Энкаустика для начинающих
Содержание
- Необходимое оборудование и материалы
- Разновидности приемов в технике энкаустики
- Пошаговые уроки
Энкаустика — в прямом смысле зажигательная техника рисования горячим воском, при которой вместо кисти используется утюг и паяльник. Выполненные подобным образом работы отличаются цветовой насыщенностью, контрастностью, выраженной текстурой и высокой стойкостью к воздействию влажности и света. Изображения можно создавать на холсте, бумаге, картоне, фанере, мраморе, доске и других материалах.
Первые упоминания о рисовании горячим воском встречаются в древнегреческих и древнеегипетских манускриптах. Водостойкость краски зарекомендовала технику наилучшим образом в росписи кораблей. Некоторые раннехристианские иконы также выполнены в технике энкаустики. Их легко узнать по сохранившимся сквозь века насыщенным цветам и плотности краски.
К самым известным старинным изображениям в этой технике относят «фаюмские портреты».
Современные художники, посвятившие себя жанру энкаустики
1. Педро Куни-Браво — испанский живописец, работающий в США. Реставрирует фрески и создает детальные городские пейзажи и портреты.
2. Абстракционист Бетси Эби — создала большую часть своих гармоничных работ под влиянием классической музыки.
3. Тони Шерман — поклонник исторического и портретного жанра. Завоевал известность циклом картин на тему Французской революции.
4. Изучение древних методик порой оказывается опасным. Так советский художник-монументалист В. В. Хвостенко, исследуя древние составы красок, поплатился за знания собственной жизнью — отравился ртутью.
Необходимое оборудование и материалы
- Восковые карандаши или мелки. Обратите внимание на их плотность. Карандаши с высокой плотностью хорошо растягиваются по поверхности и удобны для создания фоновых элементов — небо, поля, море или земля. Мягкие карандаши с низкой плотностью не растекаются по бумаге и подойдут для рисования небольших деталей переднего плана. Профессионалы вместо мелков используют для работы специализированный художественный воск.
- Поверхность для работы. Материал для основы рисунка может быть любым, главное требование — устойчивость к температуре 100-110 градусов. Лучше всего на первых порах использовать мелованный картон.
- Утюг. Подошва прибора должна быть гладкой, без отверстий для отпаривания. Удобнее всего пользоваться небольшим дорожным утюжком — он легкий и ваша рука не будет быстро уставать. Идеальный выбор — специальный утюг для энкаустики. Температуру нужно подбирать таким образом, чтобы мелки плавились, но не стекали с утюга. Обычно это режим «шерсть» или «шелк».
- Бумага для подложки. Подойдет старая газета, остатки обоев или ненужные черновики.
- Бумажные или тканевые салфетки.
- Каутерий — стилус для энкаустики — понадобится для прорисовки мелких деталей. Представляет собой электронагревательный прибор с различными насадками и возможностью тонкой регулировки температуры. Можете заменить паяльником, но следите, чтобы он не перегревался.
- Строительный фен с регулировкой температуры. Используется для рисования на больших площадях.
- Мастихин. Разогретым мастихином смешивают цвета на картине и убирают лишние фрагменты краски.
- Толстые иглы или нож с тонким лезвием. Пригодится для процарапывания контуров и мелких деталей.
Здесь приведен полный набор инструментов, однако для знакомства с техникой будет достаточно первых пяти пунктов.
Разновидности приемов в технике энкаустики
Разглаживание. Переверните нагретый утюг рабочей поверхностью вверх, нанесите на него краски, а затем плавными гладящими движениями распределите их по картону. Можно совершать повороты — тогда насыщенность краски будет меняться и на изображении проступят слабо выраженные линии. Используется для фонов и крупных деталей.
Оттиск. Утюг с нанесенной на подошву краской коротким движением прикладывается к бумаге и тут же резко приподнимается. На картоне остается четкий контур с выраженными прожилками внутри.
Рисование ребром. Ребром утюга на рисунке создают прямые линии. Можно повернуть утюг под углом и проводить по уже имеющейся на картоне краске или предварительно нанести небольшое количество воска на ребро утюга. Во втором случае цвет линии будет более насыщенный.
Работа кончиком утюга. Краска наносится на кончик, инструмент держится так, чтобы к картону прикоснулось только острие утюга. Можно ставить точки, галочки или проводить короткие волнистые линии. Этот прием поможет в рисовании мелких деталей, например, цветов и птиц.
Пошаговые уроки
Пейзаж с помощью приема разглаживания.
Вам понадобятся:
- восковые мелки,
- утюг,
- лист картона,
- газета либо ткань для подложки,
- салфетки для очищения утюга.
1. Поверните утюг подошвой вверх и определите оптимальную температуру для вашего типа мелков. Начинайте с 80 градусов и постепенно увеличивайте, пока мелок не начнет плавиться.
2. Очистите рабочую поверхность утюга с помощью салфетки. Нанесите первые цвета для картины. В данном примере для изображения неба возьмите голубой, белый и бежевый мелки.
3. Поверните утюг в рабочее положение, поставьте его на лист справа и плавным движением проведите по верхней половине рисунка до левого края. Поднимите утюг и оцените результат. Если нужны более насыщенные цвета, можно повторить процесс один или два раза.
4. Очистите подошву утюга с помощью салфетки. Нанесите цвета для изображения холмов — зеленый, кирпичный и капельку черного. Прогладьте нижнюю половину листа, двигаясь по небольшой дуге. Повторите процесс несколько раз, все время смещаясь к нижней части листа — у вас получится несколько холмов. Можно совершать волнообразные движения.
5. Подождите пока воск на картине застынет и протрите ее мягкой тряпочкой для придания блеска.
Космическая абстракция с использованием приемов разглаживания, оттиска и рисования кончиком утюга
Вам понадобятся:
- восковые мелки,
- утюг,
- лист картона формата А5
- газета либо ткань для подложки,
- салфетки для очищения утюга.
1. Выберите несколько сочетаемых цветов. В данном случае это будут алый, желтый и синий. Разогрейте утюг, поставив регулятор в положение «Шелк». Нанесите краски на поверхность утюга широкими параллельными полосами. Не стоит использовать одновременно более трех цветов — они могут излишне перемешаться.
2. Опустите утюг на картон и прогладьте лист параллельно длинным краям. Повторите один-два раза, добиваясь желаемой яркости.
3. Прикладывайте утюг к картону и резко поднимайте его вверх. Сместите рабочую поверхность немного в сторону и повторите еще несколько раз.
4. Попробуйте отрывать утюг не вертикально вверх, а с небольшим смазанным движением вперед или в сторону — цвета начнут смешиваться. Будьте осторожны — при круговых вращениях цвета могут перемешаться слишком сильно, это испортит работу.
5. Повторите действия из предыдущего пункта, используя только часть подошвы утюга для более мелких разводов.
6. Попробуйте сделать кончиком утюга полосы и точки — могут получиться оригинальные абстракции.
7. По окончании рисования дождитесь пока воск на картине высохнет и отполируйте его тряпочкой.
В современной энкаустике нет строгих правил и рамок, это искусство рассчитано на фантазию художника. Не бойтесь экспериментировать и, возможно, вы создадите собственное новое направление в этой древней технике.
что такое энкаустика подробно, особенности, история развития. Известные художники, работавшие в технике энкаустики, и примеры картин разных эпох и стилей
- Особенности энкаустики
- История энкаустики
- Известные мастера энкаустики
Энкаустика (от древнегреческого enkaustikos — «выжигание») — это техника живописи, в которой связывающим веществом для красок служит воск. При написании картины художник расплавляет восковую краску и наносит ее на основу кистью или специальной палочкой. Произведения искусства, выполненные в этой технике, отличаются яркостью и сочностью цветовых оттенков.
Энкаустика — весьма сложная в исполнении техника, требующая от художника особого таланта и осторожности при работе с горячими красками. Но энкаустические произведения искусства, в отличие от картин, написанных маслом или темперой, меньше подвержены разрушению под воздействием перепадов температуры и влажности.
Особенности энкаустики
Энкаустика во все времена не пользовалась особой популярностью среди художников. Живописцу, чтобы написать картину в этой технике, приходится сталкиваться со многими трудностями:- Тщательно подбирать рецептуру для получения краски оптимальной плотности.
- Заранее готовить краски всех нужных оттенков, а не смешивать их на палитре во время работы.
- Действовать быстро и уверенно, пока воск остается мягким.
- Работать только на твердом материале основы (камне, древесине, штукатурке или бетоне).
- Иметь в наличии постоянный источник тепла (открытый огонь) для разогрева быстро остывающей краски.
История энкаустики
История энкаустики, по мнению большинства специалистов в сфере искусства, насчитывает более 3000 лет. Иероглифические надписи и свитки указывают, что в Древнем Египте эту технику использовали для художественного оформления саркофагов мумий и стен гробниц фараонов.
Существуют также документальные свидетельства о том, что энкаустика была широко распространена в Древней Греции. Археологи даже нашли несколько описаний рецептов изготовления энкаустических красок, которыми пользовались художники Протоген, Гераклит, Нициас, Апеллес и другие.
Самые ранние из дошедших до нас образцов энкаустических произведений искусства датируются I веком нашей эры. В 1887 году археологи обнаружили на территории современного Египта огромное количество погребальных портретов эпохи Римской империи. Всего было найдено около 900 картин, которые получили общее название «Фаюмские портреты».
Реалистичные изображения мужчин и женщин выполнены на деревянных досках. Но в технике энкаустики написаны только самые ранние произведения искусства (I — середина II вв.). В более поздних работах художники использовали сначала восковую, а затем яичную темперу.
Мастерство создания восковых картин унаследовали от римлян византийские живописцы. До середины XII века они применяли эту технику для написания икон, но все же отказались от нее в пользу более удобной темперной живописи. В результате чего секреты древнего искусства были полностью утрачены почти на 800 лет.
Только в 30-х гг. ХХ века художнику Фрицу Фейсу (Fritz Faiss) вместе с доктором Хансом Шмидом (Hans Schmid) удалось заново открыть технику энкаустической живописи «Пунический воск». Результаты своей работы они опубликовали в научной прессе, что вызвало большой интерес в среде искусствоведов.
Бурный рост числа сторонников абстракционизма во второй половине ХХ века способствовал активному поиску новых художественных материалов и методов самовыражения. Это привело к росту популярности альтернативных техник живописи, в том числе энкаустики. В результате чего, уже более 70 лет сотни художников по всему миру активно работают с восковыми красками и добиваются признания публики.
Известные мастера энкаустики
Имена самых известных мастеров энкаустики современности мало знакомы большинству обычных людей. Но критики и миллионы ценителей искусства по всему миру признают наличие несомненного таланта у следующих живописцев:
- Эстер Геллер (Esther Geller) — американская художница, автор уникальных органических абстракций. Геллер не только много экспериментировала с восковой живописью, но и долгие годы делилась своими знаниями со слушателями на лекциях в разных уголках Земли.
- Тони Шерман (Tony Scherman) — современный канадский художник портретного и исторического жанров. Особую известность ему принес цикл картин времен Наполеона и Французской революции.
- Бэтси Эби (Betsy Eby) — мастер абстрактной живописи, автор лирических и сдержанных картин. Эби очень любит классическую музыку и черпает вдохновение в произведениях лучших композиторов разных эпох.
- Педро Куни-Браво (Pedro Cuni-Bravo) — американский художник испанского происхождения. Куни-Браво не только пишет картины, но и занимается восстановлением древних фресок, выполненных в разных техниках.
На портале Very Important Lot любой посетитель имеет возможность принять участие в арт-аукционах, чтобы приобрести предметы антиквариата. На сайте также можно недорого купить картины в технике энкаустики напрямую у современных художников.
- Добавить фото
Вы можете отправить одновременно до 4 фотографий
Больше новостей
Дети на картинах известных художников: особый мир
Картина «Шестикрылый Серафим» Михаила Врубеля — мистическое откровение мастера в конце жизненного пути
Ангелика Кауфман — художница-академист, восхищавшая всю Европу
Джованни Баттиста Пиранези — гениальный итальянский зодчий, который прославился на весь мир фантастическими гравюрами
Колониальный стиль в интерьере — уникальный сплав европейских традиций дизайна и заморского колорита
Петр Федорович Соколов — первоклассный акварелист пушкинской эпохи
Три самых модных картинных галереи в Москве
29-й аукцион Bene Merenti: уникальные ордена, медали, фотографии и военный антиквариат уже ждут своих покупателей
Дэвид Войнарович — певец изгоев: биография, творчество
Письма Малевича проданы на аукционе Bonhams
Методы энкаустики — Краски ручной работы R&F
Фьюзинг
Фьюзинг описывает процесс мягкого плавления каждого слоя наносимой краски, обеспечивающий его надлежащее прилипание к слою под ним. По мере того, как вы наносите слои краски на опору, вам нужно сплавить (или повторно нагреть) каждый слой, чтобы убедиться, что он приклеен к вашей земле или подложке. Важно сплавить между слоями, чтобы предотвратить их разделение.
Остекление и коллаж
Medium представляет собой смесь чистого отфильтрованного белого пчелиного воска и дамаровой смолы. По сути, это энкаустика без пигмента. Добавляйте его в энкаустические краски для повышения прозрачности при остеклении или в качестве экономичной проклейки для панелей. Сам по себе он может быть использован для легкой работы с коллажами. Посмотрите видео о Остекление и коллаж .
Энкаустика Монотипия
Изображения могут быть созданы непосредственно на нагретой палитре, а затем перенесены на лист бумаги почти так же, как монотипия делается в гравюре. Преимущество создания энкаустических монотипий заключается в том, что после того, как вы поднимете бумагу и она остынет, времени на высыхание не останется. Этот процесс имеет непосредственность, которой нет у многих других. Вы можете получить несколько отпечатков за относительно короткий промежуток времени.
Непрозрачный против прозрачного
Непрозрачные цвета, используемые прямо, обладают полной укрывистостью и яркими верхними тонами. Как непрозрачные, так и прозрачные цвета можно расширить с помощью энкаустики, чтобы сделать их более прозрачными.
Слои расширенного цвета можно накладывать один на другой или разделять слоями прямого медиума для создания необычных полупрозрачных эффектов (без ожидания времени высыхания между слоями). Энкаустику также можно сделать более жидкой, добавив среду или немного повысив ее температуру.
Перенос изображения
Перенос изображения энкаустикой представляет собой перенос напечатанного или нарисованного изображения на воск. Адгезивные свойства воска позволяют переносить изображения; полировщик или ложка — единственный инструмент, необходимый для переноса на воск.
Черно-белые и цветные фотокопии и некоторые компьютерные струйные и лазерные отпечатки (все из которых могут быть увеличены или уменьшены), копировальная и графитовая бумага, графит, уголь, пастель и рисунки маслом, цветная переводная лента/лента для тиснения книг, тип печати, и изображения, перенесенные на вощеную бумагу, могут быть перенесены на воск. Загрузите раздаточный материал по Image Transfers .
ЛИНИИ, КРАЙ И ВСТАВКА
Существует множество инструментов, которые можно использовать для создания нацарапанных линий и краев в энкаустике. Они варьируются от скульптуры, керамических и стоматологических инструментов до найденных предметов и веревок. Малярную ленту можно использовать для маскировки поверхностей, которые можно покрасить, а затем оттянуть, чтобы создать линию.
Готовые трафареты или трафареты ручной работы могут быть нанесены на воск и окрашены для создания форм, рисунков или узоров на поверхности энкаустики. Формы также можно вырезать и заполнить краской другого цвета, создавая эффект инкрустации.
ТЕКСТУРА ПРОТИВ ГЛАДКОСТИ
Для получения гладкой поверхности используйте кисть и палитру с краской или медиумом. Наносите воск по частям, двигаясь по небольшому участку панели одним движением, чтобы избежать образования текстуры, которая произойдет, когда воск остынет на поверхности. Работа с более холодным воском или многократное нанесение кистью (особенно сухой кистью) создаст текстуру. Вам по-прежнему нужно будет сплавлять текстурные поверхности, чтобы они оставались стабильными, а преувеличенные текстуры будут хрупкими.
ЗАЛИВКА
Заливка — это метод, который можно использовать для создания поверхности с помощью энкаустики без использования кистей. Создав барьер вокруг опоры, вы можете просто вылить расплавленную энкаустику или медиум на панель. Дайте энкаустической краске или среде остыть до комнатной температуры, прежде чем снимать барьер. Полезно подогреть опору перед заливкой.
СОСКРЕБЛЕНИЕ
По мере того, как вы создаете слои энкаустики, вы также можете соскоблить, чтобы открыть предыдущие слои. Редуктивный характер процесса очистки может выявить цвета и образы, которые в противном случае могли бы быть невидимыми.
ТРАФАРАТЫ
Этот метод блокирует определенные области при подготовке к покраске. Заклеив участок малярной лентой или просто используя край листа бумаги, вы получите высокую степень контроля при нанесении краски. Просто удалите трафарет, и у вас останутся чистые линии, формы или узоры.
Посмотрите видео о том, как создавать трафареты из свежих листьев.
СКУЛЬПТУРНЫЕ ПРИМЕНЕНИЯ
Энкаустика предлагает безграничные возможности художникам, стремящимся работать в трехмерном пространстве. Воск как скульптурный материал имеет много преимуществ, включая прочность, текучесть, прозрачность и гибкость. Его можно быстро отлить, вырезать или нарастить.
Что такое энкаустика? | Институт искусств энкаустики
Энкаустика — это греческое слово, означающее «нагревать или обжигать» (enkaustikos). Тепло используется на протяжении всего процесса, от плавления пчелиного воска и лака до сплавления слоев воска. Энкаустика состоит из натурального пчелиного воска и даммаровой смолы (кристаллизованный сок деревьев). Среду можно использовать отдельно из-за ее прозрачности или адгезивных свойств или использовать пигментированную. Пигменты могут быть добавлены в среду или приобретены с использованием традиционных пигментов для художников. Среда расплавляется и наносится кистью или любым инструментом, который художник хочет создать. Затем каждый слой повторно нагревают, чтобы сплавить его с предыдущим слоем.
История энкаустики
Энкаустика — древняя техника, восходящая к грекам, которые использовали воск для герметизации корпусов кораблей. Окрашивание воска привело к украшению военных кораблей. Использование энкаустики на панелях соперничало с использованием темперы в самых ранних известных портативных мольбертах. Темпера была более быстрым и дешевым процессом. Энкаустика была медленной и сложной техникой, но краску можно было создать рельефно, а воск придавал пигменту богатый оптический эффект. Эти характеристики сделали готовую работу поразительно реалистичной. Кроме того, энкаустика обладала гораздо большей стойкостью, чем темпера, которая была уязвима к влаге. Пожалуй, наиболее известными из всех энкаустических работ являются фаюмские погребальные портреты, написанные в I–III веках нашей эры греческими художниками в Египте. Портрет умершего, написанный либо в расцвете сил, либо после смерти, помещали над мумией человека в качестве памятника. Это единственные сохранившиеся энкаустические произведения античных времен. Примечательно, насколько свежим остался цвет благодаря защите воска.
Фаюмский погребальный портрет
В 20 веке энкаустика возродилась в больших масштабах. Ирония нашего современного века, с его упором на передовые технологии, заключается в том, что такая древняя и сложная техника живописи, как энкаустика, вызывает такой широкий интерес.