Прямая гладь – Прямая гладь

Прямая гладь

Прямая гладь

Поставьте оценку


Прямой гладью выполняют геометрические орнаменты. Часто в узорах прямую гладь сочетают с другими счетными швами (рис. 101). При вышивании счетной прямой гладью стежки располагают параллельно нитям ткани основы (рис. 102, а) или утка (рис. 102, б). Каждый стежок выполняют через одну нить ткани.

Для освоения прямой глади вышивают несложный узор (рис. 103), состоящий из ступенчатых ромбиков, выполненных двумя цветами: бежевым и коричневым. Этот узор можно вышить также голубым и синим, красным и бордовым цветами нитей.

Начинают вышивку нитью светлого цвета (в нашем узоре—бежевого), ею выполняют ромбики горизонтальными стежками. Самые короткие стежки — на 3 или 4 нити, самые длинные — на 9—12 нитей, промежуточные стежки — 6—8 нитей ткани. Если в ромбике необходимо перейти от одной части к другой, иглу с рабочей нитью выводят на изнаночную сторону работы и там пропускают под стежками. С изнаночной стороны не следует оставлять длинных стежков-переходов. Под стежками с изнаночной стороны переходят также от фигурки к фигурке. Выполнив ромбики ниткой бежевого цвета, ее оставляют с лицевой стороны работы, чтобы затем этой же ниткой продолжить вышивание. Ниткой коричневого цвета вышивают ромбик вертикальными стежкам’и. Начинают вышивать с коротких стежков на 3 или 4 нити, расположенных возле вышитых бежевых ромбиков, затем повторяют стежки глади, как в предыдущем ромбике.

В бежевых ромбиках вышивают серединки фигурок коричневым цветом, в коричневых — бежевым.

Освоив прямую гладь, можно переходить к вышиванию более сложных узоров, данных в альбоме.

www.rukodelie.net

Все секреты глади с настилом: мастер-класс

О том, что такое гладь с настилом, пишут буквально во всех учебниках по вышивке и на всех вышивальных сайтах, и в этом виде вышивки как будто бы нет ничего сложного! Но тем не менее далеко не все знают, что гладь с настилом бывает нескольких видов, каждый из которых можно и нужно включить в арсенал своих излюбленных техник и стежков.

Итак, что же такое гладь с настилом – это обычные прямые двухсторонние гладьевые стежки, проложенные по предварительно вышитому или выложенному «настилу». Остановимся сначала на вышитом настиле. Он может быть очень разным: традиционным считается настил, выполненный короткими прямыми заполняющими стежками.

Сначала контур фигуры обшивается швом – тамбурным, в раскол или стежком «назад иголку».

Затем плоскость фигуры заполняется прямыми стежками. В данном случае серединка не заполнялась, чтобы потом в центре листочка получилась красивая впадинка-прожилка, но вы также можете заполнить всю фигуру целиком.

На последнем этапе выполняется финальный «слой» стежков – и контурный шов и настил прячутся под плотными верхними стежками. Причем стежки эти должны лежать ровно, как бревнышки, один к другому.

Триш Бурр в одной из своих статей обращает на это особенное внимание. Слева пример правильно уложенных стежков, а справа – стежков, немного наплывающих друг на друга, такие не дадут в итоге красивого результата.
Фото: Trish Burr

Ниже хороший пример использования Триш Бурр глади с настилом: картина становится более выпуклой и рельефной, добавляя изображению особой глубины.

Фото: Trish Burr

Но вы также можете вышить и более сложный настил для того, чтобы ваша фигура была еще более выпуклой, например, вот так:

В этом варианте «подушка» выполнена тамбурными стежками в четыре слоя, каждый из которых перпендикулярен предыдущему. Верхнее покрытие выполняется в данном случае не прямыми стежками, а короткими и длинными стежками.

Фото: needle&thread

Если ваша верхнее покрытие будет выполняться короткими и длинными стежками, нужно иметь ввиду важный момент – ваш финальный слой настила должен быть так же перпендикулярен верхнему покрытию, поэтому следует заранее продумать, с какого направления стежков вы начнете.

Кроме вышитых, бывают и другие настилы – например, гладь по шнуру или веревке.

В этом случае используется толстый шнурок, который предварительно фиксируется на ткани, а затем обшивается такими же ровно уложенными прямыми стежками, как и в обычном виде глади с настилом.

Также существует гладь из войлочного настила – на фигуре выкладывается «подушка» из войлока, который затем также обшивается прямыми стежками.

Фото: Di van Niekerk

На этом премудрости глади с настилом заканчиваются! Единственное, что хотелось бы добавить, возможности этой техники очень уместны в самых разнообразных стилях, от якобинской вышивки до высокореалистичной вышивки гладью. Поэтому пробуйте, экспериментируйте и обязательно делитесь результатами в группе Красной нити!

 

stitchy.ru

Словарик. Вышивка гладью. — gal_lin_ka

Читаешь книгу, а там описание : и вышито платье синелью или  весь платок вышит битью…блонды, галуны, канитель…ой да сколько таких сяких названий, которые мне ничего не говорят. Я искала, читала и решила составить словарик. Может кому ещё пригодится.
Но в один пост не вмещусь. Ищешь одно и попутно возникают вопросы — буду их выделять красным и ниже основного текста напишу им пояснение.

Начну с вышивки:
Гладь..и ежу понятно что такое гладь, но тут не всё так просто:
Есть двусторонняя и односторонняя — знаем, ничего сложного, но сталкивалась с понятием счётная гладь, белая, русская, атласная. Вот нашла замечательную статью.

Счетная гладь.

Выполняется по счету нитей ткани. Этот вид глади используется как самостоятельно, так и в качестве дополнения к вышивкам другой техникой, мережкам, строчевым вышивкам.Счетная гладь вышивается нитями в тон ткани и контрастными.

Вышивка счетной прямой гладью

При этой вышивке стежки располагаются параллельно нитям ткани – основы или утка. Каждый стежок отстоит от предыдущего на одну нить ткани (рис. 1, а).

Рабочая нить, сделав стежок, возвращается обратно, игла вкалывается рядом с проложенным стежком, пропустив одну нить ткани.

Рис. 1. Пример вышивки счетной гладью
а — прямая; б — поверхница; в — косая

На Украине счетную прямую гладь называют лиштвой.

В западных областях Украины и на Подолии имеется особый вид вышивки прямой гладью «кафасор» и «поверхница». Кафасор вышивается вертикальными столбиками, состоящими из горизонтальных стежков, нитями одного цвета. Вышив через весь узор один вертикальный столбик, переходят к соседнему и так далее, пока не заполнится весь орнамент. Каждый стежок кафасора отстоит от другого на одну или более нитей ткани, как того требует рисунок.

В вышивке “поверхница” все лицевые стежки горизонтальные и имеют одинаковую длину. Один стежок отстоит от другого на две или три нити ткани. Переход от стежка к стежку происходит не по диагонали, а по вертикали (рис. 1, б). Узор вышивается, как и в кафасоре, вертикальными столбиками. Поверхницу всегда сочетают с другой техникой низью, крестиком. Для этой вышивки берут светлые нити.

Вышивка счетной косой гладью

Называется так потому, что стежки ее идут под углом к нитям основы и утка ткани (рис. 1, в). Узоры, вышитые косой гладью, имеют светотеневой эффект. Вышивать косой гладью особенно любят на Киевщине, где ее выполняют красными и черными нитками. Вышивальщицы ее называют «восьмерковой» гладью, так как рисунки для нее составляются из восьми соседних элементов.
К счетной глади можно также отнести русские атласники (рис. 2) и украинские рушниковые швы (рис. 3). Они представляют собой сочетание прямой и косой глади, набора, росписи, креста и других простых швов и используются для заполнения отдельных элементов рисунка, в основном растительного характера.

 

Вышивка белой гладью

В отличие от счетной белая гладь шьется по нанесенному на ткань рисунку, с настилом или без него. Развитие искусства вышивки белой гладью относится к XIX веку; наибольшее распространение она получила во Владимирской и Ивановской областях. Белая гладь — техника вышивание белыми нитками на тонкой ткани — батисте, маркизете. Обычно такой вид вышивки сочетается с узелками, дырочками стягами, мережками, подстильной гладью и другими видами дополнительного шитья.
Узоры для вышивки картин белой гладью составляются из растительных мотивов в виде букетов, гирлянд. Контур переведенного на ткань рисунка прометывают частыми стежками швом «вперед иголку». Затем выполняют настил крупными стежками в направлении, противоположном будущим стежкам глади. Чем больше стежков настила, тем более выпуклой будет вышивка. Шов белой глади имеет очень много разновидностей: «строчечка», «стебельчатый шов», «валик», «узелки», «пышечка», «листик», «лапочка», «резной листик» и др. (рис. 4).

Рис. 4. Элементы вышивки белой гладью
а — валик; б — пышечка; в — листик; г — лапочка;

Вышивка прорезной гладью

Ажурная однотонная вышивка, применяемая для отделки тонких блузок, воротничков, белья, платочков. Рисунки образуются из круглых и овальных дырочек в виде многолепестковых цветов, листьев, цепочек. В процессе вышивания прорезная гладь сочетается с белой.
Техника исполнения вышивки прорезной гладью имеет несколько разновидностей: «мелкие дырочки», «калачик», «листик», или «лодочка», «сцепнушка» (рис. 5).

Рис. 5. Элементы прорезной глади
а — калачик; б — лодочка; в — сцепнушка;

Мелкие дырочки прокалываются проколкой и обшиваются гладью без предварительной наметки (рис. 6). Игла с рабочей нитью выходит с изнанки из прокола, а с лицевой стороны вкалывается в ткань. Получается узкий шов «закрутка».
Для вышивки калачика внутри будущего отверстия делают два перекрещивающихся разреза. Вышивают калачик по предварительному настилу зашивая одновременно со стежками глади кусочки подрезанной ткани. При шитье лодочкой ткань разрезают по средней линии формы. В процессе вышивки обе половинки разрезанной ткани забирают в шов.

Выполняя вышивку сцепнушкой, вначале прокалывают среднюю дырочку, затем остальные пять. После этого, начиная со средней дырочки, последовательно обшивают их без наметки. При этом одновременно обшивают полоски ткани, расположенные между дырочками. Чтобы вышивка была красивой, надо регулировать натяжение рабочей нити.

Проколка

Рис. 6. Выполнение дырочки и проколка

Вышивка декоративной гладью

Рисунки декоративной глади носят плоскостной характер. При вышивании отдельные элементы выполняются нитями одного или нескольких цветов без теневых переходов. Нити для шитья берут ярких цветов, толстые, слабого кручения: мулине в 6 сложений, ирис, шерсть, гарус.
Вышивальные узоры для этого вида глади применяются преимущественно растительного характера. Шьется декоративная гладь без настила. Можно заполнять всю плоскость отдельного элемента рисунка или только контур. Стежки глади располагают по форме мотива: в лепестках цветка — от края к центру, в листьях — к середине, по направлению жилок (рис. 7).

Рис. 7. Выполнение вышивки декоративной гладью

Крупные листья полностью не зашивают. Стежки выполняют разной длины, среднюю жилку-стебельчатым швом. Травку вышивают стебельчатым швом и петельками в прикреп или одиночными стежками. Дополнительно изделие расшивают декоративными швами — козликом, стебельчатым, петельным, узелками. Декоративной гладью лучше вышивать нл плотных тканях.

Вышивка односторонней гладью

В односторонней глади плотным настилом покрыта лицевая поверхность вышивки. Здесь будет рассмотрена только гладь, выполняемая атласными швами.

Вышивка верхошовом

Прием вышивки, в котором стежки на лицевой стороне лежат плотно, а на изнанке по контуру рисунка получаются небольшие переходы в виде пунктирных линий (рис. 8, а).

Рис. 8. Вышивка гладью “верхошов”
а — цветок и листки; б — каладная сетка;

Иногда верхошов сочетается с тамбуром. Любят этот вид вышивки в Курской и особенно во Владимирской области. Здесь верхошов сочетается с накладными сетками и счетной гладью и называется владимирскими швами.
Задача вышивальщицы — расположить стежки глади по форме мотива, а сердцевины крупных цветов и листьев заполнить счетной гладью в виде зигзагов, ромбов и других фигур и накладными сетками. Выполняя сетку (рис. 8, б), вышивальщица сначала прокладывает редкие длинные вертикальные стежки от одного края мотива до другого, а затем все горизонтальные. Места пересечения стежков прикрепляют к ткани по-разному: крестом, косым стежком, лапочкой (рис. 9). Основной узор всегда дополняется декоративными полосками, вышитыми козликом, кисточкой.

Рис. 9. Варианты выполнения сеток и шов “кисточка”

Владимирские швы вышиваются толстыми нитками, преимущественно красного цвета с небольшими добавлениями черного, желтого, зеленого, синего либо синего и коричневого цветов.

Вышивание Полтавской гладью

Хотя гладь называется полтавской, но распространен этот стиль вышивания по всей Украине. Вышивается цветным мулине в 2-3 нити или шелком. Чаще всего этот шов применяется для вышивки растительного орнамента. Направление стежков может совпадать с направлением жилок цветка или листика либо идти параллельно горизонтальным нитям ткани.
Заполняя какую-либо форму орнамента, прокладывают длинный стежок от одного края контура рисунка до другого. Чтобы стежок, длина которого может достигать 3 см, плотно прилегал к ткани, его пришивают несколькими косыми стежками, выводя иглу справа от проложенной нити (рис. 10, а). Рядом с прикрепленным стежком прокладывают следующий длинный стожок, тоже прикрепляют его и так продолжают вышивать, пока не заполнится весь рисунок. Полтавскую гладь называют еще “гладь в прикреп”. С обратной стороны вышивки образуются маленькие беспорядочные стежки, расположены не на одном уровне. Можно прикрепляющие стежки делать на одном уровне. Если вышивать полтавской гладью в несколько тонов, то граница цвета резко в делается. В этой случае стежки должны к бы продолжать друг друга, то есть идти одном направлении.
Чтобы вышивка получилась более выпуклой, иногда перед началом работы делают настил по контуру рисунка швом «вперед иголку».

Рис. 10. Стежки вышивки односторонней глади
а — полтавская, или гладь в прикреп; б — русская гладь; в — атласная гладь; г — подстильная гладь;

Вышивание русской гладью

Вышивается всегда белыми нитками на сером, кремовом или белом полотне. Стежки всему рисунку должны лежать в одном направлении — горизонтально или вертикально.

Русская гладь выполняется швом “вперед иголку” по прямой нити ткани. Иглу пропускают на 10-15 нитей ткани по лицевой стороне и на 1-2 нити по изнанке (рис. 10, б). Следующий ряд стежков выполняют выше или ниже через одну нить ткани, вкалывая иглу около середины соседнего стежка предыдущего ряда. По всему полю вышиваемой фигуры прикреплять стежки к ткани следует равномерно.
Узоры вышитые русской гладью, украшаются накладными или выдернутыми сетками, стебельчатым швом.

Вышивание атласной гладью

Называется так потому, что направление стежков имеет сходство с направлением нитей в атласной ткани. При вышивке стежки одного элемента рисунка располагают рядами так, чтобы они своими концами заходили за стежки соседних рядов (рис. 10, в). На изнаночной стороне получаются маленькие беспорядочные стежки.

При вышивании атласной гладью растительного орнамента направление стежков должно соответствовать очертанию узора, то есть листья вышивают от середины к краям, а лепестки цветов покрывают в направлении жилок.

Вышивание художественной гладью с вливанием тонов

Обычно применяется для вышивания цветов. Переходя постепенно от одного цвета ниток к другому, можно добиться требуемого тона и оттенка. Слияние тонов достигается за счет разной длины стежков. Для вышивания художественной гладью необходимо иметь большую палитру цветов ниток, ведь часто в одном цветке сочетается 10 и больше оттенков.

Вышивание подстильной или подъемной гладью

Применяется как самостоятельно, так и в качестве дополнения к белой глади. Выполняется на прозрачных тканях. Плотный настил (подстил) в этой вышивке делают не с лицевой, а с изнаночной стороны, благодаря чему создается впечатление, будто снизу подшита другая ткань. Настил выполняют швом «козлик» так, что на лицевой стороне по контуру рисунка образуются короткие стежки, а на изнаночной — перекрещивающиеся в виде восьмерки (рис. 10, г). Чем больше перекрещивать подстил, тем четче получается просвечивающий на ткани узор вышивки.

И по тексту незнакомые слова:

Вышивка низью — это разновидность занизывания:
 Узоры, выполненные в этой технике, строятся из параллельных горизонтальных или вертикальных стежков, проложенных от одного края рисунка к другому. Набор применяется как самостоятельно, так и в крупных вышивках для заполнения фигур. Особенности низи  это то, что вышивается с изнаночной стороны вышивки, вертикально по ширине узора. Лицевая сторона узора — это изнанка вышивки

На рис. 150 вышит раппорт образца узора. Слева — лицевая сторона вышивки, справа — лицевая сторона узора (изнаночная сторона вышивки). Низь выполняется справа налево стежками по всей ширине узора. Рабочую нить закрепляют петлей на одной нити ткани справа, снизу, возле начала образца. И снизу вверх выполняют первый ряд узора (см. рис. 150 — изнаночная сторона). Характерно для этого шва то, что на иголку подхватывают и пропускают, выполняя стежки, нечетное количество нитей ткани

Стяги – это сетка, в которой нити ткани стягивают определенным образом, создавая узор. Нити при этом не выдергивают, как в мережках или сетках, или же выдергивают минимальное их количество.
Стяги осуществляют только на тканях, нити которых легко раздвигаются и стягиваются, например на батисте, маркизете, льняном полотне, креп жоржете.
Прошивают контур детали и прокладывают 2 3 стежка около простроченного контура, стягивая несколько нитей ткани.
Переходят к следующему участку в зависимости от рисунка стяга. Рисунки могут быть разными, но принцип выполнения стягов всегда одинаков.


Источники:
http://myhobbi.net/publ/37-1-0-37
http://www.mode-elegance.ru/articles/shvy-vyshivki/gluhie/schetnye-shvy/
http://ukrhatka.narod.ru/art027.htm
http://mendy.ru/styagi.htm
http://xozjaykam.ru/vyshivka/styagi.html

gal-lin-ka.livejournal.com

Основные виды швов в вышивке гладью

  Секрет вышивки гладью — одинаковые, ровные,  плотно и равномерно прилегающие стежки. Их выполнение требует сноровки; и в этой ситуации, как говорится, терпение и труд все перетрут. Но несмотря на  такие требования к выполнению стежков, их разновидностей и техник выполнения (а в целом швов) много, и я хочу написать об основных.

  1. Шов, ассоциирующийся с вышивкой гладью, используется для вышивания плоской гладью. Заключается в последовательном выполнении параллельных стежков   по всей длине контура вышиваемого предмета, иногда части предмета — при вышивке крупных предметов. Направление стежков может быть прямым и косым. В крупных деталях стежки глади располагаются по форме узора: в листьях — от края к середине, по направлению прожилок, в лепестках цветов — от края к центру.
  2. Стебельчатый шов состоит из стежков, частично перекрывающих друг друга. Это один из самых древних видов швов. Название свое получил благодаря тому, что таким швом чаще всего вышивали узоры в растительном орнаменте. Шов удобно выполнять снизу вверх или слева направо. Игла с рабочей нитью направлена назад, но выходит на лицевую сторону ткани примерно посередине последнего стежка, при этом нить лежит всегда с одной стороны от уже вышитых стежков — или слева, или справа от них.
  3. Шов «узкий гладьевой валик» выполняется поэтапно: первый этап — швом «вперед иголку» справа налево намечается линия гладьевого валика (прямая или криволинейная), второй этап —  в направлении слева направо укладываются мелкие и частые вертикальные либо наклонные стежки одинаковой длины. Такой шов используется для вышивки тонких линий рисунка, а также для отделки краев изделия.
  4. Петельный шов. Выполняется в направлении слева направо движением иглы сверху вниз.
    Нить нужно вывести на лицевую сторону в нижней точке шва, затем сделать стежок иглой в направлении сверху вниз (нить при этом остается под иглой) и затянуть рабочую нить до образования петли.Стежки шва располагаются или очень плотно или на расстоянии. Если нужно обшить края, для придания большей рельефности и прочности, перед выполнением стежков предварительно прокладывают настил. Стежки шва могут иметь  различную длину и разные направления.
  5. Гладь вприкреп
    используется, когда нужно вышить большие площади узора. Состоит из совокупности длинных стежков и одного или нескольких коротких поперечных — прикрепляющих длинные стежки к ткани. Длинный стежок лучше всего делать только по лицевой стороне, а прикрепляющий — слева направо так, чтобы он, обвивая длинный стежок, захватывал несколько нитей ткани под ним. Возможно также сначала заполнить всю площадь узора длинными стежками, а затем поверх них проложить короткие поперечные или косые прикрепляющие стежки.

  6. Гладь с настилом.
    Как следует из названия, вышивается с использованием настила. Настил выполняется толстыми нитками, благодаря чему вышивка получается более выпуклой, рельефной. Этапы выполнения: контуры рисунка обшивают швом «вперед иголку», затем прокладывают настил в 1 или 2 слоя, а затем выполняют вышивку в направлении, противоположном настилу. Узоры с волнистой линией контуров вышивают косой гладью (в).

  7. Шов «узелок». Для его выполнения нужно вывести нить на лицевую сторону, левой рукой сделать 2-3 витка нити на иголку и вывести иголку на изнаночную сторону рядом с первым проколом. важный момент: нить на иголке нужно придерживать пальцем левой руки до тех пор, пока на ткани не образуется затянутый узелок. Таким швом вышивают тычинки и серединки цветов и т.п.
  8. Владимирский шов («верхошов»). Владимирский шов (по названию места, где он появился) выполняется толстыми нитками или нитками в несколько слоев (6-8), и узор заполняется только на лицевой стороне. Именно поэтому его по-другому называют «верхошов».  Стежки выполняются на лицевой стороне не плотно друг к другу, а так, чтобы они едва касались друг друга, но не оставляли просветов, при этом на изнаночной стороны стежки выглядят как маленькие пунктиры. Направление стежков зависит от формы узора.
  9. Шов «цепочка» («тамбурный») — представляет собой ряд петель, выходящих одна из другой. Внешне напоминает цепочку, связанную крючком. Вышивают его сверху вниз, справа налево и по контуру рисунка. Положение иглы при шитье шва цепочкой – кончик иглы всегда движется «на себя». Этапы выполнения: нить нужно вывести на лицевую сторону в точке 1 и отвести ее вниз, придерживая большим пальцем левой руки. Затем из точки 2 в точку 3 движением иглы сверху вниз делают стежок (а) и затягивают нить, образуя 1-ю петлю. Последующие петли выполняются аналогично. Швом «цепочка» можно вышивать любые контуры.
  10. Шов «петля вприкреп» состоит из ряда отдельных петель, расположенных по узору. Его можно назвать разновидностью шва «цепочка». Этапы выполнения: сделайте петлю как в тамбурном шве, а затем закрепите ее стежком «вперед иголку». При этом иголку выводите на расстоянии, нужном для образования следующего стежка.  Петли можно располагать по кругу и с наклоном. Группирование отдельных петель в розетки позволяет делать красивые узоры.

    Желаю всем удачи и терпения!

 

 

 

moihobbi.ru

Прямая гладь | Плоские стежки и швы | Стежковое искусство — Stitchery Art | Уроки, мастер-класс

Прямая гладь — одна из самых распространенных техник вышивания. Чаще всего используется при выполнении цветов и листьев. Вышивать прямой гладью довольно просто, но перед началом работы все же желательно потренироваться, чтобы стежки получались аккуратными. Полезный совет: вышивать будет гораздо легче, если натянуть ткань на пяльцы.

1. Прямая гладь состоит из множества стежков, расположенных очень близко друг к другу, без промежутков. Ее можно вышивать как в вертикальном направлении, так и в горизонтальном или же наклонно: главное, чтобы все стежки были выполнены аккуратно и с одинаковым натяжением нити. Выведите иглу на лицевую сторону ткани и протяните рабочую нить к противоположной стороне рисунка. Затем снова выведите иглу на лицевую сторону так, чтобы она вышла как можно ближе к первому стежку. Далее продолжайте вышивать таким же образом и помните, что главную прелесть этой технике придают четкие контуры рисунка.

Если вам нужно вышить лепестки цветов или листья, то вы можете оживить рисунок, вышив прожилки, — для этого стежки нужно располагать наискось, сводя их к центру рисунка, где будет располагаться импровизированный стебель.

2. Если площадь рисунка слишком велика, то стежки прямой глади следует закреплять небольшими поперечными стежками — они и украсят вышивку, и придадут ей опрятный вид.

Вышейте ряд длинных свободных прямых стежков, выполняя их сверху вниз. При этом каждый раз поддевайте иглой несколько нитей ткани-основы и оставляйте между стежками небольшие промежутки. Затем вышейте еще один ряд в обратном направлении, заполняя пропуски между стежками первого ряда.

3. Поверх рисунка, выполненного прямой гладью, протяните несколько перепендикулярных стежков, а затем закрепите их небольшими обметочными стежками. Раньше подобная техника использовалась для экономии нитей, особенно когда вышивка выполнялась дорогими золотыми и серебряными нитями.

kovrodelkin.ru

вышивание свободной гладью |

Гладь – это вышивание плоскости узора частично или полностью прямыми и косыми стежками. Свободная гладь бывает односторонняя и двусторонняя, плоская (без настила) и высокая или выпуклая (по настилу), прорезная, точная или счетная, и свободная или рисованная, одноцветная или многоцветная. Вышивание свободной гладью выполняется вручную и на пяльцах, нитками разных сортов в зависимости от ткани, узора, назначения изделия и техники выполнения.

Свободная двухсторонняя гладь без настила, широко используется в растительных орнаментах  и вышивается цветными нитками.  Мелкие листики вышиваются косой гладью, поды – прямой (рис А,Б).

В крупных деталях узора стежки глади располагаются по форме узора: в лепестках цветов – от края к центру узора, в листьях – от края к середине, по направлению прожилок (рис В).

Иногда контур листьев зашивается не полностью (рис Г).

Гладь вприкреп применяется для заполнения больших поверхностей узора. Эта гладь давно была известна на Ближнем и Дальнем Востоке, в Средней Азии и на Кавказе. Вышивают отдельными стежками «верхошва», которые при обратном ходе закрывают маленькими косыми стежками.  Расположение стежков может быть по форме рисунка или по направлению нитей ткани (рис А).

На рисунке Б показано, как заполнить узор гладью вприкреп.

Существует способ, при котором с начала заполняют все площадь узора длинными стежками глади, а затем по верх них прокладывают поперечные или продольные ряды ниток-прикрепок (рис В).

Верхошов – односторонняя гладь, вышитая глухим свободным швом. Шьется большими стежками, идущими от центра к краю или от края контура к центру (рис А).

На лицевой стороне ткани получается основной рисунок, а с изнанки стежки образуют пунктир по контуру рисунка (рис Б).

Расстояние между стежками по краю будет большим, чем по центру. Стежки прокладывают по форме узора: в цветах – от края к центру, а в листьях, стеблях и ветках – наклонно (рис В).

Большие закругленные детали вышивают гладью «восьмерка», техника исполнения которой показана на рисунке Г.

Вышивание свободной гладью стежками верхошов, являясь экономной техникой вышивания, был известен во многих республиках, но особенного расцвета он достиг благодаря вышивальщицам села Мстера Владимирской области РСФСР. Они обогатили верхошов яркими красочными расшивками и растительными узорами. Этот шов известен под названием «владимирское шитье». Выполняется толстыми  нитками – ирис, мулине – в пасмо (6 ниток), шерстяными, синтетическими. Основной цвет – красный, дополненный синим, зеленым, желтым, бежевым. Узоры верхошва дополняют обшивкой кисточками и кустиками стежками полукреста.

Сетки декоративные дополняют и украшают узоры «верхошва». Накладные сетки выполняются нитками, натянутыми от контура одной стороны к контуру другой в горизонтальном, вертикальном и наклонном направлениях. Пересечение нитей прикрепляют к ткани небольшими стежками разных узоров (рис А).

Декоративными накладными стежками можно вышить серединки цветов, отдельные детали узора и весь узор. Серединки цветков «верхошва» заполняют так же гладьевыми швами (рис Б).

Двусторонняя гладь с настилом. Эта техника вышивания выполняется по предварительно проложенному настилу из ниток более толстых, чем рабочие, чтобы гладь была более высокой, выпуклой. Одной из разновидностей этой техники является белая гладь. Когда-то такой гладью(без настила) вышивали белыми нитками по белому льняному полотну постельное и столовое белье. Со временем белой гладью стали украшать воротники, носовые платки, женские блузки, детские платья, прокладывая настил. И стали называть ее «белая гладь», «настил», «бродери». Последовательность выполнения белой глади: на ткань переводят рисунок, обшивают его контур «стежками вперед иголку», прокладывают настил в один или два ряда (для большей выпуклости) и вышивают гладью в направлении, противоположному настилу. Для работы необходимы гладкие блестящие нитки – мулине или шелк. Белая гладь состоит из нескольких швов: «вперед иголку», «строчка», «насыпь», «стебельчатый», «шнурочек», «горошек», «узелки», «лапочка», «листики», «цветочки», «подкладная гладь». «Шнурочек» выполняется стежками двусторонней глади, слева направо (рис А).

«Узелки» вышивают на одинаковом расстоянии один от другого, рядами, параллельными контуру рисунка. Этим швом заполняют контуры цветов и листьев (рис Б).

«Горошенки» или «пышечки». После прокладки контура (рис В) и настила (рис Г, Д) начинают вышивать от середины: сначала вышивают одну половинку «горошинки», а затем другую, следя за одинаковым количеством нитей с одной и другой стороны (рис Е).

«Лапочки» и «листики» настилают гладьевыми поперечными стежками вдоль узора (рис Ж).

«Цветочек». Сначала вышивают гладью середину цветка, прокалывая дырочку и обшивая ее шнурочком или петельным швом. Затем стежками «вперед иголку» обозначают контур цветка, делают настил и вышивают гладью лепестки (рис З).

«Листик в роскол» разделен по середине на две половинки и на две или три части по длине (рис И).

Сначала вышивают гладью конец  листика длинными стежками, а затем середину (рис К).

«Косая гладь» предназначена для вышивания листочков и узоров с волнистыми линиями контуров (рис А, Б).

«Резные листики» выполняют косой гладью и узелками или бисерным швом – «насыпью». Контур половинки, вышитой «узелками», обшивают «шнурочком», строчкой или стебельчатым швом , (рис В).

Шов «подкладной» выполняют перекрещенными с изнанки стежками «козлика», а с лица контур узора прошивается густыми стежками напоминающими строчку (рис Г).

Этим швом украшают изделия из очень прозрачных тканей: маркизета, батиста, шифона.  Фестоны вышивают петельным швом, настилая стежки перпендикулярно краю изделия. В зависимости от назначения изделия их делают круглыми, острыми, зубчатыми (рис Д).

Сетки ажурные применяются для середины цветков, лепестков и листьев (рис Е).

Сетки могут быть глухими и прорезными.

Гладь прорезная – сквозная вышивка, для которой характерны проколотые или прорезанные в ткани дырочки разной величины и формы: «дырочка», «калачик», «листик», «сцепнушка», которые обшиваются валиком. Для вышивания свободной гладью в технике прорезной глади необходимы тонкая и прочная ткань, лучше льняная, и нитки мулине.  Каждую дырочку вышивают отдельно, чтобы на изнанке не оставалось переходов ниток. Мелкие дырочки прокалывают колышком или вязальной спицей и каждую из них обшивают шнурочком без предварительной наметки. Можно сначала сделать настил по контуру дырочки в один два ряда стежками «вперед иголку», затем сделать прокол и обшить его через край узеньким шнурочком шириной 1-2 мм. При вышивании дырочек диаметром до 10 мм в центре ее острыми концами ножниц разрезают ткань крест-накрест. С помощью иглы подгибают ткань по наметке на изнанку и обшивают через край гладьевым шнурочком. После окончания работы концы подогнутой с изнанки ткани обрезают острыми ножницами (рис А).

При вышивании калачика (рис Б) контуры обшиваю стежками в 2-3 ряда.

Контур широкой стороны вышивают гладью, а узкой – шнурочком.  «Листик» или «челнок» (рис В-Д) обшивается шнурочком по контуру, под который забирается разрезанная ткань.

Легкая или скорая гладь. На основе простых ручных швов рукодельницы создали новые – скорые, более легкие в работе швы.  Современные отделочные швы отличаются от старинных своей простотой. Их выполняют, как правило, по свободному контуру рисунка большими стежками и толстыми нитками, не придерживаясь точности в счете ниток ткани.  В технике вышивания скорая гладь применяются почти все ранее известные швы: вперед иголку, строчка, петельный, стебельчатый, козлик, пилочка, тамбурные, штриховая гладь, а так же созданные на их основе новые швы.

Гладь штриховая состоит из отдельных стежков, напоминающие лучи или штрихи, идущих в разных направлениях от центра. Техника исполнения очень проста: узор переводят точками на ткань и заполняют прямыми и наклонными стежками одно- и двусторонней глади с разными промежутками между ними (рис А-Г).

Стежки не должны быть очень длинными, что бы не вытягивались. Эта техника вышивания свободной глади применяется самостоятельно и в сочетании с другими видами вышивки: выпуклой и плоской гладью, стебельчатыми и тамбурными швами. Легкими декоративными швами вышивают панно (рис Д), коврики, диванные подушки, сумки, украшают одежду.

docsyg.ru

Виды вышивки гладью | Мои хобби

 Вышивка — это искусство, а вышивание гладью — в первую очередь. Из всех видов вышивки, пожалуй, самый сложный, но одновременно самый красивый и живописный. По манере выполнения и внешнему виду готовой работы вышивку гладью можно сравнить с живописью — как художник, штрих за штрихом, мазок за мазком  создает произведение искусства, стремясь передать все оттенки, настроения; так и вышивальщица стежок за стежком «рисует» свою картину. Вышивка гладью позволяет передавать тонкие переходы оттенков цветов, применять стежки различных видов и направленности. Эти факторы в совокупности позволяют создавать картины удивительной красоты и реалистичности, поэтому традиционно гладью вышивали цветочные, растительные мотивы и даже портреты.

Основные виды вышивки гладью

  Существует множество разновидностей глади, рассмотрим основные. Все виды вышивки можно разделить на 2 группы, в зависимости от того, на какой стороне вышит рисунок — только на лицевой или на обеих. Разделяют двустороннюю и одностороннюю гладь. В односторонней глади рисунок хорошо виден и различим только с лицевой стороны, а в двусторонней — рисунок на изнаночной стороне практически идентичен рисунку на лицевой стороне.  Двустороннюю гладь, в свою очередь, можно разделить на свободную и счетную.  В счетной технике стежки выполняются по счету нитей ткани.

Плоская гладь

  Наиболее простой способ вышивки гладью. Вышивка получается двусторонней. Заключается в последовательном выполнении параллельных стежков   по всей длине контура вышиваемого предмета, иногда части предмета (при вышивке крупных предметов). Направление стежков может быть прямым и косым. Выполняется без настила.

Гладь с настилом

  Отличие от плоской глади состоит в предварительном выполнении так называемого настила, который вышивается мягкими и более толстыми, чем рабочие, нитками. За счет наличия настила гладь получается выпуклой. Стежки настила выполняются вплотную друг к другу, а стежки рабочей нитью — поверх настила поперек стежков настила, также вплотную друг к другу.

 Художественная  гладь

  Художественная гладь любима вышивальщицами, т.к. позволяет мягко передавать переходы цветов. Достигается это за счет использования нитей близких оттенков. Чтобы переход не был резким, сначала выполняют ряд стежков различной  длины (чаще вертикальных), затем этот ряд частично перекрывается более длинными стежками нити другого оттенка или цвета. Художественная гладь выполняется без настила. Она очень удобна для вышивки предметов неправильной формы.

  Существует еще так называемая теневая гладь. Иногда ее выделяют как отдельный вид вышивки. Суть ее состоит в том, что стежки выполняются одинаковой длины и располагаются горизонтально, при этом в каждом нижнем ряду для создания тонкого оттеночного перехода стежки чуть захватывают ряд верхних стежков.

Белая гладь 

  Белой она называется потому, что выполняется в основном белыми тонкими нитками (шелковыми или мулине) на белых (чаще всего) тонких тканях таких как крепдешин, батист, тонкий лен и пр.  Вышивать тонкими нитками довольно сложно, поэтому овладевать этим искусством следует не торопясь, внимательно и аккуратно. Секрет заключается в технике выполнения стежков — они должны быть ровными, аккуратными, должно строго соблюдаться  направление стежков. Вышивку белой гладью по белой ткани называют также «английским кружевом», ей часто украшают свадебные платья.

  Белую гладь без настила также называют «бельевой» гладью, т.к. в старину вышивали постельное и столовое белье в этой технике. Позже стали сначала прокладывать настил и вышивать такой гладью блузки, платья, носовые платки. Тогда белую гладь с настилом стали называть «высокой», или «бродери». При выполнении рисунка белой гладью сначала на ткань переводят рисунок, затем обшивают его контуры стежками «вперед иголку», нашивают настил в 1 или 2 ряда, и накладывают стежки рабочей нити в направлении, противоположном настилу.

  Атласная гладь

   Отличие данного вида глади также заключается в технике выполнения стежков: они выполняются плотно один к другому, не прикасаясь концами, а заходя один за другой. Каждый стежок вкалывают в середину соседнего стежка, несколько отступая назад под нитку предыдущего стежка. Стежки нужно делать короткими, особенно по закруглениям. На лицевой стороне атласной глади получается гладкий блестящий узор, а на изнаночной — мелкие стежки. Вышивка выполняется шелковыми нитками мулине. Чем тоньше нитка, тем красивее будет смотреться рисунок, поэтому вышивать рекомендуется только в 1 нить.

Русская гладь

   Выполняется стежками длиной 5-7 мм по нитке вертикально или горизонтально, оставляя пропуски длиной 2-3 мм между ними. При обратном ходе стежки прикрывают пропущенные нити рабочей нитью. Стежки выполняются вплотную друг к другу.

Китайская гладь

 По технике схожа с художественной гладью. Необходимо придерживаться следующих правил: разделение каждой детали рисунка по оттенкам, переход имеет четкую границу. Получается, что каждый элемент (листик, лепесток) состоит из 3-5 частей, контуры которых в совокупности повторяют контур детали. Направление стежков может быть различным в каждой части одного элемента. В работе используются только шелковые нити и ткани. Может выполняться с настилом или без. Чаще всего в этой технике вышивают растительные мотивы и из животного мира. Особое внимание уделяется подбору цветов, оттенков, их гармоничному сочетанию. Как правило, используют прямую или косую гладь.

Декоративная гладь

  Стежки выполняются справа налево: 1 стежок длинный — по всей длине контура, обратный стежок выполняется так: мысленно нужно разделить его на 4 части, вывести иглу на лицевую сторону в 1-й точке деления, сделать прокол наизнанку в 3-й точке деления с правой стороны короткого стежка, как бы перекрещивая его.

 Для того, чтобы научиться вышивать гладью, нужно научиться выполнять различные виды швов, используемые в вышивке. Читайте о них в следующей статье.

moihobbi.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *