Старинная вышивка музейные коллекции: Далматов Константин Дмитриевич

Архивы вышивка в музеях • Mirolique Studio

2022-08-24 2022-08-24 / вышивка в музеях

Ежегодно в августе в Будапеште проходит фестиваль ремёсел. Это самое крупное ремесленное мероприятие страны, на которое съезжаются самые лучшие мастера Венгрии.

Фестиваль ремёсел в БудапештеЧитать полностью »

2022-04-30 2022-08-24 / вышивка в музеях

25 апреля 2022 года исполняется 100 лет со дня основания в Русском музее первой реставрационной мастерской. К этой дате в корпусе Бенуа открылась выставка «Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея 100 лет». Побывав на выставке, должна сказать, что она произвела на меня сильное впечатление. Мы обычные посетители, рассматривая экспонаты, редко интересуемся, в каком состоянии они поступили в музей, как они хранятся, кто и как заботится об их сохранности. А на самом деле поинтересоваться есть чем.

Реставрационным мастерским Русского музея 100 летЧитать полностью »

2021-08-05 2021-08-05 / вышивка в музеях

Рат Дьёрдь (1828 — 1905) был первым директором Музея прикладного искусства в Будапеште. Благодаря своей коллекции работ, которая была одной из самых значимых гражданских коллекций того времени, получил широкое признание еще в своё время. В 1901 году Рат купил виллу в Варошлигете, которую вместе с женой, обставил произведениями из своей коллекции.

Музей «Вилла Рат Дьёрдь» и выставка «Дресс-код: модерн»Читать полностью »

2021-02-15 2021-02-20 / вышивка в музеях

Изучая историю вышивки и кружева нельзя обойти стороной историю костюма и тканей. Но я не предполагала, что старинные итальянские ткани вызовут такое восхищение! В 30 километрах от Флоренции, в городе Прато находится Музей текстиля. Туда, в феврале 2020 года я и отправилась. После этой поездки, костюмы на портретах в галерее Уффици обрели объем и текстуру. Ткань на них мягко сияет шёлком, мерцает серебренными и золотыми нитями. Знакомство с древним текстилем, помогает определить где на старинных картинах вышивка, а где — узор ткани.

Музей текстиля в Прато (Италия)Читать полностью »

2021-02-03 2022-08-22 / вышивка в музеях

Мои поездки в Италию обязательно включают посещение музеев с экспозицией вышивки, кружева, костюмов и тканей. Год назад, находясь во Флоренции, я отправилась в соседний, очень уютный, городок Пистоя (Pistoia). Там в центре города, в Палаццо Роспильози, находится небольшой музей вышивки. Он основан 14 мая 2004 году при содействии организации MOICA, местной епархии, муниципалитета и провинции.

Музей вышивки в Пистоя (Италия)Читать полностью »

2020-11-08 2021-02-20 / вышивка в музеях

На юге Венгрии, в месте соединения двух рек Шио и Шарвиз, среди живописных холмов расположилась деревня Шиоагард. Вышивка этой деревни давно меня интересовала. Узнав, что там есть музей, я сразу отправилась в путь.

Музей вышивки в Шиоагарде (Венгрия)Читать полностью »

2020-08-27 2021-02-20 / вышивка в музеях

В июне 2020 года мне посчастливилось побывать на уникальной выставке. Проходила она в замке Svevo в Бари (Апулия, Италия). Уникальность ее в том, что представленные экспонаты собственность разных музеев и ассоциаций Апулии. Увидеть всё самое интересное в одном месте — большая удача!

Выставка старинной одежды и аксессуаров в Бари (Италия)Читать полностью »

2019-12-14 2021-02-20 / вышивка в музеях

С венгерским «хёвейским» кружевом я познакомилась в 2016 году, и с тех пор, уже освоив его основы и не только их, меня не покидало желание посетить его родину, деревню Хёвей (Hovej). Там, как я выяснила, имеется музей этого, так любимого мною вида рукоделия. Возможность съездить туда случилась у меня в октябре 2019 года.

Музей хёвейского игольного кружеваЧитать полностью »

Google Translate

Рубрики

Search for:

Политика конфиденциальности и использования файлов сookie: Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться этим сайтом, вы соглашаетесь с их использованием.
Дополнительную информацию, в том числе об управлении файлами cookie, можно найти здесь: Политика использования файлов cookie

Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник

изданиястатьи научные Романова Е.

А. ЖАНРОВАЯ ВЫШИВКА ХХ ВЕКА НА ТЕРРИТОРИИ ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ (НА ОСНОВЕ ФОНДОВОЙ КОЛЛЕКЦИ ВК ОБЛАСТНОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА)

В фондах Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника, в разделе декоративно-прикладного искусства имеется богатая и разнообразная коллекция работ в технике вышивки. Наряду с изделиями утилитарного назначения (полотенца, наволочки, скатерти и др.) большой интерес представляют работы декоративного характера. В основном, это настенные панно и прикроватные коврики с различными жанровыми и декоративными композициями, вышитые крестом или гладью.

Большинство изделий датировано 40-60-ми годами XX века, что объясняется модными тенденциями того времени. В середине XX века искусство вышивки в Советском Союзе, и в Казахстане в том числе, переживает новый подъем, оно становится массовым увлечением большинства женщин. В пик популярности этого искусства, настенной вышивкой занимались люди разных национальностей, профессий  и возрастов, живущих как в сельской местности, так и в городах.

Иногда вышивание становилось семейным увлечением, которое захватывало не только женщин, девочек, но и мужчин. Такие декоративные панно зачастую заменяли картины, их размещали на стенах, оформляя в рамы или просто пришивая по краям вышивки орнаментальную тесьму, с обратной стороны чаще всего делали петли из ткани или вывязывали из ниток для фиксации их на стене. Вышитыми изделиями старались украсить буквально каждый уголок и предмет в доме, их дарили друг другу на праздники, берегли и передавали по наследству. Многие люди хранят эти вышивки до сих пор как семейные реликвии, с которыми связаны добрые и светлые воспоминания из жизни их семьи.

В чём же причины такого массового увлечения рукоделием, в частности вышивкой, в конце 40-60-х годах прошлого столетия? Задавая такой вопрос мастерицам, современницам той эпохи, мы слышали примерно одни и те же ответы: «от бедности, нищеты», «стремление украсить свой дом» (Р.Е. Игнатова, г. Усть-Каменогорск), «порадовать своих близких, детей красивыми изделиями», «разнообразить свой досуг» (А.

А. Браминова, г. Семей), «все должно было быть изготовлено своими руками» (А.П. Худякова, г. Шемонаиха) [1, Акты: № 444, 2004; № 117, 2010; № 39, 1980]. Действительно, даже в самые тяжёлые времена лишений и войн в человеке живет, а быть может, даже обостряется потребность в красоте, уюте и гармонии. Пережив военное лихолетье, у людей возникало естественное желание радоваться жизни, быть счастливыми, окружать себя красивыми вещами. Но в послевоенные годы, когда экономика страны находилось в бедственном положении, большинство граждан не могли приобрести дорогие ковры, картины, декоративные панно и т.п. Поэтому женщины в стремлении украсить свой дом обращались к древним традициям рукоделия, которые сохранились ещё в народной среде и передавались по наследству.

Вышивка из всех видов женского рукоделия была выбрана неслучайно. Ведь это – один из самых древних и массовых видов народного искусства, который имеет глубокие исторические,  этнографические и религиозные корни. Обычай украшать дом вышитыми изделиями существовал со времен язычества: «на стол постилали скатерти-столешники, кровать застилали простыней с нарядным краем или подвешивали широкий подзор. <…>. В праздники и дни семейных торжеств самые красивые полотенца-платы, «убрусы», «накрючники» и «наспишники», названные так по деревянным крючьям-спицам, развешивали вдоль стен, вешали на окна, на божницу» [2, с. 7]. При этом вышивка обладала в древности оберегающим смыслом. В ней, содержавшей «всевозможные священные изображения и магические символы», была заключена великая сила добра [3, с. 345].

Постепенно в народном искусстве происходит разрыв иконографического круга и намечается зарождение нового вида изображения – народного бытового жанра [4, с. 118]. «Начиная с XVIII столетия, преимущественно в ремесленной и городской среде большое место стали занимать реалистические сюжеты, отражающие быт города и деревни, за основу которых обычно брались сказки и народные лубки. Эти сюжеты придавали несвойственную вышивке динамику; возникали новые стилистические приемы, материалы и даже техники исполнения» [2, с. 25]. Во второй половине XIX-начале XX веков реалистическое направление усиливается и занимает значительное место в народном изобразительном искусстве [5, с. 130].

В культуре многонационального народа, проживающего на территории Восточного Казахстана, вышивка была одним из самых распространённых и любимых видов женского рукоделия. У казахского народа высоко было развито традиционное искусство вышивки настенных ковров – тускиизов; славянский народ — русские, украинцы, белорусы с глубокой древности украшали вышитыми узорами одежду и полотенца. Вот как, к примеру, отзывалась о женском рукоделии бухтарминских старообрядцев учёный-этнограф Е.Э. Бломквист, побывавшая на юге Алтая в 1927 году в составе этнографической экспедиции АН СССР: «В области вышивания, тканья, вязания и плетения бухтарминские женщины достигли очень высокого искусства, которое носит вполне чёткий, определённый характер, позволяющий выделить предметы рукоделия этого района в особую группу, являющуюся ценным вкладом в общую сокровищницу русского народного искусства» [6, с. 398]. Таким образом, к середине ХХ века благодаря сохранившимся богатым народным традициям и высоким навыкам рукоделия в нашем крае была подготовлена благодатная почва для дальнейшего развития бытовой вышивки.

В своём творчестве любители вышивки применяли традиционные материалы, инструменты и приспособления. Вышивали, как правило, на пяльцах, используя плотную хлопчатобумажную, льняную, иногда шёлковую ткань, отдавая предпочтение ниткам мулине. Самой распространенной техникой в ХХ веке была вышивка простым крестом — два перекрещенных по диагонали стежка, реже использовались его разновидности: болгарский или сложный (двойной) крест — четыре перекрещенных стежка, и полукрест, состоящий из одного диагонального стежка.

Вышивка крестом прочно вошла в  народное искусство с середины XIX века. Распространению  этой техники во многом способствовал выпуск многочисленных схем для вышивки. Во второй половине XIX века их помещали в различных журналах и альбомах по рукоделию, а также вкладывали в качестве рекламы и своеобразной премии в упаковку парфюмерной продукции (мыла, духов, помады) некоторых известных фирм. Являясь наиболее упрощённой техникой по сравнению с древними разновидностями швов,  вышивка крестом позволяла ускорить процесс создания работ и достичь эффекта рельефности. Гораздо реже мастерицы применяли в своих работах технику «гладь» и машинную вышивку, в основном их можно встретить в декоративных цветочных композициях.

В вышивке ХХ веке крайне редким явлением было то, что мастерицы самостоятельно придумывали композицию работы, так как это требовало наличие определенных художественных способностей, фантазии и дополнительного времени. В основном, для вышивания использовали схемы на бумаге и готовые трафареты с различными рисунками, напечатанными  на ткани, которые выпускали предприятия легкой промышленности СССР. Обычно в нижней части тканевых трафаретов ставился штамп с указанием наименования изделия, размеров, цены, названия предприятия.  К примеру, на одном из фондовых экспонатов, под вышитым рисунком можно прочитать надпись: «Рисунок вышивки крестом, размер 39 х 40, цена 40 коп Кожно-галантерейной ф-ки № 9 управление промышленности…» [1, Акт № 471, 1981].

Очень часто схемы для вышивок размещались в модных женских журналах «Крестьянка», «Работница» и др. Случалось, что мастерицы, особенно жившие в глубинке, выписывали образцы из более крупных городов, как, например, Елена Александровна Лапта из с. Тройницкое Таврического района, которая выписывала схемы и трафареты из г. Новосибирска [1, Акт № 8, 1980]. Иногда рисунок для будущей работы переснимали с репродукций известных картин, иллюстраций в книгах и журналах. Часто подруги, родственницы и соседки обменивались между собой образцами вышивок.

Из легенд, сопровождающих описание музейных предметов, можно узнать интересные истории создания работ с применением порой неординарных способов  выбора мотивов для своих композиций. Так, например, Екатерина Филипповна Емельянова, жительница г. Усть-Каменогорска, рисунок для своей вышивки «Собака» пересняла с крышки портсигара [1, Акт № 52, 1992].  Но в то же время необходимо отметить, что мастерицы не следовали образцам слепо. Сам процесс вышивания диктовал определённые изменения в рисунке, цвете. Многое вносилось самой исполнительницей сообразно её вкусам и намерениям.

В настенной вышивке ХХ века одним из наиболее часто встречающихся жанров является сюжетная композиция, в тематике которой сохраняются традиции народного искусства. Также как и двести лет назад любимыми темами мастериц-вышивальщиц были литературные и фольклорные сюжеты из сказок, былин, басен и стихотворений:  «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Три богатыря», «Кукушка и петух», «Мужичок с ноготок», «Хозяйка Медной горы» (рис. 1) и др. Эти панно, имеющие иллюстративно-повествовательный характер изображения, отличаются ярким, насыщенным колоритом, состоящим, как правило, из чистых, локальных цветов. Главные герои изображены крупным планом в центре композиции. Некоторые работы на фольклорные темы обрамлены декоративной каймой с традиционным народным орнаментом. Такие вышитые иллюстрации были особенно интересны и полезны детям, они помогали привить ребёнку эстетический вкус, развивали образное мышление, способствовали лучшему запоминанию литературного произведения.

Кроме того, очень популярными были сюжеты из повседневной жизни, героями которых являются  сами дети. Они изображены  либо играющими с животными: «Мальчик с собачкой», «Девочка с кроликом и собачкой» и др., либо занятых каким-то делом: «Юный лыжник», «Девочка с яблоками», «Мальчик с корзиной цветов», «Девочка на поляне» и др. Редко, но встречаются копии с репродукций картин известных художников, как например, композиция «Дети в грозу» по картине К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Изобилие детской тематики в сюжетных композициях неслучайно, ведь большинство настенных вышивок предназначалось для украшения детской комнаты или того места, где располагались кроватка ребенка, его письменный стол или уголок с игрушками.

Для настенной вышивки на бытовые темы характерно то, что доминировали в ней не современные сюжеты, а сцены из жизни людей прошлых эпох. Излюбленными мотивами были различные образы девушек, занятых кормлением птиц, общением с животными, работой по хозяйству  или народными играми: «Девушка, кормящая голубей», «Девушки с собакой», «Девушка с коромыслом», «Хоровод» и др. Но, пожалуй, самым  распространенным сюжетом, сохраняющимся в настенной вышивке в течение длительного периода времени – с 1920-х годов до 1960 года, является композиция «Девушка с корзиной цветов» с изображением молодой южанки в крестьянском костюме эпохи XVIII-XIX веков.

Одной из любимых тем в сюжетной вышивке являются романтические сцены свиданий. В музейной коллекции насчитывается четыре композиции с названием «Свидание». Особо хотелось бы выделить тип композиции, выполненный по сюжету трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» (рис. 2). Ей свойственны черты  «картинности» — сложное композиционное построение, основанное на передаче перспективы, реалистичная проработка деталей костюмов и причёсок главных героев, а также дворцового убранства, характерных для итальянской моды XVI века и соответствующих стилю ренессанс. Но все же, главное внимание здесь уделено передаче чувств и переживаний юных влюбленных, которые изображены колоритно, крупным планом.

В бытовых сюжетах неоднократно встречаются сцены охоты, зимние прогулки на тройке лошадей, запряжённых в сани, праздничные украинские танцы в нарядных народных костюмах. Эти темы являются традиционными не только для вышивки, но и для народного декоративно-прикладного искусства в целом. Начиная с конца XVII — начала XVIII веков, бытовые сюжеты, отражающие трудовые будни и праздники, часто встречаются в народной росписи по дереву – мезенской, северо-двинской, городецкой и других; а также в народной игрушке – богородской, дымковской и других. Это лишь подтверждает тот факт, что искусство вышивки развивалось в единстве со всеми другими видами народного декоративного творчества.

Жемчужиной музейной коллекции сюжетной вышивки можно назвать великолепную работу «Прогулка на лодке», выполненную Валентиной Ивановной Батютовой, жительницей с. Бутаково, в конце 1960-х годов (рис. 3). Панно отличается превосходным качеством исполнения, крайне редким  сюжетом, сложной многофигурной и многоплановой композицией, включающей изображения группы людей (в том числе и детей), птиц и сельского пейзажа. Незатейливая бытовая сцена катания на лодке, сопровождаемого кормлением лебедей, овеяна ореолом романтичности, характерной для изображаемой эпохи (начало XIX века). Привлекает мягкий, гармонично выстроенный колорит пастельных цветов нитей, с помощью которого создаётся иллюзия воздушного пространства. Перечисленные художественные качества данной работы роднят её со старинными шпалерами и живописными полотнами  XVIII — начала XIX веков.

В жанре портрета так же, как и в сюжетных композициях, превалируют образы прошедших веков. В музейной коллекции вышивки самая ранняя из портретных работ датирована 1922-м годом. Она представляет собой профильное изображение девушки с розой в руке, предположительно, Кармен —  главной героини известной оперы Ж. Бизе. Следует отметить, что этот мотив был довольно распространённым в настенной вышивке вплоть  до середины 1970-х годов, подтверждением чему является  наличие ещё двух подобных работ, хранящихся в фондах музея-заповедника. Интересно, что автор одной из них – Варвара Ильинична Головина, жительница Самарского района, по легенде пересняла рисунок для вышивки с коробки из-под пудры с названием «Кармен».

Наибольшую популярность среди портретных изображений, судя по музейной коллекции, получила композиция «Девушка  с кувшином». Работ с таким сюжетом в фондах музея насчитывается  семь единиц. Несмотря на одинаковую схему вышивки, все панно отличаются друг от друга решением колорита, степенью проработки деталей, а также видом, цветом и размерами ткани  — основы для вышивки. Популярность этой композиции в народном искусстве на протяжении более сорока лет (с 1920 до 1960-х гг.) можно объяснить, в первую очередь, необыкновенной эффектностью, колоритностью изображаемого образа, обладающего магической притягательностью. Максимальное приближение портретируемой модели к зрителю, изящество её позы, данной в ракурсе «три четверти», с лёгким наклоном головы, кроткий и одновременно полный достоинства взгляд девушки создают величественный и монументальный образ крестьянской мадонны. Лучшая фондовая работа на этот сюжет – панно «Бэлла» (рис. 4), выполненная Агафьей Тимофеевной Семёновой (с. Бутаково) в 1947 году, но прекрасно сохранившаяся. Она украшает экспозицию городского дома середины ХХ века в этнодеревне Восточно-Казахстанского областного музея-заповедника.

Общей чертой  в вышивке портретного жанра с сюжетными композициями является изобилие детских образов. Среди них лидирующее положение занимает старейший тип композиции «Мальчик с собакой» (рис. 5), схема которой использовалась ещё в 20-х годах XIX века, в частности в бисерном шитье. В тематике данного изображения отразилось влияние направления сентиментализма, характерного для искусства той эпохи. Тема верности и дружбы здесь сочетается с общим художественным решением в романтическом духе [7, с. 181-182]. В настенной вышивке ХХ века сюжет этой композиции как бы продолжает одну из главных тем бытового жанра с множеством изображений детей, играющих с животными. Но в отличие от них, на портрете мальчик со своим четвероногим другом изображён в статичном состоянии, крупным планом, смотрящим прямо на зрителя в полном соответствии с требованиями этого жанра.

Одной из особенностей портретной вышивки является приверженность к миниатюрным панно определённого типа. Это погрудные изображения маленьких детей, нарядно одетых по моде 1950-1960 годов: мальчики в «матросках» или в широкополых соломенных шляпках и клетчатых жилетах; девочки с красными бантиками и белыми воротничками на платьях. Некоторые мастерицы оформляли такие миниатюрные портреты широкой яркой каймой или нашивали на тёмную ткань,   контрастирующую с фоном вышивки, что создавало нарядное обрамление композиции и зрительно её увеличивало. Примером тому могут служить работы Нуркамал Баймурзиной: «Девочка с бантом», «Мальчик в шляпе» и «Морячок» .

В серии портретных изображений особо следует выделить работу «Девочка с пяльцами», выполненную жительницей Лениногорска Евдокией Яковлевной Поздеевой (рис. 6). Достоинством портрета является то, что в нём прекрасно передан дух времени – 60-х годов ХХ века — с его оптимистичным настроем и модными увлечениями. Мастерица крупным планом изобразила свою современницу – весёлую, жизнерадостную девочку в яркой одежде, с бантиками в косичках,  которая занимается вышивкой и словно хочет поделиться с нами своими успехами. Возникает впечатление, что образ юной рукодельницы был взят автором работы с фотографии из журнала или с натурного рисунка, настолько он получился живым и реалистичным. Портрет «Девочка с пяльцами» можно назвать своеобразной визитной карточкой своего времени.

Характерной чертой изобразительного искусства советской эпохи являются многочисленные портреты вождей государства, которые также встречаются и в бытовой настенной вышивке. В музейной коллекции две такие работы – «Ленин» и «Сталин». Они отличаются лаконичностью и обобщённостью изобразительного языка, сдержанностью и ограниченностью цветового решения, которое в портрете Сталина проявляется в черно-белой графике. Кроме изображений политических деятелей, в фондах музея имеется замечательный камерный портрет А.С. Пушкина. По рассказам современников той эпохи, в вышивке воплощали образы и других  поэтов, таких как Есенин, Блок, Маяковский, выбор которых позволяет судить нам об идеалах и кумирах поколения 1950-1960-х годов.

В разделе «Пейзажи» самой распространённой темой является изображение Московского Кремля,  такие композиции составляют третью часть от всей  коллекции пейзажных работ. Сохраняясь в народном искусстве вышивки на протяжении длительного периода времени — с 1920-х до 1960-х годов, этот мотив существовал в двух вариантах. Один из них представляет изображение панорамы Кремля со стороны Москвы-реки (рис. 7). Таких композиций большинство – восемь из одиннадцати, но каждая из них индивидуальна и по-своему интересна. Второй вариант на эту тему – фрагмент Кремлёвской стены в виде изображения самой известной её части – Спасской башни. Такой мотив активно использовался в бытовой вышивке в 20-40-е годы ХХ века, подтверждением тому служат три имеющиеся в музее работы, относящиеся к этому времени. Популярность изображения Московского Кремля в народной среде объясняется высокой степенью патриотизма, характерного для людей советской эпохи.

Другие часто используемые мотивы в пейзажном жанре также представляют собой сочетание изображения природы с архитектурными строениями различного типа: деревенские виды, курортные места, старинные замки и поместья, храмы, мельницы и др. Встречаются панорамы девственной, не тронутой цивилизацией природы с включением изображений диких животных. Кроме того, следует отметить две копии с репродукций картин И. И. Шишкина — «Рожь» и «Утро в сосновом бору».

Судя по музейной коллекции, самым популярным жанром в настенной вышивке ХХ века является анималистический. В фондах музея-заповедника насчитывается более 90 вышивок с изображением животных. Наиболее ранние из них датированы началом ХХ века. Это направление в настенной вышивке отличается большим разнообразием персонажей и типов композиций, многие из которых имеют небольшие размеры и, как следствие, камерный, домашний характер с присущими ему тёплыми и доверительными интонациями в раскрытии образа.

Для вышивки анималистического жанра характерно преобладание изображений различных птиц, которые составляют половину всей коллекции рассматриваемого вида. Образ птицы с глубокой древности является одним из самых любимых и почитаемых в народе. Он одинаково часто встречается как в декоративно-прикладном искусстве, так и в устном народном творчестве. Объяснением тому могут служить многочисленные древние легенды и представления о птице как существе, участвовавшем в сотворении мира и образе, олицетворявшем солнце – главное языческое божество, дающее всему жизнь [8, с. 67]. В эпоху язычества она была также символом неба и человеческой души, символизировала благополучие, защиту и считалась покровителем семьи. В образы сказочных птиц русский человек вкладывал свою собственную мечту о доброте, красоте и счастье.

Являясь воплощением вечных жизненных ценностей, этот образ по сей день живёт в народном искусстве. В бытовой настенной вышивке ХХ века чаще всего встречаются образы таких птиц, как попугаи, павлины, петушки и курочки. Первые два вида пернатых привлекали народных мастеров своей экзотической красотой, ослепительно яркой окраской и декоративностью. К тому же павлин в русских народных сказках являлся воплощением прекрасной Жар-птицы, что, наверняка, ещё больше вызывало интерес к этому образу.  Попугай появляется в народном искусстве в XVII веке, когда это «заморское чудо» стали завозить в Россию. Именно в это время появились первые изображения попугая в народных росписях на коробьях и сундуках Великого Устюга [9, с. 46 — 47]. В вышивку этот образ вошёл значительно позже, заняв в ней довольно прочное место. Популярный тип композиции с этими птицами – попугай или павлин, сидящий на ветке с цветами (рис. 8).

Одним из любимых и характерных персонажей в вышивке ХХ века является образ оленя. Можно выделить три основных вида изображений с этим животным. Первый  — геральдического типа — погрудное профильное изображение оленя, обрамлённое цветущими ветками. Второй вид композиции представляет собой слияние двух жанров – анималистического и пейзажного. Это реалистичное изображение одного или нескольких оленей, расположенных на фоне природы – на берегу реки, ручья или озера,  на поляне или в лесу  (рис. 9). Третий вид вышивки имеет декоративный характер и представляет собой динамичное изображение оленя в окружении крупных цветов, иногда напоминающих ковровый узор.

Почему же изображение этого животного было настолько популярным в вышивке, особенно в 1950-60-е годы? До сих пор ответ на этот вопрос остаётся загадкой, известно только, что образ оленя в народном искусстве существует с давних времен. У древних славян он символизировал движение солнца, а рога оленя уподоблялись солнечному сиянию. Со временем первоначальный смысл этого мифологического образа, конечно же, утратился, сохранилась только его декоративная сторона, столь привлекательная в народной среде. В середине ХХ века этих красивых, благородных животных активно изображали не только в вышивке, но и в других видах декоративно-прикладного искусства — на гобеленовых и ворсовых коврах, а также на тёплой вязаной одежде.

Достаточно много в вышивке анималистического жанра изображений домашних животных, таких как кошки (особенно котята) и собаки. Среди них есть композиции, имеющие сюжетный характер — «Собаки на охоте», «Пейте, дети, молоко», «На прогулке». Одним из самых популярных типов настенной вышивки является «Котёнок в корзине с цветами», выполненный в виде «портрета» домашнего любимца. Кроме того, нередко встречаются образы хищных зверей – львов, тигров, медведей, которым в древности приписывали оберегающие и охранительные функции, а позже, они, видимо,  вызывали интерес экзотичностью и колоритностью образов.

Раздел «Натюрморты» в вышивке музейной коллекции составляют в основном композиции с изображением разнообразных цветов в корзинах, вазах и вазонах, а также в сочетании с какими-либо предметами. Широкое распространение в середине ХХ века получил классический тип композиции «Натюрморт с кубком, книгой и розами», насчитывающий в музейной коллекции семь единиц. Также характерными для того времени являются такие разновидности композиций, как «Рог изобилия», имеющей декоративный характер, и «Букет цветов в вазе» со стилизованным изображением полевых цветов.

В этом жанре выделяются работы Евгении Ивановны Чистяковой, жительницы г. Усть-Каменогорска. Они отличаются не только высокой техникой исполнения, но и выбором самой композиции, имеющей монументальный характер, насыщенный, яркий колорит с богатством цветовых оттенков. Прекрасные садовые цветы или свежие ветки сирени, помещённые в объемные вазы, изображены максимально крупно, в виде больших пышных букетов, вызывая тем самым ассоциации с изобилием и щедростью природы, подчёркивая красоту и неповторимость каждого цветка и растения. Выполненные во второй половине 1940-х годов, в тяжёлое послевоенное время, такие декоративные панно несли в дом радость, красоту, жизнелюбие, создавали праздничное и оптимистичное настроение (рис. 10).  В подобном ключе создано множество цветочных натюрмортов, хранящихся в фондах музея-заповедника.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что интерьерная вышивка занимала одно из важных мест в городском и сельском быту середины ХХ века. Главная причина столь феноменальной популярности этого вида народного искусства связана  с извечным желанием людей создавать уют и украшать свой дом, привнося в него ощущения радости, гармонии и счастья. Занятию рукоделием способствовали сохранившиеся ещё в народной культуре древние традиции вышивки, а вместе с ними и высокий статус вещей, сделанных своими руками. Преобладание в настенной вышивке таких жанров, как анималистический и сюжетная композиция, напрямую связано с общими тенденциями в народном изобразительном искусстве, в котором изображение животных и птиц, мифологических и литературных сюжетов, а позже и реалистичных бытовых сцен занимает видное место. Для настенной вышивки  ХХ века в целом характерно оптимистичное, праздничное настроение, искренность и теплота заложенных в работу чувств; в ней, как и во всём народном искусстве звучат вечные темы добра, красоты и жизнелюбия. В наши дни бытовая настенная вышивка прошлого столетия имеет большую этнографическую ценность, являясь одной из характерных особенностей быта ушедшей эпохи, требующей  сохранения и дальнейшего изучения.

 

Список литературы

  1. Архив ВК областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника.
  2. Дурасов Г. П., Яковлев Г. А. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства. М., 1990.
  3. Семенова М. Мы — славяне. СПб, 1997.
  4. Воронов В. С. О крестьянском искусстве. М., 1972.
  5. Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М., 1978.
  6. Бломквист Е. Э. Искусство бухтарминских старообрядцев / Е. Э. Бломквист, Н. П. Гринкова // Материалы комиссии экспедиционных исследований: Бухтарминские старообрядцы. Л.: АН СССР, 1930. Вып.17.
  7. Червяков А. Ф. Шитьё бисером и стеклярусом // Русское декоративное искусство XIX — начало XX века / под ред. А. И. Леонова. Том 3. М.: Искусство, 1965. С. 181 — 182.
  8. Рогов А. П. Кладовая радости. М., Просвещение, 1982.
  9. Жегалова С. К. Русская народная живопись. М., Просвещение, 1984.

 

Журнал «Мәдени мұра», Национальный музей,

№ 6 (69), 2016 г., стр. 100-104

Museum Embroidery — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

(675 релевантных результатов)

ВИНТАЖНАЯ НАРОДНАЯ АМЕРИКАНСКАЯ ВЫШИВКА КОЛЛЕКЦИЯ — 02 апреля 2022 г.

ВИНТАЖНАЯ НАРОДНАЯ АМЕРИКАНСКАЯ ВЫШИВКА КОЛЛЕКЦИЯ

Similar Sale History

View More Items in Embroidery

Sold

2016Vintage Asian Bird EmbroiderySee Sold Price

Sold

2017Chinese old embroiderySee Sold Price

Sold

2017Chinese old embroiderySee Sold Price

Sold

2017Chinese old EmbroiderySee Sold Цена

Продано

2017Вышивка китайского единорогаУвидеть цену продажи

Продано

2017Вышивка КитаяУвидеть цену продажи

продан

202219 -го века шелковой вышивки, проданная цена

Проданная

2022 Aantique Вышивка Eagle, несущего американские флаги и Shield — 18 1/4 «X21 1/4». Eagle & American Flags EmbroiderySee Sped Prode

продана

2021Folk Art, EmbroideSee Sped Price

Проданная

2021Folk Art, EmbroderySee Solding Prode

Проданная

20130003

Sold

2013Patriotic Silk Embroidery, 19th CSee Sold Price

Sold

2013Patriotic Silk Embroidery, 19th C.See Sold Price

Sold

2014VINTAGE CHINESE SILK EMBROIDERY PURSESee Sold Price

Sold

2020VINTAGE CHINESE SILK EMBROIDERY PANELSee Цена продажи

Сопутствующая вышивка

4 часа ОсталосьВинтажное азиатское народное искусство Настенное искусство Подвесная вышивка ручной работы Текстиль ручной работы

190 $

4 дня ОсталосьNEZ PERCE CORN HUSK СУМКА С ВЫШИВКОЙ ИЗ ШЕРСТЯНОЙ ПРЯЖИ

170 долларов

16 ноября 2022 г. AN EMBROIDERY THANG-GA

500 долларов

18 ноября 2022 г. Китайская вышивка Тибет Танка, фигура Будды;

200 $

19 ноября 2022 г. УКРАИНСКАЯ САЛФЕТКА, ВЫШИВКА РУЧНОЙ РАБОТЫ, НАЦИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

40 $

17 ноября 2022 г. Вышивка цветов и птиц в династии Цин императорский двор

1000 долларов

17 ноября 2022 г. При династии Цин, Хотан Нефритовый лев Катящийся шар для вышивания

$200

4 дня LeftBird on Bamboo Asian Embroidery Artwork

$20

15 ноября 20222 Винтажные марокканские полосатые женские шали с вышивкой из плоского переплетения с вышивкой

$150

1 день LeftA PAIR OF CHINESE KESI EMBROIDERY XI–YI CHUNANG– €™

$800

23 ноября 2022 г. СТАРЫЙ КОНЬЯ КИЛИМ С ВЫШИВКОЙ CICIM SUMAK, S.W. ТУРЦИЯ, 1960/70, 310 x 161см ар-деко

300 €

Осталось 4 дняГРУППА ИЗ ПЯТИ ВЫШИВОК

80 €

14 декабря 2022 г. Азиатская вышивка в рамке Текстиль

$1

18 ноября 2022 г. Винтажная вышивка в рамке

75 $

18 ноября 2022 г. БОЛЬШАЯ СТАРИННАЯ ВЫШИВКА В РАМКЕ

100 $

Другие товары в Вышивка

Просмотреть еще

5 дней ОсталосьAntique 5 in 4 Узбекский шелк Suzaniile Textile 2,2 м x 1,62 м)

1000 долл. США

5 дней LeftAntique Вышивка на сюзане из узбекской шелковой шерсти 6 футов 10 дюймов x 3 фута 6 дюймов (6,10 м x 1,6 м)

500 долл. США

2 дня Осталось привлекательная китайская вышивка на шелковом свитке

800 фунтов стерлингов

5 дней LeftTextile панель. Китай. 19век. Вышивка драконов.

100 долларов США

15 ноября 2022 г. Редкое панно тапис «ину» с вышивкой икат и шелком, Лампунг, Суматра, Индонезия

$ 300

15 ноября, 202219 C. Цветочная рисунка,

$ 150

6 дней Leftantique Ebonized Bamboo Plowing Tabling, W/ 19 -й C. Resht Embroidery

$ 125

Nov 15, 202219 C. rumek Island Embroidery

$ 100

Nov 152219. Вышивка, Северная Индия, конец 19 века.th C.

200 $

15 ноября 20222 Винтажные марокканские полосатые женские шали из плоского переплетения с вышивкой

150 $

5 дней Слева Текстильный фрагмент. Китай. 19-го века. Золотое шитье фу собачек. Оформлена под стекло. Итого: 34

$300

5 дней Фрагмент LeftTextile. Китай. 19-го века. Золотое шитье фу собачек. Оформлена под стекло. Всего: 35

$300

4 дня LeftIndian шарф, Индия, ок. 1930/1940, вышивка шелком

140 €

4 дня LeftPhulkari вышивка, Индия, ок. 1900, шелк на льне

140 €

16 ноября 2022 г. Большая китайская вышивка с изображением птиц и цветов в рамке

10 долларов США

Рекомендуемый текстиль и постельное белье

Просмотреть еще

5 дней Осталось Античная узбекская шелковая шерсть Сюзане Текстильная вышивка 7 футов 3 дюйма x 5 футов 4 дюйма (2,2 м х 1,62 м)

$ 1000

Nov 18, 2022 г. Александр Колдер 20 -го века гобелен, 1975

$ 4000

20 ноября 2022 г. Агентское движение. 1580-1710

50 долларов

15 ноября 202219th C. Среднеазиатские сюзане, 7’2» x 4’11»

2000 долларов

16 ноября 2022 г. Шерстяная скатерть/гобелен с вышивкой

100 долл. США

16 ноября 2022 г., пуховая подушка Josef Franks Green Birds

$ 100

27 ноября 2022 г.0003 $600

15 ноября 2022 г. Большой рулон шелкового гобелена Кеси, Китай, начало 20 века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *