Вологодские узоры: v_r_a_n — LiveJournal
.Цок, цок, цок, цок… Сухо звенят деревянные коклюшки, вьются белые нити, снуют пальцы мастериц. Рождается тонкое, ажурное, воздушное кружево, похожее на морозные узоры или снежную вьюгу.
Вологда – пожалуй, самый известный центр кружевоплетения в России. И, без сомнения, самый крупный. Слава пришла к вологодскому кружеву полтора века назад и с тех пор только укреплялась. Началось, как и повсюду в России, с помещичьих усадеб, где в господских «девичьих» крепостные девушки и женщины плели для платья барыни кружевную отделку, скопированную с модных журналов. Постепенно этот промысел стал распространяться и на мещанские семьи, и на крестьянские, где материал брался менее дорогой, а готовые изделия мастерицы не только оставляли себе, но и отдавали на продажу. В вологодское кружево проникли народные мотивы. В переплетении нитей можно было видеть растительные орнаменты, геометрические фигуры, изображения птиц, животных и людей. Например, часто встречался узор «пава и древо».
Другие города могли оспаривать у Вологды первенство в качестве и красоте кружева, да и по времени начала кружевоплетения она не в лидерах, но само собой сложилось так, что под названием «вологодское» стали подразумевать русское кружево вообще.
Связано это в первую очередь с именем искусной кружевницы Анфии Фёдоровны Брянцевой. Молва приписывала ей изобретение нового способа плетения – «вологодского манера». Она соединила густой узор, бывший в обычае прежде, с решётками из плетешков-шнурочков, и получила лёгкое, изящное кружево, похожее на гипюр.
Анфия Фёдоровна
Брянцева
Плетеи-кружевницы высоко ценили изобретение Брянцевой. Вот как говорила об этом героиня рассказа Варлама Шаламова «Пава и древо»:
«Знаю я и кружево сканое, шитое и пряденое понимаю. А на коклюшках-то всё разумела: манер белозёрской, балахнинской, рязанской, скопинской, елецкой, мценской – всё знаю. По узорам-то и памяти моей не хватит считать: и рязанские-то павлинки, и протекайречку, и ветки-разводы травчатые, и бровки-пышки – города и вертячий край, и гипюр зубьями. .. Калязинский манер цветами тонкий, паучки орловские, обачино ярославские, копытце да блины тверские – белёвский окорок, — всё знала. Но против нашего вологодского манера — никуда. У нашего нитка нитку за ручку ведёт. Видала я у Софьи Павловны и баланжен плетёный французский и гипюр нитяный испанский. Не пришлись, за нрав. Нет у них этой чистоты нашей — недаром вологодское кружево-то на «убрусы» невестам шло».
Поэтому когда Анфия Фёдоровна вместе с дочерью Софией Петровной, тоже превосходной мастерицей, устроили своего рода «кружевную школу», к ним охотно шли в учение. Около восьмисот девушек переняли от Брянцевых искусство кружевоплетения. Уже известно было машинное производство, но ручная работа ценилась выше, ведь в ней сильнее проявляется творческое начало.
Кружевоплетение век назад
Спрос на русское кружево неуклонно рос. Европейцы, познакомившись с ним на Всемирной выставке 1873 года в Вене, были удивлены и очарованы. Чтобы удовлетворить аппетиты западных клиентов, частные скупщики ездили по всей России и вывозили кружевные изделия за границу. Внутренний рынок тоже был далёк от насыщения. Всё больше и больше женщин становились плетеями. Благодаря простоте инструмента и его дешевизне крестьянки и городские мещанки охотно брались за коклюшки. В 1912 году в Вологодской губернии насчитали тридцать девять тысяч кружевниц.
И пусть вологодское кружево не было самым совершенным (с переходом к массовому промысловому изготовлению качество снизилось), но неизменно широко популярным. «Вологодскому манеру» стали подражать всюду. Не прекращались заказы скупщиков на покрывала, скатерти, накидки на подушки и прочие так называемые «интерьерные изделия». Пользовались большим успехом кружевные дополнения к одежде: воротники, жабо, шарфы, душегреи.
Да, вологодское кружево не выдавали за французское, как это часто происходило с елецкими и мценскими изделиями, но, может, не от качественного уровня, а оттого, что в вологодском кружеве больше самобытности? Его стали воспринимать как особый бренд. Под именем вологодского продавалось и кружево из других губерний, ведь в их особенностях разбирались лишь немногие специалисты. Огромный успех был и на зарубежном рынке.
После Революции промысел на некоторое время зачах, но советское правительство приняло экстренные меры по его возрождению. Новому государству необходимы были деньги, а изысканные плетения иностранцы покупали с большой охотой. Число мастериц постоянно росло. Ветер времени занёс в вологодские кружева свежие узоры, в которых отображались тракторы, самолёты, снопы и портреты вождей.
После Великой Отечественной войны не затронутая вражеским вторжением Вологда быстрее восстановила промысел, чем Ленинградская область и южные регионы, и стала главным центром русского кружевоплетения. В это время создаётся множество монументальных кружевных полотен – занавесы, панно, декоративные скатерти… Предназначены они в большей мере для участия в выставках и музейных экспозициях, но найденные при их исполнении технические решения, свежие узоры и фоны применяются в дальнейшем в массовом производстве – в салфетках, косынках, декоративных наволочках на подушки, шарфах, галстуках и т. д.
Специалисты говорят, что вологодское кружево отличают особая плавность линий рисунка, ритмическое повторение элементов орнамента, богатая узорность. Выполняется оно в основном из белых или светло-серых нитей, отчего возникает чистое, «морозное» впечатление.
В 2010 году в самом центре Вологды был открыт Музей кружева, в экспозиции которого показана история этой разновидности декоративного искусства – от первых западноевропейских образцов XVI века, безыскусных по исполнению, но дорогих по материалу (сплетены из металлических нитей – серебряных и позолоченных), и до современных изощрённых изделий.
В основе экспозиции, разумеется, – вологодское кружево. В сравнении с другими техниками становятся заметны его характерные особенности. Если основная часть русского кружева издавна была цветной или имела цветную обводку сканью (т.е. другой нитью), то вологодское почти всегда белое. Иногда, в виде исключения, выполнялось целиком цветное, с металлической сканью. Разнообразия используемых материалов нет. Пряжа, идущая на плетение, — как правило, домашнего изготовления, хорошего качества, но не слишком тонкая. Отсюда неизбежны изменения, которые мастерицы вносили в узоры-образцы, особенно иностранные, выполнявшиеся из чрезвычайно тонкой нити. Конечно, преобразования вызывались не только отличием материала, но и рождались под влиянием творческого вдохновения вологодских кружевниц. А благодаря своей крепкой пряже вологодские изделия славились прочностью.
Неподалёку от музея располагается магазин кружевной фирмы «Снежинка», при котором находится салон с работающими кружевницами. Там можно не только купить кружевные изделия – платья, манто, жакеты, пеньюары, зонтики, покрывала, скатерти, – но и посмотреть, как они возникают под мелодичный перезвон резных коклюшек.
ШКОЛА ТАНЦА ВОЛОГОДСКИЕ УЗОРЫ, Вологда на Чернышевского, 73 на «Справке РУ» — телефоны, карта, фото, отзывы и оценки клиентов
Россия Вологда Обучение в школах Школа танца вологодские узоры
QR-код
Оценка:
Телефон:
- +7 (817) 254-32-44
- +7 54-14-60
- (88172 )543244
- +7 54-14-60
Адрес:
г. Вологда, Чернышевского, 73
Индекс:
160019
Регион:
Россия, Вологодская область
Сайт:
- Vologodskie-uzori.ru
- Vologodskie-uzori.ru
Категория:
Обучение в школах в Вологде
QR-код с информацией о компании
- Контакты
- Карта
- О компании
- Похожие
- Отзывы
- Скачать PDF
- Распечатать
- Обнаружили ошибку?
- Это ваша компания?
-
Карта проезда
-
Фотографии
На данный момент не добавлено ни одной фотографии компании.
-
О компании
“Школа танца вологодские узоры” работает в сфере ”Обучение в школах”. На карте Вологды вы можете увидеть улицу и здание по адресу: Вологда, Чернышевского, 73. . Каждый дозвон по телефону +7 (8172) 54-32-44 или 54-14-60 помогает поддерживать точность и правильность информации о данном предприятии.
-
Похожие места рядом
579м
Средняя общеобразовательная школа №11
Вологда, Чернышевского, 41
763м
Средняя общеобразовательная школа №13 имени А. А.Завитухина
Вологда, Горького, 57
800м
Средняя общеобразовательная школа №13 им. А.А. Завитухина
Вологда, Горького, 57
903м
Средняя общеобразовательная школа №9
Вологда, Чернышевского, 114
1399м
Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением английского языка
Вологда, Зосимовская, 1
1432м
Вологда, Сергея Орлова, 1
Отзывы о Школа танца вологодские узоры
Если вы имеете реальный опыт общения с данной компанией, то просим вас оставить небольшой отзыв: это поможет другим сориентироваться среди
49 компаний в этой сфере.
Огромное спасибо!
Регистрация не требуется
Добавить отзыв
Вологда Обучение в школах в Вологде Школа танца вологодские узоры
Vologda Lace — это вид Russian Lace Tatted с Bobbins. Непрерывная ровная линия, никогда не пересекающаяся и образующая узор из вологодского кружева , представляет собой переплетение тесьмы («вилушки») поверх тонкой ажурной сетки. Вологда Коклюшки кружево плетение датируется 16 и 17 веками вв , но само ремесло было разработано в 1 квартале 19 вв . Никто не знает, как эта замечательная поделка появилась в Россия . Разные исследователи дают противоречивые ответы на этот вопрос. Голландию, , Германию, и даже Испанию можно по праву считать родоначальниками , Вологды, , , кружева, . По сути, не столь важно, чей корабль первым доставил драгоценные кружево по Россия . Драгоценный в своем прямом значении. Иностранное кружево было плетено из золотые нити, предназначенные только для людей, обладающих властью . Но Россия непредсказуемая страна . Если английская механическая блоха попадет в руки наших мастеров, то она будет посажена на землю. Не успела правящая верхушка блеснуть иностранными ценностями, как наши бригадиры изготовили кружево самостоятельно: золотое предназначено для людей побогаче и серебро для людей со средним достатком; железо для тех, кто не может позволить себе благородные металлы. Позже провинциалы услышали о этой новинке. (Учитывая, что хитрый язык уведет вас в любую точку России ). Сотни мастеров разных регионов начали создавать разные узоры кружева . Потом начали применять частично забытую льняную нить и впечатлили всю мир с белоснежным, легким как пух, русский кружево . Страна кружевниц начала плести в раннем возрасте. Кружевницы заработали 20 рублей год . По тем временам приличная сумма денег . Достаточно сказать, что в конце 19 века килограмм масла стоил 50 копеек, а мяса всего 14. Впрочем, мало кто вязал кружево на продажу в то время. Делали для себя или на подарок. Если девушка унаследовала шнурок от мамы или бабушки, можно было продать и получить чеканные посеребренные серьги- кольца ; дюжина веретен и пара хороших гребней. Научиться плести кружево довольно сложно, но сложнее его сплести. И прежде, чем девушка тату первая кружево платок другая кружевница должна вложить в это дело душу. Кружева дизайн незаметная и почти забытая работа. Почти никто не знает, какие чудесные секреты хранят эти люди. В ткачестве используются две нити: основная и дробовая; одна используется в вязании, а много нитей в фриволите. Иногда их число может достигать 60 и даже больше. Каждая струна намотана на отдельную шпульку, своего рода палочку. Плетея, так звали кружевница , закрепляет нитку на шпульке, кладет ее себе на колено и немного раскатывает, пока нить не займет свое место. После используется куфтырь, разновидность барабана, набитого соломой и изготовленного из текстильной ткани. Закрепляется на специальной подставке, предварительно обернутой бумагой 9.0009 штук , которые очень важны для изготовления кружев . Вставляя булавки в отверстия и перекидывая шпульки, плети переплетают нити. Как компьютерная перфокарта определяет компьютерную программу, клочок бумаги определяет узор кружев . Вологда всегда была одним из главных центров русского кружевного фриволите, а в 19 веке стала самым известным. Именно тогда кружевниц начали плести кружево узоров в виде чудесных звездочек и снежинок. Вологда кружево напоминает иней на зимнем стекле, которое исчезнет под первыми лучами мартовского солнца. Он похож на тонкую паутину, которую разорвет дуновение ветра. Они как символы чего-то невинного и сиюминутного. Подобно лилии мадонны, вологодский кружевной мог бы стать символом невинности. На самом деле, в старые времена невесты делали татуировки кружева для приданого сами. Дом невесты всегда украшали кружевными постилальниками, убрусами, специальными полотенцами и наспичниками для прихода жениха. А само кружево фриволите называлось «женской схемой». |
ологодская область известна как рассадник искусства и промыслы на Русском Севере. В XIX-XX веках были высоко развиты такие ремесла, как резьба по дереву и роспись. из дерева и бересты, фантазийное ткачество и шитье, чернь и керамика. Но что стало действительно всемирно известным, так это Вологда кружево. С конца XVIII века кружева производство развивалось как в Вологде, так и в области. Вологда кружева всегда отличались характерным орнаментом. Их линии плавные и плавные. Даже геометрические узоры стать округлым. Их конструкция носит обобщенный характер, часто имеет просто намек на реальный прототип. Основная особенность тех. кружева — это деликатес. Местные кружевницы создали множество прозрачных сети, служившие землей, и виды шнурков, которые выглядели как заиндевевшее окно, или цветущий сад, или луг, полный цветов. Но они не похожи на паутину. Изготовлен из твердого льняные или хлопчатобумажные нитки, вологодские кружева прочны и увесисты.
Кружевоплетение было
считается престижным и прибыльным. Даже члены
богатых семей занимались торговлей. Дворяне и
зажиточные купцы обучали своих дочерей кружевоплетению
как в своего рода изящных искусств. Женщины из обедневшего дворянства
семьи и вдовы работали долгие часы круглый год. Но
большинство кружевниц представляли жители
чердаков и подвалов.
В конце XIХ века огромное количество платков и платков, пелерин и головные уборы из черного и золотого шелка были изготовлены в Вологодской губернии. Даже члены богатых семей были участвует в торгах. Дворяне и зажиточные торговцы обучены их дочери в кружевоплетении как в своего рода изобразительном искусстве. Работали женщины из обедневших дворянских семей и вдовы. долгие часы в течение всего года. Но большинство кружевниц был представлен обитателями чердаков и подвалов. В крестьянских семьях девушки зарабатывали деньги кружевоплетением, чтобы купить модные платья. В конце XIX века писатели отметить «излишнюю пижонщину» крестьянских одежда, их тоска по горожанам одежда — шелк и шерстяные стильные платья, пальто с меховыми воротниками.В то же время во многих районах женщины Вологодской губернии носили старинные народные костюмы: рубахи с декорированным подолом, юбки с кружевами и тканым орнаментом. Белоснежные многопарные шнурки были дополнены яркими цветные нити, перекликавшиеся с яркими цветами орнаментированных ткань. Женщины часто надевали рубашки с декорированным краем в время сенокоса и другие виды коллективного труда.
В Вологодском музее
можно увидеть замечательные альбомы с образцами кружев. Изысканный
узоры, отмеченные явным влиянием стиля модерн
— вариации цветочных бантов, бабочек и стрекоз
а также особо нежные точные кружева, тесьмы платков
и салфетки, вероятно, были приняты вологодскими кружевницами,
с помощью выпускников практических школ. Вместе с
дизайнерские узоры толстый пласт настоящего народного творчества
существовал. Тысячи кружевниц использовали эти традиционные
украшения, трансформируя их для меняющихся времен и мод. ➤
|