Техника квилтинга сашико: Сашико — квилтинг по-японски

Содержание

Сашико — квилтинг по-японски


27.03.2012

Несмотря на то, что квилтинг является всемирным феноменом, материалы, виды техники и мотивы отличаются в разных странах и на разных континентах. Много столетий назад японские рукодельницы изобрели особый вид квилтинга – сашико.

Это искусство вышивания повторяющихся геометрических узоров, основано на достаточно простой технике – шитье короткими прямыми стежками «вперед иголку». Мы используем его, когда нужно «наживить» какие-то детали. Японцы сделали из примитивного шва настоящий бренд, доведя его до совершенства. Название означает «маленький прокол», что в точности описывает технологию шитья. Изначально техника «сашико» использовалась для перешивании одежды и только впоследствии стала формой декоративной вышивки

«Шепнул мне на ухо ветер»

Своим появлением эта старинная техника вышивания обязана… бедности сельских жителей императорской Японии. Не имея возможности заменить старую поношенную одежду новой, они придумали способ «реставрировать» её с помощью стежки. Теплой одежды требовал и дождливый климат страны. Женщины складывали ношеную ткань в несколько слоев и сшивали их между собой короткими прямыми стежками сашико. Так из нескольких старых кимоно получалась одна практичная стеганая куртка.

Японские женщины делали это настолько качественно, что многослойные простеганные одежды не только защищали от холода, но и нередко спасали тела воинов от поражения стрелами. В японских музеях сохранилось немало подобных экспонатов. Самый древний из них относится к VIII веку. Это мантия буддистского священника, выполненная из лоскутков шелка и простеганная параллельными рядами стежков «вперед иголку» красной шелковой нитью. Мантия принадлежала отрекшемуся от престола и ставшему монахом императору Шому.

Кроме того, сашико использовали и для утепления домашнего текстиля, в частности одеял – футонов, ведь японцы традиционно спят на полу. Футоны изготавливались из нескольких слоев ткани. При этом внутренние слои сшивались из старой одежды, а верхние могли быть как цельными, так и лоскутным.

«В хижине, крытой тростником…»

Расположенные на самом краю света японские острова столетиями пребывали в добровольной изоляции. Ткани не импортировались, поэтому умение перешивать и сохранять поношенные вещи в Японии очень ценилось. Секреты сашико передавались из поколения в поколение, от матери к дочери. Умение шить стеганую одежду было необходимым условием для японской девушки, которая хотела удачно выйти замуж. Долгими зимними днями, когда прекращалась работа на полях, девушки посещали специальные деревенские школы, где обучали мастерству сашико. Вышивка сашико была традиционным зимним занятием для крестьянок и рыбачек Северной Японии, где из-за сильных снегопадов любая другая деятельность была невозможна.

Белые стежки сашико на темно-синей ткани напоминали хлопья снега, летящие с неба на крыши хижин, где вокруг очага сидели вышивальщицы. Техники сашико позволяла поношенную одежду переделывать сначала в рабочую, потом – в сумки и фартуки, и, наконец, в тряпки для уборки (фукин).

«В саду, где раскрылись ирисы…»

Традиционные цвета сашико — белый и синий. Такой выбор был не случаен. В эпоху Эдо (1603-1867) правящим кланом Токугава были приняты законы, строго регламентирующие фасон и цвет одежды каждого сословия. Законодательство запрещало представителям низших слоев носить одежду из ярких тканей. Крестьяне могли носить одежду только синего или серого цвета. Они шили ее из домотканых материалов, изготовленных из натуральных природных волокон: льна, пеньки, китайской крапивы и конопли. А для окрашивания использовали индиго, добывая краситель из повсеместно произрастающей в Японии красильной гречи. Нужда заставляла японских хозяек по многу раз перелицовывать поношенные синие вещи, и они поняли, что одежду можно приукрасить, если заменить темные нитки в тон, на белые контрастные. Причудливые узоры, состоящие из кругов, квадратов и ромбов, наносились прочными белыми нитями и придавали каждой вещи неповторимую выразительность.

«Ива склонилась и спит…»

В технике сашико популярным было изображать стилизованные зонтики, фонарики, листья, цветы, деревья, особенно плакучую иву. В древней Японии верили, что вышитые на одежде узоры призваны защищать обладателя от злых духов, сулили процветание и благополучие. Поэтому каждый узор имел свое особое символическое значение.

Считалось, что, если мастерица выбрала узор «рисовый стежок», то одежда непременно принесет удачу крестьянину, а «рыбья чешуя» — рыбаку. Узор «бамбук» придаст человеку стойкости, а узор «панцирь черепахи» добавит долголетия. Трудолюбивые японские пальчики вкладывали в создаваемые ими вещи и свои представления о мире, и восхитительную и печальную поэзию. Опустевший ноябрьский сад с лоскутами истлевающих красно-коричневых листьев, свинцово-синяя морская бездна с белыми «барашками» волн, тонкое плетение рыбачьих сетей, плотный туман над Фудзи – все это, и еще многое другое «прочитывалось» в японских квилтах.

«В чашечке цветка дремлет шмель»

Как заметил Киплинг, «в Японии вы можете написать свое имя пальцем в пыли, и если вы сделаете это достаточно изящно, надпись будут оберегать из поколения в поколение». Так случилось и с сашико. Необходимость простегивать одежду вручную уже давно отпала, но сашико живет и процветает. Традиционно уважительное отношение ко всему старинному и красивому заставило многих японцев сохранить старые сашико. И их, в качестве образцов народного искусства, охотно покупают музеи и коллекционеры. В наши дни сашико приобрело новое художественно-эстетическое значение, используется только в прикладной вышивке и отождествляется с медитацией. На самом деле для работы в этом стиле требуется усидчивость и внимательность, что помогает отрешиться от суеты мира, приобрести спокойствие и умиротворенность.

Автор: Белова Нина

Вам также может быть интересно «Стилистическое создание образа» «Все для ателье, шитья и рукоделия» на сайте ModaNews.ru

  • Теги: квилтинг, вышивание, сашико, редкие виды рукоделия
  • Рубрика: редкие виды рукоделия
Проголосовать:   

   Голосов: 13 Рейтинг: 4. 69

Что такое квилтинг — разбираемся в видах лоскутного шитья

В течение последних нескольких лет дизайнеры все чаще черпают вдохновение из народных ремесел и текстильных традиций. К счастью, до современности добралось большое количество старинных техник пошива, окрашивания и декорирования одежды. Например, плиссировка, известная со времен древних цивилизаций, бахрома, ранее используемая племенами коренного населения США, или вышивка, которая берет свое начало в первобытный период. Среди всего этого многообразия особое место занимает квилтинг, тренд на который становится все глобальнее. 

История квилтинга

  • Что такое квилтинг
  • Виды квилтинга
    • Кельтский
    • Японский
  • История квилтинга
  • Возвращение
  • Квилтинг в моде

Что такое квилтинг

Квилтинг — это техника сшивания нескольких слоев ткани для создания более толстого и мягкого полотна. Чаще всего используется три слоя — лицевой, промежуточный и изнаночный. Верхняя сторона носит декоративную функцию, поэтому зачастую ее украшают аппликациями, вышивками или делают из лоскутков ткани. Средний слой является самым плотным и делается в основном из таких материалов, как синтепон, ватин, шерсть или полиэстер, а дизайн нижней части может совпадать с верхней или же быть монотонным. 

Все вместе слои скрепляются при помощи различных стежков, образующих на поверхности рельефный узор. Это является одним из основных отличий квилтинга от схожей на него техники пэчворк, где стежки незаметны. Еще одно отличие заключается в том, что декоративная сторона квилтов необязательно состоит из лоскутов, сшитых в блоки (как в случае с пэчворком), а может быть изготовлена из цельного куска ткани. Также квилтинг выделяется своей объемностью.

Квилтинг в коллекции Craig Green Spring/Summer 2018

Благодаря многослойности готовые стеганые изделия являются теплыми. Именно поэтому чаще всего технику применяют в предметах, присущих холодным сезонам. Пуховики, бомберы, свитшоты, жилеты, куртки, пальто — популярная среда обитания квилтинга. Однако в качестве декоративного элемента этот способ лоскутного шиться встречается и на многих других айтемах, от платьев и брюк до сумок и сапог.

Виды квилтинга

В зависимости от способа изготовления выделяют ручной, машинный и комбинированный квилтинг. Также его различают по видам стежка, что естественно, поскольку стежок является основой квилтинга, которая служит как для удержания слоев, так и для создания необычных рисунков. Существует много способов выполнения этих стежков, однако наиболее часто используемыми являются следующие:

  • прямолинейные стежки, выполняемые параллельными рядами через равные промежутки; 
  • квадратные и ромбовидные, представляющие ряды пересекающихся горизонтальных и вертикальных стежков, идущих прямо или по диагонали; 
  • волнистые;
  • зигзагообразные;
  • контурные, проходящие по периферии аппликации или рисунка;
  • свободные или извилистые, особенность которых заключается в том, что стежки не пересекаются друг с другом.

Поскольку квилтинг зарождался во многих странах, вбирая в себя особенности разных народов и их национальные черты, его делят и по этому критерию. Ниже мы выбрали два самых колоритных направления.

Кельтский квилтинг

Традиционный кельтский квилтинг

Кельтский квилтинг отличается наличием на полотнах племенных орнаментов и узоров — никакой особой техники здесь нет. Они могут быть выполнены прямыми сметочными стежками или аппликацией. 

Кельты верили, что их орнаменты обладали мистической силой, и поэтому изображали их на оружии, предметах быта и одежде. Кельтские орнаменты и узлы в чем-то имитируют плетение тканей и часто включают в себя символические изображения растений, животных, богов и людей. Именно эта эстетичность и таинственность являются причиной их огромной популярности в современном мире.

Японский квилтинг

Традиционный японский квилтинг

Для японского квилтинга характерно сочетание пэчворка и аппликаций с традиционной японской вышивкой сашико.

Техника сашико выполняется простым швом «вперед иголку». В древности квилтинг использовали, чтобы укрепить и утеплить одежду, причем между грубой тканью и собранными кусками старой одежды могла быть даже сухая трава — все что угодно для тепла.

Японские квилты необычны и узнаваемы. Они отражают глубокое уважение Страны восходящего солнца к природе. Такие мотивы, как цветущая вишня, кленовые листья, бамбук, сосновые ветви, журавли, утки и стилизованные облака, переплетаются с колесами, мостами, веерами, лодками, коробками, бумажными свитками или связками лент. В японском искусстве асимметрия и неравномерность предпочтительнее симметрии и баланса. Дизайны могут смещаться с центра, исчезая за краем композиции и позволяя представить, что было упущено. 

Comme des Garcons Homme Plus Spring/Summer 2000

История квилтинга

История квилтинга восходит к 3400 году до нашей эры. Об этом свидетельствует резная фигура египетского фараона в стеганой мантии, которая хранится в Британском музее. Однако распространенными скрепленные многослойные вещи стали только во время крестовых походов в Европе — в те времена рыцари носили их под доспехами для теплоты и дополнительной защиты. Новую технологию быстро оценили английские женщины, поскольку она давала возможность использовать оставшиеся лоскуты дорогой индийской ткани, а также шить практичную одежду и теплые одеяла. 

В начале XVII века жены пуритан привезли свои оригинальные тканевые изделия на американский материк. Первые поселенцы не могли позволить себе выбрасывать вещи, поэтому бережливые колониальные женщины обрабатывали драгоценные лоскуты ткани для изготовления и ремонта одежды и постельных принадлежностей. Это не были тщательно сконструированные семейные реликвии, скорее они были функциональными предметами с единственной целью — обеспечивать тепло. 

Традиционный квилт Амишей

Со временем на богатых сельскохозяйственных землях Пенсильвании и Среднего Запада начали селиться амиши и голландские колонисты. Небольшие общины превратили квилтинг в форму искусства и помогли еще больше укрепить его место в американской визуальной истории. Их работы отличались простыми геометрическими рисунками и цветочными узорами. 

К 1840-м годам в США текстиль начали производить в широких масштабах, что избавило женщин от прядения и ткачества собственной ткани. Изобретение швейной машины также позволило быстрее производить стеганые изделия. Постепенно квилты совершенствовались, превращаясь в настоящие шедевры. Начали появляться лоскутные одеяла и предметы гардероба с аппликациями и множеством традиционных узоров.

Тем не менее в период Великой депрессии 1930-х годов интерес к квилтингу стал угасать. Это было связано с тем, что ткани были не по средствам большинству жителей страны. 

Rick Owens x Moncler Fall/Winter 2020

Возвращение квилтинга

1970-е годы ознаменовались возрождением искусства квилтинга. Отчасти этому способствовала мода на этнический стиль в одежде, сопутствующая движению хиппи. Однако более мощным импульсом к возвращению техники послужило празднование в 1976 году двухсотлетия независимости США, которое вызвало ностальгический интерес американцев к старым ремеслам. Лоскутное одеяло стало популярным средством выражения национальной гордости и достижений страны, а также мощным напоминанием о прошлом. Стали популярны различные квилт-клубы и специализированные магазины, предлагающие необходимые материалы для этого вида искусства, начали выпускаться тематические книги и журналы. 

Квилтинг в куртке бренда erl

Это продолжается и сегодня. Многие государственные и местные гильдии активно продвигают квилтинг в образовательных и благотворительных целях. Такие крупные музеи, как Метрополитен-музей и Американский музей народного искусства, нередко выставляют собственные коллекции стеганых одеял. 

Зародившись в Америке, стеганое искусство распространялось и за ее пределами— многие другие страны, включая Великобританию, Францию, Россию и Японию имеют свои процветающие сообщества квилтеров. 

Слева направо: CALVIN KLEIN 205W39NYC Fall-Winter 2017 / Spring-Summer 2018 / Fall-Winter 2018

Квилтинг в модной индустрии

В последние годы квилтинг переживает новую волну популярности, активно появляясь на модных показах. Самый явный и запоминающийся всплеск произошел на шоу Calvin Klein 205W39NYC Fall/Winter 2018. Бывший креативный директор американского бренда Раф Симонс использовал стеганые одеяла в качестве центрального элемента своей коллекции. Он также собрал винтажные одеяла ручной работы со всех концов США, чтобы использовать их в качестве подкладки для верхней одежды.

Позже к Рафу Симонсу присоединилось целое множество дизайнеров, чьи заплатанные, сшитые вместе и слегка пухлые образы ссылались на лоскутные одеяла. Dior, Prabal Gurung, Coach, Off-White, Mara Hoffman и Isabel Marant — все они так или иначе подхватили эту тенденцию. В феврале 2019 года относительный новичок индустрии Bode стал одним из самых обсуждаемых брендов нью-йоркской Недели моды благодаря своей рабочей одежде, сделанной из винтажных и антикварных кусков ткани. 

Raf Simons Fall/Winter 2021Miu Miu Fall/Winter 2021Kwaidan Editions Fall/Winter 2020erl Fall/Winter 2021