Современное ткачество – бесконечное множество идей для применения – Ярмарка Мастеров

Содержание

бесконечное множество идей для применения – Ярмарка Мастеров

Сегодня хочу поразмышлять о применении изделий из ручного тканного полотна в современной жизни.

В этой публикации я рассмотрю ткачество с использованием текстильных материалов, бисерное ткачество рассмотрим как-нибудь в другой раз.

Ткачество ручное — процесс получения ткани на ткацком станке или с применением более простых приспособлений (бердо, сволочок, дощечки) путем переплетения двух систем нитей, расположенных взаимноперпендикулярно.

Это одно из древнейших человеческих ремёсел возникло в позднем неолите в результате эволюции плетения. Повсеместно для ткачества использовались разного рода ручные приспособления (дощечки, бёрдышки). Ткачество очень тяжелый процесс, требующий затраты большого количества сил и времени. Традиционное сырьё: шерсть, лён, хлопок и шёлк. До 19-20 веков являлось одним из самых распространенных домашних занятий.

В интернете много предложений ручного ткачества, в основном это домотканные коврики, пояса в русском стиле, шарфы и палантины.

В ткачестве используют все виды ниток и пряжи. В одном проекте может вмешиваться обычная пряжа, арт-пряжа, текстильная пряжа, мулине, шелковые нити, волокна вискозы и локоны шерсти и ровница.

Традиционно из домотканного полотна делают одежду. Вещи получаются очень фактурными и интересными. Эта одежда подойдет не каждому, она сильно отличается от магазинной ткани как на ощупь, так и по крою.

Чаще всего мастерицы не режут домотканное полотно, а ткут детали сразу по выкройке, поэтому крой у таких вещей свободный.

Одежда из домотканного полотна отлично смотрится на дамах в возрасте и «в теле».

Стиль у таких вещей может быть как классический, так и Бохо.

Часто в изделиях используются совмещают ткачество и вязание. Мне кажется, если добавить валяние и вышивку, то изделия получатся еще более фактурными.

Дизайнеры модных домов также используют в коллекциях полотно ручного ткачества.

Многие ткачихи делают сами пряжу для своих изделий.

Для одежды и палантинов используют дорогую качественную пряжу, а для ковриков можно использовать остатки от одежды.

Подушки и пледы из домотканного полотна отлично впишутся в интерьер.

Сумка из домотканного полотна может стать ярким акцентом всего образа.

Если вы хотите заняться ткачеством, вовсе не обязательно покупать дорогой ткацкий станок. Очень много интересных изделий вы можете сделать при помощи небольших и недорогих (даже самодельных) ткацких приспособлений.

При помощи вот таких рамок разных форм и размеров, вы можете соткать шарф, палантин, подушку, плед или ковер.

Размер у этих рамок небольшой, поэтому их удобно брать в дорогу или на дачу.

Плед из квадратиков:

Одежда:

Для свосем маленьких проектов используют миниатюрные рамки для ткачества, а для «маньяков» кольцо ткачихи 🙂

Если хотите сделать треугольную шаль, то вам пригодится вот такая конструкция:

А для одежды делаются рамы по форме выкройки. Только обязательно учитывайте что после снятия с рамы полотно сжимается, поэтому рама должна быть больше выкройки на процент усадки. Делайте образцы!

Для круглых ковриков используют Хула-хуп 🙂

На основе ткачества можно делать игрушки, украшения, декоративные вазы, подстаканники и салфетки, грелки на чайник, обложки для книг и альбомов. Очень красиво смотрится мебель обтянутая самодельной тканью.

Еще один вид ручного ткачества — это изготовление гобеленов.

Гобелен ручной работы делится на два основных вида: петельный и тканый.

Петельный гобелен проще в исполнении. Суть техники такова: на плотный кусок ткани наносится эскиз, затем «пробивается» специальной иглой и прошивается шерстяными нитками. У петельного гобелена есть свои поклонники, но стоит сказать и о минусах. Этот гобелен легко распускается, если случайно задеть нитку, но если смазать изнанку клеем ПВА, то эта проблема исчезает.

В этой публикации мы рассмотрим тканый гобелен.

Тканый гобелен — более сложное искусство. Вначале на подрамник наматывается основа из хлопковых ниток. Затем она закрепляется снизу специальными — сумаховыми — узлами. Они имеют древнюю историю, и умение их создавать — азы ремесла. Далее приступают к главному процессу — проведению уточной нити сквозь основу. Довольно часто он сочетается с узелковым плетением. Существует огромное количество способов плетения, а некоторые рукодельницы даже изобретают собственные.

На Ярмарке Мастеров есть несколько мастер-классов по тканому гобелену. Если кому-то интересно, попробуйте поскать в разделе Ткачество.

Как видите, ручное ткачество остается востребованным и в 21 веке.

Всем занимающимся этим видом творчества и всем желающим приобщиться к ткачеству желаю успехов и вдохновения!

www.livemaster.ru

стильные идеи для перетяжки мебели

Датский шнур, сизаль и веревка — все это может быть использовано для создания или обновления стульев, кушеток, кресел, этажерок и прочей мебели. Не лишенная изящества современная тканная мебель  безупречно вписывается в интерьер разных стилей.  Различными могут быть форма и вариант узора. Главное, чтобы присутствовала тяга к освоению ткацкого ремесла и желание создать что-то необычное собственными руками.

Создание стильной скамьи шаг за шагом

Для перетяжки понадобятся:

  • датский шнур;
  • L-образные гвозди или саморезы;
  • деревянный каркас.

Для начала на каркас наматывают поперечные нити, выдерживая между ними определенное расстояние. Тыльную сторону каркаса по периметру дополняют саморезами, выполняющими функцию дополнительного крепежа для лучшего натяжения шнура.

После того как поперечные нити натянуты, переходим к натягиванию продольных, пропуская шнур поочередно поверх и снизу поперечной нити и соблюдая при этом шахматный порядок. В конце ряда нить натягивается , выводится на изнанку и дополнительно оборачивается вокруг каркаса и переводится в следующий ряд.

Более детально о ходе работы в видео:

Освоив технику,  можно создавать и более сложные тканые узоры.

Наличие шнура разных цветов дает еще больше идей для творчества.

cpykami.ru

Бесконечное множество идей для применения

Ткачество ручное — процесс получения ткани на ткацком станке или с применением более простых приспособлений (бердо, сволочок, дощечки) путем переплетения двух систем нитей, расположенных взаимноперпендикулярно.

В настоящее время отмечается интерес к возрождению традиций ручного ткачества. Существуют многочисленные центры изучения традиционных ремесел, проводятся выставки и фестивали. В то же время художники по текстилю занимаются поиском новых форм, и ручное ткачество порой проявляет себя с неожиданной стороны.

На просторах интернета очень много вариантов ручного  ткачества. Множество идей от ковриков до одежды.

Для этого вида ремесла  используется разные приспособления (дощечки, бёрдышки). Сырьем для ткачества может служить: шерсть, лён, хлопок и шёлк. Ткачество очень тяжелый процесс, требующий затраты большого количества сил и времени.  

Одежда из домотканного полотна отлично смотрится на дамах в возрасте и «в теле».

Для одежды и палантинов используют дорогую качественную пряжу, а для ковриков можно использовать остатки от одежды.

Подушки и пледы из домотканного полотна отлично впишутся в интерьер.

Плед из квадратиков:

Одежда:

cpykami.ru

Художественное ткачество. Выразительные возможности фактуры.

Автор Nymphodisiac в . Опубликовано Текстиль

 
Ткачество – создание устойчивой структуры текстиля путем переплетения основных и уточных нитей. Выполняется на раме, станке, берде, на ниту и дощечках – инструменты выбираются в соответствии с замыслом ткача. 
Существуют различные ткацкие переплетения, от которых зависит характер поверхности изделия. 

Основные техники, применяемые в современном художественном текстиле,
и выразительные возможности их фактур

Ткачество

Основные ткацкие переплетения: а) полотняное; б) саржевое; в) сатиновое; г) атласное.

Полотняное переплетение является базовым в ткачестве. Оно позволяет использовать в ткачестве самые разные материалы: ветки, проволоку, перья, древесную кору, цветы и травы, полоски металла и кожи, лоскут, бумагу, мех и т.д. – гораздо больший ряд материалов, чем можно использовать при создании полотна в технике вязания или войлоковаляния. Об этом явлении пишет художник по текстилю Софья Хабибуллина: «Технологические  инновации  в  ткачестве представлены  включением  в  поверхность ткачества  как  нетрадиционных  материалов  –  металлических  пластин,  стеклянных палочек,  бамбука,  перфорированных  сеток, так  и  применением  элементов  декоративно-прикладного искусства. Небольшие плакетки  самых  различных  конфигураций выполненных  в  техниках  горячей  и  холодной эмали, объемные и плоскостные элементы из глины, фарфора,  стекла.  Включаются  в  композиционную структуру ткачества витражные и керамические элементы»  [1].

Использование нетекстильных материалов в полотняном ткачестве, Nymphodisiac (В. А. Иванец)

Современный художник по текстилю Наталья Цветкова, преподаватель в СПГХПА им. А.Л. Штиглица, создает в технике ручного ткачества экспериментальные ткани, выставочные арт-объекты и палантины. Среди применяемых ею материалов: пряжа растительного и животного происхождения, моноволокно (одиночное химическое волокно непрерывной длины),  металлическая нить, леска, лоскут и другое.

Н.Цветкова. Ткань «Следы зимы», фрагменты.  Мононить,  хлопок, лен. 2001 [2]

Неоднородность полотна, тканого из синтетических материалов, обычно выглядит неаккуратно и кажется дефектом, но Н.Цветкова делает это специальным эффектом, создающим особую фактуру. Натуральное волокно имеет микроскопические крючки, которые способствуют сцеплению нитей между собой и образованию устойчивой структуры. Синтетическое волокно свободно скользит, не имея возможности сцепиться, благодаря чему получается эффект неоднородности и «текучести» структуры полотна.

Ткачество пользуется большой популярностью среди художников по текстилю благодаря удобству введения в полотно практически любых материалов, возможности легкого сочетания натуральных материалов с синтетическими и искусственными (например, мононить и лен), первичных с вторичными (нить в сочетании с тканым лоскутом),  традиционных для ткачества и нет (лен и бумага, шерсть и лыко, др.).

Например, если  использовать пучки шерсти для валяния в качестве утка и укладывать ее петлями, возвышающимися над нитями основы, получается крупнозернистая мягкая фактура, внешне напоминающая мыльные пузыри. При этом от интенсивности использования этого приема зависит и интенсивность фактуры.

Три образца, в которых в утке использовалась шерсть для валяния. Maryanne Moodie [3]

Еще одним приемом, создающим выразительную фактуру, является ворсовое ткачество. Лицевая поверхность таких изделий состоит из концов пряжи, получающихся от обвязывания ей двух очередных нитей основы и закрепления ворса на основе в виде узла [22]. Традиционно в этой технике ворсовой нитью служила шерстяная пряжа,  но современные ткачи используют хлопок, лен, вискозу и синтетические материалы, а также произвольно увеличивают длину ворса.

Пример фактуры ворсового ткачества. Maryanne Moodie [3]

Существуют ткацкие переплетения и многоремизное ткачество, которые достаточно декоративны и создают выразительную фактуру сами по себе, без привлечения необычных материалов, как в полотняном ткачестве. На рисунке ниже представлен образец, сотканный толстой шерстяной пряжей с применением саржевого переплетения, что придало фактуре рельефность.


Образец саржевого переплетения. Nymphodisiac (В. А. Иванец)

Готовое изделие ручного ткачества иногда подвергают обработке краской либо для окрашивания (например, анилиновыми или природными красителями),  либо для создания фактуры (например, акриловыми красками). Последнее может осуществляться в виде свободной росписи кистью, при помощи трафаретов или штампов: «Печать  выступает  в  роли декорирующей фактуры поверхности гобелена  или  имитирует  шпалерное  ткачество,  где необходима тонкая деталировка изображения» [1].

