Деревянное колесо своими руками
Компания «Фокус» – строительство домов из теплоблоков, экоблоков > Статьи
Цивилизация уже давно проникла и в наши деревни и села, и все реже встретишь на сельских дорогах телегу с деревянными колесами. Но все древнее мастерство изготовления деревянных колес не угасло, и в некоторых случаях такие деревянные изделия пользуются большим спросом. Во-первых, сейчас часто деревянные колеса используются в декоративных целях, а во-вторых, есть еще хозяева, которые отдают предпочтения именно колесам из дерева.
Содержание:
- Правила изготовления деревянных колес
- Процесс изготовления деревянного колеса
- Гнутье обода деревянного колеса
- Изготовление ступицы
- Изготовление спиц
- Сборка деревянного колеса
- Оковка деревянного колеса
Сейчас чаще к телегам цепляют колеса с шинами – ехать так комфортнее, меньше трясет на ухабах, но для лошади гораздо проще тянуть телегу на деревянных колесах, они легче по ходу и грязь к ним меньше пристает.
Технология изготовления колеса может пригодиться для тачки, телеги или другого устройства с вращающимися элементами конструкции.
Правила изготовления деревянных колес
Ранее деревянные колеса изготавливались согласно ГОСТа, который жестко ограничивал размеры: наружные диаметры колес для одноконных телег должны были иметь диаметр 630 и 720 мм передних колес и 900 задних, а для пароконных повозок передние диаметры были 900 мм, а задние – 1080 мм.
Деревянное колесо, которое чаще всего использовалось для гужевых повозок, состояло из цельногнутого обода или было цельноободным (из единого деревянного бруска). Также встречались собранные из секций (косяковые) колеса и колеса с цельнодеревянными спицами и ступицей. Иногда деревянные колеса укрепляли металлическими поковками.
Процесс изготовления деревянного колеса
Изготовление деревянных колес состоит из следующих этапов: подготовки заготовок, обработки, сборки и оковки колес.
В качестве заготовки для колеса обычно мастера используют кленовую древесину. Раньше дерево рубили, нарезали на чурбаки по 30 сантиметров и больше (до двух метров), а потом заготовки сохли до нужной кондиции. Далее их кололи топорами на косяки или пилили двуручной пилой.
Гнутье обода деревянного колеса
Заготовки распаривали и изгибали на круге: один конец деревянной заготовки закрепляли вместе с железным ободом в специальной выемке между упором и кругом, а за второй конец двое мастеров с силой жали руками. После того, как закрепленный конец немного сгибался, свободный конец закрепляли цепью или тросом с жердью и продолжали сгибать заготовку.
Конец заготовки окончательно догибали ручным воротом, а затем концы обода связывали лыком или проволокой и оставляли на круге на пол часа для остывания.
В этом процессе обычно участвовало 3 работника – двое гнули обод, а третий следил за правильным сгибанием заготовки на круге. За одну смену при определенной сноровке удавалось согнуть 40-45 ободов.
Готовые ободы сортировали и укладывали под навесом один на другой по 20 штук.
Затем обод обрабатывали рубанком для придания гладкости, а на вогнутой его стороне просверливали гнезда.
Изготовление ступицы
Ступица является центральной частью колеса, которая через спицы соединяется с ободом. По стандарту ее длина равна 280 мм, а диаметры 190 и 167 мм.
В старину ступицы обрабатывали в ножных самодельных токарных приспособлениях. Одной ногой рабочий качал маятник, и заготовка вращалась на скорости 30-40 оборотов в минуту. В качестве резца использовали длинное приспособление в виде лопатки, которое обрезало распаренное дерево.
Для ступиц использовали заготовки из твердых лиственных пород диаметром 20-25 см. Деревянные полена распиливали на отрезки по длине ступицы. Диаметр заготовки мог быть от 200 до 250 мм с шагом в 10 мм. Заготовки до 210 мм шли на ступицы диаметром 167 мм, а остальные размеры были для ступиц с диаметром 190 мм.
Предварительно ступицы обрабатывались топором, а потом их дорабатывали на токарных станках. Затем в центре в продольном направлении сверлили отверстие для оси повозки, а в утолщении посредине делали гнезда для спиц в количестве 10-11 штук для переднего колеса или 11-12 шт. для заднего колеса. Места гнезд размечали по шаблону.
Затем на ступицу надевали 4 металлических обруча: на утолщенные конец и на более тонкий.
Изготовление спиц
Делались спицы из твердой лиственной древесины. Заготовки пилили на чурбаки нужной длины, строгали или обтесывали топором. Заготовки спиц по стандартам имели размеры: толщину 45 мм, ширину 65 мм и длину 320, 360, 450 и 540 мм.
Спицы крепятся одной стороной в гнездах ступицы, а второй в ободе. Часть спицы, закрепляемая в ободе, называется застригом, а в ступице – всадом. Шипы спиц надо делать такими, чтобы их концы не доходили до до внешней поверхности обода на пару миллиметров, а до втулки ступицы на 12-13 мм. У всада спица должна быть толще, поскольку здесь возникают наибольшие усилия. Бесспорно, болезнь лучше предупредить, чем впоследствии лечить осложнения, вызванные заболеванием.
Размеры спиц:
- Возле заделки в обод – не меньше 50 мм
- Возле заделки в ступицу – не меньше 55 мм
- Диаметр шипа в ободе – не менее 24 мм
- Толщина шипа в ступице – не меньше 17 мм
- Сечение по средней части на малой оси – не меньше 35 мм
Размеры и форму спиц проверяли специальным шаблоном.
Сборка деревянного колеса
- Сначала собирали репья (это названием ступицы с закрепленными спицами) и забивали спицы в гнезда ступицы
- Затем размечали место зарезки верхнего шипа и длину спицы.
- Каждую спицу обрезали до нужной длины и зарезали шип с помощью лучковой пилы.
- Завершали работу насадкой обода на специальных верстаках — колеснях.
Он представлял собой стол с крышкой, в которой вырезано кругло отверстие с железной окантовкой.
Отверстие было соединено с продольным вырезом в крышке стола – туда вставляли несколько прокладок из дерева. Ступицу со спицами укладывали на это приспособление так, чтобы сама ступица находилась в круглом отверстии, а одна из спиц – над прорезью в крышке. Затем на репей накладывали обод, причем так, чтобы одно из его гнезд находилось напротив спины, расположенной над продольной прорезью в столе. Между прокладками забивали деревянные клинья и насаживали гнездо обода на шип спины.
Потом колесо поворачивали так, чтобы следующая спица оказывалась над прорезью и гнездо обода насаживали на ее шип.
Оковка деревянного колеса
Для большей крепости и надежности колеса, его внешнюю сторону обхватывали металлической полоской шириной 45-60 мм и толщиной 8-12 мм. Эту шину закрепляли на ободе в 3-4 местах болтами. Для того, чтобы обод не растрескивался, его боковые стороны спиц проклепывали – сверлили отверстие в ступице и забивали туда бронзовую или чугунную втулку.
Похожие статьи
- Декупаж сундука: старые фото, под старину своими руками, мастер-класс на шкатулке деревянной, какие обои
Декупаж сундука — процесс очень занимательный и интересный Последние несколько лет декупаж стал излюбленным видом декорирования для тысяч рукодельниц. И…
- Люстры из дерева своими руками, самодельные светильники под старину
Люстра из дерева Планируя интерьер своего дома, нужно много внимания уделять мелочам, таким как: картины на стенах, шторы , бра и так далее, ведь именно…
- Установка деревянных дверей: как установить коробку своими руками, видео, петли для входных м межкомнатных дверей
Популярной и востребованной для обустройства дверного проема является деревянная дверь Существуют разные виды дверей, и изготовляются они из разных…
Деревянные колеса. Делаем аккуратное углубление не повреждая лицевую сторону
Raduga-grad (raduga-grad)
Приветствую вас в блоге о нюансах и секретах производства деревянных игрушек ручной работы! Разберем сегодня нюанс сверления глухого отверстия в колесе без повреждения на лицевой стороне.
Колеса мне выточил токарь, а сами углубления под ось я всегда делаю самостоятельно. Посмотрите видео, а я ниже поясню свои действия.
Моей Ошибкой в качестве начинающего мастера было сверление в колесах сквозного отверстия под ось. Последствием стала необходимость потом аккуратно задекорировать лицевую часть колеса. Можно, например, использовать красивые шпильки для крепления колес или скруглять грани оси.
Приходилось как вариант тратить время на точное позиционирование оси с лицевым краем боковой поверхности колес.
Для придания симпатичного внешнего вида пробовал зинковать ось с лицевой стороны.
Но намучавшись возней с колесами и тратой на это своего времени, я решил в итоге делать отверстие под ось только «глухим» и не мучаться с доработкой лицевой стороны!
Однако, по моей неопытности, лицевая часть колес повреждалась сверлом. Она буквально «выдавливалась» по центру наружу при сверлении и колесо отбраковывалось.
Я хорошо обдумал сложившуюся ситуацию и понял необходимость фиксации лицевой части. Взял кусок фанеры толщиной 6 мм, сверло форстнера диаметром 10 мм и биту под гайку м 6. Эта бита конусной формы: у основания 12 мм, около хвостовика 13 мм.
В фанере высверливаю отверстие диаметром 12 мм и запресовываю в него биту с помощью патрона от сверлильного станка.
Проверяю идеальное позиционирование сверла и биты — точно по центру!
Располагаем «укол» сверла точно по центру биты.Далее, накладываю колесо лицевой стороной на верх биты. Фиксируем глубину сверления, одинаковую на всех колесах.
Бита создает ответное встречное давление на сверло с лицевой стороны колеса и волокна больше не выдавливает наружу, повреждая лицевую часть.
Результат меня радует и мне больше не приходиться тратить свое время на дооформление лицевой части колес после установки осей, как в варианте со сквозным отверстием. Вот такой простой способ помог мне ускорить работу и избежать брака.
Спасибо, что дочитали до конца!
Не забывайте делиться своим мнением в комментариях и подписаться, чтобы не пропустить новые мастер-классы и статьи!
С уважением, Мастерска Raduga Grad
Рейтинг
☆
☆
☆
☆
☆
0.0 (0 голосов)
Raduga-grad (raduga-grad)
Россия, Краснодар
Магазин
Блог (111)
Следите за творчеством мастера
Мастер-классы по теме
Ключевые слова
- Ключевые слова
- столярка
- полезные советы
- куклы и игрушки
- do it yourself
- diy
- diy toys
- lifehack
- handmade
- toys
- секреты производства
- игрушки своими руками
- деревянные игрушки
- сделай сам
- полезно знать
- хитрости
- для начинающих
- столярное дело
- дерево
- деревообработка
- raduga grad
Рубрики мастер-классов
Do It Yourself / Сделай сам
Recycle / Вторая жизнь вещей
Tворим с детьми
Бижутерия своими руками
Валяние
Вышивка
Вязание
Декорирование
Декупаж
Дизайн и декор интерьера
Живопись и рисование
Керамика
Ковроделие
Косметика ручной работы
Кружевоплетение
Кулинария
Куклы и игрушки
Лепка
Материалы для творчества
Мебель своими руками
Миниатюра
Обувь своими руками
Одежда своими руками
Организация пространства
Пирография
Плетение
Прядение
Работа с бисером
Работа с бумагой
Работа с кожей
Работа с металлом
Работа с мехом
Работа со стеклом
Реставрация
Роспись
Свечи своими руками
Скрапбукинг
Столярное дело
Сумки своими руками
Ткачество
Упаковка своими руками
Флористика
Фотография и видео
Художественная резьба
Шитье
Сделай свои собственные колеса
Если вы предпочитаете покупать колеса, наши планы игрушек включают номера запасов колес, которые можно заказать через Интернет на сайте www.
craftparts.com.Описанный ниже метод идеально подходит для колес диаметром менее 3 дюймов. Для больших колес мы рекомендуем статью Как легко сделать собственные 3-дюймовые или большие идеальные колеса.
Вверху: Использование грузовиков из набора Сборка больших деревянных игрушечных грузовиков В качестве примера мы подробно рассмотрим этапы изготовления колес размером 2-3/8 дюйма с помощью кольцевой пилы размером 2-1/2 дюйма. Эти инструкции также включены в книгу.
Вверху: Эталонное фото к шагам 1–3. Используйте ручную электрическую дрель, чтобы легко сделать идеальные деревянные колеса для игрушек.
Шаг 1: Плотно прижмите деревянную заготовку толщиной 3/4 дюйма к рабочей поверхности. Два зажима лучше всего удерживают деревянную ложу на месте, чтобы предотвратить ее поворот. Переходите к шагу 2.
Шаг 2: Поместите кольцевую пилу диаметром 2-1/2 дюйма в ручную дрель и надежно затяните патрон. Кольцевая пила делает канавку 1/8 дюйма при резке и производит колесо диаметром 2-3/8 дюйма. Перейти к шагу 3.
Шаг 3: Держите дрель под углом 90 градусов к деревянному прикладу и начните осторожно вдавливать кольцевую пилу в древесину. Не пилите древесину насквозь. Остановите пилу, когда она будет на 1/8” от проламывания, чтобы предотвратить расщепление древесины. Чтобы измерить глубину, сделайте стоп-метку маркером на расстоянии 5/8 дюйма от нижней части зубьев пилы. Переходите к шагу 4.
Вверху: Фото для шага 4. Двусторонняя кольцевая пила позволяет получить качественный круг без сколов и надрывов.
Шаг 4: Разблокируйте деревянную ложу. Переверните его и снова закрепите деревянную ложу на рабочей поверхности. Вставьте сверло для кольцевой пилы в отверстие, созданное первым пропилом. Аккуратно прорежьте оставшийся запас. Прекратите пиление, когда почувствуете, что диск отделился от заготовки. Перейдите к шагу 5.
Вверху: Фото для шага 5.
Шаг 5: Отключите ручную дрель. Снимите колесо с кольцевой пилы. Если колесо застряло, вставьте отвертку или дюбель в отверстия по бокам кольцевой пилы и вытащите колесо из кольцевой пилы. Перейти к шагу 6.
Вверху: Фото для шага 6.
Шаг 6: Вставьте болт с полной резьбой в отверстие колеса, размер которого соответствует размеру отверстия колеса. Надежно затяните гайку с обратной стороны. Перейдите к шагу 7.
Вверху: Фото для шага 7.
Шаг 7: Закрепите ручную дрель на рабочем столе с помощью нового деревянного колеса и болта, надежно затянутого в патроне дрели. При работающей дрели используйте шлифовальный блок, чтобы добавить мягкий радиус к каждой кромке колеса и выровнять поверхность качения колеса. Снимите болт с резьбой и гайку с колеса. Отверстие под ось затем просверливают по размеру, используя отверстие кольцевой пилы в качестве ориентира для выравнивания. Интересно экспериментировать с разной толщиной дерева для спецэффектов!
Подробнее:
Чтобы сделать колеса диаметром более 3 дюймов, см. статью Как легко сделать 3-дюймовые и более колеса для игрушек из идеального дерева . Чтобы сделать идеальные отверстия для осей деревянных игрушек для ваших колес, см. статью «Учитесь делать идеальные отверстия для осей деревянных игрушек» .
Деревянное колесо — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.