Гжельская роспись. Оформление блюдца
Цель: Закреплять знания детей о характерных особенностях гжельской росписи, учить составлять из элементов гжельской росписи композицию и украшать ею изготовленное на уроке труда изделие, формировать практические умения и навыки рисования с образца; воспитывать эстетический вкус, любовь к народному искусству, усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками; развивать детскую фантазию и умение расписывать гжельской росписью.
Оборудование: иллюстрации, таблицы, блюдца, изготовленные на уроке труда из папье – маше; кисти, краски, альбомный лист, тряпочка, подкладной лист; “ленты мастеров”.
Ход урока
I.Организационный момент.
II.Сообщение темы и целей урока.
— На сегодняшнем уроке мы поговорим о гжельской росписи, будем расписывать блюдца, которые вы изготовили на уроке труда из папье – маше.
III. Рассказ о гжельской росписи.
— Гончарное ремесло в России имеет глубокие исторические традиции. Многие промыслы, связанные с изготовлением керамических изделий, сохраняют свою известность и сегодня. Одно из первых мест занимает гжель – самый крупный керамический промысел по масштабам производства.
Под Москвой, в городке Гжель, ещё с XVI века изготовлялись из знаменитых гжельских глин различная посуда и игрушки. Гжельские керамические изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий. Они изготавливаются из белых глин. Роспись – сочная, широким мазком, бело – синий узор, воспроизводящий сценки народной жизни или цветочные композиции, выполнен в русской национальной манере. Узор украшает вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, пепельницы, чайные сервизы. Роспись сосудов производится от руки.
Особенно большим спросом пользуются гжельская посуда, настольная скульптура и игрушки (всё сопровождается показом изделий с гжельской росписью).Ученик 1:
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь:
Известно всем в народе её названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой!Ученик 2:
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый,И в каждом отражается сторонушка родимая.
Её трава шелковая, её цветы весенние –
И мастерство волшебное достойны восхищения.
Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай,
Гостей на праздник радостный сердечнее встречай!
— Давайте вспомним, какие краски применяются в гжельской росписи?
В отличие от других росписей в гжельской росписи применяются все оттенки синего (голубой, синий, фиолетовый).
Для того, чтобы подготовить краску для работы, в каждую краску, которую вы будете использовать (голубую, синюю, фиолетовую) капните по одной капельке воды. Это сделают те ребята, которые пользуются акварельной краской.
— Элементы Гжельской росписи вы видите на доске: цветы — розы, тюльпаны, астры, гвоздики, листья, штриховка – сеточка, жилка, завитки.
— Из этих элементов вы составите для своих блюдец узор. Прежде чем начать расписывать блюдца, надо потренироваться в изображении некоторых отдельных элементов на чистом листе.
Учитель объясняет правила рисования отдельных элементов (на листке, прикреплённом к доске – 3 мин.)
— Концом кисти наносят жилки, штриховку, завитки и прихотливо изогнутые стебельки и усики. Чёткие мазки лепестков и листьев тёмно – синего цвета и мазки с мягкими размытыми краями наносят всей кистью. Форма цветков упрощённая, но живописная и декоративная.
Физ. мин.
IV. Самостоятельная работа.
Показ образца.
— А теперь – внимание! Сейчас у нас с вами очень важный этап работы: вы будете расписывать свои блюдца. Представьте, что вы находитесь в цехе гжельской росписи, что вы мастера, которые должны проявить фантазию, воображение и придумать свой узор. Только сначала вспомним правила работы с кисточкой.
- Кисточку держат под прямым углом к расписываемому предмету, зажав её тремя пальцами.
- Не оставляй кисточку в баночке с водой.
- Не забывай прополоскать кисточку.
— Приступайте к работе. Работаем быстро, качественно, аккуратно.
Звучит музыка. Дети работают самостоятельно. При необходимости учитель помогает ученикам, испытывающим затруднения.
V. Итог урока.
По ходу выполнения работ – выставка работ.
— Молодцы! Закончили работу. Давайте вспомним ещё раз:
О какой росписи говорили на уроке?
Что можно расписать этой росписью?
Какие краски применяли?
Молодцы, ребята! По работам видно, что все вы очень старались.
Учитель выбирает наиболее удачные работы, выставляет их на выставку.
— Этим ученикам я присваиваю звание “народный мастер”.
Учитель повязывает ученикам на голову “Ленту мастера”
— Остальные ребята тоже хорошо справились с заданием. Теперь ваши работы будут стоять у нас в кабинете, и радовать всех, кто приходит к нам в гости.
Урок окончен. Всем спасибо! Не забудьте прополоскать кисть, протереть подкладной лист, вымыть руки.
Схемы гжельской росписи. Элементы росписи Гжель
Город Гжель – центр одного из самых известных художественных промыслов России. Он расположен в Раменском районе Московской области. «Гжельский куст» раскинулся на огромной территории и состоит из 27 деревень, жители которых занимаются изготовлением и росписью белого фаянса и фарфора. История появления гжельского искусства уходит своими корнями в XIV век нашей эры, когда в Подмосковье было открыто Кудиновское месторождение глины. В верхних слоях находился шайр, простой красный материал, ниже лежали слои желтых «мехов» — глины среднего качества, и, наконец, в глубинах — нежное «мыло» — тонкая белая глина, незаменимый материал для производство высококачественного фаянса и фарфора.
Аптекарские нужды
Белая глина шла на изготовление посуды и прочей утвари, пока не появился аптекарский царский указ, который обязывал всю добытую гжельскую глину доставлять в Москву для нужд аптечного приказа. Однако через некоторое время под землей было обнаружено несколько месторождений, и белого материала стало достаточно для всех нужд российской столицы и ее окрестностей. Помимо аптечных сосудов и чайных сервизов мастера начали изготавливать художественные изделия. Так появился народный промысел гжели, известный сегодня во всем мире.
Мировая известность
Узоры гжельской росписи представляют собой рисунок, выполненный ярко-синей кобальтовой краской на белоснежном фоне, традиционно — рукописные простые геометрические и растительные орнаменты. Изображения на изделиях могут быть и сюжетными, например женщина с ведрами или гармонизатор в окружении танцующих односельчан. Узоры гжельской росписи – это, как правило, растительные мотивы, многократно повторяющиеся на выпуклой или вогнутой поверхности изделия.
Атрибутом высокого мастерства художника является использование полутонов, когда центр картины заполняется бледно-голубыми мазками, а ближе к периферии изображение становится все ярче и ярче. Цветы гжельского узора — особая форма интерпретации, они обязательно повторяют контуры настоящего растения. На изображении можно увидеть лепестки, пестики, тычинки, стебли и даже усики, которыми цветок цепляется за своих соседей.
Технологии
Узоры гжельской росписи подчинены определенной системе узорчатости. Они могут чередоваться или располагаться хаотично, но в любом случае образ выдерживается в рамках задуманного сюжета. На фабриках по производству посуды и изделий из фаянса и фарфора систематизируются образцы гжельской росписи. Имеется библиотека, в которой собраны многочисленные чертежи, используемые технологами в производстве. Тематика изображений самая разнообразная: от простых картинок из деревенской жизни до сказочных историй с несколькими персонажами.
Современные узоры гжельской росписи сложны и разнообразны. Хотя, казалось бы, монотонные рисунки сами по себе однообразны, а это значит, что красивых сочетаний цветов ждать не приходится. Однако профессионализм художников, владеющих искусством многослойности красок тончайшими оттенками, творит чудеса. Изделия гжельских мастеров не только красивы, но и уникальны, ведь ручная работа предполагает всего один уникальный экземпляр.
Разновидности
Нанесение узоров гжельской росписи — искусство тонкое и ответственное. Основная задача мастера – равномерное распределение цвета и оттенков, чтобы рисунок был уравновешенным и гармоничным. Каждое произведение является условным центром композиции, от которого равномерно расходятся составные части сюжета или элементы растительного орнамента. В некоторых случаях синие кобальтовые краски дополняются декоративными линиями золотого цвета.
Обычно такую окраску наносят на так называемый костяной фарфор. Это особый сорт белой керамики с едва уловимым кремовым оттенком, напоминающим цвет топленого молока. Костяной фарфор слегка блестит, и этим его свойством пользуются художники при росписи. Рисунок располагают таким образом, чтобы оставалось свободное от краски пространство. Затем чистые светлые участки поверхности изделия начинают взаимодействовать с цветовым рисунком.
Элементы росписи под гжель
Рисунок на бело-голубых изделиях всегда стилизован. Это может быть гротескное изображение замечательных сказочных персонажей или зимний пейзаж в сельской местности. И не потому, что на фаянсе или фарфоре невозможно нарисовать какую-либо реальную картину, а потому, что этот вид народного промысла подчиняется своим законам стилистики, по которым и различаются изделия. Русские промыслы при всем их многообразии достаточно строго засекречены. Спутать один вид народного творчества с другим практически невозможно.
Известные мастера Гжели постоянно совершенствуют свое творчество, их отдельные изделия являются классикой жанра. Эти произведения искусства находятся в музеях и частных коллекциях, они бесценны. Гжельская роспись, посуда или другие художественные изделия всегда интересны и неповторимы. Ассортимент продукции, ежедневно выпускаемой фабриками и небольшими мастерскими, неограничен.
Мастер-класс «Гжельская роспись»
Искусство росписи проводится регулярно в кружках, открытых повсеместно. Однако овладеть искусством гжельского рисунка невозможно без знакомства с историей этого древнего народного промысла.
На начальном этапе учащиеся пытаются воспроизвести на бумаге простые изображения в стиле гжель. Для этого можно использовать обычную бумагу или плотные чертежные листы. Краска для начала должна быть акварельной. Если выкройка гжель на бумаге получилась, можно переходить к исходной основе – керамической заготовке. На этом этапе акварельные краски уже не подойдут, нужен настоящий синий кобальт.
Услуги
В 18-19 веках гжельская посуда пользовалась особым спросом. Многие продукты ушли за границу. Европейцы в огромных количествах закупали фаянс и фарфор русского производства с гжельской росписью. Так продолжалось до тех пор, пока Российский императорский двор не стал основным заказчиком всех фабрик, выпускающих бело-голубые сервизы.
Особым спросом у царя и его приближенных пользовался знаменитый «гурьевский» сервиз на 150 персон для больших застолий и застолий. Затем последовали «Мономах» и «Царь-батюшка» на 12 персон каждый. Наборов было 84 предмета, начиная с огромной супницы и заканчивая блюдцами для варенья. Популярностью пользовались небольшие наборы «Тет-а-тет» на двоих и «Эгоист», рассчитанные на любителя красивой столовой посуды.
Упадок
В 20-х годах прошлого века в Гжели наступил упадок. Первую тревогу подняли сами гончары, которые стали предупреждать, что если ее не исправить, то скоро горшки и миски придется покупать за границей. К счастью, их услышали, заводы заработали новой мощностью, и в 1933 крупные предприятия взяли на свой баланс государство, и так фаянс, фарфор и другие изделия гжельской рощи снова хлынули на российский рынок, а затем и за границу.
Известные художники
Гжель бывает разная, от одного изделия глаз не отвести, а другое не вызывает интереса. Почему это происходит? Главным критерием, определяющим качество гжельской керамики, является детальная проработка рисунка. Чем детальнее изображение, тем ценнее картина. Знатоки гжели хорошо знакомы с творчеством всех выдающихся мастеров современности. Коллекционеры покупают только их работы, музеи и выставочные комплексы тоже стараются получить эксклюзивные произведения искусства.
Среди самых известных мастеров — Денисов, Дунашов, Окулов, Азаров, Розанов и Царегородцев. Высокохудожественные произведения Н.И. Бессарабова хранятся в Русском музее Санкт-Петербурга и Историческом музее в Москве. Бесчисленные шедевры разбросаны по всему миру, все они находятся в частных коллекциях и галереях.
Стало доброй традицией открывать магазины по продаже произведений гжели на фабриках, производящих эти произведения искусства. Спрос на бело-голубую красавицу по-прежнему высок, и тенденции к его снижению нет. Гжель будет процветать, пока под землей есть залежи белой глины, а ее запасы сегодня кажутся неиссякаемыми.
Folk Gzhel Malerei Aus Russland In Blauen Farben Stock Vektor Art und mehr Bilder von Abstrakt — Abstrakt, Ast — Pflanzenbestandteil, Biegung
Vektoren
- Bilder
- Fotos
- Grafiken
- Vektoren
- Videos
Beschreibung
Blume nahtloses Muster mit Elementen des Volks-Gzhel-Stils. Сбор цветов в синем и белом цветах. Векториллюстрация.
Essentials Kollektion
9,00 € für dieses Bild
Günstige und flexible Optionen für jedes Budget
Umfasst unsere Standardlizenz.
Erweiterte Lizenz hinzufügen.
Bildnachweis:pingvin_house
Максимальный размер:Vektorgrafik (EPS) – Auf jede Größe skalierbar
Stock-Illustration-ID:546017832
Juli 9 9 4 2010 am: 4010 am: 10100003
Категория:График | Abstrakt
Suchbegriffe
- Abstrakt Grafiken,
- Ast — Pflanzenbestandteil Grafiken,
- Biegung Grafiken,
- Bildhintergrund Grafiken,
- Blatt — Pflanzenbestandteile Grafiken,
- Blau Grafiken,
- Blüte Grafiken,
- Dekoration Grafiken,
- Geschichtlich Grafiken,
- Illustration Grafiken,
- Kulturen Grafiken,
- Luxus Grafiken,
- Muster Grafiken,
- Nahtloses Muster Grafiken,
- Natur Grafiken,
- Niemand Grafiken,
- Sich zusammenrollen Grafiken,
- Tierfarbe Grafiken,
Alle anzeigen
Kategorien
- Hintergründe
- Strukturen und Muster
- Natur und Landschaften
- Rahmen und Bordüren
- Tattoos
Häufig gestellte Fragen
- Был ли ist eine lizenzfreie Lizenz?
- Bei lizenzfreien Lizenzen bezahlen Sie einmalig und können urheberrechtlich geschützte Bilder und Videoclips fortlaufend in privaten und kommerziellen Projekten nutzen, ohne bei jeder Verwendung zusätzlich bezahlen zu müssen.