Плетение лаптей из лыка: технология изготовления, запреты и предписания плетения лаптей.

1. Плетение из лыка и лозы. Кружевное мастерство.

Во все времена наши предки охотно обувались в лапти— причём, несмотря на название, зачастую сплетённые не только из лыка, но и из берёсты и даже из кожаных ремешков. До начала ХХ века крестьянская Россия носила лапти. Практиковалось и «подковыривание» (подшивание) лаптей кожей. Способы плетения лаптей — например, в прямую клетку или в косую, с пятки либо с носка — были свои у каждого племени и вплоть до начала нашего века разнились по областям. По весне или в начале лета деревенские мужики отправлялись в лес драть липовое лыко – в эту пору оно легко снималось с деревьев. Лыко драли, пока не распустились листья. Плетение лаптей считалось лёгкой работой, которой мужчины занимались буквально «между делом». Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, «лыка не вяжет», то есть не способен к элементарным действиям. На пару лаптей обдирали три молоденьких (4-6 лет) липки. А нужно было лаптей немало – и про свой обиход, и на продажу.

За многие века устоялись приемы лапотного промысла. Лыко отмачивали в теплой воде, а потом, как правило, оставляли в запруде, чтобы легче снималась кора и получался луб. Плели лапти на колодке, пользуясь железным (или костяным) крючком – кочетыком: называли его еще свайкой или швайко. Им же сдирали кору с деревьев. Делали кочедыки из костей (из рёбер животных) или из металла. О глубокой древности лаптей свидетельствует, между прочим, такой эпизод. Старообрядцы-«кержаки», жившие на Урале в XIX веке, лаптей не носили. Зато мёртвых хоронили исключительно в лаптях. Одни лапти плели в пять полос лыка, или строк, – то были пятерики; сплетенные в шесть строк – шестерики и в семь – семерики. Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок— кожаных «поворозов» или верёвочных «оборов». Завязки несколько раз перекрещивались на голени, прихватывая онучи. Но лапти имели очень малый срок службы. Зимой они пронашивались за десять дней, после оттепели — за четыре, летом, в страдную пору, — и вовсе за три.
Собираясь в дальний путь, с собой брали не одну пару запасных лаптей.

Самым массовым видом декоративно-прикладного искусства у чувашей была вышивка. Характерные черты чувашской вышивки — это богатство и разнообразие узоров, оригинальная расцветка, высокая техника исполнения и тонкое чувство ритма. Чувашки разных этнографических групп применяли свои, местные приемы вышивок и выработали своеобразные типы швов, которых насчитывается до 26 (роспись, косой стежок, гладь, тамбур и т.д.). Применялась как односторонняя, так и двусторонняя вышивка. Особенностью композиционного строя чувашского орнамента является сочетание геометрических узоров с растительными и животными мотивами. Излюбленные цвета — приглушенный красный, мареновый в сочетании с зелеными и оранжевыми (реже — синими и коричневыми) цветами. В вышивке верховых — строгая гамма цветов в орнаменте, филигранные мелкие швы и узоры; у анатри — крупные многоцветные рисунки, сочетающиеся с мелкими стилизованными узорами.

Огромный опыт народных мастериц, передаваемый из поколения в поколение, создал очень высокую технику исполнения чувашской вышивки. Имея сходство с вышивкой других народов Поволжья (в приемах шитья, в орнаментальных мотивах), чувашская вышивка выделяется изумительной филигранностью, ибо выполняется по счету ниток. Наряду с вышивкой чуваши занимались узорным тканьем поясов, сурпанов, тесьмы, витьем шнуров. Вероятно, под влиянием башкирского и татарского населения среди чувашей Приуралья прочно утвердилась традиция узорного тканья занавесей (чаршав) и многоцветных шерстяных ковров (палас). Широкое распространение получило шитье бисером, монетами, раковинами-ужовками (хуртпусси), особенно при изготовлении головных уборов и украшений.

Прежде чем приступить к прядению шерсти или валя­нию, её разбирают руками, расчесывают и бьют. Шерсть че­шут, чтобы разрыхлить и придать одно направление. Существует два способа чесания шерсти: расчесывание деревянным гребнем (турахуп) и битье лучком со струной – ручной шерстобойкой. Она состояла из простого деревянного лука – (укçу) с тетивой (хирлÿ), которую в старину делали из овечьей или собачьей кишки, позднее натягива­ли покупную металлическую струну. Разрыхленную руками шерсть взбивали тетивой. Тетиву оттягивали пальцем или специальным битком. При ее спуске грубые части шерсти отбрасывались в сторону, основная масса получалась рыхлой и чистой. Обработанную таким образом овечью шерсть в дальней­шем использовали для прядения из нее шерстяной пряжи для вышивок, изготовления сукна, вязаных, валяных и вой­лочных изделий. Для изготовления войлока (кĕççе) шерсть расстилали ровным слоем, обдавали кипятком, прикрывали холстом и мяли. Затем сворачивали и продолжали мять, пока не получался рыхлый войлок, который опускали в корыто, ошпаривали кипятком и толкли пестами. Готовый войлок рас­стилали, растягивали, разравнивали. В древности предки чувашей войлок использовали для покрытия юрты и других нужд. Чуваши изготовляли из войлока одежду (войлочную шляпу, стельки, чулки-вкладыши в кожаный сапог), предметы интерьера (до­рожки для подстилки перед женихом на свадьбе, для покрытия нар во время праздников, подстилки для ночлега), предметы упряжи (потник хомута, седелки, верхового седла и др.

). Из шерсти валяли валенки, шляпы, онучи, сукно (тăла). В чувашском быту широко применялись вязанные из шерсти варежки (алсиш), чулки (чăлха), носки (чăлхапуç), шапочки (пухча, калпак) и др.

Лапти, мои лапти | Статьи

Не было такого крестьянского дома в России, где бы ни умели лапти плести. Тем не менее, нельзя утверждать, что повсеместность и необходимость этого занятия подразумевает простоту. Как известно, традиции плетения лаптей формировались на протяжении долгих столетий. Невозможно представить мастера ни без инструмента, ни без изделий, которые он умеет изготавливать. Наша выставка рассказывает, какие бывают лапти, какие инструменты необходимы для их изготовления. 

Колода (колодка) — большое корыто грубой отделки, приспособленное для придания лаптям формы в процессе их плетения. При плетении нельзя было обойтись без колодки. Правый и левый лапоть плелись по одной и той же колодке, только для придания различной формы колодку переворачивали.

Колодка. Из частной коллекции участников ФО «Царёв город»

Материал для изготовления лаптей был всегда у мастера под рукой. Обычно лапти плели из лыка, реже — из коры ивы и бересты, и даже конских волос.

Лыком называют луб липы. Луб — внутренняя часть коры деревьев, а также кусок, полоса такой коры. Лыко заготавливали весной в большом количестве, чтобы хватило на год плести лапти для всей семьи. «Не запасшись лыком, ходишь в ошметках» – гласит народная мудрость. Умелые плетуханы (так называли мастеров, изготавливающих лапти) могли доводить количество лычек для плетения до двенадцати.

Лыко. Из частной коллекции участников ФО «Царёв город»

Онуча — кусок плотной суконной материи, навертываемый на ногу при ношении лаптей или сапог. Онучами обматывали ноги до колена, надевая их не только под лапти, но и под сапоги – это было единственное средство спасти ноги от кровавых мозолей. Онучи имели прямоугольную форму, размер представленных онучей – 100х30 см.  

Онучи. КП-№79/3,4. деревня Данилово (Княжна) Царевококшайского уезда

Кочедык — плоское изогнутое лапотное шило. В разных местностях его называли по-разному: кочадык, кодочиг, коточик, костыг, кочетыг. Существовало несколько видов кочедыка в зависимости от материала, из которого они изготовлялись. В нашей выставке представлен металлический кочедык, бытовавший на территории Республики Марий Эл.

Кочедык. КП-№568. Республика Марий Эл

Русские лапти (слева), марийские лапти (справа)

В нашем регионе бытовало несколько вариантов лаптей. В простонародье они назывались русские и марийские. Русские лапти, в отличие от марийских, имели более глубокий носок и бока. Русские лапти всегда плелись с пятки, тут применялось исключительно косоугольное плетение. Плели и нарядные лапти (писанки), и повседневные. Лапти носили и во время сельскохозяйственных работ, и в праздник, в дальнюю дорогу обувались только в лапти.

Русские лапти. КП-№411/1

Марийские лапти сочетали разные виды плетения — прямое и косое. Эта особенность делала лапти прочными и долговечными. Русские лапти плели разными для правой и левой ноги, а марийские лапти плелись одинаковыми для левой и правой ноги, тем самым были более практичными — когда один лапоть приходил в негодность, то его можно было легко заменить другим. 

Марийские лапти. КП -№1160/1,2

Лапти детские. НВФ-№1635/1,2. село Мари-Билямор Вятской губернии

Лапти носили не только взрослые, но и дети. Разумеется, размер детских лаптей был гораздо меньше взрослых. Представленные лапти имеют длину всего 15 см.

Лапти детские, крашеные. КП — №1159. Царевококшайский уезд. Длина — 13 см

Все об обуви: Традиционная русская обувь



(Лапти Изображение через pinterest)

Если вам посчастливится иметь русских друзей или соседей в следующий раз, когда вы их навещаете, присмотритесь к счастливому талисману, который хранят многие русские семьи. для отпугивания злых духов. По старинному обычаю к двери пристегивали лапти на удачу. Лапти корзинчатого плетения, часто миниатюрные, с наполнителем из сухоцветов. Обычай восходит к Средневековью, и, конечно, никто не уверен в его происхождении.


(Lati Image через русскую культуру)

Ранние русские мастера плели подошву из лыка (внутренней коры липы, лиственницы, березы, ивы и даже можжевельника), и они назывались лапти.


( Лиственница европейская Изображение через деревья )

Кора была подготовлена ​​путем длительного замачивания, а затем выправлена ​​под прессом. Чтобы сделать одну пару с двойной подошвой, требовалось 3 или 4 саженца, они были хрупкими и могли продержаться только одну неделю.


(Lapti Image via pinterest)

Лапти носили сельские крестьяне. Из луба также плели обувь, и она была дешевле кожи, но корзина была не такой прочной. Со временем сапожники объединили ремешки из лыка и кожи, чтобы сделать Lapti более долговечными.


(Аксессуары в образе Древней Руси через Софью ла Русь)

С 12-14 веков горожане носили обувь, сделанную из «отрезов» ткани, кусочков гладкой шерстяной ткани и даже шелковой ленты, и это были назывались плетешки (плетеные/ткацкие). В зависимости от традиций и этнического региона использовались различные схемы плетения (косое, прямое). Форма лаптей (множественное число от лапти) также варьировала в зависимости от местности: южные и полесские лапти были открытыми, а северные — «бахили» — имели форму узкого сапога. Лапти использовались по всей Европейской России, но не в Сибири. Их надевали поверх бинтов для ног, и все это закреплялось ремнями.


(сапоги из овечьей шкуры Изображение с pinterest)

Зимой широко использовались меха и войлок. Валенки (валенки) носили в самые холодные и сухие дни. Тающий снег или грязь испортят валенки и сделают их владельца несчастным с мокрыми и холодными ногами. Но когда стояла холодная и сухая погода, валенки оставались непроницаемыми и обеспечивали теплую обувь. Также были распространены кожаные сапоги.


(Средневековые сапоги Изображение из pinterest)

Археологические находки подтверждают, что кожаные сапоги вошли в моду в России примерно в 14 веке, и их носили как молодые, так и пожилые люди. Сапоги носили татарские и монгольские племена, в средние века сапожное дело было популярным промыслом в русских городах. Улучшение навыков означало, что к 16 веку стали доступны более прочные ботинки. Деревянный каблук обычно приделывали под подошву, каблук обтягивали кожей, а сапоги носили до колен и срезали под углом. Красные сапоги были очень популярны, а сапоги для мужчин и женщин были одинакового покроя, без поправок на левую и правую стороны. Есть некоторые свидетельства того, что обувь специально изготавливалась для компенсации плоскостопия. (около 16 века). К этому времени в Москве вошла в моду многопользовательская пятка. Тогда сапожники использовали пятку (6-7 см) в качестве супинатора, что усложняло ходьбу. Позже к пятке прибивали гвоздями пяточные пластины (защита пятки в форме полумесяца).

Позже чеки (маленькие винты) были заменены отверстиями для гвоздей.

Сноска


(Изображение через)

Чабби Чекер и Пол Китинг, бывший премьер-министр Австралии, часто фотографировались в плетеных туфлях. Никто не уверен, надеялись ли они парировать сглаз или просто любили носить очень удобную обувь.

Подробнее:
Софья ла Русь, Мка Лиза Кис Обувь в Древней Руси


(Видео предоставлено Романом Горбунов, канал Youtube)

Отзыв от 07.13.2021

Как сочетаются лапти Русская обувь и белье?

Лапти — традиционные лапти славянского населения Восточной Европы, которые носили на протяжении многих веков. В России сельский житель (то есть русский крестьянин скромный и трудолюбивый) носил лапти — а этот класс составлял подавляющее большинство населения.

Русская деревня, за исключением холодной Сибири и районов казачества, круглый год носила лапти, а в годы Гражданской войны 1918-1920 годов большая часть Красной Армии ходила и в лаптях.

Когда появились первые лапти?

На этот, казалось бы, простой вопрос до сих пор нет точного ответа.

Принято считать, что лапти — один из древнейших видов обуви. Так или иначе, археологи продолжают находить крючки, похожие на те, которыми плели лапти, даже в неолитических стоянках человека.


Как могли выглядеть русские лапти

Лапти плели из коры или тонких веток многих деревьев: липы, березы, вяза, дуба и лозы.

Для большей прочности и тепла лапти плели, а затем снова плели, чтобы получилось два слоя. По этой же причине иногда на них нашивали кожаную подошву. Для праздничных выходов предназначались тонкие вязовые лапти с черными шерстяными тесьмами для фиксации башмака на ноге. Для осенне-весенних работ в поле или во дворе более удобной считалась простая высокая плетеная обувь.

фото: ledeneva.ru

Под этой простой дешевой крестьянской обувью ноги всегда обматывались хлопчатобумажными тканями или натуральной льняной парусиной — «онучи» или портянками. Такой прочный холщовый материал заменил чулки и носки — длинная и широкая полоса ткани обтягивала ногу до колена и делала ношение лаптей удобным.


Что такое мочалка и что с ней делать?

Плетение лаптей считалось простой работой, но требующей навыков и опыта. Человек, умевший ткать, обеспечивал всю свою семью обувью — тогда не было специальных магазинов, где можно было купить лапти. Да и вообще редко кто из членов крестьянской семьи не умел плести лапти.

Луб — волокнистая часть дерева под корой, которую удаляют специальным инструментом «кочедык». Аккуратно добытый луб затем связывали в связки и хранили в сенях или на чердаках. Перед плетением обуви лыко замачивали в теплой воде. Затем кору соскребали, оставляя чистый луб. В день плели от двух до десяти пар лаптей, в зависимости от мастерства мастера.

Петр I так увлекся этим крестьянским ремеслом, что захотел освоить и его. Однако, как ни старался император, постичь мастерство ему так и не удалось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *