Гладь иркутская — Областная газета OGIRK.RU
Салфетки, скатерти, подушки и даже большая шаль – все расшито удивительными узорами. Птицы, камыши, султанчики из мулине и шелка появляются на ткани под руками Нины Медведок и Валентины Щеновой – народных мастеров Иркутской области, членов «Союза мастеров народного искусства «ОНИКС». Они – хранительницы творчества Марии Азеевой – вышивальщицы, придумавшей иркутскую гладь.
Стежок на память
На стол выложена большая черная шаль, расшитая по краю растительным узором. Часть полотна уже украшена шелковыми цветами, остальная – эскиз, нарисованный белым. Нина Иннокентьевна сетует: стирается узор, трудно найти средство, чтобы и схема не стиралась, и готовое изделие не было испорчено разводами. Когда вышивка будет завершена, края шали украсят кисти.
Уже более 30 лет она и Валентина Щенова занимаются художественной вышивкой в особой технике – иркутская гладь. Ее придумала Мария Азеева (1926–2013), взяв за основу полтавскую гладь и русский шов, добавив рельефа и яркости, чтобы один цвет плавно переходил в другой.
– Мы повстречались с Марией Алексеевной в 1990 году. Она пришла на радиозавод, где мы тогда работали, и организовала кружок вышивки. Оттуда началась наша вышивальная стезя, – рассказывает Валентина Щенова. – До этого я занималась вязанием, оно более распространенным было. Нас же в школах вязать учили, а вышивать – нет. Мы под ее руководством все делали. 20 лет мы с ней были бок о бок.
– А я шитьем занималась, – добавляет Нина Медведок. – У меня было двое мальчишек, муж, и мне приходилось шить им все. Когда начала вышивать, то мне надо было красное, большое, яркое. Мария Алексеевна меня сдерживала. Сначала я бунтовала, но она объясняла все, и потом я смотрела на свое и под ее руководством вышитое, и понимала, что надо пороть. Она всегда говорила: «Кто из вас не будет пороть, от того никакого толку не будет. Если не можешь пороть, жалко тебе своих трудов, то ничего хорошего не получится!»
Как отмечают наши собеседницы, именно с Марией Азеевой они поняли, что вышивка – это настоящее искусство. «Она не только вышивальщицей была, она была художником!» – уверенно заявила Валентина Андреевна. Вышивальщицы работают только по рисункам своей наставницы, говорят, что к другим схемам душа не лежит.
– Мария Алексеевна учила брать от природы, говорила: «Присматривайтесь к природе, в ней все гармонично». Мы работаем только по ее рисункам, не считая русской народной вышивки – там техники совсем другие. И до сих пор никто не может нарисовать нам такой рисунок, чтобы нам понравилось, – разводят руками женщины. – Мы влюбились в Марию Алексеевну и ее рисунки, другие нам не подходят. Может, кто-то из молодежи придумает что-то.
Самой большой площадью, украшенной вышивкой, мастерицы называют покрывала. На наш вопрос, сколько же нужно времени для того, чтобы расшить одно такое покрывало, Нина Медведок и Валентина Щенова ответили, что девять месяцев.
– У меня горчичное, а у Нины серое было, – вспоминает Валентина Андреевна. – Это была саржа, подкладочная ткань. Мы за ней в Шелехов ездили! Время-то какое было, все стало исчезать, девяностые!
– Я всегда говорю, что как бы ни пришлось в жизни тяжело, вышивка нас спасла своей красотой, – уверена Нина Медведок. – Мы спаслись за счет этого: сядешь за вышивку и все плохое забываешь. Вышивка – это не про скорость, уверены они. Работа может занимать до года, и кроме цели украсить, самое главное – получать от вышивания удовольствие.
Вышитая Россия
Подушки, рушники и скатерти, украшенные иркутской гладью, путешествуют по российским музеям. Но не только по особому цветовому переходу можно понять, что это – из Иркутска. Иркутская резьба на фасадах домов также находит отражение в творчестве вышивальщиц. Узорные края полотенец – отсылка к особенностям местной архитектуры.
Весной 2022 года мастерицы представили Иркутскую область в акции «Вышитая карта России». Проект был инициирован министерством культуры Чувашской Республики. Фрагменты в виде субъектов страны отразили характерные узоры и техники каждой территории. Общий размер вышитой карты – 3 на 6,7 метра. Презентация полотна состоялась в Чебоксарах в преддверии Дня России.
Куратором проекта в Приангарье стала заведующая отделом «Ремесленное подворье» Иркутского областного Дома народного творчества, искусствовед Ольга Ращенко. Под ее руководством Нина Медведок, Валентина Щенова и любитель художественной вышивки Татьяна Качина вышили фрагмент нашего региона: восточнославянские орнаменты, традиционный орнамент прибайкальских бурят и иркутская гладь.
– Карта Иркутской области демонстрирует многонациональность региона, – подчеркивает искусствовед. – Орнаменты вписаны в круг, что символизирует Солнце, единство наций и круговые танцы, которые присущи практически каждому народу. В круговую композицию вплетены восточнославянские орнаменты, привнесенные в Сибирь переселенцами и бытующие по сей день у белорусов, украинцев, русских. Всю композицию связывает символ Иркутской области – бабр. Он выполнен в технике ковровой вышивки. Над бабром работала Валентина Щенова.
– Сначала мы озадачились: «Как? Что?» Понятия не имели, во что это выльется. И вылилось так, что Нина Иннокентьевна в Москве на презентации побывала! – смеется Валентина Андреевна.
И тем не менее остро стоит вопрос о сохранении наследия Марии Азеевой. Наши собеседницы с грустью отмечают, что кропотливая работа, которая может растянуться на месяцы, малопривлекательна для молодежи.
– Это очень трудоемко, требует много времени и внимания, – говорит Валентина Щенова. – Надо не только на занятии вышивать, но и дома продолжать.Мы попали в такой период, когда все рушилось, взять для души было нечего. И только благодаря Марии Алексеевне мы выжили. Мы жили в такой красоте!
Учебное пособие по вышивке гладью для начинающих — Bella Savoy
Стежки для вышивания
Автор Белла Савой
Содержание
Этапы
Советы
Видео
Если вы хотите быстро и легко создать простую гладью, вам подойдет простая застилающая строчка. Этот базовый стежок для вышивания идеально подходит для начинающих и является одним из наиболее часто используемых стежков, когда дело доходит до заполнения фигур. По сути, это ряды нитей, сшитых близко друг к другу, и их можно расположить вертикально, горизонтально или по диагонали для всех видов форм. Вы даже можете добавить атласный стежок поверх другого стежка, чтобы добавить немного набивки.
Когда форма полностью заполнена гладью, будь то открытое заполнение (где кусочки ткани все еще видны за стежками) или закрытое заполнение (стежки полностью скрывают ткань под ним), гладь будет оставляйте после себя ряды стежков, идущих от одного конца формы к другому.
Пошаговое руководство по вышивке гладьюДля начала нарисуйте простую фигуру, чтобы заполнить ее, например, в форме листа или чашечки, например, цветоложа.
Мне нравится делить фигуру и заполнять одну сторону, а затем другую, но вы также можете начать с левой или правой стороны фигуры и двигаться поперек. На самом деле нет правильного или неправильного, пока.
Итак, для этого сосуда для цветов я начну с середины.
Для атласного стежка требуется много ниток, поэтому перед началом убедитесь, что у вас их достаточно.
В этом уроке мы использовали закрытую заливку, которая покрывает ткань ниже. Чтобы создать открытое заполнение, расправьте стежки так, чтобы сквозь них проглядывали кусочки ткани. Разброс может быть равномерным между каждым добавляемым стежком или может варьироваться.
Добавьте отступы к гладью, добавив два слоя, лежащих перпендикулярно друг другу. Или сделайте нижний слой, используя другие стежки, такие как случайно расположенные стежки-семянки, или сначала обведите форму цепным стежком.
Не забудьте взглянуть на другие основные строчки для вышивания, которые можно использовать с гладью!
учебник по вышивальным стежкампростые стежки для вышиваниявышивка цветочных стежковвышивальный стежок для начинающих
Белла Савой
Как сделать гладью Free Motion
Всем привет, добро пожаловать обратно в Free Motion Friday.
На днях читатель спросил, могу ли я объяснить, как делать атласный стежок со свободной подачей материала. Я сказал, конечно, не проблема, я могу это сделать.
Обычная атласная строчка
Атласная строчка на подставке для снеговика
Обычно атласная строчка создается очень плотным зигзагообразным стежком. Длина стежка очень короткая – 1,0 или меньше, в зависимости от того, насколько плотный атласный стежок вы хотите. Если я хочу действительно плотную атласную строчку, то я уменьшу длину стежка до 0,5.
Ширина стежка может быть настолько большой, насколько позволяет отверстие лапки. Некоторые машины могут работать только с шириной стежка 5,0, в то время как другие могут создавать ширину стежка до 9..0. Я не люблю действительно широкие атласные стежки и обычно устанавливаю на своей машине значение 2,5–3,5 в зависимости от того, что я вышиваю.
Обычный атласный стежок – очень равномерный, ровный и четкий стежок. Вот пример вышивки гладью на открытке со снежинкой, которую я создала для обмена открытками в декабре прошлого года. Ширина стежка выглядит примерно 3,0, а длина около 1,0.
Обычная атласная строчка
Этот стежок выполняется с поднятыми транспортерами ткани – они перемещают ткань под лапкой. Когда длина стежка очень короткая, лучше просто позволить машине перемещать ткань и делать свою работу. Нет смысла торопиться, иначе вы можете получить пробелы в стежках из-за того, что толкаете ткань вперед — это очень похоже на пропущенные стежки.
Атласный стежок — это очень распространенный стежок для сшивания краев аппликаций и деталей, как показано здесь на моем современном коврике для кружки с линейными линиями.
Атласный стежок на ковре-кружке
Свободный атласный стежок
Этот вид атласного стежка выглядит очень органично — он далеко не такой ровный и равномерный, как предыдущий. Используется лапка со свободным ходом, зубчатые рейки опущены, а ограничения на длину и ширину стежка не устанавливаются — всем этим управляете вы, а не машина.
Это один из моих любимых стежков.
Необходимо перевести машину в режим свободного хода и отпустить гребенки транспортера. Я использую стопу с открытым носком только потому, что с ней я вижу лучше, а с закрытым носком это работает. Машину также необходимо настроить на зигзагообразную строчку, чтобы игла двигалась из стороны в сторону, а не вверх и вниз.
Это форма свободного движения зигзага – стежок, который я использую, чтобы сшить лепестки моего подсолнуха Барджелло. Разница в том, что я делаю его более однородным — не таким зубчатым, ближе друг к другу и меньше.
Крупный план строчки на лоскутном одеяле с изображением подсолнуха барджелло
Стежок
Для начала я установил положение иглы прямо внутри формы аппликации. Помните, что я контролирую, куда идут моя игла и ткань, так как зубчатые рейки опущены, и это шитье со свободной подачей материала.
Игла готова к вышиванию
Начало вышивания Я продвигаюсь вперед примерно на ¼″, закрывая стежки не слишком широкими. На фото ниже вы можете видеть, что на этом этапе швы неплотные.
Прострочите вперед на четверть дюйма
Затем прострочите назад то, что только что прострочило. Нет необходимости поворачивать ткань или что-либо еще, так как ткань будет очень легко двигаться назад, так как гребенки транспортера опущены. Как вы можете видеть, атласный стежок начинает заполняться.
Прострачивание последних ¼″ стежков в обратном направлении
Я снова меняю направление и продвигаюсь вперед по тому, что я только что прошил, создавая красивый плотный атласный стежок.
Переход к тому, что было только что вышито, и создание нового участка строчки
Продолжайте в том же духе вокруг формы. Как вы можете видеть на фото ниже, строчка довольно плотная и не такая ровная, как обычная гладь. Просто другой вид, дающий более вычурный вид.
Выполняется атласный стежок
Я также могу работать очень медленно, так что мне нужно сделать только один стежок, а не ходить туда-сюда по области, но я обнаружил, что медленная работа не всегда создает такую плотную строчку, как мне хотелось бы, поэтому я идти туда и обратно.
Я нахожу, что этот тип атласного стежка выполняется немного быстрее, чем обычный, но все равно занимает много времени. Эти формы на моем лоскутном одеяле Funky J требуют много времени, чтобы сшить их. И в этой версии по-прежнему используется столько же ниток, сколько и в обычной атласной строчке.
Вот короткое видео, демонстрирующее, как я делаю гладью со свободной подачей.