Виды вышивки. Вышивка крестом, гладью, бисером и лентами :: SYL.ru
Вышивка – широко распространенный декоративно-прикладной вид искусства, известный с древнейших времен. Узоры на ткани выполняются вручную либо с использованием специальной вышивальной машины. Чаще всего рисунки создаются с помощью игл, иногда используется крючок. Ткань же берется самая разнообразная. Узоры выполняют из ниток (льняных, шерстяных, шелковых или хлопчатобумажных), или из бисера, жемчуга, блесток, стекляруса, драгоценных камней и так далее.
История вышивки
Человеческой природе свойственно желание выделиться из толпы. С этой целью еще в древние времена люди начали использовать вышивку. Индейцы любили украшать одеяла и вещи различными узорами. Многие народы Севера до сих пор вышивают орнаменты на одежде из оленьих шкур. Украшались вышивкой ковры, декоративные панно и многие другие вещи.
Самые ранние сохранившиеся вышивки относятся к VI-V векам до нашей эры. Выполнены они были в Древнем Китае. Эти вышивки были сделаны на шелковых тканях.
Кто и когда решил перенести на ткань затейливые узоры? Определить точный промежуток времени не удастся. Много веков назад один мастер решил изобразить на ткани красоту природы, продемонстрировать любовь к детям, к животным и птицам. К сожалению, даже самая прочная ткань не вечна. Ученые так и не могут сказать, когда и как это произошло.
Древнейшие рисунки вышивальщицы передавали из рук в руки, копируя их друг у друга. Конечно, это было затруднительно. Так продолжалось вплоть до изобретения книгопечатания. В 1527 году в Кёльне Петр Квинти издал первый сборник, содержащий большое количество узоров.
Виды вышивки бесконечно разнообразны, как и швы для нее: гладь, крест, роспись, тамбур, мережка, настил, гипюр и многое другое. Швы, применяемые по отдельности или во всевозможных комбинациях, создают множество вариантов вышивки: от плоской до выпуклой, от ажурной до ковровой.
Вышиваем крестиком
Вышивка крестом – один из самых древних вариантов этого вида рукоделия. Разнообразие видов крестиков поражает. Им украшают всевозможные текстильные изделия, делают узоры для одежды, создают картины. Мастерство вышивальщицы оценивается по изнанке изделия. Там не должно быть узелков.
Вышивание крестиком очень популярно и в настоящее время. Тут требуются нитки, ткань, иголка, ножницы и пяльцы. Иногда могут потребоваться крючок и наперсток.
Нитки для вышивки лучше брать типа мулине. У иголки кончик должен быть затупленным, а ушко – широким и длинным. В качестве ткани используется канва для вышивки. Это специальная ткань с дырочками, а значит, размер крестиков будет одинаковым. Крючок понадобится для исправления случайной ошибки. Пяльцы нужны для удобства при работе.
Виды швов
Вышивка крестом не предусматривает узоров. Мастерицы используют именно крест. Он бывает двух видов: русский, или одинарный, и болгарский, то есть двойной. Именно такой шов и является основным элементом вышивки. С его помощью создаются самые разные рисунки, портреты и пейзажи.
Самым распространенным вариантом вышивания является русский крест. Начинается он с левого нижнего угла и по диагонали поднимается наверх вправо. Затем из нижнего правого угла также по диагонали вверх налево. Стежки лежат в одном направлении.
Болгарский крест добавляет к русскому дополнительные перекрещивающиеся линии, расположенные вертикально и горизонтально. Получается своеобразная звездочка, из которой и создаются рисунки.
Еще одним вариантом шва является полукрест. Делается такой шов очень просто – в одну диагональную линию.
Обметочные стежки, а также шов вперед иголку нужны для рабочего процесса вышивания. Обметка предохраняет края ткани от обсыпания. Швом вперед иголку во время вышивания закрепляется нитка.
За свою многовековую историю появилось огромнейшее количество схем, помогающих в работе. Вышивка для начинающих предусматривает схемы с простыми сюжетами. Мастерицы со стажем могут выбрать более сложные рисунки, или же попробовать создать что-то свое. Еще подходит эта вышивка для детей. Они с удовольствием пробуют творить, вышивая легкие крестики и создавая свои первые картины.
Вышиваем гладью
Вышивка гладью – еще один вариант рукоделия, полюбившегося женщинам еще много веков назад. Стежки здесь наносятся на ткань так, что заполняют собой всю гладь полотна. Этот вариант вышивки подразумевает большое количество приемов и швов.
Вышивка гладью способна передать узор, который рисует мороз на стекле, луч солнца на лепестках роз, взмах крыльев бабочки, шелест листьев и многое другое. Все, что потребуется – иголка и нитки. Комбинация цветов создает тончайшие оттенки, превращающие вышитую картину в отличный подарок. Научиться такому виду творчества несложно, его способна освоить любая женщина.
Нитяная графика
Также распространенным вариантом вышивки гладью считается нитяная графика. К ней относятся такие виды вышивки, как ниточный дизайн, изображение нитью и изонить. Еще этот вариант рукоделия называют изографикой или вышивкой по картону. Здесь не всегда используется именно ткань, иногда в качестве основы можно взять бархатную или плотную бумагу. Нитки также могут быть любые – швейные, акриловые, шерстяные, льняные и даже шелковые. Кому что нравится.
Вышиваем бисером
Вышивка бисером известна с глубокой древности, как и многие другие виды рукоделия, успешно дожившие до наших дней. Иноземцы неизменно восхищались тем, как смотрится на нарядах девушек вышивка, своими руками красавицы создавали на сарафанах и кокошниках неповторимые узоры. С середины 17 века появился цветной стеклянный бисер. Именно он и стал основным украшением множества нарядов. Стеклярус использовался не только в одежде, им вышивались картины. Чаще всего они изображали пейзажи, церкви и иконы.
Сейчас бисер снова популярен. Его используют в отделке одежды, придавая ей нарядный вид и оригинальность. Применяют бисер и в бижутерии. Популярность бисера легко объяснить – он дешев, доступен, удобен и имеет неограниченные цветовые решения. Украшения для одежды и обуви, для кошельков, сумочек и даже чехлов мобильных телефонов – современные мастерицы умело украшают бисером все, что им захочется.
Популярны картины, вышитые бисером. Как правило, они изображают животных, птиц или цветы. Часто можно встретить иконы, вышитые бисером. Он стал любимым хобби для множества женщин. Бисерная вышивка для детей очень разнообразна. Им украшают одежду, из него плетут украшения и многое другое.
Это творчество потребует терпения, аккуратности и определенных навыков. Но результат стоит того, чтобы кропотливо возиться с маленькими бисеринками.
Вышиваем шелковыми лентами
Вышивка лентами – еще один вид рукоделия. Рисунок вышивается не нитками, а цветными шелковыми лентами при помощи иглы. Канва для вышивки может быть любой плотности. Этот вид вышивки использует большое количество техник и швов.
Вышивка лентами очень популярна, так как очень проста в исполнении, а результат при этом получается неимоверно красивым. Часто этот вид вышивки используют для создания церковных икон и оригинальных картин. Торжественные церемонии и праздники также оформляются при помощи этого вида рукоделия. Рюши и ленты красуются на свадебных платьях невест, на сумочках и носовых платках, на праздничных скатертях и даже на салфетках.
Вышивка лентами используется и при декорировании конвертов новорожденных, в букетах цветов, на подарочных коробках и тому подобном.
Вышиваем тюльпаны
Несмотря на суетность современного мира, мастерицы все также занимаются рукоделием. Не обходит их внимания и ленточная вышивка, мастер-класс по созданию которой сейчас и будет рассмотрен. Мастерицы рукоделия способны создавать настоящие «ленточные» шедевры. Но и они когда-то начинали с малого. Тюльпаны, выполненные атласными лентами – это вышивка для начинающих изучать данное мастерство, они легки в исполнении и при этом достаточно эффектны.
Для создания букета потребуется ткань. Это может быть креп-сатин или габардин. Нужны несколько иголок с острым кончиком и с разными диаметрами ушек, рамка и атласные ленты (несколько цветных, длиной по 3 метра и шириной в 2,5 сантиметра). Это будут сами тюльпаны. Для стеблей потребуются зеленые ленты шириной в 6 миллиметров и длиной в 5 метров. Ленты для листьев должны быть шириной 25 миллиметров и длиной – 2 метра.
