Хохлома из пластилина – 6-7 . . —

Занятие «Чудо-Хохлома» (ложка в технике пластилинография), мастер-класс

ЧУДО-ХОХЛОМА

Тема: Ложка «Чудо-хохлома».

Возраст: дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Тип: интегрированное занятие.

Форма взаимодействия: групповая, подгрупповая.

Цель: изготовление ложки «Чудо-хохлома» в технике пластилинография.

Задачи:

1. Воспитывать интерес и продолжать знакомить детей с народными промыслами.

2. Учить оформлять объемную плоскость элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография».

3. Закрепить знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи: ягоды, цветы, завиток травки.

4. Развивать глазомер, мелкую моторику рук.

Методы и приемы:

— Наглядный (образец готовой работы, образцы посуды, иллюстрации с элементами гжельской росписи, презентация).

— Словесный (художественное слово, рассказ педагога).

— Практический (самостоятельное выполнение работы).

Материал для занятия:

шаблон ложки на плотном картоне (красного, золотого цвета)

отрисовка орнамента

 

 

набор пластилина (черный, жёлтый, красный, зеленый, белый),

образцы изделий хохломы и образец готовой работы,

стека,

салфетка,

бисер (желтый).

мультимедийный проектор;

ноутбук;

презентация PowerPoint «Чудо-хохлома».

Ход занятия:

1. Основная часть.

(Дети сидят в игровой зоне на стульчиках. Перед ними педагог в русском народном праздничном костюме. Рядом стол с разнообразной посудой хохломских мастеров (ложки, чаши, кружки)).

Педагог:

Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается веселое гуляние!

Торопись, честной народ,

Тебя ярмарка зовет!

На ярмарку! На ярмарку!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут, друзья!

Что душа твоя желает —

Все на ярмарке найдешь!

Всяк подарки выбирает,

Без покупки не уйдешь!

Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей!

Народ собирается —

Наша ярмарка открывается!

Ребята, у нас сегодня в группе открывается ярмарка. А вы знаете, что это такое? Ярмарка — это большие торги, устраиваемые в одном месте и в одно время с увеселениями, развлечениями. На ярмарку приезжали что-нибудь купить или продать свой товар . Ярмарка – это всегда праздник, поэтому на ярмарку всегда одевали праздничные наряды, чтобы себя показать и других посмотреть.

На ярмарке всегда много разнообразных товаров на любой вкус. Каждый мастер расхваливает свои изделия, а особенно старается продавец чудо-посуды, которая переливается на солнце, будто золотая:

На мой товар полюбуйтесь,

Только не торгуйтесь!

Ложки золоченые, узоры крученые!

Налетайте, налетайте,

Покупайте, покупайте!

Нет изделий краше

Хохломы нашей!

Педагог: И действительно, ребята, посмотрите как хороша посуда, украшенная хохломской росписью (демонстрирует посуду). А хотели бы вы узнать, где родилась эта роспись? Итак, слушайте (Презентация «Чудо-хохлома»).

Презентация «Чудо-хохлома»

Чудо-Хохлома (презентация к занятию)
PPTX / 11.89 Мб

 

В старину люди ели из деревянной посуды. А в торговом селе Хохлома Нижегородского Заволжья искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель. С большим старанием делают хохломчане свою посуду уже более трехсот лет. Все также много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка-былинка, а из нее выглядывает ягодка: смородина, рябина, малина и клубника, или диковинные цветы и птицы. Рисовали Хохлому красными, зелеными, черными и золотистыми красками, иногда добавляли коричневый и оранжевый. Глаз не отвести от яркой хохломской посуды!

Как волшебница – жар-птица

Не выходит из ума

Чародейка-мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата, и красива

Гостю рада от души.

Кубки, чаши и ковши,

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Все вобрала, словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи.

А ярмарка в самом разгаре, вот уже и песни слышны, а веселые Петрушки зазывают народ покататься на карусели.

Физкультминутка «Карусели».

Еле-еле-еле-еле

Закружились карусели

(дети начинают медленно двигаться)

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом

(темп речи и движения ускоряется)

Побежали, побежали,

Побежали, побежали,

Тише, тише, не спешите.

(темп замедляется)

Карусель ос-та-но-ви-те.

(все остановились)

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

(все кланяются друг другу).

2. Практическая часть.

Педагог: Вот и мы с вами побывали на ярмарке, повеселились, людей посмотрели, себя показали. Но возвращаются обычно с ярмарки не с пустыми руками, а с товарами и подарками. Вот и мы с вами с ярмарки привезем хохломскую ложку. А распишем мы ее не красками, а при помощи пластилина.

Этапы выполнения работы

Перед началом работы следует с детьми повторить элементы узора хохломской росписи (Презентация Слайд 17-21) (разные виды ягод: клубника, листья разной формы, декоративные цветы, завиток, травинки). Предложить рассмотреть посуду с хохломской росписью и образец готовой работы, продумать композицию рисунка, при желании ребенка использовать другой элемент хохломской росписи).

Технология выполнения элементов:

Травинки. Тонкие колбаски зеленого (желтого) цвета со сплющенным (заостренным) внешним кончиком.

Завиток. Раскатать тонкую колбаску из зеленого (желтого) пластилина, одним концом прикрепить к основной веточке, постепенно заворачивая другой край колбаски по кругу.

Листики. Раскатать зеленую колбаску, нарезать ее на равные части, сплющить у каждой кончики с обеих сторон, закрепить на поверхности, прижав к основе. При помощи стеки нарисовать на листиках прожилки.

Клубника. Раскатать шарик красного цвета, слегка нажать на него, чтобы получилась лепешечка, слегка сплющить ягоду с одной стороны, приложить к веточке и зафиксировать на поверхности стаканчика около основной веточки. Раскатать тонкие колбаски из зеленого пластилина, разделить стекой на четыре части: из трех выложить на широкой части ягоды чашелистики, четвертая соединяет ягоду с основной веточкой. Накатать очень маленькие желтые горошины (или заменить желтым бисером) — семена, произвольно раскидать по ягодке.

Смородина. Раскатать колбаску красного (черного) цвета, разделить стекой на части, из которых раскатать пальчиком маленькие шарики — ягоды. Из зеленого пластилина сделать тонкую колбаску, закрепить одним краем с основной веточкой и по обе стороны расположить парные ягодки и одну на конце веточки.

Рябина. Раскатать две тонкие колбаски желтого цвета и выложить из одной длинную веточку рябины. Другую колбаску разделить стекой на равные части и выложить из них под основной веточкой силуэт грозди. Раскатать колбаску из пластилина красного цвета, стекой разделить на мелкие части, из которых скатать шарики — ягоды, прикрепить на веточку-гроздь. Раскатать длинную зеленую (или любого другого цвета) колбаску, разделить на столбики и выложить из них сложный листик рябины (у каждого листика имеется пара, и только один верхний листик пары не имеет).

Цветы. Из белого пластилина раскатать колбаску, разделить ее на пять частей, из которых накатать шарики. Расположить лепестки-шарики около серединки, слегка расплющивая на поверхности. Серединку потом заполнить желтым бисером.

Самостоятельное выполнение работы

Берем цветную картонную заготовку и черный кусочек пластилина.

И покрываем нижнюю часть ложки, размазывая пластилин ровным слоем по поверхности картона.

Приступаем к формированию листиков. Раскатываем колбаску.

Заостряем с обеих сторон и сплющиваем.

Делаем три листочка и располагаем согласно композиции.

Формируем два одинаковых шарика из красного пластилина.

Сплющиваем и заостряем нижнюю часть.

Располагаем на заготовке.

Приступаем к формированию цветочков. Для этого раскатываем

две одинаковые колбаски из белого пластилина.

Делим ее на пять равных частей.

Катаем шарики.

Располагаем на ложке, формируя цветок.

Сплющиваем, вдавливая в поверхность.

Приступаем к работе жёлтым пластилином.

Отрезаем маленькие кусочки, формируем тонкие колбаски-жгутики.

Скручиваем жгутики, располагая на поверхности согласно композиции или произвольно.

Располагаем по всей поверхности из тонких жгутиков кустики-травинки.

Также из жгутиков формируем чашелистик, состоящий из трех или пяти травинок и «хвостика».

С помощью тонких колбасок украшаем верхнюю часть ложки.

«Оживляем» композицию, нанося прожилки на листиках.

Оформляем серединку цветков.

Также при помощи горошинок бисера в произвольном порядке располагаем семена.

 

Ложка «Чудо-хохлома» готова!!!

Физкультурная разминка «Бутончик»

(Выполняется возле столов во время выполнения работы)

Каждый бутончик

(Ладони соединить и руки поднять вверх над головой)

Склониться бы рад

(Наклоны влево — вправо, руки за голову)

Влево и вправо,

Вперед и назад.

(Наклоны вперед — назад)

От ветра и зноя

(Круговые движения туловищем влево — вправо)

Бутончики эти

(Руки за головой)

Спрятались живо

В цветочном букете.

(Руки вниз, держать осанку)

3. Заключительная часть.

Педагог: У вас получилось замечательное изделие в стиле Хохломы, выполненное необычным способом. Думаю, что ваши работы тоже пользовались бы спросом на ярмарке. Эту работу можно покрыть лаком и подарить в качестве сувенира. А этой ложкой (образец работы), мы украсим наш уголок «Народного творчества». Спасибо вам, ребята!

Список использованной темпетаруты:

Давыдова Г. Н. Пластилинография – 2. – М.: Издательство «Скрипторий. 2003», 2011. – 96с.

Клиентов А.Е. Народные промыслы. — М.: Белый город, 2002. — 48 с.

Хохломская роспись. Рабочая тетрадь. – М.: Мозаика-Синтез.

Картинки, фон в Презентации – из открытых Интернет-источников (https://yandex.ru/images/

Стихотворение про ярмарку с сайта  http://kidsclever.ru/

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Пластилиновая хохлома | Страна Мастеров



Поделиться:

Пластилиновая хохлома.

Для работы нам понадобится : рамка со стеклом, пластилин, стек, цветная бумага. Стекло закрепляем на куске оргалита, для жёсткости. Начинаем работать. Разместим серединки цветов на стекле. К серединкам прикрепляем лепестки.

Лепестки прорабатываем стеком, чтобы лучше держались.

Так выглядит серединка цветка.

Соединяем цветочки веточками.

Добавляем золотые листики. Условно цветы , листья и ветки — золотые. Пластилин — жёлтый. Прорабатываем листики стеком.

Основа хохломской росписи готова, теперь добавляем зелёные листочки и мелкие цветочки.

Прорабатываем каждый цветочек и листочек стеком.

 

Продолжаем заполнять панно — хохломская роспись не терпит пустоты.

Ну, вот, работа готова. Традиционная хохломская роспись наносится на чёрный, золотой и красный фон. С помощью цветной бумаги можно создать любой фон.

Жёлтый фон.

Оранжевый фон.

Синий фон.

Красный фон.

Чёрный фон.

Фуксия.

Коричневый фон.

От фона зависит настроение и вид панно. Вы можете поэкспериментировать и добавить свои варианты. Если возникнут вопросы , с   удовольствием  отвечу. Спасибо всем , кто заглянул на мою страницу. Желаю успеха в творчестве.

stranamasterov.ru

Хохломская тарелка в технике «пластилиновая роспись»

Пластилин JOVI – просто уникальный материал, он настолько мягкий и пластичный, что не только лепка, но и рисование им – удовольствие! В этом мастер-классе от компании по творческому развитию ребенка Мастерская детства мы покажем даже не рисование, а самую настоящую роспись пластилином. И сделаем красивую и нарядную пластилиновую тарелку «под хохлому».

Материалы: Пластилин Jovi, бумажная или пластиковая тарелка, лак, стеки

Приступаем к работе.

1. Делаем фон. Размазываем по тарелочке черный пластилин тонким слоем. Узкую полоску по краям делаем контрастной – желтой

Стеком или карандашом наносим контур будущего рисунка. Это может быть все что угодно! С малышами можно делать простые узоры, геометрические фигуры, буквы, цифры, грибочки, цветы )) Мы делаем характерные для хохломы растительные мотивы

Берем цветной пластилин и постепенно наносим его на рисунок, «заполняя» намеченные контуры.

Точно также заполняем весь намеченный рисунок пластилином разного цвета

Когда рисунок готов, стеком или карандашом добавляем детали — прожилки в листочках. Покрываем тарелку водно-акриловым лаком и оставляем сушиться. Теперь она станет блестеть как настоящая хохломская!

stranamasterov.ru

Конспект занятия в старшей группе по лепке на тему «Золотая хохлома»

Конспект НОД Художественно-эстетическое развитие (Лепка)

Дата: 13.11.2018

Тема: «Золотая хохлома»

Цель: создание социальной ситуации развития для умения выражать в художественных образах свои творческие способности через технику «пластилинография».

Задачи: 1. Закреплять и расширять знания детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской росписи и её особенностях, учить оформлять объемную плоскость элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография».

2. Развивать мелкую моторику, воображение, мышление. познавательный интерес.

3. Воспитывать усидчивость, чувство коллективизма.

Активизация словаря: хохлома, промысел

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, чтение потешек.

Развивающая предметно-пространственная среда: пластилин, картон, иллюстрации, пластмассовый ножик, шаблоны тарелочек из черного картона.

Технологии (методы): словесный, игровой, наглядный, демонстрация, здоровьесберегающие и игровые технологии.

ХОД НОД:

Вводная часть:

Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в чудесный мир Хохломы. Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в округе Нижнего Новгорода.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелеными и золотистыми тонами по черному и золотому фону (демонстрация посуды).

Основная часть:

Мы с вами попробуем рисовать пластилином узор, который называется, отгадайте как:

Небольшие те деревья,

Но красивы, как царевны.

Листья веером растут,

И букетики цветут.

То весной, а летом жарким

Зреют на ветвях подарки –

Гроздья алых ягод тут –

Пусть пернатые клюют! (Рябины)

На черной тарелочке из картону будем вылепливать рябину.

Физ. минутка.

Красотой своей неравной, (руки разводим, сверху вниз рисуя круг)

Вдохновляет Русь сама; (потянулись на мысочках)

Птицы, ягоды и травы (руки вверх, вниз, вперед)

Золотая хохлома! (руки на пояс)

Спят цветы до зорьки ясной (ладошки положить под щеку)

В лунном свете и росе (положить руки под другую щечку)

Ночью тихой и прекрасной (присесть, опустив голову)

В среднерусской полосе.

Тот кто Русь любил родную (встать, развести руки в стороны)

Всей широкою душой

И дневную, и ночную (попрыгать на месте,а затем остановиться)

Видно мастер был большой; (потянуться на мысках руками вверх)

И под кистью вдохновлённо (изображать движение рисования кистью)

Распустились вдруг цветы, (пальцы рук разжимать, сжимать 2-3 раза)

Словно утром ранним сонно (потирать глазки руками)

Проступив из темноты.

Блещут золотом росинки (потрясти кистями рук)

Сводит золотом с ума (руками обхватить голову и делать наклоны)

Гордость вечная России (развести руки в стороны)

Золотая хохлома! (похлопать в ладоши).

А теперь переходим ко второй части нашего занятия — составление узора.

Рисование пластилином называют пластилинографией.

1. Берем пластилин красного цвета и отщипываем маленькие кусочки, скатывая из них кружочки. Прижимаем их между пальчиками и наносим на основу, формируя гроздь рябины.

2. Затем берем зеленый пластилин и, также отщипывая маленькие кусочки, скатываем овальчики, прижимаем на основу, создавая образ листиков.

3. Берем черный пластилин, скатываем тоненькие ниточки на дощечке и наносим на основу создавая веточки.

4. Стеком можно прорисовать жилки на листиках.

5. Черным пластилином можно добавить маленькие точки на ягодках рябинки.

6. Ножницами вырезать готовую тарелочку по красному контуру.

Заключительная часть:

Что вам понравилось на занятии?

— Что такое хохлома?

— Что вызвало затруднения?

infourok.ru

НОД по пластилинографии «Золотая Хохлома»

Цель: познакомить детей с новым способом изображения – пластилинографией, подводить детей к созданию выразительного образа посредством объема и цвета.

Задачи:

Закреплять и расширять знания детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской росписи и её особенностях.

Учить самостоятельно составлять узор по мотивам хохломской росписи на новых по форме изделиях, используя знания, умения, навыки, полученные в предшествующих  занятиях цикла.

Учить оформлять объемную плоскость элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография».

Познакомить детей с элементами хохломской росписи: ягоды, цветы, завиток травка.

Закрепить знания детей о цветовой гамме.

 Развивать глазомер, мелкую моторику рук.

Воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художествено – эстетическое развитие, физическое развитие.

Оборудование:

Набор пластилина, дощечки для лепки, стеки, объемные стаканчики, подносы для пластилина, технологические карты, посуда с хохломской росписью, ноутбук, проектор, аудиозапись с народными напевами, музыкальный центр, мольберт для показа, выставочная полка, пояски под хохлому.

 

Ход непрерывно – образовательной деятельности :

Под русские напевы дети заходят в группу.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Проходите я очень рада Вас видеть, давайте с Вами познакомимся – покажите свои ладошки (показываю свою и подхожу к ребенку). Положи свою ладошку на мою и произнеси свое имя.

Дети называют имена.

Воспитатель: Меня зовут Елена Васильевна (звучит музыка скайпа). Ребята подождите немного кто –то звонит мне по скайпу. Давайте ответим.

На экране появляется Маша.

Маша: Очень добрый день!

Воспитатель: Добрый день, Маша! У тебя что-то случилось?

Маша: Да,  мне нужна ваша помощь. Я случайно, ну не совсем случайно разбила у Миши посуду.

Воспитатель: Маша как же так у тебя получилось? (Маша вспоминает).

Воспитатель: Да Маша, Миша теперь огорчиться.

Маша: Ну так я и говорю, мне нужна ваша помощь. Помогите мне сделать новую посуду.

Воспитатель: Маша конечно мы тебе поможем.

Маша: Только мне посуду надо красивую, ну она так еще называется (думает) хохолская, полхоская. А я лучше покажу (картинка посуды с хохломской росписью).

Воспитатель: Ребята как называется такая посуда? (Хохломская)

Маша: Ну да она так и называется. Все мне пора бежать, а то кажется Миша идет (убегает)

Воспитатель: Да, ребята, натворила Маша дел. Но прежде, чем мы поможем Маше, я хочу пригласить вас в дивный, волшебный мир Хохломы. Я приглашаю вас в мини-музей, посмотреть какие есть изделия хохломской росписи.

Звучит тихая народная мелодия.

— Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы словно попали в царство Золотой Хохломы! Перед вами расписная деревянная посуда(В группе организованна выставка хохломских изделий, иллюстраций с изображением хохломской посуды).

— И чего здесь только нет:

Чашки, ложки и диковины  — ковши.

Вы разглядите, не спешите.

Тут травка вьётся и цветы небывалой красоты!

Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые.

(Дети рассматривают выставку).

— Какое настроение вызывает у вас хохломская посуда? (Варианты ответов детей: радостное, весёлое).

Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики, а я расскажу вам о хохломской росписи. Хохломская роспись родилась очень давно под Нижним Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома. Мастера делают свою посуду из дерева липы и берёзы, она прочная. Вся посуда не простая, а словно – золотая! На всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах, поэтому ее называют иногда Золотой Хохломой. Золотистый, красный, черный, может присутствовать зелёный – такое сочетание цветов можно встретить на изделиях хохломской росписи. Для хохломы эти цвета особенно важны: красный придает теплоту и мягкость искусственному золоту, а черный усиливает его сияние. Свои изделия как говорят мастера «Пишут под растительный орнамент». Растительный орнамент – это узор из цветов, трав и ягод в хохломской росписи. А еще хохломские художники рисуют на поверхностях своих изделий земляничку, малинку, ежевичку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовничек. Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково.

Какие цвета использует художник в своей росписи?(красный, желтый, черный)

А каким узором расписывают свои изделия? (травка, ягодки, цветы).

А какие ягоды рисуют художники? (земляничку, малинку, ежевичку, чёрную и красную смородину).

Давайте немного отдохнем, ребята!

Физкультминутка «Хохлома»

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) .

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) .

Воспитатель: Ребята, а теперь вам  нужно стать художниками. Но сначала одним взмахом я превращу вас всех в художников-мастеров, групповую комнату я превращу в художественную мастерскую  и вы сможете легко расписать посуду хохломским узором. Проходите на свои места, у вас есть уже заготовки (показ стаканчиков), только мастера расписывали посуду красками, а вы расписывать будете пластилином. Посередине стаканчика изображен завиток он и будет центром вашей композиции, а вам мастерам предстоит выложить растительный узор из листиков и ягод.

Этапы выполнения работы:

Листики клубники. Зеленую колбаску  нарезать на равные части, сплющить у каждой кончики с обеих сторон, закрепить на поверхности между ягодами, прижав к основе, составляем его из трех частей.

Клубника. Раскатать шарик красного цвета, слегка нажать на него, чтобы получилась лепешечка, слегка сплющить ягоду с одной стороны, приложить к веточке и зафиксировать на поверхности стаканчика около основной веточки.

Ягоды смородины. Колбаску  красного (черного) цвета, разделить стекой на части, из которых раскатать  пальчиком маленькие шарики — ягоды. Расположить ягодки под веточкой.

Листик смородины. Раскатать шарик зеленого (желтого) цвета, сплющить до блинчика, сделать пять надрезов по кругу на равном расстоянии, сплющить каждую получившуюся часть. Закрепив на основе, соединить с основной веточкой черенком (тонкая колбаска).

Воспитатель: ребята не забывайте, что ягодки должны быть аппетитными, все элементы узора должны располагаться равномерно.

Звучит фоновая песня

Во время работы проводится физкультурная разминка «Бутончик»

 И. п.: сидя за столами.

 

Каждый бутончик             Склониться бы рад

Влево и вправо

Вперед и назад.

От ветра и зноя

Бутончики эти

Спрятались живо

В цветочном букете.

Ладони соединить и руки поднять вверх над головой.,

Наклоны влево — вправо, руки за голову.

Наклоны вперед — назад

Круговые движения туловищем влево — вправо, руки за головой.

Руки вниз, держать осанку.

 

Все работы располагают на выставочной полочке.

Анализ детских работ.

Воспитатель: Ребята, какие чудесные получились стаканчики – яркие, красочные – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома! У каждого получился свой, неповторимый узор. А тебе Сережа чем понравился узор? Настя чья работа понравилась тебе? А как вы украшали стаканчики? Какие элементы узора использовали? (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы ребята, вы как настоящие хохломские художники, такие замечательные стаканчики расписали. Теперь нам надо созвониться с Машей и порадовать ее.

Звонят Маше по скайпу.

Воспитатель: Маша ! Маша!

Маша: Вы где (появляется на экране)

Воспитатель: Маша, ребята, твою просьбу выполнили посуда для Миши готова. Тебе нравиться?

Маша: Красота неописуемая. Миша, Миша посмотри какую красивую посуду ребята для тебя сделали. (на экране появляется Миша и улыбается).  Спасибо вам ребята. (Маша отключается).

Воспитатель: Ну вот и нам пора превращаться обратно в ребят и возвращаться в группу.

Воспитатель взмахивает палочкой превращает их в детей.

Воспитатель: Ну вот вы опять превратились в ребят, спасибо вам за помощь. Наше занятие подошло к концу.

emelianova-ds204kar.educhel.ru

Конспект НОД по лепке «Золотая хохлома»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  «ДЕТСКИЙ САД «КОЛОБОК» С. ПЕРОВО» СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

                                Конспект

 непосредственно образовательной деятельности

Тема:«Золотая хохлома»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое

развитие»

                                                                 Подготовила воспитатель

                                                                 старшей логопедической группы

                                                                 МБДОУ «Детский сад «Колобок»

                                                                 с. Перово», Симферопольский район

                                                                 Кононова Татьяна Витальевна 

                                                    

Задачи:                                      

Образовательные: продолжать знакомить детей с хохломской росписью, учить изображать элементы росписи при помощи пластилина, используя шаблоны, правильно пользоваться инструментом – стекой, закрепить приемы раскатывания и скатывания;

Развивающие: развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте, сенсомоторику — согласованность в работе глаз и рук, творческое мышление, фантазию, внимание;

Воспитательные: воспитывать интерес к народным промыслам и традициям, взаимоуважение, желание работать сообща;

Материал: восковой пластилин желтого, зеленого и красного цветов, заготовка панно из черного картона, стеки, доски для лепки, шаблоны листьев, цветов и птицы, аудиозапись русских народных песен «Ой, рябина кудрявая», «Рябина», мелодии с частушками о Хохломе, экспонаты ярмарки народных умельцев из Гжели, Жостово, Хохломы.

Предварительная работа: чтение стихотворений о народных промыслах, рассматривание альбомов с элементами народных росписей/жостовской, гжельской, хохломской/, разучивание пословиц о труде, народных частушек, выполнение налепов и  ветки рябины – криуля из желтого воскового пластилина;

Словарная работа: пластилинография, панно, Хохлома, Гжель, Жостово; Непосредственно образовательная деятельность.

Дети входят в группу и становятся полукругом, приветствуя гостей: «Добро пожаловать, гости, дорогие!»

1.Вхождение в игровую ситуацию.

Воспитатель обращает внимание детей на красиво украшенную группу в народном стиле.

-Ребята, посмотрите, какая необычная обстановка в нашей группе. Сегодня здесь у нас — ярмарка изделий народных промыслов.

-А кто знает, что такое народные промыслы?/ответы детей/

-Верно, издавна доброй славой в народе пользовались хорошие умельцы, которые изготавливали, а затем расписывали красивую посуду, предметы быта. Как про таких мастеров говорили?

-«Мастер на все руки!»

-Правильно, сейчас я  прочитаю вам загадки, а вы попробуйте отгадать, о каких видах народных росписей идет речь.

Дети присаживаются на ковер. Воспитатель загадывает загадки о видах народных росписей.

*Белоснежные ромашки

 на подносы нанесли

 розы, маки, незабудки

 в черном поле расцвели./Жостовская роспись/

Воспитатель выставляет на мольберт картинку с изображением изделия в стиле жостовской росписи.

-Молодцы, ребята, а чем же жостовская роспись отличается от других росписей?/Ответы детей/

-Да, действительно цветы, которые располагаются на черном фоне, отличают эту роспись от других. Следующая загадка.

*Эта посуда просто чудо,

  Синий цвет бежит повсюду,

  И рождается узор-

  Оторвать не в силах взор./Гжельская роспись/

Выставляется картинка с изображением гжельской росписи.

-Ребята, вспомните, почему народные умельцы из города Гжель выбрали именно синий цвет для своей росписи?/ответы детей/

 Последняя загадка, слушайте внимательно.

*Все листочки как листочки

 Здесь же каждый – золотой,

 Красоту такую люди называют…/Хохломой/

-Ребята, а какие элементы хохломской народной росписи вам известны?/ответы детей/

— Есть виды росписей, о  которых можно сказать одним словом. Например, Гжель называют голубой потому, что в ней много голубого цвета, а как бы вы одним словом сказали о Хохломе? Какая она?/Золотая/

-Ребята, а давайте сделаем с вами осенние  подарки для ваших родителей с мотивами этой росписи, ведь в Хохломе так много золотых осенних красок. Это замечательные панно — картины, которые можно повесить на стену. Давайте повторим это слово. Алина повтори, пожалуйста, это слово.  Выполним мы нашу роспись не красками, а  при помощи воскового пластилина. Эта техника называется «пластилинография». Давайте повторим это слово. Индивидуальные ответы.

-А вы знаете, что народные умельцы работали не только по одному, но и по двое, по трое, чтобы помогать и дополнять друг друга. Давайте и мы попробуем сделать панно в парах. У меня шкатулка с фишками, берем фишку и садимся за стол  с таким же цветом. Проводится интерактивная игра «Найди пару». Дети занимают свои места. Воспитатель рассказывает  и показывает пошаговое выполнения работы.

-Обратите внимание, что мы с вами уже начали оформлять панно на предыдущем занятии? Что мы с вами уже сделали?/Криуль/

-Сначала я буду делать птицу. Для этого, возьму пластину  желтого цвета, положу сверху шаблон птицы, обведу и вырежу при помощи стеки, прикреплю  на середину круга. Затем, вырежу листочки, прикреплю на ветку рябины. Дальше возьму шарик из красного пластилина и  раскатаю тонкий валик прямыми движениями руки, стекой нарежу одинаковые брусочки, скатаю ягоды рябины, приемом прижимания прикреплю на панно. Затем, используя шаблон, вырежу цветы из желтой пластины и тоже прикреплю на панно. И в завершении работы, украшу  птицу, сделав крыло из шаблона листик, перья, листья и ягоды рябины при помощи стеки. Вот какое красивое панно получилось.

-А теперь, прежде чем приступить к работе, давайте поупражняем наши пальцы.

2.Проводится пальчиковая гимнастика «Листья рябины»

Листья рябины тихо кружатся /сжимать и разжимать кулаки рук/

Листья под ноги тихо ложатся /круговые вращения кистями рук/

И под ногами шуршат, шелестят/растирание ладоней прямыми движениями/

Будто опять закружиться хотят/поочередное соединение пальцев/

-Ребята, сначала вы должны будете договориться, кто какие элементы будет вырезать, а если одинаковых элементов несколько, например цветы, листья и ягоды рябины, их вырезать и лепить можно вместе.

чего вы начнете работу?

-Затем что нужно сделать?

-Чем украсите работу?

Дети приступают к работе. Звучат русские народные песни. После окончания работы, дети выходят со своими панно, вешают на мольберт, чтобы показать гостям.

Заключительная часть.

-Посмотрите, какие красивые панно у вас получились.

-А какие панно вам понравились больше всего? Почему?

-Мы с вами знаем, что на ярмарке поют частушки. Порадуем наших гостей?

Дети выстраиваются полукругом и поют частушки.

*Осень, осень все сама

  прячет злато в закрома

  Ну, какое это злато?

  Все сплошная Хохлома!

*Хохлома, так Хохлома

  разукрашу все дома

  А потом на улицу,

  петуха и курицу!

*Бабка деда до обеда

 Заставляла рисовать

 ведь в красивую посуду

 щи приятно наливать!

Мы вам гости на прощанье

Скажем дружно: «До, свиданья!

Дети приглашают гостей посмотреть экспонаты ярмарки.

kolobok-perovo.ru

Конспект по лепке в старшей группе «Роспись хохломским узором ложки»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №22- Центр развития ребенка»

Конспект по лепке

в старшей группе

Тема: «Роспись хохломским узором ложки»

Образовательные области: «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»

Проводит воспитатель 1-й кв. категории

Наталья Викторовна Безродная

г. Петропавловск-Камчатский

декабрь 2013 год

Цель: продолжаем знакомство с хохломской росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных узоров.

Задачи: продолжать учить детей называть элементы росписи: капельки, завитки, ягоды, листья; выделять их ритмичное расположение; определять колорит хохломы.

Упражнять в приемах работы с пластилином.

Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции.

Воспитывать умение любоваться хохломским узором.

Методические приемы:

а) наглядный: показ презентации, показ образца;

б) словесный: чтение стихов, вопросы воспитателя к детям, объяснение выполнения задания, рассказ воспитателя;

в) практический: физминутка, выполнение работ детьми, исполнение частушек.

Словарная работа:

а) активизация словаря: название элементов росписи: травка, завиток, листья, капельки, ягоды;

б) обогащение словаря: пластилинография;

Индивидуальная работа: напомнить Серафиме последовательность выполнения работы, напомнить Кириллу приемы лепки.

Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме, беседы о народно-прикладном искусстве, рассматривание изделий народного декоративно-прикладного искусства, цикл непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество» (рисование) по теме, дидактические игры: «Обведи рисунок», «Составь узор», «Продолжи узор», заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, связанных с народным творчеством, прослушивание песен о хохломе.

Материал и оборудование: выставка предметов народно-прикладного искусства: хохломские изделия, иллюстрации с изображением хохломской посуды, подкладки, пластилин, шаблоны ложек из картона, салфетки.

Интегративные качества: различают произведения изобразительного искусства – народное декоративное искусство, выделяют выразительные средства –цвет, колорит, композиция, создают изображения по мотивам народно-прикладного искусства: хохломская роспись.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Дети входят в группу и встают около хозяйки (воспитателя, одетого в русский сарафан), здороваются.

Хозяйка: Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

Хозяйка: Здравствуйте, дорогие гости, пожалуйте к нам в гости. Приходите да поглядите, какая здесь у нас посуда собрана. Она не простая. Ее сделали русские мастера-умельцы из Хохломы.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!

Хозяйка: Хохлома!- какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищенное –ОХ! И восторженное –АХ!

Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество?

Рассказ хозяйки о возникновении хохломы:

Очень давно, в городе Семенов Нижегородской области, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Вся территория края представляла собой как бы одну разбросанную по сотням деревень мастерскую. Жители, будто сговорившись, поделили между собой все виды производства деревянных изделий.

У каждой группы деревень был центр – крупное торговое село, куда крестьяне каждую неделю приезжали на базар сбывать выработанную продукцию. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: “Откуда такое диво?”, он с гордостью отвечал: “Из Хохломы”. Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.

В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается это совсем непросто.

Алгоритм «Последовательность изготовления хохломских изделий»

1. Вытачивание изделий на станке.

2. Шпаклюют – покрывают тонким слоем глины.

3. Шкурят – протирают наждачной бумагой.

4. Олифят – покрывают специальным составом для деревянных поверхностей.

5. Лудят – покрывают алюминиевым порошком и закаляют в очень жаркой печи.

6. Покрывают изделие специальным лаком.

Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая Хохлома».

Хозяйка: Какие цвета используют мастера?

Дети: Красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки.

Хозяйка: Какие узоры вы видите на посуде?

Дети: Листики, ягодки, завитки, точечки, усики.

Хозяйка: А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?

Дети: У природы – ягодки, веточки, листки, травка.

Хозяйка: Сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и распишем наши ложки, что лежат у вас на столах.

А рисовать будем пластилином –пластилинографией.

Выполним «травный узор», который состоит из таких элементов узора как:

✿ Капельки — отщипываем небольшой кусочек пластилина, скатываем колбаску, сдавливая один край, и прикрепляем на ложку

✿ Завитки -отщипываем небольшой кусочек пластилина, раскатываем между пальцами тонкие колбаски, прикрепляем на ложку, закручиваем в середину

✿Ягодки — от пластилина отщипываем небольшой кусочек, скатываем шарик, сплющиваем и прикрепляем на ложку. Выкладываем ягоду.

✿Листья – отщипываем кусочек пластилина, раскатываем колбаску, сплющиваем , формируем овал, прикрепляем на ложку рядом с ягодой. Делаем три листика.

Хозяйка: Мастера-умельцы, расскажите, как выполняются узоры росписи.

Дети: рассказывают о том, как выполняются приемы лепки.

Хозяйка: Молодцы, все правильно запомнили. Прежде, чем мастера начнут работу, немножко отдохнем.

Проводится физминутка

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо-влево)

Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной!(руки поднять вверх, через стороны вниз)

Нарисуем травку(руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны вниз)

Ягоды рябинки(руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого(руки поднять вверх, через стороны вниз)

Хохлома, да хохлома(руки на поясе, повороты туловища вправо-влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны вниз)

Хозяйка: Молодцы. Хорошо отдохнули. А теперь мастера-умельцы проходите за свои рабочие места и приступайте к росписи.

Дети выполняют работу, воспитатель проходит между рядами и напоминает, подсказывает им.

Хозяйка: Ай да рукодельницы! Ай да мастера! Какие оригинальные и необычные у вас получились изделия. Берите свои ложки и выставляйте на доску.

Хозяйка: Посмотрите, какие чудесные ложки получились — яркие, красивые, праздничные — как у настоящих мастеров, настоящая хохлома!

Дети читают стихи:

1. Наши ложки хохломские –

Самый лучший сувенир.

С позолотой – не простые

Прогремели на весь мир.

2.А вот ложка хохломская,

Не простая, расписная.

Возьми ложку

Есть кашу понемножку.

Хозяйка: Ребята, а для чего нужны ложки?

Дети: Чтобы есть, играть.

Хозяйка: Молодцы. Да ребята, на ложках можно еще играть.

Дети:

1,2,3-ты на ложки посмотри

1,2,3,4-вот мы ложки смастерили,

1,2,3,4,5-будем мы на них играть.

Дети играют на ложках и поют частушки.

Хозяйка: Как здорово вы спели и сыграли. Молодцы. Скажите, чем мы сегодня занимались?

Дети: Расписывали ложки хохломским узором.

Хозяйка: Каким материалом мы расписывали ложки?

Дети: Пластилином, пластилинографией.

Хозяйка: Что вам больше всего понравилось при выполнении росписи?

Дети: рассказывают.

Хозяйка: Спасибо, чудо-мастера. Пришла пора нам прощаться с гостями. До свиданья, буду ждать вас в следующий раз.

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о