Тагильская роспись картинки: тагильская роспись картинки: 19 тыс изображений найдено в Яндекс.Картинках

Тагильская роспись: история, особенности, материалы

Если вы не увлекаетесь историей ремесел и в декоративно-прикладном искусстве разбираетесь на обывательском уровне, вряд ли известна вам тагильская роспись. А ведь именно предвосхитила появление жостовской росписи подносов, почитаемой и узнаваемой далеко за пределами России. Как вошли в истории тагильские мастера, как возник промысел, и где черпать вдохновение в этом направлении художественного творчества? Подробные ответы – далее.

История

Украшение металлических подносов – работа, требующая не просто умений, но и теоретических знаний. И хоть многие уверены, что знаменитая роспись жестяных подносов – достояние поселения Жостово, специалисты не забывают, где на самом деле зародился промысел. В Нижнем Тагиле, на Урале более чем два с половиной столетия назад возникло направление народного творчества, отголоски которого не просто звучат в сегодняшней художественной культуре: творческие начинания предков продолжают развиваться и технологически переосмысливаться сегодня.

Тагильской росписи подносов мы обязаны потомкам старообрядцев-иконописцев. Эта художественная традиция легко узнаваема в декоре подносов: серебро, золото и металлический песок, характеризующие нижнетагильский промысел, взяты из прорелигиозного творчества.

В самостоятельное ремесло роспись сложилась благодаря стараниям Н.Н. Демидова, которому далось учредить на своих заводах школу. Случилось это уже в 19-ом веке: школа живописи Демидова брала на содержание подростков-мальчиков, которые обучались ремеслу росписи подносов четыре года. Руководил обучением профессиональный художник Албычев. Такой квалифицированный подход позволяет судить о тагильской росписи не как о самобытном народном творчестве: стараниями конкретных людей простое декорирование превратилось в искусство с четкой системой обучения.

До школы Демидова роспись подносов прославляла династия художников Худояровых. В 18-ом веке Вавила и Федор Худояровы настолько усовершенствовали и традиционализировали роспись подносов, что промысел уже не умещался в тагильских пределах. Достиг он знаменитого впоследствии села Жостово Мытищинского уезда: тот случай, когда ученик превзошел мастера, но не обесценил его заслуг.

Революция прошлого столетия словно заставила народное творчество, вышедшее на новый уровень, замереть. Но уже ближе к 60-м годам три артели, выпускающие расписные подносы, поспособствовали созданию Нижнетагильского завода: искусство получило второе дыхание. Нельзя сказать, что сегодня промысел процветает. Техника не утрачена, но интересы мастеров, занимающихся традиционными промыслами, сместились в сторону других направлений.
направлении художественного творчества? Подробные ответы – далее.

Особенности росписи

Все началось с пластичного тагильского железа, податливость и качество которого позволяли искать разные сферы его применения. Листопрокатного производства еще не было, металл ковали, но делали это столь искусно, что изделие требовало равнозначного декорирования. Тогда и взялись за дело художники-лакировщики.

Творческий пик промысла – это мода на подносы-картины: в центре изделия художник маслом писал копию картины, которая удачно вписывалась в форму подноса. Картинка могла быть списана с бумажной гравюры, а так как те преимущественно были черно-белыми, о цветовом решении заботился сам художник.

Традиционный тагильский расписной поднос:

  • галантные, мифологические или исторические сцены как изобразительное повествование;
  • рамка, образуемая с помощью тонкого золотого трафаретного орнамента;
  • четкая фиксация уголков формы вазонами с пышными букетами;
  • ритм рисунка – как активное движение и композиционное равновесие работы;
  • четкое следование законам соотношения рисунка, мотива и пространственного фона;
  • нюансировка – работа прописывается до мельчайших деталей;
  • следование правилам сочетания цветов;
  • вариативность фона – цветные, под малахит, с эффектом копчения и т.д.

Сущность классической тагильской композиции – организованность, гармония, структурирование элементов.

Главный отличительный штрих тагильских мастеров – техника двойного мазка. Ее и переняли у основоположников росписи подносов жостовские мастера. Сначала, правда, тагильские умельцы занимались цировкой по цветному фону. Цировка – это старинный технический прием, применяемый в орнаментации иконописных работ. Тогда поверх золота оформляли красочный фон, краски затвердевали, затем мастера тоненькой иголочкой соскребали краску до золота.

Изысканность узоров, получаемых таким способом, фиксировал особый тагильский лак. Он был прочнее всех своих «конкурентов», он был и прозрачнее. Благодаря лаку краскам легче было проявить свою яркость и тонкие переливы. Секрет же лака прост: точнейшая дозировка компонентов, в числе которых льняное и конопляное масло.

Материалы

Чтобы попробовать свои силы в постижении нижнетагильской техники, пробной работой может быть расписная доска. На ней вы потренируетесь, а далее можно приступать к работе над настоящим металлическим подносом.

Для тренировки и обучения технике понадобятся материалы:

  • чистовая заготовка разделочной доски;
  • черный акрил;
  • масляные краски;
  • льняное масло и растворитель;
  • кисти разной ширины (плоские и круглые, в идеале — колонковые).

Доску следует зачистить наждачкой до гладкости, потом ее следует покрыть гладким акрилом. На его просыхание уйдет немало времени: его вы можете потратить на цветовую проработку эскиза. Когда акрил высох, набрасываете карандашом рисунок. Если вы новичок в росписи, не берите сложных мотивов – тагильская роза, рябина подойдут, сложные и изобилующие деталями рисунки будут трудны в исполнении.

Начинается роспись с композиционного центра. Чаще художники стартуют со светлых тонов, прописывая каждый элемент одним мазком. Благодаря сочетанию темных тонов можно придать объем изображению. Постепенно продвигаетесь вглубь, оформляя каждый элемент. Если рисуете тагильские розы (розаны), сначала работаете над бутоном, потом над листьями. Завершается работа прорисовыванием деталей: усиков, тонких веточек, кончиков листьев, расставлением белых точек.

Работу несколько раз нужно покрыть лаком. Это только азы техники, для опытных художников они элементарны, новичкам же следует начинать с таких поступательных действий (тренируясь на деревянных изделиях).

Если тагильская роспись увлекает вас и своей техникой, и историей, и несправедливым забвением (в какой-то мере это так), обязательно посетите Нижнетагильский музей истории подносного промысла.

Его основали в 1991 году, а находится он в доме, где некогда жили мастера Худояровы. Если и есть место, где можно приникнуть к истокам промысла, то именно здесь: богатая экспозиция, экскурс в жизнь и творчество знаменитых художников, а также знакомство с технологической стороной вопроса будут однозначно полезны любителям искусства росписи.

Нижнетагильские расписные подносы достойны того, чтобы к их истории обратились современные любители и специалисты арт-сообщества.

Официальный сайт проекта Живое Наследие. Карта локальных культурных брендов и туристических достопримечательностей России

Главное

Тагильская лаковая роспись — не просто народный художественный промысел. Это особая красота и эстетика культуры глубинки промышленного Урала. Это узнаваемые “Тагильская роза” и уральская рябина, приятные взгляду букеты полевых цветов, которые пасмурной осенью и суровой зимой согревают своим душевным теплом, а также подносы-картины и приметный золотой орнамент. За эти особенности тагильский поднос ценят во всем мире. Тагильская роспись известна с 1746 года. Она возникла раньше Жостовской росписи и среди экспертов считается её предшественницей. Промысел до сих пор сохраняется на территории Свердловской области и продолжает радовать ценителей по всему миру.

История

Тагильская лаковая роспись по металлу существует почти 275 лет. Первые упоминания о железных подносах с росписью из Нижнего Тагила были найдены в документах 1746 года. Этот год считается датой основания промысла. Подносный промысел с использованием росписи в технике двойного мазка был придуман в городе Нижний Тагил на заводах Демидова — знаменитого уральского промышленника.

Основой жизни на Урале был завод, поэтому именно при заводских посёлках зарождались промыслы, способные удовлетворить нужды местных жителей. На тагильских заводах Демидовых производили качественное и пластичное железо. При изготовлении крупных изделий оставалось небольшое количество неиспользованного материала. Из этих остатков мастера и придумали выделывать подносы. Прокатного производства не существовало, поэтому металлические подносы изготовляли в кузницах, используя метод ковки. Уральские мастера были виртуозами своего дела, а вкупе с отличным материалом могли создавать настоящие кованые шедевры. Благодаря ручной работе, металлические изделия были особенно изящны. Тонкие, с гладкой ровной поверхностью, без намека на царапины подносы давали большие возможности для декорирования.

Следующий этап работы был за «лакировщиками» — художниками по росписи.

XVIII век — легендарная эпоха тагильских лакировщиков. В те времена на Урале было много старообрядцев. Они писали иконы, расписывали домашнюю утварь, а также картины на металлических основах. Основателем лаковой росписи по металлу и по совместительству родоначальником целой династии лакировщиков считается Андрей Степанович Худояров. Он изобрел удивительный «хрустальный» лак, который невозможно было поцарапать ножом и смыть кислотой. “Хрустальный лак” оставался невредимым даже после испытания огнём! На покрытые этим лаком изделия можно было ставить горячий чайник и проливать кипяток.

Худояров организовал собственную мастерскую, и передал опыт своим детям вместе с рецептом “хрустального» лака, которым владела только эта семья.

Уже через несколько лет яркие, привлекательные расписные подносы стали желанным приобретением для хозяек по всей России. Тагильская роспись была модным явлением того времени.

В XIX веке подносы и другие металлические изделия с лаковой росписью из Нижнего Тагила стали ценным экспортным товаром, который не стыдно было продавать и в Париже. Между тем секрет хрустального лака так и не был раскрыт.

Заводовладелец Никита Демидов стремился поддержать подносный промысел и сохранить уникальные традиции лакировки. В 1806 году на средства промышленника была открыта художественная школа для местных мальчиков. Дети крепостных получили возможность учиться рисованию у выпускников Академии художеств из Санкт-Петербурга. Так в Нижнем Тагиле появилась целая плеяда молодых талантливых художников. В подносном промысле наступила эпоха новых сюжетов.

Состояние

Активная жизнь промысла длилась до начала ХХ века. После революции 1917 года подносный промысел приходит в упадок. Только в 1976 году в Нижнем Тагиле начинают проводить эксперименты по возрождению лаковой росписи на заводе “Эмальпосуда”. Чуть позже в городе восстанавливают школу росписи. Художников готовит Уральское училище прикладного искусства, которое работает и по сей день уже в качестве современного колледжа.

Традиции лаковой росписи в наше время сохраняют художники нижнетагильских предприятий “Техно-ателье” и “Тагильский поднос”, а также именитые мастера: Светлана Парышева, Вера Полева, Ирина Смыкова и др.

Впечатления

Техника тагильской росписи на первый взгляд проста. Поднос начинают расписывать с подмалёвка, нанося краску пальцами. Так художник создаёт силуэт будущей картины.

Затем на кисточку набирают сразу две краски. Одна из них обязательно белая, чтобы получить плавный градиент от цвета к световому пятну. Так создаётся та самая техника двойного мазка. В тагильской росписи нет многослойности, но есть объём за счет знаменитого “разбела”.

Изображения на холсте располагаются свободно, не перекрывая друг друга и пишутся за один приём. По сути, у мастера нет права на ошибку, ведь лакированная поверхность изделия вокруг рисунка должна сиять и не простит неверного движения.

Увидеть лично наследие промысла тагильской лаковой росписи можно в Музее истории подносного промысла в городе Нижний Тагил.

 

{{objectCandidate.short_description}}

Привязан к брендам:

  • {{brand.name}}

 

Адрес: {{objectCandidate. address ? objectCandidate.address : ‘нет’}}

Автор описания:

{{objectCandidate.author}}

Сайт:

{{objectCandidate.site}}

Координаты:

{{(objectCandidate.coords || []).lat}} {{(objectCandidate.coords || []).lon}}

Объекты

{{object. name}}

Комментарии для сайта Cackle

цветочных шедевров на железе в Нижнем Тагиле

Достоевский писал, что красота спасет мир. Люди всегда стремились к красоте – будь то человек, природа или жилище. Благодаря стремлению украсить быт, гжельских, хохломских, тульских самоваров и других народных промыслов развились в России . Приглашаю вас полюбоваться на подносы из Нижнего Тагила — флористические шедевры на железе .

История лотков

Широко известен жостовский лоток , менее известен тагильский лоток . Однако последний на 100 лет старше. Подносное судно возникло в Нижнем Тагиле более 250 лет назад. Одной из основных причин рождения подноса железного стало изготовление в Нижнем Тагиле из т высококачественного металла марки «Старый Соболь». Эта марка была известна далеко за пределами не только Урала но и Россия .   Производство Старого Соболя и наличие квалифицированных мастеров , блестяще владеющих навыками работы с железом, превратили эти подносы в обязательные предметы каждого домашнего хозяйства.

© Museum-nt.ru/ Нижнетагильский музей-заповедник «ГорнозаводскойУрал»

Благодаря этому веянию в моду вошли чайные вечеринки . Сначала больших металлических подноса использовались для бытовых нужд , а потом для красоты были окрашены. 9Сразу же были поставлены на поток 0003 картины по металлу — на Демидовском металлургическом заводе открыта школа по переподготовке учащихся в мастеров маляров . Даже иностранных мастера были приглашены сюда для обучения этому прекрасному виду искусства.

Техника росписи

Основатели подносного дела художника Худоярова . В доме, где они жили, сейчас Музей истории подносных промыслов . Худояровы изобрели « хрустальный лак », что дало объем и глубину художественному произведению . Секрет лака прост: максимально точная дозировка компонентов, в том числе льняное семя 09003. масло . Вот так и начался расцвет необычного вида живописи картины на металле .

Было изображено 0003 сцены из Библии , а потом появилась та самая «летучая буква» , которой до сих пор пишут. Рисунок муха — это когда две краски нарисованы на кисти , поэтому штрих называется двойным , хотя движение кистью — одно. Этот мазок универсален; с помощью этой техники ремесленники могут рисовать все — цветов , ягод , листьев , деревьев , птиц , животных или человека .

© Museum-nt.ru/ Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»

высота лоткового производства произошла в середине XIX века . картины этого периода можно разделить на два типа: реалистические и народные примитивные , подобные лубку . Примитивная роспись применена к недорогие продукты , которые расходились среди крестьян окрестных деревень и фабричных рабочих. Подносы из высококачественных металлов , с реалистичными рисунками исторические сюжеты, красивые пейзажи — были приобретены состоятельными людьми .

Цветочные картины

Цветы  являются основным мотивом  для  Тагильских подносных росписей . Ромашки , клевер , колокольчики , незабудки , фиалки , и пионы сплетаются в причудливый узор , создавая летнее настроение . Но больше всего художникам понравилось изображать розу , которая считается королевой цветов . В народных сказках и легендах цветы наделяют тайной колдовской силой. Цветы — это воплощение красоты . Они красивы, но недолговечны. До удлинить   цветение , остановить прекрасный миг благоденствия, и сделать так, чтобы изменчивая красота всегда сопровождала человека — к этому стремились мастера из Нижнего Тагила .

© Museum-nt.ru/ Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»

Музей истории подносных промыслов

Музей истории подносных промыслов, г. Нижний Тагил

Музей истории подносных промыслов входит в состав Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал». Имеет богатую коллекцию из экспонатов начиная с 18 века и до наших дней. Здесь вы можете увидеть, как произведение искусства рождается из куска металла .

© Museum-nt.ru/ Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»

Тагильские умельцы смогли изготовить не только подноса . Другие уникальных творения их рук также представлены в музее . Особенно мне понравилась элегантная настольная шкатулка из меди. В центре столешницы герб Российской Империи и портрет Екатерины Первой . На краю настольной коробки расположены гербы российских губерний , а на внутренней стороне крышки герб рода Демидовых.

© Museum-nt.ru/ Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»

0003 Русские ярмарки . Куплены в подарок молодоженам . На стенах этих сундуков изображены сцены из семейной жизни , вдохновленные сентиментальными немецкими романами.

© Museum-nt.ru/ Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»

Красочные сувениры

Традиции из старых уральских мастеров сегодня продолжаются, а к купить расписной поднос в Нижнем Тагиле очень просто. Есть специализированные поднос магазинов в городе. Кстати, они гораздо дешевле , чем лотки из Жостово . Также вы можете расписать себе поднос если побываете на мастер-классе . Записаться на курс можно в Нижнетагильском центре ремесел . В любом случае Нижнетагильские подносы — флористические шедевры на железе — добавят в вашу жизнь ярких красок .

Нижнетагильский центр ремесел, Нижний Тагил

Привет, я Наталья, журналист из старинного сибирского города Тюмень, Уральский федеральный округ. Я люблю свою сибирскую землю, ее богатую историю и суровую и величественную красоту ее природы. Надеюсь, вы тоже полюбите его, прочитав мои рассказы.

Большая деревянная ложка. Настенный декор. Русское народное искусство tagil

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

  • Нажмите, чтобы увеличить

88 продажи

Редкая находка

€31,34

Загрузка

Включая НДС (где применимо), плюс стоимость доставки

Включено в список 12 октября 2022 г.

18 избранных

Сообщить об этом элементе в Etsy

Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…

Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.

Если вы уже это сделали, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.

Сообщить о проблеме с заказом

Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.

Если вы хотите подать заявление о нарушении прав, вам необходимо выполнить процедуру, описанную в нашей Политике в отношении авторских прав и интеллектуальной собственности.

Посмотрите, как мы определяем ручную работу, винтаж и расходные материалы

Посмотреть список запрещенных предметов и материалов

Ознакомьтесь с нашей политикой в ​​отношении контента для взрослых

Товар на продажу…

не ручной работы

не винтаж (20+ лет)

не ремесленные принадлежности

запрещены или используют запрещенные материалы

неправильно помечен как содержимое для взрослых

Пожалуйста, выберите причину

Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила. Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *