Игровая народная кукла Кулачник — мастер класс
Творческая мастерская Надежды
Среди разнообразия народных тряпичных кукол выделяется Кулачник или Кулак. Чем же примечателен этот персонаж народного творчества? Во-первых, это игровая кукла. Во-вторых, это забава для мальчиков. И ещё одна особенность — подвижные руки с кулаками. Каркасом служит веточка (палочка) при вращении которой руки игрушки приходят в движение.
Кулачные бои — традиционная забава на Руси, что и послужило зарождению такой куклы. Проще всего для её изготовления было применить то, что всегда есть под рукой. Потому в ход пошли лоскуты ткани и веточка дерева. При быстром вращении веточки игрушка начинала энергично «молотить» кулаками. Могла быть поставлена цель. Например: чья кукла первой собьёт шапку у соперника.
- Кроме игрового момента, такая забава несла несомненную пользу в развитии маленького мальчика. Развивалось воображение, а вращая веточку ребёнок развивал мелкую моторику пальцев, что в дальнейшем пригодится в мужском ремесле (плетение корзин, лаптей).
Сегодня я предлагаю смастерить куклу Кулак. Возможно, такая игра придётся по вкусу и современному мальчишке. Изготовлением игрушки можно заняться совместно с ребёнком и попутно ознакомить его с народными традициями. Чтобы повысить интерес к такой кукле, предлагаю нарядить Кулачника в современную одежду. В моём варианте это камуфляжная ткань. Можно нарядить как каратиста, в белое или чёрное кимоно. В этом нет ни чего зазорного, ведь это не сакральная кукла, а игровая. Так что вариации вполне возможны. Главное здесь — сама суть, игрушка выполнена по мотивам традиционной народной куклы
1. Веточка или круглая палочка 30 см.
2. Веточка (или палочка) для перекладины (плечи) 7 см.
3. Ткань для головы (мягкий ситец, бязь) Желательно телесного цвета. Я взяла трикотажную ткань для тела кукол. Квадрат 13х13 см.
4. Ткань такая же, что и для головы, на изготовление кулаков — 7 х7 см.
5. Ткань для ног (брюки) 30 х 15 см.
6. Ткань на рубаху 22 х2 2 см.
7. Чёрная бязь на сапоги — два круга диаметром 5 см.
8. Косынка, бандан (чёрная ткань) треугольник 24х10 см.
9. Пряжа для примотки веточек, головы, кулаков.
10. Нитки швейные чёрные и в тон рубахи.
11. Крупа для наполнения кулаков.
12. Вата для наполнения головы.
Приступаем к работе. Берём большую веточку и к ней приматываем маленькую в виде креста, отступив от конца 5см.
На конец веточки (над крестом) приматываем комочек ваты, чтобы он не сползал, привяжем внизу нитью. Таким образом, мы сформировали объём головы.
Ткань для головы перегибаем по диагонали и накрываем ватный шарик, положив его углами вниз.
Обматываем нитью ватный шарик, стараясь убрать морщины с предполагаемого лица. Попутно приматываем свободную ткань к перекладине.
Берём квадраты ткани для кулаков, кладём изнанкой вверх и по центру помещаем по щепотке крупы. У меня перловка. Можно взять что-то другое. Но нужно учесть, что кулаки должны быть тяжёленькими.
Перевязываем ткань в виде узелков. Конец нити оставляем свободным длиною 15-17 см. Это кукачки нашей куклы.
Привязываем получившиеся кулачки к концам перекладины, так чтобы они свисали на нити длиной примерно 5см.
Следующий этап — изготовление одежды… Начинаем с брюк. Ткань сгибаем по длинной стороне краями к центру.
Затем ещё два раза к центру.
Получившуюся полоску перегибаем пополам. Слегка раздвинув концы в стороны, на сгибе фиксируем булавкой.
На получившиеся ножки наденем обувь. Берём кружочки ткани и приматываем катушечными нитками в тон материала.
Примотаем ноги к веточке под перекладиной. Приматываем со стороны лица.
Наденем на Кулачника рубаху. Измерим диаметр головы куклы и по центру квадрата сделаем прорезь чуть меньше диаметра головы. Проденем голову в отверстие. Ткань расположим по диагонали (углы вниз и в стороны).
Отогнём передний угол ткани, положив его на лицо куклы. Руки с кулаками расположим горизонтально, подогнём углы ткани на уровне кулаков.
Срезы ткани подогнём внутрь на 0, 5 см. Кулаки находятся внутри.
Затем высвобождаем кулачки и сразу над ними приматываем ткань. Получился рукав с напуском. Это важно сделать, чтобы кулак на ниточке был свободными.
Подгибаем свободный угол внутрь и по линии талии перевяжем узкой тёмной лентой.
Повяжем на голову бандан-косынку, завязав её на затылке куклы.
Кукла Кулачник в народной одежде.
Кстати, такую куклу вполне можно подарить и на 23 февраля — необычно и оригинально!
Я надеюсь у вас всё получилось!
Творческих успехов и вдохновения!
.
Рейтинг
★
★
★
★
★
5.0 (8 голосов)
Творческая мастерская Надежды
Россия, Кировская обл. , Нолинск
Магазин
Блог (15)
Следите за творчеством мастера
Мастер-классы по теме
Ключевые слова
- Ключевые слова
- народная кукла
- тряпичная кукла
- кулачник
- кулак кукла
- подарок мальчику
- подарок на 23 февраля
- мастерим с детми
- совместное творчество
Рубрики мастер-классов
Do It Yourself / Сделай сам
Recycle / Вторая жизнь вещей
Tворим с детьми
Бижутерия своими руками
Валяние
Вышивка
Вязание
Декорирование
Декупаж
Дизайн и декор интерьера
Живопись и рисование
Керамика
Ковроделие
Косметика ручной работы
Кружевоплетение
Кулинария
Куклы и игрушки
Лепка
Материалы для творчества
Мебель своими руками
Миниатюра
Обувь своими руками
Одежда своими руками
Организация пространства
Плетение
Прядение
Работа с бисером
Работа с бумагой
Работа с кожей
Работа с металлом
Работа с мехом
Работа со стеклом
Реставрация
Роспись
Свечи своими руками
Скрапбукинг
Столярное дело
Сумки своими руками
Ткачество
Упаковка своими руками
Флористика
Фотография и видео
Художественная резьба
Шитье
Мастер- класс «Игровая кукла «Зайчик на пальчик» своими руками» | Материал:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «СОЛОВУШКА» Г. ЗЕРНОГРАДА
ФИЛИАЛ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
Мастер- класс для педагогов
Игровая кукла «Зайчик на пальчик» своими руками
Подготовила:
Воспитатель Вдовенко В.В.
Зерноград, 2016
Назначение: игрушка, сделанная своими руками, подарок, оберег.
Целевая аудитория: воспитатели ДОО.
Цель: Передача личного профессионального опыта в сфере творческой и педагогической деятельности. Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта изготовления игровой куклы «Зайчик».
Задачи:
· формирование представления об изготовлении народной куклы, как атрибута духовной культуры русского народа.
· привитие интереса к изготовлению обереговых, обрядовых и игровых кукол;
· создание игровой куклы по традиционной технологии.
· в детских мастер-классах развитие мелкой моторики и первичных навыков рукоделия.
· развитие индивидуальных задатков и творческих способностей.
Ход мастер класса:
Мастер: Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема нашего мастер-класса: «Изготовление тряпичной игрушки «Зайчик на пальчик»»
«Народные сказки и народная игрушка подобно каплям живой воды, вызывают к жизни те творческие семена, которые без этого могли бы пролежать бесплодными в душе ребенка». Н.Д.Бартрам
Изучение национальной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение, как эталоны красоты, образцы вкуса, национальных особенностей, как часть культуры народа. Но в наше время, изготовление тряпичной народной куклы практически не встречается в качестве предмета обучения, ему не уделяется должного внимания в программах обучения.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Для развития творчества необходимо получить разнообразные впечатления об окружающей жизни, природе, познакомиться с произведениями искусства, приобрести определенные знания о предметах и явлениях, овладеть навыками, умениями, освоить способы деятельности.
Работа над тряпичной куклой – это не только источник эмоционального переживания радости и неизменного удивления, важно, что в процессе творчества происходит приобщение ребенка к традициям русской народной культуры. Тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и «миром больших вещей», воспитывает ласковое, необъяснимое отношение к миру.
Согласно этимологическим изысканиям слово «кукла» родственно древнегреческому слову «kiklos», которое означает «нечто свернутое».
В процессе изготовления куклы собственными руками развиваются творческие способности, развивается мелкая моторика руки, прививается любовь, эстетический вкус к изделиям народных мастеров.
В современном мире игрушек великое множество. Магазины предлагают нам их в огромном количестве и на любой вкус. Но что развивают в ребенке современные игрушки? А вы задумывались, какова их педагогическая ценность? Нам от этих игрушек не уйти. Но мы можем разнообразить и дополнить мир игрушек своего ребенка настоящими тряпичными куклами.
Народная игрушка, как и игрушка вообще является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, проходит его социализация в обществе. Изготовление игрушек вместе с детьми создают особую атмосферу доверительности.
Самой любимой игрушкой всегда будет только та, которая сделана своими руками. Пусть в ней будет безукоризненно симметричных линий, но в этом творении рук чувствуется, то, что мы называем душой. Игрушка является хорошим средством самовыражением для чрезмерно застенчивых детей. Они являются заменителем реального друга, который все понимает и не помнит зла.
Мастер: Уважаемые, коллеги! Сегодня я предлагаю вам смастерить тряпичную куклу «Зайчик на пальчик».
Зайчик на пальчик – это оберег для детей, который делался специально для трехлетнего ребенка, чтобы у него был всегда собеседник и друг в играх. Зайчик одевался на пальчик и всегда был рядом с ребенком. Тогда и родители могли спокойно оставить ребенка одного и не бояться, что ему будет страшно или одиноко в доме. Да и взрослым можно поговорить с таким зайчиком, так как не всегда можно рассказать, что тебя тревожит близкому человеку. А Зайчик на пальчик выслушает вас в любую трудную минуту.
Практическая часть
Изготовление традиционной игровой куклы «Зайчик на пальчик»
- Нам понадобится прямоугольный кусочек ткани, толстая нитка красного цвета и комочек ваты или синтепона
- Ткань нужно сложить вдвое по длине, лицевой стороной наружу. Со стороны сгиба одного края заложить угол ткани внутрь для формирования ушек.
- Примерно посередине наклонной линии, собираем ткань в пучок и туго перевязываем концом нити. У нас получились ушки. Другой конец нити нам пригодится в дальнейшем.
- Теперь очередь за головой. Внутрь мордочки кладем немного синтепона, чтобы мордочка была круглой.
- Перевязываем той же нитью под головой, убирая неровные края внутрь (Слайд № 14)
- Оставшийся свободный край ткани скручиваем в тугую скрутку назад, примерно на третью часть длины лоскута. И эту скрутку прикладываем к шее Зайчика сзади. Это будут лапки.
- Под лапками ткань немного прижимаем, и, оставшимся концом нити привязываем их к туловищу, накручиваем нить крест на крест.
- В конце работы на поясе зайчика завязываем последнюю нитку. Если нить еще осталась ее можно спрятать внутрь ткани.
Оденем зайчика на пальчик и познакомимся с новым другом. Вот такую простую народную игрушку можно сделать быстро и без иголки. И не беда, что ваша первая игрушка может быть немного не складной. Здесь, как и в любом деле, нужно терпение, и оно принесет свои результаты. Творческий процесс очень интересен. Творите!!!
Пусть эта игрушка, сделанная вашими умелыми руками, станет украшением и защитой вашему дому! А подвести итог нашей встречи мне хотелось бы притчей.
Притча «О мудреце и хитреце».
Однажды хитрец, прослышав о мудром старце, решил испытать его, так как был уверен, что он мудрее. Хитрец поймал бабочку и пришёл к мудрецу.
— Скажи мне, о мудрейший, что у меня в кулаке?
— Я не волшебник, не могу видеть сквозь твои пальцы.
— Ладно, правда твоя, там бабочка. Тогда ответь мне, живая она или мертвая? – спросил хитрец и подумал: “Если мудрец скажет, что бабочка живая, то я её раздавлю, а если скажет, что она мёртвая, разожму и выпущу её.
Мудрец посмотрел на хитреца и сказал:
— Всё в твоих руках.
Действительно все в наших руках, которые сегодня прекрасно потрудились.
Итак, тема тряпичной народной куклы в современном мире востребована и актуальна! И задача педагогов, донести её до детей, родителей, привлекая их к совместным творческим мероприятиям в группе. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом. Именно народная культура должна найти дорогу к сердцу, душе, ребёнка, способствовать развитию творчества и лежать в основе его личности.
Спасибо вам за внимание и доброжелательное отношение. Прежде, чем разойтись, предлагаю каждому участнику обозначить свои впечатления от мастера — класса, выбрав атласную ленточку любого цвета и украсить бантиком своего Зайчика. Бантик розового цвета – понравилось всё, синий — хочу узнать больше, зеленый — заинтересовало, буду внедрять в своей работе.
(В конце мастер класса проводится общая выставка работ и обсуждение).
Вопросы для обсуждения.
- Понравилось ли вам работать вместе?
- Понравились ли вам поделки, которые вы сделали своими руками?
- Понравился ли вам наш мастер-класс?
. 1
Как сделать вальдорфскую куклу
Существующая вальдорфская педагогика в последнее время стала очень популярной. Ее идеи, основанные на естественном психическом развитии и всестороннем познании мира ребенком, не навязывают существующих догм. Ребенку предоставляется возможность самостоятельно познавать мир, развитие его индивидуальных способностей происходит через духовное познание и осмысление окружающей действительности. Одним из средств такого развития являются игрушки и особенно специальные педагогические куклы, называемые вальдорфскими. Именно с ними дети выражают свои эмоции, воспринимая их как себе подобных. Этот метод гармонично влияет на формирование самооценки малыша, учит его формировать свой мир, вписывать его в общий социальный фон. Кукла Вальдорф – самый классический представитель игрушек, которые попадают в детские руки, оживают, обретают душу. Они любимы, полезны, оригинальны.
Какие они?
Характеризуя вальдорфские игрушки, в первую очередь следует сказать об их возрастной классификации. В зависимости от того, сколько лет прожил малыш, меняется его восприятие, меняется и игрушка. До 3 лет ребенок младшей возрастной группы (до 3 лет) не нуждается ни в одежде, ни в частях тела, ни даже в чертах лица. Ему достаточно сделать своеобразный «тряпичный» мешок, прикрепив к нему голову. Сшить его обязательно из мягкой натуральной ткани, немного набив воздушной набивкой (подойдет холлофайбер или поролон). Лицо этих «подружек» только предвидится. Желательно дополнить его шапочкой, косынкой или подобием волос. Сшить такую игрушку несложно, с ней справится самый неопытный помощник или педагог. Другое ее название – кукла-бабочка. От 3 до 5 лет Прошло 3 года, а до пяти не доросло? Подойдет кукла следующей категории. Это уже не «бабочка», но одежду не снимают. У модели есть руки, ноги, туловище. Сшить его немного сложнее, ведь нужна особая выкройка. Размер куклы не ограничен. Можно сделать модель, которая помещается в карман, и возможно, чтобы игрушка была на одном уровне с ребенком. Кукла Вальдорф интересно смотрится в технике вязания крючком. При этом материалом могут быть хлопковые или шерстяные нити. С 5 лет девочке старше 5 лет вряд ли будет интересно играть с игрушкой, которую нельзя переодеть, наряжать, готовить ко сну, одевать в пижаму или милую ночнушку. Изготовление вальдорфского «друга» в этом случае самое щепетильное: лицу нужны глаза, рот, нос, щеки. На голове в целом — волосы, заколки, банты, повязки. Детали украшения можно связать спицами. Другой вариант их исполнения – вышить или сплести из ниток. Руки можно украсить браслетами, игрушечными часами, а на ноги нашить туфли или туфли. Снимая одежду, ребенок не только развивает способность фантазировать: у него улучшается тактильная чувствительность, улучшается мелкая моторика, укрепляется нервная система.
Куколка Вальдорф
Если вы новичок в теме изготовления кукол, то этот мастер-класс для вас. Далее предлагаем выкройки и пошаговую инструкцию изготовления. Готовим выкройку по фото. Можно обеспечить увеличение масштаба до нужного размера. Главное, делать это пропорционально и аккуратно, чтобы кукольный комбинезон создавал иллюзию туловища. Перенесите выкройки на ткань (обязательно натурального состава), вырежьте детали и сшейте их, подогнув по линии сгиба.
- Выкраиваем одежду (тело) и сшиваем. На концы пришейте комочки из наполнителя или пластиковые шарики. Получается сходство рук, ног и их округлые формы не являются препятствием для того, чтобы ребенок взял их в рот, и он не получит неприятных ощущений и травм.
- Зав. Берем полоску шерсти, наматываем ее с одного конца на клубок или наматываем готовый клубок, проводим по его периметру ниткой. Голова почти готова, а концы шерсти — это наполнитель для верхушки туловища.
- Можно сделать голову утки. Для простой игрушки этот шаг можно пропустить, но он будет обязательным в следующем мастер-классе. Схема затяжки следующая:
- Соединяем чехол для головы и наполнитель, дополняем куклу волосами (по желанию) и шапочкой.
- Начинаем вышивать личико. Для этого можно использовать специальные детали, например, для глаз – купленные заготовки на клейкой основе.
В результате шитья у вас получится симпатичная куколка, похожая на гномиков. А на видео — немного другой вариант этой простой игрушки.
Чем старше — тем сложнее
Мастер-класс куклы для детей 3-5 лет (в них часто играют не только девочки, но и мальчики) отличается необходимостью шить туловище одетым в одежду и имеющим части тела. Съемная одежда в этом случае не нужна, ребенок не «горит желанием» ее снимать, а если и снимает, то часто не хочет снова надевать. Поэтому пошаговый мастер-класс такой: Перебираем и увеличиваем до необходимого размера выкройки; Продолжаем процесс работы над головой, для чего пришиваем соответствующую деталь, как показано ниже. Это прикрытие; Содержимое головы готовится по аналогии с вышеупомянутым мастер-классом; Стягиваем голову нитками в необходимых рельефных частях; Намечаем расположение волос, приклеиваем подготовленные заранее для этой цели нити. Для этого используется специальная портновская игла с большим ушком. Пошив волос для кукол этой категории — процесс необязательный. При этом нет четкого указания на их количество и длину. Но малышу с ними будет интереснее. Формирование куклы продолжается, как на фото 21. Выделяются стопа и рука, отдельно пришиваются сиденья, где ноги и руки крепятся к туловищу. Лучше составить график непосредственно перед тем, чтобы не делать двойную работу. Ниже показано, как пришить и укрепить руки в районе шеи, чтобы во время игры (а маленькие дети часто могут порвать кукол только за них или шею) они не отрывались. Приступая к этапу пришивания головы и туловища, необходимо соблюдать соразмерность изделия. Определенная корректировка может быть достигнута за счет упаковки (более или менее). Чтобы набивка распределялась внутри изделия равномерно, хорошо использовать специальные стеки (например, для пластилина). В некоторых случаях (для особо узких деталей) подойдет шило. Сшивайте детали удобно изогнутой иглой, чтобы закругленные элементы легли ровно и эстетично красиво. Получилась интересная, но голая кукла. Элементы одежды могут иметь разный характер, но их лучше надевать и закреплять на теле дополнительными стежками. Видео с последовательностью изготовления таких изделий от Натальи Лебедевой: Для работы с выкройкой вальдорфской куклы в натуральную величину необходима достаточная поверхность, например, большой стол или на полу. Заранее рассчитайте необходимое количество набивки и других расходных материалов, правильно составив план работ, в какой последовательности будет сшиваться.
Одежда для кукол
За одеждой, которую можно снять, чаще всего обращайтесь к бабушкам. Они часто увлекаются вязанием кофточек, юбочек, шапочек для первых игрушек малышей. В такие изделия они вкладывают частичку своей души, поэтому особенно любят гардероб. Следует помнить, что вязать необходимо только из натуральных ниток, не имеющих яркой неестественной окраски и запаха. Можно составить гардероб с учетом времени года для улицы, предложив потом ребенку подобрать для уличной прогулки подходящий костюм. Такая игра носит развивающий характер, помогает осмыслить происходящее вокруг. Если решено сделать обувь шитого типа, это сохранит ее присутствие, но сделает игру менее интересной, особенно если девочке больше 5 лет. Ведь снимать или надевать обувь – это очень интересный процесс. Это придает реальности игре. Можно связать бабочек. Для этого достаточно связать десять-пятнадцать рядов чулком, который заканчивается оригинальным шнуром. Кукольный домик будет сделан из тапочек и одежды для сна. Тогда девочка с такой игрушкой будет не только играть днем, но и спать. Создав гардероб для своей любимой куколки, маленькая «мама» сможет проявлять свою фантазию в различных игровых ситуациях, а значит – развивать фантазию и творческие способности.
Каким должно быть лицо
Вышитые элементы лица — отражение характера игрушки, ее настроения и позитивного настроя. Вальдорфский стиль предполагает мелкие черты лица, возможно, европейский образ. Ниже представлены наиболее характерные «лица»: добрые, приветливые, немного хитрые и ужасно милые. Можно научиться делать больше «прицельных» игрушек, например, для сна. Затем можно вышивать закрытые глаза. Это мотивирует малыша спать, плотно прижимаясь к любимой игрушке и ощущая ее внутреннее тепло. Интересная идея пошива похожих кукол, но с волосами разного цвета или одетыми в яркие предметы гардероба. Тогда игра может носить групповой характер (детский сад, школа, танцевальный кружок и т. д.). Это также позволит играть в несколько детей одновременно, выбирая из каждого наиболее подходящего ему или ее «другу». В таких играх детям полезно развивать чувство взаимопомощи, коллективного мышления, дружбы, оценки действий друг друга. Вы всегда можете дополнить игру самодельными зверюшками или птичками, кстати тоже сделанными по типу игрушки Вальдорф. Такие куклы иногда воспринимаются современными родителями как странные, не несущие воспитательной нагрузки.
Кому-то они могут показаться ненужными. А вот основатель вальдорфской школы Рудольф Штайнер был уверен, что игрушки должны строго соответствовать характеру ребенка, его возрасту, стадии развития и даже внешне походить на него. Любимые игрушки всегда индивидуальны, подходят ребенку по характеру и поэтому пользуются особым спросом. А то, что их отличительными чертами является естественность, естественность и правильность пропорций, играет только на пользу общему физическому и духовному развитию. Изготовление игрушек своими руками помогает не только создать собственную добрую ауру для общения, но и стимулирует детей к творчеству, самостоятельному изготовлению одежды или аксессуаров, оформлению места игры, составлению ее сценария и основных этапов. Благодаря своей мягкости, оригинальности и обаянию игрушки вальдорфской школы завоевали популярность во многих странах мира. Они любимы и детьми, и взрослыми, привлекательны для игр и оформления детских учреждений и квартир.Комментарии
Комментарии
Купить куклу мастер-класса онлайн в Индии
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных.