Вышивка на полотенце рисунок 5 класс – “Русская народная вышивка”. Пятиклашки, для вас! » Блог крымского учителя Касперович А. И.

Рисунок полотенца с узорами 5 класс

Вышивание узоров на полотенцах это древняя русская традиция, берущая свою историю с древней руси. Русское полотенце это не просто предмет в хозяйстве, но и как большинство вещей в стариной избе это культурная ценность. Наши полотенца для детского сада тоже пестрят узорами, им конечно далеко до рушников, но все они сделаны по шаблонам.

Чувашские полотенца.

Хлеб да соль.

Рушник.

Орнамент для полотенца.

Для детского сада.

Картинки на полотенца.

Русские узоры на полотенцах своими руками.

Рисунок полотенец древней руси.

Работа ученика 5 класса.

Праздничные полотенца.

Полотенце с кружевами.

Детский рисунок простым карандашом.

Картинка полотенца на счастье.

Наше полотенце.

pickimage.ru

Поурочные разработки. Изо 5 класс. Урок 5. Русская народная вышивка. Славянская вышивка

Содержание страницы

Урок 5. Русская народная вышивка. Славянская вышивка

Материалы: иллюстрации с изображением русской народной вышивки; бумага, акварель, кисти; музыкальное сопровождение: русские народные песни.

Ход урока

1. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)

2. Беседа учителя

С давних времен наша земля славилась искусством мастериц-рукодельниц. К рукоделию приобщались девочки 8–9 лет. Полотенце играло одну из главных ролей в народном быту. Его украшали орнаментом. Ряды орнамента выглядят как некая рама, в которую вписывается самое главное украшение – вышивка. В узорах крестьянской вышивки присутствуют образы птиц, женщин, воды. На свадебных полотенцах были представлены две птицы, символизирующие любовь. Содержание образа подчеркивали небольшие птички и растения по бокам полотенца. Птицы на вышивке выглядели довольно декоративно. В весенний период, до начала полевых работ, женщины занимались вышивкой.

Вышивка – один из распространенных видов народного творчества. Она имела свое назначение. Вышивка на рубахах находилась именно в тех местах, где тело человека соприкасалось с внешним миром. Обычно она проходила по вороту, рукавам, подолу и служила главным образом как оберег. Вышивкой украшались (или, вернее, защищались) и полотенца. Главным элементом в украшении полотенца был ромб. Ромб с крючками – символ плодородия. Розетка – еще один любимый мотив древних славян. Она состояла из восьми лепестков и являлась символом женского начала. На вышивке обязательно присутствовало древо жизни. Птицы, всадники, цветы, женские фигуры – все эти узоры – неотъемлемые атрибуты данного творчества. Женщина-мать олицетворяла сыру землю и выступала покровительницей земледелия и плодородия. Изделия, украшенные вышивкой, отличались красотой и неповторимостью узоров.

Существовало два вида вышивки: народная (крестьянская) и городская. Городская вышивка испытывала на себе влияние моды, потому постоянно изменялась. Народная же несла в себе глубокую мудрость наших предков, сохраняя старинные обычаи и традиции нашей страны.

К 14–15 годам девушки готовили себе приданое, в которое входили скатерти, полотенца, одежда, головные уборы. Все это, конечно же, украшалось вышивкой. Перед свадьбой проходила выставка приданого, так можно было в полной мере оценить мастерство рукодельницы.

Женщины в крестьянских семьях были настоящими мастерицами: они пряли, вышивали, вязали, ткали, плели различного рода кружева. Девушки учились мастерству у старших женщин. Одежду они изготавливали из льняных или шерстяных тканей и украшали кружевами, тесьмой, вышивкой. Причем в разных областях нашей родины вышивка была разной. Зачастую в ней присутствовал геометрический орнамент. Но главным украшением, конечно же, оставалось солнце, которое символизировало тепло, свет, жизнь. В свободных вышивках часто встречались растительные узоры. Существовало несколько видов швов: роспись, полукрест, козли, гипюры, тамбурная вышивка и другие.

Русскую крестьянскую вышивку делят на две группы: северную и средней полосы. Архангельская, Новгородская, Вологодская, Ивановская, Горьковская, Владимирская и другие области относятся к северной группе. Особенность северной вышивки состоит в том, что в ней чаще всего присутствует крест, роспись, различные вырезы, белая или цветная гладь. Узоры, как правило, выполнены красными нитками по белому фону или наоборот. Фон был важным элементом узора. Вышивку украшали различные фигуры птиц – пав; шерстью (синей, желтой или красной) вышивали барсов.

3. Творческое задание

Сегодня мы выполним эскиз узора вышивки на полотенце в традиции русских народных мастеров. Для этого нам понадобится бумага, кисти, карандаши (для выполнения исходного рисунка), краски.
– Выполните работу, выделив наиболее ярко главный мотив рисунка. Украсьте свой рисунок орнаментальными рядами при помощи различных знаков-символов.

4. Подведение итогов урока

(Учащиеся демонстрируют свои работы.)
– В чем особенность русской народной вышивки?
– Какую роль играет фон в крестьянской вышивке?
– Какую функцию выполняла вышивка в жизни славян? Сегодня мы познакомились с русской народной вышивкой, продолжили изучение древних образов. Традиции народной вышивки живы до сих пор, русским рукодельницам удалось сохранить их до наших времен.

Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.

znayka.pro

Вышивка на полотенце в подборке схем

На просторах огромной России такое рукоделие, как вышивка, существует с очень давних времен. В старину это был единственный способ украшать одежду и предметы быта. Вышивали почти все, что было соткано из ткани: рубахи и юбки, платки и платья, занавески на окна, постельные принадлежности, скатерти и полотенца. Для украшения всех этих вещей использовалась русская народная вышивка.

Русская народная вышивка на полотенце

Вышивка на полотенцах выполнялась на льняной ткани при помощи льняных шерстяных и шелковых ниток, потому что хлопка в те времена не завозили и не выращивали. Нитки окрашивали натуральными красителями растительного или минерального происхождения. Самый распространенный цвет вышивки красный, реже использовался синий и зеленый цвета. И лишь в двух или трех регионах добавляли в вышивку черный цвет.

Русская народная вышивка на полотенце выполнялась с использованием всего разнообразия мотивов и орнаментов, которые существовали на Руси. Самые распространенные орнаменты древней Руси, это фигурки птиц, лошадей и деревьев. Этот выбор был сделан на основании старинных славянских преданий. Они повествуют о древней птице по имени солнце, которая жила на волшебном дереве, и о коне, который заставлял двигаться солнце.

Именно русская традиция определила тот факт, что больше всего на полотенцах вышивали птиц. Очень часто их размещали в один ряд, друг за другом. Но иногда они присутствуют в сложном сюжете, или композиции с растениями или женскими фигурками.

Вышитого коня можно встретить реже, чем птицу, но выглядит он на полотне очень красиво, и имеет сходство с глиняным конем, также присутствующим в русском народном творчестве. Возле коня очень часто вышивают дерево или другое растение. Очень часто встречаются старинные полотенца с вышивкой растений, чаще всего деревьев, которые почти всегда в центре сюжета, как бы являясь объектом поклонения всех остальных участников композиции. Древние славяне поклонялись деревьям, и часто их вышивали, располагая внутри строений, похожих на храм. Любая работа выполнялась в строгой геометрической манере, что характерно даже для вышитых тюльпанов и роз.

Как вышить вафельное полотенце

Вышивка на вафельных полотенцах выполняется чаще всего крестиком, и очень украшает вашу кухню. Но кроме кухонного полотенца, из вафельного полотна можно вышить крестом совсем другую вещь для вашего дома. Используя его квадратики как канву, и заполнив их нитками, вы можете получить великолепный верх для диванной подушечки.
Но если ваше полотенце имеет слишком крупные квадраты, то лучше взять для вышивки канву, которую можно растворить в воде, или распустить. Такие виды канвы имеются в продаже, поэтому проблем с приобретением у вас не будет.

