Плетение из соломы — Артель Терем
Плетение из соломы
Плетение из соломы появилось вместе с земледелием, когда соломы после обмолота урожая оставалось так много, что человек начинал задумываться, а на что еще, кроме кормления скота, можно ее использовать. В результате народного мозгового штурма для соломы нашлось немало применений. В частности, в голодные времена было актуальным подмешивание соломы в хлеб для визуального и желудочного обмана. В основном же, она шла на постель людям и подстилку скоту, на плетение половиков, корзин, шляп и прочей домашней утвари, которую только можно представить сплетенной из соломы. Ну, и конечно, главное, что приходит в голову при воспоминании о соломе — это соломенные деревенские крыши, рассказы о которых мы с детства встречали в книжках.
Но самое необычное, чуждое урбанистическому миру, то, что осталось для нас «за кадром» повседневной жизни — это «соломенная» земледельческая магия. Были времена, когда люди тонко чувствовали особую сущность, хлебный дух, живущий в сухом стебле. Чувствовали они и земной дух, дух почвы. Контакт с землей устанавливался не на вербальном уровне. Нужно было не просто хотеть, нужно было показать природе желаемое событие — а именно, богатый урожай — на символическом уровне, передав свое психическое состояние как информацию. Особенно важным считался «эффект массы», поэтому коллективные обряды были более предпочтительными, чем труды одиночек.
Больше всего солому использовали в жатвенных обрядах. Для любого земледельца было очевидным фактом: в соломе остается дух убранного хлеба, который в той или иной форме нужно обязательно вернуть земле. Судить о сути ритуалов мы можем только по тем наблюдениям, что были сделаны учеными-этнографами в 19-20 веках. Впрочем, в те времена магия уже успела превратиться в красивую традицию, поэтому не прекращаются ученые споры о причинах и месте аграрных обрядов в жизни наших предков.
Венками из колосьев украшали головы девушек-жниц, их дарили хозяину поля, желая благополучия. Обычные круглые венки со временем превратились в сложные колокола, короны и большие, богато украшенные «венки урожая», которыми отмечали завершение жатвы. «Бородою» или «божьей бородой» называли украшенные несжатые колоски, которые обязательно оставляли на поле в качестве дома для хлебного духа. Интересно, что приемы плетения этого символа плодородия совпадают и у современных, и у древних народов (Древний Египет, Урарту), и у западных, и у восточных. Часто такие «плетенки» и венки подвешивались в домах на стене и под потолком, но с приходом новой жатвы считались устаревшими и и выбрасывались.
Соломенные чучелаСамой древней и распространенной традицией было сохранение и украшение последнего «дожиночного» снопа.
Со временем, когда люди стали хуже чувствовать чистые природные стихии, они начали олицетворять хлебный дух в образе человека или животных. Тогда «последний сноп» превратился в соломенные чучела женского пола и в фигурки волка, собаки, зайца, петуха. Соломенные изображения Масленицы, Ивана Купалы, Ярилы, Костробуньки, Марены использовались во многих ритуалах, в которых им был отпущен совсем недолгий срок: в кульминационный момент чучела горели в огне, тонули в воде или яростно раздирались на части. В девятнадцатом веке магическое содержание обрядовых атрибутов отошло на задний план, и простые поделки перестали соответствовать эстетическим запросам народа. Тогда и развились сложные декоративные приемы соломоплетения. Дожиночный сноп трансформировался в миниатюрные плетеные снопики, сосульки с колосками, домики, жатвенные букеты. Всё это подвешивалось под иконами в «красном углу», устанавливалось в церквях, безвозвратно поглотивших языческие обычаи и переименовавших их в христианские.
Именно в то время появилось то, что можно назвать промыслом соломоплетения. Плетеные фигурки, пирамидки, мельницы, кресты, банты и пр., стилизованнные под древние обрядовые атрибуты, стали изготавливать на продажу в течение всего года. Появились настоящие шедевры, выполненные с неподражаемым мастерством: например, в Белоруссии сохранились соломенные врата для иконостаса. Легкие, ажурные, они состоят из сотен плетеных квадратов и ромбиков, сплетающихся в золотистые солнца.
Самыми загадочными изделиями из соломы по праву считаются подвесные соломенные конструкции — «пауки», которые изготавливались ко дню зимнего солнцестояния (впоследствии на Рождество). Паук с паутиной символизировали создателя и его творение — Вселенную. Видимо, созидательная энергия паука должна была перенестись на будущий урожай: неслучайно колоски для такой подвески выбирались из лучшей части сжатых колосьев. Самая распространенная форма «пауков» — пирамидальная. Говорят, под сенью соломенных пирамидок можно почувствовать необычные умиротворение и спокойствие. Объясняется это известной эзотерической аксиомой: пирамидки гармонизируют энергетическое пространство, служа антенной-передатчиком между космосом, человеком и землей.
Соломенная утварьВ новгородском музее деревянного зодчества в трех избах открыты экспозиции, где можно увидеть, как жили русские крестьяне. Несмотря на то, что половина предметов имеет непонятное назначение, всё в целом выглядит так оригинально и гармонично, что посетительницами немедленно завладевает желание обставить свой дом, как «у них». Самыми стильными по нашим современным вкусам выглядят крутобокие соломенные сосуды, выполненные в духе минимализма. Четкий рельеф жгутиков-перетяжек на их поверхности образуется благодаря технике спирального плетения. Такие элегантные сосуды не уступали в прочности деревянным бочкам и даже не пропускали воду, хотя обладали отличной вентиляцией, благодаря чему в них можно было хранить зерно и муку.
Самая распространенная соломенная вещьКонечно, речь идет о соломенной шляпе, истории которой можно посвятить целое исследование. Пожалуй, не было народа, который прошел бы мимо такой практичной вещи: шляпа легка, отлично защищает от солнца и не намокает в воде. В разное время, следуя городской моде, крестьяне плели шляпы-канотье, картузы и даже соломенные цилиндры. А в Европе, начиная с 10-го века, шляпы из соломы носила и знать, и простолюдины. Они были настолько популярны, что повлекли за собой создание множества ремесленных цехов соломоплетельщиков. В деревне шляпы умел плести любой крестьянин. А занимались этим, в основном, досужие пастухи, которые нередко шли с пастьбы с уже готовыми шляпами, обеспечивая ими всех односельчан. Основным материалом для соломенных головных уборов являются плоские косички, которые сворачиваются спирально и сшиваются.
Кто поддерживает традицию?Сегодня не один десяток мастеров занимается соломоплетением, а в 80-90-е годы прошел настоящий соломенный бум, соединивший старинное ремесло и современный дизайн. Молодые мастера вдохновляются искусством старых плетельщиков, которые еще в деревенском детстве пленились красотой и теплом материала, созданного природой. На нынешних выставках вас встретят большие добрые олени и милые коровы, птицы с роскошным оперением и ювелирно выполненные куклы-сувениры, которые, без преувеличения, успели разойтись по всему миру. Вписать соломенную скульптуру в свой интерьер будет трудновато, но рустикальные сосуды с грубой фактурой, «старинные» соломенные сундучки с полукруглой крышкой, корзинки футуристических форм — это современный hi-tech постиндустриального общества, порадующий любого горожанина.
Булгакова Анна для artterem.ru
2004
Оригинальное и очень простое плетение ковриков крючком – Уют и тепло моего дома
Posted on by Ольга Смирнова 36 комментариев
Добрый день, дорогие читатели!
С праздником вас! С первомаем! Чудесных выходных и хорошего всем настроения!
А у нас за окном дождь, так что можно выделить время и повязать.
Год назад я увлекалась вязанием японских ковриков, о которых вам рассказывала. А недавно увидела на YouTube фрагмент бразильской телепередачи, в которой рассказывалось об удивительно простом способе вязания эффектного пушистого коврика. Этот метод — плетение ковриков крючком.
В таких ковриках переплетаются вязаные крючком детали. В одном из японских ковриков, о котором я рассказывала, тоже применяется метод плетения. Но в «бразильском» коврике несколько другая совершенно простая техника: вплетение вязаных деталей в филейную сетку.
Для вязания плетеного коврика подойдет любая толстая пряжа на ваш вкус, и крючок соответствующего номера.
В примере использована меланжевая пряжа зеленого оттенка и белая пушистая пряжа «Травка». Кстати, из травки по любой схеме можно связать интересные пушистые коврики любых форм.
Не люблю писать, какой нужно использовать номер крючка, потому что это должно определяться опытным путем под конкретно взятую пряжу.
Сначала вяжем обычную филейную сетку необходимого нам размера будущего коврика. Следует учесть, что число ячеек в высоту (количество рядов) должно быть кратно 3, например, 33. А число ячеек в ширину должно быть кратно 4, например, 24.
В каждом ряду: 3ВП, *1С1Н, 2ВП*, заканчиваем 1С1Н.
Теперь нужно связать узкие полоски столбиками без накида : в каждом ряду: 2ВП, 2СБН.
Эти полоски будут вплетаться между ячейками связанной сетки, отступая от краев по две ячейки. Поэтому их длина должна быть равна ширине сетки за вычетом четырех ячеек (по две с каждой стороны).
Пушистой пряжей белого цвета вяжем 20 полос (я указываю количество, соответствующее выше указанному числу ячеек) длиной, равной ширине узкой стороны коврика (-4 ячейки).
Меланжевой пряжей необходимо связать 9 полос по длине таких же как и белые и 5полос длиной, равной ширине широкой части коврика (-4 ячейки).
С вязанием деталей закончено, теперь нужно вплести полоски в сетку.
Плетение коврикаДля лучшего обозрения на фото использована гладкая белая пряжа.
Плетение ковриков крючком делаем, как при штопке.
Первую белую полосу вплетаем в 3-й ряд сетки с узкой стороны через одну ячейку.
В следующем ряду вплетаем еще одну белую полоску так же как и первую.
В третьем ряду вплетаем меланжевую (зеленую) полоску в шахматном по отношению к белым полоскам порядке.
Таким образом вплетаем поочередно белые и зеленые полосы. Последние два ряда сетки оставляем без вплетения полос.
Осматриваем получившееся изделие. Ячейки сетки у нас закрылись вплетенными полосками, но есть еще незакрытые ячейки, смотрящие наружу. Их нужно будет закрыть длинными зелеными полосками.
Поперек уже вплетенных полос вплетаем эти длинные зеленые полоски так, чтобы они проходили над незакрытыми ячейками и под белыми и зеленой вплетенными продольными полосами.
Обвязка края плетеного коврикаКрая коврика (по два ряда сетки) обвязываем столбиками с накидом в технике объемного вязания, т.е. когда вязание проводится перпендикулярно поверхности полотна. Нужно согнуть край сетки во втором ряду и обвязать стороны каждой ячейки столбиками без накида.
Этот процесс трудно описать словами, поэтому в помощь вам видео.
Плетение коврика крючком таким образом закончено. С такой техникой изготовления вязаных ковриков справится даже начинающая вязальщица.
Может, кому то пригодиться в помощь то бразильское видео, из которого я взяла материал:
www.youtube.com/watch?v=knbu1_iGV14
На филейной сетке можно сделать и другие пушистые коврики из остатков пряжи методом присоединения коротких нитей.
Способ плетения по типу штопки можно использовать и в других вещах, о чем я расскажу в будущих публикациях. Не пропускайте новости блога!
Ольга Смирнова
Советую еще посмотреть:
Коврики в ванную комнату
Пушистые коврики своими руками
Оригинальные японские коврики
ВСЕ СТАТЬИ БЛОГА
Рубрика: подушечки и коврики
Оставить комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить«, Вы даете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с условиями политики конфиденциальности.
Rag Rug Weaving Loom — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
( 110 релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Учить больше. )
Учебный центр — Ковровое плетение
Мы придумали название нашей компании не случайно. Мы искренне верим, что ковры на самом деле являются «искусством», независимо от того, являются ли они бесценным ковром ручной работы или доступным ковриком для дома и улицы. При этом стиль плетения оказывает очень большое влияние на цену коврика. Как правило, коврики делятся на две основные категории: 1) связанные вручную или 2) машинного производства и тафтинговые.
Это действительно древнее искусство. Многие методы, использовавшиеся 1000 лет назад, используются и сегодня. Ковры с ручным узлом обычно делятся на несколько основных категорий: классический узел (персидский и турецкий), тибетский узел, плоское плетение и сумак. Каждый тип строительства имеет свой уникальный метод. В зависимости от типа и размера ковра требуется 3-9месяцев на изготовление одного ковра ручной работы. Самые ранние ковры, сделанные за много веков до христианской эры, имели плоскую поверхность. К ним относятся гобелены, вышивка, парча, сумаки и килимы. Основы плоского ткачества и ручного плетения очень мало изменились с 11 века, при этом некоторые стили узлов остались присущими определенным географическим областям.
Самым старым из плоских переплетений, вероятно, является гобелен, который практиковался в Древней Греции и используется до сих пор. Плетение сумак зародилось на Ближнем Востоке еще в 7 веке и до сих пор практикуется на Кавказе. Парча и вышивка обычно выполняются на ткацких станках, подобных тем, которые используются для гобеленов, и техники могут сочетаться.
Характерной особенностью ковров с узловатым ворсом является завязывание и закрепление дополнительных нитей пряжи в основное переплетение с образованием плотного слоя петель, полностью покрывающих основу с одной стороны. Основой ковра является сетка из параллельных нитей, называемых «основа» (вдоль) и «уток» (в поперечном направлении), образующая прямоугольник на раме ткацкого станка. Ряд узлов завязывается на парах основы, и уток пропускается через чередующиеся стороны основы, затем плотно прижимается к узлам и формируется еще один ряд. Количество узлов на квадратный дюйм является определяющим фактором качества ковра. Тонкость переплетения зависит от толщины нитей основы и их близости друг к другу. Хотя шерсть часто используется для основы, хлопок более распространен из-за его гладкой поверхности и устойчивости к растяжению.
Среди ковров с узлами различают горизонтальные и вертикальные ткацкие станки. Горизонтальные типы обычно используются кочевым семьям и для небольших ковров. Их делают, вбивая в землю колья, удерживающие основу и уток, а непрямоугольные ковры часто получаются из-за частых движений и неравномерного натяжения пряжи. Все большие ковры изготавливаются на вертикальных ткацких станках, а все механическое ткачество выполняется на вертикальных ткацких станках со стальными рамами.
С индустриализацией и спросом на качественные ковры по более низкой цене за последние полвека возросла популярность ковров машинного производства и тафтинговых ковров. Сегодня ковры машинного производства изготавливаются на больших быстродействующих машинах, управляемых компьютерами.
Тафтинговые ковры ручной работы, хотя они и не изготавливаются традиционным методом ручного вязания, представляют собой еще один вид ковров, которые до сих пор считаются изготовленными вручную. Этот особый тип ковра изготавливается с использованием модифицированного ручного сверлильного пистолета, который вставляет ворс в тканевую основу, образуя петлевой ворс. Если петлевой ворс срезать, он становится разрезным ворсом. Ковер с петлевым ворсом, если его не стригут, называется ковриком с крючками. Коврик закреплен с помощью латексного покрытия на обратной стороне коврика, которое затем покрыто холщовой тканью. Эти ковры — доступный вариант для тех, кто не хочет вкладывать средства в ковер ручной работы.