Лепка из соленого теста, как альтернатива лепки из пластилина в детском саду. | Статья по аппликации, лепке (старшая группа):
Скульптура — один из видов изобразительного искусства. Она существует более 5-ти тысяч лет.
У каждого искусства – свой язык, с помощью которого художник передает свои ощущения от окружающего его мира, в объемном изображении. По своему назначению скульптура делится на монументальную и станковую. Монументальная скульптура увеличивает изображаемый объект более чем в 3 раза и обращена к широким массам зрителей. Станковая скульптура по своим масштабам почти совпадает с размерами натуры, ей свойственна психологическая характеристика образа. Скульптура малых форм – статуэтки из камня, фарфора, металла, народная игрушка, фигурки из соленого теста – является разновидностью станковой скульптуры.
Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, а это способствует развитию мышления, глазомера, пространственного мышления. Трудно переоценить значение лепки для развития ребенка. Лепка – самая динамичная, жизнерадостное детское творчество. Всякая манипуляция с вылепленными предметами, использования их в игровых ситуациях значительно обогащают жизненный опыт ребенка. Чем чаще ребенок занимается лепкой, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Дошкольнику, получившему опыт в лепке предмета всегда проще изобразить его на бумаге. Объемные фигурки, выполненные своими руками, служат для детей прекрасными образцами для рисования.
К тому же практика показывает, что, придя в школу в возрасте 6-7 лет, 70-80% первоклассников имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук. Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений не позволяют ученику выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма. Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у ребенка речевой функции, оно важно для полноценного формирования устной речи.
В свою очередь лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного.
В детских садах используют такие материалы для лепки как пластилин, глина, но все более популярным становиться такой материал как соленое тесто, успешно конкурируя с традиционными материалами. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества. Изделия из данного материала в отличие от пластилина долговечны и не требуют дорогостоящей обработки обжигом как изделия из глины. Кроме того, соленое тесто по многим показателям (прежде всего, техническим и, безусловно, экологическим).
Лепка из соленого теста интересна не только взрослым, но и детям. Тесто – единственный живой материал, который изменяет форму после прикосновения к нему.
Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной:
Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег.
Легко отмывается и не оставляет следов.
Безопасно при попадании в рот.
Не липнет к рукам при лепке.
Можно сушить на воздухе.
Можно лепить из окрашенного теста и можно расписать уже готовое изделие.
Если покрыть лаком — сохранится на века.
С игрушками из соленого теста можно без боязни играть, они не потеряют форму.
То есть этот материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов.
На сегодняшний день существует большое количество образовательных программ по лепке из глины и других материалов, но не из теста. Современный книжный рынок наводнен популярной литературой по лепке из соленого теста, что дает возможность потребителю ознакомиться с данной техникой, но не с организацией образовательного процесса по этому профилю деятельности. В то же время в сети Интернет встречаются упоминания о работе с соленым тестом, но это лишь разработки отдельных уроков, тем. Логическая же последовательность, системность отсутствуют. Хотя в последние годы и появились программы, включающие в себя отдельные блоки по работе с соленым тестом.
Таким образом, именно эти функциональные особенности определяют актуальность и востребованность данного вида искусства в системе образования детей.
Проект для детей 5–6 лет. Лепка из соленого теста | Обобщение опыта
Автор: Сухова Елена Витальевна
Организация: ГБОУ Школа 423
Населенный пункт: г. Москва
Проект для детей 5–6 лет. Лепка из соленого теста
Участники проекта: дети (5-6лет) воспитатели.
Вид проекта: творческий
Срок реализации: 2 недели
Актуальность темы:
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Тесто – доступный материал, из которого легко и приятно лепить. Детское изобразительное творчество – это мир ярких удивительных образов, в которых дети передают свои впечатления от окружающей их действительности.
Цели проекта:
Развитие у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения и художественных способностей в изобразительной деятельности с использованием техники тестопластика.
Задачи:
— способствовать развитию художественного восприятия жизни;
— формировать умение воспринимать и воспроизводить предметы сложной формы;
— способствовать развитию творческих способностей в процессе изображения предметов.
— формировать умение передавать форму, строение предмета и его частей; цвет предмета, используя краски спектральных, теплых, холодных, контрастных цветов, разных оттенков и разной тональности; правильные пропорции предметов;
— способствовать развитию композиционных умений при изображении групп предметов или сюжета.
— упражнять кисть руки, закрепляя правильное положение при рисовании горизонтальных и вертикальных линий красками.
— способствовать освоению технических приёмов лепки из теста: наличие множества мелких деталей;
— поощрять стремление сделать своё произведение красивым, содержательным, выразительным.
Предполагаемый результат:
— развитие самостоятельности, инициативности, творческих способностей детей, овладение умениями и навыками работы с соленым тестом — лепка с натуры, по представлению, лепка скульптуры из 2-3 предметов, выразительность образа, пропорции, способы лепки (сплющивание и защипывание, соединение краёв теста, оттягивание и вдавливание, сглаживание и прижимание, примазывание и раскатывание).
Подготовительный этап:
— Анализ методической литературы
— Разработка перспективного планирования для старшей группы
Основной этап:
— Проведение занятий по изготовлению поделок из солёного
— Консультаций для родителей «Чудеса тестопластики», «Что такое тестопластика»
Заключительный этап:
Оформление выставки «Наше творчество!»
План работы по реализации проекта
1 занятие «Дымковская барыня» (изготовление)
— поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме: «Дымковская игрушка».
— рассматривание Дымковских игрушек;
— знакомство с основными элементами дымковской росписи.
— беседа о Дымковских игрушках, истории их создания и разнообразии видов.
Задачи:
1. Познакомить детей с технологией приготовления солёного теста; с особенностями лепки из теста; наличие множества мелких деталей; закручивание, вытягивание, переплетение частей; склеивание.
2. Учить детей лепить дымковскую барыню.
3. Воспитывать у детей аккуратность при выполнении работы.
4. Ознакомить детей с тестопластикой, как разновидностью декоративного искусства.
5. Заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный отклик, желание лепить и расписывать декоративные изделия.
Оборудование:
Алгоритм приготовления солёного теста. Мука, соль, вода, масло растительное, доска, скалка, стеки, кисть.
Иллюстрации, Фотографии, Готовое декоративное изделие из теста Дымковская барыня.
2 Занятие. «Дымковская барыня» (роспись)
Задачи:
1. Познакомить с росписью готового изделия.
2. Воспитывать у детей эмоциональное отношение при восприятии готовых образов.
3. Завершить работу над изделиями, расписав его красками.
Оборудование:
Просушенные изделия – барыни гуашевые краски, кисти, вода.
3 Занятие. Панно «Осенняя корзина».(изготовление)
Задачи:
1. Познакомить с понятием «натюрморт».
2. Показать приемы лепки плоскостных изделий.
3. Закреплять навыки лепить разные формы (яблоки, виноград, груши) передавать особенности каждой из них.
4. Развивать фантазию при создании композиции
Оборудование:
Иллюстрации натюрмортов в корзине, схемы построения композиции, игра «Составь натюрморт», готовое тесто, доска, стеки.
4 Занятие. Панно «Осенняя корзина»
. (роспись)Задачи:
1. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета
2. Учить детей доводить начатое дело до конца
3. Завершить работу над панно, расписав его красками.
Оборудование:
Готовые изделия, иллюстрации натюрмортов в корзине, гуашь, кисть, вода.
Итоги проекта.
Дети стали более терпеливыми, усидчивыми, организованными, научилась планировать работу. В процессе работы дети открыли для себя, что это ещё и увлекательное занятие, которое развивает художественный вкус, творческие способности воображение и фантазию.
Занятия с тестом оставляют приятные ощущения и позволяют расслабиться. Настроение улучшается!
Опубликовано: 24.05.2020Клуб тактильного искусства — Орнаменты из соленого теста — Ришика Картик I Творчество, доступное искусство и инклюзия
В декабре Клуб тактильного искусства провел последнюю встречу в этом году! Мы были очень рады, что 28 участников присоединились к нам для празднования праздничного веселья. В начале мы познакомились друг с другом и поделились с группой любимыми праздничными традициями. После некоторого времени общения мы расслабились под рождественскую музыку и сделали специальные украшения из соленого теста, чтобы подарить их нашим близким или украсить наши дома. Таким образом, мы исследовали концепции низкого и высокого рельефа, экспериментировали с текстурами и формами и изучали различные техники резьбы/скульптуры. Клуб продолжает распространять творчество через доступное искусство в Интернете. Мы рады продолжать формировать глобальное сообщество и налаживать связи друг с другом в это время.
Чтобы сделать своими руками украшения из соленого теста, вот расшифровка инструкций. Эти инструкции будут включать рецепт приготовления соленого теста и возможные идеи дизайна. Это базовый шаблон, который даст вам отправную точку для создания красивого орнамента. Не стесняйтесь настраивать его, чтобы выразить себя и создать что-то уникальное.
Идеи украшений:
Украшения в виде отпечатков ладоней. Раскатываем ровный лист теста. Затем плотно погрузите руку в тесто. Вы можете вырезать его или оставить в качестве отпечатка, украшая и персонализируя его.
Формочка для печенья/резные украшения. Раскатываем ровный лист теста. Затем, используя формочку для печенья, если она у вас есть, плотно вдавите ее в тесто, чтобы создать уникальные формы! Если у вас его нет под рукой, используйте зубочистку или нож для масла, чтобы аккуратно вырезать нужную форму. Когда вы будете удовлетворены, плотно прижмите тесто, чтобы сделать ровный надрез.
Украшения для венков. Положив тесто на стол, руками раскатайте 3 мотка глины. Затем соедините витки вверху и сплетите их в косу. После плетения прижмите нижний край к верхнему, чтобы получился круг и украсьте.
Идеи техники:
Используйте катушки с высоким содержанием рельефа, чтобы добавить дополнительные текстуры и формы в ваши украшения
Использование или интересные объекты, чтобы показать уникальные дизайны
с использованием ножного ножного или зуба для вырезания мелких деталей рельефа
Используйте легкое давление для создания резьбы и сильное давление для вырезания
Слепите шарики из теста разных размеров и используйте их для украшения вашего украшения
Используйте тесто разной толщины, чтобы уменьшить вес и увеличить размер изделия
Соленое тесто Ингредиенты:
4 стакана муки общего назначения ( Примечание: Используйте муку общего назначения, не самоподнимающуюся)
1 стакан соли
1,5 стакана теплой воды
Инструкции по приготовлению соленого теста:
1. Смешайте все ингредиенты (муку, соль, теплую воду).
2. Месите не менее 10 минут, чтобы тщательно перемешать тесто, пока оно не станет мягким. Если у вас получилось слишком сухое тесто, добавляйте по столовой ложке воды. Если ваше тесто слишком липкое, добавьте еще немного муки. Тесто должно быть гладким и раскатываться без выпуклостей.
3. (Необязательно) — Добавьте щепотку корицы для праздничного аромата.
Выпечка:
Вы можете либо высушить на воздухе, что займет разное время в зависимости от того, что вы приготовили (обычно пару дней), либо запечь. Чтобы испечь, разогрейте духовку до 300 градусов и поставьте украшения на час. Через час проверьте текстуру и, если они еще не стали твердыми на ощупь, выпекайте их еще немного, пока они не станут крепкими.
Теги:
#tactilceart, #Artfortheblind, #touchart, #слабовидящие, #blindartist, #accessibleart, #artforall, #sensoryart, #BlindandVI, #accessibility, #inclusion, #artmuseums, #artforeveryone, #accessiblemuseum
Искусство для слабовидящих , Искусство для слепых
Галерея современного искусства (GoMA) ГлазгоВнимательное искусство — скульптуры из соленого теста, вдохновленные Крисом Брамблом
На этой неделе мы отмечаем Месяц черной истории специальной сессией осознанного искусства, вдохновленной вазой Криса Брамбла на нашей выставке «Домашнее блаженство».
Крис Брамбл изучал искусство и дизайн в Школе искусств Глазго и провел десять лет, работая в городе. Он переехал в Лондон в 1989 году и открыл свою гончарную мастерскую в Килберне. Сейчас он выставляет и продает свои горшки, а также преподает в школах и колледжах по всему Лондону. Вместе со своими двумя дочерьми: Фрейей и Иоландой он продолжает заниматься гончарным делом и обучать его: https://www.freyasclayclub.com/about.
Крис Брамбл, Ваза, брошенный коричневый керамогранит. Высокая припухлость под широкой шеей. Нижняя треть неглазурованная, резная тростниковая отделка. Нарисован грубый лицевой мотив. Базовые прорезанные метки.Интерес Криса Брамбла к европейской скульптурной традиции и любовь к африканскому мастерству, формам и формам очевидны в его работах. Вы можете увидеть раскрашенное лицо, выходящее из этой вазы, выполненное в форме удлиненной шеи и головы. По обеим сторонам вазы есть лица, смотрящие вперед и назад, что дает реальное ощущение необходимости обойти эту работу и увидеть ее со всех сторон.
На содержание моей работы влияют люди, которых я встретил, и дух, который живет в них. Превращаю свое повседневное ремесло в радость ритмом музыки и танца. Каждое из моих произведений — это медитация; духовная и эмоциональная деятельность, которой я могу поделиться со всеми. При работе с глиной работа не всегда постоянна, но энергия есть.
Крис Брамбл
Почему бы не расслабиться и не повеселиться, создав фигуративные скульптуры или голову/лицо из соленого теста?
Предлагаем начать с короткой медитации, а затем перейти к самой деятельности. Найдите спокойное место в своем доме или саду и подготовьте материалы. В сети есть несколько бесплатных коротких медитаций, но мы предлагаем эту простую:
Когда вы будете готовы, давайте начнем с приготовления теста. Вам понадобится:
- 1 стакан муки (около 250 г)
- полстакана поваренной соли (около 125 г)
- полстакана воды (около 125 мл)
Отмерить 1 стакан муки и высыпать в миску. Сделайте то же самое с половиной стакана соли, затем смешайте сухие ингредиенты и добавьте 1 стакан воды, перемешивая ложкой. Как только смесь соберется, начните месить руками, добавляя еще немного муки, если она слишком влажная/липкая. Здесь вы можете не торопиться, расслабиться и почувствовать тесто в своих руках. Каково это?
Как только тесто будет тщательно перемешано, можно приступать к созданию скульптуры. Скатайте тесто руками в идеальный шар, не торопясь, чтобы сгладить все трещины и дефекты. Затем приступайте к изготовлению скульптуры.
Вы можете использовать предметы, найденные в доме, чтобы добавить такие детали, как карандаши, ручки или ложки.