Начинать работу следует с закрепления ткани на раме. Помогут обычные скрепки. Затем на ткани создается набросок будущих бутонов. Лучше использовать мыло или исчезающий маркер. Можно приступать к созданию букета.
Края цветных лент нужно прижигать, чтобы они не начали обсыпаться. Можно вышивать. Лента вводится по рисунку бутона. Затягивать не нужно – цветок должен быть объемным. Второй лепесток вышивается в обратном направлении – для экономии ленты. Два получившихся лепестка образуют тюльпан. Лента обрезается, закрепляется, ее края прижигаются. Остальные вышивают аналогично первому.
Стебли создают из шестимиллиметровой ленты. Ее вводят в нижний край стебля, а затем сворачивают в жгутик. Второй конец стебля закрепляется внизу бутона. Листья пришиваются в произвольном порядке и фиксируются нитками.
Букет готов, теперь его нужно поместить в рамку. Потребуется своеобразный корсет, который можно сделать из картона. На нем закрепляется ткань и сшивается с изнанки частыми и в меру тугими стежками. Получившиеся тюльпаны помещают в рамку.
Вышиваем синелью
Существуют и другие виды вышивки. Среди них – вышивка синелью. Сейчас этот вид рукоделия не очень популярен. Синель – это шелковые шнурки, используемые для вышивания. Часто этими шнурками создают бахрому. Узорная вышивка, в которой и используются эти ворсистые шелковые нити, и именуется синелью. Часто встречается в интерьерах восемнадцатого века.
Вышиваем шелком
Вышивка шелком является одним из видов художественной глади. Это традиционная китайская вышивка, которой больше 4000 лет.
Шелком можно вышивать практически все: хоть пейзажи, хоть портреты. В классическом виде используется односторонняя вышивка, но она может быть и двусторонней. Такая ценится гораздо дороже.
Для выполнения этого вида вышивки требуются шелковые нити. Рисунок выполняется на шелковой же ткани, которая может быть прозрачной, тонированной или более плотной. Достоинством этого варианта вышивки является то, что нить со временем не выгорает, а остается такой же блестящей. Даже спустя несколько десятков лет вышивка не утратит своей красоты.
Вышиваем золотом
Следующий вариант вышивки – это шитье золотом. Не самый распространенный вид рукоделия, так как техника исполнения требует специальных навыков.
Золотая вышивка используется для оформления церковной одежды: расшиваются оплечья, епитрахиль и стихарь. Технология вышивки очень сложна. Мастерице требуется чувствовать металлическую нить, определять ее декоративные возможности.
Ажурная вышивка ришелье
Еще известна вышивка под названием ришелье. Это очень красивый и изысканный вариант ажурного рукоделия. Чаще всего этот вид вышивки используется для постельного белья, скатертей и создания великолепных салфеток. Ткань для нее можно брать любую. Линии узора в этой технике сначала обшиваются гладью, а уже потом вырезается ткань.
Виды вышивки очень разнообразны. Рукоделие помогает творить, воплощать свои идеи и получать от этого положительные эмоции. Особенно важно это тогда, когда повседневная работа не приносит морального удовлетворения. Процесс вышивания очень увлекателен. Подбирается схема, нитки и ткань, и начинается творчество. Усидчивость и терпение вознаграждаются гордостью за проделанную работу.
www.syl.ru
Волшебство вышивки. Часть 5: яркие идеи в вышивке
Как и обещала в предыдущей публикации, сегодня я поделюсь с вами интересным материалом, так или иначе связанным с вышивкой. Довольно долго собирала его по крупицам на просторах интернета. Это и нестандартный подход к технике, и необычные материалы, выбранные для основы вышивания, и оригинальные идеи использования готовой вышивки… с которых всё и началось.
Получая огромное удовольствие от самого творческого процесса, я вместе с тем всегда интересовалась: что можно сделать с результатом рукоделия, как можно применить готовую вышивку, чтобы получить красивую и практичную вещь? Если вы каждую свою работу доводите до логического завершения, то вы можете считать себя большой умницей. Мне всегда было сложно доводить дело до конца из-за взрывного, неуёмного темперамента и большого количества вдохновения, пока одну идею реализуешь – новые атакуют и уже через край выплёскиваются 🙂 … поэтому я особенно старательно взращиваю в себе эту полезную привычку – завершения работы.
Что касается вышивки, то самое простое – вставить готовую работу в рамочку. Если вы это сделали – превосходно! Это тоже целое искусство. Ведь нужно подобрать подходящую по цвету, размеру и стилю раму, а может быть ещё добавить паспарту.
Согласитесь, что это намного лучше, чем просто бросить вышивку в ящик комода и обречь её на никчемное и бесполезное существование…
Но мне хотелось чего-то более оригинального. И вот какие идеи использования готовой вышивки я нашла.
Понравилось изготовление мешочка, украшений, открыток и топиария, оформление абажура, часов и подставки для кухонных принадлежностей, декорирование кармашка сумки и фартука с помощью вышивки.
Приношу свои извинения за повтор моим постоянным читателям. Кое-что из этих вещей мы с вами уже рассматривали в прошлых публикациях.
На следующих фотографиях вышивка вроде в своеобразных рамочках… А всё-таки уже в другом качестве.
Изготовленные из вышитой ткани подушки, прихваты для штор, оформление шкатулочек, рамочек, горшочков для комнатных растений, каминных экранов, ширм и многого другого мы с вами уже видели в предыдущей статье >>
Вот парочка свежих идей: чехольчик для ножниц и очечник.
Спасибо мастерице Ga-Lina (Bunina) за отличную идею создания нужной и многофункциональной ёмкости для рукоделия с игольницей на крышке баночки. Я в восхищении!
А теперь покажу вам кое-что сногсшибательное и умопомрачительное! Начнём с самых простых вещей, которые нельзя назвать открытием, но всё-таки я считаю гениальной каждую находку в области рукоделия!
Восхитило вот такое необычное использование пялец в качестве обрамления готовых работ.
Обратите внимание на умелую «игру» с размерами таких импровизированных рам. Очень полезное предложение для таких как я! Для тех, кому некогда или лень искать подходящие рамочки, а также для тех, кто любит нечто неординарное…
Порадовал и удивил котёнок, выглядывающий из кармана рубашки. 🙂
Обратите внимание на его лапки. Они создают эффект объёма благодаря тому, что вышиты отдельно на накладном кармане и даже немного выступают за его границы, тогда как вышивка мордочки и тела котёнка выполнена на полотне рубашки и уходит вглубь кармана.
Захотелось показать вам вот такой вышитый портрет, выполненный в свободном графическом стиле.
И ещё один портрет покорил моё сердце с первого взгляда.
Скорее всего, тут идёт речь о вышивке на грани ковроткачества, возможно, даже присутствуют элементы валяния. Но только вообразите, сколько терпения и… оттенков шерстяных ниток потребовалось автору этой удивительной картины, чтобы добиться такой художественной выразительности и фотографического изображения!
НЕ могла не показать вам этот яркий образчик башмачного мастерства. Вроде ничего особенного, но как красиво и нарядно! Сколько труда и любви можно вложить в обувь!
Но вышивкой на одежде и обуви мы с вами будем любоваться в отдельной публикации. Это я вам обещаю!
А сейчас поговорим об особенностях и тенденциях в современной вышивке.
Когда я подбирала иллюстрации для своих статей и рассматривала различные работы, связанные с вышивкой, прежде всего мне бросилась в глаза современная тенденция выбора нестандартных материалов в качестве основы для вышивки. Итак, первая особенность современной вышивки – нестандартные материалы.
Если вы думаете, что эта фотография – всего лишь реклама возможностей современной вышивки, то уверяю вас, она не далека от реальности.
Покажу вам сегодня вышивку на пластмассовой посуде, деревянной мебели, железных лопатах, вёдрах и даже автомобилях!. Не удивляйтесь! Таковы современные реалии… 🙂
Начнём с посуды. Сейчас выпускают много разных основ для вышивки, в том числе можно приобрести вот такую чашечку из пластмассы, предназначенную для вышивания (с уже готовыми дырочками).
Из такой чашечки не выпьешь чаю, конечно, зато это одновременно и пяльца, и канва – основа для вышивки. Думаю, ребёнку бы понравилось. Маленькие ручки лучше справятся с вышивкой в тесном пространстве чашки. У меня в детстве руки уставали во время вышивки именно от держания пялец. На мой взгляд, ребёнку будет удобнее держать в руках объёмную чашку, чем плоские пяльца.
Кроме готовых форм из пластика, сейчас во многих магазинах для рукоделия можно приобрести пластиковую или виниловую канву для вышивания.
Какие плюсы у этого материала? Пластиковая канва прочная, не мнется, зато гнётся, ее можно мочить, резать, края не обтрепываются в отличие от ткани. Канва выпускается в виде объёмных форм, плоскостных фигур, а также листами размером бумаги А4. Листы и формы могут быть полупрозрачные или цветные, что удобно – с разным количеством дырочек на квадратный сантиметр. Канва может быть разной степени гибкости, отрезанные куски хорошо держат форму.
Пластик дает возможность работать с объемной вышивкой. Это, пожалуй, вторая важная черта, которую мы с вами выделим в современной вышивке – 3D объём в вышивке.
Пластик хорошо держит форму, поэтому вышитые по отдельности кусочки часто сшивают и делают объемные предметы: шкатулочки для бижутерии, корзиночки, коробочки для салфеток и подарочков, кукольные домики. В этом случае вышивают по отдельности все плоскости, отрезают их от основного листа с прямыми краями (то есть не оставляя декоративных зубчиков) и скрепляют между собой декоративными видами швов. По пластиковой канве с небольшим числом клеток на квадратный сантиметр вышивают лентами или шерстяными нитками, при большей плотности крестиков можно использовать обычное хлопковое мулине. Края канвы обшивают, чтобы придать изделию аккуратный вид.
Жесткая пластиковая канва — излюбленный материал для изготовления елочных игрушек на Рождество и Новый год, а также…
А также сувениров на Пасху.
Это увеличенный вариант канвы, которая держит форму, но скорее всего из более прочного материала, чем пластик… Моим постоянным читателям уже известны эти вышитые стены-ширмы из публикации о вышивке в интерьере. Но не могла не напомнить о таком изумительном решении построения и украшения пространства. (Вдруг кто-то начал читать мои статьи с пятой части 🙂
Никогда бы не додумалась вышивать на пластмассе, тем более, на пластмассовой мебели! А вот украинский дизайнер Ярослав Галант додумался!
Ярослав Галант придумал украсить мебель традиционным украинским орнаментом и считает, что такая мебель будет уместна как в доме или квартире, так и в кафе.
А теперь вышивка на деревянной мебели!
Хочу показать вам «Вышитую мебель» от Лизы Нориндер!
Гениальное решение по декорированию поверхности – вышивать прямо на дереве. Придется просверлить много-много отверстий, прежде чем вы сможете погрузиться в чарующий процесс вышивания… И если вспомнить наши прения с Любовью в комментариях после моей третьей публикации на тему «швы и строчки», то вот здесь уж точно никак нельзя будет обойтись без вхождения иголки в материал точно перпендикулярно. Ведь «канва»-то деревянная! 🙂
«Вышитая мебель» смотрится довольно необычно, не правда ли?! Спасибо обоим дизайнерам за идею! Если сравнивать «пластмассовую» и «деревянную» вышивки, то для меня победила вторая. Честно говоря, натуральные материалы мне больше по душе. А вам?
А как вам вышивка на металлической посуде?
При встрече с такими удивительными вещами, начинаешь гордиться умельцами и рукодельницами нашей Земли. А ещё понимаешь, что в современном мире меньше рамок и ограничений: (в рукоделии, по крайней мере) нет ничего невозможного.
Вышивка на тёрке? Легко! Ведь можно использовать уже готовые дырочки. А на ведёрке – слабо? А вот лопата с вышивкой – это нечто!
Насладитесь фотографией сковороды! Что яичница НЕнастоящая, я поняла только после увеличения кадра… Шедеврально!
Всё предыдущее затмило и превзошло то, что я увидела позже. Украшенные вышивкой старые проржавевшие двери и другие части автомобиля не на шутку поразили моё воображение.
В качестве доказательства, что это не рисунок, а именно вышивка, на правой фотографии видны дырочки в металле и перетяжки ниток на изнаночной стороне вышивки.
Вот интересно, кому первому пришло в голову использовать дырочки в ржавых металлических предметах для вышивания? Мне почему-то кажется, что женщине… Могу ошибаться, конечно… Но! Такие проекты невозможно было бы осуществить без наших любимых помощников-мужчин. Спасибо им за поддержку даже самых абсурдных и немыслимых женских идей!
Удивило меня такое направление в современной вышивке, как её имитация. Вместо того, чтобы вышивать, люди придумали упростить её, просто подражать вышивке. Имитация чего бы то ни было в наши дни применяется довольно часто в силу стремления современного мира к быстрому результату, достигнутому наименьшими усилиями.
Конечно, такие искусственные методы, как механическое нанесение на предметы узоров, похожих на вышивку, не заменит той энергетики, которую имеет настоящая и объёмная вышивка, особенно, если она сделана вручную!
Но не вся современная имитация вышивки доведена до примитивизма автоматического нанесения машинами на фабрике.
Очаровала меня «ручная» имитация вышивки или вышивка на стенах… Познакомьтесь – «Настенная вышивка» от Элин Пелинхоф (Eline Pellinkhof) в интерьере:
и даже экстерьере…
Согласитесь, что даже такой отдалённый намёк на присутствие вышивки в интерьере и любом окружающем нас пространстве добавляет капельку уюта, красоты и декора.
Что касается меня, я без сомнения предпочитаю «живую» вышивку, но уважаю любые оригинальные идеи в этой области, особенно, когда это безопасно, красиво и сделано с душой!
Напоследок – маленький анонс. В следующей публикации я познакомлю вас с творчеством японской вышивальщицы Юмико Хигучи.
Её работы – настоящая энциклопедия, просто наглядное пособие по вышиванию. Вы получите истинное наслаждение от созерцания объёмной вышивки и изделий Юмико.
До новых встреч! 🙂
www.livemaster.ru
различные виды и техники вышивания
Вышивка (или вышивание) – это распространенное искусство украшать что-либо с помощью нитей, бисера, золота, ленточек и кружева. Это может быть как одежда, так и предметы быта (подушки, скатерти, салфетки). При этом узоры выполняются вручную иглой. Но многое в современное время создается и с помощью специальной вышивальной машины. Для вышивания используются различные виды тканей, от тончайшей кисеи до меха или кожи.
Стремление украсить себя и свою одежду, желание выделиться чем-нибудь среди себе подобных было свойственно человеку даже в первобытные времена. Вышивание как ремесло было известно с глубокой древности. Зародившись на Востоке, это искусство широко процветало уже гораздо ранее того, чем оно стало известно грекам и римлянам. А греки приписывали изобретение вышивания богине Афине-Палладе.
Изначально узоры для вышивки предавались мастерицами из рук в руки. Но это представляло значительные затруднения для вышивальщиц. К их радости, с появлением книгопечатания, узоры стали легкодоступными, они даже издавались в специальных сборниках.
Техники вышивки
Существует огромное разнообразие техник, с помощью которых можно выполнить вышивку. Если вы хотите выполнить так называемую «глухую» вышивку, то есть целиком по всей ткани, применяется крестик, гладь, тамбур, роспись. Для предметов с вырезанными узорами или предварительно выдернутыми нитями на ткани, используют мережку, ришелье, настил. Чтобы создать объемные аппликации, используют бисер, шелковые ленты, шнуры, алмазную вышивку. Их можно применять как по отдельности, так и в комбинации друг с другом. А это позволяет создавать различную структурную вышивку. От тончайшей ажурной и плоской – до выпуклой, покрывающей всю поверхность изделия.
Даже модные дизайнерские дома одежды, такие как Шанель, Прада, Версаче используют вышивку для создания своих моделей «от кутюр».
Что такое национальная вышивка
Существует всего несколько видов стандартных швов, которыми выполняется тот или иной вид вышивки. Но сам стиль вышивки может относиться к определенной географической зоне. Так, например, некоторые стили вышивки, так называемые национальные вышивки, зарождались в каком-нибудь отдельном регионе. Но, развиваясь там, распространялись потом по всему миру.
Например, техника, известная как «орловский спис» – это вид русского рукоделия, характерный для Орловской области, или итальянская вышивка ассизи, флорентийская Барджелло. Многие народности имеют свой национальный вид вышивания. Например, норвежская Хандаргер, бразильская, французская берлинго. Или сучжоуская вышивка, шары Темари, и пр.
Далее о каждом виде швов и технике вышивки будет рассказано более подробно.
vishivausama.ru
Челлендж-блог «Девицы — мастерицы»: Статья «Виды вышивок»
Вышивки бывают разные!
Виды вышивок:
- Вышивка крестом
- Вышивка гладью
- Вышивка Ришелье (ажурная вышивка)
- Вышивка лентами
- Вышивка золотом (золотыми нитями)
- Вышивка бисером
- Изонить
- Вышивка Синель
- Вышивка «Хардангер»
- Вышивка в ковровой технике
- Блекворк
Из всего выше перечисленного лично я пробовала и вышивала всего 4 вида вышивок: крестом, бисером, гладью (скажу честно не очень) и изонить. Но увидев какую красоту творят рукодельницы всего мира, используя другие техники вышивок, я решила — все, хватит ограничиваться своими умениями и навыками и пора уже пуститься во все тяжкие и научиться чему то новому и для меня совершенно не испробованному! 🙂
Расскажу Вам немного о каждой технике вышивания.Вышивка крестом
Вышивка крестом не очень сложное занятие, но требующее особой аккуратности и тщательности. От того на сколько точно вы выполняете требования выбранной схемы, зависит как будет выглядеть Ваша работа.Швы крестиком достаточно разнообразны: это и классический крестик, и прямой, и крестик «звездочка» и другие. Все эти швы часто используются в работе по полотну, хорошо подходят для выполнения геометрических узоров и при окаймлении вышивки.
Вышивка простым крестиком (им я и вышиваю)
Для удобства лучше всего натянуть работу на специальную рамку для вышивания — пяльцы.Для того, что бы вышивка была более наглядная, все верхние стежки должны лежать в одну сторону (в одном направлении), для этого нужно сразу привыкнуть выполнять нижний стежок крестика от верхней левой стороны к нижней правой.
Строчка из крестиков вышивается в два приема: сначала вышиваем строчку из нижних стежков в нужном количестве, затем заканчиваем крестики верхними стежками.
Удлиненный крестик
Выполняются ряды из удлиненных крестиков в два приема, начиная справа сверху: выведите иглу на лицевую сторону в точку 1 и введите ее в точку 2. Повторяйте вышивку, двигаясь влево.Дойдя до конца ряда, выведите иглу на лицевую сторону в точку 3 и введите ее в точку 4, пересекая первый стежок. Повторяйте вышивку, двигаясь вправо.
Удлиненный крестик со строчкой
Начинаем справа сверху: Выведите иглу на лицевую сторону в точку 1и введите в точку 2, затем в точки 3 и 4, потом выведите в точке 5и введите в точку 6 , выполнив стежок швом «назад иголка» в середине креста. Подведите иглу с изнаночной стороныпод точку 3, чтобы начать следущий крест слева.Вышивка прямым крестом
Верхний ряд вышивки выполняется слева направо: Выведите иглу на лицевую сторону в точке 1 и введите в точку 2, затем выведите в точке 3 и введите в точку 4 После подведите иглу с изнаночной стороны вышивки под точку 5, чтобы начать следущий элемент вправо.Чередующиеся крестики
Начинаем вышивать слева сверху. Вышивку выполняйте в последовательности, указанной на рисунке, придерживаясь ее, вышивайте маленькие крестики под удлиненными и наоборот.Шитье двойным крестом
Начинаем вышивать слева сверху. Вышивку выполняйте в последовательности, указанной на рисунке, чередуя в первом ряду большой и маленький крестики. На обратном пути, справа налево, вышивайте только маленькие.
Шов звездочка.
Начинаем вышивать слева сверху. Вышивку выполняйте в последовательности, указанной на рисунке, выполняя косой крестик поверх стежков вертикального креста. Второй ряд вышивайте в том же порядке, но двигаясь справа налево.Шов левиафан.
Начинаем вышивать слева сверху. Вышивку выполняйте в последовательности, указанной на рисунке, выполняя прямой крестик поверх стежков большого косого креста. Второй ряд вышивайте в том же порядке, но двигаясьсправа налево.Гладью называется вышивка, в которой гладьевыми стежками заполняется свободный контур узора. В основном выполняется растительный узор самыми разными цветами ниток на разных тканях.
Художественная цветная гладь. Вышивается цветными нитками и шелком. Особенность этой вышивки состоит в том, что стежки делаются не прямые, как в белой глади, а косые. Эта гладь шьется без настила, не высокая, плоской гладью.
Белая гладь с настилом. Белая гладь получила свое название потому, что выполняется чаще всего белыми нитками на тонких тканях(маркизете, крепдешине, батисте) тонкими нитками — мулине, шелк. Чтобы научиться вышивке белой гладью,надо познакомиться с некоторыми самыми необходимымии приемами этой вышивки. Контур узора вышивается швом»вперед иглу» и затем вышивается гладьевыми стежками, плотно прилегающими друг к друг. Узор может быть вышит с настилом. Контур также прошивается швом «вперед иглу», затем внутренняя часть заполняется настилом хлопчатобумажными катушечными нитками. Сверху узор вышивается плотными гладьевыми стежкамиза контур в направлении, противоположном стежкам настила.
Атласная гладь. Для этой глади нужно брать мулине или шелк в одну нитку, чем тоньше нитка, тем лучше ложится рисунок.Особенностью этой глади является расположение стежков, которые ложатся плотно один к другому, не прикасаясь концами, а заходя один за другой. Каждый стежок вкалывают в середину соседнего стежка, несколько отступая назад под нитку предыдущего стежка. Стежки должны быть короткими, особенно по закруглениям.На лицевой стороне атласной глади — гладкий блестящий узор, а на изнанке — мелкие стежки.
Русская гладь.Стежки величиной от 5 до 7 мм идут по прямой нитке (вертикальной или горизонтальной) с пропусками в2-3 нити между ними. При обратном ходе стежки, прилегая плотно к ранее выполненным, прикрывают пропущенные 2-3 нити рабочей ниткой.
Существует много видов глади: плотная белая с настилом (бельевая), легкая без настила, прорезная, теневая, атласная и другие. Чаще всего гладь используется для выполнения рисунков растительного характера. Белая гладь с настилом (бельевая). Этот вид глади применяют для вышивки на тонких тканях — батисте, крепдешине, тонком льне. Нитки берут мягкие и желательно блестящие — мулине, шелк. При выполнении гладьевых вышивок часто используют дополнительные виды шитья: мережки, «узелки», подкладной шов, «россыпь» и т. д. Рассмотрим наиболее распространенные приемы бельевой глади. В любом из этих приемов вначале на ткань переводится рисунок.
«Пышечка» Рисунок по контуру обшивается швом «вперед иголку», затем выполняется настил и вышивается гладь.
«Дырочки» Штопальной иглой прокалывается центр кружочка. Край обметывается катушечной ниткой.
«Цветочек» Сначала делается «дырочка», затем цветок по контуру обшивается швом «вперед иголку». Делается настил, и каждый лепесток обшивается поперечными стежками, плотно прилегающими друг к другу.
«Узелки» Рисунок обшивается ровным гладьевым или стебельчатым швом и заполняется следующим образом: рабочая нитка, находясь на поверхности, накручивается на иголку один или два раза, затем возвращается к тому месту, откуда вышла. Вкалывая иголку, узелок следует придерживать пальцем, пока рабочая нитка не закрепит его на ткани.
«Россыпь» Как и в предыдущем способе, вначале обшивается контур рисунка. Затем вся форма заполняется мелкими стежками шва «назад иголку». Начинают заполнять от краев, параллельно очертаниям.
«Листик» Рисунок по контуру обшивается швом «вперед иголку», затем выполняется настил. Настил кладется вдоль листика, а сверху делают ровные, очень плотно прилегающие друг к другу стежки в направлении, противоположном настилу.
«Листик в раскол» Название «раскол» обозначает, что листик делится на две части. Начинают выполнять листик как обычно: сначала наметывают край, затем делают настил. На месте раскола листика выполняют два параллельных стежка. Сперва заполняют целую часть листика. Далее, дойдя до места раскола, заполняют сначала одну сторону, делая проколы между параллельными стежками, а когда одна сторона будет вышита, переходят ко второй.
Подкладной шов, или «восьмерки» Мелкими стежками «назад иголку» выполняется рисунок по контуру. Но, сделав один стежок, рабочую нить перекидывают на изнанке к другому краю, чтобы, получив там такой же стежок, вернуться назад для выполнения второго стежка рядом с первым. На изнаночной стороне получается частый переплет в виде «восьмерок». Места вышивки, выполненные подкладным швом, выделяются на просвети хорошо смотрятся на полупрозрачных тканях.
Гладьевой валик. Представляет собой ряд плотно прилегающих друг к другу параллельных стежков. Бывает прямой и с наклоном. Для выполнения прямого валика с вертикальными стежками на лицевой стороне и слегка скошенными на изнаночной, выдергивают на ткани две горизонтальные нити на расстоянии 0,5 см одна от другой. Вдоль будущего ряда прошивают несколько стежков, чтобы закрепить нитку. Первый стежок по лицевой стороне выполняют строго вертикально. Укладывают все последующие стежки на расстоянии в одну нйтв ткани друг от друга параллельно первому стежку) Чтобы шов получился ровным, стежки нужно укладывать равномерно, не слишком свободно и не очень туго затягивая нитку.
Атласная гладь. Для выполнения этого вида глади используют шелк или мулине. Рекомендуется вдевать в иглу только одну нитку — чем тоньше нитка, тем лучше ложится рисунок. Особенность этой вышивки состоит в том, что стежки, плотно прилегающие друг к другу, заходят один за другой, а не соприкасаются концами. Каждый новый стежок выполняют, вкалывая иглу около середины соседнего стежка, чуть отступив назад, под нитку предыдущего стежка. Направление стежков должно подчеркивать форму вышиваемого предмета. Например, вышивая листик или лепесток, стежки направляют по жилкам. Когда на вышиваемой форме начинается закругленная часть, то число стежков увеличивают по линии изгиба, чтобы не получилась длинная косая или прямая линия от края к середине. Эти дополнительные стежки выполняют по краю, возвращаясь назад от середины формы к внешнему краю. При правильно выполненной вышивке на лицевой стороне ткани получается ровная блестящая поверхность рисунка, а на изнаночной — хаотично расположенные маленькие стежки.
Художественная цветная гладь.Выполняется цветными блестящими нитками. Наиболее эффектный вариант вышивки художественной гладью — шелком. Отличие ее от белой глади в том, что стежки делаются не прямые, а косые. Эта вышивка выполняется без настила, не высокой, а плоской (двусторонней) гладью. Если вышиваемая форма большого размера, то не следует делать слишком длинных стежков. Лучше смотрятся короткие стежки, выполненные сначала одним цветом, а затем другим, более светлым или темным, в зависимости от рисунка. Для того чтобы не было резкого перехода от одного цвета к другому, иглу рекомендуется вкалывать между стежками, а не в сделанный ранее стежок.
Прорезная гладь. Для ее выполнения контур рисунка сначала обводят швом «вперед иголку». Затем вдоль формы (к примеру, листика) делают надрез и обшивают следующим образом: выводят иглу с изнанки и с разреза и вкалывают ее с лицевой стороны в ткань. Получается узкий шов «закрутка».
Русская гладь. Выполняется стежками величиной от 5 до 7 мм по прямой нитке (вертикальной или горизонтальной) с пропуском в 2—3 нити между ними. Стежки должны плотно прилегать друг к другу.
Вышивка Ришелье (ажурная вышивка)
Ришелье — одна из самых изысканных и вместе с тем очень простых в исполнении видов вышивки.
Ришелье отличается от других видов гладьевой вышивки, прежде всего, своей ажурностью, большим количеством прорезей, заполненных соединяющими столбиками, «бридами», и тонкими нитями, «паутинками». Контуры рисунков обшиты петельным швом. Узоры украшаются различными гладьевыми и другими украшающими швами.Настилаем по рисунку мелкими стежками швом «вперед иголку» в две линии весь контур. Затем крупными стежками делаем настил для гладьевых деталей узора. Кружки – из той же основной ткани, обшитые узким петельным швом. Петельный шов должен быть повсюду петлями к внешней стороне (краю). На плотных местах, не подлежащих вырезыванию, делаем дополнительные узоры: жилки листов стебельчатым швом, складки лепестков – узким петельным, крупные складки листов и т.п. – гладьевыми настилами, фестонами и другими украшающими швами. «Паутинки» и «бриды» выполняются до вырезывания отверстий, которое выполняется по окончании работы, после стирки, подкрахмаливания и отглаживания работы с обеих сторон. Эта часть работы требует особой осторожности и хорошего освещения. Надо тонкими ножницами вырезать ткань так, чтобы не повредить петельный шов у краев, не подрезать паутинки и в то же время не оставить торчащих ниток ткани. Ришелье используют при создании скатертей, постельного белья, салфеток, отделки одежды и т.д. Исполненная на тонкой ткани тонкими нитками и мелким узором вышивка ришелье, комбинированная с английской гладью, сеточками и вставками из русских кружевных мотивов, служит красивой отделкой для блузок.Вышивку ришелье можно исполнять на любой ткани какого угодно цвета: на полотне, холсте, парусине, тонком батисте и т.д. Весь контур узора сначала прометывают короткими стежками швом вперед иголку. Иногда его прометывают 2-3 раза; вышивка при этом получается рельефнее, и нитки крепче держат ткань после вырезания. При этой работе узелков делать нельзя и нитку надо закреплять, проводя ее вдоль контура рисунка.
Лучшим материалом для вышивания лентами заслуженно считаются ленты из натурального шелка. Удивительная мягкость и шелковистость, с одной стороны, и возможность получать любые оттенки цвета с помощью как фабричного, так и ручного окрашивания — с другой, выделяют этот материал среди невероятного разнообразия синтетических заменителей, представленных в магазинах для шитья и рукоделия. Однако натуральные шелковые ленты довольно дороги и в связи с этим редко встречаются у нас в продаже. Но не отчаивайтесь: синтетические ленты тоже неплохо подходят для вышивки, особенно если их предварительно постирать в теплой воде с мягким моющим средством. Подбирая одноцветные ленты с атласной и матовой фактурами, не проходите мимо нарядной тесьмы из органзы и других материалов — она поможет разнообразить ваши работы и добиваться удивительных декоративных эффектов.
Ленты для вышивки бывают разной ширины — от 3 до 12 мм. Более тонкие ленты легче провести сквозь ткань, поэтому они чаще используются в собственно вышивальной технике. Из широкой ленты делают красивые накладные элементы — цветы, банты, которые пришивают к работе незаметными стежками, используя тонкие нитки в тон ленты. Сочетая ленту с традиционными вышивальными нитками, можно получить весьма оригинальную вышивку. Для работы лучше использовать ленты и тесьму длиной не более 50 см, чтобы они не скручивались. Если это все же произошло, достаточно опустить иглу вниз перпендикулярно полу, и лента сама раскрутится. В качестве основы для вышивки лентой можно использовать самые разнообразные ткани из хлопка (рогожка, батист, муслин, сатин, плис), льна (холстина, полотно), шелка (шифон, тюль, чесуча), шерсти (креп, твид, джерси). Для освоения техники можно использовать обычную канву «Aida» и ткани равномерного переплетения из хлопка и льна, главное, чтобы ткань была достаточно прочной и эластичной, чтобы через нее легко проходила лента. Используйте не только гладкокрашенные, но и набивные ткани: их рисунок может подсказать вашему воображению тему и сюжет вышивки. Однотонные ткани, как, впрочем, и ленты, можно окрасить в домашних условиях, использовав для этого специальные акриловые краски, которые закрепляются проглаживанием утюгом (если вышитую работу будут стирать), или обычную акварель — для вышитых картин, которые будут экспонироваться в рамке под стеклом. Успех вашей работы во многом зависит от швейной иглы. Если вы вышиваете по ткани с редким переплетением нити или трикотажу, используйте гобеленовые иглы, у которых притуплённый кончик. В других случаях лучше подходят иглы типа «синель» с острым кончиком и длинным ушком, удобным для вдевания лент разной ширины. Начинающим (и не только) рукодельницам особенно пригодятся пяльцы или специальные рамки для натягивания основы под вышивку. Сквозь туго натянутую ткань легче проходит игла с лентой, а работа не деформируется и не мнется, поэтому по окончании работы вам останется просто отутюжить края вышивки, на всякий случай — с изнаночной стороны.Вышивка золотом (золотыми нитями)
Золотым шитьем называется вышивка металлическими нитями золотого и серебряного цвета. Золотое шитье, первоначально украшавшее предметы церковного обихода и дорогую светскую одежду, стало постепенно применяться в праздничной крестьянской одежде и одежде простых горожан. Особенно красочной была вышивка на головных уборах, платках. Головные уборы чрезвычайно разнообразны. Девичьи повязки, венцы, коруны, женские сборники, сороки, кички, кокошники — это лишь небольшая часть множества головных уборов. Шитые золотом и серебром, они надевались к праздничным костюмам и являлись самой нарядной и драгоценной его частью. Особенно дорогим головным убором, доступным наиболее состоятельным семьям, был кокошник. Обычно он выполнялся профессиональной золотошвеей на заказ и, обильно расшитый золотыми и серебряными нитями, жемчугом, перламутром, самоцветами, фольгой, стоил очень дорого. Народ украшал голову так, что даже обделенная красотой женщина становилась прекрасной царевной. Часто поверх головных уборов надевали нарядные платки. Особенно славились красотой и качеством нижегородские платки (Огородец, Арзамас и др.) с драгоценной золотой вышивкой. Для платков использовались мягкие, легкие ткани: миткаль, шелк, батист, кисея. Растительные узоры выполнялись золотыми и серебряными нитями, битью, украшались блестками, бахромой, галуном и кружевом.
В далекие времена, когда люди жили разобщенно, каждый народ, а иногда и небольшое селение имели свои особенности в вышивке и других видах народного творчества. С расширением связей между отдельными районами местные особенности обогащали друг друга. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами. По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Известно, что каждая область, а иногда и район имеет свои, только здесь бытующие приемы вышивки, свои мотивы орнамента, цветовые решения. Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусскою полосы.Вышивка бисером
Вышивка бисером известна еще с глубокой древности. С давних времен, российские умелицы восхищали своим великолепным мастерством вышивания, сначала жемчугом, затем в середине 17 века — цветным стеклянным бисером. Стеклярусом украшалась одежда, вышивались картины с изображением различных пейзажей, церквей, икон и т. д.. В наше время вышивка бисером стала вновь популярной. Элементы из бисера используют в отделке одежды, что придает ей оригинальный и нарядный вид. Многие стили в моде не обходятся без бижутерии из бисера. Бисер, как материал имеет неограниченные цветовые возможности, он дешев и поэтому доступен каждому. Современные рукодельницы не только с успехом украшают одежду, но и обувь, кошельки, чехлы мобильных телефонов и сумочки. Огромную популярность имеет вышивка картин бисером, которые изображают цветы, птиц и животных. Для многих женщин вышивание бисером стало любимым хобби. Этот вид творчества требует особых навыков, терпения, сноровки и аккуратности. Огромную роль играет прекрасное расположение духа и развитая фантазия.
Изонить
Изонить или по-другому изображение нитью, нитяная графика — это создание изображения нитью на твердой основе, бумаге, картоне, cd-дисках. Техника изонити достаточно проста и ей обучают в детских кружках для развития разносторонних качеств у детей. Изонитью также можно заниматься в домашних условиях, создавая оригинальные открытки для друзей и знакомых, украшая свою квартиру своими поделками.
Вышивка Синель
Вышивка синелью СИНЕ́ЛЬ (от франц. chenille — «гусеница»; лат. canicula — «гусеница, собачка», под влиянием слова «синий») — ворсовыйили бархатный шнур для вышивки, рукоделия. С 1830-х гг. такие шнурки, напоминающие мохнатую гусеницу, использовали в монастырском и светском женском рукоделии. Синелью отделывали края домотканых изделий: делаликант, бахрому, кисти. Причем часто возникала контаминация (соединение) двух значений: декоративный шнур и сирень,сиреневый цвет. Синелью называли также узорную вышивку ворсистыми шёлковыми нитями.
Вышивка «хардангер»
Вышивка «хардангер» — это старинная скандинавская техника ручной вышивки. Названная так в честь города на юго-западном побережье Норвегии, техника, тем не менее, зародилась на Ближнем Востоке, а к XVII веку переместилась в Европу и далее на север. Благодаря такому путешествию теперь у техники «хардангер» многочисленная «родня»: кипрская лефкаритика, итальянская punto antico и reticella, русское шитье по решетке…
Некоторые традиционные для хардангера элементы (квадрат, прямоугольник, крест) специалисты относят к ассирийским и египетским традициям, а знаменитую восьмиконечную звезду — и вовсе к индийской вышивке. Традиционно вышивка «хардангер» была элементом одежды и фигурировала в норвежском национальном и свадебном костюме bunad как вышивка на фартуке. Чуть позже, в XIX столетии, техника начинает использоваться и в украшении домашнего текстиля.Стиль «хардангер» относится к счетным типам вышивки и в чем-то близок более привычным для нас мережкам. Но если мережка — это скорее «краевой», окантовочный прием вышивки, то «хардангером» можно заполнить все пространство ткани и получить восхитительно красивые узоры. Довольно часто технику «хардангер» называют счетной гладью, и это название как нельзя лучше отражает суть техники, ведь в основе ее лежат гладьевые стежки, но строго упорядоченные по длине и количеству. «Хардангером» вышивают на тканях равномерного переплетения (таких, в которых на 1 см приходится одинаковое количество долевых и поперечных нитей). Это непременное условие, ведь основным элементом узоров в технике «хардангер» является квадратный блок 4х4 нити.
Вышивка в ковровой технике
Вышивка в ковровой технике — также эта техника известна как техника Punch Needle (продергивание нити)или Ковроткачество — один из самых древних видов рукоделия, известный в Европе и странах Востока с периода раннего средневековья. Когда-то ковры использовались для защиты от холода, ими завешивали каменные сырые стены замков, стелили на холодные каменные полы. На Востоке и в Средней Азии, где ковроткачество достигло наивысшего уровня мастерства, мягкие пушистые ковры использовали для сидения, на них спали, возлежали во время трапезы, словом, они были неотъемлемой частью восточного убранства. Именно в странах Ближнего Востока и Средней Азии для изготовления ковров применялось узелковое ворсовое ткачество, с помощью которого создавались толстые пушистые и мягкие полотна.
В Европейских странах большее распространение получило гобеленовое ткачество. Тонкие тканые гобелены, изображающие жанровые сцены и сложные орнаментальные композиции, украшали стены замков и дворцов знатных вельмож. Изящные гобелены не только ткали на специальных станках, но и вышивали различными швами, создавая настоящие вышитые картины необыкновенной красоты. Мастерицы использовали различные виды швов для вышивания ковров. Самыми популярными, и сейчас широко применяемыми для вышивки, являются крест и полукрест, косой и прямой гобеленовый шов, болгарский крест, тамбурный шов и некоторые другие. Вышивка ковров этими популярными швами выполняется на крупной канве или толстой хлопчатобумажной ткани с крупным прямым переплетением долевых и поперечных нитей, образующих ярко выраженную сетку. Техника вышивания ковров перечисленными выше швами и сами швы называются счетными, когда необходимо высчитывать количество цветных стежков, наносимых на канву, в соответствии с количеством клеточек на цветной схеме коврового узора.Современные мастерицы широко используют счетные техники для вышивания ковров и гобеленов. С течение времени меняются мотивы и орнаменты для вышивания, каждый новый век привносит свои сюжеты и узоры для создания ковров, но техника счетной вышивки остается неизменной, и в этом заключается ее безусловная ценность.
Блекворк
Блекворк (blackwork, Черное шитье) — Свое название этот вид рукоделия получил за то, что изначально работы выполнялись черными нитками по белоснежной ткани. Затем вышивальщицы стали вышивать красными (scarletwork), зелеными (greenwork) и другими нитями. Постепенно все эти виды вышивки, в не зависимости от цвета ниток стали именовать BlackWork. Сейчас мастерицы вышивают цветными нитками на белом фоне, реже встречаются работы на цветной ткани.
Стежки, используемые в технике блэкворк, называют «гольбейн», он похож на стежок «вперед иголку», вышивать им гораздо проще чем счетным крестом. Отличительной особенностью его является то, что он одинаково выглядит с обеих сторон полотна.
Вот это да! Сама не подозревала, что видов вышивок так много и все они поражают своей красотой и неповторимостью! А как они Вам? Не желаете ли попробовать какие-нибудь из них на собственном опыте? А может быть поучимся этому вместе?
Статью для Вас подготовила Ёлка.
Спасибо большое, что дочитали статью до конца!
devici-masterici.blogspot.com
Содержание:
Родиной вышивки считается Китай, где были обнаружены самые древние работы, выполненные еще в V веке до нашей эры. До сих пор вышивка крестиком применяется для украшения одежды и интерьеров, именно поэтому ее ставят в один ряд с живописью и скульптурой.
Искусство вышивки пользуется особой популярностью у многих мастериц. Утратив сугубо бытовой характер, она стала одним из самых распространенных хобби. Вышивка крестом может казаться сложной, но стоит немного в ней разобраться, как сразу же захочется сделать первые заветные крестики!
Инструменты и материалы
Достоинство вышивки крестиком состоит в том, что она не требует сложных инструментов или дорогостоящих материалов. Чтобы приступить к рукоделию, начинающей вышивальщице потребуются:
- Канва. Самой популярной является «Аида». Эта ткань с расположенными блоками «дырочками» подходит для различных видов вышивки. Она создана специально для легкого счета крестиков и упрощения процесса. Также существует канва с равномерным переплетением нитей, при работе с ней важно принимать во внимание ее плотность. Популярна и ткань с уже нанесенным рисунком. Так процесс вышивки становится быстрее и проще, а заниматься им может любой человек.
- Нитки. Обычно вышивать крестиком принято мулине. Красивый эффект дают металлизированные и шелковые нитки, которыми можно разбавить традиционные мулине. Иногда используют нитки крученные.
- Иглы. Иглы для вышивания выбирают в зависимости от вида канвы. Однако в любом случае нить должна легко проходить в ушко иглы, не должна рваться и не махриться. Для вышивания шерстяными нитками предназначены иглы размером 1-10, для более толстых — от 13 до 26.
- Ножницы. Они нужны обязательно, и желательно не одни. Маленькими ножницами с острыми кончиками (их еще называют «цапельками») отрезают мулине, а портновские используют для раскраивания ткани. Ножницами, предназначенными для работы, не рекомендуется резать бумагу, а также желательно приобрести для них защитные колпачки.
- Пяльцы. Они не являются необходимыми, но позволяют натянуть ткань во время вышивки крестом. Пяльцы представляют собой два обруча разного диаметра, внешний из которых может быть разъемным, а его размер регулируется винтом. Также бывают изделия прямоугольной формы. Пяльцы изготавливают из дерева, металла или пластика, а выбор материала зависит от индивидуальных предпочтений вышивальщицы.
- Маркеры для разметки. Они помогают размечать ткань при переносе узора на канву. Их след исчезает сам через несколько дней после нанесения.
- Схема вышивки. Очень часто вышивка крестом выполняется по уже готовым схемам. Они продаются в магазинах, предлагающих все необходимое для рукоделия, и представляют собой лист бумаги, разбитый на мелкие клетки, в каждой из которых проставлен обозначающий цвет значок. Одна клетка соответствует одному крестику, а схемы могут быть как цветными, так и черно-белыми. Схему непременно сопровождает ключ, указывающий соответствие цветов ниток ее значкам.
- Лампа. Хорошее освещение — залог аккуратной работы. Лампа для вышивания может быть как специальной, так и обычной. Главное — чтобы она качественно освещала рабочее место.
- Наперсток. Его используют для проталкивания иглы и защиты пальцев. Наперсток может быть пластиковым или металлическим и должен хорошо надеваться на средний палец.
- Органайзер. Для хранения всех материалов и инструментов для вышивки отлично подходит сумка-органайзер. В ней есть специальные кармашки для различных вышивальных принадлежностей, что позволяет держать все необходимое в одном месте.
Разновидности вышивки
Методов вышивки существует достаточно много, а наиболее распространенные из них — английский (традиционный), когда каждый крестик вышивают отдельно, и датский, при котором сначала выполняют нижние стежки, а возвращаясь назад — верхние.
Длина рабочей нити
Чтобы при вышивании крестом нить не скручивалась и не путалась, ее длина должна быть 40–50 см, а для ниток с рыхлой фактурой и шерстяных — не более 20–30 см. Чтобы каждый раз не измерять длину нити, опытные вышивальщицы прикладывают ее к руке.
Закрепление нити
В начале и в конце работы закрепление нити должно производиться без узелков. Для этого ее пропускают под несколькими стежками с изнаночной стороны, а затем обрезают. Однако следует помнить, что темные нити могут просвечиваться сквозь светлые.
Откуда начать вышивать?
Многовековая практика говорит о том, что на канве необходимо определить центральную точку. Это можно сделать, согнув канву вдоль, а затем поперек. Центр отмечают маркером, наметочным стежком или булавкой. Если начинать вышивание крестиком с середины канвы, то даже у начинающих работа получится симметричной.
Стирка готовой работы
В процессе вышивания даже у аккуратных вышивальщиц канва пачкается и пылится, а нитки немного затираются. Поэтому после окончания работы вышивку следует обязательно постирать. Чтобы нитки не полиняли, желательно использовать обычное хозяйственное мыло.
Схемы для вышивки
www.mirkrestikom.ru
История возникновения вышивки | Журнал Ярмарки Мастеров
Вышивание – искусство очень древнее. История вышивки — тема этой заметки. Посмотрим, что интересного внесла та или иная эпоха в развитие искусства вышивания, как стремились сделать вышивку разные народы!
История возникновения вышивки
Когда зародилась вышивка? Вышивка не могла появиться раньше, чем появились нитки. Ну, едва ли жёсткие стебли растений или жилы животных, которые были предшественниками ниток, могли нести эстетический смысл. Однако нитки в современном понимании этого слова появились лишь в Средние века: а вышивка уже была! Первые льняные ткани появились примерно 7-8 тысяч лет назад, и делались они в Древнем Египте. Соответственно, мы можно предположить, что именно в то время и появилась вышивка: поскольку нити были достаточно гладкими, гибкими и прочными, чтобы ими можно было вышивать. Вышивание едва ли появилось позже: дошедшие до нас образцы говорят о многовековой традиции и развитом мастерстве.
Если вам где-то попадалась информация, что история возникновения вышивки начинается в Древнем Китае – не верьте. Когда Древний Китай только-только зарождался, египетские гробницы уже ломились от вышитых изделий.
Вышивка в Древнем мире
Вышивка превратилась в искусство ещё в эпоху Древнего Египта, когда знатные женщины трудились для украшения одежды фараонов и их приближённых. Пышность узора рассказывала о социальном положении человека. В Египте же изобрели и бисер, и скоро сделать вышивку бисером стремился весь Древний мир.
Роскошные золотые вышивки пришли к нам с Востока. Произведения искусств тамошних мастеров стоили целые состояния. Римская и греческая знать скупала расшитые ткани, тратя огромное количество денег. Страсть к вышивке достигла таких размеров, что обратила на себя внимание правительства: были сделаны попытки запретить или хотя бы сократить это украшение, но безрезультатно. Кроме того, вышивка была частью ритуальных обрядов. Например, в Афинах каждый год девушки вышивали для Афины Паллады, покровительницы города, роскошные покрывала-пеплосы.
Однако скоро изысканная Греция пресытилась пышностью чрезмерно богатого восточного узора. Появляются самобытные греческие вышивки, изящные, полные вкуса и сдержанности. Вышивка греческих узоров популярна и в наши дни.
Вышивка в Средние века
Средневековье наследовало искусство вышивания. По всей Европе знатные дамы сидели у окна за пяльцами, создавая изящные узоры. Вышивание считалось самым подобающим занятием для женщины.
Именно в средние века появилась самая любимая и популярная техника вышивки: вышивка крестом. Считается, что её возникновение было связано с Крестовыми походами: дабы защитить своих рыцарей от злых духов языческих земель, дамы использовали при декорировании одежды крест как символ защиты.
Каждая страна вносила в вышивку что-то своё. Распространилась по всей Европе мода на гобелены: большие вышивки во всю стену. Стоили такие изделия очень дорого, украшали собой княжеские замки да королевские дворцы. Сделать вышивку такого рода было трудно, зато и готовая работа представляла собой произведение искусства.
Особенно богатой и роскошной была церковная вышивка: облачения для служителей церкви поражали воображение прихожан. Кстати, находились и те, кто полагал, что отказавшимся от мирских радостей священникам не пристало носить столь дорогую одежду. На волне протеста против католических излишеств родилось движение протестантизма.
Восточная вышивка
Ещё в VI-V веке до н.э. китайцы вышивали на шёлке, используя золотые и серебряные нити, а иногда и волосы. Позже вышивка появилась и в Японии, во многом перекликаясь с китайской традицией.
Особенно богата и удивительна индийская вышивка: многочисленные техники несли глубокое сакральное значение.
Вышивка в Новое время
Английская вышивка
Порвав с католической церковью, Англия стала переживать подъём всех сфер искусства в светской жизни. Вышивка не только украсила собой костюмы дворян: она широко распространилась на быт и культуру. Так, из вышитых картин выросли вышитые иллюстрации и обложки для книг. Именно тогда вошла в моду вышивка портрета. Это требовало мастерства и аккуратности.
Вышивкой украшали пояса и сумки, головные уборы и обувь, детали интерьера. И знатные дамы, и бедные английские крестьянки предавались вышиванию с большой страстью. По всей стране издавались альбомы со схемами для вышивания, а ведь стоило это дорого!
Тогда же вошло в моду саше – маленький вышитый мешочек, в котором хранились ароматные сухие цветы и травы.
Но чем Англия гордится по праву – так это вышитыми перчатками! Если вы вспомните, тогда перчатки были куда как более важным элементом одежды, чем сейчас. Все знают: если джентльмен бросает свою перчатку под ноги другого джентльмена – это означает вызов на дуэль. И это не единственное этикетное правило, связанное с перчатками. Так, в те времена молодой человек дарил даме перчатку в знак предложения руки и сердца: именно так, как сейчас у нас дарят кольцо. С другой стороны, если некая дама оставила молодому человеку свою перчатку – это означало, что она согласна принять его ухаживания и ждёт от него следующего шага. Кончено, украшение перчаток вышивкой было как никогда популярно именно в ту эпоху!
В XVII веке получила распространение объемная вышивка. Обычно она изображала те или иные знакомые сюжеты, и одежда вышитых людей была сделана из лоскутков и лент.
Французская вышивка
Французы всегда знали толк в красивой одежде, поэтому писать о бесчисленных особенностях этого аспекта можно целую диссертацию. А вот вышивка в интерьере – это очень интересная особенность французского прикладного искусства.
Когда Король-Солнце из мрачного голого Лувра перебрался в богатый нарядный Версаль, тогда Франция стала просто одержима украшением предметов интерьера. До сих пор даже современные дизайнеры часто используют мотивы французской вышивки на мебели.
Кстати, французская вышивка обоев перекочевала во многие другие страны. Так, апартаменты Александра III в Гатчинском дворце украшены французской вышивкой. Многие баварские и богемские замки декорированы в этой же традиции.
Германская вышивка
Именно из Германии – из саксонской её части – пришла к нам мода на вышивку на постельном белье. Белое дрезденское кружево – рокко – становится основой такой вышивки. Новинку оценили по достоинству, и с тех пор при всех королевских дворах Европы считалось, что роскошное постельное бельё немыслимо без вышивки.
Берлинская вышивка знаменита тем, что именно она стала издаваться в знакомом нам формате: как схема с цветными квадратиками. Такие схемы разошлись по всей Европе, и женщины скупали их с большим удовольствием. А вот нитки надо было покупать отдельно: зато и цвета каждая вышивальщица подбирала на свой вкус.
Итальянская вышивка
В Италии долго царствовала вышивка эпохи барокко: яркая, причудливая, пышная. Итальянские костюмы отличались такой красочностью, что это даже высмеивали в чопорной Англии. Однако сами итальянцы ничуть не смущались. И, конечно, важной частью одежды была крупная вышивка, выполненная яркими насыщенными цветами.
Вышивка на Руси
В эпоху Киевской Руси особо роскошной была церковная вышивка. Особенностью нашей отечественной вышивки, отличающей её от западной, было использование жемчуга. Одеяния священнослужителей, иконы, обложки религиозных книг – всё украшалось вышивкой золотом и жемчугом.
Декорировали вышивкой и одежду. В зависимости от благосостояния семьи это могла быть скромная народная вышивка – или роскошные золотые и серебряные узоры на дворянских костюмах. Начиная с эпохи Петра I, вышивка перекинулась на мелкие предметы туалета и аксессуары, были заимствованы западные техники и мотивы. Российский императорский двор невозможно представить себе без этого декора!
www.livemaster.ru
Виды вышивок и оформление работы
Виды вышивок, техника выполнения и оформление работыСлово “вышивка” подразумевает под собой массу техник и вариаций искусного нанесения рисунка на ткань. Прежде чем начинать увлекательный процесс вышивания, стоит познакомиться с каждой техникой, чтобы выбрать то, что по душе именно вам. В этой статье описаны далеко не все существующие виды вышивок, но самые яркие представители.
Техники и виды вышивок
Полукрест
Данный вид вышивки отличает от классического вышивания крестиком тем, что вместо двух лицевых стежков выполняется только один нижний. Получается как бы незавершенный крестик. Стежки на изнаночной стороне могут быть как короткими, так и длинными, идущими под наклоном лицевых стежков. Длинные изнаночные стежки придают объем рисунку.виды вышивок
Счетный крест
Техника выполняется на счетной ткани, вышивка следует по счету нитей тканного полотна. Это позволяет сделать рисунок максимально приближенным к оригинальному изображению. Подробней о вышивке крестом вы можете почитать здесь: «Вышивка крестом. Основы»
Бразильский стиль
Бразильский стильЭто достаточно сложная техника. Рисунок в бразильском стиле имеет объемную форму. Процесс создания стежков в такой технике своеобразен. Нить вьется вокруг иглы, образуя на ней петли, а затем продевается в ткань. Петли закрепляются на лицевой стороне полотна, создавая на ней изображение.
Барджелло
Рисунок в такой технике выполняется длинными стежками. При такой работе верным помощником станет стежкоукладчик, так как натяжение и качество стежков здесь напрямую влияет на качество изображения. В технике барджелло не принято использовать пяльцы, натяжение ткани может негативно сказаться на финальном результате.виды вышивок
Смотрите также:
Строчевая вышивка
Такой способ вышивки можно отнести к простым, несмотря на то, что в этой технике используются самые разные виды швов. Тем не менее, ей придется уделить много времени.
Строчевая вышивкаВышивка этого вида выполняется на полотне с равномерным переплетением нитей. В основе работы лежат гладьевые стежки. Работа идет вдоль прямой линии, образуя причудливые орнаменты.
Гладь
Вид вышивки, в которой рисунок образуется за счет длинных натянутых стежков, плотно прилегающих друг к другу. Для такой вышивки требуются базовые навыки рисования. Процесс вышивания происходит по ткани с частым плетением, где используется стежкоукладчик. В качестве дополнительных аксессуаров к такой вышивке применяют пяльца для закрепления ткани и карандаш для нанесения рисунка.
Смотрите также:
Золотые нити
Этот тип вышивки пришел к нам с давних времен. Одежда и предметы декора, украшенные элементами из золотых нитей, смотрятся красиво и изысканно.
Золотые нитиПрежде чем начать работу, большое внимание нужно уделить подготовке. Необходимо нарисовать то, что вы хотите вышить на бумаге, только после этого аккуратно перенести изображение на полотно. Сделать это можно с помощью копировальной бумаги. Полотно в процессе вышивания закрепляется пяльцами.виды вышивок
Алмазная вышивка
Алмазно-мозаичный тип вышивки доступен и понятен даже начинающим вышивальщицам. Процесс создания рисунка заключается в нанесении страз и камней на полотно.
Такая вышивка выполняется на ткани, покрытой клеевым слоем, камешки выкладываются металлическим пинцетом, иногда в качестве замены пинцету используют обычный карандаш.
Оформление работы
После завершения работы можно приступать к ее оформлению. Этот процесс состоит из нескольких этапов:
- Стираем ткань.
Этот этап можно пропустить, если ткань осталась чистой в процессе создания картины. Если же вы решили постирать работу, то делать это нужно в теплой воде, в качестве вспомогательного средства используя детское мыло.
- Выбираем подложку.
В качестве подложки можно использовать флизелин или картонный лист. Если вы сделали выбор в пользу флизелина, то помните, что его цвет должен быть идентичен цвету ткани.
- Одеваем работу в рамку.
Для вышивки лучше всего подойдет рамка со стеклом. Благодаря стеклу нитки не будут подвержены выгоранию.
Смотрите также:
Галерея работ для вдохновения:
Видео:
Загрузка…three-needles.ru