Как сделать сани для лошади своими руками: как сделать зимние сани для лошади? Как выбрать размеры саней? Как приучить лошадь к саням?

Содержание

как сделать зимние сани для лошади? Как выбрать размеры саней? Как приучить лошадь к саням?

Древнейшей вид повозки – сани. Наши предки ввиду их дешевизны пользовались ими не только зимой, но и летом. Они были обязательными в свадебных обрядах и на похоронах. Сейчас на улицах городов можно встретить сани только при праздновании Нового года, Масленицы и на аттракционах в парке. Однако в деревнях и некоторых фермах это и по сей день вполне транспортная и грузовая единица.

А также имеется много туристических направлений, связанных с конными прогулками на санях. В наше время с приобретением саней проблем нет. Предложений много. Но и стоимость довольно большая. Рассмотрим, как можно сделать сани своими руками и что для этого нужно.

Виды саней

По предназначению:

  • беговые — лёгкие сани, используемые для тренировки рысистых пород лошадей;
  • возок
    — закрытый вариант с сиденьем и спинкой;
  • волокуши — это жерди, привязанные к лошади, а на них уже кладут груз; при движении они волочатся по земле;
  • дровни — сани без кузова;
  • розвальни — сани широкие и очень низкие;
  • чуньки — грузовой вариант;
  • городские — лёгкие, высокие, с узким полозом, предназначенные для одного или двух человек;
  • европейские — имеющие тормоза.

По материалам:

  • металлические;
  • деревянные;
  • пластмассовые.

Сейчас в основном пользуются разными материалами при изготовлении, чтобы сделать конструкцию дешевле и надежнее.

Особенности выбора размеров и материалов

Сани сделать можно, но это займет довольно много времени и вашего умения. Если вы столяр, сварщик и на все руки мастер, тогда смело можете начинать. А лучше взять помощника — будет веселее и легче.

Определитесь, какие сани вам нужны. Выбирайте материал, из которого будите делать зимнюю повозку, и комплектующие элементы – от этого зависит вес готовых саней. Важно заранее сделать чертеж и произвести расчет основных частей.

Самые простые сани состоят из полозьев и сиденья монолитно соединенных между собой. Традиционной древесиной для саней считаются дуб, ива, вяз, береза и черемуха.

Чертеж

Размер саней зависит от многих факторов. Например, ширина полоза зависит от дороги, по которой будут ездить. Разлет полозьев должен соответствовать колее дороги. И чем рыхлее снег, тем шире полоз. Высота саней и размер зависят от породных особенностей лошади и от высоты колеи дороги.

Для средней лошади можно взять следующие размеры:

  • длина – 1,8 м;
  • ширина – 1,25 м;
  • высота – 0,3м;
  • ширина между полозьями – 0,8 м.

Ниже представлен универсальный чертеж деревянных саней с металлической полосой на полозьях.

Материалы

Полозья можно сделать из дерева, металла. На деревянных внизу можно прикрепить металлическую полосу для лучшего сцепления с поверхностью.

Древесину для полозьев требуется заранее подготовить и обработать. Металлические полозья можно с помощью сварки сделать самим или заказать мастеру.

Самый простой вариант сделать полозья — взять трубу и согнуть так, как нужно по конструкции.

Необходимые дополнительные материалы:

  • металлические трубы, листы, уголки, профиль;
  • листы фанеры;
  • деревянные доски;
  • металлические болты;
  • деревянные клинья;
  • лак для дерева, краска по металлу;
  • инструменты для работы с деревом;
  • сварочный аппарат.

Изготовление

Поэтапный вариант сборки зимних металлических саней:

  1. Изготавливаем полозья. Берем 2 железных трубы (нержавеющая сталь) диаметром 30–40 мм. Если длина саней 1,8 метра, труба должна быть 2,8 метра с учётом загибов. Трубогибом одинаково сгибаем трубы с передней стороны и загибаем на 20 см с задней — для хода назад.
  2. На полозья привариваем металлическую полосу шириной 4 см. Она будет служить для устойчивого хода по снегу.
  3. Изготовление стоек и поперечных перекладин. Количество стоек зависит от массы груза, который вы собираетесь перевозить. Возьмем 8 стоек (по 4 на каждую сторону) и 4 перекладины. Трубы диаметром 10 мм соединяем сваркой между собой и к полозьям. Высота от полозьев до места соединения с перекладинами 20-30 см. При скреплении стоек с полозьями учитывайте, что крайняя стойка не должна находиться на краю полозьев. Впоследствии это может привести к излому полоза.
  4. Изготовление кобылок.
    Из трубы нарезаются кобылки длиной 10-20 см. Привариваются к полозьям и перекладинам.
  5. На оглобле приваривается поперечная планка с петлями и крючками.
  6. Изготовление настила. Очень простой вариант взять фанерный лист. Вырезать по ширине и соединить металлическими болтами с поперечными перекладинами. Можно взять металлический лист и приварить его к перекладинам и стойкам, но это сильно утяжелит конструкцию.
  7. Покрасить.

Упражнения для приучения лошади к саням

Сразу, как только вы захотели, лошадь в сани запрячь не удастся. Лошадь может испугаться и потом не встать в сани. Приучать нужно аккуратно и терпеливо.

    Лошадь должна быть упряжная – рабочая, обучена уступке – заднему ходу.

    Причем осаживать должна ровно, прямо.

    1. Для начала походите с лошадью вокруг саней. В них можете положить немного сена, упряжь, дугу. Лошадь должна привыкнуть и познакомится с новым для нее предметом.
    2. Как только лошадь привыкнет, сделать сани движущимися. Привлекая внимание лошади, начинайте двигать их назад и вперед.
    3. Начинайте заводить в оглобли лошадь вперед к саням. Если там лежит сено это, упростит задачу. Лошадь будет тянуться к еде. Постарайтесь, чтобы она зашла туда сама. Так она привыкнет к узкому пространству оглобель.
    4. Чтобы лошадь видела, садитесь в сани, отходите от них, снова подходите, садитесь, прыгайте, что-то делайте в них. Издавайте какие-то звуки, шумите, но будьте осторожны – лошадь может при этом резко дернуть и убежать. Приучаем ее к тому, что в санях есть человек и он что-то в них делает.
    5. Следующий шаг – приучаем лошадь не бояться подхода саней сзади. Закрепляем поводья лошади и потихоньку накатываем оглоблю с санями на лошадь. Затем оглоблей прикасаемся к различным частям тела лошади с разных боков.
    6. Приучаем к падению оглобли. Возьмем в руки оглоблю, лошадь должна видеть ее. Немного отойдем в целях безопасности. Поднимаем на полметра от земли и бросаем. При этом сами будьте осторожны — в первый раз лошадь может дернуться и отскочить в сторону.
    7. Во второй раз оглоблю поднимаем выше и опять бросаем. Лошадь должна видеть, что она не причиняет ей никакого вреда. Хвалим свою лошадку, разговариваем с ней. Делаем это упражнение до тех пор, пока лошадь не будет реагировать на падение оглобли.

      Привыкание к дуге происходит следующим образом.

      1. Ставим лошадь в оглобли.
      2. Берем дугу. Показываем её лошади.
      3. Проносим дугу перед её глазами и над головой несколько раз.
      4. Перекидываем несколько раз дугу там, где она будет находиться в упряжке.
      5. Кладём дугу на шею лошади. Делаем это упражнение несколько раз.
      6. Лошадь не должна бояться дуги и реагировать на нее.

      Вот эти простые упражнения приучат лошадь не бояться саней и оглоблей.

      Обзор конструкции саней для лошади смотрите в следующем видео.

      изготовление своими руками, конные телеги

      Жители или гости российских деревень наверняка знают о том, как выглядят настоящие конские сани или простая телега. Несмотря на то что телега является весьма примитивной и не вписывается в современный 21 век, она все же используется в частном хозяйстве. Но все ли знают, как правильно изготовить такие сани самостоятельно? Если нет, то ниже имеется подробная инструкция об этом.

      Телега

      Телега, которую часто в народе называют возом, является упрощенным вариантом четырехколесной конной повозки. Телега чаще всего применяется в качестве грузового или транспортного средства. Телега в привычном для всех виде возникла в далеком 12 веке. Тогда она использовалась исключительно для грузовых перевозок. В те временна повозка полностью изготавливалась только из дерева, включая даже крупные колеса. Сегодня тоже телеги делаются из дерева, но рама для нее изготавливается из металлической конструкции. Для изготовления колес в настоящее время используются резиновые рессорные шины.

      Несмотря на то что в народе часто используется слово «телега», обобщая все рабочие и транспортные повозки, все же имеются некоторые различия между ними. Телега представляет собой безрессорную повозку, которая рассчитана на одну лошадь и способна перевозить до 700 кг груза. Для того чтобы запрячь лошадь в такую повозку, используется оглобельная или дышловая упряжь. Расстояние между колесами у всех типов телег должно быть равно 1 м . Стоит также обратить внимание на то, что диаметр передних колес должен быть меньше, чем диаметр задних. Вес такой телеги составляет около 200 кг .

      Конструкция обычной телеги состоит из следующих составляющих:

      • Ходовая часть, в которую входит рама с двумя осями, колеса и надосники;
      • Кузов, который представляет собой деревянную платформу с бортами или без них;
      • Оглобли.

      Телеги могут быть как бортовыми, так и платформенными. Тип телеги зависит от цели ее использования. Платформенный тип телег чаще всего используется для перевозки крупного груза. Телега с бортами может служить как для перевозки сена и небольших грузов, так и выполнять функции транспортного средства. Весьма удобными являются телеги с откидными бортами, что позволяет в любое время превратить грузовую повозку в транспортную.

      Галерея: русские сани для лошади (25 фото)

      Деревянные русские сани

      Многие знают, что конные сани являются старинным традиционным способом русской езды. Но мало кто знает о том, что такие деревянные старинные сани относятся к самому древнему виду транспорта. Первые изображения таких саней были обнаружены археологами при раскопках в древнем Риме. Тогда на простые полозья укладывались тяжелые грузы и строительные блоки. На Руси такие сани использовались в основном зимой в качестве основного передвижного вида транспорта по снегу.

      Весь мир слышал легенды о знаменитой русской тройке с санями и со звенящими бубенцами. Немалая часть нашей культуры связана с деревянными санями. В различных регионах древней Руси были свои традиции мастерства и конструкции саней. Сегодня сани принято разделять на несколько видов:

      Также рекомендуем прочитать:

      • Беговые;
      • Городские;
      • Охотничьи;
      • Розвальни;
      • Спортивные.

      К самому простому типу относятся розвальни, которые крестьяне использовали в качестве грузового транспорта. Если говорить о самых удобных и компактных, то это городской тип.

      Сани для лошади своими руками

      Теперь рассмотрим пошаговую инструкцию о том, как можно сделать сани для лошади самостоятельно своими руками. Однако перед тем как приступить к делу, необходимо подготовить все необходимые материалы. Практически все такие материалы можно найти у себя в гараже, поэтому за ними не придется специально бежать в магазин.

      Подготовка

      Итак, для изготовления конных саней понадобятся следующие материалы и инструменты:

      • Трубы диаметром 25- 50 мм для изготовления стоек и полозьев;
      • Металлические листы;
      • Уголки или швеллера;
      • Доски;
      • Листы фанеры;
      • Лакокрасочный материал;
      • Пара банок краски по металлу и дереву;
      • Слесарные инструменты.

      В принципе, это все, что понадобится для изготовления саней. Теперь можно переходить к основной работе.

      Изготовление полозьев

      Изготовление полозьев является самой трудоемкой частью. Для того чтобы сделать полозья, потребуются металлические трубы. Предпочтительнее будет использовать следующие виды стали:

      • Нержавеющая;
      • Углеродная.

      Трубы обычно берут на пару метров длиннее, чем будут сами сани, так как полозья необходимо будет еще загнуть. Сделать это можно с помощью специального инструмента – трубогиба. Если такого инструмента нет под рукой, то можно их согнуть и другим методом – насыпать в трубы песок и хорошо нагреть, после чего они будут хорошо гнуться.

      Изготовление остальных частей и сборка саней

      После изготовления полозьев можно приступать к изготовлению стоек, которые являются немаловажной частью саней. Для того чтобы сани не просели под большой тяжестью, стойки необходимо устанавливать с каждой стороны. Поэтому чем больше будет стоек, тем больше груза они выдержат. Стойки тоже делаются из металлических труб, но более тонких. Также стойки можно вырезать из деревянных досок.

      После этого можно делать поперченные перекладины, которые, как и стойки, составляют основу. Для того чтобы сани более прочные и долговечные, можно сварить все основные части транспорта между собой.

      Из труб необходимо сделать «кобылки», которые привариваются к полозьям по 6 штук с каждой стороны. Их длина должна быть около 10 см . После этого остается прикрепить пластины из металла. На эти пластины потом крепятся оглобли.

      Те части, которые не несут нагрузки, необходимо облегчить, ведь у вас будет лошадь, запряженная в сани, а не мул. Какие-то части из дерева можно заменить фанерными листами. Так животному будет намного легче тащить груз, а внешне разница почти незаметна.

      Последние штрихи

      Когда основная конструкция будет полностью готова, саням необходимо придать «товарный вид». Для этого надо зачистить все видимые швы, провести косметическую работу. После этого остается только покрасить сани, некоторые части покрыть лаком, прикрепить удобное сиденье, положить на них шкуры и можно запрягать лошадь!

      как сделать своими руками (деревянные, зимние), фото

      Издавна, путешествуя на большие расстояния, люди использовали лошадей, запряжённых в телегу или повозку, а в условиях зимы — сани. Зимний вид транспорта популярен и сегодня (в хозяйстве, спорте, для развлечения), потому поговорим о санях, их видах и самостоятельном изготовлении.

      ПоказатьСкрыть

      Особенности и виды саней

      Сани представляют собой подобие телеги, только вместо колёс они стоят на полозьях (грубо говоря, на двух крепких планках, изогнутых вверх в передней части конструкции).

      Знаете ли вы? Самые роскошные салазки принадлежали императрице Елизавете Петровне. Отапливаемый углями «царский возок» спроектировал и изготовил французский инженер.

      Их форма и размеры могли быть различными, в зависимости от применения. Например, для перевозки пассажиров были, как вариант, сани с высокой спинкой и защитой от комьев снега, летящих из-под копыт лошади, а для перевозки грузов — модель более прочная и устойчивая, способная выдержать большую нагрузку.

      Сегодня по назначению различаются такие виды саней:

      Сакральное значение саней раскрывается в древних традициях многих народов. Славяне, финны, западноевропейские племена их использовали в похоронных обрядах как в качестве транспорта, так и в качестве носилок для покойного.

      Даже в Древнем Египте на них везли мумию фараона до гробницы. На Руси сани использовались и в свадебных обрядах: жених и невеста, каждый на своём богато украшенном транспорте, отправлялись в церковь на венчание.

      Как сделать сани своими руками

      Прежде чем браться за изготовление саней, следует подготовить материалы и чертежи изделия (например, чертёж простой модели, которую в дальнейшем можно усовершенствовать).

      Какие инструменты необходимо иметь

      В зависимости от материала могут понадобиться следующие инструменты:

      • сварочный аппарат;
      • трубогиб;
      • лобзик;
      • шлифмашина;
      • пассатижи;
      • дрель и свёрла по металлу;
      • паяльная лампа.

      Материалы для саней

      Материалы выбирайте, ориентируясь на назначение модели: металл, дерево, пластик.

      В работе пригодятся:

      • металлические трубы, листы и уголки;
      • фанера;
      • крепёжные шипы;
      • саморезы;
      • пластиковые трубы;
      • лакокрасочные материалы.

      Важно! Если в наличии нет специального инструмента, трубы загибают при помощи песка: засыпают внутрь и разогревают.

      Изготовление полозьев

      Металлические полозья хороши прочностью и быстротой сборки. Для того чтобы их загнуть, понадобится трубогиб. Для работы по дереву требуются специальные навыки и аккуратность. Сначала на деревянной поверхности делают эскиз, затем с помощью лобзика выпиливают деталь согласно размерам.

      Готовые элементы необходимо отшлифовать до гладкости от имеющихся зазубрин и шероховатостей. Если навыки столяра отсутствуют, деталь можно заказать специалисту. Пластиковую модель изготавливают из цельных труб, загибая их с помощью паяльной лампы. Такие полозья будут лёгкими и маневренными, но для лучшей устойчивости и долговечности их необходимо обшить полосами из металла. Для сборки полозьев в единую конструкцию, в поперечинах просверливают отверстия и крепят полозья с помощью планок из металла, дерева.

      Пошаговая инструкция сборки

      Переходим к изготовлению оставшихся деталей и сборке саней:

      1. На каждую боковую сторону необходимы минимум две (лучше три) боковые стойки. Примерная длина отрезков выбранного материала 25 см.
      2. Затем по количеству стоек изготавливаются поперечные перекладины по ширине полозьев. Между собой стойки и перекладины соединяют, используя сварку или саморезы.
      3. На перекладины крепится лист фанеры или несколько широких досок.
      4. В месте крепления к оглобле наваривается (прикручивается) крепкая поперечная планка (траверса) с отверстиями для крючков и петель.
      5. Все швы и стыки зачищаются или зашлифовываются.
      6. Далее, по желанию, из досок и фанеры выпиливаются спинка и сиденье (или скамья, борта). Все детали собираются при помощи саморезов.
      7. Готовая модель окончательно шлифуется и обрабатывается лаком или краской.
      8. Для удобства зимние сани утепляют обивочным материалом.

      Как правильно запрягать коня

      Чтобы правильно запрячь лошадь, нужно немного разобраться в элементах упряжи: Дальнейший процесс по схеме таков:

      1. Одевается узда.
      2. Трензель (удила) предварительно нагревают в руках, чтобы холодный металл не причинил боли животному.
      3. Правой рукой придерживается шея коня, левой накидывается упряжь, контролируя правильное положение седёлки.
      4. Поправляются и выравниваются шлеи.
      5. Подпругу (чересседельник) затягивают так, чтобы не передавить брюхо лошади.
      6. Продевают через голову хомут и заводят коня между оглобель.
      7. Закрепляется дуга и оглобли петлями от седёлки. Крепление дуги нужно проверить, чтобы она не толкала лошадь на ухабах.
      8. Далее затягивают супонь и закрепляют вожжи с уздой.

      Важно! От того насколько правильно затянута упряжь, зависит безопасность езды. Из-за ошибки сани могут перевернуться.

      В случае с комбинированной упряжью, оглоблю заменяет дышло, а пристёжка лошади осуществляется посредством постромок. В условиях нашего климата, сани являются надёжным помощником для сельских жителей и сегодня.

      Видео: как правильно запрягать лошадь Простой, но безотказный транспорт преодолеет укатанный скользкий наст и весенний мокрый снег. Если имеющиеся в продаже модели слишком дорогие, самостоятельное изготовление не потребует слишком много времени и труда.

      Была ли эта статья полезна?

      Да

      Нет

      1 раз уже
      помогла

      Сани для лошади в современном быту