Если у вас есть идеи или уточнения, которые помогут сделать статью более полезной и понятной, пожалуйста, пишите мне [email protected] или в комментариях.

Примеры фактур и структур, выполненных в технике ткачества

Порядок чтения цикла статей:
1. Таинственный зверь художественный текстиль
2. Фактура в дизайне текстильных изделий ДПИ
3. Художественное ткачество. Фактурно-выразительные возможности
4. Войлоковаляние. Фактурно-выразительные возможности
5. Вязание и плетение. Фактурно-выразительные возможности
7. Вышивание. Фактурно-выразительные возможности
8. Батик. Фактурно-выразительные возможности
9. Стежка и манипуляции с тканью. Фактурно-выразительные возможности 
10. Технологический анализ фактур современного ткачества
11. Средства усиления выразительности художественной фактуры

Также вам может быть интересно:
1. Что такое бердо и что с ним делать?
2. Выбор пряжи для ткачества на берде 

© Nymphodisiac (В. А. Иванец), 2016
Статья написана по материалу:
Иванец, В. А. Исследование выразительных возможностей фактуры в художественном текстиле. / В. А. Иванец. – СПб: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2015.
Использование материалов без письменного разрешения автора запрещено.

 

  1. Хабибуллина, С.К. Анализ современных тенденций развития авторского текстильного панно // Вестник Челябинского государственного университета. – Челябинск: ГОУ ВПО ЧГУ, 2009. — № 39. – С. 165-169.
  2. Rusart. Художник Наталия Цветкова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusart.ru/gal/view.avt=13&genre=&paint=56&per_page=8&quality=3&sec=d3&sort_avt=weight&sort_prev=weight&type=avt (дата обращения: 20.04.15).
  3. Maryanne Moodie

 

Теги: исследование, образование, текстиль, ткачество, фактура

nymphodisiac.ru

Ручное ткачество: история и современность

Ручное ткачество: история и современность

Мальченко  Л.Ю. 1

1МБО «СОШ №1» п. Пуровск

Мальченко  М.Л. 1

1МБО «СОШ №1» п. Пуровск

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Прошедшее надо знать не потому,

что оно прошло, а потому, что, уходя,

оно не умело убрать своих последствий.
(В. О. Ключевский)

Актуальность исследования. Для современного общества актуальной является проблема сохранения образцов народной культуры. Актуализация традиционной народной культуры – один из вариантов сохранения самобытности нации, национальных традиций, содержащих в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия.

Ручное ткачество неразрывно связано с народной традиционной культурой. В то же время оно оказало заметное влияние на развитие декоративно-прикладного искусства Нового времени и подготовило художественную практику XX и XXI веков. Профессионалы, работающие в области современного дизайна и искусства текстиля, проявляют интерес к использованию традиционных текстильных техник, в частности ручного ткачества и плетения.

В связи свыше сказанным, становится очевидным актуальность изучения различных техник, традиций, сформированных поколениями народных мастеров, в области ручного ткачества.

Осмысление и изучение текстильной культуры можно найти в работах, Н.И. Лебедевой Г.С. Масловой, Н.М. Калашниковой, В.И.Савицкая, В.И.Неелов, И.Я. Богуславской, Н.С. Королевой, и др.

В книге Е. И. Осипова «Ткачество. Новгородские традиции и современность» знакомит с современными и этнографическими образцами ткацкого оборудования и инструментарием, с различными технологическими приемами ручного ткачества, празднично-обрядовой культурой. М.М.Савенкова «Ручное художественное ткачество», рассматривает ряд техник ручного ткачества и плетения, не требующих сложных технических приспособлений и инструментов, которые могут быть освоены в клубной работе с детьми различного возраста.

Хочется особо отметить книгу Н.С Королёвой и Л.А Кожевниковой «Современное узорное ткачество», которая посвящена русскому узорному ткачеству, его истории и основным технологическим приёмам. Большое внимание уделяется вопросу применения тканых изделий в современном интерьере и для оформления костюма. Теме народных промыслов и развившихся на их базе центров ручного ткачества посвящены многочисленные издания справочного типа.

Цель работы:

-изучить разнообразные приемы ручного ткачества, используемые с древнейших времен до наших дней и применить общественный опыт в детском коллективе.

Задачи:

-изучение и анализ необходимой информации;

-ознакомиться с приемом ткачества и плетения в традициях ремесла.

-рассмотреть вопрос о дальнейшем творческом развитии традиций домашнего ткачества на современном этапе.

Методологической основой исследования послужило понимание сущности предмета исследования как общественного явления, освещенного в трудах В.В.Неелова, где ткачество рассматривается как творческий процесс, как важная область истории цивилизации.

Объект исследования: ручное ткачество.

Предмет исследования: виды ручного ткачества.

Методы исследования: теоретическое исследование истории ткачества, обобщение полученных знаний, приобретение навыков ручного ткачества.

Ценность и новизна работы состоит в том, что впервые в нашей школе исследуется ручное ткачество в его исторических, технологических и художественных направлениях, а также предполагается применение элементов ручного ткачества в детском коллективе.

Исследование проводилось в следующей последовательности:

-определение проблемы, цели и задач исследования;

-сбор материала и теоретическое обоснование изучаемой проблемы;

-проведение эксперимента по ознакомлению учащихся с основным принципом ручного ткачества и устройством ткацкого станка;

-формулировка выводов на основе изученного теоретического и практического материала.

Источниковую базу исследования составляют литературные источники, материалы из сети интернет, которые позволили ознакомиться с традициями и разновидностями техники ручного ткачества. Источником для наглядности послужили образцы из фондов художественных музеев России.

Практическая значимость: Результаты технологической задачи могут быть применимы к практическим занятиям с учащимися во — внеурочное время, опирающихся на традиции и достижения народного искусства.

Глава1. История ткачества

В своем труде «Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество» К. Маркс указывал на существование ткачества уже в период низшей ступени варварства: «Ручное ткачество с основой и утком, по-видимому, относится к этому периоду, это одно из величайших изобретений; но нельзя с уверенностью утверждать, что это искусство не было уже известно в состоянии дикости.»[1] Это было исконное занятие женского населения. В каждой крестьянской семье имелся ткацкий стан, на котором женщины изготовляли домотканое полотно. Из него шили одежду, простыни, полотенца, скатерти и другие необходимые в быту предметы.

Родоначальницей ткачества можно считать Азию, именно там был обнаружен первый ткацкий станок. Сырьем для нитей служила шерсть животных и волокна различных растений, а также натуральный шелк.

По всей Азии стали применять ткацкие станки. Ткачи быстро научились украшать свои изделия разными узорами, которые сплетались из разноцветных нитей. Одновременно человек стал раскрашивать ткани соком различных растений. Так ткачество превратилось в искусство.

Ткачество было известно не только народам Европы и Азии. В Америке его знали уже древние инки. Изобретенное ими искусство ткачества сегодня сохранилось у индейцев из Южной Америки.[2]

Искусство ковроделия было развито еще у древних египтян, у греков, у персов, скифов.  В средние века огромное распространение получило искусство тканых шпалер, украшавших стены рыцарских замков.  

Слово «гобелен» (техника: закладное ткачество) родилось во Франции в 17 веке. Произошло оно от фамилии семейства Гобеленов и перешло сначала к названию фабрики и местности, где фабрика была устроена, а потом и к ее изделиям. В 17 веке Людовик 14 купил ткацкую и красильную мастерскую Гобеленов и создал на их основ  2 «Королевскую гобеленовую мануфактуру».

Найденные при археологических раскопках пряслица и кусочки ткани свидетельствуют о том, что узорное ткачество было известно ещё в Древней Руси. Узорные скатерти, столешники, полотенца и другие тканые изделия часто упоминаются в описях имущества XVIIв. По видам ткачества и стилевым особенностям орнамента выделяется ткачество Русского Севера, центральных и южных районов России, Поволжья, Северного Кавказа и других регионов [2]

Вывод: ткачество — важная отрасль материальной и духовной культуры, одно из самых древних изобретений человечества.

Глава 2. Ткачество из глубины веков

На основании изучения и реконструкции традиционных текстильных техник, исследователи выделили те способы получения ткани, которые предшествовали ручному ткачеству. К ним относятся наиболее древние техники: дерганья, плетение, полутканье и называемое «примитивное тканье». Для тканья поясов (тесьмы) применяли инструменты: бердышки, сволочки, дощечки. Для ткачества ткани применяли вертикальные и горизонтальные ткацкие станки.

Наиболее простые и древние виды плетения начинаются с элементарной косички.

С пособов переплетения нитей в ручном ткачестве существует несколько. Самым простейшим способом ручного ткачества можно считать плетение 

«В чешуйку».

 

Плетение «в чешуйку»

Для изготовления пояса взять нечетное количество нитей.

Совет: необходимо толстые нити или даже пряди. Плетение пойдет гораздо быстрее, проще будет следить за узором, да и поясок будет иметь приятную объемистость.
Когда начинается следующий проход необходимо внимательно следить за тем, над какой нитью пройдет рабочая (такие нити обычно выпираю вверх) и под какую она поднырнёт. При эксперименте с разными цветами, мы убедились, что при одном и том- же количестве нитей, светлые пояса зрительно шире, чем из темных нитей.

Ткачество поясов (тесьмы) на дощечках выполняется методом переброса дощечек, методом обратного хода и др. В нашей стране существуют отдельные исследования об использовании этого вида приспособлений различными народами. Б.А. Куфтин, Н.И. Лебедева считали, что ткачество на дощечках существовало у финно-угорских народов с периода неолита. Оно предшествовало ткачеству двухосновных понев на станке. В Тульской области на дощечках ткали кайму для понев, шириной 40 см. (Лебедева Н.И., 1956.С.504). Н.И. Лебедева также отмечает наличие ткачества на дощечках с двумя отверстиями как отличительную черту у восточных славян. Дощечка с двумя отверстиями называлась «вертлюг». Н.И. Шишлина предполагает, что уже в эпоху энеолита у кочевников евразийских степей, для ткачества применялись простейшие устройства кружки или дощечки (Шишлина Н. И., 1999. с.27,34). 

Б ранное ткачество одна из древнейших техник орнаментации тканей, декоративного оформления бытовых и обрядовых изделий из ткани. Название произошло от способа создания узора (слова «брать»), когда нити основы «пробираются» при помощи специальной дощечки — бральницы. Те нити, которые остаются над дощечкой, в узоре остаются белыми, а те нити, которые остались внизу бральницы, будут затканы уточными нитями другого цвета. Выполненные большей частью из белых или суровых льняных ниток, народные ажурные ткани привлекают своей скромной изысканной красотой, тонкостью исполнения. В них хорошо выявлены свойства материала: шелковистый блеск, мягкость и гибкость льняных нитей.
Бранными узорами в старину любили украшать полотенца, скатерти, детали женской одежды. Все предметы, украшенные бранными узорами, имели в старину ритуальное значение, были связаны с различными праздниками и обрядами, поэтому и узоры на них являются древними знаками-символами оберегательного значения. Такая техника бранного ткачества была очень трудоёмка и требовала от мастерицы большого внимания, терпения и усидчивости, но зато позволяла выполнять самые сложные по замыслу узоры.

При всей кажущейся сложности ажурные ткани выполняются довольно просто, при помощи обычной дощечки — бральницы. Особенностью ажурного ткачества является то, что при наборе нитей основы на дощечку нужно предварительно перевить их пальцами левой руки, поодиночке или группами.
По внешнему виду бранные ткани напоминают вышивку вперед иглой: и там и здесь цветней нитке проходит то сверху, то снизу полотна, не включаясь в полотняное переплетение. Интересная техника «примитивного тканья», так называемый «живой стан». Этот уникальный способ был описан пензенским краеведом Гвоздевым. Образцы поясов, вытканных на «живом стане», были экспонированы им в 1923 г. на Сельскохозяйственной выставке в Москве.По мнению этнографа Н.И. Лебедевой, «живой стан», представляет большой исторический интерес, так как, «возможно, что мы имеем здесь дело со случайно сохранившимся реликтом древней техники тканья» и «допустимо предположить, что этот способ тканья мог возникнуть в прошлом при наличии большой семьи или даже материнско-родовой группы, позволявшей организовать такой сложный процесс, требовавший участия большого количества женщин, идеальной дисциплины и слаженности в работе, руководимой старшей».[2] Согласно описанию процесс работы на «живом стане» происходил следующим образом: пять женщин становились рядом, пять других — напротив них; одиннадцатая женщина руководила всем процессом ткачества и прокладывала уток, исполняя роль челнока. Нити основы натягивались от одной группы женщин к другой и закреплялись на пальцах рук. Затем, по команде руководительницы, одна группа поднимала руки вверх, и в образовавшийся зев прокладывался уток. После чего другая группа женщин поднимала руки, а первая — опускала, и в зев вновь прокладывался уток. В этом способе тканья налицо два главных признака ткачества: наличие основы, утка и механического чередования зева.

Другой древней текстильной технике — дерганью поясков.4 Дерганье — традиционный вид плетения, в котором  использовались пять петель. Техника «дерганья» в XIX — начале ХХ вв. была распространена в Российской империи: в Рязанской, Смоленской, Брянской, Липецкой, Могилевской, Витебской областях, а также у народов Прибалтики и Финляндии.  Шнур, полученный при помощи дерганья, употреблялся для украшения одежды в качестве тесьмы или пояса и на петли к пуговицам рубах. Широкое распространение техники дерганья говорит о древней культурной общности народов, проживавших на территории северо-запада Восточной Европы. [5] Значение узорного пояса для человека, не оторванного от традиционной культуры, было огромным. Пояс охранял самую уязвимую часть тела  — живот. С поясом были связаны многочисленные ритуалы. У народов северо-запада Восточной Европы считалось, что пояс, имеет чудодейственную магическую силу. На нем произносили заклинания и гадали. Он служил оберегом от нечистой силы, считалось, что пояс придает силу при выполнении трудной работы. Традиции, связанные с поясами, очень разнообразны и устойчивы. Так, например, пояс мог служить символом любви и добрых взаимоотношений. Он использовался в обрядах, связанных с рождением и смертью человека; пояса играли большую роль в свадебных церемониях [5]. тема очень широка и многообразная, Живой интерес вызвала статья Черных А. В. «Сей поесъследуеть носить… » (надписи на поясах в Пермском Прикамье) [6],где тканый орнамент для человека конца XIX – начала ХХ в. был своеобразным текстом, несущим определенную информацию, систематизирован материал о семантические аспекты ручного ткачества в России (конец XIX-начало XX в.)

Вывод: В результате изучения основных видов дерганья, плетение, полутканье и так называемое «примитивное тканье», можно проследить последовательную эволюцию ручного ткачества, способствовавшую появлению и развитию техники ткачества на вертикальных и горизонтальных ткацких станках. Ручное ткачество сегодня продолжает успешно развиваться как область декоративно-прикладного искусства, т. е. полноправно существо­вать в системе художественной культуры ХХI века.

Глава 3. Ручное ткачество и современность

Народное узорное ткачество в настоящее время развивается очень активно, это объясняется тем, что вещи, вытканные ручным способом, отличаются неповторимостью композиционного и колористического решения, богатством орнамента и структурных переплетений. Для современного узорного ткачества характерна преемственность местных художественных традиций и технических приёмов, сложившихся на протяжении многих веков. Богатые традиции народного узорного ткачества успешно развивают художники и мастера предприятий народных художественных промыслов, а также мастера, работающие на дому.

Ручное ткачество – необычное в наше время старинное ремесло. Оно не требует сложного оборудования и специального сырья. Может пригодиться любая пряжа, даже самые короткие остатки. В настоящее время используют нитки другие материалы промышленного изготовления. Художественное решение узорных тканых изделий в большей степени зависит от техники ткачества, поскольку фактура самой ткани, её орнаментальное решение определяются особыми видами заправки станка, способами ткачества. Специфика и художественные особенности тканых изделий определяются техникой и различными видами ткачества, которых очень много: закладное, бранное, выборное, переборное, ремизное и др.

Мастера и художники народных промыслов бережно хранят традиции узорного ткачества. Современные эстетические представления, художественное чутьё и вкус позволяют им обогащать искони применявшиеся художественные и технические приёмы.

Вывод: Искусство ручного ткачества органически входит в современную предметную среду, а это является залогом дальнейшего его развития. Единство функции и формы вещи, её художественного образа и материала – это достижения традиционного народного искусства, обеспечивающие жизнь узорному ткачеству не только в наши дни, но и в будущем.

Заключение. В ходе данной исследовательской работы, автор получила много знаний об истории ткачества, его особенностях, видах отделки тканых изделий. Исследовала основные техники ткачества, традиционные особенности ткачества разных народов. Было интересно проследить развитие и изменение ткачества от старины до современности. В результате изучения основных древних видов плетения, полутканья, дерганья, «примитивного тканья» можно проследить последовательную эволюцию ручного ткачества, способствовавшую появлению и развитию техники ткачества на вертикальных и горизонтальных ткацких станках.

Собранный материал, безусловно, предполагает дальнейшее его использование в качестве основы научно-исследовательской и практической деятельности. В нашей школе осознанно и целенаправленно реализуется установка на включение в учебный процесс (внеурочная работа, клубные занятия) данного ремесла в качестве главной источниковедческой базы всей работы в целом.

Ручное ткачество сегодня продолжает успешно развиваться как область декоративно-прикладного искусства, полноправно существовать в системе художественной культуры ХХI века. Изучение материально —  культурных ценностей прошлого, возрождение их в форме обучения традиционным способам обработки природных материалов, позволит сохранить многие старинные ремесла, посеять в современном обществе семена народной культуры, традиций, способствует сохранению и дальнейшему развитию и применению в современности культуры наших предков. Только зная цену, умея хранить, что имеешь, можно сохранить нашу русскую культуру. Исследовательский материал может быть применен при подготовке к народным обрядовым праздникам, на клубных занятиях, во внеурочной деятельности.

Список использованной литературы

  1.Цветкова Н.Н. Искусство текстиля: ручное ткачество (северо-запад Восточной Европы XIX-XX вв.). — Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, СПб, 2002. — Гл. «Из истории традиционного ткачества», табл. 1 «Виды плетения, тканья и примитивного тканья».

2.Лебедева Н.И. Прядение и ткачество древних славян // Восточнославянский этнографический сборник, 1956. — С. 509.

3.20.09.05-21.10.05. — выставочный центр «WoodendBarn», г. Абердин, Великобритания. Мастер класс «Ручное ткачество. Живой стан».  —  см. Цветкова Н. Методическое пособие по проведению мастер-класса «Ручное ткачество. Живой стан». 2005., англ. яз.

  4.27.09.05-28.09.05. — выставочный центр «WoodendBarn», г. Абердин, Великобритания. Мастер класс «Ручное ткачество. Плетение». — см. Цветкова Н. Методическое пособие по проведению мастер класса «Ручное ткачество. Плетение». 2005., англ. яз.

5. См. Восточнославянский этнографический сборник, 1956. — С. 499-50

6. Черных А. В. «Сей поесъследуеть носить… » (надписи на поясах в ПермскомПрикамье) Тради­ционная культура: науч. альманах. 2003. № 3 (11). С. 44.

7. Воронов В. С. Крестьянское искусство. М.: Гос. шд-во, 1924. С. 5-6.

Просмотров работы: 1100

school-science.ru

Виды ручного ткачества – Ярмарка Мастеров

Приглашаю вас на небольшую экскурсию в мир ручного ткачества. Здесь вы можете ознакомиться с основными приемами этого вида рукоделия.

Ткачество зародилось ещё в первобытнообщинном строе, и всегда было необходимо при разных исторических этапах жизни человечества. Известно, что простой ручной ткацкий станок был создан уже за 5-6 тысяч лет до н.э. Изначально, для ткачества использовали натуральное волокно — из крапивы, льна, конопли, хлопка и шерсти.

В древние времена ткачество было необходимо, чтобы изготовить одежду, обувь, подстилку. Позже крестьяне стали ткать полотенца, скатерти, покрывала, половики и много других необходимых для жизни и полезных в хозяйстве вещей.

Ткачество на станке

Ткацкий станок (ткацкий стан, кросны) — основная машина ткацкого производства, оборудование или устройство для изготовления всевозможных видов ворсовых, гладких, плетёных полотен и ковров: льняных, конопляных, хлопчатобумажных, шелковых, шерстяных, а также прочей продукции текстильной промышленности.

Ткачество на бёрдышке

Что же такое бёрдышко? Это очень простое и остроумное приспособление для ткачества, на котором сделаны отверстия двух видов — продольные и круглые. Количество их произвольное, соответствует числу нитей основы (продольных нитей). В старину народные мастера ткали этим способом разнообразные узорные пояса из шерстяных, шелковых, хлопчатобумажных, льняных нитей.

Ткачество на дощечках

Ткачество на дощечках — это ещё один способ для создания поясов и других изделий с орнаментальными узорами.

Ткачество на сволочке или ниту

Один из способов создания поясов с узорами.

Гобелен

Гобелен — это один из видов ручного ткачества.

Яркие и красочные гобелены, изначально были безворсовые — гладкие, но сейчас гобелены часто имеют ворс и выполнены в смешанной технике. Различна длина ворса. Размер изделия тоже может быть разным — на всю стену, или же всего 20*20 см — так называемые мини-гобелены.

При создании гобелена могут быть использованы самые разные материалы, пряжа и не только. Очень интересные эффекты получаются при использовании непряденой шерсти, различных натуральных волокон — лен, сизаль, шнуры металлические нити. Используется различные техники ткачества, а также приемы плетения макраме.

Ткачество на рамке

Ткачество на рамке — вид ручного ткачества для изготовления изделий размером менее одного метра.

Для работы потребуется деревянная рама необходимого размера. Для нитей основы чаще используется льняная нить или хлопчатобумажная. Толщина нитей основы приблизительно такая же, как и утка, которую вы будете использовать в работе. Но в принципе, она не играет большой роли, так как потом она полностью закрывается нитью утка.

Ткачество на картонке

Для работы подготавливают кусок картона нужного размера по длине и ширине или диаметру, делают надрезы ножницами на одинаковую глубину и ширину по его верхней и нижней части. Натягивать нити нужно довольно сильно, но не настолько, чтобы картон стал выгибаться. Нити основы должны быть натянуты и расположены только с лицевой стороны картонной заготовки-рамы. Рабочую нить лучше всего вдеть в толстую длинную иглу с широким ушком.

Благодарю за внимание.
Жду ваших отзывов.
Лилия

www.livemaster.ru

Что такое ткачество? Виды и техники ткачества

Известно, что ремесло производства ткани возникло еще в каменном веке. Судя по результатам археологических исследований, изначально ткацкие изделия представляли собой плетеные предметы, выполненные из травы, полосок кожи животных и их жил. Первое приспособление для производства примитивных видов ткани появилось около пяти тысяч лет до нашей эры. Тогда его появление стало настоящим эволюционным скачком в производстве одежды и предметов быта. А что такое ткачество сегодня? Насколько изменился технологический процесс и качество изготавливаемой продукции?

Из истории развития ремесла

Считается, что первый станок для ткачества появился на территории Азии. Именно там археологи обнаружили его примитивную модель. В качестве основного сырья мастера того времени использовали шерсть различных животных, волокна растений и натуральный шелк. Кстати сказать, секрет изготовления шелковой ткани долгое время оставался на территории Китая. Несмотря на то что с появлением Шелкового пути материал широко распространился по свету, многие века эта страна сохраняла монополию в производстве шелка – секрет его изготовления строго охранялся.

Тем не менее ткацкие станки стали повсеместно появляться на территории Азии, Европы и Японии. К тому времени люди уже научились использовать в качестве красителей для ткани сок различных растений. Одновременно с этим мастера ткачества быстро освоили технику украшения ткани различными узорами, сплетенными из разноцветных нитей. Так это ремесло превратилось в искусство и стало неотъемлемой частью быта разных народов.

Доподлинно известно, что знаниями ткацкого дела хорошо владели древние инки. Работы восточных и персидских мастериц испокон веков славились на весь мир, а ткачество в Древней Руси являлось важнейшим элементом ремесленных производств.

Издавна технология ручного ткачества заключалась в определенном переплетении нитей. Рама примитивного ткацкого устройства заправлялась нитями особым образом – вдоль станка. Эти нити называются основой. Нити основы нужно было натянуть достаточно сильно, при этом они должны оставаться параллельными друг другу. Другие нити, поперечные основным, которые мы до сих пор называем уточными, должны переплетаться с нитями основы, образуя тканое полотно.

Чтобы нити основы оставались ровно натянутыми, их наматывали на специальный валик, так называемый навой. По мере появления готовой ткани ее наматывали на другой валик, расположенный с противоположной от навоя стороны.

Первый ткацкий станок

Примитивные модели первых механизмов, которые использовались для создания ткани, представляли собой простую вертикальную раму. На нее натягивались нити, а ткач, держа в руках больший челнок, пропускал его через основу. Такой процесс был достаточно длительным и сложным: нити приходилось перебирать руками, от этого они часто рвались, а сама ткань получалась слишком толстой. Тем не менее ручное ткачество заняло одно из первостепенных мест в быту древних людей, а подобные устройства использовались практически в каждом доме. Благодаря примитивным механизмам ткацких установок стали появляться новые предметы одежды, ковры и подстилки.

Инновационные технологии

К середине XI века появился ткацкий станок горизонтального типа. Подобные устройства с небольшими модификациями дошли до наших дней. Их использовали вплоть до XVII и даже сейчас можно встретить в некоторых домах.

Название «горизонтальный станок» произошло из-за способа натяжения нитей основы. Модифицированные механизмы ткацкого приспособления, в отличие от первых моделей станков, уже к этому времени приобрели улучшения в виде дополнительных деталей. К основному рабочему элементу (деревянной раме) прикреплялись валики, ножные педали, вертикальные гребенки и челнок. К этому времени люди научились производить более качественные и однородные нити из волокон растений и шерсти животных. Поэтому стали появляться более интересные виды ткачества, с использованием новых техник, цветов и методов плетения нитей.

Новые попытки механизации ткацких станков в текстильной промышленности были успешно воплощены лишь в конце XVIII века, когда английский изобретатель Э. Картрайтом изобрел механический ткацкий станок с более современными конструктивными особенностями. В наши дни конструкции станков кардинально изменились и теперь их используют в производственных масштабах.

Современное производство

Современные автоматические машины для изготовления тканей имеют более сложную конструкцию, они работают на электричестве и могут производить самые разнообразные материалы. Однако ручное ткачество – ремесло, которое до сих пор живо. Хотя сегодня оно встречается скорее как прикладное творчество, самотканые изделия часто выставляются на выставках и хорошо продаются в сувенирных лавках.

Народные традиции древних мастериц передаются из поколения в поколение, дополняясь новыми витками более современных техник и использованием усовершенствованных материалов.

Ткачество на Руси

Прядение и ткачество на Руси являлись обязательным женским занятием. Независимо от социального статуса, ткать, прясть, вязать и вышивать учили каждую девочку с раннего детства. Прозвище «не ткачиха» считалось самым обидным для девочки-подростка, ведь каждая должна была самостоятельно приготовить свое приданое – простыни, скатерти, покрывала, полотенца и другие элементы быта и домашнего декора.

Во время великих праздников и особенных событий, когда в доме появлялось много людей, каждую комнату наряжали лучшими ткаными работами: на окна вывешивались красивые занавески, стол покрывали лучшей скатертью, а стены украшались различные полотенца. Это говорило не только об умениях хозяйки, но и свидетельствовало о достатке семьи. Поэтому каждая женщина, а тем более незамужняя девушка, стремясь показать себя умелой мастерицей, старались выткать для таких случаев самые лучшие работы. Именно поэтому семейное мастерство бережно сохранялось, улучшалось и передавалось из поколения в поколение. Накопленные веками секреты русского ткачества дошли и до наших дней.

Безусловно, на Руси всегда было много талантливых мастеров и искусных мастериц. Поэтому, несмотря на сложность и трудоемкость примитивного процесса, техники ткачества постоянно улучшались.

Археологические исследования современных ученых свидетельствуют о том, что многие образцы одежды и домашнего обихода, датируемые X–XI веками, имеют высокие художественные достоинства и отличаются гармоничным колоритом с уравновешенными пропорциями и удачным масштабом орнамента. Это свидетельствует о высоком уровне ткацкого мастерства на Руси того времени.

Домашнее ткачество сегодня

На сегодняшний день узорное ткачество стало скорее экзотикой, чем повседневной домашней работой: домотканые ковры, занавески, скатерти, салфетки, простыни и одежные ткани давно заменили промышленные аналоги. Сегодня далеко не каждая хозяйка возьмётся за тканое рукоделие. Однако ремесло — это все еще живо, а в некоторых регионах активно возрождается и развивается. Центры традиционной культуры и многие индивидуальные мастера проводят специализированные мастер-классы и выставки лучших работ. Самотканые изделия успешно продаются в специализированных магазинах.

Безусловно, новые приспособления и современные материалы значительно облегчают труд ткачих, при этом изделия сохраняют яркую, многоцветную гамму и сложность узоров. Благодаря современным материалам мастерицы могут получить потрясающие эффекты переплетений нитей. Тем не менее ткачество – сложный и трудоемкий процесс, требующей особого внимания, выдержки и терпение. Зато готовые изделия, созданные искусными мастерицами, радуют глаз.

Виды ткачества

Вплоть до начала XX столетия тканое ремесло считалось одним из приоритетных домашних занятий в культурах большинства народов России и соседствующих государств. Все основные виды воспроизведения тканого полотна осуществлялись с помощью ручного деревянного станка. В качестве основного сырья для производства ткани дома, обычно использовались волокна льна или конопли, овечья или козья шерсть. Иногда ткань делалась из хлопковых или шелковых нитей – товара, импортируемого из азиатских стран. К этому времени русские мастерицы полностью овладели различными техниками переплетения нитей, а многие из них освоили сложные техники создания узоров.

Что такое узорное ткачество в понимании древних ткачих? Это изображение несложных геометрических линий и фигур. Однако чтобы воспроизвести подобный орнамент на ткани требовалось особое мастерство. Недаром узорное ткачество всегда считалось самым сложным и трудоемким способом украшения полотна. Несмотря на то что ткацкий станок присутствовал почти в каждом доме, далеко не каждая хозяйка могла создать изделие со сложным узором.

Полотняная и закладная техника

Самым простым видом ткацкого переплетения считалось полотняное. Его использовали на протяжении всей истории ткачества, создавая ткань для нательного белья и полотенец.

Техника закладного ткачества также является одной из самых древних. Этот метод переплетения предусматривает прокладку нитей не по всей ширине ткани, а лишь на некоторых ее участках. «Заклады» обычно представляли собой орнамент из простейших геометрических фигур. Они могли выполняться с помощью комбинирования разных нитей. Узоры создавались с помощью разноцветных льняных, шерстяных или хлопковых нитей. В результате сложного, трудоемкого процесса получалось гладкое, одинаковое с обеих сторон полотно.

Интересно то, что закладное ткачество использовали и на горизонтальных, и на вертикальных ручных станках. Тканый ковер из шерсти, выполненный в этой технике, обязательно присутствовал в каждом доме.

Браное ткачество

Эта техника на Руси была известна еще до татаро-монгольского нашествия. От закладного ткачества ее отличает рельефная фактура полотна. При выполнении этой техники использовался специальный пруток или дощечка – бральница. С ее помощью из основы выбирались некоторые нити, создавая дополнительный зев. В результате получался узор, наложенный поверх фона то с лицевой стороны, то с изнаночной. Поэтому рисунок, нанесенный на поверхность браных скатертей и полотен, с изнанки выглядят как негатив. Обычно основной фон вытканного узора располагался горизонтально и мог быть красным или синим. Однако в некоторых регионах часто встречались изделия одного цвета, где узор выделялся за счет контраста толщины нитей и игры светотени.

Выборная техника

Название этого метода говорит, что такое ткачество очень похоже на браное. Для его воспроизведения также необходима все та же специальная дощечка или пруток. Одна, в отличие от браной техники выполнения, при выборной технике уток никогда не прокидывался от кромки до кромки. Узор накладывался отдельными участками, отчего ткани делались многоцветными и рельефными. Тем не менее лицевая и изнаночная сторона, также, как и при браной технике выглядят как негатив друг друга.

Переборное ручное ткачество

Широкое распространение эта техника создания тканого полотна получила в украинском и белорусском творчестве. Внешний вид таких изделий очень напоминает изделия, выполненные по методу выборного ткачества, но технология изготовления ткани значительно отличается от него. Здесь не применяется никакая бральница, зато увеличивается количество ремизок в станке, в которые попадали нити основы. В народном творчестве и по сей день различают два способа «переборов». Для получения двухстороннего орнамента рисунка ткани мастерицы, как и прежде, используют один узорный уток, а чтобы получить многоцветный рисунок, приходится использовать уже два или более утков. В сравнении с бранным или выборным ручным ткачеством данная методика менее трудоемка. При этом стоит отметить, что использование переборов дает возможность создавать более яркие и разнообразные цветовые мотивы рисунка и свободу его расположения.

Ажурное ткачество

В конце XIX столетия особенно популярным становится ажурное ткачество. Этот метод создания удивительно красивого орнамента был распространен в районах Русского Севера. Ажурный узор с занимательным переплетением и перевивкой, выполнялся в виде сквозных просветов и чередующегося рисунка. Доподлинно известно, что такое ткачество в основном использовалось для создания занавесок и скатертей.

Ремизное ткачество

При изготовлении ткани с помощью горизонтального ткацкого станка одной из наиболее распространенных техник считается ремизная или много ремизная техника. В этом случае цветные нити можно чередовать в определенном порядке. С помощью такой техники создавались всевозможные узоры, имеющие простые геометрические линии, причем полученный орнамент мог быть очень разнообразен по цветовой гамме. Обычно данной техникой пользовались для украшения скатертей, полотенец и нижних женских юбок. Некоторые мастерицы изготавливали тканые ковры, используя элементы этой техники. Примеры тканей, изготовленных в этой технике, можно встретить на изображениях одежды святых и иконах XIV–XV столетий в работах новгородских и галицких иконописцев.

Пестроткань или пестрядь

Одним из простейших видов ремизной техники считается пестроткань или пестрядь. Она представляла собой клетчатые или полосатые рисунки. В качестве основных цветов использовались традиционные красные, синие и белые, иногда добавлялись желтые и зеленые оттенки. Пестротканые полотна использовались для изготовления рубах, сарафанов, передников и покрывал.

Клетчатина и пешечный узор в ткачестве

Узор, образованный мелким уточным настилом, наложенного поверх гладкого полотна. Это довольно сложный более трудоемкий вид ремизной техники. Обычно рисунок разноцветной клетчатины имел четкую геометрическую форму. Тем не менее вытканные изображения могли быть весьма разнообразными. Такой вывод можно сделать исходя из сохранившихся названий: «решеточки», «круги», «огурцы», «пряники» или «денежки».

Вытканный орнамент, выполненный в виде так называемых шашечек, носит название «пешечный узор». Выпуклые узоры выделялись необычным эффектом за счет игры светотени.

Комбинирование техник ткачества

Интересен тот факт, что искусные мастерицы могли объединять сразу несколько техник ткачества. Что такое возможно сделать на примитивных устройствах вряд ли поверят наши современники, увидев воочию подобное профессионально изготовленное самотканое полотно. Однако это возможно и многие современные рукодельницы повторяют мастерство древних ткачих сегодня.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *