Ручное ткачество | Живая нить традиций. Владимирская область
Ручное ткачество – один из самых древних и распространённых ремёсел практически на всех российских территориях, в том числе, и на Владимирской земле. Ручное ткачество – производство ткани с помощью различных устройств, в том числе простых станков, на которых закреплены нити основы, но сам процесс создания ткани осуществляется ткачами вручную, несмотря даже на некоторые удобства ткацкого стана для работников. До конца XIX-начала XX веков домашнее ткачество сохранялось в русской деревне. «Какова нить, такова и жизнь» – говорили в народе, подчёркивая исключительное значение ткачества в жизни крестьянской семьи. В крестьянских хозяйствах производили половики, покрывала, скатерти, полотенца, занавески, простые ткани для одежды, пояса и пр. Практически в каждом деревенском доме стоял ручной ткацкий станок. Для тканья поясов и тесьмы применяли простейшие инструменты – бёрдышки и дощечки.
Ткачество в большинстве крестьянских семей на Руси считалось обязательным женским занятием, которому девочку обучали с детства. Прозвище «не ткачиха» считалось обидным, ведь каждая девушка должна была приготовить себе приданое – все многообразие домотканых элементов быта и одежды. Женщины достигали высокого уровня ткацкого мастерства, которое бережно сохранялось и передавалось из поколения в поколение.
Ткачество имело приоритетное значение среди кустарных промыслов Владимирской губернии вплоть до первой четверти XX в. Преобладали такие его виды, как выделка нанки, миткаля, льняных и шерстяных тканей. В западных уездах губернии кустари осваивали ручную выделку шёлковых тканей, плиса.
Использовались различные технологии ручного ткачества. Во Владимирской губернии был широко распространен простейший вид ткачества на дощечках, который появился исторически задолго до ткацкого станка. Таким образом ткались, например, пояса – декоративные и обрядовые – без которых был немыслим русский народный костюм. Дощечки – это приспособления для ручного ткачества в виде пластинок из различных материалов (глины, металла, кости, дерева) с отверстиями по краям. В отверстия дощечек в определённой последовательности и положении пропускались нити основы. Один конец основы привязывался к неподвижному предмету, другой – к поясу ткачихи. При повороте дощечек на одну четверть в направлении «от» или «к» мастерице менялся зев, в который каждый раз прокладывалась уточная нить. Для тканья применялось обычно чётное количество дощечек, при этом от количества дощечек зависела ширина пояса (чем больше дощечек, тем шире пояс). Количество дощечек могло доходить до 8-12 штук. Сотканные таким образом пояса имели двусторонний рисунок. В этнографических поясах основой чаще всего служила шерстяная пряжа, утком – льняная нить.
Практически повсеместно во второй половине XVIII в. во Владимирской губернии крестьянки создавали необходимые в быту сотканные на ручных станках половики. Объектом нематериального культурного наследия сегодня признана самобытная техника многоуточного тканья половиков, которая бытовала в Камешковском уезде Владимирской губернии. В многоуточном ткачестве использовались несколько утков и, соответственно, разные нити утка в ткани. С помощью этой технологии создавались, чаще всего, половички, коврики и пр. Этот вид ручного ткачества называют ещё способом тканья вертикальными полосами, при котором создаются более определённые по форме и яркие по цвету изделия. Техника многоуточного тканья позволяла выполнить на половиках любые линии – прямую, кривую, круг, овал и др. Камешковские крестьянки предпочитали украшать половики ромбами, причём даже двойными и тройными.
Образец камешковского половика,
выполненного в технике
многоуточного тканья
Для основы брались хлопчатобумажные белые нити, по 5 нитей скрученных веретеном в одну пасму (клубок ниток для основы). Для утка использовалась нарезная ткань контрастного цвета, которая сматывалась в небольшие клубки. Один конец каждого утка закреплялся в основе, а второй оставался свободным, находясь поверх её. Уточные нити всегда прокладывались в одном направлении – слева-направо.
Во многих территориях Владимирской губернии к XIX в. получило развитие узорное ткачество на ткацком станке, когда создавались изделия, украшенные геометрическим орнаментом путём переплетения белых и цветных нитей. Тканые узорные полотенца, скатерти и другие предметы часто были связаны с различными обрядами и праздниками, а узоры на них являлись древними символами-оберегами.
Узорное ткачество называется браным (от слова «брать»), когда нити основы ткани, в соответствии с расчётом узора, «пробираются», то есть поднимаются или опускаются с помощью заострённой дощечки-бральницы или иглы-бральницы, а дополнительный узорный уток проводится от кромки до кромки ткани. Те нити, которые остаются над дощечкой, в узоре остаются белыми, а те нити, которые остались внизу бральницы, будут затканы уточными нитями другого, обычно красного, цвета. Техника браного ткачества была очень трудоёмка и требовала от мастерицы большого внимания, терпения и усидчивости, но зато позволяла выполнять самые сложные по замыслу узоры.
Объектом нематериального культурного наследия признан феномен одностороннего двухуточного браного ткачества восточной части Владимирской губернии. Этот вид ткачества (разновидность традиционного узорного ткачества) бытовал с 1860-1870-е годов до 1920-х годов во многих деревнях Вязниковского, Гороховецкого, Муромского уездов, в приклязьменской полосе. Он проник и закрепился в крестьянских хозяйствах под влиянием фабричных технологий в регионах с интенсивно развивающейся во второй половине XIX в. текстильной промышленностью, в частности, на востоке Владимирской губернии.
Образец узора полотенца,
выполненного в технике двухуточного
браного ткачества
Данная поздняя разновидность узорного ткачества отличается тем, что выпуклый браный узор, образованный вторым – узорным – утком, в качестве которого на востоке Владимирской губернии использовали преимущественно белые хлопчатобумажные нити в несколько сложений, располагался только на лицевой стороне тканого изделия. Изнанка изделия имела совершенно иную структуру, чем изнанка при традиционном двухуточном браном ткачестве. Это достигалось тем, что в «односторонней» технологии узор выбирался при раскрытом ткацком зеве (нажатой подножке ткацкого стана) на половине нитей основы, например, чётных нитях, приведённых в верхнее положение (на верхнем цепу), в отличие от традиционной технологии, при которой узор выбирался по всем нитям основы создаваемой ткани.
Многие изделия (прежде всего, полотенца), сотканные в технологии двухуточного браного ткачества, имели достаточно жёсткие декорированные концы, что делало их более выигрышными в качестве обрядово-праздничных, например, свадебных атрибутов. Они имели сложные узоры (в виде человеческих фигур, геометризированных деревьев, ромбов), выполненные белым утком на разбелённо-розовом фоне (за счёт применения тонкого красного нелиняющего хлопчатобумажного рабочего утка). Это придавало изысканность и праздничность изделиям ткачих Владимирской губернии.
Несмотря на то, что в сельский обиход всё шире входили ткани фабричного изготовления, вытеснявшие ручные изделия, домашнее ткачество бытовало в крестьянской среде Владимирской губернии вплоть до середины XX в. Владимирский Областной центр и районные дома народного творчества на протяжении многих лет ведут работу по возрождению и сохранению традиций местных технологий тканья половиков, ручного узорного ткачества и пр. Современные мастера-ткачи из Вязниковского, Гороховецкого, Гусь-Хрустального, Камешковского, Меленковского, Муромского и других районов, используя вековой опыт своих предков, сегодня создают красивые, подлинно народные изделия, которые высоко ценятся не только у жителей нашего края, но и у многочисленных гостей и туристов, и активно используются для украшения современных интерьеров.
Автор: В. Королькова
Ручное ткачество: бесконечное множество идей для применения
Ирина Семенова (mucik)
Сегодня хочу поразмышлять о применении изделий из ручного тканного полотна в современной жизни.
В этой публикации я рассмотрю ткачество с использованием текстильных материалов, бисерное ткачество рассмотрим как-нибудь в другой раз.
Ткачество ручное — процесс получения ткани на ткацком станке или с применением более простых приспособлений (бердо, сволочок, дощечки) путем переплетения двух систем нитей, расположенных взаимноперпендикулярно.
Это одно из древнейших человеческих ремёсел возникло в позднем неолите в результате эволюции плетения. Повсеместно для ткачества использовались разного рода ручные приспособления (дощечки, бёрдышки). Ткачество очень тяжелый процесс, требующий затраты большого количества сил и времени. Традиционное сырьё: шерсть, лён, хлопок и шёлк. До 19-20 веков являлось одним из самых распространенных домашних занятий.
В интернете много предложений ручного ткачества, в основном это домотканные коврики, пояса в русском стиле, шарфы и палантины.
В ткачестве используют все виды ниток и пряжи. В одном проекте может вмешиваться обычная пряжа, арт-пряжа, текстильная пряжа, мулине, шелковые нити, волокна вискозы и локоны шерсти и ровница.
Традиционно из домотканного полотна делают одежду. Вещи получаются очень фактурными и интересными. Эта одежда подойдет не каждому, она сильно отличается от магазинной ткани как на ощупь, так и по крою.
Чаще всего мастерицы не режут домотканное полотно, а ткут детали сразу по выкройке, поэтому крой у таких вещей свободный.
Одежда из домотканного полотна отлично смотрится на дамах в возрасте и «в теле».
Стиль у таких вещей может быть как классический, так и Бохо.
Часто в изделиях используются совмещают ткачество и вязание. Мне кажется, если добавить валяние и вышивку, то изделия получатся еще более фактурными.
Дизайнеры модных домов также используют в коллекциях полотно ручного ткачества.
Многие ткачихи делают сами пряжу для своих изделий.
Для одежды и палантинов используют дорогую качественную пряжу, а для ковриков можно использовать остатки от одежды.
Подушки и пледы из домотканного полотна отлично впишутся в интерьер.
Сумка из домотканного полотна может стать ярким акцентом всего образа.
Если вы хотите заняться ткачеством, вовсе не обязательно покупать дорогой ткацкий станок.
При помощи вот таких рамок разных форм и размеров, вы можете соткать шарф, палантин, подушку, плед или ковер.
Размер у этих рамок небольшой, поэтому их удобно брать в дорогу или на дачу.
Плед из квадратиков:
Одежда:
Для свосем маленьких проектов используют миниатюрные рамки для ткачества, а для «маньяков» кольцо ткачихи 🙂
Если хотите сделать треугольную шаль, то вам пригодится вот такая конструкция:
А для одежды делаются рамы по форме выкройки. Только обязательно учитывайте что после снятия с рамы полотно сжимается, поэтому рама должна быть больше выкройки на процент усадки. Делайте образцы!
Для круглых ковриков используют Хула-хуп 🙂
На основе ткачества можно делать игрушки, украшения, декоративные вазы, подстаканники и салфетки, грелки на чайник, обложки для книг и альбомов.
Очень красиво смотрится мебель обтянутая самодельной тканью.Еще один вид ручного ткачества — это изготовление гобеленов.
Гобелен ручной работы делится на два основных вида: петельный и тканый.
Петельный гобелен проще в исполнении. Суть техники такова: на плотный кусок ткани наносится эскиз, затем «пробивается» специальной иглой и прошивается шерстяными нитками. У петельного гобелена есть свои поклонники, но стоит сказать и о минусах. Этот гобелен легко распускается, если случайно задеть нитку, но если смазать изнанку клеем ПВА, то эта проблема исчезает.
В этой публикации мы рассмотрим тканый гобелен.
Тканый гобелен — более сложное искусство. Вначале на подрамник наматывается основа из хлопковых ниток. Затем она закрепляется снизу специальными — сумаховыми — узлами. Они имеют древнюю историю, и умение их создавать — азы ремесла. Далее приступают к главному процессу — проведению уточной нити сквозь основу. Довольно часто он сочетается с узелковым плетением.
На Ярмарке Мастеров есть несколько мастер-классов по тканому гобелену. Если кому-то интересно, попробуйте поскать в разделе Ткачество.
Как видите, ручное ткачество остается востребованным и в 21 веке.
Всем занимающимся этим видом творчества и всем желающим приобщиться к ткачеству желаю успехов и вдохновения!
Рейтинг
★
★
★
★
★
5.0 (2 голоса)
Ирина Семенова (mucik)
Россия, Красноярск
Магазин
Блог (28)
Следите за творчеством мастера
Публикации по теме
Ключевые слова
- Ключевые слова
- ткачество
- идеи для вдохновения
- идеи для творчества
- идеи
- арт-пряжа
- украшения ручной работы
- текстильные украшения
- домотканная одежда
- гобелен
Рубрики публикаций
Идеи и вдохновение
Всё о продажах
Мода, стиль, тенденции
Хендмейд как бизнес
Материалы и инструменты
Организация мастерской
История рукоделия
Занимательные истории
Хитрости и советы / Lifehack
Что такое ручное ткачество? – The Oxford Weaving Studio
Во время знакомства с ткацкими мастерскими я часто ловлю себя на том, что объясняю разницу между ручным ткачеством и гобеленовым ткачеством. Эту тему невозможно уместить в одном посте в блоге, поэтому я решила объяснить, что такое ручное ткачество на этой неделе и что такое гобеленовое плетение на следующей неделе. Но на данный момент (тем, кто не интересуется техническими различиями) я могу просто сказать, что первый создает повторяющийся узор по всей длине ткани, а второй похож на рисование пряжей. Но на самом деле, это гораздо больше, чем это.
Как обученный ручной ткач, я гораздо лучше разбираюсь в процессе ручного ткачества, изучив, как настраивать ткацкие станки, понимать и разрабатывать узоры, а также механику, связанную с проектированием производства тканых тканей. Но, будучи пожизненным учеником, учителем и современным текстильным дизайнером, я исследую все различные способы переплетения волокон, что начало стирать границы между ручным ткачеством и гобеленовым ткачеством.
Ручное ткачество
Для пояснения, ручное ткачество включает в себя работу с одной (или несколькими) непрерывными нитями утка (горизонтальными нитями), проходящими через основу (вертикальные нити) ряд за рядом по всей длине ткани (вручную или на машине). В зависимости от множества факторов (расстояние между основными нитями, толщина основных и уточных нитей, тип нитей, рисунок и т. д.) готовое полотно может обнажать больше основы, больше утка или баланс между ними для создания желаемого результата.
Ручное ткачество также обычно связано с созданием узоров. Они могут быть простыми по своей природе (полотняное переплетение) или сложными, предполагающими замысловатое переплетение нитей основы и утка. Природа ткацкого станка, предназначенного для ручного ткачества, также означает, что узоры будут повторяться по ширине ткани в соответствии с рисунком основы. Повторение будет более очевидным для сложных узоров и менее очевидным для более простых узоров. Я также должен упомянуть, что существует множество вариантов настройки вашего ткацкого станка для создания различных результатов для вашей тканой ткани (об этом — целая отдельная статья в блоге)!
Ручное ткачество также осуществляется на механизированных ткацких станках. Это может быть ткацкий станок, на котором пользователь вручную поднимает валы для создания узоров руками или ногами, частично это делается за него с помощью компьютера, поднимая валы и продвигая узор, или полностью механизированные ткацкие станки, подобные показанным в мельнице.
Эта настройка позволяет сделать длину такой, какая необходима, а ширину, определяемую размером (шириной) ткацкого станка.Типичными примерами ткани ручной работы являются модные ткани, такие как джинсы в вашем комоде, рубашка на пуговицах, висящая в шкафу, или шарф, висящий в коридоре. Обычные ткани для интерьера включают простыни на кровати, подушки на диване и шторы в гостиной. Большая часть этих тканей будет соткана.
Современное ткачество сегодня
Современное ткачество сегодня может представлять собой комбинацию техник и процессов ткачества. Поскольку границы того, что может быть достигнуто с помощью механических ткацких станков, которые ограничивают пользователя, раздвигаются, ткань, обычно сотканная вручную, теперь может фактически быть гибридом.
В своей работе я часто ищу, где можно раздвинуть границы. Когда я тренировался на ручном ткацком станке и обнаружил, что мой опыт заключается в работе в пределах его возможностей, я продолжаю экспериментировать с настройкой, техникой и материалами, чтобы увидеть, смогу ли я создать уникальную ткань. На самом деле, я тку только такие узоры, которые нельзя ткать на традиционных ткацких станках, чтобы поставить перед собой задачу создать что-то, что не может производиться серийно. При этом я признаю, что перехожу от типичного ручного ткача к чему-то большему ткачу гобеленов, который работает на ручных ткацких станках… Так что давайте подробнее изучим эту тему на следующей неделе!
Удачного плетения!
Касс
Назад, чтобы научиться плести
Что такое ручное ткачество? (с картинками)
`;
Ремесла
Факт проверен
Тара Барнетт
Ручное ткачество — это искусство изготовления тканых тканей вручную с использованием любой из многих существующих в мире технологий ткачества. Ткачество производит текстиль путем переплетения двух нитей, как правило, перпендикулярно друг другу. Это контрастирует с методами завязывания узлов и петель, которые создают ткань из одного куска пряжи, как в случае вязания спицами или крючком. В мире существует множество различных традиций ручного ткачества, и любая техника ткачества, которая не является автоматизированной или промышленной, обычно считается ручным ткачеством, хотя многие ткацкие станки можно считать машинами. Инструменты, материалы и методы, используемые при ручном ткачестве, влияют на внешний вид готовой ткани.
Некоторые из самых основных элементов ручного ткачества включают взаимодействие основных и уточных нитей, которые лежат перпендикулярно друг другу и обычно переплетаются. Изменяя взаимодействие основных и уточных нитей в плане прохождения друг под другом и друг под другом, ткач может создавать ткани с различными свойствами. Цвета нитей основы и утка также могут иметь большое влияние на внешний вид конечного объекта, и при тщательном планировании могут появиться регулярные узоры, такие как клетка или полоска.
В разных культурах используется множество техник ручного ткачества. Различные инструменты могут создавать различные типы текстиля. Например, ткацкие станки с жесткой ремизкой можно использовать для создания тканей, в которых основа и уток взаимодействуют довольно регулярно в соответствии с планом. С другой стороны, ткачество гобеленов и саори часто используют разные цвета утка как способ выражения образа или идеи. В зависимости от изготавливаемой ткани ткачество может быть очень сложным и запутанным или довольно простым.
Помимо ткачества тканей, также можно плести другие предметы, такие как корзины, стулья и коврики. В этих проектах часто используются схожие навыки, но разные материалы и техники. Корзинное плетение, например, часто имеет круглую конструкцию, а не плоскую основу, и в некоторых случаях может выполняться полностью без инструментов. Соображения относительно того, как эти объекты используются, также влияют на способ их изготовления, и многие из них включают специальные методы для создания водонепроницаемых или очень прочных объектов.
В то время как традиционная пряжа из животных и растительных волокон часто используется для ручного ткачества, существуют также художественные проекты, в которых используются уникальные материалы для создания тканых произведений искусства. Одним из популярных примеров является работа с металлами, но для создания интересных произведений искусства можно плести и более необычные материалы, такие как шелк паука или перья.