Птицы из глины: Птица из глины своими руками

Птицы из глины . Исламский Иисус. Как Царь Иудейский стал у мусульман пророком [litres]

Мы уже слышали о двух основных чудесах Иисуса в Коране: он родился от девы, без биологического отца, и начал говорить с людьми вскоре после рождения, еще в колыбели. Однако Коран рассказывает и о других чудесах Иисуса, причем чудеса эти описываются в двух разных, хотя и схожих, отрывках. Первый отрывок мы встречаем в главе «Семейство Имрана», где ангелы, обращаясь к Марии во время благовещения, рассказывают ей о будущих чудесах ее сына. Сын ее станет «посланником к Сынам Израиля» и скажет им:

Я к вам пришел от Господа с Его знаменьем —

Я сотворю для вас из глины образ птицы,

Вдохну в нее, и волею Господней оживет она;

Я исцелю того, кто слеп родился,

И прокаженного оздоровлю,

Я оживлю Господней волею умерших,

И назову вам все, что вы едите

И что храните у себя в домах, —

В этом, поистине, знамение для вас,

Коль в Господа уверовали вы. [400]

Второй отрывок о чудесах Иисуса – из пятой главы Корана, озаглавленной «Трапеза» (название, как мы скоро увидим, тоже имеющее отношение к Иисусу). На сей раз мы слышим, как сам Бог говорит с Иисусом, в прошедшем времени – очевидно, при встрече в загробной жизни:

Настанет день, когда Аллах

Своих посланников всех соберет и спросит:

«Каков был отклик на призывы ваши?»

Они ответят:

«Этого не знаем мы.

Тебе Единому, поистине, все тайное открыто».

Когда Господь наш скажет:

«О Иса, сын Марйам! Ты вспомни

О Моем благоволенье к тебе и к матери твоей,

Когда Я Духом укрепил тебя Святым,

Чтоб и младенцем в колыбели, и зрелым мужем

Ты к людям с речью обращался.

Писанию и мудрости тебя Я научил,

Евангелию и Закону – (Торе).

И вот ты волею Моей

Из глины образ птицы сотворил,

Вдохнул в нее, и волею Моей она живою стала.

И волею Моей ты исцелил того, кто слеп родился.

И прокаженного оздоровил Моею волей,

И оживил Моею волею умерших.

Я от тебя сынов Исраилевых удержал,

Когда ты им представил ясные знаменья,

Они же не уверовали в них, твоей погибели желая.

И те, кто не уверовал из них, сказали:

“Сие есть явно колдовство!”»[401]

В обоих отрывках из Корана Иисус совершает несколько чудес – все волею Бога, добавляет Коран на случай, если мы забудем[402]. Некоторые из них – те, что христиане называют «чудесными исцелениями» (исцеление слепых, прокаженных, возвращение к жизни умерших) – должны быть хорошо знакомы всем читателям Нового Завета. Однако тем же читателям, скорее всего, покажется незнакомым замечание, что Иисус «называл все, что вы едите и что храните у себя в домах». В этом можно предположить отзвук отрывка из Евангелия от Матфея: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут…»[403]. Но, честно говоря, сходство выглядит немного натянутым. Кроме того, стоит отметить, что в пост-коранической исламской литературе можно найти несколько подробных рассказов о ясновидении Иисуса – о том, как он угадывал, что люди едят и что хранят у себя в домах[404].

Однако больше всего поражает в этих отрывках из Корана третий «жанр» чудес, атрибутируемых Иисусу, весьма примечательный, однако в Новом Завете полностью отсутствующий: он оживлял птиц, сделанных из глины. Или, говоря его собственными словами: «Я сотворю для вас из глины образ птицы, вдохну в нее и, волею Господней, оживет она».

Это чудо интригует и мусульманских, и христианских комментаторов, поскольку в обеих религиях считается, что власть даровать жизнь неживой материи принадлежит лишь Богу. Это ощущение усиливается любопытной терминологией Корана в этом случае. Во-первых, глагол, обозначающий, что Иисус «сотворит» образ птицы из глины –

халака, глагол, который Коран использует почти исключительно для обозначения творческих деяний Бога. Во-вторых, вещество, используемое Иисусом – глина, по-арабски тин – то же самое, из которого Бог сотворил первого человека. В-третьих, глагол, обозначающий, что Иисус «вдохнет» в глину – нафаха, – снова то же слово, что используется для обозначения того, как Бог «подул» на глину и создал из нее человека или как он «вдохнул жизнь» в Марию, создавая самого Иисуса[405].

Глядя на эти «подсказки», видный экзегет Корана XII века Фахриддин аль-Рази предположил, что, возможно, дыхание Иисуса обладало особой силой – что Бог мог «наделить дыхание Иисуса особой действенностью, так что, подув на вещи, он мог пробудить в них жизнь»[406]. Другие считали, что Иисусу «дозволено было исполнять божественную прерогативу – создавать жизнь», чего, напомним, не умели ни Авраам, ни Моисей, ни сам Мухаммад[407]. Со временем дарующее жизнь дыхание Иисуса,

дам-и-Иса, превратилось в исламе, особенно у суфиев, в мистическое понятие. Великий суфий Ибн аль-Ара-би так описывал Иисуса:

Дух не от кого иного, как от Бога,

Способный воскрешать мертвых и оживлять птиц из глины,

И заслуживший милость у Господа своего,

Силой которого творил великие чудеса.

Бог очистил его телом и возвысил

Духом, сделав подобным Себе в творении[408].

Второй вопрос, касающийся чуда с глиняными птицами, состоит в том, известно ли нам об этом только из мусульманских источников. Во всем Новом Завете мы не видим никаких следов этого чуда. Однако, как и в случае с некоторыми другими кораническими эпизодами из жизни Иисуса, мы находим параллель в христианских апокрифах: о чем-то подобном рассказывается в неканоническом «Евангелии детства Фомы»[409].

Этот документ, написанный, как считают ученые, во II веке, не следует путать с «Евангелием Фомы» – еще одним апокрифическим текстом, на долгие столетия утраченном, но в 1945 году случайно обнаруженном в Наг-Хаммади, городе в верхнем Египте. «Евангелие Фомы», привлекающее много внимания из-за своей гностической направленности, – это «евангелие речений», включающее только учение Иисуса. Напротив, «Евангелие детства Фомы», или ЕДФ, рассказывает, говоря его собственными словами, «о трудах детства Господа нашего Иисуса». И прямо в начале его есть любопытнейшая история о том, как маленький Иисус сделал птиц из глины:

Когда мальчику Иисусу было пять лет, Он играл у брода через ручей и собрал в лужицы протекавшую воду, и сделал ее чистой и управлял ею одним своим словом. И размягчил глину, и вылепил двенадцать воробьев. И была суббота, когда Он сделал это. И было много детей, которые играли с Ним.

Но когда некий иудей увидел, что Иисус делает, играя в субботу, он пошел тотчас к Его отцу Иосифу и сказал: Смотри, твой ребенок у брода, и он взял глину и сделал птиц, и осквернил день субботний. И когда Иосиф пришел на то место и увидел, то он вскричал: для чего делаешь в субботу то, что не должно?! Но Иисус ударил в ладоши и закричал воробьям: Летите! и воробьи взлетели, щебеча. И иудеи дивились, увидев это, и ушли, и рассказали старейшинам, что они видели, как Иисус свершил сказанное[410].

Эта длинная история кое в чем расходится с рассказом Корана о глиняных птицах: во-первых, когда мы читаем Коран, создается впечатление, что птиц из глины оживлял взрослый Иисус, а ЕДФ относит это событие к его детству. Во-вторых, Коран говорит, что Иисус создал «птицу» – хотя некоторые экзегеты и полагают, что единственное число здесь следует понимать как множественное – а ЕДФ рассказывает о «двенадцати воробьях».

В-третьих, в Коране Иисус дышит на птицу, чтобы оживить ее, а в ЕДФ просто хлопает в ладоши и кричит. Наконец, в-четвертых, как бы желая подчеркнуть свои тонкие богословские различия с христианством, Коран напоминает, что Иисус сотворил это чудо «волею Господней», в то время как ЕДФ в таком напоминании никакой нужды не видит[411].

Однако, если не считать этих разногласий, параллель между этими историями в Коране и в ЕДФ несомненна и поразительна[412]. И эта параллель поднимает вопрос о том, как история о глиняных птицах могла попасть в Коран.

Как и в случаях с другими параллелями между Кораном и более ранними христианскими (или иудейскими) текстами, к этому вопросу возможны три подхода. Первый – начать выяснять, как и откуда Коран мог «заимствовать» информацию из более ранних источников, как обычно поступают не-мусульманские критики. Второй – исходить из того, что Коран (как считают мусульмане) богооткровенен, и в текстуальных параллелях видеть подтверждение или исправление сведений, бытовавших в более ранних преданиях.

Наконец, третий, богословски нейтральный, подход – признавать, что, как бы ни объяснять происхождение Корана, он находился «в диалоге» с преданиями своей эпохи и среды и, естественным образом, о них упоминал.

Но какой бы из этих подходов ни принимать, любопытно понять, кто и как передавал те христианские тексты, с которыми Коран «вступал в диалог». Например, интересно выяснить, какое направление христианства стало передатчиком ЕДФ.

Обычный ответ на этот вопрос в научной среде – гностицизм, «еретическое» движение в христианстве II века, сосредоточенное на разгадывании эзотерического смысла учения Иисуса. Однако, согласно Андриесу ван Аарде, профессору богословия Университета Претории, из многочисленных рукописей ЕДФ гностические тенденции заметны лишь в одной. Более аутентичные рукописи, найденные в коллекции «Codex Sinaiticus», продолжает он, отражают иное богословие: богословие наших «обычных подозреваемых» – ранних евионитов[413].

По словам ван Аарде, следы иудео-христианства различимы в самом начале ЕДФ. Автор именует себя, «я, Фома израильтянин», и обращается к «братьям среди язычников». На протяжении всего текста звучат три темы: повиновение Иисуса Закону, спасение только для Израиля и тесные и доброжелательные отношения Иисуса с его биологической семьей[414].

Интересно также, что в ЕДФ появляется Иаков, брат Иисуса. Маленького Иакова, рассказывает книга, отец его Иосиф послал набрать веток для костра. Маленький Иисус идет вместе с младшим братом и, когда того кусает змея, спасает его, дохнув на рану и исцелив укус[415]. В глубоко религиозном контексте, где каждое событие имеет богословское значение, очень значительной выглядит и показанная здесь тесная связь между Иисусом и Иаковом.

Подводя итоги, мы можем смело говорить о параллелизме между Кораном и ЕДФ в рассказе о глиняной птице. Более того, можно предположить, что в ЕДФ отражались иудео-христианские темы, что вполне укладывается в нашу гипотезу о богословских предшественниках ислама.

Гнёзда птиц из глины, грязи и собственной слюны — Птицы Алтая

Из чего птицы обычно строят гнёзда? Правильно, из веток, травинок, листьев, перьев и мягкого пуха. А ещё? Вспомните деревенских и городских ласточек, собирающихся весной у луж, — что же они там делают? Верно, собирают грязь, смешивают её с собственной слюной, добавляют травинки для прочности, и из этого материала лепят свои чашеобразные или шарообразные гнёзда.

Но ласточки — не единственные «птицы-каменщики». Есть и другие пернатые строители, умеющие мастерски обращаться с глиной и грязью.

Например, всем известные грациозные красавцы из рода фламинго (Phoenicopterus) строят высокие конусообразные гнёзда из грязи и ила на берегах водоёмов или даже на кочках, торчащих прямо из воды. Массивная постройка этих птиц достигает 60 см в высоту и 50 см в поперечнике. Такое гнездо позволяет уберечь кладку, во-первых, от затопления, поскольку уровень воды поднимается во время сезона дождей, а во-вторых, от перегрева: фламинго живут в жарких тропических регионах, где температура у поверхности может достигать 55°C и выше. В высоком массивном гнезде температура не поднимается выше 35°C.

Небольшие птички из рода настоящих печников (Furnarius), обитающие в Южной Америки, строят крупные толстостенные гнёзда из глины с примесью травинок и навоза. Это очень прочные постройки высотой около 30 см, разбить которые не так-то просто даже молотком! В строительстве участвуют обе птицы пары. Располагается такое гнездо в развилке толстых ветвей дерева, на столбе изгороди или прямо на земле. Внутри гнездо состоит из шарообразной гнездовой камеры и длинного извилистого коридора, ведущего к ней от входа.

Саланганы (Collocalia), небольшие птицы отряда стрижеобразных, гнездятся большими колониями под сводами пещер в Юго-Восточной Азии. Они строят свои аккуратные чашеобразные гнёзда либо исключительно из собственной слюны, либо с небольшой примесью мягких материалов вроде мха или перьев. Во время брачного сезона слюнные железы саланган увеличиваются в 50 раз! Гнёзда, состоящие только из слюны, высоко ценятся людьми. Местные жители собирают их и готовят деликатес — суп под названием «ласточкины гнёзда».

Восточный феб (Sayornis phoebe), птица семейства тиранновых мухоловок, обитающая в Северной Америке, строит массивное основание из земли, перемешанной с растительными волокнами, на которое помещает аккуратную чашечку из травинок и мха.

Дрозды (Turdus) и сороки (Pica) также укрепляют свои гнёзда фундаментом из глины и грязи.

Поползни (Sitta) — ещё один род птиц, отлично умеющих обращаться с землёй и глиной. К примеру, обыкновенный поползень обмазывает грязью слишком широкий леток дупла или дуплянки, чтобы в него не смог пролезть непрошенный гость вроде большого пёстрого дятла. Каролинский поползень обмазывает землёй стенки дупла изнутри. Но самые умелые гончары среди представителей рода — большой и малый скалистые поползни, которые строят тяжёлые, массой до 3 кг, глиняные гнёзда на уступах и шероховатых стенах скал. Их постройки имеют форму шара с круглым летком и напоминают гнёзда некоторых видов ласточек.

Самцы птиц-носорогов (Bucerotidae) замуровывают самок на гнёздах, заделывая леток размоченной глиной. Остаётся только маленькое отверстие, через которое самец кормит самку. Птицы делают это в целях безопасности, чтобы никто не побеспокоил насиживающую самку и птенцов.

глиняных птиц

Керамика

Сделано в Калифорнии

Каменные Кубки

Гнезда

Купить сейчас

Буханки

Купить сейчас

Яйца

Купить сейчас

Кувшин

+ 2 чашки

Купить сейчас

Свечи

Купить сейчас

Терракота

Купить сейчас

Для лучшего друга

Набор мисок

Купить сейчас

Технологии и традиции

Удостоенный наград дизайнер беспилотных автомобилей ставит перед собой цель переосмыслить традиционный дизайн и производство керамики.

Учить больше

Сделано в Калифорнии

Студия Claybirds представляет собой собрание бывших в употреблении транспортных контейнеров вокруг центрального двора, расположенного в конце улицы Стенмарк в заливе Пойнт-Сан-Пабло.

Магазин Все

Птицы для птиц

За каждую проданную глиняную птицу мы жертвуем 1 доллар Обществу Одюбона. В этом году мы поддерживаем западную снежную ржанку.
Фото: Джессика Вайнберг Макклоски

Пойнт-Сан-Пабло

Claybirds расположен в нескольких транспортных контейнерах в Терминале 4 в Пойнт-Сан-Пабло.
Если вы хотите посетить, пожалуйста, напишите или позвоните заранее, так как для входа в Терминал 4 требуется код.

Получить направления

Воздушный поток

Встроенные ножки обеспечивают постоянный поток воздуха вокруг кашпо, что способствует росту здоровых растений

Внутренняя емкость для воды

Помогает предотвратить повреждение корней растений от чрезмерного полива

Маркер уровня почвы

Помогает сажать на нужной глубине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *