Куклы наших бабушек своими руками мастер класс – — . , — .

Создаем подарочную народную куклу «Бабка Характерная»

Это вятская кукла, она не обережная и не игровая, она подарочная.

Бабку дарили молодой женщине, недавно вышедшей замуж, со словами: «Баба без дела не сидит!». В руках у нее обязательно есть дело — рукоделие. Бабка передавалась как символ мудрости и жизненного опыта. Вздернутый нос у нее получается важный и характерный, требовательный, но в тоже время добрый и смешной. Она многое знает, ворчит по делу и без! Но остается такой родной и мудрой бабулей, руки которой всегда заняты любимым делом!

Кукла выполнена мной в народной технике — мотанка — без шитья. Но кукла не обережная, поэтому допускается и шитье в процессе мотания.

Обычно я мотаю своих кукол на глаз, замеряя все по кукле. Но на фото подложила линейку для примерного размера.

Правила изготовления:

  • хорошее настроение,
  • спокойное состояние,
  • желание творить так, как душа желает!
  • и помните — это ваше творение, и вам решать, как сделать правильно 🙂

Начать нужно с подготовки материалов:

1. Основная однотонная ткань — тело куклы.

2. Разноцветные ткани на юбку, панталоны, кофту и платок. По желанию, оформить одёжку куклы можно кружевом или тесьмой.

3. Вата.

4. Крепкие нитки.

5. Вязаные носочки или валенки для куклы.

6. укоделие в руки бабки (вышивка, вязание, плетение, корзинка и так далее).


Возьмите прямоугольник основной ткани.

Зрительно разделите его на три части. Нижняя часть будет лицом куклы.

Скатайте из ваты небольшой шарик для создания носа куклы. Оберните его тканью и завяжите ниткой, как на фото.

Затем нужно сформировать голову из трети ткани, чтобы нос был чуть выше центра, и завязать ее. Я делаю шарик из остатков лыка, можно из ваты, синтепона или остатков ниток и тканей.

Теперь нужно заняться ногами.

1. Сделайте скрутку из ткани — будущие ноги.

2. Выворотным способом (изнанкой вверх) завяжите ткань на ноге, ближе к будущей ступне.

3. Выверните ткань и перевяжите середину скрутки, сложив под углом в 90 градусов.

Возьмите голову-тело куклы. Остаток (хвостик) ткани сложите пополам, а в середину «кармашка» вставьте ноги, закрепив их ниткой, чтобы получилось следующее:

Сделайте грудь для бабки. Возьмите два квадратика, примерно 7*7 см, скатайте из ваты шарики и оберните их квадратами ткани. Перевяжите полученную заготовку и примотайте на тело куклы.

Теперь можно формировать «выдающееся место» нашей бабули! Мне удобно делать мягкое место из большого круга ткани, в который я положила большой шарик из лыка и закрепила все это ниткой, как подгузник:) Размер шарика может быть гораздо больше, кукла будет выглядеть еще эффектнее!

Теперь можно сделать или сшить панталоны для бабули. Прямоугольником ткани оберните попу куклы и аккуратно оформите края вокруг ног, чтобы нижняя ткань не выглядывала из панталонов.

Настало время приступить к верхней одежде. Сначала делаются руки.

1. Сделайте кулачки по принципу создания груди, только гораздо меньше.

2. Выворотным способом оберните их прямоугольником ткани — рукавами.

3. Выверните ткань.

Закрепите руки под головой куклы, как на фото.

Тем же выворотным способом примотайте прямоугольник ткани, закрывающий грудь бабушки. Такой способ приматывания хорош тем, что все неровные края остаются скрыты ит глаз и создается впечатление, что ткань обшита и пришита к кукле. Выглядит аккуратно и удобно приматывается.

Выверните ткань и закрепите ее на поясе, немного подвернув низ вовнутрь.

Таким же способом сделайте юбку бабке. примерно полметра ткани в длину. Я сшиваю бока еще до того, как закреплю юбку на кукле, остается ее вывернут изнанкой наружу, чтобы она легла на лицо куклы, закрепить на поясе нитью или лентой и опустить вниз юбку лицевой стороной.

На голову повяжите платок. Можно сначала закрепить волосы, как сделала я. Намотайте на руку пучок ниток (у меня акриловые с блеском), перевяжите середину, расположите на голове куклы, закрепите из на шее нитью. Если волосы получились длинные, можно сплести косы, если короткие, тогда спрятать под платок.

Бабуля наша в возрасте, поэтому у нее есть нижний платочек (небольшой прямоугольник ткани).

Осталось утеплить ножки старушки, украсить ее бусами (если хочется) и вручить ей любимое рукоделие.

Бабка Характерная Готова!

Мастер-класс подготовила Мандрыка Ирина «ИРИЯ». Творите и верьте в свои силы! Будьте счастливы и любимы.

www.livemaster.ru

Традиционные народные куклы своими руками. Фото и мастер-классы

Как вы знаете, на нашем сайте можно найти много разных мастер-классов про изготовление кукол и все, что с ними связано, в разделах «Куклы своими руками«, «Одежда для кукол«, «Домики и мебель«, «Еда для кукол«. Там описывается, как можно шить, лепить, вязать… А народные куклы делаются очень просто, без использования иголок, но с особым настроением, поэтому получаются такими душевными. Им не рисуют лица, и все равно у каждой куколки виден свой характер. Тряпичные крупенички, неразлучники, травницы ручной работы продаются на ярмарках и в сувенирных магазинах, но лучше их сделать своими руками. Самодельные куколки из лоскутков несут в себе частичку тепла и внимания своей хозяйки. Особенно если они обережные или обрядовые.

Этих русских народных кукол я делала на занятиях замечательной мастерицы Вилены. Так приятно было посидеть в ее компании, говорить по душам, творить своими руками куколок. Есть разные виды оберегов, как из кусочков ткани — тряпочек, лоскутков, так и из лыка, пакли и ниток. Здесь вы можете увидеть, как делать  народных кукол своими руками. Вот некоторые пошаговые мастер-классы с фото для начинающих рукодельниц.



Народные сказки с участием кукол здесь.

Куколка на счастье — мастер-класс

Кубышка-травница — мастер-класс (обережная, для здоровья)

Солнечный конь — мастер-класс

Куколка Отдарок-на-подарок — мастер-класс

Веснянка — мастер-класс

Веснянка с косой — мастер-класс

Птичка из ткани — мастер-класс

Куклы Кувадки — мастер-класс (обереги для новорожденных)

Веничек благополучия (для порядка в доме) и  Десятиручка (чтобы все успевать)

Тульская барыня (крепкая хозяйственница) — мастер-класс

Крупеничка (для достатка в доме) — мастер-класс

Неразлучники (подарок на свадьбу) — мастер-класс

Птица-Радость (встреча весны и перелетных птиц) —мастер-класс

Роща (Мировое дерево) (в свадебный каравай) — мастер-класс

Новгородская беременная кукла — мастер-класс

Пеленашка — мастер-класс

Мартинички — весенние куколки, мастер-класс

Кукла-колокольчик — мастер-класс

Малышок-голышок — мастер-класс

 Зайчик на пальчик и зайчик из платка

Куколка Вербная на Пасху — мастер-класс

Вербница — мастер-класс Людмилы Евсеевой

 Подорожница — оберег в дорогу — мастер-класс

Куколки День-Ночь — мастер-класс

Покосница — мастер-класс

Рябинка — описание

Кукла Орловская с младенцем — мастер-класс

 Филипповка — мастер-класс

Кузьма и Демьян — описание

Трипольская мотанка

Украинская лялька-мотанка — мастер-класс

 Ловушка снов — оберег — мастер-класс

Спиридон-Солнцеворот

Как свалять валеночки:

Куклак (настоящий мужчина)

 Крестец — мастер-класс

Масленица — МК

Масленица Людмилы Евсеевой:

 Северная берегиня — мастер-класс

Оберег от худого слова — мастер-класс

Японская тряпичная кукла — мастер-класс

Кукла Северного Прикамья — из полосок ткани — мастер-класс

 Рождественская звезда и ангел — мастер-класс

 Бессонница — мастер-класс

 «Коза» для колядок — мастер-класс

 Кукла из платочков — мастер-класс

Желанница (для исполнения желаний) — мастер-класс

 Куколки Анжелики Смирновой «День и Ночь»

Куколка «Пасхальная голубка«. Мастер-класс — Обабкова Валентина Ивановна

«Баба-Яга» Лидии Трушиной

Хантыйская кукла «Акань» (Нухуко) из утиного клюва

Мастер-класс по кукле Женская Суть с сайта //www.slavakukla.ru/zhenskaya-sut-kukla/

Передача о народных куклах:

И обязательно посмотрите фотографии с выставки кукол в национальных костюмах.

Кукла Сивашовой Марии Тимофеевны:

Хотите тоже поделиться своими наработками и мастер-классами? Пишите нам здесь.

Чтобы не забыть адрес страницы и поделиться с друзьями, добавьте себе в соцсети. 

 

podelki-doma.ru

Мини-музей «Куклы наших бабушек» | Страна Мастеров

Вот такой у нас в группе мини-музей. А теперь небольшая экскурсия:

Берегиня (Столбушка). В основе этой куколки столбик из бересты. Береза — дерево, почитаемое на Руси с древних времен. Русские люди издревле считали, что березка обладает особой целительной силой. Считается, что эта кукла — помощница в душевной беседе. Ей можно пожаловаться на судьбу, высказывать все, что наболело и беспокоит, и тогда станет легче и понятнее, как жить дальше.

Это кукла-кормилица, ведущая перед собой младенца, отсюда и название «Ведучка». Кукла говорит о том, что ребенок, только начинающий делать свои первые шаги, тесно связан с матерью, она его ведет, крепко держа за ручки. Она его ведет или выводит в жизнь, поддерживает, если он пошатнулся, оберегает своего ребенка.

Кукла «На счастье». Волосы издревле считались знаком женской силы, лишиться косы считалось позором. Поэтому главное в традиционной куколке «На счастье» — это ее толстая закрученная коса, кроме всего прочего, именно с ее помощью она твердо стоит на ногах. Если такую куколку дарят молодым супругам, то она словно маленькое семейное счастье, которое предстоит умножить и сохранить. Как свое счастье, так и эту куклу не выставляют на показ. Берегут от постороннего взора.

Кувадка. В Орловской, Костромской губерниях существовал обряд кувады, связанный с таинством рождения ребенка, во время которого присутствующий отец будущего ребенка совершал определенные действия, являющиеся защитой от нечистых сил. К этому обряду и делались кувадки — куклы, в которые должны были вселиться злые духи, оберегая тем самым мать и дитя. Они являлись оберегом вплоть до таинства крещения — примерно две недели. Затем их сжигали. Обряд забыт, а куклы остались.

Кукла с детьми пеленашками считалась берегиней семейного очага и помощницей женщине в материнстве.
Делается она на основе верхушки сосны.

Верхушка ствола дерева с отходящими в стороны ветками — это каркас куклы. Специально для куклы ломать дерево, конечно не нужно; если походить по лесу, можно найти упавшую сосну и взять ее верхушку.

Это магическая колыбельная кукла Бессоница. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу — оберег и клала ее в колыбель, приговаривая: «Сонница — бессоница, не играй с моим дитятком, а играй этой куколкой».

Чтобы при священном омовении 19 января злые силы ненароком не вселились в кого-нибудь, изготавливали куклу — заменителя (Крестец) и втыкали в снег на краю проруби. Для привлечения внимания духов к крестовине привязывали ленточки, в обряде ряжения участвовали в основном мужчины и молодые парни, поэтому кукла Крестец символизировал мужчину.

Пеленашка — это кукла оберег, и первая игрушка новорожденного. Пеленашка делается такого размера, чтобы поместилась в ручку малыша, тогда она сможет быть первой игрушкой, которую он будет держать и рассматривать.

Кукла День и Ночь — оберег жилища. Хозяева разговаривали с этой куклой. Утром обращались к светлой кукле с пожеланиями, чтобы день был благополучным. Вечером перед сном обращались к темной куколке — чтобы ночь прошла спокойно. Кукла оберегала всех домочадцев — охраняла их душевный настрой.

Зайчик на пальчик делали или дарили ребенку от трех лет. Именно в этом возрасте родители начинали оставлять ребенка одного, и чтобы ему было не страшно, и было с кем играть, ему делали такого зайку (оберег от одиночества и страха). Зайчик выполнен в двух вариантах (один легко одевается на пальчик, у другого есть лапки и хвостик).

Куклу оберег- Веснянку на Руси делали молодые девушки когда наступала весна и дарили этих кукол друг другу. Кукла отличается веселым и задорным характером. Традиционно у нее яркие волосы необычного цвета. Кукла Веснянка оберег молодости и красоты. Даря эту куклу вы желаете долгой молодости и привлекательности, оптимизма и жизнерадостности.

Кукла на ложке. Перед сном на глазах у малыша мама брала в руки деревянную ложку и пару цветных тряпочек- и все это превращала в куклу, с которой ребенок засыпал. Наутро тряпочки снимались и ложка опять использовалась в хозяйстве. Ну видно, потому, что не богачи ж люди были, ложки для дела использовали.

Десятиручка — это обрядовая кукла. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось. Её делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое.

Колокольчик — кукла Добрых Вестей. Родина куклы — Валдай. Оттуда и пошли валдайские колокольчики. Эта кукла приносит в дом Радость и Веселье, она оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Птица счастья — это милое поздравление с весной.Издревле птички, связанные из лыка, соломы или тряпочек являлись неизменным атрибутом обряда «заклинания» весны. Наши предки верили, что птицы приносят счастье и удачу — в птиц могут входить души умерших родственников, которые нас любят и помогают в земной жизни.

Кукла- «стригушка». Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.

Вепская кукла — оберег, образ замужней женщины. Её делают из обрывков изношенной одежды. Вепская кукла — это символ благополучия и достатка, а её большая грудь- символ сытого, здорового ребенка.

Птичка.

Стрекоза.

stranamasterov.ru

Мастер -класс «Куклы наших бабушек»

Мастер-класс «Куклы наших бабушек».

Схема конспекта мастер-класса

  • «Куклы наших бабушек»

Цель: воспитание патриотических чувств детей через ознакомление с историей страны на примере народной игрушки; воспитание интереса к тряпичной кукле.

Задачи:

образовательная: закрепить представление о старинной игрушке – тряпичной кукле(обрядовая, обереговая и игровая);

развивающая: развивать воображение и фантазию; уметь создавать игрушку из доступного материала; развивать познавательную и продуктивную деятельность.

воспитательная: воспитывать бережное отношение к игрушке, изготовленной своими руками; желание сделать приятное младшим товарищам – подарить своих кукол девочкам младшей группы.

  • Девочки старшей, подготовительной групп.
  • Лоскут белого материала, цветные и белые нитки, разноцветный материал, цветные яркие ленточки, душистые травы, ноутбук, проектор.
  • Групповая комната.
  • 10 человек.
  • Ход

Презентация опыта мастера:

Утверждение, что ребенок развивается в игре, давно ни у кого не вызывает сомнения. В игре дети узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, учатся премудростям, формируются как личность. Игрушка незаменимый спутник ребенка со дня его рождения. Её специально создаёт взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости и в то же время она важнейшее средство его всестороннего развития. И надо помнить, что игрушка – не просто средство физического развития и обучения, прежде всего – это культурный объект. С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации в среде сверстников и взрослых, происходят включения в традиционную культуру общества с принятыми в нем ценностями, нравственными идеалами и этическими нормами.

И здесь нельзя переоценить роль народной игрушки в воспитательно-образовательном процессе. Играя с разными куклами, дети могут почувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки, они учатся пеленать кукол, самостоятельно делают кукол из разных материалов, которые лежат на полочках, заворачивают их, одевают, придумывают о них рассказы, разыгрывают сценки, обыгрывают ситуации, драматизируют. Поскольку куклынебольшие по размеру, дети вынуждены постоянно «работать» пальчиками, развивается моторика рук.

А что знают наши дети о народных игрушках? Как часто они играют в них? Много ли народных игрушек в семье? Проанализировав ответы детей и результаты опроса родителей, бесед с ними по данной теме, можно обозначить проблему: народные традиции утрачивают свое значение, дети не только не играют в народные игрушки, но и мало что о них знают. Поэтому мною разработан проект «Куклы наших бабушек».

Я считаю, что данный проект актуален, потому что народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей и взрослых. Народная игрушка доступна детскому восприятию, так как несет в себе понятное им содержание, которое конкретно и лаконично.

Представление системы занятий:

Подготовительный этап:

На этом этапе проведены следующие мероприятия:

– Уточнение знаний родителей детей по теме проекта;

– Подбор литературного материала (детский фольклор, легенды, традиции, обряды);

– Расширение образовательного пространства в группе: пополнение библиотеки детской литературой об истории народной игрушки; создание условий для изготовления тряпичнойкуклы;

– Изучение истории народной тряпичной игрушки.

Практический этап

Были проведены занятия:

– Изготовление куклы-закрутки;

– Изготовление куклы-оберега;

– Изготовление куклы-пеленашки;

– Беседы«Куклы наших бабушек», истории создания обрядовых кукол.

Заключительный этап.

Презентация наших работ.

Имитационная игра.

Последовательность изготовления куколки – лечебницы:

  1. В белый лоскут положить вату с душистыми травами, слоями.
  2. Обмотать у горловины ниткой для крепления головы.
  3. Столбик положить на середину второго темного лоскута (можно на этом этапе третьим лоскутом к столбику обвязать «головку»– как платочком).
  4. Далее столбик запеленать так же, как настоящего ребенка.
  5. Пеленашку обвязать разноцветной ленточкой.

Рефлексия

Мой мастер – класс оказался содержательным. Это подтверждают те конечные продукты, которые созданы в процессе его проведения, и желание детей продолжить знакомство и изготовление других видов обрядовых кукол. Начато создание мини-музея самодельных кукол «Куклы наших бабушек»; Старшие девочки с радостью вручили воспитанникам младшей группы кукол, сделанных своими руками. Мальчики решили к нам присоединиться и сделали кукол-стригунков из шерстяных ниток.

На этом мы не остановимся, работу продолжим дальше. Теперь детки знают, что в старинунаши предки были гораздо ближе к природе. Они в ней жили. Природа их кормила, поила, одевала, помогала изготовлять жилища. Взрослый человек мог в природе найти всё, что нужно для жизни. Так и дети с малых лет учились присматриваться к природе и подбирать всё, что может пригодиться в игре и из чего можно изготовить игрушки. Конечно, те игрушки не такие яркие, как современные, но в старину дети любили их ничуть не меньше, чем наши дети любят сейчас свои.

Марина Цветаева

Дети — это взгляды глазок боязливых,

Ножек шаловливых по паркету стук,

Дети — это солнце в пасмурных мотивах,

Целый мир гипотез радостных наук.

Вечный беспорядок в золоте колечек,

Ласковых словечек шепот в полусне,

Мирные картинки птичек и овечек,

Что в уютной детской дремлют на стене.

Дети — это вечер, вечер на диване,

Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей,

Мерный голос сказки о царе Салтане,

О русалках-сестрах сказо

sssvu.minobr63.ru

Куклы наших бабушек – Ярмарка Мастеров

Куклы наших бабушек.

Статья написана для журнала «народное творчество» в 2010 году, не опубликована.

Кукла одна из самых древних и любимых игрушек человечества. Делали и делают кукол из различных материалов, дерева, коры, травы, глины, ткани и многого другого. Древнейшая тряпичная кукла найдена на раскопках Помпеи, известны и более ранние куклы, датированные 4 веком до нашей эры, хранится она в Британском музее.

В настоящее время возрос интерес к народной культуре, к своим корням. Возрождаются древние ремесла, вышивка, ткачество, резьба по дереву, славянская писанка, поясоплетение, народная тряпичная кукла. В центре ремесел московского округа Хамовники с названием « Славич» мастера ремесленники передают эти ремесла так, как передавали им мастера и умельцы, знатоки этих ремесел. Сами мастера не только повторяют и сохраняют народные традиции, но используют вещи по своему назначению, так как это было в народном быту.

Я хочу рассказать о народной кукле. Тряпичная народная кукла для меня стала частью жизни, не только творчеством, а частичкой моего быта. Я изучаю куклу 5 лет, за это время я создала курс обучения тряпичной народной кукле, создаю свою школу, вышло несколько обучающих дисков, выпущена книга, написанная в соавторстве с Натальей Догаевой «Кукольный сундучок», в которой описания и схемы 40 кукол. Сама я обучалась у народных мастеров России, в мастерской Дома Ремесел Заповедника народного быта под Иваново.

Сейчас многие увлекаются народной куклой, она незаменима в работе с детьми, в работе психологов, дизайнеров, родители, делая с детьми куколок, начинают больше понимать друг друга.

К сожалению, старики – хранители традиции, уходят, и все меньше остается возможностей найти куколок. Не нужно оставлять усилий найти и сохранить их. Современные мастера ездят по деревням в поисках оставшихся носителей нашей, русской, славянской культуры, с надеждой встретить и записать – сохранить этнографические записи и образцы. Возможность найти куклу, которая в чистом виде обрядовая или обережная найти непросто, и очень мала. Поскольку сейчас хранители куколок наши бабушки, которые сами росли уже в советские времена, когда вытравливалась из сознания народная память и традиции. В это время куколки перешли из обряда сакральных, несущих знание о мире, могущих помочь человеку воздействовать на жизнь и судьбу, в разряд игровых.

Куколок делали из ношеной одежды, несущей часть человеческой души и уже оттого обережной ткани, ее не резали, не кололи острыми предметами, кукол не разбрасывали по дому и относились бережно. Такие куколки имели каждая свое место и назначение, они были частью дома и быта, хранителями и помощниками в обрядах направленных на обеспечение лучшей жизни. Такие куклы сохранились мало.

Но они сохранились, как часть, как основа куколок, в которые играли наши бабушки. Куколки, которым шили одежду, которых делали сами дети, для младших детей, хранят внутри одежки саму основу, в которой сохранено знание об устройстве мира, как его видели наши предки. Дети по сей день –носители частичек древних обрядов, которые хранятся в играх.

В наше время еще не все утрачено, нужно только стать внимательней, и важные находки могут быть рядом! Расспросите своих мам, бабушек, соседок и они, иногда откажутся, скажут – ничего не помню, через некоторое время могут вспомнить и рассказать, как играли, во что играли, в какие куклы. И иногда столько вспомнят! Только успевай, записывай. А записать надо:

Фамилию

Имя

Отчество

Год рождения и место рождения

Девичью фамилию (если женщина)

Место бытования куклы

И место где жил информатор или информант ( так называется человек, рассказ которого записывайте)

Кто научил, как звали, год рождения и место бытования куклы.

И, конечно как играли с этой куколкой или в эту игру.

Тогда это будет этнографический сбор, и он будет иметь основу и ссылку на источник.

Сейчас заботит и удручает положение в информационной сети – интернет, где пишут без ссылок на источники, личные догадки зачастую кочуют с форума на форум как истина и вводят в заблуждение. Это огорчает, потому что кукла – не только игрушка, кукла по прежнему помощник в жизни, она по настоящему может помочь человеку изменить жизнь к лучшему. Она часть мировоззрения народа, который видел мир в целом и живым, и знал и умел обращаться к силам природы и владел настоящей магией. Магия это была направлена только на жизнь, на счастье, а не на плохое, как приучили думать из-за кукол вуду из американских фильмов.

В этой статье я хочу поделиться своей находкой – куколкой Валентины Буниной, учителя труда в московской школе. Она обратилась ко мне за одной куколкой, а я попросила ее обменяться куколками. Она засомневалась, где же взять-то? Я посоветовала спросить у мамы и учеников, они могли бы опросить своих мам и бабушек. И я угадала, мама Валентины рассказала и показала такую куколку, мы ее сделали и записали, теперь ей может научиться каждый. Как ее делать можно научиться, по книге «Кукольный сундучок» из-во «Белый город» 2010 г. Написанная мной и Натальей Догаевой .

Кукла игровая.

Передала Бунина Валентина

информатор Зотова (Шустова дев. фамилия) Зоя Петровна ( ее мама)

1930 г.р.

Родилась в дер. Шемякино Боровской р-он. Московской обл. (сейчас Калужская)

Научилась у своей бабушки, у которой жила в этой деревне.

Кукла бытовала там же, в московской губернии.

Как делать.

Брали три одинаковых квадрата, размером с ладонь.

1. Сначала шьем мешочек, швом через край (она шила так )

2. Перегибаем квадрат и сшиваем по бокам, выворачиваем

3. Набиваем ветошью или очесами льна

4. Потом делаем голову, в середину квадрата кладем очесы или ветошь и завязываем нитью ил тонкой тряпочкой,

получается узелок. Можно из квадрата сделать круг.

Голову вкладываем в готовый мешочек по горлышку, пришиваем.

5. Руки скатываем в скатку, завязываем, отступив, немного от края и пришиваем сзади тела мешочка

6. Рисуем лицо

7. Пришиваем волосы ( любым способом)

8. Одеваем рубаху —

длиной с тело куклы – вырезаем лоскут буквой Т и сшиваем срезы, выворачиваем и одеваем на куклу

Шьем сарафан ( его называли – шубка) – присборен спереди

Делали таких кукол разного размера, ног у куклы нет, играли двигая ручками.

Рассказ Зои Петровны Зотовой (информатора) который передала Валентина Бунина.

….Она сказала, что бабушка ей шила кукол. Голову делали как шарик , набивали тряпочками и затягивали веревкой. Туловище скручивали и зашивали,чтобы не распускалось. Потом голову пришивали к туловищу. Делали ручки из скруток и тоже пришивали к туловищу. Ножки делали не всегда. Если хотели, что бы она стояла, то туловище было длинное. На талии его перетягивали веревочкой. Иногда делали туловище покороче и потоньше, тогда к нему пришивали ножки. Ступню делали тоже шариками. Иногда, чтобы она была более вытянутая вкладывали щепочки в ступню. Это зависело от того, что хотели сделать с куклой. Волосы делали из льна или шерсти, потому что бабушка умела прясть. Она сама делала льняное полотно и шерстяную пряжу. Мама говорит, что лицо они кукле рисовали, потому что играть без лица было неинтересно. Платья шили из кусочков, которые были в доме.
Такую куклу шили лет 75 назад. У меня мама уже старенькая. Ей 79 лет. А у ее подружек кукол не было. Когда она стала постарше, то учила девочек делать кукол, чтобы было с кем играть.
Летом они делали кукол из травы. Собирали траву. Связывали ее в пучок. Пушистая часть травы была юбкой. Голову тоже делали из травы. Скатывали ее в комок и обматывали нитками. Потом прикрепляли ее к туловищу. Руки делали тоже из травы или из веток. В таких кукол они играли в основном на улице. Потому что можно из травы сделать шалаш, в котором эти куклы жили

…..Бабушка носила шубку. Это что-то типа сарафана. Она шилась из восьми полок. Полки были достаточно большие и кроились клиньями, как у клиньевой юбки. Вверху были сборки, но не очень много. Внизу, чтобы шубка не висела тряпочкой, пришивалась тесьма. Тесьма была жесткая со щеточкой. Шубка носилась над грудью и держалась на плечах на бретелях. Кофта в обычные дни надевалась сверху и тоже была расширенная книзу от груди. В праздничные дни на шубку надевалась кофта в талию. На ней было много пуговок, и от талии была баска.
Кукол тоже одевали, похоже. Шилась такая шубка, только мама говорит, что клиньев они шили 2 или 4. На плечи одевались лямочки. Кофта надевалась сверху и была прямая или с боков чуть-чуть расширенная. Кофту кроили как обычную рубаху.
На голову надевали платочек. Волосы пришивали редко, и мама не помнит как.

Лицо рисовали или вышивали.

Эта куколка, на мой взгляд, очень показательна, в ней видна основа, основа столбик, которая скручивалась из ткани, или в кусок ткани заворачивали деревянный столбик, или мешочек набивался каким-то материалом, ветошью, опилом, зерном. Некоторые обережные, обрядовые куклы были без одежды и после того, как они отслужили свою службу, их отдавали детям. Дети шили им одежду, рисовали лицо. В традиционной народной кукле сохранена основа, так как передавали кукол что называется «по прямой передаче», от мамы к дочери, от бабушки к внучке. Это сохранило неизменным способ изготовления, а так же и видение наших предков, потому что ничего не выдумывалось, не выкидывалось, старики говорили : «Не мы заводили (обычай) , не нам менять)». Ручки куклы без шитья, сохранили закатанную и завязанную по краям трубочку из ткани, этот способ присущ обрежным куклам и красная нить, которой завязаны ручки.

Много можно писать и рассматривать, разглядывать эту куклу пытаясь понять, разглядеть, что за этой простотой. Чтобы это понять нужно, изучать самих кукол, ту среду мир-культуру, где она жила и существовала, это для тех пытливых душ, которые озадачены глубокими вопросами о смысле бытия.

А можно просто научиться делать куколку, шить ей одежду и играть. Как раньше играли в свадьбы, готовясь к одному из главных переходов жизни, отыгрывая все обряды, всей семьи, в игре было до десятка кукол. Мать, отец, родня жениха и невесты. Можно вышивать и шить кукольную, и не только, одежду, изучать, как одевались, зачем служила одежда.

Самим понять и изучить свадебный обряд потрясающей глубины, познавать обычаи наших родичей, возвращать, восстанавливать в современной жизни.

Для тех, кто желает понять и сохранить нашу культуру и традиции, моя статья – пример поиска и записи, сохранения духовного наследия наших предков, без преувеличения, кукла – один из важнейших помощников человека, может быть заместитель в иных мирах души ?

В заключение, хочется сказать о важности сборов и сохранение уклада нашего народа, возвращение уважения и самоуважения, к себе как к народу, в мире, где идет слияние культур, совместного проживания разных национальностей важно, чтобы мы сохраняли свое, знакомили со своей богатейшей глубокой культурой, что поможет, на мой взгляд, пониманию, взаимоуважению и миру, диалогу культур.

Автор Вилена.

www.livemaster.ru

Тряпичная кукла «Бабка характерная» | Мастерская Алёны Масловой

Первый раз увидев эту куколку, я была ею покорена безвозвратно, и всё не было случая сделать её и поделиться с вами. И вот наконец, осенние работы в саду закончены, появилось немного времени и я выкладываю на ваш суд мастер-класс по изготовлению куклы «Бабка харАктерная«.  Вот её описание с одного кукольного сайта: «Бабку дарили молодой женщине, недавно вышедшей замуж, со словами: «Баба без дела не сидит!!!». Бабка передавалась как символ мудрости, жизненного опыта. Руки привязывались к корзине, к делу. Профиль у нее действительно получается характерный, требовательный, но в тоже время добрый и смешной. Бабку передала Осипова Нина Васильевна. В сидячем положении бабка имеет высоту около 19 см. Кукла вятская, не обережная и не игровая, она подарочная. В этой кукле некоторые элементы до конца неясны, например, была ли у бабки нижняя юбка или шили панталончики, информация потеряна, и решение пошло в пользу панталонов.»

Однажды я послушала лекции Черняева что раньше дома строили при помощи древнерусских мер — сажений, пядей и т.д. Он говорит что фиксированная мера, которой мы меряем сейчас мертва и не даёт дышать пространству. И что при строительстве дома учитывалась сажень хозяина, ведь она у каждого человека своя. И построив дом с учётом измерений живущих в этом доме, он имел гармоничную энергетику, мог даже лечить. Черняев покинул этот мир оставив нам в наследство записи и книги этого нового забытого учения. Но я дома не строю, хотя кто знает как повернётся жизнь, но измерения пядью и вершками и другими мерами теперь пользуюсь часто.

А фотографировать мои куколки мне помогает зеркальный фотоаппарат, который служит мне уже не один год.

Для куклы потребовалось ткань для головы, тулова, ручек и ножек телесного оттенка примерно 50 см. Кусок ткани для рубахи и штанов 30-40 см, для юбки примерно 10 на 20, платок на голову 20 на 20, бусины, рафия для корзины, шерсть для валяния валенок.

На кусок ткани предназначенной для тела, положить ладонь вырезать квадрат.

В центр положить ветошь с горошину, закрепить ниткой, получился нос.

Вложить ветошь больше, сформировать головку, распределить складки ткани, что бы получились носогубные складки и морщины к глазам. Закрепить ниткой.

Ножки кусок ткани равный ширине ладони и длине ладони от мизинца до большого пальца и ещё чуть-чуть. Скатать, перевить ниткой, сформировать стопу перетянув нить восьмёркой. Сложить пополам, перевить на сгибе ниткой.

Намотать на ножки ветошь. В квадратный кусок ткани с ладонь вложить ветошь.

Вложить ноги, стянуть ниткой формируя филейную часть.

Собираем тулово. Наложить на «спинку» узел головы.

Стянуть ниткой на шее.

Завернуть лишнее на грудь, снова обмотать ниткой, продвигаясь к талии. Завернуть концы узла на спинке наверх, ещё раз всё примотать, не обрывая нить отложить куклу.

Сделать два узла для грудок из двух квадратных кусков ткани шириной в 5 пальцев, примотать к тулову. В оригинале грудь не очень большая, но моя бабка по материнской линии имеет грудь девятого размера и помятуя об этом я решила не мелочиться.

Объём куска для панталон я выясняю так, от шеи до ступни высота, ширина ткани — это обхват груди бабки плюс ещё чуть-чуть.

Дать строчку до середины высоты штанишек, срезать уголок на 1 см. внизу штанов.

Вниз штанин нашила кружево, берите не прозрачное, моё почти не видно, разместить шов в центре, вырезать треугольник шаговых швов.

Дать строчку отступив от края 3-4 мм. Сделать надсечку не доходя до строчки 1 мм. Вывернуть..

Надеть на бабку, закрепить на талии ниткой. Низ штанов над кружевом собрать на нитку, чуть приподнять и пришить прямо к ножке. Со второй соответственно так же.

Кусок для рубахи — обхват груди плюс ещё чуть-чуть, длинна по желанию, кто любит повыше, кто подлинней. У моей бабки до колена, по краю кружево. Верх собрать на нитку.

Выворотным способом затянуть на шее, закрепить ниткой. Опустить рубаху.

Перевить ниткой на талии, распределяя складки.

Юбка кусок ткани длиной в две пяди (от указательного пальца до большого) или больше, высотой от талии до ступней. Соединить в кольцо, вниз нашить тесьму. Верх собрать на нитку, на этом фото пришила сразу фартук, но в конечном варианте его удалила, т.к.  на не слишком объёмной юбке передник не смотрится.

Выворотным способом закрепить на бабкиной талии.

 Любуемся.

Для ручек кусок ткани  длиной 1.5 пяди шириной на 3 пальца. Сложить гармошкой, с одного конца перевить ниткой.

Вывернуть затянуть под узлом, что бы ладошка была объёмней вложила ветошь. Приложила к спинке примерила длину рук, у меня как раз, сделать ладошку с другой стороны.

 Для рукавов кусок ткани равный длине рук и ещё чуть-чуть шириной в 3 пальца. Выворотным способом закрепить под узлом ладошки.

Повторить с другой стороны.

Крест накрест закрепить на спинке.

К шее пришить бусы. Из косички рафии соорудить корзинку для «дела», внутрь вшить белый бисер-яйца или моточки ниток. Пришить корзину к ладошкам. На голову наложить белый кусок тряпицы — нижний платок, сверху красный-нарядный. Рекомендую платок пришить к головке.

Что бы бабка не мёрзла свалять валенки. Бабка характерная готова. Не хватает дедки, но это тема одной из следующих статей.

Похожие записи:

alyonamaslova.ru

Мастер-класс «Куклы наших бабушек»

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Мастер — класс по изготовлению поделок»

Тема: «Зольная кукла»

Зольная кукла- это первая кукла, которая появилась у славян. Её очень просто изготовить- не нужны ни ножницы, ни иголка. Я со своими второклассниками делала эту куклу на часе внеурочной деятельности. Изготовление этой куклы и рассказ о её происхождении знакомит детей с традициями русского народа, знакомит с историей, позволяет детям окунуться в саму эту историю, почувствовать быт детей прошлого, ведь раньше не было таких игрушек к каким привыкли наши дети. С помощью этой поделки дети ненавязчиво учатся понимать и принимать особенность жизни русских людей. Моим детям очень понравилось и даже мальчики были увлечены работой. Хочу поделиться этим опытом с другими учителями.

Шаг 1.

Вам понадобятся:

— 1 кусок белой ткани;

— 3 небольших куска разноцветной ткани;

— вата;

— тонкие обрезки ткани любого цвета (мы использовали нитки)

— ленточки для украшения;

— ножницы (по необходимости, но можно обойтись и без них)

Шаг 2

Делаем голову и тело:

Возьмём большой квадратный кусок белой ткани и положим в центре шарик из ваты. Обернём ткань вокруг ватного шарика, сформируем голову. Дальше обвязывая оставшуюся ткань вниз – получим тело.

Шаг 3

Делаем руки:

Возьмем длинный кусок белой материи, положим на него тело куклы и соединим концы нашей материи. Скрутим материю в жгутики и обвяжем ниткой – получились руки.

Шаг 4

Рисуем нашей кукле лицо:

Вообще у зольных кукол нет лица, но мы с детками решили, что если нарисуем лицо, кукла будет красивее. С помощью черной краски и тонкой кисточки мы нарисовали лица.

Шаг 5.

Делаем рубашку:

Берем квадратный кусок белой ткани, в центре проделываем дырку для головы. Надеваем его на куклу и цветными ленточками завязываем на шее и вокруг кистей рук.

Шаг 6

Делаем косынку:

Берем квадратный кусок цветной ткани и сгибаем его как косынку, завязываем на голове.

Шаг 7

Делаем юбку и фартук:

— берем длинный кусок ткани и оборачиваем вокруг туловища куклы. Спереди прикладываем маленький кусочек ткани другого цвета – это фартук. Привязываем юбку и фартук толстой атласной лентой.

Шаг 8

Привязываем юбку и фартук толстой атласной лентой.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *