Японские виды рукоделия – Ой!

Содержание

Японское рукоделие (краткий познавательный обзор некоторых традиционных видов прикладного искусства)


Япония — удивительная страна, которая очень тщательно чтит и сохраняет свои обычаи и традиции. Японское рукоделие столь же многообразно и удивительно. В этой статье основные рукодельные искусства, чьей родиной является Япония — амигуруми, канзаси, темари, мидзухики, осиэ, кинусайга, теримэн, фурошики, кумихимо, сашико. О некоторых видах Вы наверняка слышали, может быть сами стали творить в этой технике, некоторые не столь популярны за пределами самой Японии. Отличительной чертой японского рукоделия является аккуратность, терпение и усидчивость, хотя… скорее всего эти черты можно отнести к рукоделию мировому).

Амигуруми — японские вязаные игрушки



Амигуруми — в переводе с японского — вязанное-завернутое — японское рукоделие, которое стало популярным и в нашей стране. Суть его состоит в вязании крючком или спицами маленьких зверят и человекоподобных существ. Обычно амигуруми вяжут по спирали, крючок или спицы выбирают меньшего размера, чем того требует пряжа, для того чтобы вязка была без зазоров и дыр, через которые может выглянуть набивочный материал. А раз

игрушка амигуруми требует от нас плотности вязания, то и начинать вязание по кругу нужно так, чтобы не оставалось отверстий, для этого был придуман способ названный «кольцо амигуруми». Более подробно об амигуруми здесь.

Японские канзаши — цветы из ткани


Канзаши — с этим видом японского рукодельного творчества можно познакомиться здесь. Сейчас хендмейдом по созданию канзаши стало заниматься все большее количество человек, и неудивительно, насколько потрясающей красоты цветы получаются из обычных атласных лент. Конечно тут стоит оговориться, что настоящие канзаши делают из шелковой ткани и скрепляют рисовым клеем. А атласные ленты и сшивание их это уже адаптация под наши реалии. Канзаши сродни по своей технологии оригами.

Темари — древнее японское искусство по вышивке шаров

На фото шары темари (Автор вышивки: Кондакова Лариса Александровна)



Темари — древнее японское искусство по вышивке шаров, завоевавшее много поклонников во всем мире. Правда Родиной Темари является Китай, в Японию это рукоделие было завезено примерно 600 лет назад. Изначально темари изготавливали для детей используя остатки старых кимоно, с изобретением резины оплетение шаров стало считаться декоративно-прикладным искусством. Темари в качестве подарка символизирует дружбу и преданность, также существует поверье, что они приносят удачу и счастье. Профессионалом по темари считается в Японии тот человек, который прошел 4 уровня мастерства, для этого нужно сплести 150 шаров темари и проучиться порядка 6 лет!

Мидзухики — японское искусство завязывания шнуров


Мидзухики еще один процветающий вид японского прикладного искусства, по технологии своей напоминает плетение макраме, но более изящное и миниатюрное.

Итак , что же такое мидзухики — это искусство завязывания из шнуров различных узлов, в результате которого создаются потрясающей красоты узоры, своими корнями уходит в 18 век.

Область применения также разнообразна — открытки, письма, прически, сумочки, упаковка подарков. Кстати, именно благодаря упаковке подарков мидзухики получили широкое распространение. Ведь подарки полагаются к каждому событию в жизни человека. Существует такое громадное количество узлов и композиций в мидзухики, что даже не каждый японец знает их все наизусть, наряду с этим существуют и базовые наиболее распространенные узлы, которые используются для поздравления с рождением ребенка, на свадьбу, поминки, день рождения или поступление в университет.

Осиэ — японское искусство создания объемных картин из ткани и картона


Осиэ — японский хендмейд по созданию объемных картин из картона и ткани или бумаги с использованием технологии аппликации. Очень популярен этот вид рукоделия в Японии, у нас в России он пока не получил особого распространения, хотя научиться создавать картины в технике осиэ очень просто. Для создания осиэ-картин необходимы японская бумага васи (в основе которой лежат волокна тутового дерева, гампи, мицумата и ряда других растений) ткани, картон, ватин, клей, ножницы.

Использование японских материалов — ткани и бумаги в этом виде искусства принципиально, ведь бумага васи, например, по своим свойствам напоминает ткань, а, следовательно, прочнее и пластичнее обычной. А что касается ткани, то здесь применяется ткань, из которой шьют кимоно. Конечно же японские мастерицы, не покупали для осиэ специально новую ткань, они давали своим старым кимоно новую жизнь, используя ее при создании картин. Традиционно, на осиэ-картинах изображались гейши, самураи, дети в национальных костюмах, сцены из сказок.

Перед тем, как приступить к работе нужно выбрать рисунок для картины, такой, чтобы все его элементы имели законченный четкий вид, все линии должны быть замкнуты, как в детской раскраске. Вкратце, технология создания осиэ такова: каждый картонный элемент рисунка оборачивается тканью, предварительно на картон наклеивается ватин. За счет ватина картине и придается объем.

Японское рукоделие кинусайга — картины из шелка


Кинусайга соединила в себе сразу несколько техник: резьбу по дереву, пэчворк, аппликацию, мозаику. Для создания картины кинусайга нужно сначала сделать эскиз на бумаге, перенести затем его на деревянную досточку. На досточке по контуру рисунка делаются углубления, своего рода канавки. После чего из старого шелкового кимоно нарезаются маленькие лоскутки, которые затем заполняют прорезанные канавки на дощечке. В результате полученная картина кинусайга поражает своей красотой и реалистичностью.

Фурошики — японское искусство упаковки


Фурошики — японское искусство складывания ткани, историю появления и основные способы упаковки в этой технике можно почитать здесь. Использовать эту технику для упаковки, красиво, выгодно, удобно. А на японском рынке компьютерной техники новый тренд — ноутбуки упакованные в стиле Фурошики. Согласитесь, очень оригинально!

Тэримен — тканевая скульптура в миниатюре


Теримэн (Chirimen craft) — старинное японское рукоделие, зародившееся в эпоху позднего японского феодализма. Суть этого декоративно-прикладного искусства — создание игрушечных фигурок из ткани, в основном воплощение животных и растений. Это чисто женский вид рукоделия, японцам мужчинам им заниматься не полагается. В 17 веке одним из направлений «тэримен» стало изготовление декоративных мешочков, в которые вкладывали ароматные вещества, их носили при себе (как духи) или использовали для ароматизации свежего белья (своего рода Саше). В настоящее время фигурки теримен используются для как декоративные элементы в интерьере дома. Для создания фигурок тэримен не нужна специальная подготовка, достаточно иметь ткань, ножницы и много терпения.

Кумихимо — плетение шнурков


Кумихимо — один из самых древних видов плетения шнурков, первые упоминания относятся к 50 году. В переводе с японского kumi — складывание, himo — нити (складывание нитей). Шнурки использовались как в функциональных — крепление самурайского оружия, завязывание доспех на лошадях, связка тяжелых предметов, так и в декоративных целях — завязывание пояса кимоно (оби), упаковка подарков. Плетут

шнурки кумихимо преимущественно на станках, различают их два вида, такадай и марудай, при использовании первого получаются плоские шнуры, на втором — круглые.

Сашико — японское искусство вышивки


Сашико — простое и изысканное японское рукоделие, чем-то схожее с пэчворком. Сашико – это простая и вместе с тем изысканная ручная вышивка. В переводе с японского слово «сашико» означает «маленький прокол», что полностью дает характеристику технике выполнения стежков. Буквальный перевод с японского слова «сашико» означает «большая удача, счастье». Своим появлением эта старинная техника вышивания обязана… бедности сельских жителей Японии. Не имея возможности заменить старую поношенную одежду новой (ткань в те времена стоила очень дорого), они придумали способ «реставрировать» её с помощью вышивки. Изначально узоры сашико использовались для простежки и утепления одежды, небогатые женщины складывали поношенную ткань в несколько слоев и соединяли ее с помощью техники сашико, таким образом, получалась одна теплая стеганая куртка. В настоящее время сашико широко используется в декоративных целях. Традиционно узоры вышивались на ткани тёмных, в основном — синих, тонов белой нитью. Считалось, что расшитая символическими рисунками одежда охраняет от злых духов.

Основные принципы сашико:
Контраст ткани и нити — традиционный цвет ткани темно-синий, индиго, цвет ниток — белый, часто использовались сочетание черного и белого цветов. Сейчас конечно цветовой палитры так строго не придерживаются.
Стежки никогда не должны пересекаться на перекрестках орнамента, между ними должно оставаться расстояние.
Стежки должны одинакового размера, расстояние между ними также не должно отличаться неравномерностью.

Бунка — японское искусство вышивки


Для данного вида вышивки используют специальную иголку (по типу иглы для швейной машинки). На ткань наносят желаемый рисунок и затем вводят иголку с вдетой ниткой, с изнанки должна остаться маленькая петелька. Данная вышивка отличается быстротой работы, сложность заключается только в умении наносить штрихи и смешивать цвета. Таким способом вышивают целые картины, главное — подобрать нитки, чтобы получился реалистичный рисунок. Нитки используют для работы не совсем обычные — это специальный «шнур», который во время работы распускается и за счёт этого получается очень красивый и необычный стежок.

Кусудама — искусство создания шаров


Кусудама — в переводе с японского кусури (лекарство) и тама (шар), буквально «лекарственный шар». Искусство кусудамы происходит от древних японских традиций, когда кусудамы использовались для благовоний и смеси сухих лепестков. Вообще кусудама представляет собой бумажный шар, состоящий из большого количества модулей, сложенных из квадратного листа бумаги (символизирующих цветы).

Отдельные модули могут быть соединены между собой по средствам клея или ниток. Иногда к нижней части кусудамы прикрепляют кисточку. В итоге получается очень оригинальный букет цветов, который можно подарить или украсить интерьер. Шары-кусудама считают предшественниками модульного оригами. Кусудаму бывает путают с модульным оригами, так как элементы ее не вложены друг в друга, а сшиты или склеены.

Сейчас описания, схемы и выкройки легко найти в интернете на сайтах по рукоделию и прочих специализированных ресурсах. Раньше можно было некоторую информацию получить в журналах типа бурда моден и других печатных изданиях о моде и мастерству. Конечно в современном мире и с сетью интернет гораздо удобнее приобщаться к таким редким увлечениям и традиционным видам искусства. И это замечательно! Японское рукоделие очень красивое, самобытное, гармоничное, практичное и в то же время в некотором роде медитативное. Изучать его и пытаться сделать что-то своими руками очень занимательно и интересно. © sami-s-rukami.ru, podelki-shop.ru

Похожие записи на сайте miuki.info:

miuki.info

Японское рукоделие. Часть 2 | Журнал Ярмарки Мастеров

Япония подарила миру множество видов искусств (рассматриваемых в первой части) мое внимание привлекла техника кинусайга. Воображение японских мастеров не знает границотходы от одного вида рукоделия становятся материалом для другого.

Японское рукоделие кинусайга — картины из шелка.

Кинусайга — это японское рукоделие по составлению лоскутных картин. Многие скажут, что данная техника имеет сходство с пэчворком, однако мастер кинусайга не использует иглы для закрепления лоскутов. Для создания картины, мастеру требуется поверхность, куда будут «втыкаться» лоскуты ткани. Обычно на картинах кинусайга, японцы изображают цветы, городские пейзажи, животных.

Японское рукоделие. Часть 2, фото № 1

Японское рукоделие. Часть 2, фото № 2

Японское рукоделие. Часть 2, фото № 3

Японское рукоделие. Часть 2, фото № 4

Японское рукоделие. Часть 2, фото № 5

Японское рукоделие. Часть 2, фото № 6

Большинство видов японских искусств были придуманы во время правления императоров, кинусайга напротив молодой вид рукоделия придуманный в 70-е годы XX века, владелицей ателье Маэно Такаши. После пошива кимоно по словам Маэно остается множество обрезков ткани выкидывать, которые очень жалко.

Японское рукоделие. Часть 2, фото № 7

Сегодня это увлечение нашло миллионы поклонников по всему миру, кто-то создает небольшие карты для себя, а кто-то превращает это творчество в шедевр достойный мировых выставок.

Японское рукоделие. Часть 2, фото № 8

Для начала мастер создает макет будущей картины, под который будет подбирать лоскуты необходимого размера и текстуры. После изображение переносят на пенопластовую или деревянную панель, куда затем прикладывают лоскуты. После примерки, мастер приступает к основной работе с тканью: укладывает кусочек ткани на определенное место на рисунке, а выступающие края заправляет в прорези. После нескольких часов трудоемкого процесса и получается картина кинусайга.

Японское рукоделие. Часть 2, фото № 9

Самая большая картина в технике кинусайга была создана, жительницей Японии в 2004 году. На работу ушло более 6 месяцев и 1800 лоскутков ткани. Искусство не стоит на месте — оно постоноя развивается и совершенствуется. Кинусайга тоже притерпело временные изменения, сейчас очень модно делать объемные предметы в технике кинусайга.

Японское рукоделие. Часть 2, фото № 10

Японское рукоделие. Часть 2, фото № 11

Японское рукоделие. Часть 2, фото № 12

Японское рукоделие. Часть 2, фото № 13

www.livemaster.ru

Японское рукоделие: обзор видов и техник

Мидзухики еще один процветающий вид японского прикладного искусства, по технологии своей напоминает плетение макраме, но более изящное и миниатюрное.

Итак, что же такое мидзухики — это искусство завязывания из шнуров различных узлов,  в результате которого создаются потрясающей красоты узоры, своими корнями уходит в 18 век.

Область применения также разнообразна —  открытки, письма, прически, сумочки, упаковка подарков. Кстати, именно благодаря упаковке подарков мидзухики получили широкое распространение. Ведь подарки полагаются к каждому событию в жизни человека. Существует  такое громадное количество узлов и композиций в мидзухики, что даже не каждый японец знает их все наизусть, наряду с этим существуют и базовые наиболее распространенные узлы, которые используются для поздравления с рождением ребенка, на свадьбу, поминки, день рождение или поступление в университет.

Осиэ — японское искусство создания объемных картин из ткани и картона

Осиэ — японский хендмейд по созданию объемных картин из картона и ткани или бумаги с использованием технологии аппликации. Очень популярен этот вид рукоделия в Японии, у нас в России он пока не получил особого распространения, хотя научиться создавать картины в технике осиэ очень просто. Для создания осиэ-картин необходимы японская бумага васи (в основе которой лежат волокна тутового дерева, гампи, мицумата и ряда других растений)  ткани, картон, ватин, клей, ножницы.

Использование японских материалов —  ткани и бумаги в этом виде искусства принципиально, ведь бумага васи, например, по своим свойствам напоминает ткань, а, следовательно, прочнее и пластичнее обычной. А что касается ткани, то здесь применяется ткань, из которой шьют кимоно. Конечно же японские мастерицы, не покупали для осиэ специально новую ткань, они давали своим старым кимоно новую жизнь, используя ее при создании картин. Традиционно, на осиэ-картинах изображались гейши, самураи, дети в национальных костюмах, сцены из сказок.

Если Вы решитесь постигать основы этого искусства могу предложить Вам мастер-класс, правда он на японском, но с фотографиями можно будет разобраться.

Перед тем, как приступить к работе нужно выбрать рисунок для картины, такой, чтобы все его элементы имели законченный четкий вид, все линии должны быть замкнуты, как в детской раскраске. Вкратце, технология создания осиэ такова: каждый картонный элемент рисунка оборачивается тканью, предварительно на картон наклеивается ватин. За счет ватина картине и придается объем.

Японское рукоделие кинусайга — картины из шелка

Кинусайга соединила в себе сразу несколько техник: резьбу по дереву, пэчворк, аппликацию, мозаику. Для создания картины кинусайга нужно сначала сделать эскиз на бумаге, перенести затем его на деревянную досточку. На досточке по контуру рисунка делаются углубления, своего рода канавки. После чего из старого шелкового кимоно нарезаются маленькие лоскутки, которые затем заполняют прорезанные канавки на дощечке.  В результате полученная картина кинусайга поражает своей красотой и реалистичностью.

Фурошики — японское искусство упаковки

Фурошики — японское искусство складывания ткани, историю появления и основные способы упаковки в этой технике мы рассматривали в статье «Как оригинально упаковать подарок».  Использовать эту технику для упаковки, красиво, выгодно, удобно. А на японском рынке компьютерной техники новый тренд — ноутбуки упакованные в стиле Фурошики. Согласитесь, очень оригинально!

 

Тэримен — тканевая скульптура в миниатюре

Теримэн (Chirimen craft) — старинное японское рукоделие, зародившееся в эпоху позднего японского феодализма. Суть этого декоративно-прикладного искусства — создание игрушечных фигурок из ткани, в основном воплощение животных и растений.  Это чисто женский вид рукоделия, японцам мужчинам им заниматься не полагается. В 17 веке одним из направлений «тэримен» стало изготовление декоративных мешочков, в которые вкладывали ароматные вещества, их носили при себе (как духи) или  использовали для ароматизации свежего белья (своего рода саше). В настоящее время фигурки теримен используются для как декоративные элементы в интерьере дома. Для создания  фигурок тэримен не нужна специальная подготовка, достаточно иметь ткань, ножницы и много терпения.

Кумихимо — плетение шнурков

Кумихимо — один из самых древних видов плетения шнурков, первые упоминания относятся к 50 году.  В переводе с японского kumi — складывание, himo — нити (складывание нитей). Шнурки использовались как в функциональных — крепление самурайского оружия, завязывание доспех на лошадях, связка тяжелых предметов, так  и в декоративных целях — завязывание пояса кимоно (оби), упаковка подарков. Плетут шнурки кумихимо преимущественно на станках, различают их два вида, такадай и марудай, при использовании первого получаются плоские шнуры, на втором — круглые.

Сашико — японское искусство вышивки

Сашико — простое и изысканное японское рукоделие, чем-то схожее с пэчворком. Сашико – это простая и вместе с тем изысканная  ручная вышивка.  В переводе с японского слово «сашико» означает «маленький прокол», что полностью дает характеристику технике выполнения стежков. Изначально узоры сашико использовались для простежки и утепления одежды, небогатые женщины складывали поношенную ткань в несколько слоев и соединяли ее с помощью техники сашико, таким образом, получалась одна теплая стеганая куртка.  В настоящее время сашико широко используется в декоративных целях.

Основные принципы сашико:

  • Контраст ткани и нити — традиционный цвет ткани темно-синий, индиго, цвет ниток — белый, часто использовались сочетание черного и белого цветов. Сейчас конечно цветовой палитры так строго не придерживаются.
  • Стежки никогда не должны пересекаться на перекрестках орнамента, между ними должно оставаться расстояние.
  • Стежки должны одинакового размера, расстояние между ними также не должно отличаться неравномерностью.

Кусудама —  искусство создания шаров

Кусудама — в переводе с японского кусури (лекарство) и тама (шар),  буквально «лекарственный шар». Искусство кусудамы происходит от древних японских традиций, когда кусудамы использовались для благовоний и смеси сухих лепестков. Вообще кусудама представляет собой бумажный шар, состоящий из большого количества модулей, сложенных из квадратного листа бумаги (символизирующих цветы).

Отдельные модули могут быть соединены между собой по средствам клея или ниток. Иногда к нижней части кусудамы прикрепляют кисточку. В итоге получается очень оригинальный букет цветов, который можно подарить или украсить интерьер. Шары-кусудама считают предшественниками модульного оригами. Кусудаму бывает путают с модульным оригами, так как элементы ее не вложены друг в друга, а сшиты или склеены.

sami-s-rukami.ru

Японское рукоделие: обычное и «кавайное»: agritura — LiveJournal

1 оригами
Цветы-оригами

Продолжаем любоваться всяким-разным японским.

Сегодня лазила в Сети и «натырила» на торрентах разных японских журналов. Особенно много там «вывалено» журналов по вязанию. Для того, чтобы в них разбираться, не нужно знать японский, там очень понятные схемы, поэтому они, видимо, популярны у русскоязычной аудитории, «залиты» буквально сотнями.

Помимо вязания, там есть и обычные журналы мод с выкройками, и другие журналы по рукоделию. Вот, оригами, например:

2 ориг2

3 014
Мода для девушек (неск. лет назад)

4 1466 (22)
Мне очень понравилось, что для дам в возрасте есть отдельные журналы.

5 smart sept (30)
Журнал «Смарт» для мужчин.

5 106
Вот такие там причесоны предлагаются.

яяPicture02
Хулиганская уличная мода (классно же)

6 0014 (2)
Есть журналы для невест, как видите — никаких кимоно, все как у людей.

7 28
И для них тоже есть журнальчики с выкройками, здесь как раз кимоно.

8 27

А здесь какие-то дольчеигабаны.

9 Woman
Вязания очень много, больше крючком, хотя это — кажется, спицы.

9 101 (2)
«500 узоров для вязания спицами», так подборка называется.

9 пальцы
А это вязание… пальцами.

10 48422857
И для мужчин (ничего так, к слову, япончик).

11 019
И для юношей помоложе.

12 0014
Есть отдельный журнал о вязанных украшениях и аксессуарах.

13 333
И всякие дерзкие штуковины для молодежи.

14 111
И салфеточки крючком — совсем как наши.

14 234
Скатерти и половички.

:я6619 (2).

я90105

я564920278258657884

яjpg000

А теперь пошел разрыв шаблонов:

15 04
Рафинированная «кавайщина»! У них жутко модна вот такая мелюзга, вязанная крючком. Специальные отдельные журналы!

16 08
Еще.

12
Из бисера корнеплоды всяческие (ЗДЕСЬ стащила)

15 24 (2)
Тоже крючком.

15 114
Плетение бисером и украшения.

16 4 (2).
Это улет крыши! Поделки из войлочной ткани. Например, набор суши!

16 24
Войлочные аппликации

16 31.
Войлочные цветы

16 1103
Пошив мягких куколок.

16 137181247б
А еще можно делать брелки.

17
Есть журналы с привычным нашему глазу пэчворком и квилтингом.

18 054о

18

Ну вот, это то, что я в журналах нашла. Заинтересовалась, на что еще способны японские умелицы и умельцы. Стала искать в Интернете, и нашла еще кучу всего интересного.

015chry_bag1
Это, например, сумочка в форме хризантемы. Такие шили еще в 16-17 веке, для благовоний крепировали шелк особым способом. Использовался обычно плотный шелк, оставшийся после пошива кимоно. Таких сумочек много ЗДЕСЬ.

20140602111812
Тадиционная японская вышивка гладью (не все поле застилает)

бунка
А это вышивка бунка.

бунка2
Тоже

сашико
Вышивка сашико, отдельными стежками

кинусайга
Шелковая аппликация кинусайга.

яP1020609_convert_20120313183552
Роспись по шелку (ну, это вы знаете — всяческие батики и все такое)

сесёрибон вышивка лентами
Сесёрибон — вышивка лентами

19
Еще вышивка лентами

20 112f4f4f3a8d67ec59bfc64dd7338c52d7
И еще.

канзаши
Канзаши — изготовление шелковых цветов для различных украшений.

top
Канзаши — украшения для волос

кумихимо мулине
Кумихимо — шнуры и ленты из плетения мулине

кумихимо2
Шнуры кумихимо

мастер кумихимо
Мастер кумихимо

кумихимо3
Кумихимо — как фенечки, только из мулине

32882110
Тэмари — вышитые шары.

лоскутное оригами
Крохтная сумочка из лоскутного оригами.

лоскутное оригами2
Сумочки из лоскутного оригами.

Лоскутные оригами
Лоскутное оригами

697b4843e84c74db96c581c37101891e
Аппликация из лоскутного оригами

img_0
Бумажные шары-оригами

мизухик2
Мизухики — плетение шнурами

мизухики
Мизухики

сарубобо
Традиционные куколки-обереги сарубобо

сарубобо2
Готовые сарубобо в магазине.

кокеши
Еще традиционные куколки — кокеши, из дерева.

тиримен дзайку1
Тряпичные куколки тиримен дзайку

тиримен дзайку2
Тиримен дзайку

тиримен дзайку3
Тиримен дзайку

ханаматсури
Куклы хина нинге  для Праздника девочек — ханамацури (это уже не рукоделие, это так, для компании). Сегодня, кстати, этот праздник — 3 марта.

каи-авасэ
Роспись по раковинам каи-авасэ

вагаси сладости
Сладости вагаси — чем не рукоделие?!

Книги на «Амазоне» по японскому рукоделию:

я2
Как шить горячо любимую мелюзгу

я3
Овощи тоже шьем

я4
Крепирование шелка (уже видели выше)

я5
Куколки тиримен дзайку

я6
Тоже, кажись, они

я7
Еще один фетиш — подвески

я10
И еще

я8
Даже не спрашивайте, что это — я понятия не имею!

я9

Тоже что-то подвешенное.

Ну, что? Рыдали от умиления? Можете сказать что-нибудь, я не обижусь.

agritura.livejournal.com

виды японских рукоделий и искусств

Красоту, скрытую в вещах, японцы открыли в IX-XII веках, в эпоху Хэйан (794 -1185 гг) и даже обозначили ее особым понятием «моно-но аварэ» (яп.物の哀れ (もののあわれ)), что значит «печальное очарование вещей». «Очарование вещей» — одно из наиболее ранних в японской литературе определений прекрасного, оно связано с синтоистской верой в то, что в каждой вещи заключено своё божество — ками — и своё неповторимое очарование. Аварэ — это внутренняя суть вещей, то, что вызывает восторг, взволнованность.

— Васи (wasi) или вагами (wagami).
Ручное изготовление бумаги. Средневековые японцы ценили васи не только за ее практические качества, но и за красоту. Она славилась своей тонкостью, почти прозрачностью, что, впрочем, не лишало ее прочности. Васи изготавливается из коры дерева кодзо (шелковицы) и некоторых других деревьев.  
Бумага васи сохраняется в течение столетий, свидетельство тому альбомы и тома старинной японской каллиграфии, картины, ширмы, гравюры, дошедшие сквозь века до наших дней.  
Бумага Васи волокнистая, если посмотреть в микроскоп, будут видны щели, сквозь которые проникает воздух и солнечный свет. Это качество используется при изготовлении ширм и традиционных японских фонариков.  
Сувениры из васи очень популярны среди европейцев. Множество маленьких и полезных предметов изготавливается из этой бумаги: кошельки, конверты, веера. Они достаточно прочны и при этом легки.

— Гохэй.
Талисман из бумажных полосок. Гохэй — ритуальный жезл синтоистского священника, к которому прикрепляются бумажные зигзагообразные полоски. Такие же полоски бумаги вывешивают у входа в синтоистский храм. Роль бумаги в синтоизме традиционно была очень велика, и изделиям из нее всегда придавался эзотерический смысл. А вера в то, что каждая вещь, каждое явление, даже слова, содержат в себе ками – божество — объясняет и появление такого вида прикладного искусства, как гохэй. Синтоизм в чем-то очень похож на наше язычество. Для синтоистов ками поселяется особенно охотно во всем, что необычно. Например, в бумаге. А тем более в закрученном в мудреный зигзаг гохэй, который висит и сегодня перед входом в синтоистские святилища и указывает на присутствие божества в храме. Существует 20 вариантов складывания гохэй, и те, которые сложены особенно необычно, привлекают ками. По преимуществу гохэй белого цвета, но встречаются также золотистые, серебристые и многих прочих оттенков. С IX века в Японии живет обычай укреплять гохэй на поясах борцов сумо перед началом схватки. 

— Анэсама.
Это изготовление кукол из бумаги. В 19 веке жены самураев делали из бумаги куклы, в которые играли дети, переодевая их в разные одежды. Во времена, когда не было игрушек, анэсама являлась для детей единственным собеседником, «исполняя» роль матери, старшей сестры, ребенка и друга.  
Кукла сворачивается из японской бумаги васи, волосы делаются из жатой бумаги, окрашиваются тушью и покрываются клеем, что придает им глянец. Отличительной особенностью является миленький носик на удлиненном лице. Сегодня эта простая, не требующая ничего, кроме умелых рук, традиционная по форме игрушка продолжает изготавливаться так же, как и раньше.

— Оригами.
Древнее искусство складывания фигурок из бумаги (яп. 折り紙, букв.: «сложенная бумага»). Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была изобретена бумага. Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Только после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги.  
Существует определённый набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Бо́льшая часть условных знаков была введена в практику в середине XX века известным японским мастером Акирой Ёсидзавой.  
Классическое оригами предписывает использование одного квадратного равномерно окрашенного листа бумаги без клея и ножниц. Современные формы искусства иногда отходят от этого канона.

— Киригами.
Киригами – искусство вырезания различных фигур из сложенного в несколько раз листа бумаги с помощью ножниц. Вид оригами, в котором допускается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе изготовления модели. Это основное отличие киригами от других техник складывания бумаги, что подчёркнуто в названии: 切る (киру) — резать, 紙 (гами) — бумага. Все мы в детстве любили вырезать снежинки — вариант киригами, вырезать в такой технике можно не только снежинки, но и различные фигурки, цветочки, гирлянды и другие милые вещи из бумаги. Эти изделия можно использовать в качестве трафаретов для принтов, украшения альбомов, открыток, фоторамок, в дизайне одежды, интерьера и другого различного декорирования.

— Икэбана.
Икэбана, (яп 生け花 или いけばな) в переводе с японского языка — икэ” – жизнь, “бана” – цветы, или “цветы, которые живут”. Японское искусство аранжировки цветов – одна из красивейших традиций японского народа. При составлении икэбана наряду с цветами используются срезанные ветки, листья и побеги..Основополагающим является принцип изысканной простоты, для достижения которого стараются подчеркнуть естественную красоту растений. Икэбана –это создание новой природной формы, в которой гармонично соединяются красота цветка и красота души мастера, создающего композицию.  
Сегодня в Японии существуют 4 крупнейших школы икэбана: Икэнобо (Ikenobo) , Корю (Koryu), Охара (Ohara), Согэцу (Sogetsu). Кроме них есть еще около тысячи различных направлений и течений, придерживающихся одной из этих школ. 

— Орибана.
В середине 17 века из икенобо отошли две школы охара (основная форма икэбаны – орибана) и корю (основная форма – ссека). Кстати, школа охара до сих пор изучает только орибану. Как говорят японцы, очень важно, чтобы оригами не превратилось в оригоми. Гоми по-японски значит мусор. Ведь как бывает, сложил бумажку, а дальше что с ней делать? Орибана предлагает очень много идей букетов для украшения интерьера. ORIBANA = ORIGAMI + IKEBANA 

— Ошибана.
Вид изобразительного искусства, рожденного флористикой. У нас флористика появилась восемь лет назад, хотя в Японии существует более шестисот лет. Когда-то в средние века самураи постигали путь воина. И ошибана была частью этого пути, такой же, как написание иероглифов и владение мечом. Смысл ошибаны заключался в том, что в состоянии тотального присутствия в моменте (сатори) мастер создавал картину из сухоцветов (пресованых цветов). Потом эта картина могла служить ключом, проводником для тех, кто был готов войти в безмолвие и пережить то самое сатори.  
Суть искусства «ошибана» состоит в том, что, собирая и засушивая под прессом цветы, травы, листья, кору и наклеивая их на основу, автор создает при помощи растений поистине произведение «живописи». Другими словами, ошибана — это живопись растениями.  
Художественное творчество флористов основано на сохранении формы, цвета и фактуры растительного засушенного материала. Японцы разработали методику предохранения картин «ошибана» от выгорания и потемнения. Суть ее в том, что между стеклом и картиной откачивается воздух и создается вакуум, который не дает растениям портиться.  
Привлекает не только нетрадиционность этого искусства, но и возможность проявить фантазию, вкус, знание свойств растений. Флористы выполняют орнаменты, пейзажи, натюрморты, портреты и сюжетные картины.

— Бонсаи. 
Бонсай, как явление, появился более тысячи лет назад в Китае, однако пика своего развития эта культура достигла лишь в Японии. (бонсаи — яп. 盆栽 букв. «растение в горшке») — искусство выращивания точной копии настоящего дерева в миниатюре. Эти растения выращивались буддийскими монахами, за несколько веков до нашей эры и впоследствии превратились в одно из занятий местной знати. 
Бонсаи украшали японские дома и сады. В эру Токугава парковый дизайн получил новый толчок: выращивание азалий и клёнов стало времяпрепровождением богатых людей. Карликовое растениеводство (хати-но-ки — «дерево в горшке») тоже развивалось, но бонсаи того времени были очень большими. 
Сейчас для бонсаи используются обычные деревья, маленькими они становятся благодаря постоянным подрезкам и различным другим методам. При этом соотношения размеров корневой системы, ограниченной объёмом плошки, и наземной части бонсай соответствует пропорциям взрослого дерева в природе.

— Мидзухики.
Аналог макраме. Это древнее японское прикладное искусство завязывания различных узлов из специальных шнуров и создания узоров из них. Подобные произведения искусства имели чрезвычайно широкую область применения – от подарочных открыток и писем до причёсок и сумочек. В настоящее время мидзухики чрезвычайно широко используется в индустрии подарков – к каждому событию в жизни полагается подарок, завёрнутый и обвязанный совершенно определённым образом. Узлов и композиций в искусстве мидзухики существует чрезвычайно много и далеко не каждый японец знает их все наизусть. Конечно, существуют наиболее распространённые и простые узлы, которые используются наиболее часто: при поздравления с рождением ребёнка, на свадьбу или поминки, день рождения или поступление в университет.

— Кумихимо. 
Кумихимо — это японское плетение шнурков-косичек. При переплетении ниток получаются тесемки и шнурочки. Плетутся эти шнурки на специальных станках — Марудай и Такадай. Станок Марудай используется для плетения круглых шнурков, а Такадай — плоских. Кумихимо в переводе с японского означает «плетение веревок» (kumi — плетение, складывание вместе, himo — веревка, шнурок). Несмотря на то, что историки упорно настаивают, будто подобное плетение можно встретить у скандинавов и жителей Анд, японское искусство кумихимо — действительно одно из самых древних видов плетения. Первое упоминание о нем относится к 550 году, когда буддизм распространился по всей Японии и специальные церемонии потребовали специальных украшений. Позже шнурки кумихимо стали использовать как фиксатор пояса оби на женском кимоно, в качестве веревок для «упаковки» всего самурайского арсенала оружия (кумихимо самураи использовали в декоративных и функциональных целях, чтобы завязывать свои доспехи и доспехи лошади) а также для связки тяжелых предметов.  
Разнообразные узоры современных кумихимо плетутся очень легко на самодельных станках из картона. 

— Комоно.
Что остается от кимоно, после того как оно отслужило свой срок? Думаете, его выбрасывают? Ничего подобного! Японцы не сделают так никогда. Кимоно вещь дорогая. Вот так просто выкинуть ее немыслимо и невозможно… Наряду с другими видами вторичного использования кимоно, из мелких лоскутков мастерицы делали маленькие сувениры. Это и маленькие игрушки детям, куколки, броши, гирлянды, женские украшения и прочие изделия, старое кимоно используется при изготовлении маленьких милых вещиц, которые обобщенно называются «комоно». Мелочи, которые будут жить собственной жизнью, продолжая путь кимоно. Это и означает слово «комоно». 

— Канзаши. 
Искусство украшения заколок для волос (чаще всего украшались цветами (бабочками и тд.) из ткани (в основном шёлк). Японская канзаши (kanzashi) — это длинная шпилька для традиционной японской женской прически. Они делались из дерева, лака, серебра, черепахового панциря, используемые в традиционных китайских и японских прическах. Примерно 400 лет назад, в Японии изменился стиль женской прически: женщины перестали причесывать волосы в традиционной форме – taregami (длинные прямые волосы) и стали укладывать их в затейливые и причудливые формы — nihongami. Для укладки волос использовали различные предметы – шпильки, палочки, гребни. Именно тогда даже простая расческа-гребень kushi превращается в изящный необыкновенной красоты аксессуар, который становится настоящим произведением искусства. Японский женский традиционный костюм не допускал наручных украшений и ожерелий, поэтому украшения причесок являлись главной красотой и полем для самовыражения — а так же демонстрации вкуса и толщины кошелька владелицы. На гравюрах можно видеть — если присмотреться — как японки запросто навешивали в свои прически до двадцати дорогих канзаши.  
В настоящее время наблюдается возрождение традиций использовать канзаши среди молодых японских женщин, которые желают добавить изысканности и элегантности своим прическам, современные заколки могут быть украшены всего одним-двумя изящными рукодельными цветками. 

— Кинусайга. 
Удивительный вид рукоделия из Японии. Кинусайга (kinusaiga, 絹彩画) это нечто среднее между батиком и лоскутным шитьем. Основная идея заключается в том, что из старых шелковых кимоно по кусочкам собирают новые картины – истинные произведения искусства. 
Сначала художник делает эскиз на бумаге. Затем этот рисунок переводится на деревянную досточку. Контур рисунка прорезается желобками, или канавочками, А затем из старого шелкового кимоно нарезаются маленькие, подходящие по цвету и тону лоскутки, и края этих лоскутков заполняют канавки. Когда смотришь на такую картину, возникает ощущение, что смотришь на фотографию, или даже просто наблюдаешь пейзаж за окном, настолько они реалистичны.

— Тэмари.
это традиционные японские геометрически вышитые шары, выполненые простейшими стежками, которые когда-то служили детской игрушкой, а теперь стали формой прикладного искусства, имеющим множество поклонников не только в Японии, но и во всем мире. Считается, что давным-давно данные изделия изготавливались женами самураев для развлечения. В самом начале они действительно использовались в качестве шара для игры в мяч, но шаг за шагом стали приобретать художественные элементы, превратившись позже в декоративные украшения. Нежная красота этих шаров известна по всей Японии. И сегодня красочные, тщательно изготовленные изделия, являются одним из видов народных промыслов Японии.

— Юбинуки.
Японские наперстки, при ручном шитье или вышивке их надевают на среднюю фалангу среднего пальца рабочей руки, при помощи кончиков пальцев игле придаётся нужное направление, а кольцом на среднем пальце игла проталкивается в работе. Первоначально японские напёрстки юбинуки изготавливались довольно просто — полоска плотной ткани или кожи шириной около 1 см в несколько слоёв плотно оборачивалась вокруг пальца и была скреплена вместе несколькими простыми декоративными стежками. Поскольку юбинуки были необходимым предметом в каждом доме, их стали украшать геометрической вышивкой шелковыми нитями. Из переплетения стежков создавались красочные и сложные узоры. Юбинуки из простого предмета быта превратился также и в предмет для «любования», украшения повседневной жизни.  
Юбинуки всё ещё используются при шитье и вышивке, но кроме этого их можно встретить и просто носимыми на руках на любом пальце, как декоративные кольца. Вышивкой в стиле юбинуки украшают разные предметы в форме кольца — кольца для салфеток, браслеты, подставки для темари, украшенные вышивкой юбинуки, ещё в таком же стиле бывают вышитые игольницы. Yзоры юбинуки могут быть прекрасным источником вдохновения для вышивки оби в темари. 

— Суйбокуга или сумиэ. 
японская живопись тушью. Этот китайский стиль живописи был заимствован японскими художниками в XIV в., а к концу XV в. превратился в основное направление живописи Японии. Суйбокуга монохромна. Она характеризуется использованием черной туши (суми), твердой формы древесного угля или производимой из сажи китайской туши, которая растирается в тушечнице, разбавляется водой и наносится кистью на бумагу или шелк. Монохромность предлагает мастеру нескончаемый выбор тональных вариантов, которые китайцы давным — давно признали «цветами» туши. Суйбокуга иногда допускает использование настоящих цветов, но ограничивает его тонкими, прозрачными мазками, которые всегда остаются подчиненными линии, исполненной тушью. Живопись тушью разделяет с искусством каллиграфии такие существенные характеристики, как жестко контролируемая экспрессия и техническое мастерство формы. Качество живописи тушью сводится, как и в каллиграфии, к целостности и сопротивлению на разрыв проведенной тушью линии, которая как бы держит на себе произведение искусства, подобно тому, как кости держат на себе ткани. 

— Этэгами. 
Рисованные открытки (э — картина, тэгами — письмо). Создание открыток своими руками — вообще очень популярное занятие в Японии, а перед праздником его популярность еще более возрастает. Японцы любят посылать открытки своим друзьям, и получать их тоже любят. Это вид быстрого письма на специальных бланках-заготовках, его можно отправить по почте без конверта. В этегами нет специальных правил или техник, это может любой человек без специальной подготовки. Этагами помогает точно выразить настроение, впечатления, это открытка сделанная своими руками состоящая из картины и краткого письма, передающая эмоции отправителя, такие как теплоту, страсть, заботу, любовь и т.д. Шлют эти открытки на праздники и просто так, изображая сезоны, действия, овощи и фрукты, людей и животных. Чем проще нарисована эта картина, тем интереснее она выглядит. 

— Фурошики. 
Японская техника упаковки или искусство складывания ткани. Фурошики вошли в быт японцев давно. Сохранились древние свитки периодов Камакура-Муромати (1185 — 1573 гг.) с изображениями женщин, несущих на головах упакованные в ткани связки одежды. Эта интересная техника зародилась ещё в 710 – 794 нашей эры в Японии. Слово «фурошики» буквально переводится как «банный коврик» и представляет собой квадратный кусок ткани, который использовался для заворачивания и переноски предметов любых форм и размеров. 
В старину в японских банях (фуро) было принято ходить в лёгких хлопковых кимоно, которые посетители приносили с собой из дома. Купальщик также приносил специальный коврик (шики), на котором стоял, пока раздевался. Переодевшись в «банное» кимоно, посетитель оборачивал свою одежду ковриком, а после бани заворачивал в коврик мокрое кимоно, чтобы донести его до дома. Таким образом, коврик для бани превратился в многофункциональную сумку. 
Фурошики очень удобен в применении: ткань принимает форму предмета, который вы заворачиваете, а ручки позволяют легко перенести груз. Кроме того, подарок, завернутый не в жесткую бумагу, а в мягкую, многослойную ткань, приобретает особую выразительность. Существует множество схем складывания фурошики на любые случаи жизни, повседневные или праздничные.

— Амигуруми. 
Японское искусство вязания на спицах или крючком маленьких мягких зверушек и человекоподобных существ. Амигуруми (яп. 編み包み, букв.: «вязанное-завёрнутое»)— это чаще всего симпатичные животные (такие как мишки, зайчики, кошечки, собачки и др.), человечки, но это могут быть и неодушевлённые объекты наделённые человеческими свойствами. Например, кексы, шляпы, сумочки и другие. Амигуруми вяжут или спицами или крючком. В последнее время амигуруми связанные крючком стали более популярны и более часто встречаются. 
вяжутся из пряжи простым способом вязания — по спирали и, в отличие от европейского способа вязания, круги обычно не соединяются. Они также вяжутся крючком меньшего размера относительно толщины пряжи, чтобы создать очень плотную ткань без каких-либо зазоров, через которые может вылезти набивочный материал. Амигуруми часто делают из частей и затем их соединяют, исключение составляют некоторые амигуруми, которые не имеют конечностей, а имеют только голову и туловище, которые составляют одно целое. Конечности иногда наполняются пластмассовыми кусочками, чтобы придать им живой вес, в то время как остальное тело наполняется волоконным наполнителем. 
Распространению эстетики амигуруми способствует их миловидность («кавайность»).

craftsgirl.livejournal.com

Японское рукоделие | Журнал Ярмарки Мастеров

Япония — удивительная страна со своей культурой, обычаями, менталитетом. Здесь переплетаются древние традиции, новые технологии, модные тенденции, приходящие из Европы. На протяжении двухсот лет Япония была изолирована от внешнего мира, что помогло ей сохранить свою самобытность. Интерес к Японской культуре растет с каждым днем.
Японская культура, многообразна видами рукоделия — амигуруми, миндзухики, кусудами. Возможно, вы когда-то слышали о некоторых видах или владеете ими сами.

Амигуруми — японские вязаные игрушки

Амигуруми («вязанное-завернутое») — японский вид вязания на спицах или крючком, милых зверюшек, героев мультфильмов. Их рост обычно от 5-8 сантиметров с большими головами и маленькими руками. Традиционно амигуруми вяжут по спирали при этом используя спицы или крючок, меньшего размера, чем требуется для данной пряжи чтоб не были промежутков через, которые проглядывался бы набивочный материал. Начинать вязание игрушки амигуруми нужно по кругу так, чтобы не оставалась отверстий. Сейчас амигуруми популярно во всем мире, и каждая страна добавила щепотку своей культуры в данную технику рукоделия.

Японское рукоделие, фото № 1

Японское рукоделие, фото № 2

Японское рукоделие, фото № 3

Японское рукоделие, фото № 4

Японское рукоделие, фото № 5

Японское рукоделие, фото № 6

Японское рукоделие, фото № 7

Мидзухики — японское искусство завязывания шнуров

Мидзухики — техника японского рукоделия, основанная на плетении декоративных узлов. Данная техника появилась в 18 веке на севере Японии, изначально мидзухики применялось для украшения писем. Сегодня область применения мидзухики, очень разнообразна — национальные костюмы, сумки, прически, упаковка подарков. Мидзухики, это целая наука в которой более 300 различных узлов каждый из которых несет свой смысл.

В России данный вид рукоделия, появился с начале 2000-х годов, как техника упаковки подарков и так полюбился россиянам, что сейчас существуют школы обучения мудзихики.

Японское рукоделие, фото № 8

Японское рукоделие, фото № 9

Японское рукоделие, фото № 10

Японское рукоделие, фото № 11

Японское рукоделие, фото № 12

Японское рукоделие, фото № 13

Кусудама — искусство создания шаров.

Кусудама — это древние искусство складывание шаров из бумаги. Одна, кусудама может состоять из нескольких десятков разнообразных модулей и доходит до сотни. Отдельные модули могут быть соединены по средствам склеивания, сшивания, трения. Изначально кусудамы использовались в медицине. Внутрь объемных бумажных шаров, засыпали сушеные травы, после чего их вешали в изголовье кровати, больного человека. Японцы верили, что кусудамы способствует быстрому выздоровлению.
Спустя много лет кусудамы стали использовать для украшения праздничных мест, дарить в качестве подарка. Искусство кусудамы не стоит на месте, сейчас кусудама- это не только шар, но и кубические формы. На изготовление одной кусудамы могут уйти месяцы, кропотливой работы. Самая большая конструкция, выполненная в технике кусудама, была собрана из 2800 совершенно одинаковых модулей. На работу было потрачено больше трех недель.
Число поклонников кусудамы растет, по всему миру проходят выставки, открываются школы, устраиваются ежегодные соревнования в Токио. Кусудама вдохновляет множество дизайнеров по всему на создание предметов интерьера, украшений.

Японское рукоделие, фото № 14

Японское рукоделие, фото № 15

Японское рукоделие, фото № 16

Японское рукоделие, фото № 17

Японское рукоделие, фото № 18

Японское рукоделие, фото № 19

Японское рукоделие, фото № 20

Японское рукоделие, фото № 21

Японское рукоделие очень, самобытно, гармонично и просто красиво. Мир рукоделия безграничен, познавайте его.

www.livemaster.ru

Японское рукоделие: обзор видов, техник

Япония — быстроразвивающаяся страна с сохранением многовековых устоев и традиций. Она загадочная, неповторимая и очень творческая. Здесь множество старинных техник в рукоделии используется и по сей день, а готовые изделия не только привлекательны, но и несут глубокий символический смысл. Некоторые из техник похожи на классические, распространенные по всему миру, какие-то не имеют аналогов, но все же популярны, а некоторые и вовсе остались востребованными лишь в пределах своей родины.

Амигуруми

Собачки в технике амигуруми

Данный вид японского рукоделия невозможно спутать с другим, несмотря на то что, по сути, это простое вязание игрушек крючком. Однако, здесь есть несколько основных нюансов:

  • Изделия миниатюрные, обычно размер их составляет от 2 до 8 см.
  • Плотность вязки очень высокая. Для того чтобы добиться такого результата, необходимо выбирать крючок меньшего размера, чем того требуют нитки.
  • Изделие вяжется по спирали простыми столбиками без накидов.
  • Классические амигуруми отличаются диспропорцией — у них большая голова и маленькое тельце. Хотя последнее время они принимают более пропорциональные очертания.
  • Нитки должны использоваться гладкие, с минимальным количеством выступающих ворсинок. В идеале — использовать хлопковые или шелковые нити.

Канзаши

Изначально канзаши называли традиционные длинные заколки для волос, которыми фиксировались прически гейш. Так как кимоно не подразумевает ношение браслетов и колье, то украшать стали именно шпильки, преимущественно, сделанными своими руками из шелка и атласа цветам и бабочками. Со временем внешний вид канзаши стал демонстрировать окружающим не только умения рукодельницы, но и ее социальный статус и материальное положение. Многие японские девушки могли украшать прически множеством заколок, превращая свою голову в клумбу. Сегодня канзаши — разновидность японского рукоделия, представляющая собой технику создания цветов из атласных лент. Основными особенностями таких цветов является то, что все лепестки получены в процессе сложения базовых форм — квадрата, треугольника, круга, прямоугольника, а фиксируется лепесток и закрепляется на изделии посредством огня или клея.

Темари

Шары темари

Данная техника японского рукоделия подразумевает вышивку на шарах. Родоначальником ее является Китай, однако особую популярность она приобрела именно в Японии. Изначально таким образом изготавливали мячи, фиксируя нитками круглую форму, позже их стали украшать жонглеры для привлечения внимания публики, а также мамы для маленьких детей. Позже такая техника перешла в раздел прикладного искусства и стала популярна среди знатных рукодельниц. За основу брали ненужные вещи, пряжу, деревянные заготовки, сейчас используют мячи для пинг-понга или пенопластовые шары. Данную основу оборачивают сначала толстой пряжей, создавая слой, который и будут вышивать, а сверху оборачивают тонкими нитями, чтобы зафиксировать положение пряжи и выровнять поверхность шара. Затем необходимо сделать отметки: верхняя точка, нижняя, «экватор», после чего делается дополнительная продольная и поперечная разметка. Готовый к вышивке шар должен быть похож на глобус. Чем сложнее рисунок, тем больше должно быть вспомогательных линий. Сама вышивка представляет собой гладь с длинными стежками, которые покрывают поверхность шара. Они могут переплетаться, пересекать друг друга, придавая поверхности необходимый вид.

Мидзухики

Декоративные узлы мидзухики

Эта техника — дальний родственник макраме, заключается она в вязании узлов. Здесь есть три особенности:

  1. Для вязания используется бумажный шнур.
  2. Готовое изделие может состоять как из нескольких, так и из всего одного узла.
  3. Каждый узел имеет свое значение.

Есть великое множество узлов, даже самый опытный мастер не помнит наизусть и половины из них. Используют их при упаковывании подарков, вещей или как оберег. В Японии существует определенный язык узлов, благодаря которому, подарив, например, рыбку в данной технике, можно пожелать удачи, богатства и процветания, а книга, упаковка которой зафиксирована красивым узлом, может стать пожеланием мудрости и счастья. Зачастую подарком является преимущественно именно узел, а не то, на чем он завязан. Таким образом можно поздравить со свадьбой, пожелать здоровья, принести соболезнования и так далее. Простые узлы данного японского рукоделия достаточно просто вязать, однако стоит помнить, что все повторные элементы должны быть одинакового размера, иначе возникнет искажение смысла, поэтому основными требованиями здесь будет внимательность, развитая мелкая моторика и хороший глазомер.

Кинусайга

Панно в технике кинусайга

Японское рукоделие в данной технике представляет собой создание панно из лоскутов. Основой таких изделий служат деревянные доски, на который сначала наносится рисунок, а потом прорезаются по его контуру желобки. Изначально для данной техники использовали старые кимоно, которые разрезали на маленькие лоскутки и обтягивали каждый элемент панно, заправляя края ткани в вырезанные желобки. Таким образом получалась лоскутная картина, но, в отличие от пэчворка, здесь не используются нити и иголки.

Сейчас эта техника набирает популярность во всем мире, можно найти как готовые наборы, так и просто схемы для создания таких панно, причем сложность их варьируется от совсем простых, состоящих из нескольких лоскутов, а сделать картины смогут даже дети, до очень сложных. В таких картинах элементы рисунка могут быть всего несколько миллиметров, а цветовая палитра используемых лоскутов настолько широка, что готовое изделие можно спутать с картиной, нарисованной красками. Вместо деревянной основы все чаще используют картон от коробок, склеенный в несколько слоев. Это существенно облегчает вырезание контуров рисунка, но при этом не особо удобен в работе, так как в процессе обтягивания элементов есть риск помять верхний слой картона, что приведет к нарушению фиксации края лоскута и, следовательно, общей деформации изделия.

Важно!

  1. Каждый элемент рисунка должен иметь замкнутый контур.
  2. Фон так же необходимо разбивать на элементы.
  3. Чем мельче будут детали рисунка и шире палитра лоскутков, тем красивее и реалистичнее будет готовое панно.

Теримэн

Этот вид японского рукоделия очень близок русскому народу за счет схожести с изготовлением обережных кукол — кубышек и травниц. Они также представляют собой мешочки, выполненные в форме людей и животных и цветов, однако при этом имеют меньшие размеры — около 5-9 см. Их использовали для ароматизации помещений, чистого белья или в качестве духов. Сейчас теримен представляют собой миниатюрные мягкие игрушки, предназначенные скорее для украшения интерьера, чем для игры. Некоторые рукодельницы все еще добавляют внутрь травы, но уже смешивая с синтетическим наполнителем. Основной сложностью создания данных изделий заключается в их размере. Мелкие детали достаточно сложно шить и выворачивать, поэтому работа в данной технике требует усидчивости, аккуратности и хорошо развитой мелкой моторики.

Фурошики

Искусство упаковки фурошики

Японское рукоделие из ткани разных размеров, направленное на упаковку и перенос вещей. Если быть точнее, то это целое искусство. С помощью одного отреза материи и нескольких узлов можно создать разные виды сумок, рюкзаки, переноски тяжелых покупок и упаковки для подарков. Причем смотрятся они очень привлекательно и могут гармонично дополнить любой образ. Стандартный размер материи — квадрат со стороной 75 см, однако допустимо использование и других размеров, подходящих для конкретного случая. Фурошики — пожалуй, самый практичная разновидность японского рукоделия. Сумки можно формировать в зависимости от модных тенденций, а когда материал надоест или потеряет свою привлекательность — использовать для бытовых нужд или в других видах рукоделия.

Кумихимо

Плетение шнуров кумихимо

Плетение шнуров в Японии имеет большое значение. Данная техника имеет многовековую историю, а перевод дословно звучит как «перекладывание нитей». Шнурки, а, соответственно, и станки по их изготовлению, бывают двух видов:

  • Круглые. Станок выглядит как деревянная катушка большого размера. Нити наматываются на шпульки и раскладываются по кругу в определенном цветовом порядке. Затем они начинают перекладываться движением по кругу. В зависимости от вида шнурка, шаг может быть равен 1,2 нитям, 170° и т. д.
  • Плоские. Станок имеет форму прямого угла, мастер располагается между его лучами, на которых закреплены нити.

Однако не обязательно использовать специальный станок, например, для плетения круглого шнурка достаточно картонного круга с насечками по внешней стороне и отверстием в центре.

Изготавливались такие шнурки для крепления доспехов, элементов одежды, для волос и прочих предметов, а цвета, порядок и даже ситуации, когда преподносился шнурок, имели особое символическое значение. Сейчас данный вид японского рукоделия активно используется для создания браслетов, брелоков, подвесок и прочих украшений.

Сашико

Традиционная вышивка сашико

Японская техника стежки слоев старой ткани для создания более теплой одежды в бедных кварталах перешла в разряд вышивки, сохраняя за собой только внешний вид и символизм орнамента. Классическая вышивка выполняется на темном синем полотне белыми нитями. Отличается от обыкновенной вышивки тем, что линии здесь прерывистые, расстояния между стежками равны длине стежка. Сложность техники сашико сложно переоценить, мало того, что все стежки должны быть мелкими и одинаковыми, так он не должны пересекаться, между ними всегда должно оставаться равное расстояние. Сегодня используют и другие цвета основы и нитей, встречается так же и разноцветная вышивка, однако это уже более европейская вариация, которая не имеет именно японскую самобытность.

Анэсама

Куколки анэсема

Данное японское бумажное рукоделие предназначалось для детской игры. Готовилась куколка-заготовка, которая состояла из белого круга головы, черных волос из бумаги (круг сзади, полукруг с разрезанной под челку ровной стороной спереди) и деревянной плоской палочки вместо тела. Затем ее заворачивали в красивую бумагу, имитируя кимоно. Такими куколками любили играть девочки, легко меняя наряды, а иногда и прически. Особенностью игрушек являлось отсутствие лица, как и на русских обережных куклах. Изделия в технике анэсама создавать очень легко, основу можно делать из картона, а дорогую японскую бумагу можно заменить обыкновенной цветной, красивыми плотными салфетками или яркими страницами журналов.

Шибори

Узелковая окраска ткани шибори

Рукоделие в Японии не всегда имеет собственные корни, например данная техника была позаимствована в Индии, однако получила признание сначала в Японии, а затем покорила весь мир. Суть ее заключается в своеобразном окрашивании ткани. В отличие от классического, где ткань просто опускают в чан с красителем, здесь ее предварительно скручивают, складывают или завязывают, после чего наносят краску. Это может быть один или несколько цветов. После этого ткань подсушивают, распрямляют и досушивают полностью. Краситель попадает только в верхние, доступные слои, не задевая те, которые находятся в узлах и складках. Таким образом возникают всевозможные орнаменты, декоративные разводы и переходы цветов. Сейчас можно встретить множество предметов одежды — джинсы, футболки, платки, окрашенные в данной технике.

Одним из применений японского рукоделия шибори является создание украшений. Для этого шелковая ткань гофрируется, а затем прокрашиваются верхние сгибы. Такие ленты можно купить и в магазине, однако стоимость у них достаточно высока в связи с тем, что все материалы на производстве натуральные, а работа — ручная. С помощью таких лент в сочетании с бисером и камнями можно создать достаточно объемные, но при этом практически невесомые изделия, которые станут достойным украшением вечернего образа.

Нет ничего более душевного, чем подарок, сделанный своими руками. Японское рукоделие открывает большие возможности в создании уникального изделия, которое не только станет украшением интерьера, но и будет наполнен определенным смыслом. А склонность японцев к созданию миниатюрных вещей позволит сделать уникальную вещь из небольшого количества материала, а так же дать вторую, а может быть и третью жизнь ненужным лоскуткам и нитям.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *