Рисование песком полезно любому ребенку, и вот почему
Рисование песком — это не только необычный вид изобразительного искусства, но и эффективный и очень популярный метод арт-терапии. Мы уже говорили об играх с песком, а сегодня речь пойдет о том, как превратить рисование этим материалом в увлекательные занятия, помогающие развитию ребенка. Своими любимыми приемами рисования песком делится детский психолог, песочный терапевт Наталия Калиниченко.
Наталия Калиниченко, детский психолог (центр детского досуга «Умники club», Ярославль), сказкотерапевт, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии
Почему этот метод так популярен
Песочную терапию как способ работы с эмоциональной сферой ребенка при социальных и семейных проблемах широко используют психологи, психоаналитики, а также педагоги и логопеды. Сегодня игры педагогической и творческой направленности доступны любой маме, в распоряжении которой есть сам песок и емкость, в которой можно создать песочницу.
У песка как материала для развивающих игр есть несколько достоинств. Во-первых, он приятен на ощупь, взаимодействие с ним расслабляет, снимает эмоциональное напряжение. Дети любят играть с сыпучими материалами, поэтому он идеален для занятий с малышами, которые совсем не любят учиться. Через работу с песком можно разобрать массу тем, которые, например, нужно освоить при подготовке к школе.
Во-вторых, этот материал можно использовать для решения самых разных задач. Рисование песком помогает развивать моторику, сенсорику, креативное мышление; когда малыш рисует сразу двумя руками, это способствует развитию межполушарной асимметрии.
В-третьих, песок нивелирует страх неудачи у ребенка: при работе с ним невозможна такая ситуация, когда у малыша совсем ничего не выходит. Это очень важно для детей с повышенной тревожностью. А если что-то не получается, всегда можно встряхнуть песок и начать заново.
Что нужно для рисования песком дома
Sand-art, или метод рисования песком, изначально предполагает занятия на специальных столах со световой подсветкой или световых планшетах. Но для игр, о которых расскажу я, такое оборудование вовсе не обязательно. Можно использовать полупрозрачный поднос и подсвечивать его снизу настольной лампой. Или же просто наполнить любой глубокий поднос песком, лучше специализированным, из магазина. Если нет возможности его найти, можете взять обычный уличный песок — просейте его и прокалите его в духовке или микроволновой печи. А можно взять обычную манную крупу, она тоже сыпучая и похожа на песок.
Как начать работать с песком
Первое, что нужно сделать, — познакомить ребенка с возможностями песка и собственных рук. Пусть малыш погрузит обе руки в песок, почувствует его, попересыпает, расслабится. После этого можно показать различные приемы рисования. Для начала попросите малыша поставить все десять пальчиков на песочек и «потоптать» ими (хаотично двигаться одновременно двумя руками по песку): так получится первый рисунок. Похвалите ребенка за это: «Как красиво! По-моему, это салют! А ты что здесь видишь?».
Далее мы знакомим ребенка с другими приемами рисования. Можно взять игрушки для визуализации, особенно если вы играете с детьми 3−4 лет. Например, можно слепить колобков из теста: маленького, среднего, большого, и рассказать историю. «Маленький колобок хочет погулять, но вокруг пески, пустыня. Давай сделаем ему дорожку?». Начните с того, к чему привык ребенок: рисовать одним пальцем. Покажите ему, как нарисовать тропинку: нужно провести волнистую линию, это могут все дети. Потом — дорогу: прямую линию. Возьмите второго колобка: «Он тоже хочет пойти погулять, но первая тропинка для него слишком узкая. Давай сделаем ее пошире». Крепко соедините указательный и средний палец ребенка и рисуйте такую же извилистую кривую линию, потом прямую дорогу. Здесь дети с недостаточно развитой моторикой, с низким тонусом рук могут столкнуться с трудностями: им будет сложно держать два пальца вместе и работать ими. Но это все поддается тренировке как раз при помощи игр с песком.
Когда вы берете самого большого колобка, рисовать для него тропинку нужно уже тремя пальцами. А можно взять игрушку размером еще больше и предложить ребенку использовать кулачок, чтобы нарисовать тропинку. Если кулачок прижать и провести по планшету или подносу, то образуется широкая линия.
Продолжаем игру: «Наши герои пошли гулять по пустыне, посмотрели вверх и увидели красивые пышные облака». Используем ту же часть кулачка, прижимаем к песку и совершаем вращательное движение, и так в трех местах — вот и получилось кучевое облако. Можно еще показать ребенку, что можно рисовать ребром ладони. Главное, чтобы он попробовал все названные способы рисования: одним пальцем, несколькими и так далее.
Развитие межполушарной асимметрии
Рисование сразу двумя руками развивает межполушарную асимметрию, то есть взаимодействие правого и левого полушарий мозга. Когда наши полушария «дружат», мы становимся быстрее и сообразительнее. Заниматься этим важно с раннего возраста, когда головной мозг в активной стадии развития.
Начните с рисования симметричных предметов, сначала вы, а потом ребенок по вашему примеру. Разделите поднос линией пополам, чтобы ребенок сразу видел право и лево. Со временем ребенок уже будет осознавать, где какая сторона, и черту ставить не нужно. На этой разделительной линии поставьте точку. Пусть ребенок поставит на нее по пальцу правой и левой руки и начнет совершать обеими руками одновременные и зеркальные движения. Самое простое, что можно нарисовать, — солнышко: ставим указательные пальцы в одну точку, правая рука совершает полукруг вправо, левая влево. Следим, чтобы пальцы двигались одновременно и пришли в одну точку. Получается круг. А потом можно всеми остальными пальчиками пририсовать к кругу лучики — получится солнышко. Усложняйте: рисуйте домик, яблоко, грушу, бабочку с узорчатыми крыльями.
Чтобы упражнение было эффективным, следите, чтобы обе руки двигались одновременно. Если у малыша не получается эта синхронность, то мягко его направляйте. Но если долгое время все равно не получается, возможно, это сигнал о том, что стоит показаться нейропсихологу. Специалист подскажет, как еще можно развивать зоны мозга малыша.
Предлагайте ребенку дополнить рисунок, готовый наполовину: дорисовать левую часть, если малыш правша, и левую, если наоборот.
Развитие пространственной ориентации
Попросите ребенка: «Нарисуй в середине нашего подноса яркое солнышко». Ребенок находит середину, если затрудняется, нужно ему подсказать, и рисует солнце. Дальше, в зависимости от знаний малыша, рисуем картину в пространстве: просим изобразить облако над солнышком, под ним домик, справа от домика дерево. Можно добавить фигурки: «Положи бабочку под солнышко, птичку над домиком», и так далее. Если мы готовим ребенка к школе, можно усложнить это задание: дать буквы и попросить малыша: «Подпиши свою картину. Положи на солнышко ту букву, со звука которой оно начинается».
Познание окружающего мира
Игры с песком помогут познакомить малыша с различными явлениями природы. Вам понадобятся разноцветные листы бумаги. Изучая времена года, возьмите листочки зеленого, желтого, красного, голубого цветов. Кладите их на поднос в том порядке, в котором меняются сезоны, засыпайте песком. Ребенок может почистить ладошкой песок и увидеть голубой цвет. Мы спрашиваем: «Какое это время года?» и предлагаем ребенку вспомнить, что бывает зимой и нарисовать, например, дерево без листьев. Расчищаем дно дальше и видим зеленый цвет: это весна. Пусть малыш снова рисует ствол, но уже с листочками, которые вырастут на дереве, если «потопать» пальчиками.
Можно перед игрой с разноцветной бумагой показать ребенку различные листочки: березы, дуба, клена. Ребенок рисует симметрично, двумя пальчиками эти листочки, под которыми проступает зеленый лист. Мы спрашиваем: «Когда листочек бывает зеленым?». Это упражнение формирует у ребенка понимание симметрии, и знания о мире.
Запоминание цифр и букв
Для маленьких детей, которые пока не владеют счетом и грамотой, буквы и цифры — это просто бессмысленные значки. Как легче всего их понять и запомнить? При помощи активизации ассоциативной, зрительной и сенсорной памяти.
Сначала мы показываем правильное написание буквы или цифры. Затем мы берем пальчик ребенка, и он в точности повторяет все сделанное нами. Можно завязать ему глаза, и тогда он будет рисовать символ, представляя себе его образ.
Следующий уровень — «стереть» свой рисунок, встряхнув песочницу, и попросить ребенка нарисовать букву или цифру самостоятельно. Пусть ребенок постепенно уменьшает размер символов. Тренируйтесь, пока не получится аккуратно. Затем встряхните планшет и скажите, что буквы, как люди, любят жить семьями. У буквы О есть большой высокий папа, мама чуть пониже, дети, тетушки и другие родственники. Рисуем слева направо, приучая так к автоматическому направлению чтения. Слева рисуем большую букву О, затем постепенно уменьшаем. Так ребенок будет не только развивать моторику, но еще и повторять соотнесение размеров. Если ребенок маленький, пусть строит семьи фигур, например квадратов и кругов.
Потом переходим на уровень ассоциирования. Рисуем букву в центре подноса: «За буквой О гонится Буквоедик, давай спасем ее? Для этого придется спрятать ее в какой-нибудь предмет». Мы подключаем фантазию и стараемся создать среду, в которой ребенок раскроет свои творческие способности и особенности восприятия: до чего можно дорисовать букву О? До солнышка, до лица, до части очков, до колеса. Можно обратить внимание, что ребенок использует как ассоциацию — это слово-символ можно потом использовать для запоминания буквы. Как правило, дети, сначала запоминают, на что буква похожа, затем саму букву.
А для лучшего запоминания цифр можно придумать сказку-путешествие, в которой цифры будут превращаться в различные предметы окружающего мира, чтобы кому-нибудь помочь. Например, единичка может стать столбом для линий электропередач, если в городе порвутся провода, а восьмерка порадует детей в жарких странах, превратившись в снеговика. Увлеките ребенка сказкой на песке, поиграйте сами — так вы вместе не только отдохнете, но и с пользой проведете время.
Читайте также:
8 игр на развитие мелкой моторики
3 важных принципа развития творческого потенциала дошкольников
3 важных вопроса о раннем развитии
Фото: Sychov Serhii/Shutterstock.com; личный архив эксперта
детивоспитаниеразвитиесоветы психолога
Рисование песком метод sand art. Чем полезно для детей?
30.05.2016
Рисование – один из самых популярных детских досугов. Через рисунки малыш выражает свои эмоции, то, что не может передать словами. С помощью его картинок можно понять, что порадовало ребенка, а что, наоборот, испугало.
Чем полезно рисование?
Польза рисования бесспорна для деток всех возрастов. Например, учась правильно держать в руках карандаш или кисточку, ребенок развивает мелкую моторику рук, а это, в свою очередь, развивает мышление, сообразительность, речь.
Работа с красками или фломастерами также укрепляет память и внимание, развивает воображение. Рассказывая о героях своих рисунков, малыш учится понимать не только мир, но и себя, свои чувства.
Развиваются и математические способности. Ребенок учится ориентироваться в пространстве, оценивать расстояние (далеко или близко), величину предметов (высокий или низкий, большой или маленький), анализировать и сравнивать.
Рисование вместе с родителями создает между ними и ребенком особую доверительную атмосферу, и все получают от процесса положительные эмоции. Любой рисунок ни в коем случае нельзя критиковать или осуждать. Малыша стоит расспросить, что он имел в виду, почему выбрал такие цвета. Нужно показать свою заинтересованность и обязательно отметить, что в этот раз получилось лучше, чем в предыдущий.
Чем и как рисовать?
В настоящее время выбор рисовальных принадлежностей велик. Это и карандаши, фломастеры, обычные или «волшебные», краски, неоновые или с блестками. Самым маленьким подойдут восковые карандаши или пальчиковые краски, поскольку рисовать ими легко.
Маленькие листочки бумаги не подойдут для детей. Тут понадобятся как минимум альбомные листы, а максимум – кусок старых обоев. Если ребенок любит рисовать прямо на стенах, обклейте всю детскую или только ее часть специальными обоями для рисования. Они похожи на большую раскраску с контурами животных, растений или просто завитушками.
Польза рисования песком для детей
Почти все дети просто обожают играть в песочнице, строить замки с огромными башнями, поэтому с интересом отнесутся к непривычному досугу – рисованию песком. Это одно из модных сегодня направлений в искусстве, а некоторые художники способны нарисовать действительно впечатляющие картины, красивые и живые.
- Простота процесса.
Для того чтобы рисовать песком, не требуется много вспомогательных предметов, как может показаться с первого взгляда. Нужны только стекло и мелкозернистый песок. Некоторые родители вместо песка дают малышам манку.
Под стекло можно подстелить яркую бумагу как фон. Одновременно с этим плотная бумага защитит ваши полы от высыпающегося песка. Подсвечивающая снизу лампа делает процесс еще более волшебным и вызовет большой восторг у малыша.
Песок пластичен, и картину легко изменить, если она не понравится. Ребенку не придется использовать ластик или перерисовывать.
- Рисование песком подходит для любого возраста.
Как и занятия с пальчиковыми красками, песок развивает тактильные ощущения, мелкую моторику рук. Сухой песок интересен своей текстурой. Мокрый песок тоже пригодится: его можно размазывать по стеклу, а не сыпать.
У более старших детей психологи и учителя отмечают улучшение успеваемости, развитие мыслительных и логических способностей. Песочные рисунки получаются очень оригинальными и красивыми, в них воплощается вся фантазия маленького художника.
Специалисты также отмечают, что дети, занимающиеся рисованием, меньше подвержены стрессам. Рисование расслабляет, избавляет от негативных мыслей, укрепляет нервную систему. Занятые творчеством, они менее обидчивы, агрессивны, поэтому для работы с проблемными детьми часто применяется песочная анимация.
Готовый комплект для песочного рисования, который можно купить в Центре комплексного снабжения учебных заведений «Ректор», избавит вас от необходимости искать стекло и подходящий песок. В него входит: прочный деревянный поддон со стеклом, белый песок, два скребка для рисования и инструмент, разравнивающий песок. По желанию вы можете докупить крышку для поддона, зеркало. Дополнительный набор с магнитными жуками, мячиком с шипами, трубкой для рисования превратит песочное творчество в настоящую веселую игру.
Рисование песком для детей в песочнице
Вы здесь: Главная / Деятельность / Мелкая моторика / Рисование песком для детей в песочнице
17 авг.
Мелкая моторика
Грамотность и азбука
ЛетоМалышиНачальная школаДетские садыДошкольникиРисование
На открытом воздухе
Песок
Письмо 4 комментария
ПОДЕЛИТЬСЯ СООБЩЕНИЕМ
Это простое занятие в песочнице стало большим хитом! Сделайте фоторамки для детей на свежем воздухе и рисуйте на песке.
Мелкая моторика и обучение с помощью грязного искусства!
Какие рисунки для песочницы создаст ваш ребенок?
Мои дети любят играть в песочнице. Чем грязнее, тем лучше!
Мы воплотили в жизнь идею для игры в песочницу для малышей с очень низким уровнем подготовки. Мне нравится, что это стимулирует предварительное письмо и мелкую моторику!
Чтобы узнать больше об этих увлекательных занятиях в песочнице, посмотрите эти эпические задания, которые понравятся детям!
Если сейчас лето и нет дождя, мои дети гарантированно будут играть на улице. Мы любим игры на свежем воздухе!
Прогулки на свежем воздухе помогают моим детям расслабиться, потратить свою энергию, творить и исследовать.
Игры на свежем воздухе не только поощряют физические упражнения и любование природой, но также развивают исполнительную функцию и творческие способности.
Для моего малыша это также отличный опыт для развития моторики.
Игры на свежем воздухе, естественно, способствуют развитию крупной моторики, но знаете ли вы, что на заднем дворе существует множество способов развить мелкую моторику?
Недавно мы придумали новый вариант игры в песочнице с помощью этих забавных фоторамок из пенопласта.
Если ваш малыш не любит рисовать или раскрашивать, попробуйте это простое занятие, чтобы развить мелкую моторику в песочнице!
Это занятие по рисованию песком для детей очень быстро готовится! И вы сможете вытаскивать эти рамки для фотографий для воспроизведения время от времени.
Ваши дети любят играть на свежем воздухе? Им понравится этот милый лес из жестяных банок для ролевой игры на свежем воздухе.
Рисование песком для детей в песочнице
Для этого задания в песочнице вам понадобятся:
- Пенопластовые листы
- Ножницы
- Маркеры
- Песочница
- Палочки или веточки
Подготовка рамок для фотографий для детских рисунков на песке
Это упражнение очень простое, поэтому подготовка к песочнице проста.
Я использовал листы пенопласта и вырезал из середины прямоугольники и овалы.
Затем я украсил края рамок.
Я рисовал буквы, фигуры и цифры, так как этим занимается мой малыш.
Но вы можете украсить что угодно или даже позволить детям украсить свои собственные рамки для рисования песком!
Если у вас нет листов пенопласта, попробуйте использовать картон или старые фоторамки. Он просто должен быть достаточно прочным, чтобы выдерживать игры на открытом воздухе в песке или грязи.
Найдите палочки, которые можно использовать в качестве «карандашей» для рисования в песочнице
Оказавшись на улице, я отправил своих детей с заданием найти идеальную палочку, чтобы использовать их в качестве карандашей для рисования на песке.
Если вы хотите проявить творческий подход, вы можете даже собирать предметы, чтобы использовать их в качестве штампов, чтобы создавать интересные фигуры на песке.
Для развития мелкой моторики вашему малышу понравится это увлекательное занятие по обрезке листьев!
Теперь дети пишут, рисуют и создают шедевр рисования песком!
Мой малыш и даже дети постарше сразу приступили к делу.
Каждый ребенок выбрал свой любимый цвет из рамок для картин и начал рисовать и писать на песке.
Вот несколько идей для рисования на песке, которые помогут вашим детям начать:
- Практические письма.
- Напишите свое имя.
- Рисуйте точки или фигуры и считайте их.
- Создать шаблон.
- Сделай произведение искусства!
Нет ничего веселее, чем это! Попробуйте это классическое развлечение на свежем воздухе и скатитесь с холма!
Ваша очередь
Ваш ребенок любит играть в песочнице? Это простое занятие в песочнице — забавный способ обучения и развития мелкой моторики!
Какие ваши любимые идеи для игр в песочнице для малышей? Поделитесь ниже!
ПОДЕЛИТЬСЯ СООБЩЕНИЕМ
О Джули МакКоркл
Джули — мама двоих детей и бывшая учительница, которая нашла свое счастливое место со своими детьми дома. Как любительница всего простого, Джули преуспевает в развитии творческих способностей своих младших школьников и детей дошкольного возраста благодаря органичному подходу к обучению! Следите за Джули в ее блоге, Pinterest или присоединяйтесь к Facebook!
Взаимодействие с читателем
Как поощрять рисование у малышей
Новости и ресурсы
-
- Сообщество и новости
- Непрерывное обучение дома
- Подготовка к школе 3–5 лет
- Малыши 1–3 года
- Младенцы 0–1 год
13 апр. 2020
Твитнуть
Поделиться
Использование песка для рисования и создания произведений искусства — отличная сенсорная альтернатива традиционным карандашам и бумаге.Sand обеспечивает безотказный способ изучения копирования символов, букв и узоров. Так как маленьким детям нравится играть с незакрепленными частями, это занятие удовлетворяет их естественное желание передвигать предметы.
Открытый характер игры с песком также позволяет ребенку определять свое собственное направление в том, что он создает. Когда они станут более уверенными и удобными в создании своих собственных рисунков, предложите им скопировать имеющиеся у вас узоры, например точки и линии, или дайте им инструменты для рисования.
Тина Альберт, педагог дошкольного образования из Milestones Early Learning Keperra, продемонстрировала некоторые способы использования тактильного опыта для изучения букв, местных символов и узоров с помощью песка.
Нажмите на программу ниже, чтобы открыть PDF-версию задания «Узоры на песке» для печати.
Понравилось это занятие? У нас есть ряд шаблонов обучения на протяжении всей жизни на дому , созданных квалифицированными воспитателями и профессионалами в области дошкольного образования, которые вы можете использовать дома!
Если вы занимаетесь этим дома, мы будем рады увидеть его! Пожалуйста, отметьте нас в Facebook или Instagram.
Авторское право Affinity Education Group. Любое копирование или воспроизведение запрещено в соответствии с Законом об авторском праве.
9 окт. 2020
«Как прошел день»?
Время встречи в конце дня — это такое волнительное время: обычно маленькие лица светятся, когда приходят их родители или опекуны. Но как семьи могут поощрять содержательные разговоры со своим ребенком?
Подробнее
15 сентября 2020 г.