Рисунок батик: Нанесение рисунка на ткань | БАТИК и Я

Содержание

Технология батика. Роспись ткани. Горячий батик. Холодный батик. Как расписать ткань?

Уважаемые посетители! Данный сайт теперь доступен по новому адресу: Ольга-батик.рф

I. Подготовка к работе.
1.Разработка эскиза.
2.Рисование кальки.
3.Выбор ткани.
4.Подготовка ткани.
5.Натяжка ткани на раму.
6.Перевод рисунка с кальки на ткань.
7.Приготовление резерва:
  • Для холодного батика.
  • Для горячего батика.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II. Роспись изделия.
1.Способ холодного батика.
  • Наведение резерва.
  • Роспись изделия красками.
  • Дополнительные эффекты.
2.Способ горячего батика.
  • Расписывание изделия воском и красками
  • Применение эффекта кракле.
  • Удаление воска с готовой работы.
III. Закрепление краски на изделии.
Запаривание изделия.
IV. Заключительный этап.

I. Подготовка к работе.

1.Разработка эскиза.

Нарисуйте небольшой эскиз, при помощи карандаша, на листе плотной бумаги (на ватмане формата А5, А4 или А3). Раскрасьте эскиз акварельными или гуашевыми красками, можно использовать тушь. В эскизе соблюдайте композиционную уравновешенность. Не забудьте про центр композиции. Раскрашивая эскиз, гармонично сочетайте цвета.

Примеры сочетания цветов:  

2.Рисование кальки.

Возьмите миллиметровку такого размера, какого Вы хотите сделать ваше изделие.

Карандашом или маркером нарисуйте схему рисунка, исходя из готового эскиза. Изготовление кальки нужно для точного переведения задуманного рисунка на ткань.

3.Выбор ткани.

Для работы выбирайте только 100% натуральные ткани, лучше шелковые, такие как: крепдешин, шифон, китайский шелк, эксцельсиор и т. п. Иначе не удаться зафиксировать краску на ткани и труд будет напрасен.

4.Подготовка ткани.

Перед росписью ткань нужно подготовить: прополоскать в воде с шампунем или в специальном кондиционере для белья. Это нужно для лучшего растекания краски по ткани.

5.Натяжка ткани на раму.

Возьмите специальную раздвижную раму для росписи ткани (продают в художественном салоне) или сделайте сами (сколотите из деревянных планок по размеру изделия). Ткань на раму натягивают по часовой стрелке на специальные крючки или на обыкновенные кнопки. Натягивайте ткань туго, как «барабан», с сохранением перпендикулярности нитей. Неправильная натяжка приведет к искажению рисунка.

6.Перевод рисунка с кальки на ткань.

Готовую кальку, при помощи иголочек с «ушками», подколите с изнаночной стороны на натянутую ткань. Просвечивающейся рисунок переведите с кальки, очень тонкой линией карандаша. Если рисунок просвечивается сквозь ткань плохо, то его можно перевести с помощью стеклянного стола, поставив под стол подсветку. При хорошем просвечивание, линии можно обводить сразу резервом.
После окончания перевода рисунка отколите кальку.

7.Приготовление резерва.
  • Для холодного батика.

Для холодного батика используется специальный резервирующий состав, который можно купить в художественном салоне или сделать самим.
Для приготовления резерва нужно:
парафин — 80г; резиновый клей — 300-400г; бензин (чистый) или уайт спирит — 300-400г; канифоль — 3-4г (для вязкости)-можно обойтись и без нее.

Все компоненты нужно смешать и варить на водяной бане, в жестяной посуде, примерно 40 минут. Не в коем случае не варите на открытом огне!
Чтобы получить цветной резерв надо: на бумагу выдавить немного масленой краски нужного цвета и оставить на 2 часа для обезжиривания. Затем краску нужно перемешать с готовым резервом.
Внимание! Все компоненты для приготовления резерва огнеопасны! При работе с резервом соблюдайте технику безопасности! Обязательно проветривайте помещение!

  • Для горячего батика.

Чтобы приготовить резерв для горячего батика нужно:
воск или вощина — 100г; парафин — 400г.
Все компоненты разогревают, до полного расплавления, на водяной бане, на электрической плитке. Не в коем случае не разогревайте на открытом огне!
Такой резерв готовят рядом с работой, иначе восковая смесь остынет.

II. Роспись изделия.

1.Способ холодного батика.

В холодном батике, все формы рисунка, имеют замкнутую контурную обводку, которая препятствует растеканию краски.
Работы выполненные в этой технике получаются графичными и декоративными.

  • Наведение резерва.

Резерв набирается, в специальную стеклянную трубочку, с помощью спринцовки, и наносится по видимому контуру рисунка. При наведении резерва, в начале линии, не должно быть капель. Линия должна быть ровной и четкой. Следите чтобы резерв пропитывал ткань. Зарезервированная плоскость должна быть замкнута, иначе краска вытечет за пределы плоскости.
Если Вы хотите сделать наводку бесцветным резервом, то после высыхания она будет почти не видна. С такой наводкой, красить изделие, новичкам будет сложно.
Наводка сохнет 1-2 часа. По окончании работы не забудьте проветрить помещение.

  • Роспись изделия красками.

Для росписи Вам понадобится кисточка (колонок, синтетика или белка) подходящего размера (от №1 до №10.) Так же Вам понадобятся анилиновые краски для росписи ткани.
Расписывать изделие красками, начинайте с более светлых тонов, стараясь не задевать резервные линии и другие плоскости. Если краситель протек сквозь резерв, то дождитесь высыхания краски, а за тем обведите резервом «пробивший» контур. Образовавшееся пятно разотрите водой при помощи твердой кисти (колонок) или закрасьте, плоскость с пятном, более темным тоном краски.
Расписывайте изделие в соответствии с эскизом. Помните, что краситель после высыхания становится более светлым. Для точной подборки цветов, сделайте палитру (наведите резервом квадратики и раскрасьте их) не на рабочем куске ткани.

  • Дополнительные эффекты.

Очень красивых эффектов можно добиться, посыпав на влажную поверхность ткани: соль или мочевину (удобрение для огорода), или сухой анилиновый краситель.


2.Способ горячего батика.

Работы выполненные в технике горячий батик получаются более живописные, без четкого контура.
В качестве резерва, в горячем батике используется горячий воск.

  • Расписывание изделия воском и красками.

Для крашения ткани красками Вам понадобится кисточка (колонок, синтетика или белка) подходящего размера (от №1 до №10.), а так же анилиновые красители.
Восковую смесь наносят с помощью натуральной кисти (щетина, белка).
Сначала воском нужно покрыть самые светлые места. Резервирующее вещество должно быть горячим и пропитывать ткань. После того как нанесенный воск остынет, нанесите светлые тона краски. Так слоем за слоем утемняйте работу, пока не будет достигнут результат, в соответствии с эскизом.

Воск на ткань можно наносить живописными мазками или брызгать с помощью щетинистой плоской кисточки.

  • Применение эффекта кракле.

Вы можете применить эффект кракле. Для этого, всю работу нужно покрыть восковой смесью. Когда воск остынет, снимите готовую работу с рамы и подержите ее в холодном месте. Затем помните изделие, в тех местах, где Вы хотите сделать эффект трещинок. Кисточкой обезжирьте работу, используя мыльный раствор. Нанесите темную краску в места трещинок. Тряпочкой уберите излишки краски и дайте работе высохнуть.
Потренируйтесь на ненужном куске ткани, выполнять этот эффект, иначе Вы рискуете испортить свою работу.

  • Удаление воска с готовой работы.


Перед запаркой удалите воск с работы, прогладив изделие через бумагу (газеты).

III. Закрепление краски на изделии.

Запаривание изделия.

Чтобы закрепить краску, нужно запарить изделие.

Для запарки, заверните изделие в чистую бумагу (можно в газеты), так чтобы ткань не соприкасалась сама с собой.

Завернутую работу подвешивают в специальном баке, на дно которого кладутся камни и наливается вода, столько, чтобы при кипении, брызги воды не попали на ткань. Работа также не должна касаться стенок бака. Бак закрывают, сверху, подушкой с песком и крышкой. Процесс запаривания длится 40-60 минут.

IV. Заключительный этап.

После запаривания разверните изделие из бумаги. Далее прополощите в воде с уксусом. Полоскать нужно для удаления лишней краски и для закрепления окрашенного.
Высушите изделие, а затем отгладьте. Подшейте изделие, если это панно, то натяните его на декоративную раму.
Вы можете декорировать изделие по своему вкусу и фантазии.
Ваше изделие готово!

Материал подготовлен художником-дизайнером Ольгой Окжамс


Искусство батика. — Технология (девочки) — Презентации

История создания батика

Что означает слово «батик»?

Батик это — рисунок нанесенный особым способом, специальными несмываемыми красками на ткань. Батик — batik — индонезийское слово. В переводе с Индонезийского слово -bа — означает хлопчатобумажная ткань, а -tik — «точка» или «капля». Ambatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать.

Само слово «батик»- яванского происхождения, что в переводе означает «рисование горячим воском».

Из истории

Батик пришел к нам буквально «через Яву с Суматрой». Впрочем, получение узора на ткани с использованием резервирующего состава относится, кажется, к тем универсальным изобретениям, которые совершаются разными обществами независимо друг от друга. Способ росписи ткани был известен и в доколумбовой Америке, в Африке, и в Китае, и в Европе.

Технология изготовления

.

Приступаем к изготовлению холодного батика. Выбираем ткань для батика — натуральный шелк, обычный отечественный. Необходима рама для ткани и знание, как ею пользоваться. Ткань на раму — крепим обычными канцелярскими кнопками. Удобнее крепить ткань к раме скобами, с помощью степплера, но потом процедура снятия ткани с рамы более трудоемкая.

Натягивать ткань нужно со всех сторон — это однозначно. Если вкалывать кнопки слишком редко — рисунок исказится, пойдет волнами. Ткань может оказаться короче рамы. В этом случае или прикручиваем к раме шурупами поперек рейку.

Приготовление резерва. Резерв препятствует проникновению краски за «границу». Его «упрощенный» состав — резиновый клей плюс уайт-спирит. Преимущество такого состава резерва в том, что после закрепления все становится мягким и чистым, ничего не нужно удалять!

И так… Выдавливаем 1 тюбик клея в пол литровую баночку, добавляем немного уайт-спирита и ставим банку на водяную баню на маленький огонь. Помешивая, доводим резерв до нужной консистенции.

Стеклянные трубочки выглядят так: тоненький изогнутый носик с отверстием (радиус у трубочек разный), потом идет «место» для резерва (полый шарик), дальше — трубочка.

Кисточки для нанесения краски на ткань искусственные.

Холодный батик

Наносим при помощи трубочки резерв на ткань — рисуем, что хотим, а потом, когда он высох — отдельные места закрашиваем нужными оттенками. Холодные к этому времени краски греть не нужно, поэтому и батик — «холодный».

Закрепление. После полного высыхания снимаем ткань с рамки. Кладем ее на сухую мягкую ткань и накрываем ее такой же тканью. Аккуратно сворачиваем, чтобы батик к батику не касался. Завернем этот «конвертик» в газету (иначе влага пропитает сам батик и он «поплывет»).

В кастрюлю (40 л) наливаем воды сантиметров 15, доводим до кипения, добавляем немного уксуса и подвешиваем упакованный батик в нее так, чтобы он не дотрагивался до стенок и воды. Закрываем кастрюлю и выдерживаем на малом огне минут сорок или час…

Внимание! Под крышку надо положить какое-нибудь покрывало, чтобы вода, которая скапливается под крышкой, не капала на пакет.

Далее… вынуть, распеленать, и постирать в холодной воде с щадящим моющим средством. Быстро постирать-прополоскать и тут же высушить утюгом через ткань. Вот и все хитрости!

В технике горячего батика больше возможностей оформления тканей, чем в технике холодного батика. В этой технике можно выполнить декоративные подушки, скатерки, шторы, а также ткань для платья, юбки, блузки.

Горячий батик

Для работы в этой технике нужно прежде всего подготовить соответствующую восковую смесь, используя озокерит и пчелиный воск в соотношении 1:3. Если вместо озокерита используют парафин (бытовая свечка), то его следует смешивать с воском в соотношении 3:2 . Эта смесь мягкая, эластичная, хорошо ложится на ткань, не отстает от нее, в отличие от покрытия одним только парафином. Если слой резерва отслаивается, то на оголенную часть плоскости ткани затекает краситель «чужого» цвета, образовывается пятно, которое, конечно, портит общую композицию рисунка.

Перед началом росписи в технике горячий батик ткань промывают в горячем содовом растворе (на 10 л воды -1 столовая ложка соды). Содовый раствор смывает все промышленные добавки, которые используют во время обработки. Ткань становится чистой и немного усаживается, что предотвращает деформацию рисунка после нанесения его на ткань. Когда ткань просохнет, ее натягивают на раму.

Рисунок наносят простым карандашом). Следующий этап — нанесение воскового слоя. Расплавленным воском сначала покрывают те плоскости, на которые предполагается наносить краску потемнее. Свободные от воска плоскости красят в светлые тона. Для этого ткань погружают в раствор красителя светлого тона. Потом ее вынимают, сушат и, проложив между несколькими слоями мягкой бумаги или газет, гладят горячим утюгом и тем самым снимают слой воска. Далее воском покрывают только что выкрашенный участок, а также те, которые не должны краситься в новый, второй за тональностью цвет. Повторяют весь процесс крашения ткани и снятия воска. Перед последним этапом — окрашиванием плоскости ткани в самый темный цвет (черный, темно-коричневый и т.п.) все плоскости, покрытые восковым резервом, можно слегка помять. На воске появятся небольшие трещинки, сквозь которые на ткань попадет краситель после погружения ее в раствор. Весь рисунок покрывается эффектной сеткой. В зависимости от направления трещин (горизонтально, вертикально, по диагонали ли по рисунку) образовывается дополнительный графический рисунок.

Горячий батик

Горячий воск на большие плоскости ткани наносят широкими кистями, а для нанесения линий пользуются тонкой кистью. Чем воск горячее и жиже, тем лучше. Его наносят быстрыми движениями, пока он не застыл. Если в местах, покрытых воском, ткань не потемнеет, значит воск не прошел в поры ткани, он застыл. Горячий воск должен хорошо пропитать волокна ткани, иначе во время окраски краситель попадет на те участки рисунка, которые на этом этапе раскрашивать не предполагалось.

Краски разводят в горячей воде.

Небольшие изделия можно красить также кистью, губкой, аэрографом.

С разрисованной способом горячего батика ткани следует удалить воск. Это делают так же, как и во время промежуточных операций. Нагревание ткани утюгом до высокой температуры (100 °С) проявляет и частично закрепляет краситель. Цвет становится ярче и не так сильно смывается во время влажной обработки. Этот метод самый подходящий для обработки панно и других декоративных изделий, которые не надо часто стирать. В технике горячего батика больше возможностей оформления тканей, чем в технике холодного батика. В этой технике можно выполнить декоративные подушки, скатерки, шторы, а также ткань для платья, юбки, блузки.

Используя очень простые способы, можно выполнить линейный рисунок в полосу, клеточку, контурный рисунок, разнообразные круги от мелкого горошка до больших кругов, которые входят друг в друга и напоминают диск солнца. .

Для создания рисунка в полосы или клетку ткань складывают, перевязывают шнуром и в таком виде красят .

Чтобы выполнить рисунок в круги (одни или несколько), делают шарики из ваты разного объема или обвязывают тканью пуговицы разных размеров.

Виды батика

Сейчас батиком называют практически все виды ручной росписи ткани: узелковый батик, холодный батик, горячий батик, роспись с помощью аэрографа. Это очень тонкое искусство, ведь раз нанесенную краску уже ничем не сотрешь, не закрасишь.     Узелковый батик зародился и получил широкое распространение в Индии. Это наиболее древний и простой способ окрашивания ткани. Техника узелкового батика имеет много названий: лахерия, бандхни, тритик, планки. Ткань перевивают жгутом и плотно обматывают те места, где должны быть полосы, а затем опускают в краску. После развязывания места свивки остаются непрокрашенными. Результат зависит от системы завязывания: можно получить рисунок из кругов, окружностей, вертикальных или горизонтальных полос и др.     Для холодного батика характерен лаконизм, элегантная чёткость контуров рисунка. Сначала наносится основной контур рисунка специальным составом из резинового клея или бензина, раскрашивая рисунок разными красками, получают орнаменты и картины. Для создания фактуры используются различные солевые эффекты. С этим батиком можно делать всё, что угодно — стирать любым моющим средством, даже хлорным отбеливателем, можете утюжить, стирать в стиральной машине на 60 -40 градусов, носить изделие под палящим солнцем и т.д. — вам гарантировано качество на несколько лет.     Батик горячий вдумчив, загадочен, живописен, глубок, цельный и зрелый. Горячий батик отличается тем, что в работе употребляется разогретый парафин, который наносят на ткань или специальными инструментами, или кистью. Он может быть выполнен на хлопке или шелке. На хлопке лучше смотрится грубоватый или геометрический рисунок.

Батик в России

В России батик появился примерно в 20-е годы. Русские художники восприняли европейскую технику и стилистику, но не знали истоков и не опирались на какую-либо традицию. Они объединялись в артели и занимались производством платков, шалей и редко получали заказы на театральные и сценические занавеси или шторы для кафе. В 30-х годах занятие батиком было замечено и поддержано на правительственном уровне: издано несколько пособий по технологии, организовано несколько фабрик. В 50-х годах в области батика остались известны имена таких художников, как А. Алексеева, Т. Алексахина, Н.Вахмистров, К. Малиновская и др. Именно они стояли у истоков развития батика в нашей стране.

Влияние батика на новые поколения

Как пристрастить ребёнка к искусству, отстранить от телевизионного безумия, вырвать из его вены шприц с инъекцией жестокости и тупости? Неожиданно, но искусство батика дает на это ответ. И батик, что отрадно, продолжает свое триумфальное шествие по России.

По батику издается много книг, есть «батиковые» сайты в Интернете, всем доступны хобби-инструкции для начинающих. ( « Art2human.ru » http//www.designbook.coom.ua.)

Нужен ли нам батик? Мнение специалиста

Дети всем интересуются — от резьбы по дереву до батика, от керамики до граффити. И всем этим мы с ними занимаемся. Для детей батик привлекателен тем, что всё тут сделать можно очень быстро. Резервом наносится контур, краситель мгновенно заполняет выделенное пространство, быстро можно передать настроение, создать образ. Это не кистью раскрашивать, сразу возникает красивый эффект. Детям это нравится. Сейчас удивительно много талантливых детей. В батике очень интересно работать. Батиком начинают заниматься с самого маленького возраста, с 5—6 лет. Для малыша надо один раз набить ткань по четырём углам рамки. В следующий раз он всё сделает сам — берёт молоток, набивает ткань, натягивает её. Он сопит, бьет пальцы, но это профессия, работа руками. И вот он придумал, например, цветочек. И нарисовал. Это уже акт творчества. Ребята постарше находят более сложные рисунки, делают эскизы, подбирают тона. Причём мальчики, которые в школе слывут дикими разбойниками, здесь преображаются. Они приходят — у них уже руки дрожат. В школе нет проблем с поведением, они сидят и работают, ничего вокруг не видят. Это им безумно интересно…

Можно ли считать батик искусством?

В пантеоне искусств за батиком, вероятно, закреплено место между монументально-декоративными видами искусств и декоративно-прикладными, условно говоря, между мозаикой и художественной вышивкой, впрочем, на горизонтали, чрезвычайно близкой к ряду женских рукоделий. При этом нельзя сказать, что батиком занимаются преимущественно женщины. Нет, создает, например, батики львовский киевлянин Вадим Корженко, в Черкассах — отец и сын Суржиковы, в Европе «гуру европейского батика» называют Иохима Бланка.

Что можно расписать с помощью батика?

Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать предметы интерьера, одежду, картины на шелке даже тем, кто никогда раньше не занимался оформлением ткани.

Вывод:

Батик — это красота и стремление к гармонии. Какие бы времена ни были, мы постоянно к этому стремимся. Батик передает то неуловимое, что есть вокруг нас — чистоту, прозрачность, эйфорию. Батик — это добрые, восторженные, искренние чувства души”.

Роспись по ткани — это захватывающее и красивое искусство. Художественные приемы этого вида росписи настолько разнообразны, что каждый сможет найти технику себе по душе.

Задача проекта:

Познакомить старшеклассников с искусством батика.

Задание:

Разработать на основе полученной информации эскизы для изготовления штор, драпировок, панно для интерьера школьного актового зала.

Вопросы по тексту:

  • Можно ли считать батик искусством?
  • С какими техниками схожа техника батика и чем?
  • Нужен ли современному обществу батик?
  • В какие годы батик появился в России?
  • Для изготовления чего используют батик?
  • Какая страна считается родиной батика?
  • Где в батике кончается ремесло и начинается искусство?
  • Что означает слово «батик»?

Сопроводительный текст.

Тема: «История создания батика». Автор: Студентка 3 курса группы «Г». Лобанова О.А. Московский Педагогический Государственный Университет. Художественно- графический факультет. Цель презинтации: Познакомить ребят с искусством батика, как одним из видов особого искусства, дать им полную информацию о техниках батика и их изготовлении. Развить чувство эстетики. Анатация. Данный текст несет в себе информацию о батике как одном из видов искусства. Дети получат материал в электронном виде и узнают много интересного из истории возникновения батика, о том какие великолепные вещи можно создать, как выполняется «горячий» и «холодный» батик и многое другое. Ресурсы: (batikdesign.narood.ru., batik.studio.ru., art.batik.ru., batik.ru.) Москва- 2007.

Batik Pattern — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает более старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 1000+ релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )

  • Дизайны, темы, шаблоны и графические элементы Batik Pattern, которые можно загрузить на Dribbble

    1. Посмотреть Анггрека

      Анггрек

    2. Посмотреть Тирта Теджа

      Тирта Теджа

    3. Посмотреть шаблон оформления листьев

      рисунок листьев

    4. Посмотреть шаблон повторения комиксов DC

      Повторяющийся шаблон комиксов DC

    5. Посмотреть дизайн фона батика для визитной карточки

      Батик фон для визитной карточки

    6. Посмотреть Королевский батик, бесшовные принты и мотивы

      Королевский батик, бесшовные принты и мотивы

    7. Посмотреть выкройку для текстиля (WIP)

      Текстильный узор (WIP)

    8. Посмотреть Megamendung Batik

      Батик Megamendung

    9. Посмотреть F0111YP

      F0111YP

    10. Посмотреть искусство батика с геометрическим орнаментом

      Искусство батика с геометрическим орнаментом

    11. Просмотреть Sejauh — дизайн мобильного приложения🍃

      Sejauh — Дизайн мобильного приложения🍃

    12. Посмотреть узор батика

      Узор батик

    13. Посмотреть ботанический узор батика Vol. 2 — графический набор

      Ботанический узор батика, том 2 — графический набор

    14. Посмотреть шаблон розы

      Узор с розами

    15. Посмотреть этнический рисунок

      этнический узор

    16. Посмотреть цветочный дизайн батик

      цветочный узор батик

    17. Посмотрите мою дипломную работу, посвященную Михаилу Врубелю. Батик 2

      моя дипломная работа, посвященная Михаилу Врубелю. Батик 2

    18. Посмотреть цветочный этнический узор

      цветочный этнический узор

    19. Посмотреть школьную форму Батик

      Батик школьная форма

    20. Посмотреть цветную ботаническую иллюстрацию — графический набор

      Цветная ботаническая иллюстрация — графический набор

    21. Посмотреть Бесшовный векторный рисунок.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *