Лепка из глины с детьми – мастер-класс для начинающих и детей от 4 лет, как размягчить глину, выбираем инструменты

Содержание

Лепка из глины для детей. Развиваем пальцы и голову (С. Ю. Ращупкина, 2010)

Лепка из глины и развитие речи

Этапы формирования речи ребенка часто повторяют этапы развития речи человечества в целом: жестикуляция, появление возгласов, отдельных слов, словесная речь с остатками жестикуляции.

Так же, как труд оказал большое влияние на появление и развитие речи всего человечества, речь ребенка зависит от его деятельности. Все понятия и представления, которые малыш получает в процессе манипулирования с предметами, отражаются на его речи. Если игра ребенка ограничивается, то объем понятий сужается и его словарь беднеет.

Развитие речи – это сложный процесс, который у всех детей протекает по-разному. У одного ребенка первые слова появляются рано, а речь совершенствуется довольно быстро. Речевую активность такого малыша не следует форсировать, чтобы уберечь от нежелательных последствий. Если же развитие речи отстает, то ребенка, напротив, надо побуждать к разговору, знакомить с новыми словами, учить правильно строить фразы. Однако при этом нельзя перенапрягать его нервную систему повышенными нагрузками.

Общение со взрослыми является основным двигателем развития речи. Ученые доказали, что формирование речевых областей в коре головного мозга зависит от влияния импульсов от пальцев, а участок коры головного мозга, курирующий речь человека, расположен рядом с зоной, ответственной за развитие тонкой моторики рук. Поэтому лепка не только совершенствует мелкую моторику, но и речь. Если движения пальчиков задерживаются, то даже при нормальной общей физической активности, происходит отставание в речевой деятельности.

Функции руки и речи развиваются параллельно. Сначала малыш овладевает тонкими движениями рук, затем в его речи появляются первые слоги. Последующее формирование речи зависит от тренированности движений пальчиков ребенка. Если трех– или пятилетний малыш с удовольствием играет в пальчиковые игры, которые развивают тонкую моторику, то старшие дошкольники часто отказываются от этого.

Тем не менее в этом возрасте необходимо тренировать пальчики и стимулировать речевое развитие, чтобы подготовить ребенка к обучению в школе, поэтому занятия лепкой являются эффективной заменой пальчиковым играм.

Как показывает практика, довольно часто первоклассникам очень трудно овладеть навыками письма: они быстро устают, им тяжело писать, в кистях появляются дрожь и боль, от этого они начинают нервничать и плакать. Дело в том, что руками ребенок выполняет большую часть работы при различных видах деятельности. Именно от способности производить мелкие и точные движения, а не от навыка владения карандашом, кисточкой или ножницами, зависит уровень его интеллекта

Известный русский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Иными словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Глина, как и любой другой пластичный материал, помогает развивать самые разные стороны личности малыша. Лепкой из нее лучше начать заниматься с ребенком в 5 лет. В этом возрасте его пальчики уже достаточно окрепли для работы с таким материалом. В принципе простейшие изделия можно лепить и с детьми младше 5 лет.

Во время работы с глиной у ребенка развиваются тонкая моторика рук, сила и подвижность пальчиков, он учится координировать движения обеих рук, соответственно приобретает сенсорный опыт. При создании своей поделки малыш использует сразу обе руки, в этот момент задействованы все пальцы и внутренняя поверхность ладоней. Удивительно, но лепка из глины дает тот же эффект, что и массаж рук.

Если у ребенка есть проблемы с речью, попробуйте с ним лепить скульптуры. Это можно делать двумя способами: конструктивным, т. е. изготавливая отдельные детали и скрепляя их в одно целое, и пластическим, лепя их из целого куска глины. Второй способ более сложный, так как для лепки из целого куска необходимы хороший глазомер, точные движения и отчетливое представление формы предмета.

Можно проводить занятия лепкой так, чтобы они одновременно были и уроками по развитию речи. Для этого в процессе работы попросите малыша рассказать о своих действиях. Предварительно можно побеседовать с ребенком о том, что он собирается вылепить, какой формы и величины должно быть его изделие, где его надо расположить, как потом раскрасить – все это стимулирует речевую деятельность малыша.

Кроме того, в беседе ребенок усваивает много новых слов. Следовательно, лепка положительно влияет на расширение пассивного и активного словаря дошкольника. Для занятий следует подбирать сюжеты, которые уже хорошо ему знакомы. Это позволит уточнить и расширить его знания, поможет ему проанализировать данную ситуацию и сделать обобщение. Например, предложите ему воплотить в глине сюжет знакомой сказки, при этом обязательно обсудите всех персонажей, ситуации, в которые им суждено попасть и т. д.

После окончания лепки попросите ребенка проанализировать свою работу, дать оценку работе товарища. Можно предложить ему придумать рассказ о своем изделии. Во время занятий лепкой можно прочитать стихотворения о животном, которое в данный момент делает ваш сын или дочка, придумать ему ласковое имя, например Лисичка-сестричка, Мишутка и т. д. Все это также благотворно сказывается на развитии речи ребенка.

Следует отметить, что лепка имеет еще и психотерапевтическую направленность. Малыш изготавливает из глины различных сказочных персонажей и обыгрывает ситуации и взаимоотношения с ними.

С вылепленными предметами ребенок может просто играть, не боясь, что они разобьются или сломаются. Кроме того, малыш обычно трепетно относится вещи, сделанной своими руками, а значит, она учит его бережному отношению к игрушкам.

Группе детей можно предложить сделать несколько игрушек, с которыми в дальнейшем поставить и разыграть спектакль. При совместном выполнении какой-нибудь модели дети учатся общаться и взаимодействовать друг с другом, правильно выражать свои мысли, объяснять задуманное. Помимо этого, такая работа благотворно скажется на их развитии, ведь умение трудиться в коллективе очень важно для будущего школьника.

Влияние работы с глиной на развитие психических процессов ребенка

Художественно-творческая деятельность (лепка, рисование, аппликация, работа с природным материалом и т. д.) имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Эти занятия помогают малышу ощутить радость познания, творчества.

Лепка, как и любой другой вид изобразительного искусства, должна носить творческий характер, ведь малыш в своих работах образно отражает действительность и свои впечатления от окружающего мира. Кроме того, во время лепки ребенок приобретает разнообразные знания, его представления об окружающем мире уточняются и углубляются. Дошкольник в процессе работы осмысливает качества предметов, их характерные особенности. Во время занятий с глиной малыш может воспринять целостность формы предмета, так как работать надо сразу двумя руками.

Своими изделиями ребенок старается передать то, что ему запомнилось, что взволновало и вызвало интерес, поэтому лепка оказывает довольно большое влияние на умственное развитие малыша. Прежде всего она учит дошкольника наблюдать, ведь, перед тем как вылепить предмет, с ним надо хорошо познакомиться, определить и запомнить его величину, форму, конструкцию, расположение частей. Малыш лепит то, что он уже знает, с чем встречался раньше, по представлению или по памяти. Таким образом, у него развивается и воображение.

Очень часто идеи ребенка оказываются практичными и даже немного прагматичными. Это можно увидеть в его работах, как только он научится точно воплощать свои фантазии.

Эти представления формируются в процессе непосредственного изучения объекта во время прогулки, игры или специально организованного наблюдения. Кругозор ребенка расширяется и при ознакомлении с художественной литературой. Во время лепки знания малыша о качествах и свойствах предмета уточняются и расширяются. В этом ему помогают осязание, зрение и движения рук.

Для умственного развития ребенка очень важно, чтобы знания о разнообразии форм, положении предметов в пространстве, величине, цветах и оттенках постоянно пополнялись. Всегда следует обращать внимание малыша на изменчивость величины, формы (щенок и собака), цветов (цвет спелых и незрелых плодов), на разное положение самих предметов и их частей (птица сидит, клюет зернышки, летает).

Занимаясь изобразительной деятельностью, ребенок узнает различные материалы, знакомится с их свойствами и возможностями, учится работать с ними. Во время лепки из глины формируются такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. При обследовании предметов малыш должен определить форму предмета и его частей, величину, цвет, положение в пространстве. Если же он составляет композицию, то ему необходимо сравнить предметы и найти различия.

Таким образом, ребенок учится сопоставлять предметы, находить у них общие и отличительные признаки, объединять их по одному или двум одинаковым из них. Определив, допустим, форму предмета, он сможет правильно выбрать способ его изготовления (например, для вишни, цыпленка, неваляшки или яблока кусочки глины надо скатать в шарик).

Постепенно ребенок учится различать не только самые простые признаки, но и более тонкие, те, что труднее уловить. Научившись обобщать одинаковые признаки и качества, в дальнейшем он легко узнает их в других предметах.

На занятиях лепкой у детей формируются такие личностные качества, как инициативность, пытливость, самостоятельность, умственная активность, кроме того, ребенок учится планировать свои действия и доводить их до конца.

При предметной лепке ребенок учится правильно изображать животных и людей, выделяя их характерные признаки.

Занимаясь сюжетной лепкой дети не только изображают форму, но и располагают предметы в пространстве, связывая их между собой действием. Малыш пробует выделять основное в сюжете, задумывая композицию, творчески подходить к решению этого вопроса, используя все свои знания и наблюдения. При этом во время лепки сюжетной композиции ребенок должен пользоваться различными приемами изготовления.

Ребенок сможет самостоятельно сделать какое-либо изделие только в том случае, если его работа будет внутренне мотивирована, поэтому необходимо перед лепкой заинтересовать малыша, показав ему керамические фигурки разных мастеров.

При декоративной лепке дети учатся обдумывать сюжет, рисовать эскизы, применять различные виды лепки, пользоваться специальными инструментами, правильно и красиво заполнять все пространство.

Надо отметить, что детская лепка имеет еще и общественную направленность. Ребенок изготавливает поделку не только для себя, но и для окружающих его людей. Ему хочется, чтобы его изделие узнали. Он очень чутко реагирует на оценку взрослого и замечания товарищей. Критические высказывания могут понизить его самооценку, и, наоборот, похвала взрослого влияет на нее положительным образом. Кроме того, общественную направленность можно увидеть и в том, что в своей работе малыш отражает явления общественной жизни (например, выступления спортсменов, полеты в космос, различные праздники и др.)

В лепке сочетаются два вида деятельности умственная и физическая. Для создания поделки надо приложить усилия, выполнить определенные действия, овладеть умениями и практическими навыками, которые пригодятся ребенку в будущем для выполнения разнообразных работ.

В процессе лепки у ребенка развиваются такие нравственно-волевые качества, как целенаправленность и сосредоточенность на определенном занятии, умение доводить начатое до конца, преодолевать трудности в работе, помогать товарищу и т. п.

При изготовлении коллективных работ дети учатся договариваться друг с другом о выполнении общей работы, объединяться, помогать напарнику. Кроме того, оценка коллективного труда воспитывает у ребенка внимание, чувства такта, доброжелательность, справедливость, умение радоваться не только своему, но и общему или чужому успеху.

Участие ребенка в подготовке рабочего места и уборке его после лепки способствует формированию навыков самообслуживания, поэтому так важно приучить малыша к тому, что он сам должен делать это, ведь в школе это ему очень пригодится, так как там это будет исключительно его обязанностью.

Лепка – одно из средств эстетического воспитания, поэтому необходимо предлагать малышу только красивые образцы, например можно дать уже готовую керамическую фигурку.

Рассматривая свойства предмета (форму, строение, цвет, величину, расположение в пространстве), ребенок развивает чувство цвета, формы, ритма, являющиеся компонентами эстетического чувства.

Эстетическое восприятие прежде всего следует направлять на предмет в целом – красоту цвета, стройность формы, пропорциональность частей и т. д. Затем надо обратить внимание ребенка на отдельные свойства, которые необходимо будет передать в работе. В конце рассматривания и анализа предмета важно вновь вернуться к целостному восприятию.

Помогать ребенку нужно только тогда, когда он сам этого попросит. После преодоления технической трудности надо оставить его одного, чтобы он сам смог закрепить это умение и выбрать дальнейшее направление работы.

Для развития эстетического чувства очень важно при подчеркивании красоты предмета использовать образные сравнения. У маленьких детей эстетические чувства находятся в зачаточном состоянии, их привлекают яркие цвета, блестящая поверхность. Старшие же дети обращают внимание на симметрию в расположении частей, повторяемость элементов, выразительность силуэта, конструктивную стройность предмета. По мере развития восприятия и обогащение представлений детей эстетические чувства становятся более осознанными и глубокими.

Возникшее при восприятии красивого предмета непосредственное эстетическое чувство состоит из различных элементов. Одним из них является чувство цвета, которое проявляется при рассматривании красивых сочетаний цветов, например золотисто-желтых цветов среди зеленой травы.

Следующий элемент эстетического чувства – чувство ритма, формирующиеся при восприятии ритмичной стройности предмета, расположения его частей, например, у комнатных растений, гармоничности и цельности формы предмета у керамических изделий. При рассматривании построек вырабатывается чувство пропорции.

При более осознанном восприятии окружающего мира эстетические чувства становятся устойчивее, глубже и содержательнее. Ребенок учится рассуждать об эстетической стороне предметов, явлений жизни, произведений искусства, которые оценивает в целом и с точки зрения их отдельных свойств с помощью определений «изящный», «огромный», «радостный», «легкий», «живой», «праздничный» и др.

Следует научить малыша передавать при лепке не просто предметы и явления, но и изображать их выразительно. Творческий характер в работе появится только тогда, когда ребенок не просто овладеет необходимыми навыками и умениями для работы, а когда у него разовьется и эстетическое восприятие. При творческом подходе он вносит в изделие какие-то личные переживания, определенное отношения к нему, включает в свой образ то, что воспринималось в разной обстановке и разное время.

Для совсем маленьких детей лепку можно превратить в игру. Поделки для малыша – это в первую очередь игрушки. Поэтому в процессе занятия он их видоизменяет, лепит заново, добавляет какие-то детали, а иногда ломает. Лепка очень полезна детям, особенно мальчикам. Один из самых важных видов деятельности ребенка – исследование, а для всестороннего изучения предмета его надо разобрать и собрать, поэтому нет ничего страшного в том, что малыш сломает свою поделку, он всегда сможет сделать ее еще раз.

Во время занятий лепкой надо в первую очередь обсуждать, что и почему хочется сделать, а не как воплотить замысел. Любое изделие надо мотивировать. Для этого подойдут сказки, мифы, рассказы, так как дети очень любят изображать полюбившихся им героев.

На первых порах не стоит «загружать» ребенка точной технологией и высокими требованиями к конечному результату, просто дайте ему возможность отщипывать от большого куска маленькие, расплющивать их в лепешки, скатывать жгутики и разрезать их, ведь все это позволяет исследовать физический мир.

Двух-, трехлетний ребенок, начиная лепить, не имеет никакого замысла, он просто мнет глину в руках, режет, отщипывает, расплющивает, т. е. играет с ней. На вопрос о том, что он сделал, малыш отвечает спонтанно. В 3–4 года у ребенка также нет замысла, но на тот же вопрос взрослого, он уже отвечает, ассоциативно сравнивая свое изделие со знакомыми ему предметами. Пятилетние дети при лепке обращают внимание на основные внешние признаки, но вылепить детали они еще не в состоянии.

Поделки детей старшего возраста становятся все выразительнее и многообразнее. Так, они могут сразу задумать и вылепить динамичную фигуру, стараясь соблюсти основные ее пропорции. Ребенок уже обращает внимание на детали. Например, при лепке фигурки Деда Мороза, он обязательно добавит мешок с подарками, а Бабе-Яге – ступу и т. д.

Занимаясь творчеством, надо четко знать все этапы творческого развития малыша. Практически все дети до 5 лет играют с художественными материалами. На данном этапе взрослый должен показать, как можно играть с глиной, и поощрять ребенка. Таким образом, главное на первом этапе творческого развития – игра.

До 8 лет у ребенка активно работает фантазия, поэтому следует поощрять его творческую самостоятельность, иногда можно подправлять поделку, показывать какие-то технические приемы. В этот период главное – фантазия.

Любимым занятием для малыша может стать изготовление отпечатков своих ладошек и любых других предметов. Просто раскатайте глиняное тесто в пласт и попросите ребенка прижать к нему свою ладошку. Из таких отпечатков можно составлять целые композиции.

В 12 лет ребенок выполняет свою работу, уже опираясь на общепризнанные критерии правильности и красоты. Задача взрослого заключается в тактичной оценке изделий, передаче технических умений, требовании художественной дисциплины и поддерживании памяти о предыдущем периоде. На данном этапе главное – красота.

Если на первом и втором этапах в качестве приоритета выбрать технику, то у ребенка разовьется рука, но творческая самостоятельность погибнет, он привыкнет работать только на заданную тему. Если же правильно пройти все периоды творческого развития, то уже к концу второго ребенок будет создавать яркие, самобытные вещи, в которых найдут отражения все его переживания, а по завершении третьего он сможет свободно рисовать и лепить.

kartaslov.ru

Мастер класс для детей по лепке из глины

Сегодня мы будем лепить черепашку из глины. О пользе лепки написано множество статей и даже книг. Лепить из глины можно уже с ребенком двух лет, но начинать стоит с самых простых фигур. Например, божья коровка, которую мы делали в одном из прошлых мастер-классов, состояла только из шариков разного размера.

Мастер класс для детей по лепке из глины

В этом мастер-классе для детей по лепке из глины кроме шариков наш малыш будет катать колбаски. Колбаска – еще один простейший элемент лепки. Для того чтобы слепить колбаску, ребенку нужно оторвать или открутить кусок глины, положить его на стол и накрыть одной ладошкой. После этого прямой ладошкой катать кусок глины по клеенке вверх-вниз. Вначале малыши просто перекатывают кусок глины и не нажимают на него, поэтому ничего и не получается. Тем более, что глина не очень податливый материал. Положите вашу руку поверх ладошки малыша и катайте колбаску вместе с ним, несильно нажимая на ручку ребенка.

Указывайте малышу, что красивая колбаска получится, если ладошка у него будет твердой, и если он будет нажимать на глину. Отработать навык скатывания колбаски ваш малыш сможет именно в этом мастер-классе.

Черепаха из глины

Для работы нам понадобятся те же самые материалы:

  • глина;
  • мокрая тряпочка;
  • клеенка и стеки;
  • краски.
Инструменты для лепки

Шаг 1: Скатываем небольшой шар из глины.

Делаем шарик

Шаг2: Кладем его на клеенку и кладем сверху ладошку. С силой малыш нажимает на шар, чтобы его расплющить в лепешку.

Ладошкой «плющим» шарик

Шаг3: Раскатываем небольшую толстую колбаску и прилепливаем ее на лепешку. Это будет лапа черепахи.

Приклеиваем лапки

Повторяя Шаг 3, делаем 4 лапы черепахи.

Шаг4: Скатываем шарик и кладем ладошку малыша на половинку шарика. Вместе с ним раскатываем колбаску с толстым круглым концом (подобные колбаски нам требовались для поделки «Панно из сказки»). Прилепливаем получившуюся колбаску к туловищу толстым концом наружу. Это голова черепахи.

Вообще занятия творчеством с детьми подразумевают не замену детских движений и не «делание» все за него, а минимум вмешательства в работу малыша, только легкую корректировку. Ведь то, что он делает – это его видение мира. Поэтому в мастер классе для детей по лепке из глины не стоит полностью руководить малышом (это ему быстро наскучит и он потеряет интерес к занятию), а лучше предоставить ему полную свободу выбора. Продолжим.

Приклеиваем голову

Шаг 5: Не забываем про хвост – маленькую колбаску.

Добавляем хвостик

Шаг 6: Раскатываем шарик и расплющиваем его, как в шаге 1 и 2. Накрываем получившейся лепешкой туловище черепахи. Это будет панцирь.

Прорисовываем панцирь

Для текстурности панциря можете сделать отпечатки разных предметов. Хорошо подойдут круглые колпачки от ручек.

Шаг 7: Рисуем черепахе глазки и делаем при помощи стека пальцы на лапах, раскрашиваем нашу черепаху. Не забывайте вначале загрунтовать ее белым цветом, чтобы она не поблекла. Операцию раскраски лучше полностью доверить малышу. Ведь по тому, какие цвета выбирает ваш ребенок, можно с определенной долей вероятности определить его особенности характера, определить личностные характеристики и т.д.

Разрисовываем черепашку

Все, что вы делаете, проговаривайте. Ваш малыш скоро легко будет катать колбаски с присказками «вверх-вниз», «шарик, шарик мы катаем» — если только вы будете это говорить и делать вместе с ним. Это развивает речь ребенка и учит его регулировать свои действия при помощи слов. Ваш малыш будет наслаждаться процессом и общением с вами!

Вот такая простая поделка, как эта черепашка, позволит еще больше сблизить Вас с ребенком, ведь совместное творчество объединяет! Подписавшись на наши RSS ленты, Вы получите возможность первыми читать все новости. А это новые мастер-классы, новые статьи, новая интересная информация. Оставайтесь с нами, на http://handportal.ru! Увидимся!

handportal.ru

Увлекательные занятия с детьми 3-7лет. Поделки из полимерной глины

Полимерная глина – яркий, мягкий материал для лепки. Из него получаются очень красивые поделки. Дети лепят из полимерной глины с огромным удовольствием, т.к. в отличии от пластилина, для того, чтобы что-то слепить, не надо прикладывать много физических усилий. Раскатать детали из полимерной глины под силу даже 2-х летним детям. Процесс лепки никого не оставит равнодушным!

Лепка из полимерной глины — весьма полезное занятие. Она развивает мелкую моторику; творческое, образное, пространственное мышление; а также воображение, усидчивость и трудолюбие, причем, что не маловажно, в игровой форме.

Плюсы лепки из полимерной глины:

1. Это безопасный для здоровья материал, который не страшно давать детям в руки;

 2. Из полимерной глины получаются удивительно красивые поделки;

 3. Доступность материала;

4. Материал совершенно не токсичен;

5. Полимерная глина не оставляет грязных разводов на руках так, как это делает обычный пластилин.

6. Поделки из полимерной глины могут стать украшением квартиры или елочными украшениями.

Для вдохновения Любопытный мир приготовил для вас несколько примеров с подробными инструкциями, поделок из полимерной глины.

 

Немо

Мышонок в колпаке

Розовая сова

Йоркширский терьер

Мудрый Йода

Бегемотик

Хомячок с вишней

Черепаха

Гусеница

Долька арбуза

Апельсиновые дольки

Панда

Калла

Чебурашка

Источник: http://pikabu.ru

curious-world.ru

Секреты работы с глиной для начинающих. Что можно слепить: поделки, подарки, полезные вещи

Приглашаем принять участие в конкурсе сценариев! Призы для каждого участника! Подробнее…

Умение работать с глиной – сегодня очень модное хобби. А у самых увлеченных любителей есть все перспективы вырасти в настоящих мастеров. Очень здорово, когда любимое дело превращается еще и в источник доходов, позволяющих безбедно существовать. Что вполне реально – качественные изделия из глины (фигурки, игрушки, свистульки, панно, куклы, украшения) ценятся недешево. Каждая из них уникальна, неповторима, это не штамп, сошедший с заводского контейнера. Керамика всегда придает интерьеру стильности и шарма. Потому работы мастеров имеют спрос.

Но прежде чем стать мастером, нужно с чего-то начинать. И для начала – конечно же, с самого простого. С того, что легко понять и повторить, занимаясь лепкой с нуля и без педагога.

Предлагаем вашему вниманию последовательную инструкцию по работе с глиной для начинающих

от Евгении Афонасенко, преподавателя по классу ДПИ ГУО «Могилевская школа искусств» №6 (Белоруссия).

Как выбрать глину

1. Покупная глина для лепки.

Начинающим лучше приобретать глину в специальных художественных магазинах. Продается она уже подготовленной для работы. Встречается в небольших упаковках до полукилограмма. А также в профессиональной расфасовке по 15-25 кг, что обойдется значительно дешевле.

Совет

При покупке следует обращать внимание на то, чтобы глина была запечатана в вакуумную упаковку. Дело в том, что на производстве ее замешивают специальные механизмы таким образом, чтобы в состав не попадали пузырьки воздуха. Это очень важно: наличие таких пузырьков в текстуре готового изделия будет способствовать его хрупкости. Вакуумная упаковка в данном случае будет служить залогом качества приобретаемого материала.

2. Природная глина.

Глину можно взять и из естественной среды – накопать в огороде (если есть места неглубокого залегания), на обрывистом берегу реки. Но такая глина к работе еще не годится: в ней много грубых примесей, из-за которых, подсохнув, материал будет крошиться.

Чтобы очистить глину от них, ее нужно переложить в ведро, залить теплой водой, хорошенько перемешать и оставить на ночь. К утру все тяжелые примести осядут на дно. Жирный верхний слой нужно снять с поверхности воды, хорошенько отцедить, просушить на воздухе до нужной консистенции, периодически разминая, и положить на хранение до использования.

Правила хранения

  • Глина не должна терять влагу. Для этого ее необходимо обернуть влажной ветошью и поместить в полиэтиленовый пакет.
  • Идеальное место для хранения – полочка холодильника или (если глины много) прохладный темный подвал.
  • Периодически глину необходимо раскрывать и проветривать, чтобы она не заплесневела.

Подручные материалы для лепки

  • Металлическая струна. Она отлично подходит для отделения от большого куска глины части, которая потребуется для работы. Струна должна быть средней толщины: тонкой легко поранить руки.
  • Специальный нож для отделения небольших кусочков материала. Лучше всего взять лезвие от старого кухонного ножа и в области рукоятки обмотать его изоляционной лентой.
    Не следует брать лезвие от ножей канцелярских (для нарезки бумаги) или строительных. Их лезвия быстро заржавеют при работе с глиной. Кроме того, они чересчур тонкие и потому излишне острые, – ими легко порезаться.
    Не стоит использовать и пластмассовые ножи. Их лезвия не делают острого, ровного среза, а словно продавливают глину. Нож обязательно должен быть хорошо отточен.
  • Деревянные доски разных размеров, на которых придется раскатывать кусочки глины.
  • Деревянная скалка для раскатывания.
  • Ткани с грубой текстурой, с рельефными узорами, которые хорошо бы пропечатывались на глине при ее раскатывании на такой ткани.
  • Можно приобрести набор стеков для лепки.

  • Всевозможные канцелярские мелочи. Попросту: хлам, который мы обычно выбрасываем, наводя порядки в своих письменных столах: колпачки от фломастеров, использованные стержни от шариковых ручек, крышечки от тюбиков клея и прочие мелочи. Поверхность некоторых их таких ненужных на первый взгляд вещей может оставлять при вдавливании очень интересные отпечатки на глине. В дело пойдут даже палочки от эскимо и чупа-чупсов!
  • Губка хозяйственная, которую обычно используют на кухне для мытья посуды. Чтобы ею было удобнее работать, губку следует разрезать на 4 части.

Сглаживание неровностей влажной губкой

Обжиг глиняных работ

Известно, что готовую работу необходимо будет обжигать. А до готовности глина доходит при температуре обжига 850-900 градусов. Именно в таком температурном диапазоне глина превращается в керамику.

Важно!

Обрабатывать высокими температурами можно только хорошо просушенное изделие, иначе, влажное, оно может и взорваться в печи.

Из этого следует, что ни духовки домашних газовых и электрических плит, ни микроволновые печи для такой цели не подойдут.

Но и здесь есть выход, если заниматься этим видом творчества очень хочется. Благо, современные технологии позволяют предлагать самые разнообразные варианты товара. В этом случае следует просто покупать в магазине глину, не требующую обжига.

Кустарный обжиг

Это еще один альтернативный вариант возможности работать с глиной, не имея в своем распоряжении муфельной печи. Можно попробовать обжечь глину в домашних условиях — в костре. Температура огня в нем поднимается в среднем до 750 градусов. Чтобы глина превратилась в керамику (а идеальная для этого температура 850-900 градусов), держать ее в костре придется подольше, чем в муфельной печи, и при этом постоянно поддерживать жар.

Следует выкопать неглубокую ямку в земле, положить в нее фигурку, сверху сложить костер и поддерживать его горение не менее 8-10 часов. Чем дольше будет обжигаться, тем крепче и качественнее будет изделие.

Качество готового изделия

Определить его легко по звуку, издаваемому при постукивании по обожженной фигурке. Если звук звонкий – все прошло успешно, если глухой – времени на обжиг было отведено мало.

Техники декорирования готовых глиняных изделий

В принципе, готовую работу можно ничем не разрисовывать и не покрывать. Уже сама по себе глина выглядит достойно и богато.
Напротив, неумелой покраской глиняное изделие можно легко испортить, обесценить. Если покрыть краской большую поверхность фигурки, она станет выглядеть обычной пластмассовой куклой, сошедшей с фабричного контейнера, что значительно уменьшит художественную ценность работы.

Есть золотое правило при нанесении краски на глиняные изделия: ею (вне зависимости от того, какой именно) нужно покрывать только отдельные фрагменты. И занимать окрашенная поверхность должна не более 5-7 % от всей площади фигурки.

Цвета желательно использовать оттенков, близких к «глиняным», – соломенного, коричневого, приглушенно-красного, кирпичного и т.п.

Если при декорировании планируется использовать еще какие-либо материалы, отдавать предпочтение следует природным. Например, волосы куколке лучше изготовить из натуральной льняной пеньки.


Окрашивание

Для окраски глины можно использовать акриловые краски либо гуашь.

  • Акриловые краски предпочтительнее. После высыхания их не требуется еще каким-то образом закреплять.
  • Гуашь дешевле, ею проще работать детям. Однако эта краска водорастворимая, при попадании влаги она растечется. Кроме того – пачкается, когда приходится браться руками за окрашенную поверхность. После высыхания гуаши рекомендуется (для закрепления) покрывать ее клеем ПВА.

Покрываем клеем нанесенную на фигурку гуашь

Эффектнее всего обрабатывать готовое изделие специальным акриловым лаком из распылителя. Используют для этой цели также автомобильные краски всевозможных оттенков, близких к цвету глины.

Молочение (молочный обжиг)

Этой техникой пользовались еще наши предки. И, кстати, – только наши предки! Нигде на других континентах, в других странах технику молочения не применяли.

Обрабатывали в молоке керамику не только для того, чтобы горшочки и плошки выглядели привлекательнее, но и для практического эффекта. Дело в том, что в обожженной глине остаются крохотные пустоты, в которые затем попадают воздух и влага. Они потихоньку разрушают изделие изнутри. Молоко же запечатывает пустоты, покрывает изделие плотной пленкой.

Порядок работы

1.Изделие нужно окунуть в молоко целиком. Лучше, конечно, использовать натуральное коровье, но подойдет и магазинный продукт. Важно помнить:

  • жирность молока должна быть не более 2,5 %;
  • приготовленное из сухого концентрата молоко для обжига не подойдет.

2.В молоке изделие следует держать от 2-3 минут до 7-10, но не дольше. Чем меньше купать, тем тоньше будет защитная пленка. Но если передержать, при обжиге покрытие рискует отслоиться от глины.

Совет

Если в молоко добавить немного сахара, после обжига изделие приобретет симпатичный красноватый оттенок.

3.Перед тем, как обжигать, работу необходимо высушить. В противном случае покрытие потрескается и отшелушится.

4.Обжигать лучше в муфельной печи при температуре 300-40 градусов. Но, в крайнем случае, подойдет и обычная духовка в газовой либо электрической плите при максимально возможной температуре (как правило, это 260-280 градусов). Керамика при обработке не любит резких перепадов температуры, потому ставить изделие лучше в холодную печь. Распахивать во время обжига печь (духовку) настежь по этой же причине не следует, только немного приоткрывать, чтобы иметь возможность следить за протеканием процесса. Время обжига – несколько часов, все зависит от желаемого в итоге цвета поверхности глины. Чем дольше держать – тем он будет темнее: вплоть до насыщенно-шоколадного.

Совет!

Не стоит приобретать глиняную посуду, которую планируется использовать в пищевых целях, у незнакомых мастеров. Среди них встречаются и недобросовестные, которые классическую технику молочения имитируют… промазыванием обувным кремом. Фигурку начищают им, затем затирают сухой тряпочкой, более темный цвет остается только в углублениях и складочках. Незнающий человек по внешним признакам сразу не определит, каким именно образом декорировалась посуда. Зато после того, как в нее будет налито, например, молоко, это будет легко определить по образовавшейся на его поверхности грязного цвета жидкости и по характерному химическому запаху.

Если такое случилось, не выбрасывайте изделие. Отнесите его надежному мастеру, чтобы обработал в технике молочения уже по-настоящему и обжег после этого. Тогда посуду можно будет без опаски использовать для хранения пищевых продуктов.

Дымление (чернение)

Это также достаточно древний способ декорирования глиняных изделий. После обработки им, помимо водонепроницаемости, посуда получает еще одно удивительное свойство: она становится темно-серого металлического цвета. Во времена, когда металлические тарелки, чашки, сервизы на столе были признаком роскоши и богатства, и позволить приобрести такую мог далеко не каждый, ее имитировала черненая керамика.

Профессионалы используют самые различные методы чернения. Они достаточно сложны, трудоемки, не имея опыта и достаточных навыков повторить их непросто.

Для эксперимента в кустарных условиях (только не в квартире, будет слишком дымить!) можно попробовать дымление в сосновых или еловых опилках.

Обожженное изделие нужно достать щипцами из печи и опустить в металлическую емкость с сухими мелкими опилками деревьев хвойных пород. Сверху подсыпать еще опилок и плотно накрыть металлической крышкой. Оставить на несколько часов.

Способ рискованный: нередко изделия трескаются из-за перепада температур.

Техника протирки (народный эконом-вариант)

Обожженное глиняное изделие можно протереть обильно смоченной в коричневой гуаши мягкой губкой. В уголках, местах стыков, в складочках «застрянет» краска, придав работе стильности.

Похожего эффекта можно достичь, окунув глиняную фигурку в водный раствор органического удобрения – оксидата торфа (пропорции для разведения в воде 1:1).

Нужно помнить, что двумя последними способами ни в коем случае не следует декорировать глиняные изделия, которые затем планируется использовать в пищевых целях (наливать в них напитки, накладывать пищу.)

После вышеописанных обработок повторный обжиг проводить не требуется.

Записала Лилия Ли.

И в дополнение к общим правилам работы с глиной Евгения Афонасенко подготовила для наших читателей 4 мастер-класса по лепке интересных поделок.

Стильная карандашница

Котенок (подсвечник или копилка)

Панно «Очарование лета»

 Подкова на счастье

Понравилось изделие и хотите заказать такое же у автора? Напишите нам здесь.

Чтобы не забыть адрес страницы и поделиться с друзьями, добавьте себе в соцсети:

Еще интересно:

Посмотрите также:

Экструдер для глины своими руками
Экструдер для художественной лепки, или как его проще называют — шприц-давилка, часто нужен при рабо…

Овечка из пластики. Пошаговый мастер-класс
Еще одна работа на конкурс пришла от  Натальи — овечка из пластики. Вашему вниманию представляю мас…

Подарок ветерану. Цветы гвоздики из холодного фарфора
Еще одна работа на конкурс — «Подарок ветерану. Цветы гвоздики из холодного фарфора». Мастер-класс п…

Изонить (техника, мастер-класс)
Техника изонить для начинающих (схемы и мастер-класс) Наш автор Татьяна подготовила целую статью пр…

Ложечка с обезьянкой из полимерной глины
Последняя работа на конкурс «В свете елочных огней». Работу выполнила: Авхадиева Регина, 24 года,…

Овощи из пластилина
Лепка из пластилина: овощи Лепка из пластилина – это не только увлекательное, но и полезное для умс…

Как сделать треугольный модуль для оригами
Треугольный модуль оригами Этот мастер-класс подготовила Золотая Виктория Анатольевна для тех, кт…

Поделки из пластилина: аппликация «Жар-птица» и весенняя птичка
Еще два замечательных мастер-класса Елены Николаевой по лепке из пластилина, с пошаговыми фотография…

Техника вязания кукол амигуруми
Фрагмент книги предоставлен спонсором нашего пасхального конкурса — книжным издательством «Эксмо». …

Павлин из пластилина
Бывают ли птицы более яркие и шикарные, чем самцы-павлины? Пожалуй, нет. У них очень красивый хвост,…

Холодный фарфор
Масса для лепки (холодный фарфор) Мастер-классы и рецепты подготовила Семова Юлия Валерьевна, педаг…

Стильная карандашница из глины
Как сделать из глины подставку для карандашей и ручек — пошаговый мастер-класс подготовила Евгения А…


Поделиться новостью в соцсетях