Фотополимерная пломба как рецепт долговечности и эстетики зуба
Главная страница / Статьи / 50 оттенков белого, или какие пломбы нам ставят хорошие стоматологи
Лет 10 назад дантисты предлагали пациенту 3-4 варианта пломбировки кариозной полости: амальгамой, цементной или композитной пломбой, а разрушенный зуб «прятали» под коронку. Сейчас выбор пломбировочных материалов огромный, но если спросите у хороших стоматологов, какую пломбу лучше поставить, 97 из 100 ответят – фотополимерную. Согласно статистике по нашей клинике, при лечении зубов пациентам, мы ставим пломбы из светоотверждаемых материалов (фотокомпозитов) в 95% случаев.
Постановка фотополимерной пломбы называется реставрацией зуба, но каждый дантист интерпретирует этот термин по-своему. Специалисты винницкой клиники StomaLine, исповедуя принцип абсолютной эстетики, делают художественную реставрацию зуба, чтобы пациент получил максимальный результат. Именно художественной реставрации зубов посвящена данная статья.
Вы узнаете:
- почему все хотят только фотокомпозитные пломбы;
- стоит ли ставить фотополимерную пломбу в вашей ситуации;
- какие манипуляции будет проводить в вашем рту стоматолог, реставрируя зуб.
Итак…
Возможности фотополимеров
Художественная реставрация 27 зуба.Раньше пациенту было достаточно, чтобы новая пломба не выпала при жевании, и чтобы под ней не болел зуб. Сейчас список требований существенно расширился. Пациенту важно, чтобы пломба визуально не контрастировала со здоровой тканью, не была ощутима во рту и служила еще дольше. Удовлетворить такие запросы способны только пломбы из светоотверждаемых материалов (по-простому – фотопломбы), поставленные по определенной технологии.
Фотополимерная пломба – это:
- Удобно – фотополимеры позволяют воссоздать естественную анатомию зубов, поэтому прикус не понижается – жевательная нагрузка распределяется равномерно по всем зубам.
- Красиво – пломбы из светоотверждаемых композитов, обладая эффектом «хамелеона», сливаются со здоровыми участками зуба, не выделяясь ни при каких обстоятельствах и гарантируя неотразимую улыбку. Даже под ультрафиолетом (на дискотеках, например) они светятся, как свои зубы.
- Надежно и Долговечно – композитные материалы герметично закрывают чувствительные ткани зуба и служат минимум 10 лет.
Когда ставить фотополимерную пломбу?
Так пломбировали 15 — 20 лет назад.Даже консервативные пациенты не задаются вопросом, какую пломбу лучше ставить на передние зубы. Ведь только фотополимерные пломбы незаметные. С ними зубы выглядят так, как будто кариеса и не было.
Но какую пломбу лучше поставить на жевательные зубы? Целесообразно ли и здесь использовать фотополимеры? Каждый стоматолог ответит – однозначно ДА! Ведь красота коренных зубов тоже важна. Да и нагрузка на боковые зубы выше, чем на передние.
Но светоотверждаемыми композитами не только пломбируют кариозные полости, ими можно отреставрировать практически разрушенный зуб, поэтому иногда их ставят вместо коронок. В последнее время участились случаи обращения пациентов с просьбой снять старую коронку и отреставрировать зуб фотокомпозитом. Технология позволяет это сделать, поэтому коронки постепенно отходят в небытие.
В StomaLine светоотверждаемыми композитами даже исправляют развернутые зубы без брикетов, а также убирают промежутки между зубами. Минимальные дефекты корректируются без использования боров (сверлящих инструментов) – эмаль не повреждается.
Словом, фотополимеры держатся везде, ими легко восстановить отколотые углы или полностью испорченные зубы.
Как ставят фотополимерные пломбы?
Изолирующая система Коффердам обязательнный атрибут долговечных пломб.Первым делом убирают бактерии и отмершие ткани зуба в кариозной полости. Сейчас эта процедура абсолютно безболезненная, поскольку выполняется с обезболиванием, без давления на зуб и с водно-воздушным охлаждением.
Залог долговечности и качества фотополимерной пломбы заключается в полной изоляции реставрируемых зубов от влаги во время пломбирования. Причем не только от слюны, но также от аспирационной влаги, которая выделяется при дыхании. Для этого рабочую область отделяют ото рта латексной завесой, которая называется Коффердам. Латексные платки не пропускают ни аспирационную, ни любую другую влагу. Только поставленная в таких условиях пломба не темнеет, не расслаивается, сохраняет прочность и долговечность.
До внесения материала в очищенную полость проводится ее адгезивная обработка специальной «клеевой» системой. Адгезивная система (адгезивный клей) скрепляет пломбу с зубом так же сильно, как здоровые ткани зуба соединены между собой. Поэтому реставрация держится крепко, а ее края со временем не прокрашиваются.
Пломбировочный материал имеет пластичную консистенцию, легко вносится в полость специальными инструментами, распределяется и моделируется стоматологической кистью (иногда с применением оптики). Его отверждение происходит под воздействием интенсивного синего света стоматологической лампы. Следовательно, у дантиста достаточно времени, чтобы сформировать пломбу в труднодоступных местах. Но обычно этот процесс забирает около минуты на один слой.
Каждая пломба, подобно здоровому зубу, состоит из нескольких слоев, имеющих 3-4 степени прозрачности. Дополнительно она подкрашивается специальными красками (10-12 оттенков) под цвет окружающих зубов. Иногда кисточками стоматолог рисует едва заметные пятнышка, если таковые наблюдаются на соседних зубах. Так достигается имитация естественного цвета, размера и формы зуба.
Кисть для моделировки реставрации зуба.Последний взмах кисти – и реставрацию шлифуют и полируют до зеркального блеска полировочными дисками и особой пастой.
Срок службы фотополимерной пломбы
Композиты твердые и прочные, поэтому надежные. Пломбы из фотокомпозита долговечные еще и потому, что сильно приклеиваются к зубу адгезивом. Напомним также, что окраска пломбы с годами не меняется. Более того, композитные материалы безопасные и химически нейтральные, они совершенно не раздражают зуб.
Средний срок службы фотополимерных пломб, поставленных в стоматологической клинике StomaLine в Виннице, составляет 10 лет. Причем чем больше площадь соприкосновения пломбы с тканями зуба, тем дольше она простоит. Хорошая гигиена тоже продлевает эксплуатационный период фотополимерных пломб.
Итог – «Долгоживущие» реставрационные пломбы решают проблему больного и неэстетичного зуба быстро и надолго, а иногда – навсегда.
Художественное анатомическое моделирование зубов — DENTALMAGAZINE.
RUЛ. М. Ломиашвили
д. м. н., профессор кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА
С. Г. Михайловский
врач-интерн ОмГМА
С. В. Вайц
аспирант кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА
«Идти туда, не знаю куда, и делать то, не знаю что» — сложная задача! Это касается практически всех сфер нашей жизни, в том числе и стоматологии. Даже если вы представляете будущую конструкцию восстанавливаемого зуба, ваши руки не всегда воспроизводят правильность его форм и объемов.
Студентов художественно-графического факультета учат, что «сто натюрмортов надо написать, чтобы сто первый получился правильно»! К сожалению, в вузах студентам стоматологического факультета в ограниченном объеме даются знания о формах зубов, недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из подручных материалов (глина, пластилин, пластика). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии!
Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов в клинической стоматологии имеет первостепенное значение.
Руки стоматолога — это и есть основной инструмент для моделирования зубов! Развить это умение можно с помощью занятий художественным моделированием.
Цель занятий: развитие зрительной памяти, мануальных навыков, творческого мышления и способности восприятия форм в пространстве. Каждый, кто желает познать этапы восстановления, может приступить к первым упражнениям, имея минимум условий — материал и простые инструменты.
Моделирование зубов — творческий процесс, где помимо знаний об анатомии должна присутствовать свобода выбора материала, из которого можно создавать модели. Перед тем как начать работу, необходимо ознакомиться с основными свойствами материалов, выбрать, какой из них больше подходит вам.
При вырезании, иссечении формы из твердых материалов: дерева, камня и других — скульптор постепенно, шаг за шагом, срезает материал, освобождая заключенную в нем форму. Такой прием широко используется и в терапевтической стоматологии, например на этапе конкурирования поверхности пломбы.
Лепка — выполнение скульптуры из мягких материалов. Для лепки можно выбрать любой материал, обладающий пластичностью. Это может быть пластилин, скульптурная глина, пластика, воск.
Основные этапы моделирования 16 зуба из скульптурной глины
Скульптурная глина издавна применялась в искусстве для воссоздания форм. Этот недорогой материал идеально подходит для лепки зубов, работать с глиной по-своему приятно, она мягкая, не липнет к рукам, твердеет постепенно. Скульптурная глина требует более длительной подготовки к работе, чем пластилин, который чаще всего используется для моделирования зубов. Если глина сухая, то для начала ее нужно смешать с водой до консистенции сметаны, оставить на некоторое время до высыхания и образования пластичной массы. После этого глина становится твердой только через несколько часов, этого времени вполне достаточно, чтобы успешно завершить работу. Чем меньше объем подручного материала, тем он быстрее твердеет. Когда получена нужная консистенция, глине придают форму шара (рис.
1).Рис. 1. Материал обладает необходимой пластичностью и готов к работе. Придание будущей модели формы шара
Рассмотрим моделирование первого правого моляра верхней челюсти (16 зуб). Задаются габаритные очертания модели 16 зуба (рис. 2, 3), намечается расположение основных поверхностей: медиальной контактной (М), дистальной контактной (D), вестибулярной (V) и небной (P).
Рис. 2. Придание габаритных очертаний модели
Рис. 3. Моделирование вершин основных бугров.
Определяются вершины основных бугров. На жевательной поверхности наносится разметка (рис. 4), соответствующая фиссуре первого порядка Н-образной формы.
Рис. 4. Нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, H-образной формы на окклюзионной поверхности
Завершение формирования внешних контуров модели и экватора (рис. 5) проводится руками.
Рис. 5. Сглаживание неровностей и формирование экватора
До этого этапа все действия выполнялись руками (рис. 6).
Рис. 6. Работа руками позволяет лучше ощутить основные свойства материала
Для моделирования жевательной поверхности зуба лучше пользоваться инструментами. Шпателем углубляется фиссура первого порядка (рис. 7, 8).
Рис. 7. Углубление фиссуры первого порядка, отделяющей передний щечный бугорок (2) от заднего щечного (1) и переднего небного (4). Задний небный бугорок (3)
Рис. 8. 1 — задний щечный бугорок, 2 — передний щечный бугорок, 3 — задний небный бугорок
Моделируя, не нужно рисовать фиссуры, а необходимо разделить основные бугорки, так чтобы между ними появилась фиссура Н-образной формы (рис. 9).
Рис. 9. Завершение моделировки фиссуры первого порядка Н-образной формы
Инструменты для работы выбираются такие, какими удобнее работать: это может быть шпатель, гладилка. Необходим инструмент для формирования фиссур, например зонд. Достаточно 2—3 инструментов.
После завершения работы модель всегда можно скорректировать, срезав лишнее скальпелем или шпателем.
Рис. 10. Моделировка продольного (2), медиального (1), дистального (3) валиков переднего щечного бугорка
Рис. 11. Сформированы фиссуры второго порядка на переднем щечном бугорке
Рис. 12. Моделировка основного (2) и дополнительных (1, 3) валиков переднего небного бугорка
Рис. 13. Окончательный вид модели 16 зуба
Рис. 14. Внешний вид модели 16 зуба. Окклюзионная поверхность
Рис. 15. Внешний вид модели 16 зуба. Небная и жевательная поверхности
Моделирование из пластики
Пластика — еще один материал, из которого можно создать красивую модель зуба. Это довольно плотный, нелипкий материал, не требующий особой подготовки к работе, но необходимо обязательно соблюдать условия его хранения: перепады температур, при которых хранится материал, могут оказать негативное воздействие на его свойства. Пластика удобна тем, что работать с ней можно неограниченное количество времени, она не твердеет, что дает возможность более детально и четко проработать микрорельеф будущей модели, внести необходимые коррективы в ходе работы.
Затвердевание материала происходит при помещении его в горячую воду или нагреве до 110—120 градусов в печи в течение 5—10 минут. Возможность длительной работы и фиксация результата нагреванием — в этом сходство пластики с композитом. Повторно пластику использовать нельзя. Хорошо подходит для создания фантомных моделей зубов.
Первым этапом работы с этим материалом будет разогревание его в руках и придание формы шара, затем придание габаритных очертаний модели, определение основных поверхностей модели зуба (рис. 16) (M — медиальная контактная поверхность, D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность), нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка Ж-образной формы.
Рис. 16. Придание габаритных очертаний модели, нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, Ж-образной формы. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность
На жевательной поверхности инструментом, шпателем или гладилкой по нанесенной разметке проводится углубление фиссуры первого порядка, выделяются пять основных бугорков (рис. 17) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).
Рис. 17. Вершины основных бугорков: 1 — передний язычный бугорок, 2 — задний язычный бугорок, 3 — передний щечный бугорок, 4 — задний щечный бугорок, 5 — дистальный бугорок
Также формируется экватор модели 36 зуба. Образование фиссур второго порядка происходит за счет моделирования продольного, медиального, дистального валиков четырех основных бугорков (рис. 18—19).
Рис. 18. Моделирование продольного (b), дистального (а), медиального (с) валиков, переднего язычного бугорка (1). 1 — передний язычный бугорок, 2 — задний язычный бугорок, 3 — передний щечный бугорок, 4 — задний щечный бугорок, 5 — дистальный бугорок
Рис. 19. 1 — передний язычный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок: (а) продольный, (b) медиальный валик, (с) дистальный валик. 4 — задний щечный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 5 — дистальный бугорок. 6 — дополнительный бугорок. Рис. 19. 1 — передний язычный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок: (а) продольный, (b) медиальный валик, (с) дистальный валик. 4 — задний щечный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 5 — дистальный бугорок. 6 — дополнительный бугорок
Дистальный бугорок имеет менее дифференцированную поверхность (рис. 20).
Рис. 20. Конечный результат моделирования. 1 — передний язычный бугорок. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок. 4 — задний щечный бугорок. 5 — дистальный бугорок
Модели, выполненные из пластики, можно хранить долгое время, они будут напоминать о достигнутых результатах в моделировании.
Рис. 21. Язычная и медиальная контактная поверхности модели моляра нижней челюсти. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность. V — вестибулярная поверхность. L — язычная поверхность
Рис. 22. Вестибулярная и жевательная поверхности модели моляра нижней челюсти
Моделирование 36 зуба из пластилина: основные этапы
Пластилин — пожалуй, самый распространенный материал, он легкодоступен, не требует особой подготовки к работе. Взяв нужное количество, его достаточно разогреть, размять в руках, и можно приступать к работе. Не имея опыта работы с данным материалом, на первых этапах лучше работать без инструментов, чтобы почувствовать его свойства, а затем создавать формы с помощью инструментов. После разминания пластилин уже готов к лепке, но разогревать его нужно недолго, так как он становится слишком мягким и липким и будет плохо держать форму.
Рассмотрим основные этапы моделирования 36 зуба из пластилина. Придаем пластилину форму шара (рис. 23).
Рис. 23. Придание материалу формы шара
Наметив основные поверхности и вершины бугорков будущей модели, углубляем фиссуру первого порядка Ж-образной формы. В результате на жевательной поверхности образуется пять бугорков (рис. 24) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).
Рис. 24. Формирование габаритных очертаний, вершин основных бугров: переднего язычного (1), заднего язычного (2), переднего щечного (3), заднего щечного (4) и дистального (5). Поверхности: М — мезиальная, D — дистальная, V — вестибулярная, L — язычная
С помощью инструмента (рис. 25) проводится моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1) и моделирование (рис. 26) медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2).
Рис. 25. Моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1). (2) задний язычный бугорок, (3) передний щечный бугорок, (4) задний щечный бугорок, (5) дистальный бугорок
Рис. 26. Моделирование медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2). Моделирование проводится шпателем
Рис. 27. Конечный результат, модель моляра нижней челюсти выполнена из пластилина
Клинический случай
Полученные в процессе художественного моделирования навыки помогают врачу-стоматологу добиться высоких результатов в своей практической деятельности. Рассмотрим клиническую ситуацию: 36 зуб, кариес дентина средний (рис. 28).
Рис. 28. Зуб 3.6: кариес дентина
Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6 (рис. 29).
Рис. 29. Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6
Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004) (рис. 30—31).
Рис. 30. Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004)
Рис. 31. Графическое отображение модулей-одонтомеров, стремящихся к фиссуре I порядка
Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки (рис. 32).
Рис. 32. Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки
Вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки (рис. 33).
Рис. 33. Внешний вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки
Таким образом, постоянное совершенствование мануальных навыков при работе с подручными материалами дает возможность профессионалам приблизиться к естественным очертаниям восстановленных зубов в клинической стоматологии.
Сведения об авторе
Ломиашвили Лариса Михайловна, д. м. н. , завкафедрой терапевтической стоматологии ОмГМА, Россия, Омск
Lomiashvili L. M., Doctor of Medicine, Head of the Department of Therapeutic Dentistry, Omsk State Medical Academy, Russia, Omsk
Михайловский Сергей Геннадьевич, врач-интерн ОмГМА, Россия, Омск
Mikhailovsky S. G., intern doctor OmGMA, Russia, Omsk
Вайц Сергей Владимирович, аспирант кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА, Россия, Омск
Weitz S. V., PhD student, Department of Therapeutic Dentistry, Omsk State Medical Academy, Russia, Omsk
Methodological approaches to modeling teeth from plastic materials
Аннотация. К сожалению, в вузах студентам стоматологического факультета в ограниченном объеме даются знания о формах зубов, недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из подручных материалов (глина, пластилин, пластика). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии! Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов в клинической стоматологии имеет первостепенное значение.
Annotation.Unfortunately, in higher education institutions, students of the Faculty of Dentistry are given limited knowledge about the forms of teeth, not enough hours are devoted to reproducing teeth from improvised materials (clay, plasticine, plastic). But the correctness of the newly created forms is a way to unravel harmony! The ability to properly restore the shape of missing hard tooth tissues in clinical dentistry is of paramount importance.
Ключевые слова:моделирование; скульптурная глина; моделирование из пластики; платилин; 16 зуб, 36 зуб; реставрация зуба.
Keywords:modeling; sculptural clay; plastic modeling; platilin; 16 tooth, 36 tooth; tooth restoration.
Зубы из полимерной глины — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
( 491 релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )
Mini Tutorial #4 — Лепка зубов
?Предыдущая запись | Следующая запись
Ура! Еще один учебник! Здесь показано шаг за шагом, как лепить зубы вручную.
| Возьмите двухкомпонентную эпоксидную глину и отрежьте два равных количества. Вы можете использовать полимерную глину, если хотите, но она не такая прочная и долговечная, как этот материал. |
| Хорошо перемешайте. Не пропустите это, иначе ваша глина не затвердеет должным образом, и все это время, усилия и материалы придется выбросить. |
| А затем скатайте его в симпатичный глиняный шарик. Если цвет равномерный, значит, он правильно перемешан. |
| Оторвите немного от своего глиняного шарика и скатайте его в мини-шар. Это станет зубом соответствующего размера, скажем, менее 1 см в диаметре или около того. На самом деле все зависит от ваших личных предпочтений по размеру зубов. |
| Придайте ему форму капли, с одним заостренным концом и закругленным другим. |
| Теперь, сохраняя форму, выровняйте верхний и нижний края. Это резец. Больший конец будет вершиной зуба (режущий конец), а сужающийся низ будет корнем. |
| Возьмите еще один маленький кусочек глины, на этот раз немного больше. |
| Также сверните его в форме капли. |
| Теперь немного изогните его. Это клык. |
| Продолжайте делать это, пока не получите полный набор зубов. Периодически проверяйте форму по мере затвердевания. Возможно, их будет легче придать форму после того, как они немного затвердеют. |
- жуккошка
- Теперь рычит голодный лев
- Веб-сайт Beetlecat Originals
Сентябрь 2020 г. | ||||||
S | М | Т | Вт | Т | Ф | С |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 |
- synchra : (no subject) [+2]
- jaesharp : (no subject) [+1]
- UNNKNKBIE : (без субъекта) [+4]
- Diadexxus : (No Suptment) [+0]
- (NO) [+0]
- 4402336 [+0]
- 4.