Текст к презентации «Синель» по предмету технология 5 класс
ВВЕДЕНИЕ
Традиционным видом рукоделия в разных краях России было лоскутное шитье. Все новое — это хорошо забытое старое. Вот и лоскутное шитье, вновь популярно среди рукодельниц.
Актуальность данной техники состоит в том, что техника лоскутного шитья позволяет не только развивать эстетические и художественные вкусы детей, но также мелкую моторику рук, что благоприятно влияет на их умственное развитие.
Востребованность декоративно-прикладного искусства связана, прежде всего, с тем, что побуждающей причиной и конечной целью творчества в этом виде искусства является создание декоративно-художественных произведений и декоративно-прикладных изделий, имеющих одновременно как декоративное, так и прикладное (утилитарное) назначение в общественной и частной жизни людей. Для любой рукодельницы, которая постоянно пополняет свой запас знаний и творчества чем-то новеньким и необычным, удивительная техника синель – должна стать очередным глотком новизны и вдохновения.
Что интересно, чтобы получить такие удивительные вещицы, выполненные в технике синель, достаточно лишь разобраться в ее несложном исполнении, а справиться с ним смогут даже самые неопытные новички.
Цель:
· рассмотреть способы применения на практике лоскутной техники «Синель»;
· совершенствовать свои возможности в области новой технологии обработки ткани;
· разработать и выполнить творческий проект
· дать оценку проделанной работе
Задачи:
· изучить и проанализировать теоретический, иллюстрированный материал по лоскутному искусству;
· освоить новую для меня технику
· раскрыть сущность лоскутной техники «Синель».
· узнать требования, предъявляемые изделиям, выполненным в технике «Синель».
· разработать технологию изготовления изделия в лоскутной технике «Синель».
· выполнить творческую работу — в технике » синель»
· активизировать познавательную деятельность;
· совершенствовать навыки и умения по технологии;
· применить знания, полученные на уроках технологии на практике;
· провести контроль качества своей работы
Предмет исследования: прихватка ,сумки, одежда.
Для достижения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
1. анализ этнографической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования;
2. изучение
оригинальных изделий декоративно-прикладного искусств
Лоскутная
мозаика известна очень давно. Её применяли вместе с другими технологиями шитья,
когда создавали одежду и предметы интерьера из ткани. Были найдены аппликации,
сделанные 3000 лет назад. Однако лоскутная техника как самостоятельный вид
декоративно-прикладного искусства начала развиваться в Англии в первой половине
XVIII века.
Притча о лоскутном шитье
Одна женщина пришла к мудрецу и говорит: «Учитель, все у меня есть: и муж, и дети, и дом — полная чаша, но стала я думать: зачем все это? И жизнь моя развалилась, все не в радость!» Выслушал её мудрец, задумался и посоветовал попробовать сшить свою жизнь. Ушла женщина от мудреца в сомнении. Но попробовала. Взяла иголку, нитки и пришила лоскуток своих сомнений к клочку голубого неба, который видела в окне своей комнаты. Засмеялся её маленький внук, и пришила она кусочек смеха к своему полотну. Так и пошло. Запоет птица — и ещё один лоскуток добавляется, обидят до слез — ещё один. Из лоскутного полотна получались одеяла, подушки, салфетки, сумочки. И все, к кому они попадали, чувствовали, как кусочки тепла поселялись в их душе, и им уже никогда не было одиноко, и никогда жизнь не казалась им пустой и бесполезной.
Синель — лоскутная техника
Мастера лоскутного шитья и почитатели их творчества по-разному произносят название этой удивительной техники, доставшейся нам от наших трудолюбивых предков и получившей стремительное распространение в наши дни. Следует сказать, что несколько веков назад этот прием работы с тканью служил только целям подновления и утепления одежды, а также утилизации сильно изношенных тканей. Понятно, что в те далекие времена он не имел не только самостоятельного названия, но и четкой технологии. Ткани просто скреплялись друг с другом в несколько слоев и распушались с целью получения новой более теплой ткани.
История «Синели»
Современное название сениль (или синель), очевидно, появилось уже в XX веке, когда вид этой новой ткани ассоциировался с уже знакомыми материалами. Однако ни в одном из источников не удалось получить вразумительного объяснения происхождения названия этой техники. Одни журналы по рукоделию называют ее «сениль», ссылаясь на распространенную ранее толстую ворсовую ткань «шенил». Другие упорно пишут «синель» уже без всякого объяснения. От посетителей выставок рукоделия часто можно слышать: «А, синелька! Была раньше такая мохнатая ниточка для вязания».
Текстильная энциклопедия гласит: «Синель (от франц. chenille — гусеница) — пушистый с бархатистым ворсом шнурок для вышивания, плетения отделок, изготовления бахромы. Особое распространение получил в 30-е годы XIX века. В ХХ веке использовался в основном при изготовлении детских игрушек».
Техника Синель представляет собой имитацию мелкого лоскутного набора из полосок ткани. Лицевая сторона готовой синели имеет вид аккуратно пришитых на какую-либо основу разноцветных полосок. Однако достигается эффект не прямым лоскутным шитьем, когда из мелких деталей создается более крупная, а другим, оригинальным обратным приёмом: взятые изначально большие куски ткани в результате особых приёмов работы превращаются в ровные полоски и воспринимаются как ворсовая ткань.
С техникой синель можно чинить одежду, особенно здорово — протёртые места на джинсах и других плотных тканях.
Если синель очень сильно разлохматить жесткой пластиковой щеткой, то получается эффект вельвета в очень крупный рубчик, мягкий и пушистый. После каждой стирки, правда, надо «лохматить» заново.
Заготовка синели имеет три основные составляющие:
· нижний слой (основа),
· средняя составляющая — это несколько слоёв тканей — наполнителей для придания объемного эффекта и утепления модели,
· верхний красочный слой.
В зависимости от назначения изделия нижний слой (основа) может быть из плотной или, наоборот, более тонкой и мягкой хлопчатобумажной или шерстяной ткани.
Выбор слоёв — наполнителей особенно важен, так как их задача не только «помочь» верхнему красочному слою проявить себя в цветовом отношении, но и поднять, как бы вытолкнуть его при последующей влажной обработке заготовки.
Количество слоев — наполнителей может быть различным, обычно это 2 — 6 подходящих по цвету слоёв тонкой хлопчатобумажной ткани (ситец, бязь и др.
). Можно в качестве слоев-наполнителей брать и более плотные ткани, например фланель, шерсть, реже используют трикотаж.Нужно учитывать, что более плотные ткани из-за малой подвижности нитей при последующей влажной обработке не так активно мохрятся, как ткани с подвижным переплетением нитей.
Цвет слоёв-наполнителей зависит от верхнего красочного слоя, обычно это окрашенные с двух сторон однотонные ткани. Причём для одной заготовки все слои-наполнители могут быть как одного тона (цвета), так и разных оттенков одного цветового тона. При расположении слоев ткани последовательно от самого светлого к самому насыщенному после влажной обработки (стирки) получается глубокий объемный эффект.
Верхний красочный слой ткани диктует выбор всех других внутренних слоёв. В качестве верхнего слоя можно использовать самые разные по цвету и фактуре ткани. Так для простых моделей хорошо подойдет яркий цветастый ситец, фланель с набойкой, тонкая шерстяная ткань (типа шотландки) и другие.
Без опыта работы в технике синель трудно сразу получить желаемый результат. Сначала лучше воспроизвести свою идею в нескольких образцах, экспериментируя с количеством слоёв-наполнителей, их цветом, а главное — с верхним слоем ткани.
Потрясающий эффект получается, если в качестве верхнего слоя использовать павловопосадские платки. Глубоко прокрашенные волокна павлово-посадского кашемира (это тонкая шерсть), взаимодействуя с подобранными в тон слоями-наполнителями и основой придают заготовке бархатистый эффект. Сшитая из этого одежда несёт в себе черты истинно русского стиля.
Пять признаков качественной синели
В последние годы растет интерес к одежде, выполненной в технике «синель». Одновременно растет число нареканий на качество синели.
При изготовлении изделий допускаются досадные несоблюдения требований к заготовке синели. Наиболее часто имеют место «осыпание» синели и быстрое ухудшение внешнего вида модели.
Рассмотрим эти недостатки синели. Так называемое «осыпание» синели, т.е. самопроизвольное выпадение волокон, а вслед за ним и волокон слоев-наполнителей происходит из-за несоответствия длины машинного стежка толщине заготовки, да еще искусственно увеличивается за счет постоянного подтягивания заготовки руками. Другими словами длина машинного стежка, скрепляющего слои синели должна быть
равна 2-2,5 мм для толстой заготовки и
1,5 мм — для тонкой заготовки синели.
Другой существенный недостаток синели — скорая потеря товарного вида синели, а также ухудшение внешнего вида самой модели (пальто, куртки и т.д.), т.е. так называемое «быстрое старение». Причины этого все в той же пресловутой экономии при производстве синели и в отсутствии творческого подхода к созданию заготовки синели. Уменьшение слоев-наполнителей с целью облегчения и удешевления заготовки обязательно должно сопровождаться не только уменьшением длины машинного стежка, но и изменением расстояния между соседними машинными строчками в заготовке синели.
Другими словами ворс в готовой синели должен стать более коротким. Это сделает заготовку синели более однородной, износостойкой, а одежду, сшитую из нее более долговечной.
Итак, сформулируем 5 основных признаков качественной синели:
1. Применение только натуральных материалов (х/б, шерсть) в качестве слоев-наполнителей и основы.
2. Использование достаточного количества слоев-наполнителей (3-6) для ответственных теплых изделий (пальто, куртка, душегрея) с целью обеспечения долговечности.
3. При изготовлении легкой синели, в которой количество слоев-наполнителей равно одному-двум, обязательно уменьшение длины машинного стежка до 1,5 мм для предотвращения «высыпания» волокон ткани в процессе интенсивной носки.
4. Обязательная разутюжка и проклейка полосками клеевого дублерина всех соединительных швов модели по всей их длине.
5. Проклейка клеевым дублерином или флизелином подбортов, воротника, линии низа рукавов, линии низа самой модели, а так же мест расположения карманов.
Технология синели
Как говорилось ранее, заготовка синели имеет три основные составляющие: нижний слой (основа), средняя составляющая — это несколько слоёв тканей — наполнителей для придания объемного эффекта и утепления модели, верхний красочный слой.
Когда все три составляющие заготовки подобраны необходимо:
· Собрать заготовку синели на столе в определённом порядке. Сначала на поверхность стола выложить слой-основу лицевой стороной вверх. Затем поверх основы аккуратно выложить наполнители слой за слоем. Поверх расположить последний красочный слой синели, укладывая его лицевой стороной вверх.
· Нужно соблюдать следующие условия:
o долевые нити на всех слоях должны располагаться в одном направлении, либо при недостатке кроя быть перпендикулярными друг другу;
o самый нижний слой синели (то есть основа) должен быть примерно на 2-3 см со всех сторон больше, чем остальные слои. Это необходимо для удобства последующего разрезания слоев синели.
· Скрепить булавками по периметру заготовки.
· Шить на расстоянии 1-2 см по косой, чтобы потом не лезли нитки.
· Прорезаем слои, кроме нижнего.
Можно прокладывать строчки под углом не 45 градусов, а 30, но никак не по долевой или поперечной нити. Следующие строчки прокладываются параллельно первой строчке на одинаковом расстоянии друг от друга. Расстояние может варьироваться
в зависимости от качества ткани и желания получить тот или иной эффект ткани, но в среднем это 1, 1,5 или 2 см.
Синель бывает разная. Можно и отдельные полосы косой бейки нашивать, эффект тот же.
Когда
все полоски прорезаны, начинается самое интересное. Необходимо распушить
синель.
Это делается с помощью щётки для одежды.
Трите в разные стороны, можно немного намочить, чтобы убрать пропитки с
ткани.
Чтобы хорошо распушить ткань можно к щётке использовать стиральную машину, для этого заготовки нужно отжать в центрифуге на самых больших оборотах.
Для техники » синель» лучше использовать легкие тонкие натуральные ткани, такие как шелк, вискоза и хлопок. В качестве нижнего базового слоя можно использовать синтетическую ткань.
Ткани используются, как однотонные, так и с рисунком. Очень выигрышно смотрятся ткани с крупным или абстрактным рисунком.
Выбор цвета тканей зависит от Ваших предпочтений, а так же от планируемого конечного результата. Вид законченной ткани будет зависеть от очередности наложения разных цветов ткани друг на друга.
Посмотрите, как по-разному смотрятся одни и те же ткани в разной очередности слоев:
Прорезать все верхние слои ткани между швов, за исключением нижнего слоя ткани. Необходимо распушить синель. Это делается с помощью щётки для одежды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лоскутное шитье — это рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы. Изделия, выполненные руками мастеров, в России вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. В современном социуме эксклюзивные произведения, выполненные в технике лоскутного шитья, приобрели большую популярность. Актуальность данного вида декоративно-прикладного творчества безусловна. В разных регионах России можно видеть оригинальные творческие работы: ковры, панно, скатерти, элементы одежды, игрушки, сувенирную продукцию и многое другое.
В данном проекте я рассмотрела одну из техник лоскутного шитья, которая называется «Синель»: историю происхождения лоскутного шитья в целом и конкретной техники, виды и техники лоскутного шитья, технологию изготовления аксессуара, одежды и других изделий и проблемы, возникающие в процессе работы с данной техникой.
Я считаю, что все задачи и цели поставленные мной были достигнуты.
Для четкости изложения сущности лоскутной техники «Синель» приведены фотографии.
Создание таких изделий позволят не только овладеть приемами лоскутного шитья, но и пофантазировать над формой изделия, его декоративным оформлением.
3 мастер-класса по созданию вещей
Содержание
- Шьем юбку по косой в технике синель
- Обтачка верхнего края юбки
- Безрукавка для девочки в технике синель
Шьем юбку по косой в технике синель
Мастер-класс от Еремчук Ирины.
Юбочка получилась двойной — можно одевать зимой, черпая дополнительную энергию из ярких красок набивного рисунка ткани.
Для юбки я использовала два вида льна — один плотный однотонный, другой тонкий с набивным ярким цветочным рисунком. Чтобы сбить интенсивность рисунка, решено было использовать технику синель — то бишь, когда мы верхний слой разрезаем между строчек, открывая нижний слой ткани. При правильном цветовом сочетании должно получиться красиво. Кремово-розовый лен как нельзя лучше подошел цветастому рисунку на интенсивном бордовом фоне. Опять же, мой любимый крой по косой, как будто создан для тандема с техникой синель.
Ничего специального для шитья такой юбки не требуется — только стандартный набор инструментов:
- ножницы;
- иголки;
- лапка обычная и для втачивания молнии;
- нитки в тон тканей;
- английские булавки для скалывания деталей;
- портновский мелок.
Выкроить юбку по косой не сложно. За основу берется полусолнце и срезается по бокам в зависимости от желаемой ширины, но не менее объема бедер (чуть меньше можно, только если фигура безупречная).
На ткани это выглядит следующим образом: складываю два полотна из цветного и однотонного льна лицом к лицу, стачиваю боковые срезы и выворачиваю налицо. Утюжу швы, стараясь не растягивать лишний раз ткань. Таким образом срезы боковых швов в дальнейшем не нужно обметывать.
Теперь скалываю булавками. И делаю разметку (портновским мелком) от линии талии к низу, повторяя форму трапеции юбки. Строчу по разметкам, стараясь не вытягивать ткань.
Полученные полоски визуально делю пополам и вновь строчу, только уже не от талии, а от линии бёдер. Не забываю делать закрепки в начале и в конце строчки. Между строчками потом разрежу ткань. Специальный нож я не покупала — обошлась обычными ножницами.
Вид с изнанки:
Ткань всё же растянулась, поэтому пришлось застрочить вытачки.
Разрезала ткань между швами и закинула в стиральную машину (бережный режим), после чего махрушечки стали вот такими прелестными.
Важно: полоски, которые примыкают к краям, лучше разрезать после того, как стачаете боковые швы
Верхнюю часть юбки (от талии до линии бедер) не разрезала.
Стачала боковые швы. Шов, в котором будет молния, стачала самой широкой строчкой на длину молнии, швы разутюжила.
С изнанки молнию приложила к месту притачивания, совмещая центральную её часть со швом, соединяющим полочку и спинку. Приколола. Приметала. Булавки вынула. Прострочила с использованием специальной лапки.
Там, где бегунок имеет утолщение, подпарываю скрепляющий шов.
Немного открываю молнию, чтобы бегунок не мешал пристрочить край.
На следующих фото видны допущенные огрехи:
1. Одну полочку разрезала еще давно почти до талии, не подумав, что под одеждой эта часть будет подвергаться большему трению. Правда, у меня имеется оправдание: когда кроила юбку, и не помышляла о том, что это будет зимний вариант в тандеме с курткой.
2. Поторопилась разрезать полоски, примыкающие к боковым срезам — теперь нужно проложить дополнительную фиксирующую строчку.
Верхний край юбки сначала не планировала обрабатывать. Но из-за вытачек нужно обработать, иначе не комильфо.
Обтачка верхнего края юбки
1. Выкраиваю полоску, равной длине талии + 5 см, а шириной примерно 6 см. Загибая 1,3 см, утюгом вытягиваю один край и сутюживаю другой. Заутюженный край приклеиваю к обтачке клеевой паутинкой, прокладывая в месте сгиба небольшие кусочки через малые промежутки.
2. Складываю обтачку лицом к лицу с линией талии, скалываю, сметываю, сострачиваю от края 0,5-0,6 см (ширина лапки от края).
3. Краями обтачки огибаю боковые швы с молнией.
4.5.6. Отворачиваю обтачку, огибаю линию талии, прикалываю, сметываю, отстрачиваю швом «в канавку» (если зрение позволяет).
Если шить по булавкам (как я), то перед иголкой их нужно вынимать: помимо того, что можно попасть машинной иглой в булавку, в том месте, где булавка вколота, машинка может делать пропуски стежков (фото 7).
Обработала обтачкой, проутюжила. Готово.
Ну вот, пожалуй, и все. Утюжить эту юбку не нужно. Все вытачки и боковые швы были обработаны в процессе шитья, так что можно одевать, предварительно подобрав к ней комплект.
Безрукавка для девочки в технике синель
Источник
1 2
Вышивка Синель
ЧТО ТАКОЕ ВЫШИВКА ШЕНИЛЬ?
Вышивкасинель, в просторечии известная как « синель «, представляет собой разновидность специализированной петли или цепочки вышивки , которая выполнена из пряжи , а не типичных вышивальных ниток — полиэстера или вискозы. Благодаря использованию пряжи вместо ниток, этот метод вышивки делает рисунок оптически более толстым и более выпуклым .
ВИДЫ ВЫШИВКИ ШЕНИЛЬ
Вышивка синелью может быть выполнена в одной из двух форм, например:
• петля
• цепь
Вышивка синель в виде петель часто называется покупателями «вышивка махровая », из-за ее специфического строения, потому что дизайн вышивки похож на махровое полотенце . Можно сделать вышивку петель различной высоты , в зависимости от предпочтений клиента. Этот вид вышивки особенно популярен на детской одежде, молодежной и, что интересно, также рекламной одежде. Вышивка, выполненная этим методом, создает выпуклый оттиск и, кроме того, мягкий на ощупь. Уникальная структура этой вышивки делает дизайн таким оригинальным и часто выбираемым покупателями.
Вышивка синель используется также в виде цепочка вышивка . В данном случае это плоская вышивка, напоминающая цепочку, которая похожа на классическую вышивку, но намного толще . Часто в одном узоре одновременно используются оба вида шенилла , т.е. вышиваем букву, наполненную петлей, а край ее заканчиваем цепочкой. Кроме того, вышивка синелью может сочетаться с другими техниками вышивки, доступными в нашем предложении, пайетками, струями, жемчугом и принтами.
ВЫШИВКА ШЕНИЛЬ — МАТЕРИАЛЫ
Из-за особенностей вышивки синели, которая требует высокой стабильности материала во время вышивки, узоры синели вышиваются непосредственно только на элементах одежды (например, на передней части блузки или рукаве). а не на готовых изделиях (прет-а-порте). Если вы хотите использовать дизайн, выполненный этим методом, на готовых изделиях, мы предлагаем вышивку в виде заплата в стандартном исполнении — для шитья , или в версии с термопленкой , что позволяет фиксировать ее на одежде с помощью термотрансферного пресса или утюга .
Haft z sublimacją
Хафт класический, шенилл+глиттер
надменный
Традиционная вышивка синелью — Блог о продукции Wilcom
Синель
и EmbroideryStudio e4.5 Designing
Синель продолжает оставаться
популярной техникой для специализированных вышивальных мастерских с соответствующим оборудованием.Традиционная вышивка синелью выполняется с помощью одной непрерывной нити, вплетенной в материал и поднятой в виде петли или ворса. Шениль, обычно узнаваемый по петлям пряжи, создает мягкий пушистый ковер. Поскольку синель выполняется из пряжи, а не из ниток, она обычно не используется для небольших сложных узоров.
Стежки синелиТрадиционная синель состоит из 2 основных типов стежков.
Мох и Цепной стежок .Моховая строчка придает синели характерный вид. Петля используется для заполнения форм и создания ощущения глубины. Он может производить широкий спектр эффектов, от низких, компактных до высоких, плюшевых стежков. Напротив, цепь обычно используется для контуров и более тонких работ. Он также используется для закрепления или создания аккуратных краев петельчатого мха.
Для шитья синелью иглы
имеют крючок вместо ушка с ниткой.Пряжа вытягивается по одной петле петлителем, расположенным под игольной пластиной. Бобина не требуется.
Рисунки вышивальных стежковEmbroideryStudio Chenille Element предлагает ряд рисунков стежков, обычно связанных с вышивкой синелью. Coil, Square, Island Coil, и Double Square. Обычно используются с Мох ст.
Для использования с цепным стежком
доступны другие рисунки.Использование Узоры из синелиШениль — узнаваемая уникальная техника вышивания, с ее помощью можно выполнить дизайна с большим количеством стежков . Более толстая пряжа облегчает покрытие больших площадей меньшим количеством стежков.
лучше всего смотрятся на больших размерах из-за толщины пряжи и относительного размера моховой и цепной строчки. Детали могут быть добавлены путем обшивания стандартной вышивкой. Иногда из синели используется несколько нитей пряжи для придания особого вида и текстуры.
Часто используется для эмблем на толстовках. Обычно простые четкие формы. EmbroideryStudio Chenille Element от Wilcom часто комбинируют с обычной вышивкой для декоративной одежды, такой как спортивные и шерстяные куртки. Он также широко используется в детской одежде.
Шениль также находит применение на рынках одежды и модной одежды. Цепная строчка представляет собой интересную альтернативу мху для более деликатной работы.
Шениль стала популярной, появляется в универмагах как раз к Рождеству!Kids Chenille наклейки, найденные в магазинах Target в Австралии
Синель в сравнении с «искусственной» синельюДавайте сравним стежок мох в традиционной синели с популярной техникой вышивки «искусственная синель».
Искусственная синель создается с использованием эксклюзивных типов стежков в EmbroideryStudio e4.5 Дизайн и вышивка на любых стандартных вышивальных машинах без необходимости в специальном оборудовании. Петли из синели имитируются горизонтально с использованием более толстой пряжи, а настоящие петли из синели приподнимаются над тканью.
Настоящая вышивка синелью выполняется с использованием одной непрерывной нити, вплетенной в материал и поднятой петлей или ворсом. Требуется специализированное вышивальное оборудование. Основа из синели обычно ощущается и мягче, чем обычная основа для вышивки.