Техника миллефиори: Как делают итальянское стекло «миллефиори»: dombusin — LiveJournal

Как делают итальянское стекло «миллефиори»: dombusin — LiveJournal

Миллефиори – одна из самых узнаваемых и ценных техник в производстве муранского стекла. Слово «миллефиори» в переводе с итальянского означает «тысяча цветов», поскольку результат этой крополивой работы напоминает цветочный ковер на летнем поле.

Эту технику изобрели больше двух тысяч лет назад, но с тех пор несколько раз теряли и воссоздавали заново.

Впервые технология, которую сейчас называют «миллефиори», была применена в Древнем Египте, а античные греки и римляне переняли и усовершенствовали ее, научившись изготавливать очень сложные, многоцветные украшения и посуду, образцы которых дошли и до наших дней.


Чаша, Древний Рим, 1 век н.э.

После многовекового забвения миллефиори было заново «открыто» в 13-м веке нашей эры в Италии, а затем – еще раз, в конце 19-го, когда итальянский мастер Моретти в очередной раз догадался, как это устроено. Поняв, что основу составляют кусочки стеклянных прутков, в сечении имеющие цветочный орнамент, и проделав множество экспериментов, Моретти изготовил несколько точных копий древнеримской посуды, найденной в развалинах Помпеи.


Стеклянные изделия в технике миллефиори

Изделия Моретти имели столь большой успех, что многие итальянские компании принялись осваивать это направление. До недавнего времени сложный многоступенчатый процесс изготовление миллефиори было прерогативой итальянских мастеров, однако во второй половине 20-го века эта техника была удачно освоена японскими, китайскими и индийскими фабриками по производству художественного стекла и украшений.

Основой для получения стекла «миллефиори» являются «муррини» (или «муррины») – одиночные небольшие цилиндрики, полученные путем нарезания длинного стеклянного прутка, имеющего в сечении цветной, обычно цветочный или звездчатый орнамент.


Муррини нарезанные из стеклянного прутка, на срезе которого имеется цветной рисунок

Изготовление стеклянного прутка с орнаментом внутри – самый сложный и ответственный процесс в производстве миллефиори. Существуют два концептуальных способа получения цветных прутков: пошаговая отливка с помощью молдов (отливочных форм) и спекание узора из тонких одноцветных стеклянных прутиков.

В первом способе многоцветный стеклянный цилиндр создается пошагово, начиная с центрального цвета.

Стекло, которое будет серединкой будущего цветка, расплавляется и наматывается на длинный металлический стержень, чуть остужается, а затем опускается в молд (специальную вертикальную форму). Вынутая из молда остывшая стекольная масса, принявшая форму цветка или звезды, снова обматывается горячим стеклом другого цвета и опять погружается в молд побольше. Этот процесс продолжается до тех пор, пока многослойное стекло на стержне не примет в сечении тот орнамент, который задумал мастер.


Пошаговый алгоритм отливки в молде: обмотка стержня горячим стеклом (1), опускание в одну из форм — молдов (2), застывшая серединка, принявшая форму молда (3) и обматывание ее новым слоем стекла другого цвета (4).

Второй способ состоит в том, что мастер складывает толстый пруток с желаемым орнаментом на сечении из множества тонких прутиков разноцветного стекла. Затем эта своеобразная «вязанка» нагревается до полного спекания отдельных прутиков в сплошную массу, которая будет представлять из себя толстый цилиндр, на разрезе которого сохранится исходный узор. Второй способ более трудоемкий, но он позволяет делать асимметричные муррини с фигурками людей и животных, буквами и вообще любой картинкой по вкусу изготовителя.


Способ спекания толстого прутка из тонких цветных стеклянных прутиков позводяет создавать сложный орнамент на срезе

Далее толстый цилиндр цветного стекла, полученный первым или вторым способом, разогретый до эластичного состояния, с помощью специальных щипцов осторожно растягивается в стороны (иногда для этой операции требуются два мастера).
Свойства стекла таковы, что при растягивании рисунок внутри стекольного прутка сохраняется, но уменьшается в размерах, пропорционально утоньшению растягиваемого цилиндра. Так из короткого толстого прута получается тонкий длинный стеклянный стержень, на срезе которого остается уменьшенная копия орнамента, получившегося в цилиндре. Стержень нарезается на ломтики – это и есть муррини.


Изготовление стеклянного прутка-цилиндра с помощью молдов (1), растягивание цилиндра в тонкий прут (2-3), расламывание на отдельные ломтики — муррини (4).

Вот из этих ломтиков или чипсов складывают тарелку или вазу, и запекают в печи, чтобы муррини спеклись между собой и образовали ровную гладкую поверхность.


Муррини в масштабах ладони и готовая вазочка из них

В конце 19-го – начале 20-го века Италия производила тоннами так называемые «африканские миллефиори» — грубо выглядящие бусины для торговли с африканскими племенами, которые делались наспех из дешевого стекла, без всякого стремления к изяществу и гармонии.


«Африканские» венецианские бусины 1920-х годов

Эти бусины менялись на шкуры редких зверей, драгоценные камни, а иногда – на концессии на разработку хороших месторождений, в общем, это был крайне выгодный бизнес.

Друзья, любите цветное стекло?

иллюстрированный мастер класс ᐈ Блог Мира Бусин

Название этой техники, «миллефиори», происходит от итальянских слов «mille» («тысяча») плюс «fiori» («цветы»). Она является вариацией старинной техники, использовавшейся стеклодувами, когда орнаменты из стеклянных трубочек разного цвета создаются на всей протяженности стеклянной трубки. Обычно таким способом создаются несложные цветы. Полученную широкую трубку разогревают и растягивают до необходимых размеров таким образом, чтобы на любом срезе получался одинаковый рисунок. Такие же операции можно легко воспроизводить на полимерной глине (пластике), это даже проще, чем на стекле, поскольку вам не понадобится для этого стеклодувное оборудование и специальные навыки работы со стеклом. Техника миллефиори для изделий из полимерной глины гораздо менее опасна для здоровья. Она отлично подходит для создания бусин, сережек и прочей бижутерии или для декорирования практически любого изделия, которое поместится в вашу духовку и выдержит запекание при температуре 265

о.

 

Материалы и инструменты для работы:

  • полимерная глина разных цветов
  • паста-машина (или же обычная скалка для теста)
  • острый нож
  • подложка (коврик) для работы.

Пошаговый мастер-класс

 

  • Выбор сорта и цветов пластики

               

Мы предлагаем выбрать сорта пластики Fimo или Sculpey. На наш взгляд, для техники миллефиори больше подойдет полимерная глина сортов Fimo Classic. Хотя многим мастерицам больше нравится сорт Sculpey, которую намного проще встретить в магазинах и которая обычно стоит меньше. Также используют для этой техники Fimo Soft, поскольку с этим сортом глины намного проще работать. А вот Fimo classic на самом деле требует значительных усилий, чтобы ее размять как следует для комфортной и качественной работы. Но нужно учесть, что мягкие сорта глины, особенно Sculpey, смазываются при нарезке, даже если их охладить. К тому же, более яркие краски в них имеют тенденцию оставлять следы на руках и портить более светлые оттенки, смешиваясь с ними. При работе с сортом Fimo Classic эта проблема гораздо меньше выражена.

По цветовой палитре разнообразнее Fimo, особенно Fimo Soft, но в этом вопросе мы не настаиваем, вы можете опираться на свой вкус и поставленную задачу. В каждом хорошем магазине для рукоделия найдется множество сортов и оттенков пластики на выбор. Мы рекомендуем купить основные оттенки плюс много черного цвета и белого, а затем смешивать свои собственные. Такой подход позволяет создавать более плавные цветовые переходы и лучше контролировать конечный результат. К тому же, это обойдется вам значительно дешевле, а в процессе создания смешанных оттенков глина придет в необходимую для работы консистенцию. 

Для нашего цветка в технике миллефиори из пластики мы взяли зеленую серединку, добавили синие лепестки и сделали белый фон. Вообще, лучше смотрится высококонтрастный фон, на котором лучше видны контуры лепестков.

 

  • Создание смешанных цветов

        

        

        

В случае, если у вас уже есть предварительно смешанные оттенки, вы можете не читать этот пункт.

Для нашего цветка мы сделали простой переход тонов от темного к светлому и в серединке, и в лепестках. Когда смешиваете цвета, учитывайте, что количество темных тонов играет большую роль при создании светлых.

Чтобы соединить два цвета в третий, нужно сформировать из глины «колбаски», завернуть их в «рулетик», а затем раздавить в шар. Повторите несколько раз эти действия, пока цвета не смешаются в равномерный тон.

 

  • Формирование серединки цветка

             

При распределении количества пластики каждого из цветов, учитывайте, что середина цветка составляет около 15-20 % от общей массы пластики, поэтому выделяйте для нее не очень много глины, чтобы основная полимерная «колбаска» не вышла слишком большой и чтобы вам хватило других цветов для композиции.

Мы начали с черного цвета в центре, который постепенно затухает и переходит на наружном слое в очень светлый салатовый оттенок.

Сначала скатайте трубку из черной пластики. Затем возьмите следующий самый темный оттенок, раскатайте его в тонкий лист и наложите его поверх трубки. Повторите эти действия с другими оттенками. У вас должна результате выйти колбаска, которая в разрезе похожа на бычий глаз.

 

  • Формирование лепестка

           

Выполнение этого элемента аналогично серединке, только здесь нужно оборачивать листы других цветов поверх центральной трубки не по всей окружности. Начинаем так же, с формирования центральной трубки. Затем раскатываем в лист глину следующего цвета, только посередине делаем его более толстым и сужающимся к краям. Покройте им приблизительно 3/4 окружности центральной трубки. Повторите эти действия с глиной других оттенков, после чего оберните тонкими плоскими листами из них около 7/8 длины окружности центральной трубки.

Лучше вставить маленький контрастный шип в середину, чтобы срез был больше похож на цветок. Надрежьте весь лепесток спереди назад и вложите клин из глины контрастного цвета (мы вставили черный).

 

  • Соединение всех частей в целое

      

Раскатайте центральную трубку на гладкой поверхности, пока поверхность трубки тоже не станет ровной, но не делайте ее очень уж тонкой. Напротив, оставьте ее настолько толстой, насколько возможно. Обрежьте края, так как у них есть свойство искажать узор на срезе. (Советуем не выбрасывать обрезанное: такие кусочки также можно будет использовать при создании других украшений.)

Когда толщина «колбаски» сравняется с толщиной центральной части цветка, ее следует разрезать на шесть отрезков одинаковой длины. Они должны получиться одинаковой длины с центральной частью. Расположите эти шесть трубочек-лепестков вокруг центральной, как изображено на фото, и вложите треугольный клин пластики цвета фона между каждой трубкой по внешнему краю.

После этого просто раскатайте цилиндр до необходимого размера, отрежьте его концы. Можете убедиться: на каждом срезе с этого цилиндра будет один и тот же цветок. Вы можете делать любые необходимые вам бусины или украшения после чего запекать их в духовке, руководствуясь инструкциями на упаковках вашей глины.

Что касается бусин, перед выпеканием их можно проткнуть зубочисткой, чтобы получить отверстия для нанизывания. Но опытные мастера не рекомендуют делать этого, поскольку это деформирует бусины, а отверстие редко получается такой величины, как требуется. Их просто оставляют целыми, выпекают их, после чего высверливают отверстия в уже остывших бусинах.

               

Итак, мы получили бусины с симпатичными небольшими цветочками. Из полученных заготовок можно собрать браслет, бусы или декорировать какие-то аксессуары, предметы интерьера.

 

 

История Миллефиори — ЛАЙЛ МАКДИЛЛ

Меня постоянно спрашивают: «Сколько времени у тебя уходит на изготовление вещей?» Обычно я отвечаю: «Это не поддается исчислению», а затем я продолжаю делиться тем, как я делаю все части и детали, потому что я думаю, что это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО то, о чем люди спрашивают. Конечно, очень сложно объяснить в двух словах, как я создаю крошечные изображения в кусках глины, потому что большинство людей никогда не слышали о древнем процессе Миллефиори.

Прежде всего, слово «миллефиори» в переводе с итальянского означает «тысяча цветов», именно здесь эта техника была освоена в стекле, в основном на Мурано, острове недалеко от Венеции, известном своим искусством стекла. Когда я был там, я надеялся увидеть, как кто-то создает миллефиори из стекла, но я думаю, что это не так эффектно, как выдувание стекла, потому что это все, что они демонстрировали. Если вы видели крошечные цветочки в стеклянном пресс-папье (или в вазе), вы, скорее всего, смотрели на Мурано миллефиори.

Но я забегаю вперед, потому что этот метод использовался задолго до того, как он получил свое название. На самом деле, изначально оно называлось «мозаичное стекло». На самом деле он восходит к египетским временам, но я нашел очень мало информации о египетском миллефиоре, за исключением того, что я видел лично. В 2014 году, когда я был в Лувре в Париже, там был кусок стекла с коровой внутри! Это было удивительно детализированное стекло миллефиори, и ему много сотен лет. Египтяне использовали технику миллефиори еще в 1400 году до нашей эры. Это не самое лучшее фото ниже, так как я снял его через стекло, но вы также можете увидеть рядом с ним стеклянную трость с геометрическим рисунком.

Только подумайте, сколько египтянам потребовалось, чтобы засунуть корову в этот крошечный кусочек стекла (оно было около 1 дюйма в диаметре). Я уверен, что они делали это в основном так же, как сейчас делают со стеклом, что чем-то похоже на то, как я работаю с полимерной глиной. Идея состоит в том, чтобы соединить стержни из цветного стекла вместе, чтобы сформировать форму. Эти стержни короткие, но после нагрева они могут быстро растянуть трость, чтобы сделать ее любого диаметра. Я никогда не видел, чтобы это было сделано, но надеюсь когда-нибудь. Есть отличная статья о том, как это работает, которая проведет вас через весь процесс.

Каждый раз, когда я иду в художественный музей, я люблю искать еще египетский миллефиоре, но его редко можно найти. Я видел некоторые из них в Метрополитен-музее искусств в 2000 году, когда только начинал заниматься полимерной глиной. Как только вы доберетесь до римских времен, вы найдете гораздо больше. Они сделали много половинок лица, которые они разрезали и соединили, чтобы сделать целое лицо.

На самом деле они выглядят довольно жутко, но вы можете видеть, что они основаны на греческих и римских театральных масках.

Похоже, что римляне поделились техникой миллефиори с Европой в 7-м и 8-м веках. Затем эта техника исчезла до 18 века, когда художники по стеклу Мурано начали использовать миллефиори на своих торговых бусинах, которые продавались в основном в Африке. Техника миллефиори широко использовалась для торговли африканскими бусинами, потому что они могли производить такое количество этих подробных бусин намного быстрее, чем любая другая техника изготовления стеклянных бусин. У художников по стеклу Мурано было много секретных техник работы со стеклом, которые итальянское правительство хотело сохранить в секрете. (Посмотрите эту историю стекла на Britannica.com). Они даже не позволили стекольщикам покинуть остров! Но художники по стеклу Альтаре (второго крупного центра стеклоделия в Италии) были гораздо более свободны в обмене своими знаниями, поэтому постепенно начали распространяться техники, в том числе миллефиоре.

Джакомо Франчини был одним из самых выдающихся мастеров по стеклу XIX века. У меня есть замечательная книга о нем и других художниках-миллефиоре того времени под названием «Шедевры миниатюр: мозаичное стекло 1838–1924» Джованни Сарпеллона. Детализированные портреты, созданные Франчини, не похожи ни на какие другие! Посмотрите эту страницу из книги, на которой изображена одна из его самых известных тростей Джузеппе Гарибальди. Если вы когда-нибудь встретите вазу или пресс-папье в антикварном магазине или на распродаже недвижимости с крошечными лицами, подобными этим, плавающими вокруг него, хватайте их — они могут стоить тысячи! Группа из трех подписанных предметов (имеется в виду трость с его инициалами GBF) недавно была продана на аукционе за 11 875 долларов!

 

Бусины Millefiori из Мурано по-прежнему одни из самых качественных в мире, но, конечно, другие компании всегда стараются подражать их красоте. Индия, Китай и Индонезия производят свои собственные версии, которые похожи, но очевидно, что у них нет многолетнего мастерства, чтобы сравниться с работой из Мурано. Вот хорошая статья, которая поможет вам определить бусину «не Мурано».

В последние годы художники во всем мире создают довольно фантастические стеклянные миллефиори. Я занимаюсь исследованиями этих художников и надеюсь написать о них в блоге. Я так восхищаюсь мастерством тех, кто создает миллефиори из стекла, потому что это должно быть намного сложнее, чем из полимерной глины. Во-первых, они работают с материалами, к которым не могут прикоснуться, плюс им приходится иметь дело со стеклом, которое затвердевает и растягивается с разной скоростью.

Я часто задаюсь вопросом, смогли бы художники, работающие с полимерной глиной, изобрести миллефиори, если бы не долгая история мастеров, поддерживающих эту технику на протяжении веков. Кажется, что техника приходила и уходила с годами, так что, возможно, она могла быть изобретена сама по себе. Концепция действительно очень проста. Что касается меня, мне просто нужно было начать с идеи начать с малого и приседать, а затем, позже, работать дольше. Но я, конечно, мог бы научиться намного быстрее, если бы у меня был мастер, который научил бы меня некоторым основным приемам, таким как отношение высоты к ширине и методы сокращения. Я учился в основном методом проб и ошибок. К счастью, я нашел способы использовать свои не очень красивые ошибки в работе, которую я мог продать и, таким образом, купить больше глины, чтобы попробовать еще раз. Теперь художники, которые учатся, имеют доступ к Интернету и изобилие учебных пособий. И это здорово, ведь это означает, что техника миллефиори в полимерной глине не исчезнет в ближайшее время!

 

Муранское стекло Миллефиори — история и факты о самой известной технике изготовления муранского стекла, также называемой Муррина


Миллефиори, также известной как Муррине, является одной из самых известных и востребованных техник изготовления муранского стекла. В переводе с итальянского это означает «тысяча цветов», и действительно, конечный результат этой кропотливой работы часто напоминает поле причудливых цветов, демонстрирующих свои прекрасные цвета. Глядя на изумительные кольца, подвески, вазы и даже светильники из муранского стекла, выполненные в этой технике, трудно представить, как венецианские мастера могут создать нечто подобное из стекла. Итак, в этой статье мы раскроем секреты этой техники, известной с древности, и познакомим вас с богатой историей, стоящей за ней.


В шестнадцатом веке некоторые муранские мастера по стеклу начали попытки подражать красивой древней стеклянной посуде, созданной римлянами. Им это удалось, но, как и в случае со многими другими технологиями изготовления стекла, секрет, который они открыли, впоследствии снова был утерян, пока во второй половине девятнадцатого века вновь не вспыхнул интерес к этим римским изделиям. В то время художники по муранскому стеклу увлеклись классической античной посудой, созданной древними римлянами и выставленной в знаменитом Музее муранского стекла. Некоторые из удивительных предметов, дошедших до нас из тех времен, включали стеклянные вазы, миски, урны и тарелки с цветочными или абстрактными узорами, разбросанными по внутренней и внешней поверхности предметов.

Мастера венецианского стекла концептуально поняли, что эти изделия были созданы с использованием стеклянных стержней, имеющих различные формы, а затем разрезаемых и сплавляемых вместе. Однако выработать точную технику изготовления таких изделий из стекла было не так-то просто, для этого требовались настойчивые и страстные исследования методом проб и ошибок. Именно это и сделал человек по имени Винченцо Моретти. Сначала он работал миксером стекольной пасты в одной из самых известных муранских стекольных компаний того времени, Salviati & Co., которая затем превратилась в компанию Venice and Murano. Он провел бесчисленное количество часов и, наконец, раскрыл секрет производства стекла Millefiori, которое мгновенно сделало Венецию и компанию Мурано всемирно известными благодаря работам, которые они представили на Всемирной выставке в Париже в 1878 году.

Винченцо Моретти не только научился достигать красоты узоров Миллефиори, ему также удалось создать точные копии удивительной стеклянной посуды, изготовленной древними римлянами и использовавшейся в Помпеях и других римских городах, которая была выставлена ​​во всемирно известном Археологическом музее. Музей Неаполя.

Таким образом, эта особая техника, которая в очередной раз заставила мир восхищаться завидным мастерством муранских мастеров, больше не является секретом. Вероятно, это более сложная, чем любая другая технология изготовления стекла, и требует исключительно высокого уровня мастерства, и, возможно, по этим причинам она до сих пор является торговой маркой венецианских и муранских стеклодувов.

Изготовление узора миллефиори – это многоэтапный процесс, но все начинается со стеклянной палочки, подготовленной особым образом. Он содержит несколько слоев полужидкой стеклянной пасты, нанесенных один поверх другого вокруг цилиндрического стержня. Каждому слою придается определенная форма (обычно звезда или цветок) и цвет. Подготовка продолжается, так как полученный многослойный стержень растягивается, а затем разрезается на небольшие цилиндрические кусочки, называемые «муррин».

Затем муррин очищают и укладывают желаемым образом в специальную термостойкую форму, чтобы придать изделию необходимую форму. Затем форму с мурриновым узором помещают в специальную печь. Эти печи являются краеугольным камнем стекольного ремесла, так как ремесленники используют их для нагрева стеклянной смеси и обработки ее, пока она находится в жидком состоянии. Как только муррины начинают склеиваться друг с другом внутри печи, форму удаляют, а ее содержимое прижимают, чтобы создать непрерывную поверхность Миллефиори без зазоров. После этого он снова возвращается в печь для создания и формирования конечного продукта.

Результатом этого трудоемкого процесса являются великолепные узоры и глубокие интенсивные цвета, которые моментально делают любой объект художественным и уникальным. В наши дни не только дворяне или богатые могут наслаждаться украшениями Millefiori, но и любой, кто восхищается Millefiori и венецианским стеклом, может купить произведение этого искусства. От маленьких колец, запонок, серег и подвесок до статуэток, пепельниц, ламп и мисок — разнообразие предметов Millefiori, которые можно купить, поистине поразительно, как и диапазон цен, который варьируется от нескольких долларов до более чем ста долларов. .

А с появлением Всемирной паутины не нужно ехать в Венецию, чтобы получить особое произведение Миллефиори, а можно выбрать его из собственного кресла и заказать доставку. Интернет сделал венецианское стекло и изделия из стекла Millefiori более доступными и доступными, но есть несколько вещей, на которые следует обратить внимание при покупке этих продуктов в Интернете.

В последние годы появилось много подделок и подделок из Китая и других стран, выставленных на продажу как «муранское стекло». Создать поддельное стекло Millefiori сложнее, чем некоторые другие типы, но люди все же делают это, хотя часто используют очень разные простые техники или просто украшают стекло для достижения эффекта на картинах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *