Роспись под гжель – Ой!

Гжельская роспись: народный промысел — Щи.ру

Гжельская роспись

Гжель – традиционная роспись на керамике, получившая известность, благодаря насыщенным кобальтовым оттенкам, яркой майолике и удивительной гармонией рисунков и орнаментов.

Свое название роспись получила, благодаря живописному подмосковному району, известному также, как «Гжельский куст». Уже более 700 лет мастера Гжели создают настоящие произведения искусства – посуду, статуэтки, предметы интерьера, расписанные яркими орнаментами, изображающими цветы, животных или пейзажи. Вся работа выполняется только вручную, что придает ей ценности. Машинной гжельской росписи не существует, каждое изделие является оригинальным, отображая частицу вложенной автором души.

История промысла

Гжельская роспись

Первые официальные упоминания о регионе обнаружены в Духовной грамоте Калиты, датируемой 1328 годом, однако доказано, что Гжельские поселения существовали и активно занимались различными ремеслами еще в 11 веке, хотя гончарное ремесло в официальный список повинностей перед государевым двором не входил. Главным поставщиком гжельской глины и готовых изделий «аптекарских нужд» регион стал только в 17 веке при царе Алексее.

Гжельская роспись

Главным отличием гжельской росписи является ее самобытность и индивидуальный стиль. В начале это были лепные игрушки и предметы быта с красивой и яркой майоликой, но постепенно искусство и мастерство развивались, становились более совершенными. Появились декоративные блюда и наборы посуды, высокие кумганы с дисковидным туловом. Малая пластика в виде кухонной утвари и игрушек также получила большой распространение, покоряя своими незамысловатыми рисунками и картинками, пейзажами, цветочными орнаментами.

Гжельская роспись

С 19 века на территории Гжели налажен выпуск полуфаянса, ставшего переходным периодом от традиционной майолики к тонкому фаянсу и фарфору. В качестве украшения использовалась характерная подглазурная роспись насыщенных синих оттенков, монохромные рисунки, полихромный надглазурный рисунок, обилие золота и уникальное кобальтовое фоновое крытье. Особую известность получили изделия, производимые на заводах Тереховых, Барминых, а также Братьев Кузнецовых, Киселевых, Жадиных, Тулиных.

Цвета гжельской росписи

Гжельская роспись

Особенностью гжельской росписи является исключительно ручная работа, в каждый орнамент художники вкладывают частицу себя и своего видения природы и окружения. Основными цветами являются:

  • белый, используемый для костяного фарфора;
  • цветная майолика;
  • оттенки кобальтового и ярко-синего цветов, начиная небесно-голубым и заканчивая насыщенным, темно-синим;
  • глухой кобальт.

Очень интересен процесс проявления характерного насыщенного цвета – во время работы он черно-белый, а синий и кобальтовый оттенки проявляются только при обжиге готового изделия при помощи высоких температур.

Основные цвета

цвета гжельской росписи

Традиционным цветом для Гжельской росписи является ярко-синий, кобальтовый оттенок на белоснежном фоне. Выполняется роспись при помощи специального состава на основе оксида кобальта. Готовое изделие окунается в глазурь белого цвета, затем обжигается при 1400 градусах. В итоге глазурь становится прозрачной, а орнамент приобретает яркий синий цвет, само изделие становится твердым, отличается глянцевым блеском. Поверх обожженной глазури могут наноситься тонкий золотой декор или платина, после чего изделие снова подвергается обжигу.

Выделяются такие группы цветов Гжельской росписи:

  1. Надглазурная цветная роспись, дополняемая золотым и платиновым декором, кобальтовым цветом. Используется для нарядных наборов посуды, сувениров, кувшинов или чайников. Для работы используются яркие краски, надглазурная роспись, известная еще в качестве майолики. Процесс отличается трудоемкостью и сложностью, требующей от художника настоящего мастерства.
  2. Глухой фоновый кобальт подкупает необычным сочетанием изысканности и торжественной роскоши. Фоновая основа представляет собой глазурь темно-синего цвета, для росписи используется надглазурная белая краска, создающая зеркальное отражение традиционной гжели. Цветы и животные из синих становятся белыми, а сам орнамент напоминает сказочные морозные узоры, создающие эффект глубины.
  3. Костяной белый фарфор – это изделия белоснежного цвета без декора или имеющие тонкую платиновую или золотую роспись. Допускается нанесение небольших по площади рисунков и надписей при помощи цветных красок или всех оттенков синего цвета.

Элементы и узоры гжельской росписи

Тематика росписи отображает восприятие мастером окружающего мира, это результат развития многовекового народного творчества, впитывающего традиции и культуру. Художниками в своих творениях сочетаются элементы иконописи, бытовые сценки, наблюдения над природой. Чаще всего встречаются природные мотивы, архитектура: растения, птицы или животные, изображения крестьянских домов, церквей или городских улиц.

элементы гжельской росписи

Современная тематика рисунка разделяется на 4 типа:

  • сюжетный рисунок, включая времена года, пейзажи;
  • орнаментальные – традиционные для гжели сетки-гребенки, усики, жемчужинки, капельки, шашечки и отводки;
  • растительные рисунки – злаки, ягоды, цветы, бутоны, трава, ветви;
  • животные (чаще всего это птицы).

Техника выполнения

техника гжельской росписи

Главным правилом гжельской техники росписи является только ручное исполнение рисунка. В работе художниками используются краски белого, голубого и синего цветов. Синий цвет применяется в более, чем 20 оттенках, для майолики применяется пятицветка – белый фон, желтый (соли сурьмы), зеленый (соли меди), синий (соли кобальта), вишневый (моли марганца) цвета.

Набор инструментов художника очень простой: палитра из стекла для смешивания оттенков, кисточки разного типа, шпатели, банки для смеси из окиси кобальта. Классический кобальтовый рисунок наносится при помощи подглазурной техники, то есть орнамент после нанесения покрывается белой глазурью и обжигается. Для нанесения орнаментов применяется специальная азбука мазков, которая у каждого мастера может иметь свои особенности. В основе большинства узоров находится мазок-капелька, при помощи которого изображаются листья, стебли, цветы. Мазок тенями – это обратный мазок в одну стороны с переходом от темного оттенка к светлому.

техника гжельской росписи

Самыми популярными узорами являются гжельская роза с размашистыми, крупными мазками и птица.

Гжель с традиционной синей росписью составляет единое целое формы и изделия и декора. Рисунок подчеркивает форму, придает объем и гармонию, оживляет холодный фарфор. Но именно пластика диктует, каким будет орнамент и его оттенок, что именно будет выражено художником в готовом изделии.

schci.ru

факты о развитии старинного промысла, фотографии, секреты росписи.

Синее на белом. Жители деревни Гжель говорят: небо у них, как нигде, синее-синее, вот и задумали перенести небесные краски на белый фарфор. Интересные факты о развитии старинного промысла собрала Наталья Летникова.

Гжель — не только село и промысел, а целый гончарный край.
27 деревень, так называемый «Гжельский куст». Первое упоминание — во времена Ивана Калиты.
Мастерили керамику, а когда крестьяне, братья Куликовы, раскопали белую глину, — перешли на фарфор.

Иллюстрация: посуда гжель с традиционным узором


Гжельская глина — стратегический ресурс.
В ХVII веке по указу Алексея Михайловича ее использовали для аптекарских и алхимических сосудов.
Во времена Петровы шла на кирпич, при императрице Елизавете — для первого фарфорового завода в России.

Иллюстрация: Портрет императрицы Елизаветы Петровны. А.П. Антропов. Конец 50-х — начало 60-х годов XVIII века


Над секретом изготовления фарфора бились со времен Петра I.
Отправка шпионов успеха не принесла — справились ученые.
Описал технологию производства китайского фарфора друг Ломоносова, химик Дмитрий Виноградов.

Иллюстрация: Дмитрий Иванович Виноградов. Миниатюра неизвестного художника


Все секреты росписи — в «Азбуке мазков».
Под одной обложкой собрал опыт поколений Александр Салтыков.
Граф, ученый-керамист, искусствовед в середине прошлого века почти с нуля возродил промысел.
В основе — коллекция Государственного исторического музея.

Иллюстрация: орнаменты под гжель


Даже во времена крепостного права гжельские художники считались свободными.
С ХVI века были приписаны к Дворцовому и Удельному ведомствам и занимались только керамическим ремеслом.

Иллюстрация: работа на гончарном круге


Изначально гжель была разноцветная.
Мода на кобальт пришла из Европы и Азии в ХIХ веке. Задавали тон голландские бело-синие изразцы и китайский фарфор.
«Примерила» кобальт гжель — да так бело-синей и осталась.

Иллюстрация: разноцветная гжель


Наносится гжельский узор черным кобальтом, а синь свою после обжига получает.
Гжельские мастера различают 20 оттенков синего.
Будет цвет светлее или темнее, все от мастера зависит. Как он кистью мазок положит.

Иллюстрация: роспись гжельского фарфора


Любимый узор гжельских мастеров — роза. Прозвана в ремесленной среде Агашкой.
На фарфоровых заводах ХIХ века среди художниц-крестьянок много было Агафий. Вот и прижилось название.

Иллюстрация: чайник гжель с традиционным узором


Агитфарфор — главная тема гжельской росписи времен Гражданской войны.
Придумано французами эпохи буржуазной революции. В советские годы идеи коммунизма в керамике шли на экспорт.
Сегодня цена идеологического наследия на лондонском аукционе — до четырех тысяч фунтов.

Иллюстрация: фарфоровая статуэтка эпохи СССР


Главная тайна гжели не раскрыта до сих пор — откуда пошло название промысла.
Версий несколько: от старорусского «жгель» — посуду в печи обжигают. В честь речки Гжелки в Смоленской области.
Или от «гжиолки», как раньше называли трясогузку. Гадают уже не первое столетие.

Иллюстрация: посуда гжель с традиционным узором.

www.culture.ru

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах

Пожалуй, трудно найти человека, который бы хоть раз не слышал о гжельской росписи, о так называемом «бело-голубом чуде». Само слово «гжель» сегодня очень популярно. С ним ассоциируется красота, нежность, сказка, изящество. Каждое изделие гжели, выполненное мастерами — настоящее произведение искусства.

Из глубины веков до наших дней,
Старанием мастеров умелых,
Русь украшает чудо-Гжель
Узором синим в платьях белых.

Весеннее украсят утро
Чудесной гжели нежные букеты,
И легким ветерком как будто,
На нас подует жарким летом.
Порой осенней в ярких красках
Природы милого творенья,
К нам гжель приходит снежной сказкой,
Зимы, предвидя приближение.
Ну а зимой, холодной, вьюжной,
Согреет нас огнем камин,
В котором, жаркий пламень дружит
С узором сине-голубым.

(Светлана Ледкова)

Сама я, как и многие из вас, гжель очень люблю и активно использую её мотивы в своём творчестве. Однако, мне стало интересно, как сейчас живётся матушке-Гжели, насколько актуален стиль этой росписи в современном мире. Посвятив своему маленькому «расследованию» несколько вечеров, я была удивлена, восхищена и даже немного шокирована (в хорошем смысле), чем с нетерпением спешу с вами поделиться, дорогие друзья!

В данной публикации мне хотелось бы сделать акцент не на обычные изделия в стиле гжель (посуда, статуэтки), а на те предметы и вещи, которым эта роспись придала новое звучание, оригинальность; привести неожиданные и непредсказуемые примеры, когда казалось бы, гжель и предмет абсолютно несовместимы.

Итак, приступим!

Сумочки, косметички, кошельки в стиле гжель — нарядно и очень красиво! Такие аксессуары украсят гардероб любой модницы!

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 1

Обувь, украшенная узорами гжели — выглядит оригинально и необычно!

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 2

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 3

И даже коньки!

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 4

А как прекрасны и загадочны наряды, на которых распустились чудесные синие и голубые цветы!

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 5

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 6

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 7

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 8

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 9

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 10

Мотивы гжели активно используются в концертных нарядах:

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 11

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 12

И даже в макияже и нейл-дизайне!

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 13

Красиво, нарядно и нежно смотрятся украшения в стиле гжель (серьги, кулоны, часы).

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 14

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 15

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 16

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 17

В концепции данной стилистики создают целые интерьеры! Кухни, спальни, гостиные. Свежо, гармонично и оригинально!

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 18

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 19

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 20

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 21

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 22

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 23

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 24

Расписные самовары в стиле гжель, конечно, не диковинка, но предлагаю лишний раз полюбоваться изумительными сине-голубыми узорами!

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 25

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 26

А эти чудесные игрушки, которые украшают гжельские мотивы? Куколки подобны Снегурочкам (или Снежным королевам) в роскошных нарядах цвета небесной синевы!

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 27

Милые, забавные мишки…

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 28

Невозможно обойти вниманием и расписные ёлочные украшения.

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 29

Следующие примеры царствования гжели в современном мире, возможно, вас удивят (как и меня).

Обычные вещи, которыми мы пользуемся каждый день, волшебница гжель преобразила и украсила. Стиральная машина в фантазийных синих розах? Почему бы и нет!

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 30

Корпус мобильного телефона, шахматы, флэшка — и они поддались колдовским чарам гжельской росписи!

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 31

Автомат в стиле гжель?! Бывает и такое… Всё-таки, мастерам народных промыслов фантазии не занимать 🙂И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 32

Переходим к более «масштабным» примерам. Современные автомобили в голубых завитушках гжельской росписи. Ну что тут добавить…? Красота!

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 33

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 34

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 35

… и даже теплоходы!

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 36

Но оказывается, чудесные узоры гжели можно не только созерцать, их можно попробовать на вкус! Торты в голубых расписных кружевах сладкой глазури — прекрасные произведения кулинарного искусства!

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 37

А как вам идея свадьбы в стиле гжель?

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 38

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 39

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 40

Изумительной красоты свадебное платье! Изящное, воздушное!

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 41

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 42

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 43

И мужские аксессуары гардероба:

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 44

Приглашения, открытки:

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 45

Рушник:

И вновь продолжается Гжель: традиционная роспись на неожиданных предметах, фото № 46

Гжель не только прижилась в течение этих столетий. Она прочно вошла в нашу жизнь. Сине-голубые узоры и цветы распускаются то тут, то там, радуя нас и восхищая своей самобытностью, красотой и гармонией.

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки —

Быль или небыль?

Изделия рук золотых!

Да! Это синяя сказка —

Глазам загляденье,

Словно весною капель!

Ласка, забота, тепло и терпенье —

Русская звонкая Гжель!

www.livemaster.ru

Методическое пособие «Гжельская роспись»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области

«Сызранский колледж искусств и культуры им. О.Н.Носцовой»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ОДП 02.05. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

Специальность 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

по виду «Художественная роспись по дереву»

преподаватель ГБПОУ СКИК

А.Г. Смирнова

Сызрань, 2018г.

Гжельская роспись

(Гжель)

hello_html_179b3d32.jpg

История Гжельской росписи

Гжель — один из традиционных русских центров производства и росписи изделий из керамики. Исторически, — это обширный район, состоящий из трех десятков деревень и сел, объединённых в «Гжельский куст», который расположен примерно в 60 км от Москвы вдоль Большого Касимовского тракта. В современное время Гжельская волость входит в состав Раменского района Московской области.

Гжельский промысел известен около 700 лет, но на самом деле, никто не знает, когда он возник, ведь первое упоминание о Гжели нашлось в завещании Ивана Калиты от 1328 года. Гжельская волость расположена на суглинистых нечернозёмных угодьях, поэтому с древнейшех времен здесь селились в основном мастера гончарного дела. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь» (глину жгут, обжигают, глиножоги), ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу.

Издавна Гжель славилась своей глиной. Широкая добыча разных сортов глины велась с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «Во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь изымать и возить тое же волости крестьянам, какая же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды». Великий русский учёный М.В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская…, которой нигде не видал я белизною превосходнее…».

hello_html_m7cd057e4.jpghello_html_695df9d9.jpg

До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки.

Конец XVIII века явился временем расцвета гжельской майолики*. Здесь начинают выпускать «чернолощеную» (закопченую) керамику и «муравленую» (покрытую глазурью) посуду. К 1800 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих гончарную посуду. После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.

*Майолика — это изделия с цветным пористым черепком, покрытые белой эмалью, на которую до или после обжига наносится роспись жидкими либо густыми эмалевыми красками. Под этим понятием подразумевается и керамика с цветными глазурями на фаянсовом белом или цветном черепке.

В начале 1804 года братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы и основали первый фаянсовый завод. Затем один из братьев Куликовых, Павел выучился технике изготовления фарфора, придумал свой горн (печь для обжига), разработал рецепты глиняной массы и наладил фарфоровое производство Гжели.

hello_html_m303bf5ee.jpghello_html_2b7b4e2.jpg

Вторая четверть XIX века — период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой глиняной массы.

C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, производство керамики резко сокращается. Развитие капитализма в России привело к промышленному кризису. Народное искусство быстро вырождалось и на рубеже XIX-ХХ веков пришло к полному забвению.

Только после Октябрьской революции и национализации заводов в Гжели начинается восстановление промысла.

В 1929 году в Гжели была создана первая артель под названием «Вперед, керамика». Через некоторое время образовалось еще несколько артелей, которые впоследствии объединились в предприятие «Художественная керамика».

Уже в 1930-х 1940-х гг. здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.

В 1972 году было создано Объединение «Гжель», в которое вошли все мелкие производства, расположенные в соседних деревнях. Творческие группы разработали новые образцы и новые формы изделий.

hello_html_m7908a8bb.jpg

Технология Гжельской росписи

Русский живописец Б.М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут «колдовскими синими цветами”. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне – исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным.

Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Л. Куликова.

hello_html_77a18e6d.jpg

hello_html_596ccd35.jpg

Гжель традиционно расписывают синими красками. Синий цвет лучше всего выглядит на фоне белой глазури и при обжиге приобретает необычное сияние.

Художественная система приемов гжельского письма закреплялась в индивидуальных почерках, своеобразных манерах исполнителей. Используя в творчестве один и тот же набор живописных элементов, мастера — художники создают свой индивидуальный, узнаваемый сюжет росписи: букет или отдельный цветок, архитектурные пейзажи, животный и растительный мир, изображения людей.

Важная особенность в гжельской росписи сине-белого фарфора — живописное начало. Большое значение в технологии росписи придается движению кисти, способной создавать множество тончайших градаций синего цвета. В росписи применяется широкий кистевой мазок с его переходами от звучного, насыщенного синего цвета до размытого голубого. В сочетании с белым фоном рисунок создает ажурный узор на поверхности изделия: в центре — яркое, крупное пятно — изображение цветка, а вокруг легкая россыпь веточек с листьями и ягодками, завитков, усиков, едва различимых, уходящих в белизну фона. Лепестки цветка, выполненные одним закругляющимся мазком с тенями, складываются в пышную, округлую чашу. В ее белой середине рассыпаны мелкие точки-тычинки. Градация синего цвета придает лепесткам выпуклость, цветок словно вылеплен из лепестков-долек. Гирлянды цветов соседствуют с сетчатым орнаментом, выполняемым тонкой кистью. Сетки могут сочетать в себе чередование тонких и широких линий, перемежающихся точками.

Основными элементами в технологии гжельской росписи фарфора являются так называемый кистевой «светотеневой мазок» (мазок с тенями), ситчик, кистевой мазок одной кистью, а также второстепенные: сетки, штриховки, завитки, отводки, усики и т.д.

Мазок с тенью

hello_html_m1834b86b.jpg

Кистевой «мазок с тенями», обладает большим тональным диапазоном: от глубоких и темных тонов до очень светлых и легких. Краска наносится на поверхность изделия легким круговым разворотом. В утолщенной части кисти краски больше — кистевой мазок получается темным, насыщенным. Ближе к середине мазок включает различные оттенки синего цвета. «Мазок с тенями» образует плотную поверхность синего цвета, контрастирующего с белым фоном. В этом случае особенно важно соотношение белого и синего цветов. Белый фон становится вторым цветом, он также активен, как и сама кобальтовая роспись.

hello_html_m68e6b693.jpg

В технологии гжельской росписи существует понятие «росписи одной кистью» когда каждый последующий кистевой мазок отличается от предыдущего тональной насыщенностью. Насыщенность синего цвета меняется в зависимости от того, как расходуется краска, набранная на кисть: первые мазки получаются сочными, но по мере убывания краски светлеют. Тогда на кисть вновь набирают краску — мазки резко усиливаются, а затем вновь ослабевают. Каждый лепесток отличается насыщенностью синего цвета, а в целом одноцветное изображение получает богатое тональное звучание, что придает росписи особую мягкость.

Также в технологии росписи существует прием использования в росписи тонкого, ювелирного орнаментального узора «ситчик», когда в работу включается не вся кисть, а лишь ее тонкий кончик. Традиционный мотив гжельской росписи — птицы и петухи, трактуется как орнамент. Хвост может ассоциироваться с пышным цветком с лепестками различной величины и тональной насыщенности, туловище — бутон с волнистыми краями шея, грудь — каплевидные лепестки. Художники и живописцы, создавая свои произведения и украшая их росписью, берут сюжеты и сцены из окружающей природы.

hello_html_m77c573fc.jpg

hello_html_254904a6.jpghello_html_m7887bfb5.jpg

Не менее значительны и второстепенные элементы, входящие в живописные композиции: легкие закручивающиеся усики, спиралевидные завитки, точечные и штриховые заполнения, различного рода росчерки, линейные отводки, узкие пояски простого геометрического орнамента, геометрические сетки. Дополнительные элементы придают живописной композиции своеобразный ритм.

hello_html_127c99c6.jpg

hello_html_m7a8cc970.jpg

1) рассмотрим самые простые элементы гжельских узоров — точки, штрихи и линии.  

Попытайтесь поэкспериментировать со смешением цветов, разбавляя синюю краску с белой и получая все новые и новые оттенки.

hello_html_3b4b2958.jpg

2) Бордюры — простейшие орнаменты: детям необходимо уловить их закономерность.

hello_html_m450054fa.jpg

hello_html_m4616005d.png

hello_html_127c99c6.jpg

hello_html_36910b4a.jpg

3) Капельки, и составные из них узоры: приближаемся к флористическим мотивам (цветы, растения). Капельками хорошо изображать лепесточки, листочки и веточки. Детям проще всего делать капельки — примакиванием кисти.

Как рисовать Гжельских птичек

hello_html_m64b259b0.jpg

hello_html_m550bd985.jpg

hello_html_m42b27216.jpg

hello_html_m14dabf0b.png

hello_html_m20b85c09.png

hello_html_4de55e7d.jpg

hello_html_m66f707cb.jpg

hello_html_79d85201.jpg

hello_html_4a3b46f6.jpg

hello_html_me301b53.jpg

hello_html_56ec9f3c.jpg

Искусство создания высокохудожественных фарфоровых изделий приобрело сложный, пространственный, живописный скульптурный характер. Сейчас художники считают себя вправе не ограничиваться функциональностью изделий, а стремятся к созданию изделий эмоционально насыщенных, способных не только украсить, но и преобразить наш быт. Роспись и форма составляют единое целое в образном решении каждого изделия. Подчиняясь форме, роспись дополняет ее, придавая изделию большую основательность, выделяя детали, подчеркивая форму, оживляя лепные детали, порой дополняет то, что было недосказано в пластике.

hello_html_527b0c54.jpg

hello_html_m6dabcd2f.jpghello_html_695df9d9.jpg

hello_html_62f853be.jpghello_html_m51e4e0b3.jpghello_html_2fe20215.jpg

Орнамент в круге

hello_html_7c5fd4cd.jpg

hello_html_m49d3b84a.jpg

hello_html_mf7955a6.jpg

Технология гжельской росписи предполагает только одну краску — кобальт, которая затем приобретает характерный для гжели синий цвет. Она разводиться водой. Пишут узоры по поверхности изделия, а затем его покрывают глазурью. Пишут по фарфору мазками, линиями, а в орнамент входят листья и цветы. Рисуют быстро. Мазки ложатся ровно. Кажется, на первый взгляд, что все они одного цвета. Но после печи узор приобретает множество оттенков и тонов, придавая своеобразие изделиям.

hello_html_m6483e11e.jpg

Орнамент угловой

hello_html_m5033aac5.jpg

hello_html_m670fd900.jpg

hello_html_m725fd5d3.jpg

Традиционно цветовое сочетание — синий кобальтовый и белый — являлась первым отличительным признаком росписи в стиле «гжель».

Тематическая композиция

hello_html_5b6b6302.jpg

Но современные мастера смогли воссоздать многоцветную роспись, а также рисунки золотом и платиной. Эта техника используется при нанесении узоров на особую керамику — костяной фарфор. Материал был открыт в Англии в 1750 году.

hello_html_7fbfb8d5.jpghello_html_639ad98d.jpg

Костяной фарфор

Костяной фарфор обычно белого цвета, с едва уловимым оттенком топленого молока. Если чашку из такой керамики поднести к источнику света, она просвечивает. Чистоту фарфоровой массы легко проверить, если вглядеться в блики на поверхности. Так хорошо просматриваются все ненужные примеси. Поэтому качественный костяной фарфор никогда не расписывают целиком. Красота белизны материала должна подчеркиваться рисунком, а не скрываться.

Гжель сегодня — это не только красивая бело-синяя посуда, но и камины, люстры, статуэтки, игрушки, вазы и другие предметы интерьера.

Наглядные примеры Гжельской росписи

hello_html_m7d0fffdc.jpg

hello_html_m9894d44.jpg

hello_html_11ae8459.jpg

hello_html_f10d283.jpg

hello_html_m73a11a45.jpg

hello_html_10136873.jpg

hello_html_117fc1d4.jpg

hello_html_mf65e43c.jpg

hello_html_m531af5d3.jpg

hello_html_m5c490494.jpg

hello_html_7122c6cb.jpg

hello_html_m16ea6671.jpg

hello_html_7ff2d54c.jpg

hello_html_46eaa792.jpg

hello_html_75f3f94d.jpg

hello_html_28652087.jpg

hello_html_47e2b1e5.jpg

hello_html_m6e5b120b.jpg

hello_html_m521e8ce3.jpghello_html_50c79bc5.jpg

hello_html_m4035dc72.jpghello_html_3f297424.jpg

hello_html_75b2f79b.jpghello_html_m8be2c9c.jpg

infourok.ru

Роспись мельницы в стиле гжель

Мой мастер-класс призван показать, насколько чудесен, красочен и многогранен традиционный гжельский стиль, прошедший сквозь года и не потерявший свою актуальность в современном рукоделии. Многие любят гжель за ее сочный сине-белый цвет, за богатство орнаментов и деталей! Я покажу и объясню, как расписать чайный домик-мельницу гжельскими мотивами! Такая мельничка станет прекрасным украшением дома и изюминкой на вашем столе, а может и подарком любимым домочадцам!

Итак, для работы нам понадобятся: деревянная заготовка, акриловые краски, кисти белка разного размера от №0 до №6, акриловый лак, палитра (можно взять стеклышко, если нет, подойдет белая тарелка).

Так выглядит деревянная заготовка мельницы:

Роспись мельницы в стиле гжель, фото № 1

Теперь начинается самая грязная часть работы, но ее нужно выполнить, чтобы было все красиво! Нужно пошкурить нашу заготовку. Если домик сделан из цельного дерева, как у меня, нужно довести его до ума, что бы все поверхности были максимально гладкими. Затем берем большую кисть, белую акриловую краску и покрываем наш домик ей со всех сторон и внутри. Лучше сделать это в два слоя!

Роспись мельницы в стиле гжель, фото № 2

А пока наш домик сохнет, научимся рисовать характерный гжельский мазок.

Для этого нужна палитра, бумага для рисования, синяя краска и кисти. Кистям я хочу уделить особое внимание! Кисть для художника, что для музыканта инструмент! Есть любимые кисти, которые бережешь и пишешь ими в особенных случаях, есть проходные, рабочие. У художника по росписи огромное количество кистей, причем старые, стесанные кисти не выбрасываются, есть некая магия,кисть полежит месяцок без дела, а потом такой классный мазок выдает! Ну так вот, для каждого действия нужна своя кисть: для широкого мазка на цветке белка№6 или даже №8, для веточек и капелек кисточка №3,4 но с острым кончиком, для точек троечка, но с тупым концом, для графики нулевка или кисть№1.Это важно, так как плохими кистями трудно сделать, что-то приличное!

Роспись мельницы в стиле гжель, фото № 3

Итак, наносим краску на палитру и начинаем тренироваться! Гжельский мазок — это растяжка краски на кисточке от темного к светлому. Достигается этот эффект, если наносить краску строго на одну сторону кисти. Воды на кисточке должно быть не много и не мало. Если воды много,все расплывется и перехода не получится. Выглядит это так:

Роспись мельницы в стиле гжель, фото № 4

Роспись мельницы в стиле гжель, фото № 5

Роспись мельницы в стиле гжель, фото № 6

Мазок нужно отработать много раз, пока не получится плавный переход, потренироваться делать цветочки, капельки и веточки, порисовать тонкой кисточкой вензелечки. Цветочки в гжельской росписи разные, бывают пузатые, вытянутые, все зависит от техники и вкуса художника. Если вы чуствуете увереность, приступаем к росписи нашей мельницы.

Очень осторожно карандашом обозначим наш рисунок на домике. Я этого не делаю, так как глаз наметан! Начинаем с росписи крыши. Рисуем цветы с одной и другой стороны, создаем букетики! Если у вас не получается, как у меня, не страшно, привнесите, что-то свое!

Роспись мельницы в стиле гжель, фото № 7

Нарисуем листики вокруг цветочков:

Роспись мельницы в стиле гжель, фото № 8

Повторим те же элементы на других сторонах домика и на дне подставки.

Роспись мельницы в стиле гжель, фото № 9

Вид на задней стенке домика:

Роспись мельницы в стиле гжель, фото № 10

Теперь добавим точки в цветочке и нарисуем капельной кисточкой веточки.

Роспись мельницы в стиле гжель, фото № 11

Добавим светлых листиков, на боковинках я расположила композицию из цветочков полукругом:

Роспись мельницы в стиле гжель, фото № 12

Гжельская роспись любит большое количество эллементов, буйство деталей и мелочей, так как роспись монохромна, используются контрасты светлого и темного!

Теперь работаем тонкой кистью. Добавляем всевозможные вензелечки, веточки и сердцевинки в цветах и листьях, создаем ажурность наших букетов!

Роспись мельницы в стиле гжель, фото № 13

Добавим декоративных элементов: кружевные мазки, точки, капельки и так далее, пускай наш букет будет богатым и пестрым!

Роспись мельницы в стиле гжель, фото № 14

Роспись мельницы в стиле гжель, фото № 15

Закрасим лопасти мельницы синим (при желании можно оставить их белыми, как вам захочется). Приклеем лопасти к домику, можно прикрутить их на саморез.

Роспись мельницы в стиле гжель, фото № 16

Осмотрим наше произведение, если нам все нравится, домик надо покрыть акриловым лаком. Желательно сделать это дважды. Можно не бояться, что наш рисунок размажется, акриловая краска достаточно стойкая. После того, как лак высохнет наш домик можно будет протирать влажной тряпочкой.

Наша мельничка-чайный домик готова, можно звать гостей и пить чай с баранками!

Роспись мельницы в стиле гжель, фото № 17

Роспись мельницы в стиле гжель, фото № 18

Роспись мельницы в стиле гжель, фото № 19

Роспись мельницы в стиле гжель, фото № 20

И напоследок, не бойтесь экспериментировать! Роспись — это творческий процесс, все зависит от нашей фантазии и желания!Ну и немножко потренироваться не повредит!

Желаю вам творческих успехов и надеюсь, что вместе мы не дадим умереть нашим русским традициям, а наши дети будут разбираться не только в модных гаджетах, но и в народных промыслах!

www.livemaster.ru

сказочное искусство в народном стиле

гжельГжель превращает обыкновенную посуду в произведение искусства

 

Что составляет истинное богатство народа? Конечно, это совершенно не материальные ценности, а традиции, история и народные промыслы. Одним из заглавных видов настоящего прикладного народного искусства русского народа является гжель — особая техника, которая традиционно представляет собой филигранную роспись на глиняных изделиях. Как и многие славянские промыслы, такое искусство рождает ассоциации с доброй сказкой. Сегодня Гжель — не только историческое достояние народа, но и самый масштабный центр по производству керамики.

 

Содержание статьи:

 

История искусства гжели

Характерная роспись в стилистике гжель имеет длинную и интересную историю. На самом деле Гжелью именуется живописный и старинный подмосковный район. Искусство зарождалось на этих землях. Все дело в том, что издавна земля в этом регионе была совершенно не плодородной. Сколько бы пахари не трудились, сколь бы труда не вкладывали, щедрого урожая не получали. А все дело в том, что вместо урожайного чернозема в этих местах пролегал пласт высококачественной белой глины. Первооткрывателями богатейшего глиняного месторождения стали аптекари. Именно для алхимических опытов и приготовления лекарственных снадобий использовалась посуда из девственно-белой гжельской глины.

гжель -создание посуды Создание посуды из гжельской глины

 

Немногим позже наладилось и масштабное гончарное производство, которое насчитывает более четырехсот лет.

Название «гжель» происходит от слова «жечь». Есть версия, что изначально искусство именовалось «жгель», а после, в результате перестановки букв для собственного удовольствия, люди стали называть ее гжелью.

На самом деле, по данным археологических раскопок, еще в начале четырнадцатого столетия в районе реки Гжелки умельцы освоили гончарное ремесло. Это был еще не знаменитый во всем мире гжельский фарфор, но очень практичные и достойного качества гончарные изделия, слава о которых шла по всей округе. Первое упоминание региона датируется далеким 1320 годом.

гжель- музейные экспонатыЧасть изделий старинных гжельских мастеров сейчас стала музейными экспонатами

 

Живописная природа, богатые леса, витиеватые ленты рек, гладь полей вдохновляли народ, живущий в округе на творчество. Издавна местность славилась умельцами, как говорится, на все руки. В районе Гжели изготавливали не только горшки и плошки, но также черепицу, разнообразные изразцы и даже детские игрушки.

гжель- современные игрушки-фигуркиСовременные мастера создают такие вот оригинальные игрушки-фигурки

 

К началу восемнадцатого века люди заговорили о керамических изделиях невероятной красоты, расписанных особым способом, доселе невиданным. Так появились первые упоминания о гжели — оригинальном и самобытном художественном искусстве. Постепенно мелкие кустарные артели по производству керамических изделий в русском народном стиле трансформировались в большие предприятия. Неизменно остается главное правило: работа выполняется только вручную.

гжель-изысканная гжельская роспись Появление изысканной гжельской росписи вызвало настоящий фурор

 

посуда гжельПосуда расписанная гжелью стала появляться в богатых домах

 

Характерные черты росписи

Многие считают, что русское художественное искусство не наделено лаконичностью и легкостью. Если вы тоже так считаете, тогда вы ничего не знаете о гжели! Сегодня это не только народные орнаменты и узоры, а целое стилистическое направление, которое используется не только в производстве керамики, но также при оформлении интерьера и даже в одежде.

Характерные черты росписи следующие:

  • глазурирование поверхности;
  • снежно-белый фон;
  • узор, выполненный в синих или голубых тонах;
  • сложный растительный орнамент или узор в русском народном стиле;
  • неизменно ручная работа.
гжель-чайный сервизИзделия, украшенные гжелью легко узнаваемы

 

Сегодня гжель – это сложная роспись в кобальтово-синих тонах на чистом белом фоне. Именно это является главным отличием искусства гжель от других народных техник.

гжель- статуэтка Статуэтка украшенная классической гжелью

 

Именно ручная работа превозносит каждое изделие в такой технике в ранг народного шедевра. Считается, что найти совершенно одинаковую гжель просто невозможно, поэтому изделие всегда эксклюзивно!

гжель-чайный сервизДаже относительно простой рисунок смотрится просто шикарно

 

Как расписывают гжель

Техника выполнения рисунка достаточно сложная и требует определенного мастерства. К росписи керамического изделия художник приступает сразу после обжига. Древнерусские промыслы многолики и по сей день существует немало тайн и секретов. Первая роспись в стилистике гжели называлась майоликой. Она расписывалась «пятицветкой»: основой являлась белоснежная эмаль, на которую наносился рисунок.

гжель-черепахаСувенирная черепаха украшенная русской майоликой

 

майоликаТакая роспись использовалась и в интерьере

 

Остальные цвета для древнерусской росписи получали из солей: зелень получали из соли меди, желтый оттенок — из соли сурьмы, вишневый цвет давал марганец, а синий — кобальт. Позже от такой техники отошли, ей на смену пришел привычный и сегодня рисунок кобальтово-синего цвета на белом фоне.

гжель-два цветаДаже двух цветов оказалось достаточно для того, чтобы создавать произведения народного искусства

 

В современном производстве уникальный узор сначала продумывается, а после уже переносится на само изделие. В давние времена народные умельцы рисовали, как говорится, от души, придумывая орнамент прямо во время работы, ежеминутно дополняя его новыми мотивами и деталями. Для росписи понадобится немного: шпатель, кисти и баночка с окисью кобальта, который и дает тот самый неповторимый синий оттенок.

гжель-сложная композицияПри создании столь сложной композиции без предварительной прорисовки не обойтись

 

Интересный факт: сама краска имеет черный цвет, который меняется на синий только в процессе последующего обжига.

гжель-посуда до термической обработкиДо термической обработки изделия с гжелью выглядят совсем невзрачно

 

Технология следующая: сначала выполняется роспись, после чего изделие окунается в подготовленную глазурь, далее снова обжигается в печи. Почему же тогда каждый рисунок играет всеми оттенками синего? Такой неповторимый эффект получается с применением особых приемов гжельского письма. Ни один мастер гжельской росписи не ищет в работе легкого пути, осваивая и придумывая новые элементы, детали орнамента, мотивы в народном стиле. Именно поэтому каждый узор уникален по своей сути, так как в нем заложена частичка творческой души художника.

История и технология создания гжели

[ot-video][/ot-video]

 

Тематика рисунка

В стародавние времена тематика рисунка в стилистике гжель являлась иллюстрацией истинных чувств, фантазией, мыслями и желаниями художника. Умельцы были людьми творческими, но малограмотными. Именно в рисунке они непроизвольно старались отразить свое мировосприятие, понимание происходящего, наблюдения за городской или деревенской жизнью, необъяснимые природные явления и, наконец, донести до окружающих свои собственные мысли.

роспись гжельКаждое изделие уникально и несет в себе частичку души мастера

 

Исходя из этого, тематика рисунка в стилистике гжель подразделяется на три основных направления:

  • Растительная. Такие рисунки — это классическая гжельская роспись. Все растения, которые изображаются, имеют несколько стилизованный вид, но основные черты четко просматриваются. Это травинки, черенки, ягоды, цветы. Если художник хотел изобразить ягоды смородины, это видно невооруженным глазом и спутать их, например, с крыжовником, сложно. Колосья пшеницы, переплетенные с гирляндами цветов или гроздьев ягод, — все это и есть растительные узоры гжель.
  • Орнаментальные узоры. Такие рисунки стилизованные, оригинальные и в каждом просматривается определенная ассоциация. Наносится он согласно разработанным в старину сеткам. Самые известные орнаментальные гжельские сетки — это «усики», «травинки», «капли», «жемчужины» и «гребенки». Традиционные «шашечки» наносятся по кромке или вдоль бортика и представляют собой цепочку-поясок из кобальтово-синих квадратов. гжельская роспись-чайникЧайник с красивой гжельской сеткой

     

гжель-росписьОрнаментальная роспись может комбинироваться с растительной

 

  • Сюжетная роспись. Такой рисунок представляет самые древние народные промыслы, так как именно сюжет наглядно иллюстрировал сцены из жизни народа. Это могли быть зимние катания на санях, ярмарки, изображение природных явлений или времени года.

Владея некоторыми секретами, без которых не могли существовать русские промыслы, можно своими руками расписать стены, посуду и даже одежду, используя технику перенесения рисунка на ткань (батик).

роспись гжель-керамическая плиткаГжель позволяет создавать поистине прекрасную керамическую плитку

 

гжель-керамическая плитка в интерьереЭто просто шикарный инструмент в деле оформления интерьера

 

гжель на тканиНе менее эффектно гжель смотрится и на ткани

 

Гжель и современная мода

Но не только посудой единой или сувенирами живет гжель в современном мире. Все чаще именитые дизайнеры используют народные мотивы в создании модных коллекций. Благодаря неподдельной художественности, гжель — один из наиболее самобытных и популярных в современной моде мотивов.

одежда гжельОдежда с гжелью будет по вкусу далеко не одним только ценителям этно стиля

 

детская одежда гжельВ моду входят даже детские наряды с этой колоритной росписью

 

Почему же, спустя столько лет, такой орнамент не теряет своей актуальности? Во-первых, гжель выполняется в стильной цветовой гамме. Все оттенки лазури, небесно-голубого и сочного синего на нарядном белом фоне — это всегда торжественно и стильно. Такое одновременно простое, строгое и яркое сочетание неизменно настраивает на позитив. Во-вторых, орнамент в исконно русском стиле в последнее время рождает все больший интерес у Запада, подогреваясь признанными в моде отечественными мэтрами.

корсет гжельСейчас гжель можно встретить даже на таком нехарактерном для русского наряда аксессуаре, как корсет

 

Настоящей сенсацией стал тот факт, что сам мастер Valentino создал невероятную коллекцию платьев, стилизованных под гжель. Такое платье с оригинальным по своей природе и самобытным принтом не только привнесет в образ ноты хрупкой женственности и волшебного изящества. Дополнив его эксклюзивными аксессуарами ручной работы в этно-стиле, наряд подарит настоящую русскую сказку.

Все без исключения старорусские промыслы отличаются высокой художественностью, символизмом и неподдельной философией этники. Именно поэтому гжель и сегодня не теряет актуальности, а является во всем мире драгоценным символом русской культуры.

 

 

 

ethnoboho.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *