройки и вырежем с учетом краев для шитья. 

4

Пришиваем все детали так, чтобы через шею указательный палец мог попасть в отдел головы.

5

Оформляем лицо, рисуем или пришиваем глазки, носик, ротик.

6

Украшаем куклу различными аксессуарами.

7

У нас получилась вот такая девочка

 

В приложении находятся выкройки, при помощи которых вы дома можете сами приготовить перчаточную куклу. Туловище у всех кукол одинаковое, а вот голову можно изготовить тремя различными способами: папье-маше, выкроить из ткани или просто взять голову от старой ненужной игрушки. Как вам удобно, так и делайте. В нашем кукольном театре есть все три варианта.

 

Экономическое обоснование проекта.

 

Положительные стороны:
— материалы общедоступны;
— технология изготовления посильна;
— дизайн соответствует назначению;
— стоимость изделия невысокая;

— мы не нанесли вред окружающей среде, нет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, почву, водоёмы;

— наша поделка  дарит только   положительные эмоции;
— изделие имеет художественную ценность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Заключительная часть.

 

4. 1   Анализ проделанной работы.

 

Работая над проектом, мы узнали, что театр кукол – особый вид театрального представления, в котором вместо актёров действуют куклы. Театральные куклы существуют с античных времён и дают реальное представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Считаем, что цель, которую мы ставили перед собой, достигнута. Мы научились шить перчаточные куклы, водить куклу над ширмой, создавать декорации для спектаклей, узнали много нового о кукольном театре, заинтересовали театром своих родителей и одноклассников, сделали интересным своё свободное время. В итоге в нашем театре насчитывается 27 перчаточных-кукол. Кроме этого мы смогли организовать совместно с классным руководителем четыре выступления кукольного театра. Проведенная работа безусловно сплотила наш коллектив, так как за четыре месяца поучаствовать в постановке получилось у всех ребят класса.  Играя с куклами за ширмой, даже самый застенчивый из нас почувствовал себя более свободным и уверенным. И это здорово!

Нашу творческую работу высоко оценили учителя и ученики начальных классов.

В перспективе нашего проекта мы хотели бы записать на видео выступление кукольного театра и обязательно поучаствовать с ним в конкурсе.

Наш проект мы хотели бы закончить словами Константина Станиславского: «Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты».  Любите театр, и он ответить вам взаимностью!

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.     Абалкин Н.А. Рассказы о театре. — М.: Молодая гвардия, 1981.

2.     Авдеев А. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе. Л. – М.

3.     Греф А. «Техника театра кукол». Издание Всероссийского Центра художественного творчества, 2003г.

4.     Гугасова А. Н. Рукоделие в начальных классах. – М.: Просвещение, 1984.

5.     Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. – М.: Просвещение, 1994.

6.     Дангворт Р. « Домашний кукольный театр» Издательство «Росмэн» 2005г.

7.     Прибыловская С.А. Школьный кукольный театр. – М.: Просвещение, 1996.

8.     Смирнова Н.И. И… оживают куклы. – М.: Детская литература, 1982.

9.      Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. – М., 2001.

10. Электронная Интернет-энциклопедия «Википедия». http://ru.wikipedia.org/wiki

11.  http://images.yandex.ru/ (театральные куклы)

12.  http://ru.wikipedia.org/wiki (кукольный театр)

13.  http://www.liveinternet.ru/ (история театра кукол).

   

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

 


                         

Школьные принадлежности для кукол своими руками: планшет, калькулятор, линейки

Рукоделие | Идеи для детских поделок

Бесплатные распечатки для школьных принадлежностей для кукол своими руками: планшет, калькулятор, линейки

Добро пожаловать в заключительную часть моей серии школьных принадлежностей для кукол, состоящей из четырех частей. Если вы пропустили их, вот первые три:

  1. Школьные принадлежности для кукол своими руками —  Как сделать школьные принадлежности для кукол своими руками, включая папки, блокноты и рабочие листы для печати
  2. Школьные принадлежности для кукол «Сделай сам» в долларовом магазине — Как сделать своими руками школьные принадлежности для кукол, включая карандаши, блокноты и планшеты
  3. Школьный обед для кукол своими руками – Легкий школьный обед для кукол своими руками с бесплатной распечаткой

Эта серия началась, потому что я делала особенный подарок для дочери моей лучшей подруги и ее 13 кукол. Итак, я сделал по 15 штук каждого из них, потому что у меня 2 дочери. Они получились отличными, и мои дочери любят их. Они также довольно прочные, потому что они двухсторонние.

В этой бесплатной распечатке вы найдете:

  1. 2 розовых калькулятора Casio
  2. Планшет iPad
  3. 4 линейки — красная, синяя, желтая и белая

Конечно, вы можете распечатать больше, но каждый лист содержит перечисленные выше элементы.

Инструкции по изготовлению всех трех одинаковы.

Изготовление планшета, калькулятора и линеек

Время: от 30 минут до 1 часа

Материалы:

  • Картон (подойдут старые коробки из-под еды)
  • Клей-карандаш
  • БЕСПЛАТНО Версия для печати
  • Ножницы

Инструкции:

  1. Вырежьте и освободите место на бумаге. Это не обязательно должно быть идеально, это просто способ использовать больше картона без потери места.
  2. Приклейте детали на картон и вырежьте каждую часть.
  3. Затем склейте две стороны (переднюю и заднюю) вместе. Для линеек каждая сторона будет разного цвета.

Они не соответствуют масштабу и лучше всего подходят для 18-дюймовых кукол, таких как American Girl или Our Generation, а также для кукол Baby Alive (или подобных).

Бонусная школьная сумка размером с куклу

Итак, я сделала все предметы из этой серии для 13 кукол, и мне понадобился недорогой рюкзак или сумка, чтобы положить их туда. Итак, я нашла упаковки из четырех мини-холщовых сумок в Hobby Lobby. . Потом купил пачку железа на патчах с амазона (партнерская ссылка). Вот фото.

Так мило! Что вы думаете?

10 школьных принадлежностей для кукол Easy DIY

Посмотрите это видео о 10 школьных принадлежностях для кукол Easy DIY, включая большинство предметов из этой серии. Дайте мне знать, что вы думаете! Если есть что-то, что я упустил, и вам нужен учебник, пожалуйста, оставьте комментарий. Я люблю вызов!

Скоро я буду работать над другими кукольными проектами! Я знаю, что получил несколько писем с просьбами о большем количестве. Итак, повторюсь, если у вас есть идея, пожалуйста, дайте мне знать, и я постараюсь воплотить ее вместе с видеоуроком.

Вам также может понравиться

Взгляните на другие идеи кукол своими руками, которые у меня есть.

  • My Doll and Me Treasure Scavenger Hunt with Printables – веселое занятие для тематической вечеринки American Girl или Our Generation
  • Самодельные карандаши для кукол и домашняя работа. Превратите свою настоящую домашнюю работу в домашнюю работу размером с куклу, чтобы вы могли делать домашнюю работу вместе!
  • Комиссионный магазин «Переделка кукольной кровати своими руками» — в секонд-хенде полно сокровищ, которые только и ждут, чтобы их нашли. Это комиссионный магазин, где можно найти новую кровать с матрасом, подушкой, сделанной своими руками, и одеялом
  • .
  • Куклы из переработанной бумаги — забавная идея для детских поделок из картонных трубок
  • Поделиться
  • Твиттер

Почтовые теги: # Кукольные поделки

Похожие сообщения

Кукольный планшет — Etsy.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *