Ручной ткацкий станок: Ткацкий станок – Купить на Ярмарке Мастеров

ТКАЦКИЙ СТАНОК (КРОСНА), XX В. » Музей города Железногорска

#Музей_Железногорска#железногорск#культураКрасноярья
#культураатомныхтерриторий#затомузей#историяодногопредмета#музей

Ручной горизонтальный ткацкий стан – часто встречающийся атрибут крестьянской избы XIX-XX века – появился в фондах МВЦ в 1990-е годы, после очередной экспедиции железногорских музейщиков по деревням и селам Сухобузимского района Красноярья. Кросна – один из самых интересных предметов этнографии в постоянно действующей экспозиции «Сибирская изба».

Своё имя устройство получило по названию нитяной основы, натянутой на ткацкий стан. Кросном называли не только нить, но и готовые холсты. К станку же стали применять название во множественном числе – кросна или кросны. 

Ткацкий станок на Руси был практически в каждом крестьянском хозяйстве. Уметь ткать должны были все женщины и девушки, ведь деревенский текстиль создавался исключительно ручным способом. На станке изготавливали толстое сукно, грубую мешковину и нарядную пестрядь, узорные прошивы и тонкий браный холст. Затем из домотканого полотна шили нижнее и постельное белье, скатерти и полотенца, нарядную и повседневную одежду – рубахи, штаны, кофты, юбки.

Станки для ручного ткачества изготавливались кустарным способом по чертежам или по образу и подобию других кросен. Основу станка составляют две параллельно расположенные деревянные рамы (станины). К ним крепятся два навоя, набилки (набелки) с бёрдом и ниченки с подножками.

Навои – это деревянные валы с цилиндрическим утолщением на одном конце, которые служат для натягивания нитей основы будущей ткани. Пряжный навой соединяет станины в их передней части. А полотняный располагается в задней части станин. Одним концом основа закрепляется на пряжном навое и наматывается (навивается) на него во всю свою длину. Другим концом закрепляется на полотняном навое, на который по мере изготовления наматывается готовая ткань.

Бёрдо – приспособление в виде частого гребня – используется для прибивания нитей утка и состоит из тонких тростей, в которые пропускают нити основы при заправке стана.

Бёрдо вкладывают в набелки – деревянную раму и подвешивают на планку, соединяющую станины в их верхней части.

Работали на кроснах следующим образом. Ткачиха садилась на скамеечку перед навоем, нажимала на подножку, соединённый с этой подножкой нит шёл вниз, увлекая за собой один из двух рядов нитей основы. В образовавшийся зев продевался челнок с уточной нитью. Затем нажималась вторая подножка, происходило движение второго нита, в результате которого происходило чередование нитей основы: верхние нити опускались вниз, нижние поднимались наверх. В образовавшийся зев пропускали челнок, а затем нити утка прибивались бердом. При работе на двух ремизках получалась ткань простого полотняного переплетения. Однако стан мог иметь и большее количество ремизок. В этом случае получались узорные ткани. К ткацкому станку полагались различные дополнительные приспособления: дощечки, бральницы, куколки и др. Их использование давало новые варианты плетения тканей.

Прежде чем сесть за стан, ткачихе надо было помолиться образу Божьей Матери или святой Параскевы Пятницы. Эти два образа вместе с языческой богиней Мокошью сливались в представлениях русских крестьянок в единый образ покровительницы прядения и ткачества. Работа женщин на ткацком стане осмыслялась как некое таинство, своеобразное творение мира. Это нашло свое отражение в обрядах, проводившихся женщинами в случаях стихийных бедствий: нарушенный порядок можно было восстановить, по мнению крестьян, только в том случае, если за один день всеми женщинами деревни изготовить новину – тонкий холст. При этом необходимо было начинать с самого начала: намять лен, натрепать его, спрясть нитки и соткать. Новина, называвшаяся обыденной, сданная в храм, должна была способствовать, по поверью, уничтожению старого, больного миропорядка и восстановлению молодого, здорового.

Интересно, что в русских деревнях, включая и Сухобузимский район Красноярского края, кросна были в ходу вплоть до 1960-х годов. Фабричной мануфактуры в глубинке практически не было, да и по карману она была далеко не всем. И даже когда необходимость ткать холсты отпала, яркие и пестрые деревенские половички продолжали пользоваться спросом – как в деревне, так и среди городских жителей.

#Музей_Железногорска#железногорск #культураКрасноярья
#культураатомныхтерриторий#затомузей#историяодногопредмета#музей

1. Ткацкий станок (кросна), XX в., из экспозиции «Сибирская изба» Музейно-выставочного центра ЗАТО Железногорск

2. Фрагмент кустарного ткацкого стана с полуготовым половиком из экспозиции «Сибирская изба» Музейно-выставочного центра ЗАТО Железногорск

3. Фрагмент конструкции кустарного ткацкого стана из экспозиции «Сибирская изба» Музейно-выставочного центра ЗАТО Железногорск

4. Ткацкий станок (кросна), XX в., из экспозиции «Сибирская изба» Музейно-выставочного центра ЗАТО Железногорск

5. Фрагмент экспозиции «Сибирская изба» Музейно-выставочного центра ЗАТО Железногорск

Ручной ткацкий станок. История техники и изобретений

Ткачество изменило жизнь и облик человека — вместо звериных шкур люди стали носить одежды из тканей. Благодаря ткачеству появились мешки, ковры, занавеси, постельное и столовое бельё, обивочные ткани, паруса, под которыми люди пересекали моря и океаны. Изготовление тканей — трудоёмкий процесс, и для облегчения монотонного труда люди изобрели ткацкий станок.

Пенелопа у ткацкого станка. Фрагмент росписи вазы. Греция. 440 г. до н. э.

От корзины к полотну

Рассмотрите ткань — отдельные нити там переплетаются, как прутья в корзине. Плетение намного древнее ткачества. Люди ещё шили одежду из шкур, но уже плели из гибких прутьев корзины, из лыка (мягкой части коры) — кузовки, из стеблей растений — циновки. Технологию плетения использовали и при изготовлении тканей, она стала основой ткачества.

Плетение: 1. Из прутьев (корзина) 2. Из лыка (кузовок) 3. Из стеблей (циновка) 4. Плетёная основа ткани

От волокна к нити

Грубые прутья или стебли не годились для изготовления тканей, нужны были тонкие, ровные и прочные нити. С древности люди получали волокно из стеблей льна, крапивы, конопли, из ворсистого опушения семян хлопчатника, из шерсти животных.

Волокно превращали в нить прядением. Ком волокна укрепляли на прялке — палке с рогаткой. Из кома вытягивали пучок волокон и присоединяли к веретену — палочке с насаженным на неё пряслицем (грузиком с дырочкой). Веретено закручивали и отпускали. Повиснув в воздухе, оно быстро вращалось, скручивая волокно в нить. Вращение поддерживалось за счёт тяжести пряслица, и из волокна вытягивалась скрученная нить. Готовую нить — пряжу — наматывали на веретено.

Прядение

Ниточки на палочках

Нити не прутики, они легко запутываются, и плетение из них требует особого устройства — станка. Примитивный ручной ткацкий станок — перекладина на подпорках чуть выше человеческого роста. К перекладине привязывались свисающие нити с подвесками (грузиками) на концах — это была основа полотна. Через нити основы пропускали горизонтальную нить — уток, веретено с пряжей. Уток оставлял чётные нити основы сверху, а нечётные — снизу, и наоборот. Вертикальные нити переплетались с горизонтальной.

Ткачество на вертикальном ткацком станке без ремезов

Ремез в помощь

Мастер выполнял сотни движений, поочерёдно пропуская уток то над нитью, то под нитью. Вскоре придумали, как вдвое сократить объём работы: концы чётных нитей привязали к горизонтальной палочке — ремезу. Поднимая ремез с половиной нитей основы, мастер прокидывал под ним уток, проходя разом под всеми чётными нитями и над всеми нечётными — ряд был выткан. Но нечётные нити поднять другим ремезом нельзя — они наталкивались на первый ремез. Обратный ряд ткали по-старому.

Проблему решили, превратив первый ремез в делительную палочку, которой поднимали чётные нити, чтобы прокинуть под ними уток. Нечётные нити привязали ко второму ремезу ниточками — ремезками. Ремезки проходили между чётными нитями и при поднятии второго ремеза вытягивали нечётные нити вперёд, позволяя и под ними прокинуть уток. Так попеременно вверху оказывались то чётные, то нечётные нити основы, и уток свободно прокидывался в обе стороны. Работа упростилась в сотни раз.

Схема использования ремеза и делительной палочки при ткачестве на вертикальном ткацком станке

Из чего прясть

Потребности в материале для прядения и ткачества привели к развитию растениеводства: кроме съедобных растений стали выращивать прядильные —

лён, хлопок, коноплю. В животноводстве тоже появилась новая отрасль: ради прядильной шерсти стали разводить овец. В Азии также пряли из шерсти верблюдов и горных коз, индейцы использовали шерсть лам.

В Китае ещё в III тыс. до н.э. материалом для прядения стали волокна, окутывающие куколки гусениц бабочек тутового шелкопряда. Из них получалась очень прочная, тонкая, гладкая и блестящая нить — шёлк. Шёлковые ткани по торговым путям пришли из Китая на Запад и покорили европейцев. Кроме красоты и долговечности шёлк обладал ещё одним ценным качеством — блохи и клопы избегают шёлковых тканей, а при трудностях с гигиеной в Древнем мире это было очень важно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *