Писачки – Писачок ( писачек кистка ) для росписи яиц воском (0,3мм) – купить в интернет-магазине на Ярмарке Мастеров с доставкой — BYEK7RU

Славянская писанка » Перуница


Пасхальные, расписанные красками яйца так и назывались - писанками. Слово это имеет и второе значение. Писанка (на санскрите "писанга") означает "красивый, яркий". Представляете, из какой глубины веков идет этот обычай? Яйца красили по всей Руси. Наиболее красивые писанки делали в южных областях, на нынешней Украине. Сам процесс росписи писанки раньше считался магическим обрядовым действием.

Писанки на Руси никогда не делали для себя, а только для подарка. Если учесть, сколько родных было в те времена у человека и как тесно люди общались между собой, то росписью яиц иногда занималась вся семья, только бы никого не забыть, не обидеть. Даря писанку, человек как бы говорил: вот, я желаю тебе счастья и здоровья. Были и мастера росписи по яйцам, назывались они писанкарями и имели свои секреты. Ведь научиться расписывать яйца так, чтобы люди ахали, не так уж и просто. Так что секреты берегли.

Сегодня мы просто опускаем яйцо в краску или в лучшем случае делаем на нем красочные разводы, а раньше яйца расписывали символами, геометрическими фигурами - магическими знаками. Отбирали яйца для писанок очень строго. Не допускались не только некрасивые по форме или окрасу яйца, нельзя было даже брать яйца от старой птицы - только от молоденьких здоровых курочек, и яйца должны были быть оплодотворенными.

Сначала скорлупу обезжиривали и протравливали, для чего использовали уксус или квасцы, а потом яйца погружали в краску, в основном растительную. Расписывали яйца специальным писачком - приспособлением с полостью внутри. Использовали пчелиный воск, белые салфетки для полировки яиц. Каждая хозяйка готовила кисти самостоятельно: это могло быть полое перышко птицы, обрезанное сверху, соломина, трубчатая косточка петуха, прикрепленная к деревянному держателю.

Начинали красить яйцо с желтой краски, которую называли "яблонькой", потому что делали из корней молодой яблони, потом красили красной краской и завершали окрашивание черной краской. Между этапами крашения каждый новый слой записывался воском, чтобы сохранить задуманный рисунок. Последний слой требовал наиболее интенсивного окрашивания, и яйца держали в краске 14 часов. Потом, вынув из краски готовое яйцо, его бережно протирали, полировали белой полотняной салфеткой, стирая восковые слои.

Крашеные яйца хранили на самых заметных в доме местах: ставили их на полочки, клали под иконы, а то и гирляндой иконы обвешивали. На протяжении всей пасхальной недели соседи и родственники ходили друг к другу в гости и дарили свои писанки.

Писанки — не единственный вид магических яиц, распространенный на Украине. Есть еще одна разновидность, называемая «крашенки». Эти яйца варили вкрутую, красили в какой-либо цвет и торжественно съедали на рассвете пасхального воскресенья. Название «крашенки» происходит от слова «красить», а «писанки» — от слова «писать» (то есть расписывать, наносить узоры). Крашенки сварены вкрутую и предназначены для еды, в то время как писанки оставляют сырыми, чтобы сохранить их магию плодородия.

Крашенки красят в один-единственный цвет, обычно в красный, а писанки покрываются рисунками и окрашиваются в разные цвета.

Существуют разные виды таких яиц:

  • Крашенка - одноцветное.
  • Крапанка - с однотонным фоном, на который нанесены пятна, полоски, крапинки.
  • Дряпанка - яйцо, на котором после окрашивания был процарапан узор металлическим острием.
  • Малеванка - яйцо, расписанное своим придуманным узором.
  • Писанка - яйцо, раскрашенное орнаментальным или сюжетным узором в соответствии с традиционными образцами, которые передаются из поколения в поколение. На холодном яйце выводят узоры горячим воском, потом погружают его в разведенную краску. Затем делают новый узор воском и макают в другую краску, и так далее. Когда все узоры нанесены, воск удаляют.
  • Яйчата - яйца из дерева, фарфора, бисера, глины и т. д.

Писанки — это магические амулеты, дарующие защиту и плодовитость. Бездетной женщине дарили писанку с изображением курицы.

Чтобы получить обильный урожай, в первую и последнюю борозду поля закапывали яйца с изображением пшеничных колосьев и земледельческим орнаментом. Для защиты от пожара в дрме хранили писанки с голубым и зеленым орнаментом в виде меандра.

Если пожар все-таки разгорался, писанки обносились вокруг него, чтобы не дать огню распространиться.

Крашенки тоже имели магическое применение. Основной их задачей было исцеление путем переноса. Больной носил такое яйцо на шее подвешенным на нитке, и оно впитывало в себя хворь. Чтобы предотвратить заражение крови, нужно было коснуться человека освященным яйцом. Яйцо, положенное под улей, не давало пчелам покинуть его и увеличивало медоносность. Перед засевом поля в него закапывали яйцо, завернутое в зеленый овес, в качестве амулета плодородия. Когда строился новый дом, над дверными проемами вешали амулеты из красных крашенок, украшенных кисточками из пшеницы, чтобы умилостивить духов, которые могли быть потревожены, а фактически — попросить их о защите.


По преданиям, писанки – это звезды, рожденные Богородицей-Пчелой. Один раз в году выпадала славянской женщине великая честь представлять Богородицу на земле. В Чистый Четверг, в час предрассветный выносила она на порог волшебное пряслице и пряла шерстяную нить, вращая веретено противусолонь: вязала «завязь» – золотой зародыш жизни. Днем купала детей, пекла хлеб, а затем в теплой печи томила краски для писанок. Воду для красок брала в среду вечером из семи родников или криниц, за течением – в честь семи звезд Плеяд созвездия Тельца, где, по преданиям, обитал сам Творец. Домой несла молча, в тайне. Этой непочатой живой водой заливала сушеные травы, лепестки цветов, кору молодой дикой яблони и ставила на пару часов в печь.

Пока готовилась краска, на сыром курином яйце горячим воском с помощью косточки-вилки, взятой из петушиной грудки, писалось письмо Богу. Яйца для писанок годились лишь те, что были снесены между двумя лунными месяцами. Настоящая великоденская писанка сохраняла жизненную силу до следующего Чистого Четверга: не протухала и не высыхала.

Красить писанки полагалось с первым ударом колокола. Сперва яйцо окуналось в желтую краску, «яблоньку», и держалось в ней в течение «трех отченашей». Каждый цвет узора защищался воском. К концу работы яйца превращались в черные мрачные колобки. Их опускали в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился, и рождалась писанка, как рождается солнышко из черноты ночи.

Чтобы писанка сияла, ее смазывали жиром. Клали венчиком вокруг кулича – для Бога, на блюдо с зерном – для людей, а крашенки на проросшем овсе – то для родителей. И три свечи горели в честь Отца и Сына и Духа Святого.

Основные цвета орнамента: черный, красный, желтый, зеленый. Черная (Ряба) Курочка снесла светоносное золотое яйцо, из которого родилась Вселенная. Черна земля, сбросившая белую фату зимы. Великдень красный, Егорий – зеленый, Купала – золотой (желтый).

Писанка отмыкала сердце для любви, придавала силу плодородия, защищала от сглазу и порчи, наговоров, болезней, стихийного бедствия, бедности, даровала красоту и богатство, надежду на счастливое замужество и урожай. Ее держали в доме, как икону. Дарением писанки скреплялось родство. Через писанку шла передача душевного тепла от человека к человеку, шла передача священных знаний от поколения к поколению. Продавать писанку – непростительный грех, даровать – значило честь оказывать.


Известный исследователь писанки действительный член российского императорского географического общества С.К. Кулжинский оставил нам сведения об оренбургской, самарской, уфимской, тульской, кубанской, воронежской писанке. В конце XIX века помещица Е. Скаржинская собрала для своего этнографического музея в Лубнах более 2000 писанок и среди них – курские, из великорусских деревень, красоты необычайной и очень тонкой работы. Славянина можно узнать по писанке, как по родимому пятнышку. Ее уже пишут в Сибири и на Урале, в Ярославле и Твери, в Москве и Санкт-Петербурге...
Роспись яиц - процесс творческий. Во-первых, удивительное ощущение возникает уже потому, что вы держите в руке начало жизни - яйцо, тяжелое, прохладное, словно дышащее изнутри. А когда вы его расписываете, постепенно делая все более и более темным, вы перестаете видеть уже нарисованные знаки. Перед вами только равномерное черное сияние. Но стоит нагреть темное яйцо - воск разойдется и сквозь него, как сквозь магическое стекло, начнут проступать яркие знаки.

Перед нанесением рисунка яйца обязательно вымойте, но делайте это очень осторожно, чтобы не повредить скорлупу. Проще всего расписывать вареные яйца. В этом случае отварите их в воде с добавлением 1 столовой ложки соли на 2 литра воды. Достаньте по одному и разложите на чистом полотенце для остывания. Можно расписывать и полые яйца, то есть выдутые, без содержимого. Такие яйца дольше хранятся, они своего рода "вечная писанка".

Для росписи желательно использовать природные краски. Желтая краска готовится из корней молодой яблони, побегов тополя, луковой шелухи, корня крапивы, цветков ромашки и других растений. Синюю и фиолетовую краску можно сделать из шелухи подсолнуховых семечек, цветков мальвы, а также ягод черники и бузины. Зеленую краску в чистом (то есть несмешанном) виде получают из листьев ландыша, крапивы, коры ясеня и крушины. Красную краску делают из ягод черемухи, цветков и семян зверобоя. Коричневую готовят из коры яблони, дуба, крушины. Черную изготавливают из корней ольхи.

Все растительные краски готовьте только в эмалированной посуде. Залейте сырье на 5- 6 часов холодной водой, после чего кипятите на медленном огне: листья - 40 минут, цветы - 30 минут, кору - 3 часа. Готовый отвар процедите и добавьте в него 1 чайную ложку алюмокалиевых квасцов. Срок окраски - от 10 минут до 14 часов. Готовые красители используются так, как указано на упаковке.

Красят яйца, погружая их в краску. Если вы используете анилиновые красители, то не держите в них яйца длительное время: краска глубоко проникает в слой яйца и разрушает структуру скорлупы. Максимальное время погружения - 5 минут для пищевого красителя, 3 минуты - для анилинового. Нельзя опускать покрытые воском яйца в горячую воду - только в теплую. Варить писанки вообще нельзя.

Традиционные цвета писанки - белый, желтый, красный и черный. Начинают окрашивание с белого и завершают черным. Допустимо использовать коричневый, зеленый, фиолетовый, лиловый цвета, но тогда яйцо уже называется малеванкой. В Процессе окрашивания слои краски смешиваются, поэтому нужно знать, как накладывается новая краска на существующий уже слой. Растопленный воск снимают с писанки при помощи полотняной салфетки. При постоянном использовании салфетка пропитывается воском и хорошо полирует скорлупу.

Лучше всего работать с пчелиным воском, но можно и с парафином. А выдутое яйцо укрепляют изнутри именно горячим парафином вводят его внутрь при помощи обычного шприца.


Белые яйца вымойте в кипяченой воде комнатной температуры и обсушите на полотенце.

Вымойте тщательно руки с мылом. Возьмите яйцо в левую руку, а карандаш – в правую. Мизинцем правой руки поддерживайте равновесие яйца и карандашом делите его поверхность на поля. Яйцо при этом вращайте к себе, а линию ведите от себя. Положение карандаша старайтесь не менять. В полях распределите орнамент писанки.Нанесите рисунок на яйцо: сначала простым мягким карандашом, а затем - воском. Воск по рисунку наносят разными способами - кистями, спичками, соломинами, перьями. Кисть для воска - писачок - можно сделать из металлической фольги, свернув ее в воронкообразную трубочку длиной 1-1,5 см. Трубочка крепится тонкой проволокой к деревянному держателю диаметром 8 мм и длиной 10- 12 см. Но лучше всего пользоваться латунными кистями с тонким и удобным наконечником. Вам потребуется несколько кистей разной толщины (если вы хотите получить рисунок с разной толщиной линий): их ставят в расплавленный воск и берут оттуда по мере надобности.

Работают писачком так: нагревают кисть на огне (свечка, горелка) и заполняют воском. Яйцо берут в левую руку, а писачок - в правую, локти прижаты к телу, чтобы была опора, мизинцем правой руки опираются на скорлупу, а пальцами левой вращают яйцо. Яйцо вращают на себя, а линии ведут от себя. Вполне вероятно, что сперва у вас ничего не получится, но постепенно вы освоите это искусство.

Запомните: сначала наносите рисунок на белую поверхность яйца горячим воском (по карандашным наметкам). После этого кладете яйцо в краску. Следите, чтобы температура воды не превышала 40° С (иначе воск растает), а цвет краски был самым светлым, то есть желтым. Затем яйцо вновь покрываете воском и опускаете в более темную краску (рыжую, красную). Играйте с цветами и узорами - роспись яйца зависит от вашей фантазии. После того как получили нужные цвета и узоры, снимите воск. Для этого поместите яйцо на несколько минут в печь или поднесите его к язычку свечи и снимите растаявший воск бумажной салфеткой. Готовую писанку можно протереть подсолнечным маслом, придав ей большую яркость и блеск.


Если вам сложно рисовать магические символы, можете сделать не писанку, а крашенку. Для изготовления крашенки писачок не нужен. Нужна свечка. Яйцо во время росписи просто покрывают капельками и потеками воска. Вращайте яйцо вокруг оси и капайте на него воск прямо со свечки. Начинайте с белого цвета: закапайте яйцо воском и погрузите в желтую краску, потом закапайте еще и покрасьте яйцо в зеленый цвет, снова закапайте и положите в темно-синюю краску. А когда после снятия воска все слои откроются, можете дорисовать каплям недостающие детали и получить магические символы - рыбу, птицу, цветок, дерево, бабочку.

Если вы начнете красить не с белого, а с желтого цвета, то получите магическую мученую крашенку. Капельки воска нужно спускать так, чтобы образовывались чешуйки: каждый раз закрашивается часть капли, и они как бы накладываются частично друг на друга. В конце яйцо погрузите не в темную краску, а в воду с уксусом (пропорция 1:1). Потом яйцо вымойте с мылом в холодной воде, растопите воск и снимите его салфеткой. Все яйцо будет покрыто разноцветными горошинками.

Можно расписывать яйца при помощи одной краски и "печаток" из воска, в результате получая крашенки с клинышками, запятыми, точками или линиями. Все это тоже магические знаки. Но если вы делаете обрядовую писанку, то придерживайтесь правил. Орнамент писанки строится на известном нам уже вращении креста вокруг центра, из-за чего образуются знакомые фигуры: круг, квадрат (или ромб) и центр, мировая ось, в виде креста, дерева, колеса с восемью спицами. Эти символы в яйце могут быть как основой росписи (то есть яйцо изображает один из символов, а остальные выстраиваются внутри этого символа), либо входить в состав орнамента. Вот несколько примеров символов, используемых при росписи писанок:


Готовые писанки натрите как следует несоленым салом. Лаком не покрывать! Хранить в тени, в хорошо проветриваемом помещении.

У каждой мастерицы был свой репертуар божественного письма писанки. Письмо передавалось от поколения к поколению, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие. Символы писанок имеют божественную силу. Так учили меня, так вам говорю, так скажете своим детям, когда будете их учить писать писанку.



Год выпуска: 2005
Автор: Віра Манько / Вера Манько
Жанр: сборник таблиц с фотографиями писанок
Формат: PDF (Для просмотра файла использовать Foxit Reader, если страницы будут на чёрном фоне-нажать кнопку Esc на клавиатуре)
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 45
Язык: украинский
38 таблиц, в каждой - 36-40 фотографий писанок. В таблицах названы регионы, в которых в разное время были собраны образцы, по ним мастера расписывали поданные здесь писанки.

Год выпуска: 2009
Автор: В.Манько
Жанр: альбом
Издательство: "Свічадо" Львів
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 130
Язык: украинский
Этот альбом посвящён творчеству уникального художника-писанкаря, которого знают коллекционеры не только в Европе, но и в США и Канаде, преждевременно ушедшего из жизни...

Как правило, он придумывал собственные композиции писанок, но любил и народные, а также экспериментировал с природными красителями. В Украине он первым стал делать писанки "белым по белому". Его наследуют, только вот повторить неповторимую филигранность Тараса, композиционно-колористическую гармонию почему-то не удаётся...

В альбоме представлены фотографии писанок и воспоминания нескольких людей, близко знавших художника.



Год выпуска: 2005
Автор: А.О.Малиніна, І.О.Малиніна, О.Ю.Гріднєва
Жанр: учебно-методическое пособие
Издательство: "Скорпіон" Харків
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 50
Язык: украинский
Представлений посібник буде корисним як для викладачів образотворчого мистецтва та студентів художніх навчальних закладів, так і всім схильним до творчості людям, не байдужим до краси навколишнього світу. Варто лише почати і казковий світ писанки захопить вас. І хоча в навчальному посібнику пропонуються тільки основні мотиви писанкарства, це не обмежує вашої власної ініціативи, а лише націлює читача на глибоке засвоєння величезного мистецького досвіду писанкарів України, збереження і творче використання їх художньої спадщини та художніх традицій.

www.perunica.ru

легенды и схемы росписи – Ярмарка Мастеров

Поскольку у меня не получилось добавить в предыдущую тему http://www.livemaster.ru/topic/101026-pisanka-obyknovennaya?

Добавлю здесь несколько легенд из разных територий Украины о православном происхождении писанок.

Одна из них, гуцульская, рассказывает следующее. Вскоре после своего Воскресения Христос победил дьявола и заковал его двенадцатью железными цепями в подземелье под Голгофой, за двенадцатью железными дверями, которые заперты на двенадцать железных замков. Но нечистый еще имеет силу, день и ночь он рвется на волю, разгрыз уже одиннадцать железных замков и слизал одиннадцать железных дверей. Еще мгновение - и упадет последняя, двенадцатая преграда. Вырвется тогда дьявол на белый свет, и настанет миру конец. Но именно в этот момент звонят в церкви колокола, люди здороваются словами "Христос воскрес!" и одаривают друг друга писанками. Тогда сразу возобновляются все оковы на нечистом, все двери и замки. Поэтому сидеть там, за ними дьяволу вовек - пока люди на земле писать писанки и приветствовать друг друга с Пасхой.

Другая легенда, из Киевщины, рассказывает, что когда Иисус Христос ходил со св. Петром по земле, то они проходили через одно село, а там Иудеи. Увидели Иисуса Христа, и начали камнями и комьями швырять в Него. И как коснется камень Иисуса одежде - сделается из того камня писанка, а как коснется комок, то превратится в яйцо. Св. Петр собрал все то в карман, а позже людям раздал. С этого и пошел обычай готовить писанки и крашенки к Пасхе.

Подольская легенда описывает, как Иуда предал Иисуса и вернулся домой, мать приняла его вареными яйцами и стала укорять за его поступок. При этом говорила: "Ты продал своего Господина, а он тем временем воскреснет". На это Иудеи засмеялся и ответил: "Мой Господин тогда воскреснет, как из яиц вылезут цыплята". Но едва это произнес, как из вареных яиц действительно выбежали цыплята.

По галицкой легенде, писанки впервые появились как благодарность доброму человеку. Когда Спаситель нес крест на гору Голгофу, то встретил мужчину, именно нос яйца в корзине в Иерусалим на продажу. Мужчина видел, как тяжело Иисусу нести крест, поставил свою корзину в рве на дороге, а сам бросился помогать Спасителю. Шли они вместе несли крест даже на Голгофу. Когда Иисуса уже распяли, вспомнил тот человек за свою корзину, и вернулся на то место, где его поставил. Приходит, смотрит, а в корзине все яйца - исписанные и окрашены. Не понес он их больше продавать, а вернулся домой и держал как памятник, потому что имел то чудо за благодарность от Христа за то, что помог нести крест. От того и пошло окраски и принадлежности яиц на Пасху.

А это легенда о красном цвете (таком распрастранненом) писанок

Мария Магдалина дерзнула прийти с этой вестью к самому римскому императору Тиверию. Так как к императору не принято было приходить без подарков, а Мария ничего не имела, она пришла с простым куриным яйцом. Конечно, выбрала она яйцо со смыслом. Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе находится скрытая от глаз жизнь, которая в свой час вырвется из известкового плена в виде маленького желтого цыпленочка.
Но когда Мария стала говорить Тиверию о том, что Иисус Христос также вырвался из смертельных оков и воскрес, император только рассмеялся: «Это также невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное». И не успел Тиверий закончить фразу, как яйцо в руках Марии Магдалине стало совершенно красным.

Несколько схем деления яйца при росписи

и немножко вариантов рисунков

и готовое соотнесение схемы с рисунком

Хочу обратить внимание что писанки это обобщенное название пасхальных яиц и выделяют такие виды :

Крашенки — от слова красить. Красить яйца можно по-разному.
Раньше яйца красили по-особому: обматывали их сухими листьями дуба, березы, крапивы, перевязывали нитками и варили. Получались красивые «мраморные» яйца.

Для драпанки лучше брать яйца коричневого оттенка. Скорлупа таких яиц прочнее, чем белых.
Сначала яйца варят, затем красят в какой-нибудь цвет потемнее, потом сушат. Узор наносят на скорлупу острым предметом - ножом, шилом, ножницами, толстой иглой. Но прежде, чем выцарапать узор, его необходимо нанести на яйцо карандашом. Во время работы яйцо держат в левой руке, а острый предмет — в правой.
Ажурный рисунок на драпанке хорошо смотрится на коричневой или другой темной краске.
Крапанки — от украинского слова «крапать», то есть покрывать каплями.
Сначала яйцо красят одним цветом, затем, когда оно высохнет и остынет, на него наносят капли горячего воска. Как только воск остынет, яйцо кладут в раствор другого цвета. После высыхания краски яйцо опускают в горячую воду. Воск тает, и выходит очень забавное яйцо. Воск можно и аккуратно соскоблить.
Писанки — это искусно расписанные пасхальные яйца. Украинские писанки - настоящие произведения народного творчества.
Для рисунка писанки используют элементы растительного и животного мира, геометрические фигуры. В каждой области Украины был свой характерный орнамент и цвет. В Прикарпатье яйца красили в желтый, красный и черный цвета, на Черниговщине — в красный, черный и белый, на Полтавщине — в желтый, светло-зеленый, белый.
Писанку не рисовали, не расписывали, а писали на сыром курином яйце. Всякая линия на писанке – дуга. Дуги образуют круги и овалы и, перекрещиваясь, делят поверхность яйца на поля, имя которым - крестильная сорочка писанки.
Красить писанки полагалось с первым ударом колокола. Сперва яйцо окуналось в желтую краску - «яблоньку», и держалось в ней в течение трех «отченашей». Каждый цвет узора защищался воском. К концу работы яйца превращались в черные мрачные колобки. Их опускали в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился, и рождалась писанка, как рождается солнышко из черноты ночи.
Чтобы писанка сияла, ее смазывали жиром. Клали венчиком вокруг кулича – для Бога, на блюдо с зерном – для людей, а крашенки на проросшем овсе – для родителей. И три свечи горели в честь Отца и Сына и Духа Святого.

www.livemaster.ru

Писанка «Ружа» с пожеланием счастья

Мой сегодняшний мастер-класс адресован всем, таким же как и я, по-хорошему "чокнутым " хозяечкам-рукодельницам.

Сегодня мы напишем писаночку "Ружа" и зашифруем в ней пожелание солнца и счастья.

Я не буду вдаваться в теорию про орнаменты и символы, и цвета писанок.

А только скажу, что мы будем писать самый распространенный солярный символ, это "ружа" или "зирка". Такую писанку дарят на счастье.

Итак, нам понадобятся:

1. Само яичко.

2. Надфиль с круглым сечением.

3. Шприц.

4. Что-то для обезжиривания поверхности яйца, у меня ацетон.

5. Карандаш твердый, остро заточенный.

6. Свечка.

7. Писачки.

8. Воск пчелиный.

9. Набор красителей для писанок (нам понадобятся только розовый и фиолетовый).

10. Хлопчатобумажная тряпочка, ею мы будет стирать расплавившийся воск.

11. Бумажные полотенца.

Главное действующее лицо — писачек, специальный, вот такой, с проволочкой для чистки устья от гари.

1. Берем вымытое, сухое яичко (в идеале от курочки, которая только начала нестись) и надфилем делаем одно аккуратное отверстие как бы всверливаясь в скорлупу.

Вот такое отверстие получается.

Покажу вам девайс для заготовок из кусочка чего-то похожего на пенопласт и старых разрозненных носочных спиц.

2. С помощью шприца очень аккуратно, потихоньку нагнетаем в яичко воздух, таким образом выдуваем содержимое. Воздух нагнетаем очень медленно, если переусердствовать, то скорлупа может лопнуть от давления воздуха.

3. Обезжириваем яичко, это нужно для того, чтобы впоследствии краситель лег равномерно. Можно для этой цели взять уксус, горилку, у меня это ацетон.

4. Начинаем наносить разметку. Сначала делим яичко вертикальной линией, потом еще одной перпендикулярной.

5. Отмечаем "экватор".

6. Дополнительная разметка.

7. Прорисовываем "ружу".

Вот такая разметка у нас получилась. Я наводила линии пожирнее, чтобы было виднее, а, вообще-то, нужно линии делать тоненькими и легкими.

8. Теперь начинаем обводить карандашные контуры воском. Для этого воск нарезаем мелкими кусочками и подкладываем в леечку в писачке, разогреваем над свечкой. Некоторые мастера зачерпывают уже растопленный воск, придумывая разные конструкции для поддержания нужной температуры воска. Мне больше нравится подкладывать кусочки воска в леечку.

Начинается самый ответственный этап. Нам нужно нанести линии очень аккуратно и точно по эскизу. Для этого нужна некоторая практика. Обязательно нужно держать наготове салфеточку, чтобы промокнуть ненужную большую каплю воска.

9. Разводим анилиновые красители. Розовый и фиолетовый. Тут все просто, я и фото делать не стала — стакан горячей воды + краситель + столовая ложка уксуса.

Внимательно проверяем все ли мы обвели то, что задумали. Обязательно запечатываем дырочку снизу.

Вот такая заготовочка получается.

10. За это время наши красители остыли настолько, что не растопят прежде времени наши восковые контуры.

Опускаем яичко в розовую краску, тут нужно придерживать ложкой, так как полое яичко так и норовит вынырнуть. Промокаем бумажным полотенцем.

11. Теперь те участки, которые должны быть розовыми — закрашиваем воском, очень тщательно, без пропусков.

12. Теперь опускаем в фиолетовую краску.

Вот такой чумазик получился.

13. Теперь самый интересный момент — начинаем проявлять рисунок, стапливать воск. Для этого подносим яичко восковым бочком к пламени свечи, растапливаем — стираем хлопчатобумажной тряпочкой, опять подносим — опять стирем и так пока весь воск не сойдет.

Писаночку смазываем растительным маслом и вот она — красота.

Примечание. Писанка написана во время поста, с молитвой и любовью. А самые сакральные писанки для самых дорогих людей с самыми заветными пожеланиями пишутся в Чистый Четверг.

А вот такие писанки я писала в прошлом году.

На этом все.

Всем спасибо за внимание!

С любовью и пожеланием счастья, Анна.

www.livemaster.ru

Svitolad UA: Писанка - история, символы и символика, орнаменты, разновидности, традиции

Этот вид народного искусства распространен во многих славянских народов, в том числе и украинского. Исследователи считают, что украинская писанка имеет более 100 символических рисунков. 

В мифах многих народов мира именно яйцо есть миротворчим началом. У славян-язычников писанки существовали уже во времена антов - наших прапредков /III - VIII в. н. э./ и были символом солнечного культа. Птицы - это вестники весеннего воскресения, Солнца, а их яички - эмблема солнца - жизни, рождения.

Яйцо птицы вообще - это зародыш жизни, символ бога солнца; оно в древности символизировало - добро, радость, счастье, любовь, богатство, успех, расположение добрых сил, защита человека от злых сил. (Килимник С. Украинский год. - Кн.2. - С.176)

Чистое гладко покрашенное или украшенное узорами яйцо приобрело символическое религиозно-обрядовое значение еще задолго до христианства. У многих народов сохранились предания, в которых яйцо является источником жизни, света и тепла, даже зародышем всей Вселенной. Существуют также многочисленные варианты легенд, объясняющих бытование писанок во время Пасхальных праздников, связывают возникновение традиций росписи писанок с евангельскими событиями (страстями Христа) и т.п.

С введением христианства постепенно меняется и символика писанки. Она стала символом радости и веры в воскресение иисуса Христа как символа всепрощения. Писанки использовали как опредмеченный символ любви, даря их юным. В народной медицине ими "выкачивали" болезни. Освященные писанки закапывали в землю /на высокий урожай/, клали в гроб, в ясли для скота. Шелуху с писанки бросали "на счастье" на крышу дома и др. Интересно, что писанкарство было присуще только тем этническим группам, которые стали называться украинцами.

Учитывая физические особенности скорлупы яйца, средневековые писанки до наших дней не сохранились. Однако массовое росписывание яиц в Украине существовало на протяжении веков. В XIX в. изготовление писанок в разных художественных вариантах бытовало на всей территории Украины.

Писанки изготовляли весной, перед Пасхой, сельские девушки и женщины, монастырские монахи и иконописцы, городские барышни, пекари и прочие. Поэтому и техника декорирования отличалась. В селе яйца красили в один цвет, иногда выцарапывали узоры, орнаментировали воском и красили в несколько цветов, тогда как в городе прибегали к различным искусственным способам — наклеивали куски цветной бумаги, фольги, ткани, нити и т.п. Писанки в основном изготавливали для себя и лишь изредка для продажи на ярмарке.

Когда-то с писанками совершали магические действия. Для обеспечения урожая их на весеннего Юрия катили по зеленой пшенице и закапывали в землю. Пасхальным утра молодые умывались водой, в которую перед тем клали яйца и серебряные монеты, которые должны были придавать силу и красоту. Освященные писанки были оберегом жилища от грома и огня, а людей и животных — от «дурного глаза», их использовали как лекарство от некоторых заболеваний. Писанки служили объектом забавы для детей и молодежи. С ними устраивали игры «битки», «каталки» и др. Из пустых писанок, добавляя к ним из цветной бумаги хвост, крылья и головку из теста, делали так называемых «голубей». Их, а также писанки, нанизанные на шнурок (обычно по три), подвешивали возле икон, украшая таким образом жилье.

Символика цветов писанки

Древнейшими считаются крашанки — это писанки одного цвета. Впоследствии возникли многоцветные писанки, в которых применялись различные природные красители. Такие краски, в отличие от современных, имели приятные мягкие оттенки. Но цвет в писанке появился не только ради красоты, но и получил свое символическое значение, происхождение которого не случайно.

Желтый, золотистый, оранжевый цвета писанки влияют на человека подобно солнечным лучам, дают радостное, светлое настроение. В писанке означают тепло, надежду, небесные светила, урожай в хозяйстве.

Красный цвет на писанках наверное является самым многозначительным. Недаром в народном языке он сблизился с понятием красивого, слова «красный» — «хороший» стали синонимамы. Красная краска символизирует добро, радость жизни, для молодых — надежду на счастливый брак. Именно красное яйцо является главным символом Воскресения, жертвенности и небесного огня.


Зеленый цвет означает весеннее пробуждение природы, надежду на хороший урожай.

Голубой — небо, воздух, а также здоровье.

Бурый, коричневый — землю и ее скрытую жизненную силу.

Черный цвет — цвет ночи, потустороннего, всего неизвестного и тайного. В писанке, будучи фоном, проявляет силу других цветов, так же, как в жизни тьма дает возможность понять, что такое свет. Также символизирует бесконечность жизни человека, продолжение бытия после смерти.


Многоцветная писанка является символом семейного счастья, мира, благополучия.

Темные писанки расписывали на проводы, как выражение уважения к тем, кто отошел в мир иной.

Разделение поверхности писанки

Помните детские скороговорки, в которых употребляют числа? А сказки, в которых непременно присутствуют или три царства, или три сестры? Для наших предков числа были священными, у каждого было свое значение и своя сила. Поэтому разделение поверхности яйца на определенное количество частей и устойчивое повторение некоторых элементов не случайны.

Разделение на два передавал представление о двух мирах. На три делили чаще по вертикали, так обозначали три небесных сферы. При разделении на четыре образуется крест, что означает четыре стороны света.

Классическое разделение полусфер на четыре части, каждая из которых разделена на три, передает представление о четырех временах года с тремя месяцами. По другим представлениям мир делился и на шесть сторон. Такую пространственную ориентацию передает шестиугольная звезда.

Исследуя писанки, ученые высказали предположение о том, что в древности существовал восьмилетний календарный цикл. В народной мифологии небо имеет восемь сфер — «облаков»: семь синих, а восьмое красное, на котором сидит сам Бог.

Очень интересный раздел на сорок частей, так называемые сорококлинья. Каждый клин обозначал некий вид человеческой деятельности или явление природы, а в христианском видении — сорок дней поста.

Орнамент писанок - символический. В его основе лежат три кардинальных символа, отражающие строение Вселенной по вертикали: это круг, квадрат (или ромб) и центр, мировая ось, в виде креста, дерева, 8-образного знака. Отсюда три типа орнамента: круговой, ключевой, плетеница.

Конструкция орнамента называется разводом и представляет собой сетку, образованную из пересечения опоясывающих яйцо кругов и овалов. В полях развода размещаются орнаментальные формы - магические знаки-символы.


Если яйцо разделено пояском надвое по вертикали и украшены главным образом его бока, то такая писанка называется боковой. Главный разделительный пояс может быть в виде нитки, ленты, украшенной или без украшения. Он может отсутствовать вовсе, но принцип размещения основных орнаментальных форм при этом сохраняется. Таким образом, мы имеем писанки "подпоясанные" и "распоясанные". Разделим яйцо надвое по меридиану, а затем на четыре части. Знаки будут размещены в образовавшихся дольках яйца, и такая писанка будет по виду развода называться продольной. Развод "восьмиквитка" представляет собой восемь сфероидальных сегментов, образованных из четырех равных вертикальных долей яйца, опоясанного линией экватора.

Сеточка — символ судьбы. Оберегает от злых духов, отделяет зло от добра.

Желтая сеточка — символ солнца и судьбы, которая строится здесь.
Точечки — символ плодородия.

Орнаментальные формы размещаются в полях по вертикали, диагонали, радиусу, сегменту. Они чередуются в шахматном порядке, повторяются. Один и тот же знак может размещаться" в противоположных направлениях.

Если орнаменту в целом характерен ритм, то орнаменты писанок позволяют говорить о темпо-ритме. Орнаментальные формы, имеющие в своей основе ломаный крест, свастику, создают впечатление движения - вращения двух половинок яйца в противоположные стороны.

Значение символов на писанках

При разделении яйца образуются поля различной формы и величины. Они составляют основу для размещения элементов орнамента. Каждый из таких знаков пришел к нам из глубины веков, однако большинство из них можно прочитать, потому что даже очень странные знаки в своей основе выражают близкие и понятные нам предметы. Мы, как и наши древние предки, радуемся первым весенним листочкам, удивленно слушаем пение жаворонка, любуемся течением реки. Чтобы выразить вечное, наши предки создали символы. Давайте рассмотрим главные из них.

Солнце


Жизнь древних людей было очень сложная. Трудно было пережить холодную зиму, дождаться нового урожая. Приход долгожданной весны воспринимался как рождение нового солнца, освобождение небесного светила от сил тьмы. Поэтому с символом солнца связано все лучшее, что есть в человеческой жизни. Среди языческих богов Дажбог — солнечный бог — был одним из главных. В христианстве солнце также стало символом Бога, поскольку Бог — это свет.

Крест


Один из солнечных знаков, символ вселенной, четырех сторон света, четырех ветров, четырех времен года. Происходит от схематического изображения птицы, в древности солнце представлялось птицей, летящей по небу.

В христианстве крест — символ страдания, смерти и воскресения, которым церковь все начинает, благословляет и освящает.


Свастика, сварга или ломаный крест


Знак святого огня, солнца и вечного движения. Один из старейших символов вообще. Впервые его изображения находят на изделиях первобытных охотников, а это около тридцати тысяч лет назад. Согласно народным представлением ломаный крест предвещал добро и защищал от темных сил. Разновидности свастики широко используются не только в росписи яиц, но и в вышивке, керамике, резьбе по дереву.

Роза, розетта, звезда


 

Символизирует солнце и утреннюю зарю. Содержит в себе косой крест, прямой крест, а также левостороннюю и правостороннюю свастики. В народной символике — неизменный символ любви. Подарить писанку со звездой означало признаться в любви.

Бесконечник или кривулька


Знак одной из главных стихий — воды. Будучи необходимой для всего живого, вода одновременно могла быть злой и неумолимой во время весеннего половодья. Удивляясь силе и неустанности воды, наши предки ее знаком обозначали вечность. Волнообразная линия - предше­ственник крестообразной символи­ки. Уходя корнями в трипольскую культуру, этот символ вечного дви­жения и непрерыв­ности жизни и по сей день непре­менный атрибут писанкарского искусства. «Ме­андр» трактует­ся как символ воды, плодоро­дия и жизнен­ного цикла.

Грабельки, расчески, треугольнички с гребешками 

Символ достатка, богатства. Существует еще со времен первобытных охотников, когда мясо этого животного было основной пищей, кожа была нужна для пошива одежды и строительства жилья, а из костей и рогов изготовливали оружие и украшения. В народной мифологии небесный олень на своих рогах несет солнце. Бегущий олень был прототипом долголетия и крепкого здоровья.

Конь


Символ лошади также связан с поклонением солнцу. По древним преданиями солнце едет по небу на колеснице, запряженной огненными конями. В христианстве конь — образ бесстрашного прорицателя веры, безудержного, готового к самопожертвованию. Лошадь означала силу и любовь к труду.

Птица

Символ зарождения жизни, плодородия, приплода, достатка, полу земное, полу небесное существо. Петух считался проводником Божьего солнца и сторожем против зла, голубки — символом любви, верности и согласия. В христианстве птица — символ вознесения к Богу.

Утиные лапки, божья ручка, перчатка, дедовы пальцы


Птичий след также был оберегом, как отпечаток руки языческого Бога Солнца, который в древности ассоциировался с птицей. Подобные знаки символизировали власть, покровительство, целостность — все то, что связывалось с уважением к руке. 

Дерево жизни или вазон


Согласно народным верованиям, посреди рая стоит большое дерево - Дерево Жизни. Оно покрывает собой весь рай, имеет листья и плоды всех деревьев. Именно на нем находятся три брата — Солнце, Луна и дождь, или их христианские заместители — Господь и святые Петр и Павел. Обозначает ось вселенной, которая соединяет в себе три мира — подземный, земной и небесный, так называемые сказочные «три царства». Символ природы, вечно обновляется.

Дерево жизни символизирует также развитие рода — отец, мать и ребенок. Поэтому, как правило, дерево имеет три веточки. В христианстве — символ Божьей мудрости.

Одним из самых распространенных символов на писанках, так же, как и полотенцах, стенных росписях, коврах, посуде, является символ «Дерево жизни» , или как его еще называют - «вазон». Древнейшие украинские колядки донесли до нас древние представления людей о тех временах , когда еще не было ни неба, ни земли, а было только открытое море, и на нем - явор зеленый. Итак, в виде дерева - тополя, ивы, дуба, березы, яблони, груши - представлялся стержень мироздания, вокруг которого устанавливалась равновесие противоположностей. Мировое дерево всегда изображается не натуральные, а стилизован, т.е. упрощенно, обобщенно. В таких изображениях обязательно разделение на три яруса по вертикали и соблюдения четкой системы правой и левой сторон. Нижняя часть - корни, входящий под землю, часто представляется в виде треугольника, горшка. Здесь содержатся змеи, рыбы, водоплавающие птицы и животные, потому часть дерева - не только подземный мир, но и море, река, всякая вода.Также нижняя часть Мирового дерева - это мир подземного бога, повелителя подземного огня и несметных богатств воплощение представлений о мире потустороннем, былые времена. Средний ярус олицетворяет землю, реальный мир, мир настоящего. Здесь изображен крупных животных - быков, лошадей, оленей, волков, медведей-и человек. Верхняя часть Мирового дерева поднимается в безграничную высь - к Богу. В верховье селятся птицы, пчелы, расположенные небесные светила. Часто бывает, что на вершине дерева днюет Солнце. Дерево жизни - это и дерево рода, где каждый цветок обозначает какого-то родственника, а все вместе - воплощение родословной определенного человека. Проще трехчленное обозначения дерева-семьи. Это - ствол с тремя веточками: отец, мать, ребенок.

Удивительной свойством Дерева жизни является его способность превращаться в Женщину-берегиню с поднятыми к небу руками. Кстати, в древних мифах некоторых народов мира женщина образовалась именно из дерева. Образ Мирового дерева - это образ воплощенной плодородия, связана с Богиней-Матерью, является ее символом и атрибутом.

Великая богиня считалась владычицей не только неба, но и всей природы. Часто на ее ногах изображался знак земли (при этом ноги богини превращались в корни) или рисовалась она змееногой, поскольку земля - место пребывания Змея. Подобный образ женщины-прародительницы был широко известен у других народов: у египтян - Изида, у вавилонян - Иштар, у греков - Гера, у фракийцев - Семела, у скифов-земледельцев - Табита.

В украинских орнаментах "Дерево Жизни", как правило, изображалось очень реалистично. Непревзойденной красоты деревца вышивались на огромных полотенцах Киевщины и Полтавщины. А на писанках они постепенно приобрели лаконичной формы обще-известных ныне "вазонов", "трьохлисткив". Вместе с тем еще в древности стало господствовать отвлеченное изображение "Дерева Жизни "-" трезубец ", который впоследствии стал гербом Украины.

Дубовые листья


Дуб в украинских традициях всегда ассоциировался с силой и мощью. Дубовые листья — излюбленный мотив в вышивке мужских рубашек. По дохристианским верованиям, мировым деревом был именно дуб. В дубы чаще попадает молния, а потому он еще и символ Божьего грома.

Трирог или триног, трикветр 


Один из старейших символов солнца, а также знак святого числа «три».

На многих народных писанках встречается изображение Огня, Солнца, Зари. Огонь, рядом с водой, является фактором мироздания, символом мужской силы. Поскольку Огонь и Вода - брат и сестра, и, объединившись, они образовали любовь, землю и все, что на ней есть, то во многих обрядах Огонь - символ любви, который является посланником Солнца на Земле и дает людям свет, тепло, хлеб и всякую пищу, помогает в ремеслах (ковка), но, как и Солнце, может быть хорошим или опасным зависимости от отношения к нему людей. Поэтому Огонь, как и Солнце, нужно уважать и не гнев - потому что тогда он может жестоко наказать. Существуют строгие запреты плевать в огонь, бросать мусор и др. Трикветр – символ плодородия, огня, мужской силы.

На писанках Огонь обозначается знаком «троерожник» (другие названия этого знака - «трикветр», «тренога»). Считается, что троерожник - знак, связанный с неолитическим (каменный век) богом земли, а огонь был одним из его атрибутов. Также этот знак является символом плодородия, поскольку Бог земли был носителем мужского, оплодотворяющего фактора. троерожник состоит из трех закругленных или ломаных крючков, выходящих из общего центра, или от круга или треугольника.

Сосенки, ели, елочки


Считаются символами вечной молодости, здоровья, роста и бессмертия.

Экспонат, хранящийся в киевском историческом музее, носит символично название - "Берегиня". Как мы знаем, в дохристианские времена наши предки верили в Великую Богиню - Берегиню или Макош. Этот символический образ - стилизованная женская фигура с поднятыми вверх руками - впоследствии перешел в сюжетное воспроизведение Матери Божьей.


Сигма – символ змеи. Встречается на керамике Трипольской культуры. Означает воду, гром, молнию. Змея охраняет домашний очаг.

Символы силы и выносливости


В старину на Руси, как только рождалась девочка, ее обмывали в купели из отвара листьев калины и ивы. Они давали женскую силу, женщина становится потом хорошей женой и рожает здоровых детей. Когда рождался мальчик, в его честь сажали дуб и купали младенца в настое из дубовых листьев. Дубовый лист - чтобы сила не исчерпывалась.

Символы любви



С давних времен символом любви считается голубь. Если хочешь иметь счастливую семью, то нарисуй голубей на дубе. Любовь символизирует и ель (смерека). Для того чтобы узнать, через сколько лет девушка выйдет замуж, спрашивают об этом у кукушки. Поэтому и кукушка является символом любви. А чтобы быть всегда в паре с любимым, рисуют цветы с парными лепестками.

Символы, способствующие рождению детей


Символы здоровья и долголетия



Чтобы никто не болел, на яичках рисуют солнышко, розу, рыбку, оленя. А безконечник способствует тому, чтобы люди жили долго, чтобы несчастье приходило к ним и чтобы у пасечников был хороший медосбор.

Символы, благоприятствующие богатому урожаю


Ромб - это символ земли, точки - семена, а грабельки - символ дождя.

Квадрат и ромб

Четыре стихии, четыре време­ни года, четыре жизненных этапа (рождение, молодость, зрелость и старость), четыре стороны света и времени суток - удач­но зашифровыва­лись в стороны квадрата. Сетча­тый «квадрат-ный» орнамент «решето» сим­волизировал вечное разде­ление понятий добра и зла.

Спираль

Этот символ являл собой перво­бытные представления об устрой­стве Вселенной. Линия, закру4ен­ная спиралью, озна4ала также воду или свернутого ужа, олицетворяющего женское на4а­ло. Кроме того спираль отож­дествлялась с лабиринтом, который «запу­тывает» злые силы на пути к чистой душе.

Символы, которые лечат



Символы-предупреждение


Чтобы меньше случалось бедствия, берегите свои хозяйства. А еще помогут вам писанки с символами-предупреждениями. Об хищных животных напомнят "зубы волка" и "медвежьи лапы", о том, что нужно оберегать овощи, - "заячьи уши", а об опасности хищных птиц напомнит "клюв ворона" на писанке. Если такие писанки хранить дома, то они будут оберегать домашних животных и напоминать об опасности

Христианские символы


Это были христианские символы. На одном была изображена красивая церковь, на другом - 40 клиньев, а также были писанки с крестами, окруженными безконечника, и с надписями "Христос Воскрес". 

Треугольник часто встречается на писанках и обозначает триединство мира: неба, земли и воды, отца, матери и ребенка.

Тройственное начало - земля, человек и небо - нашло свое выра­жение в этом символе. Треугольник, заполненный сетчатой или линей­ной штриховкой, у на­ших предков озна­чал вспаханное поле. В христиан­ской трактовке сорок треуголь­ников приоб­рели значение сорока дней по­ста или сорока мучеников.

Растительные и животные мотивы


Писанкарки постоянно черпали вдохновение для своих узоров из мира природы, изображая цветы, деревья, овощи, листья и целые растения весьма стилизованный образом. Такие символы отображали обновления природы и жизни.

Самым популярным растительным орнаментом является цветущее растение в горшке или дерево, которое символизировало жизнь. Вишня, символ девичьей красоты, должна была приворожить любовь. На гуцульских писанках часто можно увидеть стилизованную ветку сосны - символ вечной жизни и юности. Существует поверье, что тот, кто умоете лицо священной водой, в которой были писанки, всегда будет молодым, здоровым и красивым. Виноградный мотив символизировал братство, доброжелательность и долговременную, верную любовь.

Орнамент яблочек и слив должен был приносить мудрость и здоровье. Среди цветов изображенных на писанках были розы, барвинок, ландыши, подсолнечник, тюльпаны и гвоздики. Все они должны были помогать растениям созревать.


Сосна — символ здоровья.
Дубок — символ силы.
Сливы — символ любви.
Хмель — символ плодородия.
Любая ягодка — символ плодородия; матери.
Цветочки — символ девичества.

Желая прибавления в семье, писанку украшали изображениями цветов: колокольчиков, барвинка, ландышей, гвоздики. Листья кали­ны означали силу, выносливость веру в справедливость. Листья дуба символизи­ровали веру в силы при­роды и пре­клонение пе­ред богами.


Хотя животные мотивы не так популярны на писанках как растительные, их все же встречаем, особенно на гуцульских изделиях. Эти символы имели двойное значение: предоставить их владельцам лучшие приметы животных, например, здоровье и силу, а также заверить долгую и плодотворную жизнь для животных. Такие животные как олени, бараны, лошади, рыбы и птицы рисовались абстрактно; иногда писанкарки воспроизводили лишь части животных - утиные шейки, заячьи уши, куриные лапки, воловьи глаза, бараньи рога, волчьи зубы, медвежьи лапы.

Петух и голубь - считались божьей птицей, которая разбудит солнце и человеческую совесть, сохранив под своим крылом всех живущих в доме, вторых писали как символ души и Святого Духа.

Голубь — символ души.
Ласточ­ка - долгожданный приход весны.

Виды росписи пасхальных яиц. Разноцветные пасхальные яйца


Крашенки

Крашенки — от слова красить. Красить яйца можно по-разному.
Одни хозяйки варят яйца вкрутую, а затем на 10-15 минут погружают в раствор теплой воды с пищевым красителем, который можно купить в магазине.
Другие хозяйки любят красить яйца в отваре луковичной шелухи. Для этого сырые яйца помещают в кастрюлю с водой, добавляют луковичную шелуху и варят 15-20 минут, пока яички не приобретут нужный цвет.
А раньше яйца красили по-особому: обматывали их сухими листьями дуба, березы, крапивы, перевязывали нитками и варили. Получались красивые «мраморные» яйца.

Драпанки

Для драпанки лучше брать яйца коричневого оттенка. Скорлупа таких яиц прочнее, чем белых.
Сначала яйца варят, затем красят в какой-нибудь цвет потемнее, потом сушат. Узор наносят на скорлупу острым предметом - ножом, шилом, ножницами, толстой иглой, канцелярским ножом. Но прежде, чем выцарапать узор, его необходимо нанести на яйцо острым крандашом. Во время работы яйцо держат в левой руке, а острый предмет — в правой.
Ажурный рисунок на драпанке хорошо смотрится на коричневой или другой темной краске.
Рисунок на драпанке может быть любым, в отличие от писанки с её строго традиционными геометрическими рисунками. Остриём канцелярского ножа процарапываем контуры рисунка. Для создания оттенков внутри контуров прокорябываем рисунок не острием, а всей поверхностью лезвия ножа. Карандашный набросок стираем ластиком. Рисунок готов. Для блеска можно протереть яйцо ваткой с каплей масла.

Крапанки

Крапанки — от украинского слова «крапать», то есть покрывать каплями.
Сначала яйцо красят одним цветом, затем, когда оно высохнет и остынет, на него наносят капли горячего воска.
Как только воск остынет, яйцо кладут в раствор другого цвета.
После высыхания краски яйцо опускают в горячую воду.
Воск тает, и выходит очень забавное яйцо.
Воск можно и аккуратно соскоблить.

Писанки

Писанки — это искусно расписанные пасхальные яйца. Украинские писанки - настоящие произведения народного творчества.
Для рисунка писанки используют элементы растительного и животного мира, геометрические фигуры. В каждой области Украины был свой характерный орнамент и цвет. В Прикарпатье яйца красили в желтый, красный и черный цвета, на Черниговщине — в красный, черный и белый, на Полтавщине — в желтый, светло-зеленый, белый.
Писанку не рисовали, не расписывали, а писали на сыром курином яйце. Всякая линия на писанке – дуга. Дуги образуют круги и овалы и, перекрещиваясь, делят поверхность яйца на поля, имя которым - крестильная сорочка писанки.
Красить писанки полагалось с первым ударом колокола. Сперва яйцо окуналось в желтую краску - «яблоньку», и держалось в ней в течение трех «отченашей». Каждый цвет узора защищался воском. К концу работы яйца превращались в черные мрачные колобки. Их опускали в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился, и рождалась писанка, как рождается солнышко из черноты ночи.
Чтобы писанка сияла, ее смазывали жиром. Клали венчиком вокруг кулича – для Бога, на блюдо с зерном – для людей, а крашенки на проросшем овсе – для родителей. И три свечи горели в честь Отца и Сына и Духа Святого.
В настоящее время искусство расписывать писанки возрождается. Восстанавливается забытая техника, появляются новые мастера. В городе Коломия Ивано-Франковской области создан музей писанки.

Малеванка

Малеванка - яйцо, расписанное своим, придуманным узором.
Они не несут символического значения, могут расписываться краской (а не воском).
Название "малеванки" пришло от слова малевать, пасхальные яйца расписывают придуманными узорами, используя краски.
Художники, разрисовывая пасхальные яйца, зачастую помимо узоров рисуют сюжетные картинки, цветы, пейзажи, ландшафты.

Яйчата

Яйчата - яйца вырезаныые из дерева и камня, сделанные из фарфора и глины изготавливались на Руси еще в 13-ом веке.
Позднее яйца стали украшать бисером, кружевами, вязанием и т.д.
Самые известные в мире «Яйчата» изготавливал императорский ювелир Карл Фаберже. 

svitoladua.blogspot.com

Писачок — Вікіпедія

Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.

Різні види писачків

Писачо́к — інструмент, який використовується при виготовленні писанок. Залежно від регіону України також має назви писа́льце, ки́стка, пищок, мигу́лка, дє́дик.

Призначений для нанесення на шкаралупу яйця розтопленого на вогні свічки воску або парафіну. Писачком можна як наносити тонкі лінії рисунку, так і закривати від фарби великі елементи орнаменту.

Писачки зі згорнутим із бляхи конусом

Писачок складається із закріпленого на держаку лійкоподібного металевого резервуара для воску; лієчка закінчується потоншенням з отвором, через який розтоплений віск витікає на яйце. Традиційний писачок має резервуар у формі конуса, згорнутого з бляхи, краще мідної, оскільки мідь добре втримує тепло. Конус закріплюється на ручці обгортанням навколо неї частини заготовки. Також можна обгорнути конус товстим жорстким дротом, пропаяти конструкцію і вже дріт прикріпити до ручки. Мідний дріт додатково утримує тепло і віск довше залишається рідким.

Бляшаний конус також може бути вузьким, з малим кутом розкриву. Отримують його обгортанням заготовки навколо швейної голки. Закріпити такий конус можна у зробленому в дерев'яній ручці отворі, при необхідності слід зафіксувати тонким дротом.

Писачок з резервуаром, виточеним з латуні

Сучасні писачки можуть мати резервуар, виточений з бронзи або латуні на токарному верстаті. Товсті стінки такого писачка також довго зберігають тепло.

Віск кладеться у широку частину лієчки або знімається її гострим краєм з тіла свічки. Писачки з тонким конусом для наповнення почергово кладуть у мисочку з розтопленим воском.

Бажано мати декілька писачків з різним діаметром отвору на виході, від 0,3 до 0,7 мм. Пояснюється це тим, що орнамент гуцульських та буковинських писанок складається переважно з тонких ліній, орнамент подільських, поліських і наддніпрянських — з широких. Крім того, під час розпису виникає потреба покрити воском великі фрагменти орнаменту.

uk.wikipedia.org

Писанка - hlenka


Когда-то с писанками делали магические действия. Для обеспечения урожая их на весеннего Юрия катили по зеленой пшенице и закапывали в землю. Пасхальным утром молодежь умывалась водой, в которую перед тем клали пасхальные яйца и серебряные монеты, они должны были придать силы и красоты. Свяченые писанки были оберегом для жилья от грома и огня, а людей и животных — от «дурного глаза», их использовали в качестве лекарств от некоторых заболеваний. Писанки служили объектом забавы для детей и молодежи. С ними устраивали игры «невбитки», «навкатки» и др. Из пустых писанок, добавляя к ним из цветной бумаги хвост, крылья и головку из теста, изготовляли так называемые голубей. Их, а также писанки, нанизанные на шнурочек (по большей части по три), подвешивали вблизи икон, украшая таким образом жилье.

На рубеже 19-20 веков были по крупицам собраны уникальные коллекции народных писанок (правда, во время войны многие коллекции были утрачены). Также сейчас восстанавливаются коллекции известных русских мастериц буквально по описанию писанок.

Многие, видя писанку, принимают ее либо за деревянное расписное яйцо, либо за крашенку к Пасхе. С приходом христианства на Русь писанка стала пасхальным яйцом. Новый цикл писания мастерица начинала с чистого четверга. Но писанку отличает от пасхальных яиц и то, что яйцо сырое, и магические знаки в орнаменте, и восковой способ нанесения узоров, и видимое движения в рисунке.

Ее орнаменты - священные письмена: молитвы, колядки, законы Божий, которым не одна тысяча лет. Когда-то на Руси были хранильники, которые занимались изготовлением оберегов. Писанка - один из таких оберегов. К ней было такое же почтение, как сейчас к иконе и крестику.

Писанки писались и дарились любимым людям, детям, родственникам. Хозяин дома весной под главный улей клал две писанки, чтобы они охраняли пчел, и чтобы год был плодородным, писанку закапывали на поле перед тем, как его вспахать, писанку катали по телам животных, когда тех выводили впервые на пастбище.

Девушки дарили парням платок с писанками, и если парню нравилась девушка, то он писанки забирал себе, а платок наполнял угощениями и подарками. Страдающие бесплодием женщины дарили писанки детям в надежде, что Господь пошлет им ребенка. Писанка - символ мира, его устройства, символ возрождения, символ жизни, весны, любви. И все это выражено в узорах писанок. Узоры эти возникли еще до христианства, когда народ почитал природу и пребывал под ее властью. В глубине столетий наши предки праздновали великий весенний праздник пробуждения природы после долгого зимнего сна, победы добра над злом, света и тепла над тьмой.

В 60-х годах XX ст. в связи с усилением интереса к народному искусству и национальной культуре возобновилось и писанкарство. В Косове, Коломые и Вижнице весной, перед Пасхальными праздниками, народные мастера продавали писанки на ярмарках. Так стихийно возник писанкарский промысел, однако сначала он не выходил за пределы Прикарпатья. В 70—80-х годах писанки как произведения народного искусства экспонировались на выставках. Появились частные коллекции писанок. Сегодня писанкарство сохранилось и развивается благодаря мастерам старшего поколения. Писанки продаются на ярмарках, в художественных салонах. Оригинальный орнамент писанок не только очаровывает своей изысканностью, миниатюрностью, гармонией колорита, он несет древнейшие символы миропонимания и природы, соединяет с традицией прошлого. Украинская писанка в мире является символом народа.


КАЖДЫЙ ГОД В КОЛОМЫЕ ПРОХОДИТ ФЕСТИВАЛЬ ПИСАНКИ


В 2000 году в Украине проходил Международный фольклорно-этнографический фестиваль гуцулов, центром проведения которого стала Коломыя. К его открытию в центре города появилось оригинальное новое здание музея писанковой росписи (архитектор И. Шуман). Центральная часть музея имеет форму писанки высотой 14 метров. Помещение изготовлено полностью из цветного стекла, общая площадь витража составляет свыше 600 квадратных метров.

Архитектурное сооружение в форме самого большого в мире писанкового яйца стало визиткой не только Коломыи, но и всей Ивано-Франковщины. За тридцать лет существования музея (раньше музей работал в другом помещении) его сотрудники собрали 12-тысячную коллекцию писанок не только из Украины, России и Беларуси, где это традиционное занятие, но и из Китая, Индии, Египта и других стран.

Традиция росписи яиц на Гуцульщине и Покутье уходит своими корнями в глубину веков, поэтому не удивительно, что именно это искусство здесь достигло самого высокого уровня. Сама по себе писанка – это по большей части куриное (гусиное) яйцо, расписанное по специфической технологии воском и закрашенное натуральными или анилиновыми красителями.

Писанка довольно быстро вписалась в христианский пасхальный ритуал. На многих гуцульских писанках можно увидеть изображения крестов, церквей, колоколен, надписи с пасхальными приветствиями. Коломыйские музейщики изобрели особый метод хранения и реставрации писанок, который на протяжении нескольких лет хранили в строжайшем секрете. Благодаря этому, теперь все заинтересованные имеют возможность полюбоваться филигранностью гуцульских писанок.

Музей писанок в Коломые уникален еще и потому, что он выполнен в форме яйца, высота которого составляет 14 метров, диаметр – 10 м. Помещение изготовлено полностью из цветного стекла, общая площадь витража составляет свыше 600 квадратных метров. Кстати, оно не имеет крыши! Внешняя отделка выполнена в трехмерном пространстве. Музей имеет три этажа, верх расписан звездами и главной звездой – Солнцем, нижняя часть – как бы утроба, живот, там внутри стоит огромная мраморная композиция: мать с младенцем внутри яйца.

Коллекцию для Музея начали собирать более ста лет назад, когда по инициативе местного духовенства был создан музей народного искусства Гуцульщины – этнографического горного региона, расположенного на территории современных Ивано-Франковской, Черновицкой, Закарпатской областей, а также прилегающих украинских селений соседней Румынии.

Позже он стал называться музеем народного искусства Гуцульщины и Покутья, поскольку экспозиция пополнилась также материалами со здешнего предгорного региона Покутье. Коллекция пасхальных яиц послужила поводом для создания отдельного музея «Писанка».

Архитектурное сооружение в форме самого большого расписного яйца в мире стало визитной карточкой г. Коломыи. Торжественное открытие музея «Писанка» состоялось 23 сентября 2000 года, во время Х Международного Гуцульского фестиваля. Концепцию экспозиции музея разработала директор Я. Ткачук, а воплотили в жизнь – коломыйские художники В. Андрушко и М. Ясинский. В 2007 году Музей был номинантом в конкурсе «7 чудес Украины». В настоящее время музей владеет коллекцией свыше 6000 писанок, представленных не только из различных областей Украины: Тернопольской, Львовской, Винницкой, Черкасской, Кировоградской, Одесской, но также из таких стран как Пакистан, Шри-ланка, Беларусь, Польша, Чехия, Швеция, США, Канада, Франция и Индия. Некоторые экспонаты были изготовлены еще на границе ХIХ-ХХ веков. Самые красивые украинские пысанки – космацкие – от названия села – Космач. Здешние народные художники пользуются восковой техникой. Сложнейший метод, сродни ювелирной работе. Воск на яйцо наносится тонкой палочкой, на конце которой – миниатюрная металлическая леечка. В нее закапывают растопленный воск, который наносят на яйцо, создавая узоры. Стоит такая писанка около двадцати пяти гривень. Среди экспонатов есть и особенная коллекция – писанки с автографами почетных посетителей музея: художников, политиков, дипломатов. В музее существует традиция – первые лица страны во время посещения музея получают белое яйцо, растопленный воск и «писачек», которым оставляют свой автограф на поверхности яйца, а потом и вовсе расписуют писанку. Таких писанок уже больше 70. А 26 июня 2007 года музей пополнился еще одним экспонатом – писанкой с автографом эрцгерцога и наследного принца Австро-Венгерской империи, Международного президента Паневропейского союза Отто фон Габсбурга, который побывал на Прикарпатье.

А ЭТО МОЙ КОЛЛЕГА--ОЛЕГ ИОСИФОВИЧ БОЙКЕВИЧ.



Итервью на украинском языке...
 

Олег Бойкевич со своими воспитанниками на мастер-классе в Коломые.

 

Другие участники фестиваля и их работы:

 


 


 

hlenka.livejournal.com

ПИСАНКА | Страна Мастеров



Поделиться:

ПИСАНКА - это неповторимое произведение народного искусства, это символ Вселенной. Изготовление писанок связывается с дохристианским народным обычаем встречать весну, с пробуждением земли, началом сельскохозяйственных работ, а позже - с Пасхой.

Писанкарство присутствует у многих славянских народов, однако широкое распространение оно получило только в Украине, превратившись на яркое самобытное явление.

"Бабушкой" писанки можно считать "крашенку" - яйцо, окрашенное в один цвет: желтый, красный, зеленый, синий, фиолетовый и даже черный. Ее употребляли в пищу и использовали в пасхальных забавах. На смену ей пришла "крапанка", покрытая крапинками и капельками, нанесенными воском. Далее была "малеванка" - вареное яйцо, расписанное кисточкой. Также существовали "дряпанки" - одноцветные, с выцарарпанным орнаментом. И уже окончательный вариант - это, конечно, писанка, при чем воск наносится на поверхность яйца тонкой трубочкой - "писачком" (откуда и название).

Писанка считается символом жизни, солнца, бессмертие, любви и красоты, весеннего возрождения, добра, счастья и содержит глубокий смысл. Ее дарят в знак перемирия, пожелания здоровья, красоты и силы, применяют, как оберег от бедствия и стихий, для лечения различных недугов, от испуга и наговоров. Писанку также дарят девушке, как свидетельство любви, и закапывают в землю на добрый урожай. Ее вручают на пасху, как знак почета, дружбы и радости, со словами "Христос Воскрес!".

Орнаменты и цвета писанок тоже не являются случайными. Символических рисунков насчитывают более 100, каждый из которых имеет свое назначение. Кривулька, например, или же безконечник - символ жизни, солнечного движения, начала и конца. Тринога символизирует небо, землю и воздух. Существует и другое толкование: этот знак может означать огонь, воду и воздух. Относительно цветов, то красный символизирует радость жизни, любовь; желтый - луна и звезды, урожай; зеленый - богатство, богатство растительного мира; голубой - чистое небо, здоровье; бронзовый - матушку-землю; черный с белым - уважение к умерших родственников.

Предлагаю и Вам приобщиться к этому удивительному искусству.
Рисовать писанки можно всей семьей! С простыми узорами справятся даже
дети (естественно, под Вашим чутким руководством). И поверьте, этот
процесс им ОЧЕНЬ понравится.

Сегодня я хочу рассказать вам о том, как я делаю писанки
В этом небольшом уроке я постараюсь рассказать об основных приемах и
техниках раскрашивания писанки, понимая которые вы сможете создавать
свои маленькие шедевры

Для работы нам понадобятся:
- подготовленное яйцо
- воск
- простой карандаш
- свеча
- писачок или кистка (его можно изготовить самому, свернув конусом полоску жестяной банки)
- салфетки
- пищевые или анилиновые красители

1. Итак, сначала нужно подготовить яйцо. Берем белое яйцо, хорошенько моем его с содой, высушиваем салфеткой.
Теперь берем небольшой гвоздик и с более толстой стороны яйца делаем
маленькое отверстие (гвоздик прижимаем к яйцу и прокручиваем в разных
направлениях).
Потом берем шприц, набираем воздух, вводим иголку в отверстие и ОЧЕНЬ
медленно начинаем выдувать воздух в яйцо. Яйцо держим отверстием вниз,
над емкостью, куда будет стекать его содержимое.
Когда все содержимое яйца вылилось - моем его хорошенько, набираем в
шприц воду и промываем ею середину яйца, остатки воды так же выдуваем
воздухом.
Такое яйцо так и называют - выдутое .

Кладем яйцо на салфетку, отверстием вниз, чтобы вытекли остатки жидкости.
Я рекомендую готовить яйца заранее, чтобы они успели хорошенько просохнуть.

2. Далее наносим простым карандашом рисунок на яйцо. Для этого нужно
сесть поудобнее, локти должны иметь опору. Яйцо держим в левой руке и
медленно, но равномерно вращаем. Т.е. если нужно провести ровную линию -
нужно вращать яйцо, а не рисовать карандашом, как на бумаге
Узор выбираете самостоятельно.
Вначале можно разделить яйцо на "зоны", в которых будет формироваться узор:

У меня получился такой вот узор:

 

3. Теперь берем писачок, разогреваем над боковым пламенем свечи:

 

Набираем в него воск:

 

Еще раз прогреваем и аккуратно, замазываем воском отверстие в яйце. Это
нужно сделать, чтобы в яйцо не попадала краска при окрашивании.

4. Теперь начинаем процесс росписи.
Вначале проводим писачком по тем линиям, которые в последствии должны остаться белыми:

Вот наше яйцо готово к первому окрашиванию.

Красить начинаем с более светлой краски и постепенно переходим к темным тонам:

Вот мы окрасили яйцо желтой краской. Естественно, что покрытые воском места остались белыми.

 

На этом этапе совершенно не понятно, каким же будет окончательный результат.
Тем интереснее и увлекательнее становится последний этап.
Теперь мы должны снять с яйца весь воск.
Для этого аккуратно постепенно прогреваем яйцо, не соприкасаясь с пламенем свечи и тут же салфеткой стираем расплавленный воск:

на этой фотке видно разницу между стертым кусочком и покрытым воском:

Так продолжаем, пока не сотрем весь воск.
А вот и результат:

 

А это еще писанки, которые мы рисовали вместе с сынулей Ему этот процесс - очень понравился

 

И еще пару писанок 🙂 :

Надеюсь, что мне удалось заинтересовать Вас и к Пасхе у вас обязательно появятся настоящие писанки, сделанные своими руками!

P.S. Еще добавлю пару слов о том, как самому сделать писачок.

Нужно найти кусочек плотной фольги или тонкой жести (чтоб не сгорело на
огне) размером гдето 6 см на 6 см, вырезать из него круг с хвостиком
для крепления и из этого круга, сделав в нем прорезь - скрутить конус,
чтоб получилась такая леечка с тонким носиком, чтоб раскаленный воск
выделялся очень тонкой струйкой. За хвостик прикрепить к палочке или карандашу. Вот схемка:

Для тех, кто живет в Киеве хочу сказать, что по субботам в музее Гончара проходят МК по раскрашиванию писанок Там же Вы сможете приобрести писачки.

 

Желаю всем прекрасного весеннего настроения и творческого вдохновения!

stranamasterov.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о