Сделать из пластилина солнечную систему 3 класс: Подвижная модель солнечной системы своими руками. Макет солнечной системы своими руками для детей из пластилина

Содержание

состав, строение, объекты, небесные тела, названия планет и их расположение в Солнечной системе

Солнечная система — звёздная система в галактике Млечный Путь, включающая Солнце и естественные космические объекты, обращающиеся вокруг него: планеты, их спутники, карликовые планеты, астероиды, метеороиды, кометы и космическую пыль.

Строение Солнечной системы

В состав солнечной системы входит восемь основных планет и пять карликовых, вращающихся приблизительно в одной плоскости. По своим физическим свойствам планеты делятся на земную группу и планеты-гиганты.

Планеты земной группы относительно небольшие и плотные, состоят из металлов и минералов. К ним относятся:

  • Меркурий, 
  • Венера, 
  • Земля, 
  • Марс. 

Планеты-гиганты во много раз больше других планет, они состоят из газов и льда. Это:

  • Юпитер, 
  • Сатурн, 
  • Уран 
  • Нептун. 

Орбита Земли делит солнечную систему на две условные области. Во внутренней находятся ближайшие к Солнцу планеты — Меркурий и Венера. Во внешней области — более удалённые от Солнца, чем Земля: Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.

Пространство между орбитами Марса и Юпитера, а также за Нептуном (пояс Койпера) занимают малые небесные тела: малые планеты и астероиды. Также по пространству Солнечной системы курсируют кометы и потоки метеороидов. 

Рассмотрим планеты солнечной системы по порядку.

Состав Солнечной системы

Объекты Солнечной системы в сравнительном масштабе
Источник: livejournal.com

Солнце

Источник: stock.adobe.com

Звезда класса «жёлтый карлик». 98% массы Солнца приходится на водород и гелий, но в нём также содержатся все известные химические элементы. Солнце ярче, чем 85% звёзд в галактике, а температура его поверхности превышает 5 700°C. 

Солнце почти в 110 раз больше Земли, а его масса в тысячу раз превосходит массу всех планет, вместе взятых. Именно благодаря солнечному свету и теплу на Земле существует жизнь.  

<<Форма демодоступа>>

Меркурий

Самая близкая к Солнцу и самая маленькая планета солнечной системы — Меркурий лишь немного больше Луны. Меркурий получает в семь раз больше тепла и света, чем Земля, поэтому температура его поверхности колеблется от +430°C днём до −190°C ночью. Это самый большой температурный перепад в солнечной системе. 

Несмотря на то что люди наблюдали Меркурий на небе с древнейших времён, известно о нём немного. Первый снимок его поверхности был получен только в 1974 году. Она оказалась покрыта многочисленными кратерами и скалами.

Фото с поверхности Меркурия, выполненное аппаратом «Маринер-10», 1974 
Источник: mks-onlain.ru

Атмосфера практически отсутствует — возможно, причиной тому солнечное излучение, а может быть, небесное тело такого размера просто не в состоянии удерживать плотную газовую оболочку. 

Поскольку для оборота вокруг Солнца Меркурию нужно пройти гораздо меньшее расстояние, чем Земле, год на нём значительно короче — всего 88 земных суток. За один меркурианский день успевает пройти более двух местных лет. Поскольку ось вращения планеты почти не наклонена, год на ней не делится на сезоны. 

Меркурий назван по имени древнеримского бога торговли и хитрости. 

Венера

Венера — вторая планета от Солнца и ближайшая к Земле. Венеру иногда называют «близнецом» нашей планеты: её размеры и масса очень близки к земным. Однако на этом сходство заканчивается.

Венера окутана очень плотным слоем облаков, за которыми невозможно разглядеть поверхность. Из-за парникового эффекта она нагревается до 480°C — абсолютный рекорд для солнечной системы. Облака проливаются кислотными дождями и пропускают только 40% солнечного света, поэтому на планете царит вечный сумрак.

Из-за сильнейшего атмосферного давления (как на глубине 900 метров в земных океанах) ни один исследовательский аппарат, отправленный на Венеру, не просуществовал дольше двух часов. Тем не менее учёным удалось узнать, что атмосфера планеты на 94% состоит из углекислого газа, а состав грунта не отличается от других планет земной группы. На Венере много вулканов, но почти нет кратеров — все метеориты сгорают в плотной атмосфере.

Фото с поверхности Венеры, выполненные аппаратом «Венера-13», 1982 
Источник: mks-onlain.ru

День на Венере длится дольше, чем на любой другой планете — около 243 земных суток. Продолжительность года чуть уступает дню — 225 земных суток. Как и на Меркурии, сезонов на Венере нет. 

Облака Венеры хорошо отражают солнечный свет, поэтому на земном небе планета светится ярче других. Возможно, именно поэтому древние римляне связали её с богиней красоты и любви.  Примечательно, что Венера — одна из двух планет солнечной системы, вращающихся вокруг оси по часовой стрелке. 

Земля

Земля — третья планета от Солнца и крупнейшая в земной группе. Уникальные условия Земли позволили развиться на планете жизни.

Атмосфера Земли состоит из азота (78%), кислорода (21%), углекислого и других газов (1%). Кислород и азот — необходимые вещества для строительства ДНК. Озоновый слой атмосферы поглощает солнечную радиацию. Кислород на Земле синтезируют растения из углекислого газа. Не будь их, наша планета напоминала бы Венеру. С другой стороны, некоторое количество CO2 в атмосфере обеспечивает на Земле комфортную для жизни температуру. 

70% поверхности Земли покрыты водой. В отличие от Луны и Меркурия, на Земле очень мало кратеров. Учёные считают, что они исчезли под воздействием ветра и эрозии почвы. 

Из-за наклона Земной оси (23,45°) на Земле хорошо различимы сезоны года. Для оборота вокруг своей оси Земле требуется чуть менее 24 часов — это самый короткий день среди планет земной группы.

Земля имеет спутник — Луну. Её размер составляет ¼ земного диаметра, что довольно много для спутника. Притяжение Луны влияет на земную воду, вызывая приливы и отливы. Вращение Луны вокруг своей оси и вокруг Земли синхронно, поэтому Луна всегда обращена к Земле только одной стороной. 

Восход Земли над Луной. Фото астронавта Уильяма Андерса, 1968
Источник: wikipedia.org

Земля — единственная планета, название которой не связано с мифологией. И русское «земля», и английское «earth», и латинское «terra» обозначают почву или сушу.

Марс

Марс — четвертая планета от Солнца — меньше Земли почти в два раза. Долгое время считалось, что на красной планете существует жизнь. Люди наблюдали на его поверхности объекты, казавшиеся им постройками, дорогами и даже гигантскими скульптурами. Однако на поверку марсианская цивилизация оказалась обманом зрения. Многочисленные исследовательские миссии пока тоже не подтвердили наличие какой-либо жизни на поверхности планеты.

Фото с поверхности Марса, выполненное марсоходом «Curiosity», 2017 
Источник: nasa.gov

Атмосфера Марса по составу напоминает венерианскую — 95% углекислого газа. Но поскольку она очень тонкая и разреженная, парникового эффекта не возникает, поэтому максимальная температура поверхности планеты — около 0°C, а атмосферное давление в 160 раз меньше, чем на Земле. В составе марсианской атмосферы есть водяной пар, а на полюсах лежат шапки ледников, но жидкой воды на поверхности нет.

И всё же учёные считают Марс самой перспективной планетой для освоения, поскольку погодные условия на ней довольно приемлемы для человека. Если не считать низкое содержание кислорода в атмосфере, радиацию и пылевые бури, длящиеся по несколько месяцев. На Марсе находится самая высокая гора в солнечной системе — вулкан Олимп, высота которого 27 километров. Это в три раза выше Эвереста, высочайшей горы Земли. 

Из-за удалённости от Солнца год на Марсе почти в два раза длинней земного. Скорость вращения вокруг своей оси почти такая же, как на Земле, так что сутки длятся 24 часа 40 минут. Наклон оси Марса составляет 25,2°, а значит, на нём, как и на Земле, существуют сезоны. 

Марс имеет два спутника — Фобос и Деймос, представляющие собой бесформенные каменные глыбы сравнительно небольших размеров. Из-за красного цвета древние римляне назвали планету именем бога войны. 

Юпитер

Юпитер, самая большая из планет-гигантов, отделена от Марса поясом астероидов. Масса Юпитера в два раза больше, чем масса всех остальных планет, лун, комет и астероидов системы вместе взятых. По яркости на земном небе он уступает только Венере. Люди наблюдали его с древнейших времён и связывали с сильнейшими богами своих пантеонов. Юпитер — имя римского царя богов. 

Юпитер является газовым гигантом. Коричневые и белые полосы — это облака соединений серы, которые движутся в атмосфере планеты с чудовищной скоростью. Большое красное пятно Юпитера — гигантский вихрь. С момента его обнаружения в 1664 году он стал заметно меньше, но и теперь в несколько раз превосходит Землю по размерам. 

О структуре планеты учёные пока только догадываются. Предположительно она состоит из газов, плавно переходящих в металлическое состояние по мере приближения к ядру. Считается, что ядро Юпитера каменное. Сильнейшее в системе магнитное поле Юпитера воздействует на частицы в миллионах километрах вокруг и даже достигает орбиты Сатурна. Это одна из причин огромного числа спутников у планеты.

Крупнейшие спутники Юпитера.
Источник: mks-onlain.ru

В 1610 году астроном Галилео Галилей обнаружил четыре крупнейших спутника Юпитера. В наше время известно 79 объектов, вращающихся вокруг планеты. Некоторые из них напоминают Луну, другие выглядят как большие астероиды. Особый интерес представляет Ио — планета с мощнейшими в системе вулканами. Более мелкие частицы образуют вокруг Юпитера кольца, хотя они не так заметны, как у соседнего Сатурна.

Сатурн

Шестая планета от Солнца. Как и спутники Юпитера, Сатурн был обнаружен Галилеем в начале XVII века. На сегодняшний день эта планета остаётся одной из наименее изученных. 

Атмосфера Сатурна состоит из водорода (96%) и гелия (4%) с незначительными вкраплениями других газов. Скорость ветра на Сатурне достигает 1 800 км/ч — это самые сильные ветра в системе. Облака в его атмосфере тоже образуют полосы и пятна гигантских вихрей, хоть и менее заметные, чем на Юпитере. 

О происходящем за атмосферным слоем планеты известно мало. Предположительно, в центре находится металлосиликатное ядро, окружённое спрессованными до состояния металла газами, плотность которых уменьшается по мере удаления от ядра.

Планета находится в 9,5 раз дальше от Солнца, чем Земля, и делает оборот вокруг звезды за 29,5 земных лет. Наклон оси Сатурна напоминает земной. По скорости вращения вокруг своей оси Сатурн уступает только Юпитеру. Как и у других газовых гигантов, скорость вращения на разных широтах у планеты разная. Это происходит потому, что поверхность Сатурна текучая, а не твёрдая. Плотность Сатурна так мала, что он мог бы плавать на поверхности воды. 

Главная особенность Сатурна — впечатляющая система из семи колец. Они состоят из миллиардов ледяных осколков, которые отлично отражают свет, а потому хорошо заметны. Радиус колец огромен — 73 000 километров, а толщина — всего 1 километр. Считается, что эти кольца — осколки спутника, разрушенного гравитацией планеты. 

Недавние исследования показали, что вокруг Сатурна вращаются 82 спутника — на данный момент это рекорд солнечной системы (до 2016 года лидером считался Юпитер). Все спутники покрыты льдом. Крупнейший, Титан, имеет плотную азотистую атмосферу и озёра жидкого метана на поверхности. На другом спутнике, Энцеладе, обнаружена жидкая вода, выталкиваемая на поверхность гейзерами. Это делает его крайне интересным объектом для изучения. 

Сатурн назван именем древнеримского бога времени, отца Юпитера. 

Уран

Седьмая планета от Солнца. Уран был открыт сравнительно недавно — в 1781 году. В 1986 году его достиг единственный космический аппарат — «Вояджер-2». 

Атмосфера планеты окрашена в однородный сине-зелёный цвет. Учёные предполагают, что такой её делает метан. Ядра Урана и Нептуна предположительно состоят изо льдов, поэтому их называют «ледяными гигантами». Уран — самая холодная планета в системе: средняя температура его поверхности составляет −224°C. Скорость ветра на Уране достигает 900 км/ч. Солнечный свет летит до Урана чуть менее трёх часов, а год на планете равен 84 земным. 

Как и Сатурн, Уран окружён кольцами. Они не столь яркие и расположены под углом около 90° к орбите, в то время как сама планета вращается «на боку» (угол отклонения оси — 99°). В результате половину уранианского года на южном полушарии длится день, а на южном — ночь. А следующие полгода — наоборот. 

Подобно Венере, Уран вращается вокруг своей оси по часовой стрелке. На настоящий момент известно 23 спутника Урана, все покрыты льдом. Уран назван именем древнегреческого бога неба, отца Сатурна, и продолжает «семейную» линию.

Нептун

Нептун находится так далеко, что его нельзя увидеть с Земли невооружённым глазом. Он был открыт в 1846 году, когда астрономы искали планету, вызывающую орбитальные отклонения Урана. 

Достоверные данные о Нептуне получены «Вояджером-2» в 1989 году. Верхние слои его атмосферы состоят из водорода (80%), гелия (19%) и метана (1%). Именно обилием метана объясняется сине-голубое свечение планеты. 

Раз в несколько лет в атмосфере планеты появляются и исчезают тёмные пятна штормов. Предположительно в центре Нептуна — ледяное ядро, а мантия состоит из жидкой смеси воды и аммиака. Средняя температура поверхности — −214°С.  

Солнечный свет достигает Нептуна почти за 5 часов, а нептунианский год равен 165 земным. Полный оборот вокруг своей оси планета делает довольно быстро — сутки длятся всего 17 часов. Наклон оси Нептуна близок к земному — 28°. 

На настоящий момент учёные знают о 14 спутниках Нептуна, лишь один из которых (Тритон) обладает сферической формой. Это единственный в системе крупный спутник с обратным вращением. У Нептуна есть три кольца, хотя выражены они слабо. 

За глубокий синий цвет планета была названа именем древнеримского бога морей. 

Учите астрономию вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду
ASTRO10112021 вы получите бесплатный доступ на одну неделю к курсу астрономии за 10 и 11 классы.

Другие объекты Солнечной системы

Помимо планет и их спутников, в солнечную систему входит множество малых небесных тел — карликовых планет, астероидов, комет и метеороидов. 

Большинство астероидов сосредоточено в поясе между орбитами Марса и Юпитера. Это объекты неправильной формы, состоящие из металлов и силикатов. Хотя некоторые астероиды даже имеют собственные спутники, их масса слишком мала, чтобы удерживать атмосферу. Крупнейшие — карликовая планета Церера, астероиды Паллада, Веста и Гигея. 

Фото объектов астероидного пояса; NASA, 2011
Источник: wikipedia.org

За орбитой Нептуна расположен пояс Койпера — средоточие ещё почти неизученных объектов. Самым крупным из них являются карликовая планета Плутон со спутником Хароном.

Фото поверхности Плутона, выполненное аппаратом New Horizons, 2015
Источник: wikipedia.org

Под действием гравитации планет орбиты астероидов могут меняться и пересекаться. Иногда это приводит к столкновению. Планеты притягивают метеорные тела — обломки небесных тел. Если атмосфера планеты плотная — они сгорают при падении, но самые крупные всё же достигают поверхности, образуя кратеры. Последний известный случай падения метеорита на Землю произошёл в Челябинской области в 2013 году.  

Кометы — малые небесные тела, движущиеся по вытянутым орбитам. Они состоят из замёрзших газов и космической пыли. По мере приближения к Солнцу частицы вещества нагреваются, образуя горящую голову и хвост кометы. Самая известная комета — Галлея — обращается вокруг Солнца за 76 лет. 

Постепенно кометы разрушаются, превращаясь в поток более мелких частиц — метеороидов. Из-за небольших размеров они легко притягиваются планетами, но сгорают в плотной атмосфере. Горящие метеоры выглядят с Земли как падающие звёзды. Поэтому метеорный поток в просторечии называют звездопадом. 

Движение объектов солнечной системы

Все объекты солнечной системы вращаются вокруг Солнца по эллиптическим орбитам. Наиболее близкую к Солнцу точку орбиты называют перигелием, а самую удалённую — афелием

Орбиты планет расположены приблизительно в одной плоскости, поэтому периодически на Земном небе можно наблюдать Парад планет — явление, при котором несколько небесных тел будто бы выстраиваются в одну линию на небольшом угловом расстоянии друг от друга.

Межпланетное пространство

Планеты вращаются не в абсолютной пустоте — пространство между ними заполнено малыми небесными телами, вращающимися по собственным орбитам, блуждающими кометами, потоками метеорных тел и космической пылью.

Кроме того, Солнце излучает мощнейший поток заряженных частиц, называемый «солнечным ветром». Он распространяется по системе с чудовищной скоростью — до 1 200 км/с. Именно солнечный ветер порождает магнитные бури, полярные сияния и радиационные пояса планет. 

Расположение Солнечной системы в Галактике

Положение Солнечной системы в Галактике

Солнце — одна из 200 миллиардов звёзд Млечного Пути, оно находится в одном из его спиральных рукавов — рукаве Ориона — на расстоянии 27 000 световых лет от центра Галактики. 

Как планеты вращаются вокруг Солнца, так и Солнце вращается вокруг центра Галактики. Солнечная система движется сквозь космическое пространство со скоростью в 250 км/с — это в сотни тысяч раз быстрее самого мощного сверхзвукового самолёта.  

Полный оборот вокруг центра Млечного Пути солнечная система совершает за 226 миллионов лет — эта величина называется галактическим годом

Изучение Солнечной системы

Долгое время человечество было убеждено, что все звёзды и планеты вращаются вокруг Земли. Система мира с неподвижной Землёй в центре была разработана греческим учёным Птолемеем во 2 веке до нашей эры и просуществовала более полутора тысяч лет. 

В 1453 году польский астроном Николай Коперник доказал, что Земля, как и другие планеты (на тот момент их было известно шесть), вращаются вокруг Солнца. Однако вплоть до XVII века церковь считала это учение ересью и боролась с его последователями. 

Одним из них был итальянский монах Джордано Бруно. В 1584 году он опубликовал исследование, в котором утверждал, что Вселенная бесконечна, а Солнце подобно остальным звёздам, просто находится гораздо ближе к Земле. Бруно был схвачен инквизицией и приговорён к сожжению на костре как еретик. 

Другим последователем Коперника стал итальянский учёный Галилео Галилей. Он создал первый телескоп, который позволил увидеть кратеры Луны, пятна на Солнце, открыть четыре спутника Юпитера и установить, что планеты вращаются вокруг своей оси. Чтобы не повторить судьбу Бруно, Галилей был вынужден отречься от своих идей.

В XVII веке немецкий астроном Иоганн Кеплер открыл законы движения планет — ему удалось установить связь между скоростью вращения планеты и её расстоянием от Солнца. Его идеи воспринял знаменитый английский физик Исаак Ньютон, создатель теории всемирного тяготения. 

В XVIII—XIX веках открытия в области оптики позволили создать более мощные телескопы, которые позволили учёным узнать больше о солнечной системе. Были открыты планеты Уран и Нептун. 

В 1951 году Советский Союз вывел на орбиту Земли первый искусственный спутник. С этого момента началась Космическая эра — эпоха практического изучения солнечной системы. 

В 1961 году Юрий Гагарин стал первым человеком, побывавшем в космосе, а в 1969 году космический корабль «Аполлон-11» доставил людей на Луну.  

В 1970-х годах Советский Союз и США запустили несколько десятков аппаратов для исследования Марса, Венеры и Меркурия, а запущенные в 1980-х аппараты «Вояджер-1» и «Вояджер-2» позволили получить данные о дальних планетах — Юпитере, Сатурне, Уране, Нептуне и их спутниках. Большую роль в изучении солнечной системы сыграл вывод на орбиту Земли космического телескопа «Хаббл» в 1990 году. 

В нынешнем десятилетии космические агентства разных стран планируют пилотируемый полёт на Марс. Экспедиция на другую планету станет величайшим событием в истории освоения солнечной системы. И всё же пока человечество находится в самом начале пути изучения космоса.

Планеты Солнечной системы – Плешаков 4 класс 1 часть. Учебник

  • Ответы к учебнику Плешакова, Крючковой. 4 класс 1 часть
  • Ответы к учебнику Плешакова, Крючковой. 4 класс 2 часть
  • ГДЗ к рабочей тетради Плешакова. 4 класс 1 часть
  • ГДЗ к рабочей тетради Плешакова. 4 класс 2 часть
  • Все ГДЗ

Вопросы в тексте параграфа

1. Рассмотри схему на с. 7 или изготовленную вами модель Солнечной системы.

С их помощью перечисли планеты:

а) в порядке увеличения их размеров:

  • Меркурий
  • Марс
  • Венера
  • Земля
  • Нептун
  • Уран
  • Сатурн
  • Юпитер

б) в порядке уменьшения их размеров

  • Юпитер
  • Сатурн
  • Уран
  • Нептун
  • Земля
  • Венера
  • Марс
  • Меркурий

2. Проанализируйте схемы на с. 13.

С их помощью попробуйте объяснить причины следующих природных явлений:

а) смена дня и ночи

На Земле происходит смена дня и ночи благодаря тому, что Земля вращается вокруг своей оси. 

Солнечные лучи могут осветить лишь половину земного шара. Другая же половина находится в это время в тени.

Если бы Земля не вращалась вокруг своей оси, то на одной стороне планеты всегда был бы день, а на другой — всегда была бы ночь.

Полный оборот вокруг своей оси Земля проходит за сутки — 24 часа. Из-за того, что вращение Земли происходит с запада на восток, нам кажется, что каждое утро рассвет начинается на восходе, а закат — на западе.

б) смена времён года

Смена времен года на Земле возможно благодаря двум причинам:

  • Земля вращается вокруг Солнца по орбите;
  • земная ось расположена наклонно по отношению к орбите;

Так как земная ось расположена наклонно, то одна часть территории Земли находится под прямыми солнечными лучами, а на другие части лучи падают наклонно (косые лучи). Чем острее угол падения солнечных лучей, тем хуже прогревается поверхность. И наоборот, под прямыми солнечными лучами Земля прогревается наилучшим образом.

Вращаясь вокруг Солнца по орбите, Земля подставляет под прямые солнечные лучи то Южное полушарие, то Северное полушарие. Именно поэтому, когда в Южном полушарии лето, то в Северном полушарии — зима, а когда в Южном полушарии зима, то в Северном — лето.

Практическая работа

1. Найди на глобусе:

Основные стороны горизонта -Мы знаем, что сторон горизонта всего четыре: север, юг, запад и восток. 

Если поставить на поверхности глобуса точку, то можно сказать, что:

  • север находится по направлению к Северному полюсу и надо двигаться вверх от этой точки по вертикальным линиям глобуса;
  • юг находится по направлению к Южному полюсу и надо двигаться вниз от этой точки по вертикальным линиям глобуса;
  • запад находится в левую сторону от этой точки и двигаться надо по горизонтальным линиям глобуса;
  • восток находится в правую сторону от этой точки и двигаться надо по горизонтальным линиям глобуса.

Северный полюс — находится вверху глобуса, в точке пересечения вертикальных линий.

Южный полюс — находится внизу глобуса, в точке пересечения вертикальных линий.

С помощью глобуса покажи, как вращается Земля вокруг своей оси — Земля вращается с запада на восток, то есть слева — направо.

2. Пусть какой-нибудь источник света, например лампа, изображает Солнце. Поставь напротив него глобус. Вращай глобус вокруг оси и наблюдай, как будут перемещаться свет и тень по его поверхности. Постарайся представить себе, как происходит смена дня и ночи на Земле.

Предлагаем посмотреть видео на эту тему от канала «Умные Пластилинки»

3. Используя тот же источник света и глобус, покажи, как обращается Земля вокруг Солнца. Объясни, почему происходит смена времён года.

Предлагаем посмотреть видео на эту тему от канала «Детский уголок»

Обсудим

Средняя температура на Меркурии составляет примерно + 67°, на Марсе — около -63°, на Юпитере средняя температура -108°, а на Сатурне она составляет -139°. Как вы это объясните?

Рассмотрим схему Солнечной системы:

  • планета Меркурий находится ближе всех к Солнцу, поэтому средняя температура там самая высокая — + 67°.
  • Марс — четвёртая по удалённости планета Солнечной системы. Она дальше от Солнца, чем Земля (третья планета) и средняя температура там ниже, чем на Земле — + 67°.
  • Юпитер — пятая планета от Солнца и средняя температура там ещё ниже —  -108°.
  • Сатурн — самая дальняя планета от Солнца из всех перечисленных, шестая. Она ещё дальше Юпитера и ещё холоднее его — -139°.

Проверь себя

1. Назови планеты по схеме на с. 14. Для самопроверки используй схему на с. 7.

2. Коротко расскажи о планетах Солнечной системы.

Меркурий — первая планета от Солнца. Самая маленькая планета Солнечной системы — диаметр Меркурия всего 4 880 км. Год на Меркурии длится 88 дней — именно за такое время эта планета делает полный оборот вокруг Солнца. Одни сутки на Меркурии длятся почти 2 меркурианских года — 176 земных суток! За этот долгий день температура на экваторе Меркурия меняется с + 427 ºС днём до  — 173 ºС ночью, а на полюсах Меркурия всегда -93 ºС. У Меркурия нет природных спутников, а по внешнему виду он очень напоминает нашу Луну.

Венера — вторая планета от Солнца. По массе и размерам Венера очень напоминает Землю. Год длится на этой планете 225 земных суток, а сутки -243 земных суток. То есть один день длится дольше, чем один год! Венера — самая жаркая планета Солнечной системы. Средняя температура на поверхности — + 462 ºС. Это всё потому, что планете укрывает толстый слой ядовитых облаков. Прорваться сквозь эти облака и рассмотреть поверхность Венеры пока ещё не удалось ни одному космическому зонду.

Земля — третья планета от Солнца. Единственная обитаемая планета Солнечной системы — наш дом. Почти три четверти поверхности планеты покрыты водой: океанами, морями, реками и озёрами. Поэтому часто Землю называют «голубой планетой». Диаметр Земли 12 740 км. Земной год составляет 365 суток, а сутки — 24 часа. А ещё у планеты есть один природный спутник — Луна.

Марс — четвёртая планета от Солнца. Это совсем небольшая планета, примерно в 6 с половиной раз меньше Земли. Поверхность Марса отличается красноватым оттенком, поэтому часто его называют «красной планетой». Год на Марсе длится 880 суток, а сутки всего на полчаса дольше земных. У Марса есть два природных спутника — Фобос и Деймос.

Юпитер — пятая планета от Солнца. Самая большая планета Солнечной системы. Диаметр Юпитера в 11 раз больше диаметра Земли, а масса — в 318 больше массы Земли. Год на Юпитере продолжается 12 земных лет, а одни сутки — меньше 10 земных часов. Это очень быстро для такого гиганта. Вокруг Юпитера вращается 79 природных спутников, самые крупные из которых Ио, Европа, Ганимед и Каллисто.

Сатурн — шестая планета от Солнца. Он тоже относится к гигантам. Главная отличительная особенность планеты — хорошо различимые в телескоп кольца, которые состоят из огромного числа кусков льда, движущихся вокруг Сатурна. Вообще это очень холодная планета, находящаяся очень далеко от Солнца. Год на Сатурне длится почти 30 земных лет, сутки же почти такие же, как и у Юпитера — примерно 10 земных часов. Что касается природных спутников, то их у Сатурна больше 80.

Уран — седьмая планета от Солнца. Эта планета практически полностью состоит изо льда. Даже облака на Уране ледяные, а средняя температура составляет -224 ºС. Кроме холода климат Урана удивителен своими ветрами. Скорость ветра на поверхности планеты может достигать 900 км/ч — именно на такой скорости летает большинство самолетов на Земле. Один год на этой планете длится 84 земных года, сутки — примерно 17 земных часов, количество природных спутников Урана — 27 штук.

Нептун — восьмая и последняя планета Солнечной системы. Она находится так далеко, что ученые сначала высчитали математически её существование, а только потом смогли увидеть Нептун в мощнейшие телескопы, зная где должна находится планета. Год на Нептуне продолжается долгих 164 земных года, а одни сутки — более 367 земных дней. Также как и Уран, Нептун является ледяным гигантом. Средняя температура на этой планете -220 ºС. Количество природных спутников Нептуна — 13 штук.

Предлагаем посмотреть видео на эту тему от канала «Умные Пластилинки»

3. Как движется Земля в космическом пространстве?

В космическом пространстве Земля вовсе не стоит на месте. Она постоянно движется, причём на огромной скорости и не только вокруг Солнца, но и вокруг своей оси.

Один оборот вокруг Солнца Земля совершает за 365 дней. Движется она по эллиптической орбите. Это значит, что  путь (орбита) Земли похож на огромный вытянутый круг, по которому Земля летит со скоростью 30 км/секунду.

В это же время Земля безостановочно вращается вокруг своей оси. Полный оборот она совершает за 24 часа — 1 сутки. На экваторе скорость вращения планеты вокруг своей оси примерно 1 675 км /с. 

4. Объясни, отчего происходит смена дня и ночи на Земле.

Смена дня и ночи происходит на Земле потому что планета вращается вокруг своей оси. Солнечные лучи падают на то полушарие Земли, которое обращено к Солнцу — там наступает день. Другое полушарие в это время остаётся в тени — там наступает ночь.

Постепенно, в процессе обращения Земли вокруг своей оси, каждый участок земной поверхности получает свою долю солнечных лучей и мы можем наблюдать утренний рассвет, день, вечерний закат солнца и ночь.

Правда на Земле существуют места в которых ночь и день длятся по полгода. Это полюса нашей планеты: Северный полюс и Южный полюс. Такое удивительное явление происходит потому, что ось Земли наклонена по отношению к орбите.

Летом солнечные лучи и днём и ночью освещают Северный полюс, там наступает полярный день. В это время Южного полюса не достигает ни один лучик солнца — там наступает полярная ночь. Зимой планета поворачивается в Солнцу другой стороной и на Северном полюсе наступает полярная ночь, а на Южном полюсе — полярный день.

5. Почему происходит смена времён года на нашей планете?

Смена времён года происходит на Земле потому, что планета вращается вокруг Солнца по вытянутой эллипсоидной орбите, при этом ось земли наклонена по отношению к орбите. 

Летом прямые солнечные лучи попадают на Северное полушарие Земли, поэтому погода там становится жарче и в Северном полушарии наступает лето. Южное полушарие в это время освещается косыми солнечными лучами, поэтому когда у нас лето, в Южном полушарии — зима.

Весной и осенью оба полушария прогреваются одинаково. Наступает смена сезонов: в Северном полушарии воздух остывает и идёт осень, а в Южно полушарии — прогревается и наступает весна. Зимой планета поворачивается к Солнцу Южным полушарием, так как в Северном полушарии наступает зима, а в Южном — лето.

Задания для домашней работы

1. Вылепи из пластилина модели 2—3 планет (по своему выбору). Покажи при этом, что планеты имеют шарообразную форму, но разные размеры.

2. Вместе со взрослыми понаблюдай на вечернем небе Луну: невооружённым глазом, в бинокль или школьный телескоп. Сравни результаты наблюдений, сделанных разными способами.

Когда мы смотрим на Луну невооруженным взглядом, мы можем увидеть только светлые тёмные пятна на этом космическом теле. В хорошую погоду и в те дни, когда Луна максимально приближается к Земле, можно рассмотреть более точные их очертания, но не более того.

Когда мы смотрим на Луну в бинокль с хорошим увеличением, мы можем увидеть так называемые лунные моря, которые покрывают поверхность спутника Земли.

На самом деле это конечно не моря, а кратеры (углубления), которые появились в результате падения астероидов.

Хорошо рассмотреть кратеры, коры и другие элементы поверхности Луны можно в телескоп. Чем мощнее телескоп, тем более детально можно рассмотреть это космическое тело.

3. Если есть возможность, побывай в планетарии. Здесь можно увидеть движение планет Солнечной системы, познакомиться с разнообразием планет и их спутников. Приготовься рассказать на уроке о своих впечатлениях.

Как мы с мамой и папой ездили в Московский планетарий

Недавно мы с мамой и папой решили посетить планетарий. Мама заранее купила билеты на программу «Путешествие по звёздной системе» и в один из выходных дней мы отправились на Садово-Кудринскую улицу, дом 5, строение 1.

Здание планетария оказалось очень необычным, как будто бы его составили из куполов и башенок. Оказалось, что каждая башенка имеет своё назначения. Так, в круглом открывающемся куполе находится телескоп а под самым большим куполом находится 4D кинозал.

Внутри планетария всё ещё интереснее. В большом холле при входе можно посмотреть на различные астрономические приборы и инструменты. Здесь же рядом расположен музей Урании, посвящённый истории самого планетария и вообще истории развития методов познания Вселенной.

Огромное помещение Лунариума расположилось сразу на двух уровнях: в левой части первого этажа и на нулевом уровне. Там можно посмотреть и даже поучаствовать в самых разнообразных экспериментах по физике, астрономии и освоению космоса.

А на втором этаже Московского планетария мы побывали в Большой и Малой обсерваториях. Там я впервые увидел вживую огромные телескопы и даже смог посмотреть в один из них. Мы с родителями узнали какие виды телескопов существуют и какие удивительные фотографии удаётся делать астрономам при помощи этого мощного оборудования.

Там же, на нулевом уровне открыт Малый звёздный зал. Лёжа в удобных креслах посетители зала могут посмотреть на огромном сферическом экране трёхмерные фильмы о Вселенной, о движении космических тел, о галактиках и звёздных системах. Большой же звёздный зал расположен на 3 этаже планетария и там установлен самый совершенный проектор звёздного неба. Он показывает более 9 000  мерцающих звёзд и передаёт точную картину звёздного неба.

Именно в Большом звёздном зале планетария мы с родителями увидели программу «Путешествие по Солнечной системе». Целых 30 минут мы чувствовали себя настоящими космическими путешественниками: побывали над поверхностью раскалённого Солнца, увидели снежинки вокруг Сатурна, действующие вулканы спутника Ио и добрались до самых окраин Солнечной системы.

Это было незабываемое зрелище! Мне очень понравилось и я попросил родителей купить нам билеты и на другие программы. Я уверен, что теперь буду частым гостем Московского планетария. 

4. Постарайся найти в дополнительной литературе, Интернете информацию о новых научных исследованиях планет Солнечной системы. Подготовь сообщение.

Тема сообщения: Кометы — поставщики воды на планеты?

План сообщения:

  1. Обнаружение воды на Юпитере
  2. Почему вода на Юпитере стала сюрпризом
  3. Кто раскрыл тайну
  4. Доказательство гипотезы
  5. Откуда появилась вода на Земле?

Кометы — поставщики воды на планеты?

Несколько лет назад при изучении большого красного пятна Юпитера ученые обнаружили, что в верхних слоях атмосферы этого газового гиганта присутствует вода.

Это удивительное открытие стало настоящей головоломкой для астрономов — откуда на Юпитере появилась вода.

Дело в том, что Юпитер — это огромный шар холодного газа, в основном водорода. Температура на поверхности планеты не превышает -100ºС, а огромная сила тяжести буквально сжимает газ водород в проводящую электричество металлическую жидкость. Так что ученые совершенно не ожидали обнаружить появление собственных запасов воды на самой большой планете Солнечной системы.

Решить загадку удалось Космической обсерватории Herschel Европейского космического агентства (ЕКА). Оказалось, что воду на Юпитер принесла комета Шумейкеров-Леви 9, которая столкнулась с планетой в июле 1994 года. Во время столкновения комета распалась на 21 фрагмент. Все эти фрагменты упали в Южном полушарии Юпитера и оставили заметные из земных телескопов тёмные следы.

В течении 15 лет астрономы — планетологи изучали последствия столкновения планеты и кометы. Особенное внимание они обратили на то, что в атмосфере Юпитера появилась вода и распространена она по планете была крайне неравномерно. Точнее места появления воды оказались там же, где упали осколки кометы. После тщательного анализа и опровержения других гипотез ученые пришли к выводу, что 95% воды на Юпитер принесла комета Шумейкеров-Леви 9.

Сейчас астрономы проверяют эту теорию применительно к нашей Земле. Выяснилось, что состав кометы Hartley 2, периодически сближающейся с Землёй, очень похож на состав земных океанов. Так что может быть именно эта комета миллиарды лет назад и принесла живительную влагу на нашу планету.

Источник (источники) информации: Интернет 

  • Ответы к учебнику Плешакова, Крючковой. 4 класс 1 часть
  • Ответы к учебнику Плешакова, Крючковой. 4 класс 2 часть
  • ГДЗ к рабочей тетради Плешакова. 4 класс 1 часть
  • ГДЗ к рабочей тетради Плешакова. 4 класс 2 часть
  • Все ГДЗ

Научный эксперимент с солнечными часами | Clearway Community Solar

Научный центр: Домашние эксперименты для детей

17 августа 2018 г.

Дом / Научный центр: Домашние эксперименты для детей / Эксперимент с солнечными часами

Примечание для родителей: этот эксперимент предназначен для возрастов 8 и выше . Проекту может потребоваться помощь взрослых при работе с некоторыми объектами (клеевой пистолет и правильное слежение за солнцем). Эксперимент может быть завершен детьми в возрасте 4 лет, но на всех этапах потребуется поддержка.

Важное примечание: потребуется целый день, чтобы отследить положение солнца на небе, чтобы создать часовые отметки на солнечных часах. Имея это в виду, может быть лучше создать солнечные часы в один день и отслеживать солнце в другой.

Обзор эксперимента:

Вы когда-нибудь играли на улице ясным летним днем ​​и наблюдали, как положение солнца меняется с течением времени? Например, когда вы играли на улице в 10 часов утра, солнце было в одном месте, а когда вы снова смотрели на 1 час дня, казалось, что солнце перемещается по небу в другое место. Следя за солнцем в течение дня, вы можете подумать, что оно путешествует по небу по определенному пути; на самом деле это не так. Наша Земля — это предмет, который движется или вращается по определенному пути! Солнце не движется, мы ! Земля вращается вокруг своей оси, что создает «солнечный день». солнечных суток — это время, за которое Земля совершает один оборот вокруг своей оси относительно Солнца. Из-за этого вращения кажется, что солнце движется по небу в зависимости от времени суток.

Древние египетские астрономы заметили то же самое в отношении солнца и создали устройство, которое могло отслеживать «движение» солнца, чтобы точно определять время. Имя этому устройству — солнечные часы. Солнечные часы — это прибор, который показывает время по положению солнца. Основные части солнечных часов довольно просты и состоят из:

  1. циферблат/циферблат
  2. гномон, который является элементом солнечных часов, отбрасывающим тень

Когда земля вращается и кажется, что солнце движется по небу, тень, создаваемая гномоном, указывает время дня. В этом эксперименте мы собираемся создать собственные солнечные часы и отслеживать вращение Земли относительно Солнца. Давайте начнем!

Экспериментальные материалы:

  • Кусок картона среднего размера или плотная бумага
  • Пластилин для лепки
  • Карандаш
  • Пистолет для горячего клея
  • Линейка
  • Маркер/ручка
  • Часы (для показа времени)
  • Открытое пространство с полным солнцем (подъездная дорога, парковка, детская площадка или двор)

Эксперимент Процесс:

Выводы:

 

Как вы можете видеть на картинке выше, я смог создать свои солнечные часы с 8 утра до 4 вечера. Причина, по которой я не записывал часы до и после этого времени, заключалась в том, что у меня не было доступа к солнцу из-за покрытия деревьями. Когда солнечные часы создавались, я заметил несколько наблюдений.

  • Тень, создаваемая солнечными часами, уменьшалась по мере приближения времени к 12 (полдень). С течением дня тени начали увеличиваться в размерах по мере приближения вечерних часов. Наука, стоящая за этим наблюдением, заключается в следующем: тени стали меньше в 12 часов дня (полдень), потому что солнце находится прямо над солнечными часами; это означает, что будет создана/отброшена только небольшая тень или не будет тени. Поскольку Земля продолжает вращаться, а солнце кажется ниже в небе по направлению к горизонту (вечер), длина теней увеличивается из-за положения солнца.
  • Расстояние между каждым часом времени на солнечных часах было относительно одинакового размера у основания возле гномона. Когда солнечные часы были закончены, казалось, что солнечные часы были разделены на относительно равные части, выходящие из гномона.

Это наблюдение имеет смысл, поскольку каждый час был отмечен на основе 60 минут прошедшего времени.

Например:

  • С 9 утра до 10 утра прошло ровно 60 минут.
  • С 10:00 до 11:00 также 60 минут прошедшего времени.
  • Важно также отметить, что мои солнечные часы были созданы во время «летнего времени». Это практика смещения солнечного времени на один час и перевода часов вперед в летние месяцы, чтобы вечерний свет длился дольше. Обычно, если в регионе практикуется переход на летнее время, часы переводятся на 1 час вперед ближе к весне и переводятся назад ближе к осени. Этот эксперимент был проведен в июле и в «летнее время». Если бы я использовал эти солнечные часы в «стандартное время» (обычные часы), мне пришлось бы скорректировать время на 1 час. 10-часовое чтение выпадет на 9-е.я читаю (на 1 час раньше, чем исходные солнечные часы)

Теперь, когда солнечные часы созданы и намечены основные моменты обучения, я надеюсь, что вы лучше понимаете вращение Земли относительно Солнца. Теперь, когда вы выйдете на улицу, чтобы насладиться солнечными лучами в ясный день, вы будете знать, что движется земля, а не солнце!

Дополнение:

Варианты эксперимента

Родители, не стесняйтесь попробовать следующие варианты эксперимента:

  • Используйте тело ребенка как гномон для солнечных часов. Проследите тень их тела, чтобы создать маркировку для солнечных часов на подъездной дорожке или большом открытом бетонном пространстве.
  • Измените предмет, используемый в качестве гномона, для создания различных теней. (трубка от бумажного полотенца, небольшой кусочек дерева, небольшой гвоздь, кусок проволоки)

Учебные/дополнительные вопросы

  • Каковы основные части солнечных часов и как они работают?
  • Что такое «летнее время» и как оно влияет на солнечные часы?
  • Что, если бы вы заменили материалы для солнечных часов? Повлияют ли материалы на результаты солнечных часов и слежения за солнцем?
  • Может ли плоская пластина/циферблат солнечных часов быть изогнутой? Изменит ли изогнутая пластина точность солнечных часов?
  • Насколько точны солнечные часы? Что может помочь сделать солнечные часы более точными?
  • Как вы думаете, есть проблемы с солнечными часами? Есть ли какие-либо недостатки в использовании этого предмета в качестве надежного инструмента для измерения времени?

Дополнительные ресурсы

Построить масштабную модель Солнечной системы — Hatching Curiosity

 

Существует так много доступных моделей Солнечной системы. Некоторые маленькие и показывают основные цвета и отметины планеты. Некоторые из них намного больше, и вы можете нарисовать их самостоятельно. Все они, как правило, показывают порядок, а некоторые даже пытаются показать разницу в размерах между планетами (но редко показывают солнце в сравнении, потому что оно настолько велико, что затмит даже самые большие планеты и сделает меньшие почти невидимыми). Таким образом, дети уходят с представлением о том, как выглядят планеты и что Юпитер намного больше Земли, но трудно уловить разницу в размерах между Землей и Солнцем и еще труднее понять, насколько велика наша Солнечная система.

В нашем новом загородном доме места хватает, поэтому, когда мой сын увлекся Солнечной системой, я подумал. «Почему бы и нет! Давайте попробуем построить модель Солнечной системы в масштабе». Поскольку я никогда не видел ее сам, я поискал ее в Интернете и нашел видео парней, которые показали полные орбиты в десерте. Очень круто. Но это немного больше, чем я хотел, поэтому вместо этого я решил посмотреть, что я могу сделать с 36-дюймовым воздушным шаром для Солнца и просто продемонстрировать, насколько далеко каждая орбита будет от Солнца. 0005

Вам потребуется:

Веревка

Баночка с глиной для лепки

Два 3-дюймовых пенопластовых шарика

Крашеные краски/кисти

5 дюбелей (разрежьте пополам, чтобы получилось 10 палочек)

Сантиметровая лента

Long Country Дорога

 

Дополнительно:

Крючок с одним ушком

Желтый шар 36 дюймов

Карты Солнечной системы

 

Поиск калькулятора в Эксплораториуме был HU благословение ГЭ. После того, как я подключил свой воздушный шар диаметром 36 дюймов, я получил диаметры остальных планет. Затем я умножил диаметр на Пи (3,14), чтобы получить длину окружности. (Расскажите это всем детям, которые думают, что никогда не будут использовать геометрию. после школы!)

Как только я получил длину окружности каждой из планет, я отмерил отрезком веревки правильную длину окружности каждой из планет. Теперь некоторые из этих строк были очень маленькими, и мне пришлось тренировать все свои навыки мелкой моторики, чтобы сделать эту работу, но мы справились.

После того, как я обрезал все струны, я достал глину для лепки и начал катать шарики, которые выглядели примерно подходящего размера, измерял и подгонял их до тех пор, пока у меня не получился шарик, где струна подходила точно по середине. Для больших планет я использовал 3-дюймовый шар из пенопласта и построил его оттуда.

 

Через несколько дней после того, как я дал им высохнуть, я заметил, что шарики, покрытые пенополистиролом, потрескались. (глина села по мере высыхания) Я не слишком знаком с глиной, поэтому у меня нет советов, как этого избежать, если только вы не соберете все это из глины, которая будет довольно тяжелой и займет очень много времени. сухой. Так что в качестве альтернативы вы можете нарисовать 3-дюймовый пенопластовый шар непосредственно для Сатурна и до 4-дюймового для Юпитера (поскольку у них нет 3,5-дюймового) или просто работать с трещинами, как мы!

 

Затем я попросил свою 9-летнюю племянницу и 11-летнего племянника раскрасить шары, ссылаясь на несколько книг и интерпретаций художников. Мы даем им высохнуть в течение ночи, прежде чем мой муж прикрепит их к половине стержня для дюбеля, либо приклеив их сверху, либо просверлив коническое отверстие внизу и установив его непосредственно на дюбель.

 

В день нашей модели мы пригласили друзей и отправились измерять расстояния и монтировать планеты, но когда я пошел надувать наш воздушный шар… его нигде не было! Сейчас я смеюсь, но это было полное разочарование. Вместо этого мы нарисовали круг диаметром 36 дюймов на дороге. Если бы у нас был воздушный шар, мы бы привязали его к стержню дюбеля с помощью крюка с проушиной, ввинченного в верхнюю часть вручную.

 

Мой муж использовал рулетку для первых нескольких планет и одометр своего грузовика, чтобы измерить расстояния до больших планет. Всего мы израсходовали 1,83 мили проселочной дороги, чтобы отметить их все. (Если бы дороги было больше, а Плутон по-прежнему считался планетой, это было бы 2,41 мили.) Я раздал детям два набора карточек с планетами и ламинированные карточки из трех частей для младших детей, чтобы они держали их, когда мы доберемся до планеты(ей) в своих руках. Дети были в восторге от того, насколько мала земля и как далеко им нужно идти. После Юпитера мы запрыгнули в кузов грузовика моего мужа и поехали со скоростью около 20 миль в час. Чем дальше мы шли, тем больше дети смеялись от удивления. Это именно то, что «Ах-ха!» Я люблю смотреть, как гаснут лампочки и загорается воображение.

Вот видео с остановкой прогулки/прогулки, чтобы показать каждую планету, чтобы вы могли получить представление о том, какими были расстояния:

 

все равно буду строить модель. Когда мои дети станут старше, я попрошу их нарисовать планеты, а затем измерить струны и расстояния, пока мы делаем это снова, в зависимости от того, на каком этапе обучения они находятся. Я думаю, что в следующий раз я тоже сделаю день побольше, позаимствовав научные наборы из нашего местного музея и устроив «танец планет», где каждый ребенок может БЫТЬ планетой и вращаться по кругу / ходить вокруг «солнца». на разных скоростях, чтобы узнать больше об орбитах. У нас была эта милая закуска после похода, от которой дети получили удовольствие, так что мы сделаем это снова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *