Вышивка Хардангер — счетная гладь — Виды вышивки — Тематические и авторские страницы НУ — Народный УЧЕБНИК вышивки
Вышивка хардангер — это старинная скандинавская техника ручной вышивки, названа в честь города на юго-западном побережье Норвегии. Зародилась на Ближнем Востоке, а к XVII-у веку добралась до Европы и дальше на север.
У Хардангера множество родственных
направлений в вышивке: кипрская лефкаритика, итальянская punto antico и reticella,
русское шитье по решетке.
Некоторые традиционные для хардангера элементы — квадрат, прямоугольник, крест
— относят к ассирийским и египетским традициям,
а знаменитая восьмиконечная звезда
— к индийской вышивке.
Традиционно вышивка хардангер была элементом одежды и использовалась в
норвежском национальном и свадебном костюме bunad как вышивка на фартуке.
Позже,
в XIX-ом столетии, технику используют и в украшении домашнего текстиля.
Стиль хардангер относится к счетным типам вышивки и напоминает знакомые нам мережки. Но мережка – это скорее «краевой», окантовочный прием вышивки, а хардангером можно заполнить все пространство ткани и получить восхитительно красивые узоры.
Довольно часто хардангер называют счетной гладью, и это название как нельзя лучше отражает суть техники, ведь в основе ее лежат гладьевые стежки, но строго упорядоченные по длине и количеству.
Хардангером вышивают на тканях равномерного переплетения (таких, в которых на 1 см приходится одинаковое количество долевых и поперечных нитей). Это непременное условие, ведь основным элементом узоров в технике хардангер является квадратный блок 4х4 нити.
Для вышивки используется в основном ткань 25-27
каунта и нитки типа Ирис или PERLE для блоков и более тонкие (можно мулине или
тонкие Perle) для бридов и ажуров.
Можно так же вышивать нитками YarnArt Tulip, но ими вышивать сложнее – по клику об этом подробнее рассказано в дополнении к статье.
ЛАНГЕТНЫЙ (петельный) шов
Используется для вышивки контура изделия, по которому оно потом будет вырезаться.
Иногда лангетный шов используется для придания объема внутри вышивки.
Вставляем иглу с изнанки прямо на линии разметки в точке начала шва и вытягиваем нить на лицо,
оставляя на изнанке хвостик до 6-8 см. длиной (этот хвостик потом будет закрепляться, поэтому он должен быть такой длины, чтоб его можно было вставить в иголку и закрепить.)
От точки начала отступаем одну ниточку вправо по линии разметки, поднимаемся
над разметкой на 4 нитки вверх и делаем первый стежок, выводя иголку снова на
линии разметки вертикально так, чтоб ниточка, выходящая из ткани в точке начала
оказалась под острием иглы и дотягиваем нитку, чтоб получился первый стежок.
Вообще ширина лангетного шва равна 4-ем нитям, поэтому мы всегда вверх
поднимаемся на 4 нити ткани.
Снова отступаем одну нить вправо и четыре вверх, вводим иглу в ткань и выводим на линии разметки так, чтоб хвост ниточки был под иглой.
Таким образом отшиваются прямые участки лангетного шва.
Количество стежков в
лангетном шве обычно кратно 4+1 стежок.
Это потому, что в основе хардангера
лежат блоки 4х4 нитки, и чтоб все нитки ткани были закреплены (оказались как бы
между вышивающей ниткой) и делают на один стежок больше.
Так мы дошли до первого уголка.
Вот схема уголка, она выполняется на участке
4х4 нитки
Сначала покажу схему отшива уголка
Все стежки уголка на этой схемке сходятся в одной точке V, одна клеточка равна
одной нитке ткани.
Сделав последний, 28-ой, стежок, вводим иглу снова в верхнюю точку этого 28-го
стежка (на схеме точка V), а выводим через 2 (две) ниточки вправо (на схеме
точка W).
Сделали первый стежок уголка.
Снова вводим иглу в точку V, а выводим ее в точке, отступив одну нитку вправо и одну нитку вверх (чтобы получилась диагональка через одну нить ткани) – на схемке точка Х.
Сделали второй стежок уголка.
Третий стежок уголка.
Вводим иглу в точку V, а выводим ее в точке, отступив еще на одну нитку вправо
и одну нитку вверх (получилась диагональка из трех точек через одну нить ткани)
– на схемке точка Y.
От линии разметки эта точка должна быть выше на 2 нити
ткани.
И последний, завершающий стежок уголка.
Снова вводим иглу в точку V, а выводим ее в точке, отступив еще на две нитки
вверх по отношению к последней точке (получился прямой стежок на 4 ниточки
ткани перпендикурярно уже отшитому прямому участку) – на схемке точка Z.
Получился первый уголочек.
Из точки V у нас выходит 5 стежков: два прямых и три диагональных.
Теперь по схеме идет прямой участок на 5 стежков.
Но так как первый прямой
стежок мы уже сделали, когда заканчивали наш уголок, то нужно сделать еще 4
прямых стежка.
В итоге у нас должно быть 5 прямых стежков, а между ними 4 ниточки ткани. И снова уголок.
Повторяем полностью все шаги, которые делали для первого уголка (словами описывать не буду, только покажу еще на одних фотках)
После завершения второго уголка отшиваем прямой участок из 5-ти стежков (всего).
Изнанка наша должна выглядеть вот так.
Здесь хорошо видно, что ниточки все идут ровненько, нигде нет вылезшей за
границы 4-х-ниточного шва, нитки.
Тут видно, что стежки уголка создают диагональку из трех точек.
Я всегда сама себя точно так же контролирую, переворачивая работу на изнанку, если сомневаюсь в правильности вывода иглы на уголке.
И если вдруг где-то произойдет ошибка и иголка выйдет не в ту точку, на лице это будет незаметно или будет выглядеть как слабо затянутая петелька шва, то на изнанке все огрехи очень хорошо просматриваются.
Мы подошли к месту на схеме с переходом от одного прямого участка к другому с поворотом по часовой стрелке на 90 градусов (на схеме обведен красным кружочком)
Потяните немного рабочую нить вниз так, чтоб была видна точка последнего вывода
иглы на лицо, отсчитайте от этой точки 4 нитки ткани строго вверх, введите в
эту точку иглу и выведите ее в той же точке, откуда выходит нитка из ткани.
Когда выполните этот первый стежок, потяните немного рабочую нить влево вверх для того, чтобы образовавшаяся петелька легла ровненько и шов был аккуратным (потянуть так, как на фото)
Далее выполняем второй стежок точно так же, как мы делали это раньше – отступает одну ниточку вправо, поднимаемся на 4 ниточки вверх и делаем второй стежок. Всего таких стежков должно быть 5.
Ну и теперь смотрим на схему и отшиваем все уголочки крылышка, его наряд и т.д. по схеме
Рано или поздно любая нитка заканчивается и нужно начинать новую.
Мой совет –
не дошивайте ниточку до самого конца, оставляйте хвостик около 6-8 см, чтоб его
можно было легко закрепить на изнанке.
И еще такой момент.
Лучше и легче
вводить новую нитку на прямом участке лангетного шва, чем на закруглениях
уголков или при «правом повороте».
Итак.
Хвост в иголке около 6-8 см. Сделав последний стежок этой ниткой,
оставляем ее на лице, не снимая пока иголки.
Берем новую нитку, вставляем во вторую иголку, и эту иголку вводим с изнанки на лицо в следующей дырочке ткани, т.е. отступая от висящей старой нитки на одну нить ткани вправо.
Затем, вытянув новую нитку на лицо и оставив ее хвостик длиной 6-8 см на изнанке, отступает от этой точки на одну нить вправо, поднимаемся на 4 нити вверх и делаем первый стежок новой нитью (происходит это точно так же, как и при начале лангетного шва).
Прошиваем 2-4 стежка новой нитью, откладываем ее в сторону, берем иголку со старой нитью и кончик ее вставляем в первую петельку, образованную новой нитью (а над этой петелькой светится свободное место, как будто пропущен стежок).
Придерживая пальцами хвост новой нити на изнанке, иголку со старой нитью вводим в точку на верху шва, отстоящую от нашей петельки на 4 нити ткани и уводим старую нить на изнанку.
Там должно оказаться два хвоста: снизу от новой нитки, сверху – от старой. Оба хвостика немного подтягиваем, чтоб и петелька, и стежок были аккуратными и ровненько легли в ряд.
Так должна выглядеть наша изнанка.
Иголку со старой нитки снимаем и далеко не
прячем, она нам пригодится при следующей смене нитки.
Таким образом отшиваем весь контур по схеме.
Если вы все сделали правильно и нигде не ошиблись с подсчетом стежков, то контур должен сойтись нитка в нитку по схеме, и нигде не должно быль лишних или недостающих стежков.
Заканчиваем контур так же, как и вводим новую нитку, только тут будет одна рабочая нить, а иглу в самом конце вводим в ту самую первую петельку, с которой начинался наш контур.
Затем вводим иглу в точку над петелькой (она будет уже занята стежками уголка) и уводим нить на изнанку. Вот что у нас в результате должно получиться (вместе с изнанкой)
Теперь нам нужно закрепить все хвосты, чтоб изнанка была аккуратной.
Берем первую пару хвостов.
На один из них надеваем иголку и проводим ее под
несколькими стежками вправо, при этом сами хвосты как бы перекрещиваем между
собой, чтоб на этом месте не было пустоты.
Вытянули иголку из-под стежков и делаем маленький (на 1-2 ниточки) шажок иголкой назад так, как делается шов бэкстич, и снова проводим иголку под несколькими стежками вправо, затягиваем петельку и выводим нить наверх и хвост обрезаем.
Все эти же действия повторяем и для второго хвоста, только в другую сторону – влево
Вот такая должна получиться у нас изнанка
Мы рассмотрели ЛАНГЕТНЫЙ (петельный) шов, который используется для вышивки контура изделия.
Теперь начнем украшать юбочку ангелочка и будем делать это гладьевыми блоками.
ВТОРАЯ часть:
«Гладьевые блоки (или клостеры)».
И еще, как и обещала в начале,
показываю и рассказываю о своей
работе
Вышивка Хардангер — ДПИ журнал
- Информация о материале
- Категория: Текстиль
Среди удивительных пейзажей юго-запада Норвегии затерялся небольшой городок Хардангер, в честь его, а также в честь прекрасного одноимённого фьорда, и названо это направление вышивки. Этот стиль стал очень популярным не только в Скандинавских странах, но и по всему миру. Вышивка хардангер делается льняными либо хлопчатобумажными нитками по такого же цвета полотну.
Адольф Тидеманд. Харда́нгер-фьорд
Традиционно такой вышивкой украшали фартуки на костюмах, однако, в девятнадцатом столетии уже декорировали в этой технике текстильные изделия для дома. Материал для работы использовался местный, а белье изначально оставляли в естественном цвете.
В девятнадцатом веке в Норвегию приехали текстильные компании из Америки, увидев вышивку Хардангер, они пришли в восторг. Излишне говорить, что вскоре в женских журналах всего мира появились её образцы.
Удивительная лаконичность, и вместе с тем самобытность норвежских орнаментов поражает сразу, недаром во время всемирной выставки в Париже в 1900 году, где впервые официально была представлена норвежская вышивка, она сразу получила большую награду. Этот был фартук работы Brita Skalvei, который очаровал всех профессионалов. Первое документальное руководство о том, как делать вышивку Хардангер, было сделано в Америке в 1901-ом году, это было опубликовано в «дамском журнале «Home Journal» от Сары Хэдли.
О происхождении вышивки Хардангер мало что известно, говорят, что эту технику привезли из Персии, к тому же между Италией и Норвегией тоже был активный торговый обмен, а вышивка в эпоху Возрождения, как мы уже знаем, была бесценна.
Пристальный взгляд мастеров найдет много различных влияний, которые приписывают походам викингов по Средиземному морю. Очень популярная во всех скандинавских странах восьмиконечная звезда — символ гармонии, соединения духовного и материального начала, присутствует в орнаментах повсеместно. Не забываем, что Королевский Норвежский орден Святого Олафа тоже восьмиконечный.
Этнографический музей города Хардангера (Hardanger folkemuseum) был основан в 1911-ом году, и за сто лет своего существования он собрал огромную коллекцию старинных вышивок.
Народный музей свято хранит свои традиции и постоянно проводит вышивальные курсы. Мастерицы со всего мира приезжают сюда, чтобы обучиться настоящей технике Хардангер. В музее демонстрируют богатую коллекцию работ.
Сегодня старая техника приобрела новое звучание, её делают в цвете, добавляют бисер, другие декоративные элементы, и популярность её только растёт.
Использованы материалы:
http://picclick.ca/
https://ru.wikipedia.org
- Назад
- Вперед
|
Вышейте красивый набор для вышивания хардангер из Hardanger Trio
10 марта 2022 г.
У вас есть красивые нити, которые вы хотели использовать, но не смогли найти идеальный проект? У нас есть только класс для вас!
Трио Хардангер от учителя Ким БимишВ нашем онлайн-классе Трио Хардангер с Ким Бимиш вы вышьете красивый набор для вышивания хардангер, который включает подушечку для булавок, брелок для ножниц и книгу для игл, используя ваши собственные материалы. В книжке для иголок есть два кармана для хранения ниток и т. д., а также войлочная страница для хранения игл. Вырезанная рабочая область имеет кружевной вид с использованием Wrapped Bars и Doves Eye. Регистрация закрывается 6 апреля!
Инструкции для этого класса будут предоставлены в виде подробных PDF-файлов, и ваш учитель будет доступен в группе обсуждения класса, чтобы наблюдать за вашим шитьем, отвечать на вопросы и просматривать фотографии вашего прогресса. Инструкции по сборке всех деталей также прилагаются.
Из вашего тайника вы можете выбрать однотонные нити, такие как Pearl Cottons, или пестрые нитки, такие как нити Caron, которые дадут вам возможность поэкспериментировать с цветом. В примерах показаны обе расцветки. Тот, что вверху, был сшит Г. Томпсоном.
Учитель Ким Бимиш – Сшито Г. ТомпсономЕсли у вас нет цветов, которые вам подходят для проекта, у вас есть достаточно времени, чтобы получить их, потому что первый урок будет опубликован 1 июня, а осталось всего около два часа предварительной сшивки до этого. Это считается проектом начального/среднего уровня. Некоторое знакомство с Хардангером будет преимуществом.
Нажмите здесь, чтобы зарегистрироваться в Hardanger TrioСкоро у нас будет еще одно увлекательное занятие! Поцелуй меня под омелой с Селестой Чаласани сначала вы научитесь переносить дизайн методом «салфетки». Затем мы познакомимся с вводными техниками вышивки Stumpwork, пока учащиеся накладывают стежки и оборачивают бусины, чтобы создать ягоды. Наконец, завершим вышивку орнаментом праздничной бархатной лентой. Регистрация начинается 6 апреля 2022 г. Узнайте больше и подпишитесь на напоминание!
Поцелуй меня под омелой с Селестой ЧаласаниВот краткое изложение того, как работают наши онлайн-классы: Учащиеся получают доступ к материалам класса в соответствии с расписанием занятий и к группе обсуждения класса, где учитель будет отвечать на вопросы учащихся и где студенты могут публиковать фотографии своего прогресса и общаться друг с другом.