Обработайте край полотенца на швейной машинке и пришейте канву на то место, где вы хотите сделать вашу вышивку. Выбирайте ту схему, которая вам нравится, и вышивайте по ней рисунок на пришитой канве. Когда работа закончена, остается только удалить канву, намочив изделие, или же распустить ее. Вафельные полотенца с вышивкой будут великолепно смотреться на любой кухне. Если на вафельном полотенце нужно сделать вышивку с логотипом, то лучше всего заказать ее в специальных магазинах или интернете.

Вышиваем махровое полотенце в подарок

Вышивка на полотенцах может стать украшением в вашем доме, но может также выступать в роли подарка. Подарочное полотенце может быть махровым, от известного производителя, с вышитыми на нем инициалами или именем того, кому оно предназначается в подарок. Полотенце с именем или логотипом вышивается на особенной канве, которая растворяется в воде. Вышивка на полотенцах с использованием такой канвы выполняется следующим образом. Для начала необходимо запастись такими материалами и инструментами:

  • канва;
  • махровое полотенце;
  • схема для вышивки букв;
  • нитки мулине ДМС;
  • иголка;
  • ножницы.

Нам нужно разгладить полотенце как можно лучше, тогда будет легче вышивать. Выполним замеры букв по схеме, и отрезаем необходимый кусок канвы, который будет достаточным для букв. Затем пришьем этот отрез канвы наметочным швом в том месте, где мы хотим вышить буквы. Вышивать инициалы мы будем нитками мулине ДМС в три сложения. Вышивку махрового полотенца можно выполнять на пяльцах, или без них. В том случае, если вы пользуетесь пяльцами, то закрепите участок вышивки в пяльцах без канвы. Канва должна оставаться свободной.

Для того, чтобы работа выглядела идеально, соблюдайте правило одинакового направления всех стежков крестика в данной вышивке. Вышивка инициалов является частичной, то есть вышивают только буквы, не трогая фон. В такой работе удобнее всего вышивать вертикальные столбики крестиков. В каждом столбике по схеме мы сначала открываем полукрестики, двигаясь по направлению вверх, пока не дойдем до последнего по вертикали, а затем начинаем двигаться вниз, закрывая крестики вторым стежком.

Когда работа выполнена, распорите наметку канвы и удалите нитку. После этого нужно поместить вышивку в таз с горячей мыльной водой. Когда канва растворится и исчезнет, нужно ополаскивать полотенце в большом количестве проточной воды до того момента, пока изделие не станет чистым.


Вышивка полотенца на заказ

В том случае, если вы ограничены во времени, и не можете выполнить вышивку имени или инициалов вашего друга или родственника, то на помощь вам может прийти специальная услуга. Это вышивка на полотенце на заказ. Ее вышивают на промышленных вышивальных машинах и при помощи компьютера. Заказать такую вышивку можно в интернете. Она выполняется как на кухонных, так и любых других полотенцах. В таких случаях используют нитки высочайшего качества, которые не выгорают на солнце и не линяют.

При оформлении заказа по электронной почте нужно приложить рисунок желаемой вышивки, ее размеры и количество штук. Полотенца вы можете купить сами, а можете воспользоваться теми, которые уже имеются в наличии. Заказать вы можете только одно полотенце, или же большую партию для гостиницы или салона.

Вышивка логотипа на полотенце

Для начала разберемся в том, что такое логотип. Логотипом называется оригинальное графическое начертание названия, сути и содержания торговой марки или фирмы. Существует множество различных рычагов, которые совместно с логотипом двигают рекламу любого предприятия. Различные значки, сочетаясь с логотипом любой компании или предприятия, являются ее фирменным знаком и представляют ее на рынке товаров. По таким признакам и отличают одну марку или фирму от другой. Полотенца с логотипом вышивают разными способами, среди которых:

  • машинный способ вышивки, который применяют только при маленьких тиражах. Полотенца должны быть одноцветными, а логотип располагают над его бордюром;
  • жаккардовый рисунок в структуре полотенца. Может быть многоцветным, в зависимости от цветности самого полотенца и выполняется из нитей его основы;
  • рельефный рисунок в структуре полотенца. Выполняется в махровой части как рельефная надпись с логотипом;
  • логотип в бордюре вышивают вискозной нитью, поэтому он очень хорошо выделяется за счет блеска этих ниток.

Схемы вышивки полотенец

vishivashka.ru

Урок ИЗО «Русская народная вышивка. Полотенце»

Тема: Русская народная вышивка. Полотенце.

Цель урока: Познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.

Задачи: Развивать творческую активность, навыки работы в составлении орнамента и аппликации, эстетический и художественный вкус.

Воспитывать бережное отношение к миру и искусству, любовь к родному краю и его культуре.

Оборудование и материалы:

1.Схемы-таблицы с мотивами орнамента.

2.Таблицы с изображением знаков-символов.

3.Художественные материалы для работы.

4.Подбор иллюстраций с изображением вышитых полотенец.

Ход урока.

( на доске оформлена ярмарка вышитых полотенец.)

1.Орг.момент.

Проверка готовности к уроку.(альбомы,карандаши,акварельные краски,ножницы,клей).

Презентация «Русская народная вышивка.Полотенце»

В-?. Есть у каждого в квартире,

И побольше и пошире

Вафельное и полосатое

Ворсистое и мохнатое,

Всегда под рукою-

Что это такое?

О. — Полотенце.

В-? Для чего нужны полотенца? ( Использовать в быту).

В-? Какие полотенца называют бытовыми?

О.- ( Бытовые полотенца, полотенца небольшого размера, предназначенные для «утирания лица и рук»).

В-? А как их называли в старину? Вы должны были посмотреть по словарю Даля.

Ответы детей.

Их называли рушники.

Сравните ваши бытовые, домашние полотенца с теми, что представлены на слайде.

А) по количеству в помещении.

В-? А где сейчас можно встретить такие рушники?

Б). По размеру.

( Сейчас они меньше размером).

В). Будете ли вы сейчас вытирать руки такими полотенцами?

Ответы детей.

В-? Почему?

В-? А кто мне может сказать тему нашего урока?

Тема: Русская народная вышивка. Полотенце.

Ребята, чем праздничные полотенца отличаются от бытовых?

О.- Наличием вышивки.

В-? Что такое вышивка?

Вышивкой называют – украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением выполняемыми нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.

В-? Зачем украшают изделия вышивкой?

Вышивка- это не просто красиво. Научиться понимать язык узоров в вышивке- значит научиться понимать человека, разбираться в собственном прошлом, знать и следовать ценностям своего народа.

В-? Что украшают вышивкой?

Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода(скатерти, салфетки, дорожки, покрывала, рушники.)

Одежда человека должна быть изготовлена со всеми заклятиями, делавшими ее непроницаемой для духов зла. Поэтому основная функция одежды – обереговая.

Простая вещь -полотенце. А ведь если подумать, вспомнить, то окажется, что полотенце сопровождает человека всю жизнь, от рождения до смерти.

Родился маленький человек, бабка повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать, еще будучи в девушках, уже тогда должна позаботится о своем малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. На голый животик ребенку завязывали поясок из выбеленной овечей шерсти. Сомкнулись концы пояска, получился круг- символ солнца и бесконечности.» Распоясался»,- значит открылся нечистой силе, поэтому пояс снимали только в бане, или когда гадали. Ребенка пеленали в свивальник- узкую длинную полоску ткани.

Пеленали до тех пор, пока мать удерживала двумя руками и коленкой. Не удерживала- значит одевали рубашку, сшитую из старой отцовской или материнской, чтобы дух материнства защищал младенца.

У наших далеких предков существовал ежедневный магический ритуал очищение водой. Утром-от ночных страхов и ужасов, вечером-от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем. Утром лицо вытиралось нижним концом,где ромбы где ромбы создавали композицию восхода, орнамент набирался от широкой полосы к узкой. Вечером наоборот, верхним концом, где композиция была зеркальной и символизировала закат. В разнообразии в русской вышивке встречается знак, несущий в себе символику солнца-солярный знак. Прежде всего, это бесконечное разнообразие крестов, как в круге, так и без него.

В-? Ребята, а какие еще знаки – символы вы уже знаете?

-Правильно, это знаки воды, плодородия, дома, и т.д.

Вышивкой украшались в основном предметы, которые участвовали в семейных и коллективных обрядах, религиозных ритуалах (крещение, венчание).

Если девушку сватали важные сваты, они были перевязаны рушниками ( Пимоненко Николай Корнилович «Сваты»).

В-? А где ещё в наше время мы встречаем красивые вышитые полотенца?

Правильно, конечно на крестинах. На свадьбах. На них подают жениху и невесте хлеб да соль.

В-?Вспомните, что вышито на этих полотенцах?

Молодцы, такие полотенца украшают вышитые птицы. Образ птицы – это символ счастья. А это главное, что хочется пожелать молодым на свадьбе. И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу. Вещь без вышивки в дом не входила. По ней судили о трудолюбии и мастерстве хозяйки. Лишь вышитые вещи имели магическое свойство охранять, защищать и оберегать человека и его хозяйство от беды, от злых духов. Оберег по поверью, предохранял человека от дурного глаза, болезни, удара молнии и других несчастий. Расшитые полотенца развешивали на окна и двери, чтоб ни беда, ни болезни в избу не попали, узоры на скатерти защищали стол и пищу на столе. Если вы обратили внимание, что вместе с вышивкой в качестве украшения полотенец используются кружева.

Цветовая гамма различна – от однотонной (белыми нитками на белом), до цветной (красными нитками на белом, цветными шелковыми нитками на белом). Умельцы в цветовом решении орнамента отдают предпочтение красному материалу. Именно с красным цветом связывается представление о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле.

Но, наряду с красным цветом, можно использовать, желтый, черный, зеленые цвета.

В-? Ребята, Вы обратили внимание, что орнамент вышивки встречался только по краю полотенца?

В-? А что такое орнамент?

Орнамент – последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы.

Орнамент выполнял как эстетическую, так и жизнеобеспечивающую роль, служа магическим оберегом.

Задание на закрепление материала.

Пройти к доске и разместить знаки-символы на полотенце.

Вот видите, какой глубокий символический смысл у самого распостраненного и древнего предмета народного быта-полотенца.

Практическая работа.

А теперь каждый из вас выполнит эскиз вышитого полотенца.

Практическая работа.

1.Для работы вам понадобятся два альбомных листа, карандаш, краски, ножницы, клей.

На первом листе выполним эскиз вышивки.

ВТРОЙ – ПОНАДОБИТСЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КРУЖЕВ. (формат на котором выполняем эскиз, необходимо расположить вертикально).

2. Составление основного орнаментального мотива

3. Дополнительные орнаментальные группы.

4.Выполнение кружев.

5. Оформление работы.

(Во время работы необходимо провести физзарядку.)

А чтобы работа у вас спорилась быстрее, нам сегодня поможет народная музыка.

(Работа на фоне музыки).

Анализ работ.

План анализа:

  1. Композиционное решение.

  2. Цветовое решение.

  3. Наличие знаков символов.

  4. Аккуратность.

  5. Объем выполненной работы.

Рефлексия.

Что нового узнали?

Что было интересно?

Подведение итога урока.

Самостоятельно оцениваю смайликами.

5-красный

4-синий

3-зеленый.

Домашнее задание.

Уборка рабочих мест.

videouroki.net

План-конспект урока по изобразительному искусству на тему «Эскиз орнамента вышивки на полотенце»

Новикова Татьяна Николаевна

г.Москва, ГБОУ Школа № 904 (здание №3)

Предмет — изобразительное искусство

Тема урока: Эскиз орнамента вышивки на полотенце.

5 класс

Продолжительность урока – 45 минут.

Использование мультимедийных технологий — мультимедийный проектор, компьютер, презентация в формате PowerPoint.

Цель урока: Знакомство с символическим значением полотенца.

Задачи:

Познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.

Развитие образного мышления, художественного вкуса, творческой активности, самостоятельности.

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, к национальным традициям.

Оснащение урока: Мультимедийный проектор, компьютер, магнитная доска, иллюстрации с изображением вышитых изделий, таблицы с изображением знаков символов, рисунки вышивок, вышитые работы, презентация в формате PowerPoint (Приложение 1).

У ученика: бумага, фломастеры или цветные карандаши, восковые мелки, белая, цветная бумага, ножницы.

Ход урока:

  1. Организационный этап.

  2. Мотивация учебной деятельности.

  3. Этап изучения нового материала.

  4. Этап закрепления новых знаний.

  5. Итог урока

Рассказ учителя:

Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности. Все, что окружало человека в каждодневном быту, было заботливо украшено трудолюбивыми крестьянскими руками.

С древнейших времен почитали на Руси умение создавать на ткани дивные шитые узоры. Занимались этим искусством на протяжении многих веков женщины любого возраста и сословия.

Но самое большое распространение вышивка в русской деревни, где разнообразные узоры были самым главным украшением одежды и предметов быта. (Слайд 2)

Учиться вышивать девочки начинали с 7-8 лет и уже с детства готовили себе приданое.

Из поколения в поколение передавались узоры и приемы мастерства, и художественные особенности древних вышивок. Каждая из вышивальщиц дополняла полученные сведения чем-то своим. Но традиция при этом не разрушалась.

Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенце всегда было очень сильным оберегом, перешедшим из языческой традиции в христианскую.

На полотенце вышивали узор красными нитками — это был древний оберег дома от злых духов. (Слайд 3)

Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождает его всю жизнь от рождения до смерти. (Слайд 4)

Родился маленький человек, бабка-повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным. (Слайд 5)

На голый животик ребёнку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти. Сомкнулись концы пояска, получился круг-символ солнца и бесконечности. Распоясался — значит, открылся нечистой силе. (Слайд 6)

Ребёнка пеленали в свивальник — узкую длинную полоску ткани, это тоже полотенце. (Слайд 7)

У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром — от ночных страхов и ужасов, вечером — от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило, и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное. (Слайд 8)

На свадьбе жениха и невесту родители встречали и благословляли с полотенцем в руках, на котором были хлеб да соль. Это полотенце называли свадебным. (Слайд 9) И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу. Это погребальные полотенца. На погребальном полотенце изображались символы души и погребального (жертвенного) костра. Погребальные полотенца после совершения обряда отдавали в храм, на помин души. (Слайд 10)

Символы, изображаемые на полотенце

Вот видите, какой глубокий символический смысл у самого распространённого и древнего предмета народного быта — полотенца. Все полотенца имели вышитый узор. В вышивках воплощались древние народные символы и обряды. (Слайд 11)

Солнце почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Изображалось оно окружностью, цветком.

Косой крест с загнутыми концами – солярный знак — солнцеворот (смена дня и ночи, времен года). (Слайд 12)

Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Её называли «Кормилица – мать сыра-Земля». (Слайд 13)

Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры (Макошь) с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду. (Слайд 14)

Считалось, что птица приносит добро человеку . Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме, то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам. (Слайд 15)

Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах. (Слайд 16)

Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием. (Слайд 17)

Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих сил, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок. (Слайд 18)

Основными цветами в вышивках были красный и белый.

Белый цвет почитался как символ красоты и чистоты.

Красный цвет – символ огня – в народном представлении прекрасный, красивый. В вышивке присутствуют и другие цвета, но белый и красный – главные. (Слайд 19-21)

Постановка художественной задачи.

Выполнить свой эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

Практическое выполнение задания.

Постараться создать композицию из знаков-символов, по-разному решить один и тот же изобразительный мотив. Начать работу с расположения листа бумаги по вертикали. На листе обозначить «края» полотенца и обратить внимание на то, что полотенце «вышивается» рядами по горизонтали. Из тонкой бумаги вырезать «кружева» и украсить ими полотенце.

Подведение итогов.

В конце урока на доске организуется экспресс-выставка и обсуждение готовых работ.

Работы учеников

Список литературы:

  1. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914.

  2. Афанасьев А.Н. Дерево жизни. М., 1983.

  3. Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. М., 2001.

  4. Велесова книга. М., 1995.

  5. Гордиенко Н.С. “Крещение Руси”: факты против легенд и мифов. М., 1984.

  6. Демин В.Н. Заветными тропами славянских племен. М., 2002.

  7. Казаков В. Мир славянских богов. М., 2000.

  8. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга / Сост. А.И.Баженова, В.И. Вардугин. Саратов, 1993.

  9. Коринфский А.А. Народная Русь: круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц. Смоленск. 1995.

  10. Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. Л., 1988.

  11. Левкиевская Е. Мифы русского народа. М., 2003.

  12. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М., 1996.

  13. Мифы народов мира. М., 1997.

  14. Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000.

  15. Петрухин В.Я. О функциях космологических описаний в погребальном культе // Обычаи и культурно-дифференцирующие традиции у народов мира. М. 1979. С. 3-16.

  16. Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси. – Смоленск, 1995.

  17. Повесть временных лет. Ч. 1 – 2. М.- Л., 1950.

  18. Рыбаков Б.А. Древняя Русь: сказания, былины, летописи. М., 1963.

  19. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.

  20. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994.

  21. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. / Ред. В.Я. Петрухин, Т.А. Агапкина, Л.Н. Виноградова, С.М. Толстая. М., 1995.

  22. Топоров В.Н. Из славянской языческой терминологии. // Этимология 1986-87. М., 1989. С. 3-50.

  23. Топоров В.Н. Изобразительное искусство и мифология. Мифы народов мира. Т. 1. М., 1980.

  24. Солнцеворот: URL: http://www.uzluga.ru/potrb/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B5+%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%B9+%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B3b/img3.jpg

  25. Знак мать Земля: URL: http://www.evpatori.ru/wp-content/uploads/2013/10/%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA-2-.jpg

  26. Знак Макошь: URL: http://sinsam.kirsoft.com.ru/images/000030-000037S.gif

  27. Знак птица: URL: http://traditionalrussiancostume.com/embroidphoto/pavaptica/NovgorodVesiegonsk_Towel1.jpg

  28. Знак конь: URL: http://3.bp.blogspot.com/-PNDIQXT7CrY/UtUVVOkjWbI/AAAAAAAAAqk/pJX1ITwKo6g/s1600/%D1%80%D1%83%D1%88%D0%BD%D0%B8%D0%BA.gif

  29. Знак дерево: URL: https://pp.vk.me/c417526/v417526644/a291/xmMIrXqc44Q.jpg

  30. Знак вода: URL: http://www.slavyanskaya-kultura.ru/images/16(6).jpg

infourok.ru

Методическая разработка по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) на тему: План конспект урока Русская Вышивка 5 класс

Ход занятия.

Обучающие распределяют в тетради слова по темам; Внешнее убранство дома, внутреннее убранство дома, утварь. Одновременно у доски работают  три  человека, которые распределяю слова по группам. После сравниваем ответы детей с доской.

_Какие слова остались? Как вы думаете, что обозначают эти слова.

Рассказ учителя о полотенце.

В зависимости от своего предназначения рушник назывался по разному: рушнык, рукотерник, рукотер, утирач,  утиральник,  утирка;  дежник,  наквашенник (им накрывали дежу, квашню – т.е. деревянную кадку для заквашивания и замеса теста). Богато вышитые полотенца служили украшением хаты или избы, ими завешивали стены, углы, дверные проемы, окна. На вбитые в стену килки – гвозди, вешали килковые или крючковые вышитые полотенца, полотенце на гвозде также называли наспишником, накрючником,крючковым, спичным, наспичником. На зеркало вешалось зеркальное, на окно – занавес. На стене в качестве украшения висели – пристен, стеновое, постинник.
Головные полотенца с вышивкой на Украине назывались: серпанок, перемитка, намитка. В Белоруссии летом в поле носили еду в таком полотенце с названием скарач или раскарач.
Красиво вышитыми полотенцами покрывали фотографии, портреты.
Хлебником называли вышитое полотенце, на которое клали хлеб.
В благодарность за угощение гости одаривали хозяев блинным рушником. 
Визитные рушники встречали гостей в горнице.

РУШНИКИ (РУШНЫКИ) — ОБЕРЕГИ

Новорожденного принимали на родильный рушник (рушнык) с вышитыми оберегами. Крестная мать вышивала крестильный рушник для крещения ребенка.
В дорогу с пожеланием легкого пути и скорого возвращения давали подорожный рушник.
Во времена засух и эпидемий рушники  использовались в специальных обрядах. Большими рушниками  опоясывали церковь, ими выстилали дорогу и прогоняли по ней скот, или через такой рушник  проходили люди, чтобы защититься от болезней и мора. Такие рушники  вывешивали на деревянных крестах у дороги на окраине деревни.

РУШНИКИ (РУШНЫКИ) НА СВАДЬБУ

Большое распространение получили свадебные рушники. В некоторых местах готовили до сорока таких богато вышитых полотенец. На венчальный рушник молодые вставали коленями во время венчания. Хлебосольным с караваем встречали молодых после венчания. Союзным рушником перевязывали молодым руки. Дружные рушники преподносились дружкам жениха, которые они вешали через плечо. В настоящее время для этой цели свидетели бракосочетания повязывают цветные ленты. Во время благословения молодые вставали коленями на родительский или благословенный рушник. Рушник, которым украшали икону, называли божником, наобразником,  набожником. Такие вышитые полотенца вешали над божницей, т.е. над иконами. Длина такого рушника могла достигать 7 м. Образ Богородицы украшали богородичным рушником с вышитыми буквами Б.М., образ Иисуса Христа украшали вышитым полотенцем с буквами И.Х. Вышивали рушники  и на православные праздники. Был и пасхальные рушники, рождественские рушники и  троицкие рушники. Существуют специальные церковные рушники, которыми вытирают лица, руки, ноги во время литургии. К ним относятся архиерейские рушники.

РУШНИКИ (РУШНЫКИ) НА ПОГРЕБЕНИЕ

На длинных погребальных специально вытканных рушниках несли гроб на кладбище, и опускали его в могилу. Иногда такими вышитыми полотенцами устилали дорогу до кладбища, чтобы облегчить последний путь на тот свет. В древности у славян за подоконник вывешивался поминальный рушник, который служил вместилищем души умершего в течение 40 дней после его смерти. По такому рушнику душа умершего переходила из царства живых в царство мертвых, и по окончании этого срока попадала в славянский рай – Ирий. После прихода христианства такой рушник (рушнык) стали отдавать в церковь, чтобы душа покойного попадала по нему в храм, а не возвращалась в его дом.
Как видим рушник сопровождал человека от его рождения до самой смерти.

nsportal.ru

Русская народная вышивка | Страна Мастеров

1.

В конце 1 четверти у меня был открытый урок изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Русская народная вышивка» (программа Б.М. Неменского).
Хочу показать наши работы:
Моё полотенце. Готовясь к уроку, захотелось показать детям и свою работу: вышивка (центральный узор), ленточный орнамент выполнен на швейной машине.

2.

Детские работы.

3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12.

Может, кому-нибудь пригодится мой опыт — выставляю шаблоны кружев (моя разработка)

13.

Этот лист и шаблоны раздавала на каждую парту.

stranamasterov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *