Прессованная флористика для начинающих – . —

Содержание

мастер-класс для начинающих. Картина из цветов

Ошибана — это нечто среднее между живописью, флористикой и рукоделием. Если быть точным, то это такой вид японского искусства, при котором делают картины из засушенных растений и цветов. По-другому это называется прессованной флористикой или живописью цветами. В наши дни ошибаной часто занимаются разные люди. Это интересно как детям, так и взрослым. Действительно, как может не впечатлить красота таких картин?

Рассмотрим ниже в статье мастер-класс для начинающих по ошибане.

История

Это японское искусство возникло примерно 6 веков назад в Японии. Существует теория, что занимались им исключительно самураи, а не женщины или дети, как в наши дни. Это придавало им уверенности в своих силах, бодрость, гармонию и душевное благополучие.

Примерно такие же чувства можно постичь, занимаясь ошибаной и в наши дни.

Что потребуется для ошибаны?

Искусство потребует самых базовых умений от любого человека. Каждый начинающий сможет делать красивые аппликации из цветов и листьев. Поэтому ошибана своей простотой полюбилась многим, но следует знать, что для этого потребуется:

  • Прессованные растения. Для это нужно вспомнить другое любимое искусство нашего детства — гербарий, когда растения кладутся в книгу, а там они засушиваются и приобретают плоскую форму. Любые листики, цветочки, кора и стебли подойдут. Стоит помнить, что зачастую сухоцветы в готовом виде продают в специализированных магазинах для хобби.
  • Картон или очень плотная бумага нужны, чтобы закреплять растения на них. Желательна именно твёрдая форма, потому что мягкая не выдержит собственного веса работы и клея.
  • Клей ПВА, чтобы фиксировать аппликации на картон.
  • Ножницы и канцелярские ножи необходимы всегда, чтобы соединять формы в единое целое на картине, не оставляя просветов и несовпадений (иногда воображение будет требовать самых разнообразных форм).
  • Реже будут требоваться краски и кисти, чтобы нарисовать задумку, а потом дополнить её цветами. Также некоторые детали настолько маленькие, что их обычно прорисовывают. Карандашом ещё набрасывают общий вид картины.
  • Палочки для клея.

Какие растения подойдут?

Перейдём непосредственно к мастер-классу для начинающих по ошибане. Самое важное для картины из цветов — это соблюдать условие, чтобы растения были сухими.

Как уже говорилось, для этого берутся цветочки прямо с лужаек или полей, высушиваются, если на них есть влага или капельки росы, а потом делается своего рода гербарий. Известно, что срок высыхания любого растения — минимум 2–3 три дня. Совсем немного, поэтому летом можно полностью отдаться искусству.

Известно, что многие люди сверху накладывают стекло или любой другой герметичный прозрачный материал, а из картины выкачивается воздух. Таким образом, вакуум продлевает жизнь творению. При правильном подходе к работе такая работа может держаться десятилетиями, радуя собой всех людей.

Растения для техники ошибаны подойдут любые. Это могут быть хвойные иголки, кора деревьев, семена, пух, листочки, стебли, листья, корешки и все прочее.

Стоит помнить, что сухоцветы со временем часто меняют цвет (становятся более блёклыми). По стойкости своего окраса все растения делят на несколько групп. К самым стойким относятся астры, мать-и-мачеха, георгины, васильки, пионы, маргаритки. А вот бархатцы, жасмин, розы и ромашки держат свой цвет чуть меньше по времени — в районе 10 лет. Самыми быстровыцветающими считаются анютины глазки, тигровые лилии, лютики.

Шаг первый: замысел

Перейдём к мастер-классу по ошибане для начинающих. Техника выполнения невероятно проста. В первую очередь берём картон, а на нём делаем наброски нашей будущей задумки. Если не придумали, то есть неплохая возможность взглянуть на имеющийся инвентарь разных оттенков, и идея сама придёт к вам.

Обычно пользуются популярностью композиции, которые изображают сюжеты с цветами, полями, лесами и другими видами пейзажей. И ведь действительно очень легко и в то же время невероятно красиво получается, если из засушенного гербария собирается картина из цветов. Такая поделка более простая, поэтому может и вовсе не требовать эскиза.

Также можно попробовать делать красивые платья на девушках или красочных птиц. Лепестки со своей лёгкой хрупкостью отлично передадут вид струящихся тканей или перьев.

Как уже говорилось, лучше всего использовать плотный картон, но даже он склонен к сморщиванию от клея. Поэтому следует по бокам обклеить картинку специальным бумажным скотчем.

Шаг второй: подготовка

Когда вы уже придумали сюжет и сделали наброски, то дальше следует начать заниматься вырезанием формы у растений. Это очень ответственный этап, так как вам нужно рассмотреть, какие цвета растений лучше между собой сочетаются, а какие — более тонко передают оттенки вашей задумки.

Не стоит перегружать картину всем и сразу, стараясь использовать как можно больше цветов. Если у вас нагруженный передний план, то фон следует сделать более нейтральным. А если же все изображение требует деталей, то можно попробовать осуществить задумку. Японское искусство удобно тем, что для любого предмета найдётся идеально подходящее для него растение. Например, деревья можно делать из коры, небо или воду — из бересты или голубых цветков, а из листьев деревьев — поля. Подбирая разные оттенки одного цвета, можно добиться плавных переходов. Все как в реальной живописи!

Из засушенных заготовок следует собрать картину. Ошибана как искусство хороша тем, что всегда есть возможность что-то додумать, убрать, поменять, а потом уже только приклеивать с концами.

Шаг третий: приклеивание

Теперь, когда все заготовки знают своё место и эскиз готов, можно приступить к приклеиванию. Будьте аккуратны! Если предыдущие этапы требовали в большей степени работы вашего воображения, то теперь нужно максимально вложиться в терпение и аккуратность.

Наносите клей специальными палочками (подойдут любые), чтобы равномерно распределить вещество, а также случайно не переборщить с количеством, чтобы не допустить намокания заготовки. И аккуратно приклеивайте шаг за шагом каждую деталь.

Когда картина будет готова, нужно дать клею высохнуть. После всего можно поместить творение в рамку под стекло, чтобы дольше хранилось, и повесить на стену или подарить близким. Это ведь не только приятное для глаз творчество, но и неплохая идея для подарка.

Вместо заключения

Мастер-класс для начинающих по ошибане показывает, что работа очень проста в исполнении, зато как прекрасен и сам процесс, и результат! Это искусство флористики (живописи цветами) очень старое, но особую популярность оно получило в наши дни. Это отличный способ развить в себе чувство вкуса, раскрыть творческий потенциал. Даже детям будет интересно и полезно, потому что ошибана развивает моторику.

Остаётся лишь дождаться тёплых дней, собрать побольше растений, сделать гербарии и начать творить.

fb.ru

Ошибана или прессованная флористика. | Оригинальное творчество талантливых и увлеченных людей

Ошибана – один из редчайших древних видов искусства. Это своеобразная живопись, где вместо привычных красок используются причудливые линии засушенных цветов, трав, листьев, коры, плодов, семян, перьев … Природный материал растительного происхождения высушивается под прессом или в гербарной сетке  и становится плоским.  Далее используемый материал размещается и приклеивается или закрепляется иным способом к основе, которая представляет собой  особые сорта бумаги или ткани.

Воображение и ювелирная точность художника заставляет листья превратиться в деревья, лепестки  в силуэты гор…

В Японии история создания такого рода произведений насчитывает свыше шестисот лет. Во времена Средневековья воины-самураи должны были не только безупречно владеть мечом, но и в перерывах между боями создавать картины из сухих цветов, постигая таким образом гармонию в окружающем мире и себе самом.

При создании декоративных композиций пользуются засушенными растениями: цветами и их лепестками, листьями, ветками, мхом, пленками и султанчиками от кукурузных початков, тополиным пухом, березовой корой и т.д

При засушке цветов и других растений важно знать, как долго они сохраняют свой цвет. По стойкости цвета растения делятся на три группы.
Стойкие — сохраняют цвет в течение нескольких десятков лет.  После засушки растения становятся достаточно прочными и из них можно вырезать элементы различной конфигурации.


Суть искусства “ошибана” состоит в том, что, собирая и засушивая под прессом цветы, травы, листья, кору и наклеивая их на основу, автор создает при помощи растений поистине произведение “живописи”. Другими словами, ошибана – это живопись растениями.
Художественное творчество флористов основано на сохранении формы, цвета и фактуры растительного засушенного материала. Японцы разработали методику предохранения картин «ошибана» от выгорания и потемнения.  Суть ее в том, что между стеклом и картиной откачивается воздух и создается вакуум, который не дает растениям портиться.

Привлекает не только нетрадиционность этого искусства, но и возможность проявить фантазию, вкус, знание свойств растений. Флористы выполняют орнаменты, пейзажи, натюрморты, портреты и сюжетные картины.

Полюбуйтесь.

https://vdohnovenie2.ru/

Share this post for your friends:

Friend me:

vdohnovenie2.ru

Создаем вазу для букета в технике «Прессованная флористика». Часть 2

Итак, в предыдущем мастер-классе мы сделали картонную заготовку вазы для «Незабудки».

Теперь нам предстоит самое сложное. «Раскрасить» вазу листиками.

I. Для нашей вазы я выбрала лепестки мальвы четырех оттенков:

Рис. 1

Обычно я выбираю для ваз прозрачный и полупрозрачный материал: лепестки пионов, тюльпанов, мальвы, маков, отбеленную кожуру банана. Мне кажется, именно такой материал удачно передаст фарфор, стекло, керамику.

Накладывая прозрачные лепестки слоями, можно получить многообразие оттенков и плавные переходы цвета. Это нам и нужно для создания ваз.

Интересный момент: наклеивая светлый кусочек листика на темный, не факт, что у вас получится более светлый участок. Тут надо экспериментировать…

«Раскрашивая вазу», учитываем, с какой стороны у нас источник света (он может быть и не один, тогда сложнее). Допустим, у нас один источник света: слева спереди. Тогда, с левой стороны ваза, естественно, будет светлее, с правой — темнее. Кроме того, на вазе справа будет тень от собственно вазы. Это место на вазе — самое темное.

Если вам трудно сразу определиться с оттенками цветов, советую для образца нарисовать и раскрасить вазу цветными карандашами. Вот примерно так (рис. 2) (Ну сильно не старалась, просто чтобы понятно было, где свет, где тень...)

Рис. 2

II. Теперь, смотрим на образец и выклеиваем нашу вазу.

Сначала прикинем, как расположить лепестки. Разложим их на отдельном белом листе бумаги в предполагаемом порядке.
Достаем сохраненную нами «дырку» от вазы, и накрываем ею разложенные листики, чтобы картина была более понятной.
Я всегда так делаю. Мне помогает (рис. 3).

Рис. 3

Определились — клеим.

III. Начинаем с темных мест.

Берем лепесток. Пинцетом нужно обломать края лепестка и немного поскрести его с краёв скальпелем, чтобы при наклеивании границы стыков листиков были нечёткими.

Кусочки листиков располагаем параллельно краям вазы, так, как ложились бы штрихи, если бы мы раскрашивали вазу карандашами. Кроме того, нужно еще учитывать «рисунок» (жилочки) на листике, и стараться, чтобы они тоже ложились по направлению предполагаемых штрихов.

Лепестки мальвы очень тонкие и нежные, поэтому невозможно их намазать клеем. Придется мазать клей на саму «вазу». Намазываем приблизительно участок «вазы» под листик. Прикладываем листик к «вазе». Накрываем тряпочкой, промокаем. Затем сверху кладем белую тонкую бумагу и прокатываем чем-то типа маленькой скалочки (я использую бутылочку для детского питания), как тесто для пельмешка, только сильно... Перевернув «вазу» обратной стороной, сразу обрезаем лишнее от лепестка по краю вазы, пока лепесток еще мягкий от клея и не ломкий. Все. Берем следующий листик...

На рис. 4 хорошо виден обломанный краешек листика и направление жилочек.

Рис. 4

К центру вазы наклеиваем листики посветлее (рис. 5).

Рис. 5

И слева — совсем светлая часть (рис. 6).

Рис. 6

Прозрачный и полупрозрачный материал при накладывании друг на друга обычно дает более темный цвет. Это надо обязательно учитывать.

Использовать этот эффект можно в узкой части вазы (горлышке). Наклеивая один лепесток на другой, добиваемся густоты оттенка, глубины (рис. 7).

Рис. 7

IV. Теперь надо сгладить резкие границы, добиться плавных переходов цвета. Для этого подбираем самые прозрачные лепестки и накладываем их на места стыков.

Усиливаем места тени от собственно вазы. Можно делать тень, используя неудачно высушенные лепестки или те, которые темнее (рис. 8).

Рис. 8

Ваза почти готова. Положите ее на просушку под хороший пресс.

V. Переходим к задней стеночке вазы. Берем отдельно вырезанный эллипс (смотрите 1 часть мастер-класса). И все делаем аналогичным образом, учитывая направление света (рис. 9).

Рис. 9

VI. Теперь нужно оживить вазу бликами. Делаем их (блики) из шелухи чеснока.
Поставьте имеющуюся у вас в доме вазу справа от окошка, посмотрите, как на ней лягут блики. Скопируйте их.

VII. Наклеиваем вазу на нашу картину. Пока у нас на будущей картине только фон, стол, салфетка (рис. 10).

Рис. 10

Сначала приклеиваем «заднюю стенку» вазы. Затем, саму вазу.

Хорошо намазываем клеем, особенно края. Тут я немного хитрю. Участок вазы возле горлышка я не мажу клеем вовсе. Это дает возможность «воткнуть» стебелек «поставленного в вазу» растения между задней стенкой и вазой. Приклеили? Промокнули?

Теперь — немедленно все под пресс!

VIII. Ну, и самый интересный процесс: «Ставим» в вазу цветочки 🙂 (рис. 11).

Рис. 11

Все! Теперь всю красоту — под стекло в рамочку!

Благодарю за внимание. Успехов всем!

Кому понравился мастер-класс, оцените его, пожалуйста, нажатием кнопочки «Нравится» !

Елена.

www.livemaster.ru

Создаем вазу для букета в технике «Прессованная флористика»

Судя по вашим отзывам, и количеству добавлений в "копилочку" моего мастер-класса по основам прессованной флористики, многие ждут продолжения. Поэтому сегодня мы возьмемся за изготовление вазы в этой же технике.
Ваза будет для картины "Незабудки".

Размер картины — (20 х 30) см.
Фон выполнен из листьев мать-и мачехи, стол — из листьев канны, салфетка — из отбеленных скелетированных листиков.

Сегодня для работы нам понадобятся:
1. Белый картон.
2. Тонкая бумага.
3. Карандаш.
4. Циркуль.
5. Ножницы.
6. Клей ПВА.
7. Кисточка для клея.
8. Салфетки, тряпочка.
9. Пресс.

I. Делаем картонную заготовку для вазы.
Мне нравится, когда ваза идеально ровная (симметричная). Поэтому нужно постараться её такой нарисовать.

Для вазы используем ватман или тонкий картон (подойдет из альбома для рисования).

На картоне проводим вертикальную линию (вертикальная ось вращения вазы).
На ней точками отмечаем верх вазы и дно.
Проводим через эти точки горизонтальные линии.
Проводим еще 2 горизонтальные линии: одна — проходящая через предполагаемое самое узкое место вазы, вторая — самое широкое.
Можно провести еще несколько дополнительных линий. Чем их будет больше, тем точнее будет ваза. (Рис. 1)

Рис.1

Берем циркуль, и, откладывая равные расстояния, делаем на горизонтальных линиях засечки, соответствующие точкам на поверхности вазы. (Рис.2)

Рис.2

Соединяем точки.
Рисуем горлышко вазы (эллипс) и донышко. (Рис.3)

Обратите внимание: чем меньше угол зрения, под которым вы смотрите на вазу, тем «приплюснутей» будут эллипсы. При угле зрения = 0, эллипс превратится в прямую линию..

Рис. 3

II. Вырезаем эту заготовочку.

Можно согнуть вазу по вертикальной оси и обвести одну ее половину. Тогда ваза будет еще точнее. Но линия сгиба может проявиться после наклеивания листиков, поэтому вазу придется еще раз обвести и вырезать новую, без сгибов.

«Дырку» от вырезанной вазы не выбрасываем. Она нам понадобится.

Вот что у нас получилось. (Рис.4)

Рис.4

III. Теперь нужно сделать вазу многослойной. Это необходимо для того, чтобы наклеенная на нашу картину ваза, не повторила неровности фона, «стола», «салфетки» и другое. Кроме того, ваза как бы получает небольшой объем.

Делаем так:
На чистом листе бумаги (для принтера) обводим нашу вазу карандашом и вырезаем вторую вазу немного меньше исходной, отступая примерно на 2 - 3 мм от краев. Бумагу для этого используем только тонкую.
Затем обводим вторую вазу и вырезаем еще меньшую, и так далее. То есть у нас получилась вот такая «матрешка» (Рис.5)

Рис.5

IV. Теперь ее нужно «собрать». Наклеиваем поочередно друг на дружку все слои вазы с ее изнаночной стороны.
V. Убираем вазу под хороший пресс до полного высыхания, минимум на сутки.
Газетные прокладки меняем два раза в день.

VI. На следующем уроке мы будем «раскрашивать» эту вазу листиками 🙂

Продолжение здесь>>
До встречи. Елена.

www.livemaster.ru

Ошибана — прессованная флористика, ошибана своими руками

Ошибана букетОшибана — это прессованная флористика. Творчество рукодельниц ошибаны основывается на применении материала — цветков, травок, коры деревьев, высушенных под прессом и сохранивших свои природные размеры и цвет. У нас флористика живет только восемь лет, хотя в Японии она уже больше шестисот лет.

Когда-то в прошлом, самураи проходили путь воина. И ошибана была частичкой этого пути, такой же, как создание иероглифов и владение своим мечом. Идея ошибаны выражается в том, что в состоянии полного присутствия в моменте (сатори), мастер изготавливал картину из сухоцветов (специальных цветков). После этого, такая картина могла быть ключом, проводником для тех, кто был готов пойти в безмолвие и пройти важное сатори.

Пейзаж ошибанаВся суть техники «ошибаны» заключена в том, что, собирая и высушивая под прессом цветочки, травы, листики, кору и наклеивая их на основание, автор создает с помощью растений по-настоящему произведение «живописи». Иными словами, ошибана — это живопись при помощи трав.

Художественное творчество для начинающих флористов основывается на сохранении формы, оттенков и фактуры растительного сухого материала. Японцы создали методику сохранения картин «ошибана» от огня и потемнения. Смысл ее в том, что между стеклышком и картинкой откачивают воздух и делают вакуум, который не дает растениям испортиться.

Привлекает не только уникальность этого стиля искусства, но и шанс проявить воображение, вкус, знание информации о растениях. Флористы создают орнаменты, пейзажи, натюрморты, портреты и сюжетные картины. Кроме Японии, родина искусства «ошибана», специальная флористика под прессом, развивается в разных странах.

Содержание материала

Галерея: ошибана — прессованная флористика (25 фото)

Ошибана своими руками, мастер-класс

Подготовка к мастер-классу будет выделять следующие пункты:

Вначале, выберем свободное, полностью освещенное местечко, где вам будет комфортно разложить достаточное количество предметов.

  • Такое занятие не обходится без клея (чаще всего применяют клей момент, т.к. он не оставляет после себя серьезных следов, то есть практически прозрачный после высыхания), поэтому лучше рабочее место застелить простой бумагой, для сохранения ваших вещей.
  • Кисть для приклеивания объемных листиков: пластиковая, тонкая (диаметром не более миллиметра) полочка или спица для внесения маленького объема клея.
  • Пинцет для захвата и удержания маленьких элементов. И если честно, эту вещь ничем не заменить — листья достаточно слабый материал и в руках часто крошатся, да и сами руки остаются чистыми от клея.
  • Острые ножницы с прямыми кончиками.
  • Две тряпки. Одна полностью сухая, а вторая немножко влажная.
  • Помимо этого оборудования, вам потребуются альбомы с разноцветными и простыми карандашами. В альбомах создаются записи, зарисовочки, наклейки и все то, что нужно будет вам для новых работ.

Птицы ошибанаПростые аппликации делаются без эскиза. Аппликации с тяжелым сюжетом, огромным количеством элементов надо создавать по эскизу. Эскиз к новой работе создается в карандаше и соответствует ее габаритам. В эскизе большое внимание следует выделить его общей композиции. Правильно выдуманная композиция, т.е. размещение того, что надо изображать, это залог успеха изделия.

При помощи композиции узнают положение фигурок и предметов где-либо (для чего применяется перспектива), приходит согласованность изображаемых вещей (в этих целях делаются системы масштабов и пропорций, а также ритмы, иногда — равномерность). При создании эскиза, главное, определить композиционные части аппликации.

Также рекомендуем прочитать:

Не нужно усложнять работу излишними, а также слишком маленькими элементами, так как в их изображении трудно дойти до точного результата.

Самой простой будет изготовление аппликации из целых формочек растений, где можно производить легкие миниатюры, к примеру, морковку из листочка ясеня и зелени морковки, репку из листа тополя и травки «медвежье ушко».

Из целых формочек растений и листов можно сделать и усложненные композиции букетиков. Их готовят в нужной последовательности. Начинают с создания контура композиции — раскладывания деталей, обрамляющих картинку. Для этой цели хороши ажурные растения: зонтичные, папоротники — они придают аппликации простоту и воздушность.

Потом заполняем внутреннюю частицу картины. Укладываем растения от края к центральной части. При этом надо проследить за тем, чтобы нижняя частица каждого растения прикрывалась верхней частью нового, т.е. создавалась чешуя.

В работе огромное значение имеет размещение деталей из центра композиции. Закреплять все сразу на фоне не нужно. Надо изготовленную композицию прикрыть листком бумаги и через определенное время нормально взглянуть на нее. Если композиция сделана верно, хорошо, то можно переходить к прикреплению растений.

Заготовка из природных ресурсов

При создании милых композиций и картин в этой технике, пользуются сухими растениями: цветками и их лепестками, листьями, веточками, мхом, султанчиками от кукурузных початков, тополиным пухом, березовой корой и т.д. Для отличной работы надо иметь большой запас сушеных растений.

Стойкость цвета

При засушке цветков и иных растений нужно знать, как долго они хранят свой оттенок. По стойкости цветовой гаммы растения разделяются на три вида:

  • Люди ошибанаСтойкие — сохраняют оттенок в течение многих десятков лет: пионы, георгины летние и осенние, астры, мальвы, васильки, синие подснежники, маргаритки, керсопсис, анафалис, статица, пестрые тюльпанчики, все осенние листы, еще чистец, оборотная сторона листа серебристого тополя и терн.
  • Средней стойкости — держат цвет десять и более лет: гайлардия, гелениумы, годеция, рудбекия, жасмины, черемуха, космея, сальвия, розочки, бархатцы (тагетес), ромашки садовые.
  • Малостойкие — держат цветовую гамму до нескольких лет: виола , флоксики, настурция, лютики, тигровые лилии и остальные.

Можно брать цветы всех видов. Только надо при этом строить композицию так, чтобы малостойкие, выцветая, не искажали цветовую гамму, а даже открывали новые оттенки. Ну и главное, запомните, из-за некачественных материалов вы можете испортить всю работу.

Другие интересные статьи по рукоделию

1igolka.com

Ошибана - Разное (искусство) - ИСКУССТВУ БЫТЬ - Каталог статей

Ошибана


Ошибана – это вид изобразительного искусства, рожденного флористикой. У нас флористика появилась восемь лет назад, хотя в Японии существует более шестисот лет. Когда-то в средние века самураи постигали путь воина. И ошибана была частью этого пути, такой же, как написание иероглифов и владение мечом. Смысл ошибаны заключался в том, что в состоянии тотального присутствия в моменте (сатори) мастер создавал картину из сухоцветов (пресованых цветов). Потом эта картина могла служить ключом, проводником для тех, кто был готов войти в безмолвие и пережить то самое сатори.
Суть искусства "ошибана" состоит в том, что, собирая и засушивая под прессом цветы, травы, листья, кору и наклеивая их на основу, автор создает при помощи растений поистине произведение "живописи". Другими словами, ошибана - это живопись растениями.
Художественное творчество флористов основано на сохранении формы, цвета и фактуры растительного засушенного материала. Японцы разработали методику предохранения картин «ошибана» от выгорания и потемнения. Суть ее в том, что между стеклом и картиной откачивается воздух и создается вакуум, который не дает растениям портиться.
Привлекает не только нетрадиционность этого искусства, но и возможность проявить фантазию, вкус, знание свойств растений. Флористы выполняют орнаменты, пейзажи, натюрморты, портреты и сюжетные картины. Кроме Японии, родины искусства "ошибана", прессованная флористика развита в странах Европы и США.Ошибана для начинающих
Подготовка к занятию ошибаной будет включать следующие пункты:

Для начала выберете просторное, хорошо освещенное место, где вам будет удобно расположить достаточное количество предметов.

1. Занятие предполагает наличие клея (обычно используется клей ПВА, т.к. он не оставляет после себя каких-либо заметных следов, то есть почти прозрачный после высыхания), поэтому желательно рабочее место застелить бумагой, для предохранения ваших столов.

2. Кисточка для приклеивания больших листиков, пластиковая, тоненькая (диаметром не более миллиметра) полочка или спица для нанесения малого объема клея.

3. Пинцет для взятия и удержания мелких деталей. И вообще это не заменимая ни чем принадлежность, листья достаточно хрупкий материал и в руках часто ломаются, да и сами руки остаются чистыми от клея.

4. Ножницы - желательны не тугие и с прямыми концами.

5. Две тряпочки. Одна абсолютно сухая, а вторая немного влажная.

Кроме всего этого оборудования, Вам понадобятся альбомы, с цветными и простыми карандашами. В альбомах делаются записи, зарисовки, наклейки и все то, что необходимо Вам для последующих работ.

Несложные аппликации выполняют без эскиза. Аппликации со сложным сюжетом, большим количеством деталей надо выполнять по эскизу. Эскиз к будущей работе выполняется в карандаше и соответствует ее размерам. В эскизе особое внимание следует уделять его общей композиции. Хорошо продуманная композиция, т.е. размещение того, что надо изобразить, - залог успеха аппликации.

С помощью композиции определяется положение фигур и предметов в пространстве (для чего используется перспектива), достигается согласованность изображаемых явлений (в этих целях употребляются системы масштабов и пропорций, а также ритм, иногда - симметрия). При составлении эскиза важно определить композиционный центр аппликации.

Не следует усложнять аппликацию излишними, а также мелкими деталями, так как в их изображении трудно добиться точности.

Наиболее простой будет составление аппликации из целых форм растений, где можно выполнить несложные миниатюры, например, морковь из листа ясеня и зелени моркови, репу из листа тополя и травы "медвежье ушко".

Из целых форм растений можно составить и сложные композиции букетов. Их готовят в определенной последовательности. Начинают с составления контура композиции - раскладывания элементов, обрамляющих картину. Для этой цели хороши ажурные растения: зонтичные, папоротники; они придают аппликации легкость, воздушность.

Далее заполняют внутреннюю часть картины. Укладывают растения от краев к центру. При этом необходимо следить за тем, чтобы нижняя часть каждого растения была прикрыта верхней частью следующего, т.е. образовывалась чешуя.

В работе большое значение имеет размещение центральных элементов композиции. Закреплять сразу на фоне не рекомендуется. Надо составленную композицию прикрыть листом бумаги и через некоторое время внимательно посмотреть на нее. Если композиция составлена удачно, правильно, можно приступать к закреплению растений.

Заготовка природных материалов

При создании декоративных композиций пользуются засушенными растениями: цветами и их лепестками, листьями, ветками, мхом, пленками и султанчиками от кукурузных початков, тополиным пухом, березовой корой и т.д. Для успешной работы нужно иметь достаточный запас высушенных растений.

Стойкость цвета

При засушке цветов и других растений важно знать, как долго они сохраняют свой цвет. По стойкости цвета растения делятся на три группы:
Стойкие — сохраняют цвет в течение нескольких десятков лет: пионы, георгины летние и осенние, астры, мальвы, васильки, синие подснежники, маргаритки, керсопсис, анафалис, статица (кермек, лимониум), гелихризум, гипсофила, гладиолусы (особого способа засушки), дельфиниум (шпорник), кошачьи лапки, пестрые тюльпаны, все осенние листья, а также чистец, оборотная сторона листа серебристого тополя, мать-и-мачеха, терн.
Средней стойкости — сохраняют цвет 10 и более лет: гайлардия, гелениумы, годеция, рудбекия, жасмин, черемуха, космея. сальвия, розы, бархатцы (тагетес), ромашки садовые.
Малостойкие - сохраняют цвет до нескольких лет:виола (анютины глазки), флоксы, настурция, лютики, тигровая лилия и другие.
Можно использовать цветы всех групп. Только нужно при этом строить композицию так, чтобы малостойкие, выцветая, не искажали цветовое решение, а даже придавали ему новые оттенки. Листья сушат преимущественно осенней расцветки. Они могут быть различной формы, с различными краями и жилкованием, а также могут быть сложными. Зелеными листьями можно пользоваться с тем учетом, что они побуреют или станут коричневыми (запарятся) и, использованные в композиции, не испортят ее.

Сбор растений

Первый этап подготовки материала прост и приятен — это сбор цветов, веток, листьев. Заготовками надо заниматься с ранней весны до поздней осени, так как одни виды интересны в бутонах, другие — в полном цвету, третьи — в плодах, четвертые имеют нарядную осеннюю окраску. Растения собирают в сухую погоду, на них не должно быть капель росы. Влажные при сушке буреют.

Постарайтесь брать цветки, листья, побеги разной окраски и формы (в том числе необычно окрашенные, ажурные). Это рас-ширит вашу палитру. Помните: чем «моложе» цветки или соцветия (1—2 дня), тем устойчивее их окраска. Взятые в конце цветения, они, как правило, при сушке распадаются, теряют лепестки, колер становится тусклым. Обязательно используйте яркие осенние листья. Перед тем как положить на сушку, их надо очистить от пыли и грязи мокрой ватой, мягкой тряпочкой. Если растения собирают вдали от дома, их сразу же кладут в книгу или газету. При этом лучше сохраняется форма цветов, листьев и стеблей. Можно собирать увядшие цветы: засушенные, они дают графичность и живописность композиции. Лепестки, листья, стебли сушат отдельно. Если какие-то цветы пришлось сорвать после дождя, то их ставят в воду и дают высохнуть, а затем засушивают. Если вы не успели обработать и заложить цветы для засушки, то поставьте их в воду, а на следующий день начните засушивать.

Никогда не выбрасывайте увядшие букеты! Прежде посмотрите, что из них можно взять для будущих панно. Летом и осенью постарайтесь запастись разнообразными семенами, плодами. Не упустите и время сбора пуха — от тополей, пушицы, иван-чая, мать-и-мачехи, одуванчика, осота. Это удивительная «белая краска».

Засушивание

Следующий этап работы — самый ответственный — обработка и сушка растений. Поначалу он покажется трудоемким и кропотливым, но с приобретением навыков становится несложным. Известно несколько способов плоскостной сушки: в бумаге, вате, гербарной сетке, книгах, под прессом, горячим утюгом. Но каким бы из них вы ни воспользовались, надо твердо усвоить общее правило — сушить как можно быстрее. Только при этом сохраняется естественная окраска, минимально разлагается красящий пигмент. В сухую погоду растения сохнут 3-4 дня, при влажной - дольше.

Если используется засушивание под прессом, то сначала нужно подготовить прокладки и закладки. Лист тонкой бумаги (газеты) складывается пополам или вчетверо — это будет прокладка. Затем половина газеты или ее четверть складывается пополам — это будет закладка. В закладки помещают растения (не очень густо). На плотный картон или фанерную дошечку кладут прокладку, а на нее — закладку с растениями и опять закрывают прокладкой или несколькими, в зависимости от растительного материала. Можно заложить до 5—6 закладок. Все это сверху также накрывают фанеркой или плотным картоном. Подготовленные растения кладутся пол пресс. В настоящее время многие пользуются специальными прессами, состоящими из двух досок: нижней — с двумя стержнями и нарезанной на них резьбой и верхней - с отверстиями для стержней. Верхняя доска прижимается к нижней «барашками» или гайками. При случае для пресса можно использовать несколько обшитых тканью кирпичей (в зависимости от нужного груза), различные металлические плиты и т. п.

Нельзя закладывать вместе нежные и грубые части растений, так как для них необходим разный груз: для нежных - 8—16 кг, грубых — 20—40 кг и более. При засушивании под прессом обязательно ежедневно заменять отсыревшие прокладки (они затем просушиваются на солнце, батареях, проглаживаются утюгом). В первый день после закладки цветов для сушки прокладки дважды обязательно меняют, так как причиной побурения лепестков и листьев является влага, которую они в себя вбирают. Закладки не меняют до конца сушки. Сами растения не рекомендуется перекладывать в сухую газету (можно только грубые, и то один раз). Тонкие цветки и листья вообще не открывают до конца сушки. Чтобы сочные стебли (тюльпан, нарцисс, дицентра) сохранили окраску, перед закладкой в гербарий их надо разрезать лезвием бритвы или острым ножом продольно и выскоблить сердцевину. Толстые или деревянистые стебли (лук, гвоздика, гербера, роза) просто разделяют пополам. Плотные, кожистые, сочные, а также яркие осенние листья хорошо сушить, проглаживая горячим утюгом через бумагу.

В сухую погоду растения сохнут 3—4 дня, при влажной — дольше. Горячим утюгом сушат только очень толстые сочные листья рогоза, ириса, лилий, магнолий, фикуса, ландыша, камыша и других подобных растений. Гладят листья через газету до полного их высыхания. Нужно следить, чтобы растения не были пересушенными, потому что они могут стать ломкими или изменить свою окраску. Цветы утюгом не сушат. Исключение составляет василек, который можно сушить утюгом. Делается 3—4 закладки и примерно в течение часа они проглаживаются утюгом (сильно нагревать утюг не следует). Как только лепестки сделаются сухими, прекращается проглаживание, остальная часть василька сохнет сама по себе. При такой сушке василек сохраняет свой цвет и живет долго. Большинство растений хорошо засушивается в вате, причем при сушке опушенных цветов ее кладут только вниз, а сверху не покрывают.

У таких пышных цветов, как астра, георгин, пион, роза, стебли и листья засушиваются отдельно. С цветочных головок удаляются все зеленые части, кроме тех, что непосредственно держат лепестки. Медицинским пинцетом ряд за рядом лепестки приподнимают и прокладывают между ними тонкие слои ваты. Обработанный цветок (или 3—4) помещают в закладку под пресс. Часть лепестков кладут и засушивают отдельно под грузом 5—10 кг. Пионы разрезают (разрывают) на 4—8 частей, прокладывают ватой и засушивают. В дальнейшем из таких частей легко и быстро можно монтировать целые цветы.
При засушивании осенних георгин нужно брать самые распустившиеся экземпляры. Середина цветка удаляется и заполняется ватой, лепестки приподнимаются рядами, прокладываются тонким слоем ваты и весь цветок с лицевой и обратной стороны покрывается ватой.

Тюльпаны можно сушить отдельными лепестками (удаляя середину), а потом монтировать цветок. Если же сушить цветок тюльпана целиком, то ему нужно дать подвянуть.

Розы также сушатся отдельными лепестками или целиком — хорошо подвянувшими.

У воронкообразных цветов воронку заполняют ватой, изолируя ею все отвороты лепестков. Положенный сверху груз не должен превышать 2—3 кг, при большей нагрузке лепестки обесцвечиваются.

Ромашки, герберы, однолетние георгины, ноготки и другие подобные им цветы кладут на газету стеблем вверх, лепестки вокруг плодоножки полностью закрывают валиком из ваты, сушат в закладках с несколькими прокладками под грузом не менее 15 кг. Особенно трудно засушить нежные белые и розовые лепестки. Их помещают в белую закладку или бумажные салфетки без рисунка и часто меняют газеты, которые выполняют роль прокладок. Мелкие цветочки, необходимые для создания миниатюр и пейзажей, засушивают целиком. Незабудки, лютики, болиголов, тысячелистник, цветущую рябину, цветки жасмина и черемухи укладывают в газетную закладку вместе с веточкой, накрывают газетными прокладками, картоном (фанерой) и сушат под прессом не менее 15—20 кг.

Листья также кладут на газету, сразу же придавая им нужную форму — изгибают, заворачивают край, накрывают слоем сухих газет и сверху помещают груз. Большинство осенних листьев, например, дикого винограда, яблони, явора, боярышника, чабреца, бадана, хорошо сохраняют яркую, красивую окраску. Листья каприфоли применяют для имитации неба, дальних гор, синеющей полоски леса на горизонте.

Белую, серую, серо-голубоватую окраску имеют с нижней стороны листья серебристого тополя, осенней малины, мать-и-мачехи, остролистного клена, девясила. Листья клена обыкновенного бывают разных цветов и оттенков, что дает возможность создавать прекрасные фоны для композиций.
Стебли растений лучше засушивать мягкие и полые, например одуванчика. Гибкие, длинные, они легко принимают требуемое положение. Сушат их под грузом 10—15 кг. Газеты меняют два-три раза.

После засушки растения становятся достаточно прочными и из них можно вырезать элементы различной конфигурации. Раньше также засушивали растения в гербарной сетке. В настоящее время ее используют редко.

Хранение

Засушенный материал хранят в закладках, вату снимают с цветка перед использованием. Чтобы легче ориентироваться в накопленном материале, закладки помещают в картонные папки, нумеруют их и составляют опись. Затем в блокноте или тетради делают перечень папок с указанием растений. Папки укладывают горизонтально одна на другую. Периодически надо проверять, не завелись ли в папке моль или другие насекомые.

www.crown6.org

мастер класс изготовления пейзажей и картинок и фото

Ошибана - это прессованная флористика или, другими словами, живопись растениями. Суть этого искусства состоит в сборе и засушивании под прессом цветов, трав, листьев, коры, наклеивании их на основу. Данная техника способна не только заинтересовать детей и взрослых, но и стать увлечением на всю жизнь.

Мастер-класс по ошибане

Итак, в путь!

Материалы и инструменты:

  • плотный картон для основы;
  • ножницы;
  • пинцет;
  • карандаш;
  • клей ПВА;
  • кисти;
  • тонкие палочки для клея;
  • рамка со стеклом для оформления картины;
  • засушенные под прессом растения (обертки кукурузных початков, листья деревьев, веточки полыни и березы, лепестки роз, береста).

1) На плотном картоне выполнить карандашом набросок легкими штрихами. Наметить контуры изображения, уделив внимание линиям горизонта и переднего плана.

2) Разместить гармонично деревья, соразмерив их положение в пространстве. Так как на переднем плане не видны кроны деревьев, стоит основное внимание сосредоточить на их стволах.

3) Используя обертки кукурузных початков, изобразить небо. Для этого обильно промазать клеем внутреннюю сторону листа и приклеить к основанию, где был намечен контур. Сочетать белый и бежевый цвет, создавая плавные переходы, чтобы добиться эффекта размытых облаков. Работу необходимо положить на некоторое время под пресс, чтобы материал более тщательно приклеился.  

4) Из бересты наложить слой, изображающий поверхность воды. При подготовке бересты для работы расслоить ее на верхние и нижние слои и рассортировать по цвету. Подобрать разнообразные оттенки бересты: серого, оранжево-желтого и коричневого цвета.

5) При помощи обратной стороны листа серебристого тополя можно сделать дальний берег. Так как цвет может указывать на время суток, а на картине нужно изобразить утро, дальний план делается размытым и туманным. Здесь подойдет белая сторона листа тополя. Для придания рельефа используются ножницы.

6) Набор листов осеннего клена, тополя, лопуха поможет создать эффект плавных переходов. 

7) Для дальнего плана используются листья темного тополя, винограда, сирени, для ближнего – листья осеннего клена, лопуха, желтые лепестки роз. Хвойный лес, расположенный на дальнем берегу, изобразить с использованием веточек полыни.

8) Для детального вида природы на левом берегу наметить место расположения берез. Внешний слой бересты подойдет для очертания коры берез. Более темные кусочки бересты используются для теневой стороны стволов. Из листьев розы получится кустарник, находящийся на дальнем плане берега.

9) Из лопуха сделать листья берез, для контрастности кустарника наложить веточки светлой полыни.

10) Для работы над поверхностью воды следует учитывать, что темные краски, отражаясь в воде, выглядят светлыми, а светлые наоборот. Для создания ряби воды подходит рваная береста, для придания эффекта волнистых отражений, рваные края у растений поскоблить ножницами. Чтобы получить туманную даль, на островках расположить растения из полыни более светлых оттенков.

11) Готовую картину вставить в рамку под стекло.

Какие еще картины можно сделать таким же способом, показано ниже на фото:

Пейзажи:

Картинки:

Как показывает практика, искусство ошибана - прессованная флористика является очень интересным и увлекательным занятием. Огромные возможности для творчества открывает использование природных материалов.

Например, эта картина выполнена из бересты, лилейника, кожуры банана, калины и ваточника.

         

В данном рукоделии тесно взаимосвязаны такие понятия, как флористика, гербарий, аппликация, таким образом, можно отметить, что ошибана – это живопись цветами.

Чтобы получилась ошибана своими руками, не нужно быть художником, достаточно желания, иметь вкус и дружить с природой. С помощью этого метода получаются потрясающие пейзажи, натюрморты, портреты.

Интересно знать:

Разобравшись, что такое ошибана, интересует еще один момент – ее история возникновения. Оказывается, такая технология появилась боле шестисот лет назад в Японии. А позже распространилась в странах Европы и США. На сегодняшний день искусство флористики широко применяется как в Японии, так и у нас в стране.

Видео подборка по теме статьи

webdiana.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о