Назначение гарды и инструкция по изготовлению
Гарда издавна была частью клинка. Этот элемент не только защищал руку пользователя, блокируя вражеский кинжал или шпагу, но и не позволял лезвию глубоко проникнуть в тело, а значит, и застрять в ране. Гарда на ноже очень функциональна, ведь она дает возможность удобно и надежно удерживает изделие в руке при нанесении ударов в различных направлениях.
Клинок с указанием «гарды».Содержание
- Что такое гарда на ноже
- Как сделать гарду своими руками
- Заключение
Что такое гарда на ноже
Такой элемент имеется и у современных изделий. Более того, гарда является одним из признаков холодного оружия, если ее толщина превышает 4-5 мм. Впрочем, не каждый нож с таким элементом автоматически переходит в разряд ХО — не менее важными факторами являются длина (от 150 мм) и толщина клинка в зоне упора (от 3,5 мм).
Так что, например, если модель будет иметь развитую гарду, выемки для пальцев, но в длину будет менее 150 мм, то холодным оружием считаться не будет.
Также стоит учесть различные требования, которые указаны в ГОСТ Р № 51644-2000 и ГОСТ Р 51500-99 на ножи для охоты, разделки и съема шкур. Так что лучше выбрать модель со съемной гардой — в считаные секунды боевой и спецназовский нож можно будет превратить из холодного оружия в бытовой аксессуар, который без претензий со стороны правоохранительных органов можно носить с собой.
Как сделать гарду своими руками
Желающих создать собственный нож достаточно много — в этом случае мастер получает изделие, которое будет в точности соответствовать всем пожеланиям пользователя и при этом будет 100%-но уникальным — штучный экземпляр. В сети можно найти множество видео на эту тему.
Для этого необходимо приобрести клинок, гарду и пяточку, что касается ручки, то ее можно сделать и самостоятельно, например, из древесины, эпоксидной смолы и прочих доступных материалов.
А вот гарду действительно проще купить.
Клинок с «гардой».Можно потратить время на самостоятельное изготовление из металлической заготовки, но такой элемент стоит сделать эффектным, так что готовая литая заготовка соответствующего размера с эффектным дизайном будет смотреться выигрышнее.
Выбрать и заказать такой элемент, как и прочие составляющие будущего изделия, можно в специализированных магазинах в сети. Выбор материалов достаточно большой от латуни, мельхиора, нейзильбера и стали до бронзы и серебра. Последовательность действий:
- Итак, имея готовую гарду или, обработанную соответствующим образом, заготовку, важно прорезать узкое сквозное отверстие для того, чтобы насадить клинок. Для этого можно воспользоваться дрелью и сверлами — диаметр сверла должен быть меньше толщины клинка.
«Гарда».
Прорезаем по очерченной линии по центру элемента ряд отверстий, перемычки между ними также можно убрать сверлом.
После этого надфилем выравниваем стенки отверстия и подгоняем его под размеры клинка. После этого можно придать гарде нужную форму, если мастер делает ее самостоятельно.
- Затем нужно забить деталь на клинок. Делается это следующим образом: зафиксировав клинок в тисках, насаживаем на него гарду — для этого можно использовать сплющенный отрезок стальной трубы. Чтобы на металле не осталось отметин от этого инструмента, под трубой обязательно располагается латунная прокладка.
- Чтобы жидкость не могла просочиться в щель ручкой и хвостовиком, требуется воспользоваться герметиком — подойдет моментальный клей. После этого можно заняться ручкой для ножа.
Заключение
Нож с гардой не только выглядит эффектнее, но и действительно удобнее в эксплуатации, поскольку делает ручку более эргономичной, а значит, и более безопасной для пользователя. Это утверждение одинаково актуально как для холодного оружия, так и для кухонного или охотничьего аксессуара.
Как сделать нож
После того, как клинок ножа прошел обработку, шлифовку и полировку, нож отправляется на сборку. Нож состоит из клинка с хвостовиком, упора рукояти или гарды, а также самой рукояти с конструктивно отличающимся навершием или без оного. Итак, как сделать нож, имея на руках его составляющие?
Гарда устанавливается либо с нижней стороны рукояти, либо с обеих сторон и является неотъемлемой частью клинка. Гарда и хвостовик изготавливаются из единого куска стали, и ее наличие в конструкции необходимо предусмотреть с самого начала. Двусторонняя гарда подгоняется под рукоять так, чтоб после полировки не было зазоров между ней и хвостовиком. Частные мастера иногда спаивают клинок и гарду, поэтому при покупке ножа с рук всегда осмотрите место стыка между гардой, лезвием и рукоятью на предмет его надежности.
Кстати, хвостовик, сужающийся кверху – является элегантным способом смещения центра тяжести без ущерба прочности конструкции ножа. Однако при таком способе вручную отшлифовать хвостовик непросто, нужно снять очень много материала – такая форма более подходит для промышленного производства. Хвостовик может быть коротким (до середины рукояти), острым (в виде штыря) или плоским (на всю длину рукояти).
От этого зависит балансировка ножа, его вес и надежность. Все виды конструкции имеют право на существование и подходят каждый для своих целей.После установки гарды крепиться рукоять, которая должна прилегать плотно и без зазоров к хвостовику и самой гарде. Иногда между рукоятью и хвостовиком прикладывается слой материала. При ручном изготовлении пластинчатой рукояти отверстия в каждой из половин просверливаются поочередно. В промышленном изготовлении – одновременно. Раньше обе половинки рукояти крепились к хвостовику на заклепках с двух сторон, причем головка заклепки надежно фиксировала конструкцию. Недостаток такой схемы крепления состоит в том, что между рукоятью и хвостовиком остается щель, где может скапливаться кровь или влага, а это приводит к ржавлению металла. В современном мире мастера, делающие ножи своими руками, добавляют в конструкцию специальные клеи, добавляющие стыку герметичности. Однако, клей также обладает недостатком – при серьезной поперечной нагрузке (например, ударе сбоку) половинки рукояти ножа могут отвалиться – поэтому часто сборка ножа комбинирует старинный и современный способы крепления.
Заклепки для рукояти ножа
Заклепок для рукояти, используемых при сборке ножа – существует довольно много. Самая простая из форм – округлый штырек, вставляющийся в просверленное под него отверстие. Такие заклепки для ручки ножа даже при рассыхании древесины – не выпадут. Этих примитивных заклепок достаточно, когда рукоять сажается на клей. Второй вариант – заклепки с большой шляпкой и специальным отверстием посередине, куда вставляется вторая половина заклепки. Третий вид используемых заклепок – винтовые, являющиеся самым прочным видом крепления. Их половинки не вбиваются, а ввинчиваются друг в друга, составляю плотную единую конструкцию. Винтовые заклепки необходимо утапливать глубже, что ослабляет конструкцию рукояти, и сам процесс установки заклепок с большой шляпкой – непростой. Так что, по сути, для надежной ручной сборки ножа достаточно простых штыревых заклепок с проклейкой.
Когда рукоять выточена, подобраны заклепки для крепления, в хвостовике просверлены отверстия — чтобы сделать нож, нужно всё состыковать и склеить. Процесс высыхания клея сопровождается зажимом половин рукояти – заклепки здесь играют скорее вспомогательную роль. После того, как клей застынет, выступающие части заклепок аккуратно расплющиваются и осторожно шлифуются, вместе со шлифовкой рукояти средней наждачкой и затем окончательной полировкой.
Чем тверже материал заклепок – тем медленнее они будут шлифоваться по сравнению с рукоятью, поэтому в ножах ручной работы заклепки часто немного торчат (в заводском производстве рукоятка подгоняется более точно). Олений рог, например, вообще не шлифуется, поэтому головки заклепок в таких ножах немного выступают наружу.
How to Make Price Guard
BY JORDAN LAMOTHE
Автор вылепил его в стиле классика 19 -го -го века
В 2017 году я получил комиссию за изделие в стиле Майкла Прайса , мастер ножей середины 19 -го -го века, чьи ножи имеют клеймо «M. Прайс Сан-Франциско». Клиент прислал мне изображение ножа, который я должен использовать в качестве шаблона: наконечник копья с чешуей из рога лося и культовой рукоятью Прайса в форме «арахиса». Однако он также попросил меня добавить некоторые файлы и сделать их своими. Это не было задумано как копия исторического произведения. 9Член Зала славы столовых приборов журнала BLADE Magazine 0005 Фил Лобред был большим коллекционером оригинальных ножей Майкла Прайса 19-го века, включая этот нож с ручкой из морского ушка. (Изображение Эрика Эггли)
Нож Прайса, форму которого я должен был имитировать, был симметричным и довольно простым, но я был немного сбит с толку охранником, пытаясь ответить на вопрос: «Как он его прикрепил?» Судя по имеющейся у меня фотографии, сделанной с одной стороны, можно было бы предположить несколько объяснений: это могла быть рукоятка рамы, или гарда могла быть надвинута на конец лезвия и припаяна на место; или, возможно, изображение было просто оптическим обманом, а выпуклость на рукоятке была достаточно узкой, чтобы гарда могла соскользнуть с хвостовика. Не имея доступа ни к ножу, ни к фотографиям, показывающим соединение гарды и рукояти, я высказал свое замешательство на интернет-форуме Американского общества кузнецов. Мастер-кузнец ABS Лин Реа ответил быстро, поделившись опытом человека, который тщательно изучал и обучал техникам кузнечного дела и изготовления ножей 19
Лин писал, что у ножа был полностью сужающийся хвостовик и что Прайс, вероятно, «надвинул гарду сзади и выковал хвостовик шире». Лин добавил, что форма рукояти позволяет гарде отодвигаться назад достаточно далеко, чтобы я все еще мог закончить лезвие, и лезвие было бы закалено после ковки хвостовика по форме.
Практика пропускания одной детали через другую с последующей ковкой для формирования неразъемной части распространена в традиционных столярных работах, применяемых в декоративном и архитектурном кузнечном деле. Тем не менее, кажется, что в сфере изготовления ножей об этом почти забыли. При этом я всегда устанавливаю защиту после термической обработки и окончательной шлифовки. Это поразило меня как новый взгляд на процесс изготовления ножей, который я очень хотел попробовать. Благодаря превосходным инструкциям Линя мне оставалось только выполнить проект, тщательно продумав порядок операций.
КОВКА, ЗАТОЧКА И ПЕСОК
Ковка Прайсового ножа почти не отличалась от ковки лезвия со скрытым хвостовиком — я просто оставил хвостовик очень мясистым. Я выковал форму лезвия и скосы и немного отодвинул хвостовик. Я оставил хвостовик как можно ближе к толщине ложи по всей его длине, чтобы у меня было достаточно материала, чтобы выковать его шире и сузить позже.
После ковки я отшлифовал лезвие до его окончательных размеров, зная, что любая шлифовка будет более сложной после того, как будет прикреплена защита, и слегка сузил хвостовик со всех четырех сторон. Хотя я оставил скосы лезвия с ленточным покрытием зернистостью 600, я знал, что любая часть лезвия, которая соприкасается с гардой, должна быть обработана как можно ближе к окончательной полировке. Любой материал, удаленный при окончательной полировке, повлияет на посадку защиты, поэтому я отшлифовал рикассо вручную. Я также отшлифовал края хвостовика от плеч назад примерно на 1 дюйм — любое шлифование за пределами этого было бы потеряно при ковке хвостовика.
УСТАНОВКА ЗАЩИТЫ
Установка защиты для полного хвостовика лишь немного сложнее, чем установка защиты для скрытого хвостовика. Как всегда, не должно быть зазоров между лицевой стороной гарды и рикассо или под плечами лезвия. Дополнительная проблема заключается в том, что между задней стороной гарды и краями хвостовика также не должно быть зазоров (плоские поверхности хвостовика могут быть немного скошены, потому что чешуйки рукоятки закроют переход). Я использовал мягкую сталь для гарды, которая будет выборочно воронена, чтобы подчеркнуть мою напильник, и выдержит высокую температуру ковки хвостовика. Я также сформировал защиту и добавил работу с файлами. Хотя эти процессы не повлияли бы ни на один из допусков на посадку, они были бы намного медленнее с установленным защитным кожухом. Затем я отшлифовал обе защитные поверхности до их окончательной шлифовки (рис. 1).
Автор отшлифовал обе защитные поверхности до их окончательной шлифовки.ВОЗВРАЩЕНИЕ В КУЗНИЦУ
Потратив несколько часов на шлифовку, опиловку и шлифовку, я был готов к мучительному испытанию — вернуть свою тяжелую работу в кузницу. В то время, когда я делал нож, я использовал почти исключительно угольную кузницу — это был идеальный источник тепла для такого рода ковки.
Чтобы защитить тщательно обработанную гарду и лезвие, было важно иметь очень изолированный источник тепла на хвостовике, что также позволяло мне держать лезвие рукой в перчатке во время ковки, чтобы не повредить мягкий металл щипцами. Факел также мог обеспечить такой контроль, но газовая кузница затруднила бы его. Я держал свой угольный огонь очень ограниченным, так что у меня была небольшая область интенсивного тепла, которую можно было использовать.
Чтобы выковать рукоятку в форме арахиса, я сначала нарисовал конус в профиль, сохраняя постоянную толщину, а затем использовал поперечный штифт на своем молотке, чтобы выковать выпуклость. Как только профиль был подходящим, я усовершенствовал конусы по толщине хвостовика с помощью молотка, следя за тем, чтобы они были плоскими или немного выпуклыми. Любое «раскачивание» плоскостей хвостовика приведет к образованию зазоров под чешуйками рукоятки, которые нельзя будет удалить шлифовкой (рис. 2). Затем я отшлифовал кованый хвостовик до его окончательных размеров и просверлил отверстия. Лезвие было готово к закалке (рис. 3).
Рисунок 2Я закалил нож в печи для термообработки, как и большинство своих ножей. Тем не менее, оглядываясь назад, нагрев его в кузнице мог привести к меньшему количеству окалины для очистки лезвия из-за более нейтральной атмосферы. После закалки и отпуска я использовал горелку, чтобы смягчить хвостовик, что позволило мне добавить желаемый напильник.
Рисунок 3ОБРАБОТКА
Для окончательной обработки закаленного и отпущенного лезвия все поверхности ножа и кожуха необходимо было повторно отшлифовать, чтобы удалить окисление. Предварительная шлифовка, которую я выполнил перед ковкой хвостовика, позволила мне отшлифовать лишь небольшое количество материала в критических местах, таких как рикассо и поверхность кожуха, чтобы свести к минимуму изменения в посадке кожуха. Хотя и не безупречные, финальные переходы защиты были очень четкими как на передней, так и на задней сторонах (рис. 4 и 5).
Рисунок 4 Рисунок 5Начиная с этого момента, отделка ножа в стиле Майкла Прайса представляла собой довольно типичную последовательность подгонки материалов рукояти и придания им формы, соответствующей хвостовику, с тщательной маскировкой тщательно отшлифованных поверхностей. После придания формы ручке я добавил напильник к хвостовику, воронил и полировал, как того требовал мой дизайн. После того, как каждая часть получила окончательную отделку, я склеил их все вместе эпоксидной смолой и добавил три скрепленных мельхиором серебряных штифта, чтобы закончить нож (рис. 6).
Рисунок 6ОБУЧЕНИЕ И ПОВТОРНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Процесс изготовления такого ножа требует большей предусмотрительности и планирования, чем большинство методов, предполагающих установку гарды после завершения ковки. Также значительно сложнее соответствовать высоким стандартам подгонки и отделки, которые ожидаются от сегодняшних ножей ручной работы. Работа с чертежом помогла сохранить все аспекты ножа в соответствии с моим желаемым результатом. Тем не менее, обдумывание порядка полировки по-прежнему имело решающее значение, поскольку каждый шаг ограничивал доступ к определенным местам на ноже.
Такой негибкий порядок операций вызывает вопрос: «Зачем вообще использовать этот процесс в наше современное время?» Если форма, посадка и отделка являются основными целями, то использование конструкции рама-рукоять действительно даст более надежные результаты для ножа такой формы. Кроме того, было бы невозможно использовать эту технику гарды на любых асимметричных рукоятках, расширяющихся сразу после гарды.
С практической точки зрения, один из ответов заключается в том, что ковка хвостовика после прорези в защитном кожухе является целесообразным способом изготовления симметричной рукоятки без кропотливой и трудоемкой механической обработки, которая требуется при изготовлении рамочной рукоятки.
Однако, возможно, более важно то, что применение исторических техник показывает внимание к истории изготовления ножей и придает глубину мастерства любому изделию. Это процесс обучения и переобучения, который может дать разные точки зрения на то, что возможно в изготовлении ножей, обогащая мастера и повышая жизнеспособность ремесла.
За дополнительной информацией обращайтесь к Jordan LaMothe, Dept. BL12, 1317 Count Rte. 31, Granville, NY 12832 518-368-5147 [email protected], jordanlamothe.com.
СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ: Загрузите бесплатный выпуск журнала KNIFE GUIDE
BLADE MagazineЕжегодный выпуск Руководства по ножам BLADE включает в себя новейшие ножи и точилки, а также обзоры ножей и топоров, ножны, комплекты ножей и каталог ножевой индустрии.
Получите БЕСПЛАТНУЮ цифровую мгновенную загрузку ежегодного Руководства по ножам в формате PDF. Нет, правда! Мы отправим его вам по электронной почте прямо сейчас, когда вы подпишетесь на рассылку новостей по электронной почте BLADE.