Все про вышивку: Всё о вышивке | Учимся вышивать крестиком, обсуждаем материалы

Искусство русской вышивки XVI — начала XX века • Julie-pr

С 17 октября 2019 года в Коломенском в выставочном зале «Подклет дворца царя Алексея Михайловича» проходит выставка «Искусство русской вышивки XVI — начала XX века из собрания музея-заповедника «Коломенское — Измайлово — Люблино». О выставке я узнала ещё в октябре до её открытия, а вот посетить удалось только в новогодние праздники.

Основу коллекции составляют спасённые ткани из ризниц храмов села Коломенского, храмов и монастырей Москвы и Подмосковья — облачения духовенства и предметы церковного убранства, а также народная одежда разных губерний, светские и городские костюмы и аксессуары, дамское бельё, вышитые предметы быта и интерьера: картины, скатерти, полотенца, постельное бельё и т.п.

Выставка разделена на четыре части: изобразительная и орнаментальная вышивка; вышивка жемчугом, бисером и стеклярусом; счётная вышивка; белая вышивка.

Коломенское, выставочный зал «Подклет дворца царя Алексея Михайловича»

Изобразительная вышивка

На Руси с древнейших времён вышивкой украшались одежда, предметы быта и интерьера. Золотными и шёлковыми нитями расшивались одежды великих князей и царей. С X века вышивка часто встречалась в церквях и храмах: вышивали иконы, литургические покровцы и надгробные покровы, одежду духовенства.

Фелонь (Московская губерния, первая четверть XIX века): парча, мишурные нити, галун, трунцал, блёстки; ткачество, вышивкаФелонь (Московская губерния, первая четверть XIX века): парча, мишурные нити, галун, трунцал, блёстки; ткачество, вышивка

В православном богослужении особое место занимали предметы, украшенные изобразительной вышивкой, которые входили в повествовательную и содержательную часть службы. Часто вышивались сюжеты из священных писаний: отдельные эпизоды располагались в хронологическом порядке. В России XVI — XVII веков подобные вещи называли «букварём для неграмотных» — средневековые люди понимали и умели читать вышитые на ткани архаичные и христианские символы.

Покровец (Россия, вторая половина XVIII века): шёлк, орнаментальное шитьёПелена «Зачатие святой Анны» (Москва, конец XVI века, не ранее 1588 г): шёлковые и золотые нити, ткачество, лицевое шитьё

Изобразительной вышивкой (лицевым шитьём) называются все виды сюжетной вышивки, использовавшиеся на Руси с X века. Обычно над произведением с изобразительной вышивкой на протяжении длительного времени работал целый коллектив мастеров. Привозная шёлковая ткань с подложкой из холста натягивалась на пяльцы. Пяльцами занимался столяр, который входил в штат мастерской. Оборотная часть холста проклеивалась мучным или рыбьим клеем. Рисунки для вышитых икон создавали иконописцы (знаменщики). Рисунок чертился на бумаге, затем вымётывался и расцвечивался на ткани. Надписи писал специалист-калиграф (словописец). Орнамент выполнял «травщик». На каждый рисунок уходило от нескольких дней до месяца. Затем шёлковыми нитками вышивали лицо и открытые части тела (личное шитьё). Одежду, архитектуру и пейзаж (доличное шитьё) вышивали разными техниками: цветными шелками на проём, золотными нитями по настилу вприкреп и скатными нитями (золотные нити, перевитые с цветными шёлком). Сначала делался горизонтальный настил из толстых хлопчатобумажных нитей (с XVII века настилом могли быть бумага, картон, вата, береста). Затем вертикально укладывались золотные нити, каждая из которых прикреплялась к настилу цветной шёлковой нитью единичными стежками — вышивка вприкреп. С XVII века в золотном шитье стали использовать канитель, трунцал, блёстки, вставки из стекла и драгоценных камней.

Пелена «Рождество Богородицы» (Москва, 1660-е гг): атлас, шёлковые и золотные нити; вышивка, ткачествоФелонь (Московская губерния, вторая половина XVIII века): шёлковые, серебряные и мишурные нити, галун; ткачество, лицевое шитьё, аппликация

Наибольшее развитие изобразительная вышивка получила в XVI — XVII веках. Рукоделием занимались в «светлицах» — светлых помещениях. Возглавляла мастерскую хозяйка дома, которая и сама вышивала, и набирала штат мастериц. Профессия вышивальщицы была почётной, однако имена мастериц встречаются крайне редко. Муж, в доме которого была подобная мастерская, мог высоко подняться по социальной лестнице. В Москве наиболее известными были светлицы княгини Старицкой, боярынь Годуновых, княгини Сицкой, боярынь Милославских, князей Одоевских, «именитых людей» Строгановых.

Вышивка для оформления царского места (Москва, Царицына мастерская палата, середина — вторая половина XVII века): шёлковые и золотные нити, изобразительное шитьё

С XVI века крупнейшим древнерусским центром художественной вышивки была мастерская на территории Московского Кремля (с XVII века называлась «Царицына мастерская палата»). Царица сама вышивала шёлком, золотом, жемчугом. Мастерицы и ученицы были жёнами и дочерьми из знатных семей. В 1626 году в царской светлице работали 15 золотошвей, к концу XVII века и число выросло до ста. В среднем мастерицы работали по 20-25 лет, хотя были и такие, кто работал по 50 лет. Царицына мастерская палата воздействовала на развитие вышивального искусства в стране, диктовала вкус и распространяла традиции искусства русской художественной вышивки.

Орнаментальная вышивка

Орнаментальная вышивка

В основе русской орнаментальной вышивки часто лежат заимствованные орнаменты с предметов из серебра, финифти, с зарубежных тканей и декоративного оформления рукописных книг. Русские вышивальщицы отбирали узоры и художественные приёмы, которые соответствовали национальным понятиям красоты.

Саккос (Московская губерния, начало XIX века): галун, тесьма, ткачество

Русская вышивка XVI — XVII веков имела элитарный характер, так как привозные ткани и нити для вышивки были очень дорогими. Люди бережно относились к тканям. Часто хранили отдельные элементы обветшалых вещей, старались сберечь высокохудожественные образцы вышивки. Ткани передавались по наследству, отдавались в храмы и монастыри в качестве подарков, светские платья порой перешивались в богослужебные предметы, давая тканям и вышивкам вторую жизнь.

Митра (Московская губерния, последняя четверть XVIII века): серебряные нити, серебро, канитель, блёстки; ткачество, орнаментальное шитьё, эмаль, золочениеХоругвь, на лицевой стороне которой вышит Архангел Михаил (Московская губерния, вторая половина XIX века)Хоругвь, на лицевой стороне которой вышит Архангел Михаил (Московская губерния, вторая половина XIX века)Хоругвь, на оборотной стороне которой вышиты Власий Севастийский, Георгий Победоносец и Целитель Пантелеймон (Московская губерния, вторая половина XIX века)Хоругвь, на оборотной стороне которой вышиты Власий Севастийский, Георгий Победоносец и Целитель Пантелеймон (Московская губерния, вторая половина XIX века)Хоругвь: объемная золотная вышивка имитирует металлический оклад (Московская губерния, вторая половина XIX века)

Русской средневековой вышивкой занимались в княжеских дворцах, в домах богатых бояр и торговых людей и, конечно же, в женских монастырях.

Основная тенденция русской орнаментальной вышивки XVII века — стремление к парадности, узорочью, золотому цвету. Соответственно, была популярна золотная вышивка.

Женский головной убор (Россия, XIX век): вышивка золотом, блёстки

Женские головные уборы, богато украшенные золотной вышивкой, особо ценились. Они бережно хранились и передавались по наследству. По головному убору можно было определить возраст женщины, её семейное и социальное положение, а также регион её проживания. Головные уборы замужней женщины закрывали волосы, а девичьи уборы (венец, повязка) наоборот оставляли открытыми волосы и теменную часть головы.

Кокошник (Среднее Поволжье, вторая половина XIX века): мишурные нити, блёстки; орнаментальное шитьёДонце кокошника (Россия, XIX век): вышивка золотом

Кокошник был праздничным головным убором, который носили в городах купчихи и мещанки. Повойник относился как к праздничным, так и к повседневным головным уборам. Кичка-сорока была исключительно крестьянским праздничным убором.

Кичка-сорока (Воронежская губерния, конец XIX века): шерстяные и мишурные нити, бисер, бусины, блёстки, пуговицы; вышивка, низание, плетениеКичка-сорока (Воронежская губерния, конец XIX века): шерстяные и мишурные нити, бисер, бусины, блёстки, пуговицы; вышивка, низание, плетениеПовязка (Архангельская губерния, вторая половина XIX века): шерстяные и мишурные нити, бисер, стеклярус, блёстки; вышивка

В XIX веке золотная вышивка постепенно исчезает из народного костюма, однако она украшала придворную одежду.

Вышивка с парадного облачения (Россия, вторая половина XVII века): х/б и золотные нити, канитель, блёстки; орнаментальная вышивка

В начале XVIII века реформы Петра I изменили на европейский манер русский придворный быт. В России появляются новые техники вышивки: теневая гладь, вышивка бисером, стеклярусом, крестом. В XVIII веке вышивка перестаёт быть только церковной.

Специализированные мастерские и мастерские при монастырях расшивают золотом кафтаны, одежду теневой гладью. Например, монахини Арзамаса расшивали золотной вышивкой придворные женские платья.

Кокошник «однорогий» (Олонецкая губерния, конец XIX века): мишурные нити, перламутр, бисер, фольга; вышивка

В конце XVIII века приобретают большое значение девичьи — мастерские крепостных вышивальщиц, которые работали не только на семьи своих помещиков, но и вышивали на продажу. Вышивание плащаницы было одним из самых почётных светличных рукоделий.

Во всех институтах и пансионах девочек учили шить и вышивать, а воспитанницы Екатерининского института даже получали за свою работу жалованье.

Женский головной убор (Россия, XIX век): вышивка золотом

На рубеже XVIII — XIX веков женщины всех слоёв общества занимались вышивкой. Городские жители чаще пользовались услугами вышивальщиц-профессионалов, которые выполняли вышивки разной сложности.

Шугай (Олонецкая губерния, вторая половина XIX века)

В XIX веке появляются кустарные центры: в Торжке Тверской губернии, Палехе и Городце Владимирской губернии специализируются на золотной вышивке городского типа, а владимирские мастерские Холуя и Мстёры — на вышивке белой гладью европейского образца.

Вышивка жемчугом

Часто в изобразительной и орнаментальной вышивке использовался жемчуг, который на Руси приравнивался к драгоценным камням. Жемчуг в изобилии украшал одежду царя, знати и церковных иерархов, поэтому в сознании иностранцев воспринимался как символ всего русского. Искусство вышивки жемчугом достигло расцвета во второй половине XVII века.

Пелена «Голгофский крест» (Русский Север, начало XVIII века): вышивка шёлковыми и золотными нитями и перламутров по атласу

В XV — XVII веках спросом пользовался привозной морской жемчуг матового оттенка.

Подготовка жемчуга для вышивки происходила в несколько этапов. После извлечения из раковины мягкую жемчужину помещали в слабощелочную среду для затвердения. Для придания блеска жемчуг купали в росе. После затвердения в жемчужине делали отверстие, которое порой было не толще человеческого волоса. Затем сортировали жемчуг на тёмной бархатной или суконной ткани, препятствующей скольжению бусин. В книге по химии «Открытие сокровенных художеств» М. И. Агентова целая глава посвящена жемчугу: как из мелких жемчужин делать крупные, как их обрабатывать и т.п.

Риза с гефсиманской плащаницы (Иерусалим, конец XIX века): вышивка бисером, бусинамиРиза с гефсиманской плащаницы (Иерусалим, конец XIX века): вышивка бисером, бусинами

Вышивку жемчугом на Руси называли «саженьем»: на вощёную льняную нить, иногда на тонкий волос, нанизывались жемчужины. По контуру рисунка пришивали двойную льняную нить, между которыми затем укладывали низку жемчуга, которую закрепляли поперечными стежками после каждой бусины.

Сборник-«шамшура» (Вологодская губерния, с. Пермогорье, конец XIX века): золотные нити, жемчуг, перламутр, стёкла; вышивка

С начала XVIII века вместо перламутра и жумчуга стали всё чаще использовать бисер и стеклярус. Вышивка жемчугом, бисером и стеклярусом похожи по приёмам работы.

В церквях бисером, стеклярусом и жемчугом часто украшали оклады, цаты и ризы икон.

Цаты (Русский Север, конец XVII века): вышивка шёлком, канителью, золотными нитями, перламутром, блёсткамиИкона в окладе и ризе «Богоматерь Казанская с архангелом Михаилом на полях» (Московская губерния, конец XVIII века): вышивка жемчугом, золотыми нитями, стразами по бархату

Люди из простых слоёв населения теперь могли делать вклады в церковь. Таким образом в храм Казанской Иконы Божьей Матери села Коломенское попал бисерно-стеклярусный оклад на икону «Богоматерь Печерская с припадающими Антонием и Феодосием».

Оклад с иконы «Богоматерь Печерская с припадающими Антонием и Феодосием» (Московская губерния, вторая половина XVIII века): вышивка бисером, стеклярусом, бусинами

Вышивка бисером и стеклярусом

Еще в XVII веке одежда, украшенная бисером, считалась небогатым нарядом. Зато в XIX веке народные костюмы, декорированные бисером, стеклярусом, бусинами, ракушками получили широкое распространение.

Вставка в столик для рукоделия (Россия, 1800 — 1820-е гг.): вышивка бисером

Расцвет бисерного искусства приходится на первую половину XIX века. Увлечение бисером становится популярным в высших кругах общества, причём бисерным рукоделием занимались и мужчины. Мельчайший венецианский бисер, тончайшие английские иголки, западноевропейские рисунки для вышивок могли позволить себе только обеспеченные люди.

Чайная коробка (Россия, 1820 — 1830-е гг. ): вышивка бисером по перфорированной бумаге

Из бисера делали подстаканники, чехлы на карандаши, вставки для записных книжек и мебели — всё это использовалось в быту.

Сумочки (вышивка и вязание с бисером) и бумажник (вышивка бисером по перфорированной бумаге). Россия, первая половина XIX векаСумочка (Россия, XIX век): вышивка бисером

Самыми популярными мотивами бисерных вышивок стали цветочные узоры, переданные с ботанической точностью. Часто цветочные вышивки были символичны, в них зашифровывалось имя или качество характера.

Пояс священника (Московская губерния, 1830-е гг.): вышивка бисеромПояс священника (Московская губерния, 1830-е гг.): вышивка бисеромПояс священника (Московская губерния, 1830-е гг.): вышивка бисеромПояс священника (Московская губерния, 1830-е гг.): вышивка бисеромИкона «Новозаветная Троица» (Россия, вторая половина XIX века): вышивка бисером по перфорированной бумагеЛестовки старообрядческие (с. Коломенское, конец XIX века): вышивка бисером, жемчугом по бархату; бисероплетение

В конце XIX века бисерное рукоделие становится одним из направлений ведущих домов моды. Вышивкой бисером стали украшать дамские туалеты.

Белая вышивка

Пётр I ввёл западноевропейский костюм, который дополнился рубашками, воланами, воротниками, манжетами, манишками, жабо, расшитыми белой гладью.

Белая вышивка

Белая вышивка выполнялась по очень тонким тканям (батисту, кисее) белой тонкой шёлковой или хлопковой нитью. Основной техникой была белая гладь. На ткань наносили рисунок в виде растительного орнамента, контур которого обшивается швом «вперёд иголку». Рельефный узор выполняли при помощи кусочков ткани, ваты, настила из нитей.

Наволочка (Москва, начало XX века): батист, вышивка строчевая по сетке, вышивка гладью по настилуПолотенце (Москва, начало XX века): х/б полотно, вышивка английской гладью

Вышивку белой гладью дополняли стебельчатым швом, насыпью, сетками, кружевными вставками. С середины XIX века самым распространённым приёмом белой вышивки становится английская гладь, узор которой создаётся за счёт прорезанных в ткани и обшитых дырочек.

Платье (Россия, конец XIX века): кружево, вышивка гладьюПлатье (Россия, конец XIX века): кружево, вышивка гладью

У каждой дворянской семьи была личная белошвейка, которая шила и вышивала постельное и нижнее бельё, рубашки, летние платья, шали и т. п.

Сорочка дамская (Москва, начало XX века): батист, кружево, вышивка английской гладью

С отменой крепостного права белошвейное искусство становится профессией. Состоятельные люди использовали труд наёмных вышивальщиц, которые снимали мерки, делали раскрой, шили одежду и вышивали. Также создавались кустарные мастерские по производству вышивок белой гладью, самыми известными из которых были мастерские в сёлах Холуй и Мстёра Владимирской губернии. Работы мастериц этих вышивальных школ высоко оценивались на международных выставках.

Блуза (Москва, начало XX века): х/б полотно, вышивка английской гладью

Монастырские мастерские тоже специализировались на вышивке белой гладью.

Манишка (Россия, вторая половина XIX века): батист, кружево, аппликация, вышивка гладью с сетками)

На выставке был представлен свадебный постельный комплект, состоящий из накидки на подушку и подзора со средневековыми и ренессансными сюжетами, выполненный в разных техниках вышивки. Здесь соединены игольное кружево, вставки плетёного геометрического орнамента, вышивка по филейной сетке и английской гладью.

Свадебный постельный комплект: подзор (Москва, конец XIX века). Батист, игольное кружево; вышивка белой английской гладью, строчевая по филейной сетке)Свадебный постельный комплект: подзор (Москва, конец XIX века). Батист, игольное кружево; вышивка белой английской гладью, строчевая по филейной сетке)Свадебный постельный комплект: накидка на подушку (Москва, конец XIX века). Батист, игольное кружево; вышивка белой английской гладью, строчевая по филейной сетке)Свадебный постельный комплект: накидка на подушку (Москва, конец XIX века). Батист, игольное кружево; вышивка белой английской гладью, строчевая по филейной сетке)

Счётная вышивка

Техника цветной глади на Руси известна с XV века, но наиболее широкое распространение этот шов получил во второй половине XVIII века: вышивка имитировала тканный узор на ткани. Цветной гладью украшали шарфы, платки, сумочки.

Обложка для книги (Россия, начало XX века): шёлковые нити, вышивка гладьюСумочки (Россия, XX век): вышивка

В XVIII — XIX веках появляются новые техники вышивки. Вышивка становится более простой, счётной.

Вышивка крестом, полукрестом, тамбурным швомПуф (первая половина XIX века) и сумочка (1950-е годы): вышивка крестом

Вышивка крестом в качестве самостоятельной техники появилась в XVIII веке в дворянской среде. Сначала предметы, вышитые крестом, были интерьерными: вышивали ковры, мебельную обивку, каминные экраны. Часто вышивали крестом по заграничным схемам для вышивки бисером.

Экран каминный (Россия, вторая половина XIX века): вышивка крестом шерстяными нитками по канве

Во второй половине XIX века в вышивке крестом стали популярны рисунки с ветками пышных роз, которыми украшали ковры и скатерти.

Вышивка крестом, полукрестом, тамбурным швомКресло из красного дерева (Россия, вторая половина XIX века): вышивка полукрестом, штопальным швом по канве

Тамбурный шов на Руси назывался «шов в цепки», т.е. выглядел как цепочка. Обычно он использовался как декоративный шов к основной вышивке, подчёркивал линии узора. С конца XVIII века до середины XIX века тамбурный шов становится популярным. Для вышивки тамбурным швом были введены круглые пяльцы (от французского tambour), при помощи которых натягивали ткань для вышивки. С конца XIX века тамбурный шов возрождается в народной вышивке на полотенцах.

Шарф (Россия, вторая половина XIX века): вышивка тамбурным швом шёлковыми нитками по тюлюОрарь (Московская губерния, середина XIX века): канва, шерстяные нити, вышивка полукрестомОрарь (Московская губерния, середина XIX века): канва, шерстяные нити, вышивка полукрестомЧепец (Россия, конец XIX века): шёлковые нити, вышивка крестом

Народная вышивка

Традиционная народная вышивка связана с языческими верованиями предков. С глубокой древности вышитые орнаменты играли роль магических оберегов от злых духов. Вышивкой покрывали ворот, разрез на груди, манжеты и подол. Считалось, что повторяющиеся орнаменты действуют как заклинание от всего негатива.

Женский народный костюм

В орнаментах народной вышивки отразились все исторические периоды развития русского народа. Геометрические узоры и мифологические сюжеты имеют праславянские корни, зооморфные геральдические мотивы из эпохи средневековья, бытовые жанры — из дворянской и городской культуры XVIII — XIX веков.

Женский народный костюм

Для народных вышивок использовались более простые материалы: вышивали льняными, бумажными, шерстяными, реже шёлковыми нитями по льняному полотну, позднее — по хлопчатобумажному.

Женский народный костюм

С пяти-шестилетнего возраста всех крестьянских девочек учили искусству вышивки. Они готовили себе приданное, частью которого были вышитые рубахи. Самые нарядные рубахи женщины надевали на сенокос, жатву и свадьбу. Вышивка на одежде учитывала назначение наряда (будничная или праздничная), семейное положение женщины, её социальный статус.

Вышитые полотенца

Также народной вышивкой украшали подзоры, полотенца, столешники. Полотенца играли в крестьянском быту особую роль. Ими украшали красный угол, иконы, зеркала, ими одаривали на свадьбах и крестинах, подносили хлеб-соль, принимали на полотенце новорожденного ребенка.

Вышитые полотенца

Для тканей полотняного переплетения лучше всего подходили счётные швы: набор, роспись, строчевая вышивка, двусторонние швы. В каждом регионе была своя цветовая гамма и наиболее часто встречающаяся техника вышивка, на которые повлияли природа и местные традиции.

Строчевая вышивка — вышивка по предварительно продёрнутому полотну. На севере и северо-западе преобладала вышивка белой строчкой по перевити (нити перевивали узор по полотну). В Верхнем Поволжье, Тверской губернии — белая строчка с цветной обводкой, а в Тульской губернии — цветная перевить по полотну.

Женские народные костюмы

Вышивка набором напоминает тканный узор, который зеркально отражается на изнаночной стороне. Например, в Воронежской губернии использовалась графическая вышивка набором чёрными шерстяными или шёлковыми нитками, которая подчёркивала белое полотно.

Костюм женский свадебный. Воронежская губерния, Бирюченский уезд, с. Гредякино, конец XIX векаКостюм женский свадебный. Воронежская губерния, Бирюченский уезд, с. Гредякино, конец XIX века

Геометрический орнамент в народной вышивке был очень символичен. Самыми популярными геометрическими фигурами в вышивке были ромб, который символизировал женское начало, плодородие, и квадрат — четыре стихии, четыре стороны света, жилище. Из зооморфных орнаментов часто встречался петух, который считался на Руси вещей птицей, отгоняющей криком нечистую силу, и конь, олицетворяющий солнце. Фигурные композиции отражали легенды и сюжеты, восходящие к язычеству.

Женские народные костюмыПраздничный женский костюм. Воронежская губерния, Коротоякский уезд, конец XIX векаПраздничный женский костюм. Воронежская губерния, Коротоякский уезд, конец XIX века

Например, на полотенцах Вологодской губернии женская фигура означает богиню, которую в древности называли берегиней, а в XIX веке — Макошью, покровительницу женской судьбы и рукоделий. Часто встречается в вышивке древо жизни, которое стало одним из главных символов христианской культуры (в древности символизировало вечно живую природу). А двуглавый орёл имеет охранительно-благожелательную символику.

Полотенце «Двуглавые орлы» (Вологодская губерния, конец XIX. века): вышивка крестом

Со временем забывался смысл древних орнаментов, и они превращались просто в красивые узоры. Также изменилась и цветовая гамма вышивок, а также упростились и техники вышивки. От строчевой вышивки и вышивки росписью по полотну мастерицв перешли к вышивке крестом, тамбурному шову, филейным работам по сетке. 

Вот такой подробный репортаж получился. Выставка «Искусство русской вышивки XVI — начала XX века из собрания музея-заповедника «Коломенское — Измайлово — Люблино» небольшая, но очень интересная. Побольше бы таких.

Выставка продлится до 23 февраля 2020 года.

Адрес: Коломенское, выставочный зал «Подклет дворца царя Алексея Михайловича» (Москва, станция метро Каширская, проспект Андропова, д. 39, стр. 69)

Все для вишивки — купити в Україні

Популярні бренди

Вишивка — це один з найпопулярніших видів рукоділля на сьогоднішній день. Дане заняття дає змогу реалізувати свій творчий потенціал, проявити фантазію, а також просто скоротати довгі нудні вечори. Вишивка має величезне число прихильниць. Багато майстрині навіть презентують свої роботи на різноманітних виставках. Саме завдяки їхній любові до цього виду рукоділля, вишиті предмети сьогодні прирівнюються до творів мистецтва. У шашем магазині ви знайдете приладдя для таких напрямків:

  • бісероплетіння;

Давайте спробуємо розібратися, чим же обумовлена така популярність вишивки. По-перше, це неймовірно захоплюючий процес, який дозволяє подарувати нове життя старим речам. Приміром, у вашій шафі є улюблена скатертину, яка трохи зносилася. Щоб знову мати можливість накривати нею святковий стіл, можна прикрасити її різноманітними візерунками за допомогою вишивки.

Таким чином, вам не доведеться розлучатися з улюбленою річчю або соромитися перед гостями за її непрезентабельний зовнішній вигляд. По-друге, вишита картина може стати відмінним подарунком до будь-якого свята. Адже що може бути краще, ніж подарунок, зроблений своїми руками? Тому вишивка буде нагадувати близькій людині про те, як він вам доріг.

Кілька необхідних аксесуарів для ручної вишивки-це все, що вам потрібно, щоб почати шити і створювати твори мистецтва.

Тканина

Загалом, вишивати можна на будь-якій тканині. Бавовна, вовна, льон, повсть або навіть джинсова тканина і шкіра можуть бути використані в якості полотна для створення красивої вишивки. Однак майте на увазі, що для більш товстих тканин потрібні більш міцні голки, а більш тонкі тканини мають тенденцію зморщуватися при зшиванні жирних букв вишивки або заповнених фігур. Якщо ви сумніваєтеся, вибирайте бавовняні або лляно-Бавовняні тканини середньої щільності.Кольорові тканини відмінно підходять для вишивання. Не бійтеся експериментувати, зшиваючи темні тканини світлою або яскравою кольоровою ниткою. Мені подобається цей візерунок папороті на білій тканині, але ще більше я люблю його, зшитий на темно-сірому льоні!

  • Нитка для вишивання
  • Багатожильний Бавовна

Безумовно, найбільш поширеною вишивальною ниткою є багатожильна бавовняна нитка виробництва DMC. Він поставляється в мотках по 6 ниток, які ви можете використовувати або всі разом в якості більш товстої нитки, або розділити на меншу кількість ниток для різних ефектів вишивки. Зубна нитка DMC випускається в безлічі кольорів-кожен зі своїм унікальним присвоєним номером. Всі зразки ручної вишивки тут, на вишивці блукаючими нитками, включають список рекомендованих кольорів бавовняної нитки DMC. Зубна нитка DMC продається в більшості магазинів швейних і ремісничих виробів.

Перлова Бавовна

Ще один популярний варіант-двухнитевая перлова бавовняна нитка. Складається з двох ниток, скручених разом, ця нитка призначена для використання як єдине ціле і дає результат, який товщі і блискуче, ніж багатожильний бавовна. Найбільш поширеними марками перлової бавовни є DMC і Anchor.

Шерсть, шовк, Швейні Нитки і багато іншого

Теоретично, ви можете використовувати будь-який вид ниток для вишивання. Не бійтеся експериментувати. Вовняна нитка для вишивання зазвичай використовується в ручній роботі, в той час як шовкову нитку можна знайти в японській вишивці.
Голки для вишивання або гачка
Цей тип голки має вушко середнього розміру, трохи більше, ніж стрижень голки. Вони бувають розмірів 1-12, причому 12 — найменший. Ідея полягає в тому, щоб вибрати голку, достатньо велику, щоб обрана вами нитка проходила через вушко, але не настільки велику, щоб вона залишала непривабливу дірку в тканині. Я зазвичай вибираю Розмір 3 або 4, коли використовую всі 6 ниток нитки DMC (або Перлинної бавовни) і голку 8 або 9 розміру майже для всього іншого. Голки для вишивання часто поставляються в упаковках різних розмірів, що дозволяє легко випробувати різні голки.

Зберігання голок
Оскільки ніхто не хоче, щоб навколо плавали незакріплені голки, ключовим моментом є використання будь-якого типу сховища голок.
Коробка з магнітною голкою:
Ці коробки зроблені з металу або пластику і містять всередині магніт для утримання голок. Мені подобається цей варіант зберігання всіх голок, які я використовую для мого поточного проекту.
Трубки Для Зберігання Голок:
Ще одне невелике і просте рішення для зберігання даних. Ці трубки відмінно підходять для тривалого зберігання голок. Кожна пластикова трубка має магніт у нижній частині, який тримає голки на місці. Просто переверніть пробірку догори дном, і голки вислизнуть віялом, залишаючись прикріпленими до магніту. У мене є етикетки на тюбиках для зберігання, так що я знаю, якого розміру голки в кожній з них.
Иглоукалыватель:
Оскільки я постійно знаходжу свої голки на підлозі, на дивані і навіть у своєму одязі (!), використання голковколювача є обов’язковим. Цей супер простий продукт, по суті, являє собою всього лише два сильних магніту, склеєних разом з обох сторін вашого проекту, створюючи ідеальне місце для утримання голки. Більше ніяких голок на дивані!

П’яльці для вишивання


П’яльці для вишивання туго натягують тканину, щоб її було легше вишивати, запобігаючи появі зморшок або складок. Хоча технічно Ви можете вишивати без них, я вважаю, що обручі необхідні в будь-якому списку аксесуарів для ручної вишивки.

Вони бувають самих різних розмірів, форм і матеріалів, причому найбільш поширеними є круглі обручі, виготовлені з дерева. Ви можете придбати їх практично в будь-якому магазині ремесел або на Amazon в кількостях або наборах розмірів. Дерев’яні обручі також ідеально підходять для обрамлення всередині обруча або виготовлення милих маленьких прикрас в дерев’яній рамці.
Як закінчити п’яльці для вишивання

Ножиці

Правда в тому, що для вишивання вам не потрібні ножиці для вишивання. Але вам дійсно потрібні ножиці, щоб обрізати кінці ниток, обрізати тканину навколо обруча і час від часу вирізати один або два стібка з помилкою. Для цих цілей зручно мати ножиці з маленькими лезами і широкими зручними ручками. Шукайте ті, у яких вузькі леза довжиною 1-2 дюйма. Також може бути корисно мати під рукою пару великих кравецьких ножиць для різання тканини.

Ручки Для Маркування Тканини

Ручки і олівці для маркування тканин доступні в різних варіантах. Існують прані повітрям ручки і олівці, які з часом зникають, прані водою ручки і олівці, які зникають з краплею води, і навіть спеціальний олівець, використовуваний для перенесення праскою.

Загалом, я віддаю перевагу ручки олівцям для розмітки тканини. Вони, як правило, створюють більш чіткі лінії, і їх набагато легше стерти, ніж олівці. Що стосується повітря, що миється і стирається водою, оскільки я іноді витрачаю до тижня на роботу над одним проектом, я виявив, що варіанти стирання повітрям зникають занадто швидко для моїх потреб. Мої найулюбленіші маркувальні ручки-це стираються водою ручки Leonis. У них хороший гострий кінчик, кожної ручки вистачає надовго, а чорнило легко змити невеликою кількістю води.

Для більш детального обговорення маркувальних ручок і їх використання для нанесення малюнків на тканину см. мій пост: Як перенести вишивку: 3 простих методу

Додаткові Приналежності Для Ручної Вишивки

Ви можете успішно вишити практично все, що завгодно, за допомогою перерахованих вище приладдя, але ось ще кілька додаткових предметів:

  • Органайзер для зубної нитки

У міру зростання вашої колекції вишивальної нитки ви можете виявити, що коробка-органайзер-зручний інструмент. Ви можете купити набір шпульок для зубної нитки і використовувати коробку будь-якого типу (відмінно підходить коробка для рибальських снастей). Або ви можете придбати спеціальний органайзер для зубної нитки, який поставляється з котушками і наклейками для позначення номерів зубної нитки.

  • Кільця для зубної нитки:

Насправді це палітурні кільця, але вони добре працюють в парі з котушками для зубної нитки для організації зубної нитки. Оскільки я часто вишиваю більше одного проекту одночасно, я використовую ці кільця, щоб зберігати вибрану мною нитку для кожного проекту в одному місці.

  • Проектна записна книжка або електронна таблиця

Мені подобається мати спеціальне місце для запису нотаток, що стосуються всіх моїх вишивальних проектів. Я роблю нотатки про кольори нитки, вибір стібків і будь-які зміни, які я б вніс, якби мені довелося повторити проект.

  • Хороше Освітлення

Правильне освітлення є ключовим для всіх вишивальних проектів. У той час як гарне сонячне вікно або місце на вулиці під тінистим деревом ідеально підходять для вишивання, не завжди можливо використовувати природне освітлення. Якщо ви виявите, що вам важко розгледіти свої стібки, ви можете подумати про невеликому світильнику для шиття, щоб висвітлити свій простір. Вам не потрібно витрачати багато грошей на маленьку швейну лампочку. Мені подобається ця маленька фіксована настільна лампа з вигнутою гусячою шиєю і світлодіодною лампочкою з антибліковим покриттям.

Дивіться також:

  • Вишивка Київ
  • Вишивка Дніпро
  • Вишивка Харків
  • Вишивка Одеса
  • Вишивка Львів

Все о вышивке, искусство декорирования ткани

Вышивка – это термин, обозначающий искусство декорирования ткани нашивными рисунками с использованием цветных ниток. Существующая тысячи лет, вышивка произошла от шитья, еще одного из наших древнейших навыков. Одеваться в вышитую одежду издавна считалось признаком богатства и престижа. Сегодня вышивка по-прежнему высоко ценится в моде и остается способом улучшить стиль одежды. Вас интересует вышивка? Откройте для себя вместе с нами историю и эволюцию этого искусства во времени, а также различные используемые техники вышивки.

 

История вышивки

Хотя вышивка практиковалась очень давно, трудно реконструировать историю вышивки до VI века. Однако самая древняя вышитая ткань, обнаруженная до сих пор, восходит к древности и происходит из Египта. Действительно, Египет, Персия, Вавилон, Палестина, Финикия и Сирия были тем временем важными центрами вышивки. К сожалению, сегодня сохранилось очень мало старинных вышивок из этих регионов. Однако история этого искусства восходит к доисторическим временам.

Вышивки того времени мало чем отличались от сегодняшних, но свидетельствовали о высоком социальном статусе владельца. Так, ношение вышитой одежды или владение вышитой тканью было отличительным признаком вождей, колдунов или других важных членов племени. Однако искусство украшения ткани продолжало развиваться на протяжении веков. Благодаря торговле текстилем и изобретению новых инструментов родились новые техники вышивки, сделавшие работы еще более красивыми.

Итак, у нас есть гобелен из Байё, старейшая и самая известная европейская вышивка. Это 70-метровое полотно из цветной шерсти, рассказывающее об истории норманнского завоевания Англии в 1066 году.

В эпоху Возрождения вышивка, тогда известная как рукоделие, стала прерогативой молодых девушек, которые вышивали для своих мужей и детей. Только в 15-м и 17-м веках вышивка достигла своего пика. Все еще роскошь, она использовалась для украшения одежды буржуазии, членов королевской семьи и высокопоставленных церковных сановников. Среди среднего и высшего сословия вышивку можно было найти практически на всем. Кроме одежды вышивали мебель, книги, обивку, кареты, ливреи прислуги и многое другое.

Спрос на вышивку стал настолько велик, что для его удовлетворения было основано множество вышивальных мастерских. Вскоре между этими мастерскими возникла большая конкуренция, и каждая стремилась усовершенствовать свою технику вышивки. В результате вышивки становились все более красивыми и сложными, что еще больше увеличивало спрос.

 

Ручная вышивка

Шли века, вышивка также постоянно развивалась, и были изобретены новые техники или способы вышивки. Раньше ткани вышивали только вручную, а сегодня можно вышивать на вышивальной машине. Тем не менее, ручная вышивка по-прежнему является предпочтительным методом для многих вышивальщиц, которые считают ее более расслабляющей.

Ручная вышивка также может быть разделена на два других вида вышивки: вышивка декоративными нитками и вышивка бисером, лентами и камнями для украшения.

Ручная вышивка остается самой сложной вышивкой, так как требует большого количества приложений и может занимать очень много времени. Но, несмотря на то, что это утомительно, это дает большую точность и свободу, когда техника хорошо освоена.

Кроме того, ручная вышивка включает в себя множество техник (или стежков), некоторые из которых очень популярны. К ним относятся вышивка крестом, беговая строчка, скамья на белом, роспись иглой и вышивка хардангер.

 

Машинная вышивка

Первая вышивальная машина была создана в 1828 году Джозефом Хейлманом. Сначала эти типы машин использовались только профессионалами. Однако сегодня швеи и вышивальщицы-любители также используют вышивальные машины. В отличие от более ранних моделей, сегодняшние машины производятся для любого бюджета.

Швеи обычно имеют на выбор несколько типов машин, включая вышивальные или швейные машины. Но есть и очень сложные промышленные вышивальные машины, которые программируются и управляются компьютером. Однако они часто зарезервированы для более опытных пользователей. Вышивальные машины обычно имеют только одну иглу. Тем не менее, некоторые модели поставляются с несколькими иглами, чтобы помочь вам завершить проект как можно быстрее.

Таким образом, вышивка является одним из древнейших пластических искусств. Он практиковался с древних времен и продолжал развиваться с течением времени. Его эволюция была сначала связана с различными техниками ручной вышивки. Затем появились вышивальные машины, которые сделали работу вышивальщиц намного менее утомительной. Если раньше вышивка была роскошью, то сегодня вышитые ткани хоть и демократизировались, но по-прежнему очень популярны.

Все об иглах для вышивания – Типы, хранение и ресурсы – NeedlenThread.com

Ручная вышивка является относительно недорогим и легким ремеслом, потому что, в отличие от большинства других хобби, основные инструменты, необходимые для вышивки, просты, немногочисленны и доступны.

В то время как столяру нужны пилы и инструменты для резьбы, ткачу нужен ткацкий станок, декоратору тортов нужны мешки и наконечники, скульптору нужны долота и молотки, гончару нужен круг, маляру нужны разнообразные кисти, а фокуснику нужны реквизит … что на самом деле нужно вышивальщице , что касается инструментов?

Можно вышивать без ножниц. Можно вышивать без пялец.

Но одна вещь, без которой вы не сможете вышивать, это игла.

Игла — самый важный инструмент вышивальщицы. Это тот инструмент, без которого сшиватель не может обойтись.

Поскольку иглы необходимы для вышивания, если вы интересуетесь вышивкой, стоит изучить тему игл.

Здесь, в Needle ‘n Thread, мы обсуждали иглы для вышивания 9.0053 лот .

На случай, если вы пропустили какое-либо из наших звездных обсуждений этого типичного инструмента для вышивания, вот подборка соответствующих статей, которые вы найдете полезными, если у вас есть вопросы об иглах для вышивания, если вам интересно различных типов игл, или обдумывая, как хранить иглы или где их взять.

Иглы для ручной вышивки – сводка информации

Вы можете ознакомиться со списком статей ниже, посвященных иглам для вышивания. Если у вас есть вышивающие друзья, поделитесь с ними списком! Вы будете удивлены, как много вышивальщиц испытывают трудности с иглой!

Типы и марки вышивальных игл

Иглы Bohin – В этой статье я расскажу вам, почему мне нравятся эти отличные и доступные по цене иглы французского производства.

Иглы «Тюльпан» — сделаны в Японии, эти иглы довольно дорогие, но очень красивые. В этой статье мы рассмотрим, чем они отличаются от других игл.

Иглы Джона Джеймса. Здесь мы рассматриваем конкретно наборы игл и то, как их «читать» с помощью наборов игл Джона Джеймса. John James — это недорогие иглы хорошего качества, которые широко доступны.

Руководство по иглам John James — это ссылка на PDF-файл от John James, в котором описаны все их иглы, их размеры и способы их использования. Вы можете распечатать его для себя или сохранить на свой компьютер, когда у вас возникнет вопрос о размере иглы, и вы работаете с иглами John James.

Иглы для вышивания Pony. Иногда трудно найти очень тонкие иглы для ручной вышивки (например, иглы для ручной вышивки размеров 11 и 12. Их производит Pony. не облизывайте нить, когда вдеваете нить в иголку.

Японские иглы для вышивания ручной работы. Что такое иглы ручной работы и каковы преимущества их использования?

Иглы со спиральным ушком – Вам трудно заправить нить в иглу? Вы можете рассмотреть иглу со спиральным ушком. Теперь их делают и меньшего размера, для ручной вышивки. Эта статья представляет собой обзор, с фотографиями крупным планом.

Миниатюрные иглы – Что такое миниатюрные иглы и каковы преимущества их использования?

Позолоченные иглы для вышивания. Что это такое, чем они отличаются от других игл и чем они лучше других игл?

Подробнее об очень тонких иглах для вышивания – Немного больше об иглах Pony, а также о других марках, которые выпускаются в тонких размерах.

Изогнутые иглы для вышивания – для чего они нужны и зачем они вам нужны!

Иглы с цветным ушком – Иглы с цветным ушком помогут вам отличить одну иглу от другой. Посмотрите их крупным планом в этом обзоре.

Иглы синель – что это такое и зачем они вам нужны!

Иглы для модистки – что такое игла для модистки (или соломинки) и почему она используется для вязания узлов и других стежков с оберткой.

5 фактов, которые необходимо знать об иглах для вышивания. Немного общей вводной информации об иглах для вышивания.

Об иглах, которые ломаются, и о производстве игл. Некоторая общая информация об иглах для вышивания, а также некоторые сюрпризы о «прекрасных английских иглах» (которые не обязательно сделаны в Англии).

Как выбрать иглы для вышивания и использовать их — Общая информация о том, как выбрать иглы для вышивания для проекта, над которым вы работаете.

Организация, хранение и уход за иглами для вышивания

Простой фетровый валик для игл – Как сделать простой фетровый валик для хранения большого количества иголок.

Уход за иглами для вышивания – Полировка игл наждаком.

Дополнительная информация об иглах и наждаке – продолжение с ответами на вопросы и ресурсами об иглах и наждаке.

Иглы для организации – Как я это делаю, и это не все, что организовано!

Контейнеры для иголок – декоративный вариант для хранения большого количества иголок. Я люблю это!

Инструкции по изготовлению маленьких тетрадей для иголок. Маленькие книжки для иголок (с выкройками и инструкциями) из набора «Лавандовый мед и другие мелочи» идеально подходят для хранения иголок для индивидуальных проектов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *