Волшебные куклы в окне. Как в Томске рождаются необычные персонажи
На столе у Анны среди шестеренок от старых часов, деталей музыкальной шкатулки, причудливых пуговиц, вычурных тесемок, кусочков ткани — коробочка с папье-маше. Ее содержимое, вылепленное на проволочном каркасе, — единственное, что точно понадобится кукле, которую делает Анна. Все остальные вещи, лежащие на столе, может быть, довершат образ куклы, а может, будут дальше ждать именно «свою». Анна говорит, что ее куклы сами выбирают, какими им быть и какие вещи им понадобятся.
© Кирилл Кухмарь/ТАСС
Вот, например, Торговец угольным вином — строгая мужская фигура в черном одеянии, рукава соединены снаружи длинной цепочкой, а капюшон венчают ручки двух старых соусников. Почему угольным вином? Что вообще такое это угольное вино? О том, вероятно, ведомо только самому торговцу. Товар его так же необычен, как и внешний вид.
Возможность появления такого образа в голове одного человека наравне с совершенно не похожими друг на друга десятками других, кажется, действительно можно объяснить только тем, что образы эти приходят извне и подсказаны самими куклами.
Куклы как сладости
О том, какой получится кукла, Анна, как она сама признается, никогда заранее не знает. В начале всегда есть только визуальный образ, промелькнувший в окружении мастера — в отблеске света уличного фонаря на шторе, в облаке на небе, в пятне от пролитого чая.
Анна считывает этот образ, связывает с ним собственные воспоминания, впечатления и эмоции, а в процессе работы кукла сама начинает «говорить» и подсказывать, какой она хочет быть.
© Кирилл Кухмарь/ТАСС
«На что это похоже? Вот вы поняли, например, что вам хочется сладкого, — объясняет Анна, — Пошли в магазин, посмотрели на прилавок и выбрали, что именно вы хотите — шоколад, мармелад или зефир. Но вы поняли, что вам нужно, только тогда, когда посмотрели на прилавок, — а когда у вас появилась эта мысль и когда вы шли в магазин, вы знали только то, что хотите чего-то сладкого».
© Кирилл Кухмарь/ТАСС
Так, говорит она, было с самого начала — свою первую куклу Анна сделала десять лет назад по «техническому заданию» подруги: «Сделай так, чтобы девушка, чтоб сидящая и все блестело». Анна сама решила, что это должна быть кукла из папье-маше на металлическом каркасе. К тому моменту Анна, по образованию педагог, работала на нефтяном месторождении и никогда не занималась творчеством. Но решила взяться и попросила одного из коллег сделать этот каркас.
«Сварщик, увидев, что мне нужно, побежал к начальнику проситься куда-нибудь в дальнюю командировку. Но потом с помощью крепкого словца собрался с мыслями и наварил мне этих каркасов из электродов множество, они у меня остались до сих пор», — Анна улыбается, вспоминая начало своего увлечения.
© Кирилл Кухмарь/ТАСС
Так Анна начала осваивать искусство скульптуры из папье-маше и неожиданно для самой себя быстро выработала собственный стиль. Постепенно тяжелые каркасы кукол сменились более легкими проволочными, а сами куклы стали обрастать множеством необходимых им вещей — от звериных когтей и зубов, которые Анне поставляет брат-охотник, до ступки, которой более 150 лет и которую Анна нашла в старом доме, купленном когда-то в Томске отцом Анны.
Витрина в окне
Анна — автор уже нескольких десятков кукол, часть из них разъехались по всей России, некоторые улетели в Америку, Италию, Израиль. Другие пока живут у мастера дома и ждут «своих» — не хозяев или владельцев, а просто «своих».
Отношения человека с такой куклой сложно охарактеризовать. Они не делаются по конкретному эскизу на заказ — обычно кто-то видит какую-то из них и понимает, что именно эта кукла ему нужна.
«У меня была кукла, которая меня полгода мучила. Я не знала, что с ней делать, она просто молчит, не говорит со мной. Несколько раз я увозила ее на дачу, бросала в печку, чтобы все сгорело, и остался один каркас, начинала заново, — говорит Анна. — И в какой-то момент я работала с ней, она еще не была закончена, ко мне постучалась женщина. Она проходила мимо, увидела кукол у меня в окне и попросила позволить ей войти и рассмотреть их. Когда она увидела на столе эту, незаконченную, она сразу же сказала, что хочет ее купить. Я пыталась ей объяснить, что она не доделана, но она ничего не хотела слушать — настолько, говорила, вы попали в мое настроение этой куклой, настолько точно угадали, что у меня внутри, что теперь я без нее не уйду».
© Кирилл Кухмарь/ТАСС
Судьба кукол непредсказуема — одни находят своего человека сразу, другие ждут его годами. Так, например, домовой Дрема — загадочное создание с перепончатыми лапками и длинным носом, играющее на проволочной дудочке, живет у мастера почти десять лет. Однажды, когда Анна мыла окно, у которого стоял Дрема, к ней подошла проходившая по улице пожилая женщина и спросила, есть ли у куклы имя. Потом, говорит Анна, она начала находить на подоконнике конфеты с записками «Для Дремушки».
«В какой-то момент эта женщина пришла и спросила меня, сколько стоит Дрема, — рассказывает Анна, — Я озвучила цену, и она попросила попридержать пока куклу, обещала прийти за ней после того, как получит пенсию. Но больше так и не появилась, и конфет с записками на окне больше не было — может, что-то случилось, я не знаю до сих пор».
Так, из окна на первом этаже, выходящего на улочку в центре Томска, «своих» кукол увидели множество людей. Однажды жительница Томска повела своих гостей из Красноярска показывать окно Анны как местную достопримечательность. Те впечатлились настолько, что без куклы не ушли.
© Кирилл Кухмарь/ТАСС
«Раньше в окне рамы были деревянными. Но было холодно, и мы поставили пластиковые окна. Мне потом писали люди в соцсетях разочарованные, спрашивали, зачем заменили это деревянное окно на пластиковое. Видимо, со старым окном ушла какая-то часть шарма, который люди в нем находили», — говорит мастер.
Кусочек пазла
Сейчас Анна на пенсии и все свое время посвящает семье и куклам. Несмотря на популярность своих творений, за десять лет она провела только одну персональную выставку в Томске — ее помогли устроить друзья.
Сама женщина называет себя домашним человеком, признается, что не испытывает большого желания участвовать в подобных мероприятиях. Кукол она делает не для призов и не для славы, а просто потому, что не может не делать.
«Я принимала участие в томском фестивале авторской куклы, который у нас ежегодно проводится. Там у меня определенная ниша, меня ни к «умным», ни к «красивым» определить так и не смогли и определили в статус «метаморфозы». И с этими метаморфозами я участвовала в фестивалях какое-то время. Последние два года мы с подругой ездим в Екатеринбург на выставку «Мишка с куклою», там нам нравится сама атмосфера», — говорит она.
© Кирилл Кухмарь/ТАСС
Нет у Анны и учеников. Чтобы учить кого-то, нужна методика, которая у Анны даже не подразумевается. Уроков по изготовлению и использованию папье-маше и другим техническим вопросам создания куклы хватает в интернете, и мастер подчеркивает, что в этом смысле ничего уникального она не придумала. К тому же обучение предполагает конкретный результат работы, а такой подход Анне не нравится.
«Можно все это ставить на поток, и я даже немного завидую людям, которые могут сказать себе: «Так, сегодня я делаю десять комплектов рук, завтра десять голов, послезавтра мы все это собираем в десять кукол». Я так не могу — я сделаю заранее какие-то руки, а что если кукле они не подойдут? Если это не ее руки? Еще когда я работала на вахте, брала с собой заготовки, сделанные заранее, и пыталась работать с ними. Но это совсем не то, такие куклы молчат, они получаются пустые, неживые», — объясняет Анна.
© Кирилл Кухмарь/ТАСС
Гораздо интереснее делать что-то, не зная, что получится в итоге и кому это подойдет. Те, кто нашел свою куклу, говорят, будто она в некотором роде предсказывает будущее. Кто-то после ее обретения находит новую работу, у кого-то наступают перемены в личной жизни. Иногда, говорит Анна, кукол покупают в подарок тем, кого хорошо знают, и вручают потом, проговаривая это связанное с ними поверье.
«Каждая кукла несет в себе смысл, но этот смысл для каждого свой, поэтому ее могут связывать с происходящим в жизни, — отмечает мастер. — Это как записки в печеньях с предсказаниями — написано одно, но каждый, кто прочитает предсказание, будет трактовать его по-своему, опираясь на свои мысли и свой опыт. Мне часто говорят, что мои куклы меняют жизнь, но я думаю, жизнь человек меняет сам. А кукла в этом случае — такой кусочек пазла, которого человеку не хватало, чтобы эти перемены осуществились. Его не было, этого недостающего кусочка, а теперь есть. Может быть, человек смотрит на куклу и таким образом вдохновляется».
Алексей Стрелец
Теги:
Томская область
ВОЛШЕБНЫЕ КУКЛЫ ГЕРМАНА
Заслуженный артист России Герман ВАРФОЛОМЕЕВ кукол не мастерит, не придумывает и не рисует. Он с ними играет. И они с ним. Никогда «вместо», всегда — вместе. Куклы оживают благодаря его таланту драматического актёра, дивному глубокому голосу, виртуозности кукловода. Так просто и, казалось бы, совсем не волшебно. А на сцене Театра кукол это оборачивается завораживающим взрослых и детей волшебством.
Ведущий актёр муниципального екатеринбургского Театра кукол Герман Варфоломеев уже давно не ученик, а волшебник. Можно даже сказать, как давно: четверть века. В наш театр артист пришёл, окончив с отличием екатеринбургский Театральный институт. И почти сразу получил свою первую награду — за роль Волка в спектакле «По зелёным холмам океана» на фестивале молодых артистов Свердловского отделения Союза театральных деятелей. Сегодня в его репертуаре 18 спектаклей. Кто видел «Картинки с выставки», не забудет его Пьеро. Непредставимы без Германа «Соловей», «Карлик Нос», «Дон Жуан»… А в последней по времени премьере театра — пушкинских «Маленьких трагедиях» — он так играет Сальери, что зритель понимает: зависть его персонажа одновременно — и парадоксально — низменное и возвышенное чувство. Зависть этого «кукольного» Сальери сильнее любви — любви к священной для него Музыке и любви к Моцарту, «беспутному»» гению.
На днях обширный наградной список пополнился. 6 декабря Герману Варфоломееву исполнилось 50 лет. Главный специалист управления культуры администрации Екатеринбурга Лариса ПЕТРОВА специально пришла в Театр кукол с юбилейной миссией: вручила заслуженному артисту РФ Варфоломееву Почётную грамоту управления культуры «За многолетний плодотворный труд, высокий профессионализм, значительный личный вклад в развитие и сохранение культуры города Екатеринбурга, в связи с 25-летием творческой деятельности и в связи с 50-летием со дня рождения». Точная формулировка!
Уж полдень близится, а Герман репетирует… Так было и в день рождения, когда поздравления с «золотым» юбилеем перемежались в рабочем режиме с репетициями новогоднего представления Театра кукол. Это будет спектакль «Спящая красавица», где артист играет сэра Кроу, советника короля Порталона, периодически превращаясь в Ворона. Главная же обязанность персонажа Германа Варфоломеева в сказке — Хранитель волшебной книги Мерлина. Никуда этот актёр от волшебства не денется, и волшебство от него — тоже.
Прикрепленные персоны
- Варфоломеев Герман
Прикрепленный репертуар
- THE HAMLET (деревня)
- БОБОК
- ГРИБУЛЬ-ПРОСТОФИЛЯ И ГОСПОДИН ШМЕЛЬ
- ДОН ЖУАН
- КАРЛИК НОС
- КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ
- МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ
- СКАЗКА ФЕЙ, или Спящая красавица
- СОЛОВЕЙ
Фотоотчёт с репертуара
Magic Dolls — Etsy.
deEtsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
( 1000+ релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )
Магия кино — РЖУ НЕ МОГУ.
Сюрприз! Официальный магазинЗагрузка фильтров
Модные куклы LOL Surprise OMG Movie Magic, набор из 2 модных кукол — крутой чувак и розовая цыпочка
LOL Surprise OMG Movie Magic, набор из 2 модных кукол — крутой чувак и розовая цыпочка
- Обычная цена
- $39,99
- Цена продажи
- $39,99
- Обычная цена
-
$51,99
- Цена за единицу товара
- /за
Распродажа Распроданный Новый
Сравнить по цене
- Быстрый просмотр
LOL Surprise OMG Movie Magic Studios с более чем 70 сюрпризами для распаковки, включая 12 кукол
LOL Surprise OMG Movie Magic Studios с более чем 70 сюрпризами для распаковки, включая 12 кукол
- Обычная цена
- $95,99
- Цена продажи
- $95,99
- Обычная цена
-
135,99 долларов США
- Цена за единицу товара
- /за
Распродажа Распроданный Новый
Сравнить по цене
- Быстрый просмотр
Модная кукла LOL Surprise OMG Movie Magic Starlette с 25 сюрпризами
Модная кукла LOL Surprise OMG Movie Magic Starlette с 25 сюрпризами
- Обычная цена
- $36,99
- Цена продажи
- $36,99
- Обычная цена
-
$36,99
- Цена за единицу товара
- /за
Распродажа Распроданный Новый
- Быстрый просмотр
Модная кукла LOL Surprise OMG Movie Magic Gamma Babe с 25 сюрпризами
LOL Surprise OMG Movie Magic Gamma Babe Модная кукла с 25 сюрпризами
- Обычная цена
- 25,99 долларов США
- Цена продажи
- 25,99 долларов США
- Обычная цена
-
$36,99
- Цена за единицу товара
- /за
Распродажа Распроданный Новый
Сравнить по цене
- Быстрый просмотр
Кукла LOL Surprise OMG Movie Magic Ms.