Петриковская роспись по дереву: 10 фактов о Петриковской росписи

Содержание

10 фактов о Петриковской росписи

История возникновения петриковской росписи интересная и захватывающая. Традиция украшать жилище и одежду декоративными петриковскими узорами зародилась в Украине задолго до появления христианства. Люди верили, что в красивых орнаментах скрывается магическая сила, которая защищает хозяев от злых сил и несчастья.

Петриковская роспись — один из поводов для гордости украинцев. Эта художественная техника появилась в XIX столетии и до сих пор остается визитной карточкой Украины и Днепропетровской области. Она восхищает причудливыми орнаментами, яркими цветами и плавностью линий, в которые невозможно не влюбиться.

А вот 10 интересных фактов о Петриковской рописи:
1. Своим названием известная украинская роспись обязана поселку Петриковка Днепропетровской области, где она и появилась. пгт Петриковка — административный центр Петриковского района Днепропетровской области. Поселок Петриковка расположен на левом берегу реки Днепр в 64 км от областного центра — города Днепропетровска.

А вот что не характерно для поселка, так это огромное количество (как по мне) выдающихся мастеров своего дела.
Выдающиеся личности пгт Петриковка Днепропетровской области:

  • народный художник Украины, Лауреат национальной премии имени Т. Г. Шевченко — Марфа Ксенофонтовна Тимченко;
  • заслуженные мастера народного творчества Украины:
  • Пата Татьяна Акимовна,
  • Белоконь Надежда Аврамовна,
  • Панко Федор Савич,
  • Шулик Надежда Митрофановна,
  • Соколенко Василий Иванович,
  • Пикуш Андрей Андреевич,
  • Дека Валентина Ильинична,
  • Гарькава Татьяна Анатольевна,
  • Турчин Нина Ивановна
  • Горбуля Людмила Николаевна,
  • Глущенко Владимир Андреевич,
  • Лауреат премии имени Екатерины Белокур — Самарская Анна Николаевна;
  • заслуженный мастер народного творчества Украины, член Союза художников Украины — Рыбак Наталья Михайловна.

Хозяев, чьи дома не были расписаны яркими орнаментами, в деревне не уважали, считая их морально убогими и недостойными даже приветствий односельчан. Может это заставляло каждого рисовать…

В пгт Петриковка Днепропетровской области работают:

  • средняя общеобразовательная школа,
  • неполная средняя общеобразовательная школа,
  • 2 детских учебных заведения,
  • ПТУ-№ 79,
  • Дом детского творчества,
  • районный Дом культуры,
  • Петриковская районная библиотека,
  • Петриковская детская музыкальная школа,

Петриковская детская художественная школа.

Автобусная остановка в центре Петриковки.

2. Издавна петриковской росписью украшали одежду, посуду, музыкальные инструменты и стены дома. Считалось, что она служит оберегом и защитой от сглаза.

В музее Петриковской росписи осталось много предметов старины, расписанных мастерами. И, конечно же, во главе всей этой красоты висит портрет основоположницы Петриковской росписи — Татьяны Паты.

Пенсионеры на обследовании в музее экспериментального центра петриковской росписи. По определённым дням помещение музея предоставляют врачам для приёма.

3. В художественной технике особое место занимает растительный орнамент: астры, розы, васильки, георгины, а также другие цветы, которые мастера придумывают во время работы. Так на стенах, полотнах и посуде образуется свой, особый мир красоты и вдохновения.

Заслуженный мастер народного творчества Василий Соколенко показывает старинную печь, расписанную в традиционном стиле. Искусство петриковской росписи изначально развивалось в виде настенной живописи и уже потом перешло на другие поверхности (бумагу, керамику и дерево).

4. А до чего же интересные принадлежности для росписи! Кисточки народные умельцы изготавливают самостоятельно — из кошачьей шерсти, выстриженной из груди. Благодаря такому инструменту краска ложится ровно, и орнаменты выходят аккуратными и легкими. Нередко рисунок выполняется пальцами.

5. Петриковская роспись стала настолько популярной, что сформировалась в отдельную художественную школу и направление.

6. До 2004 года в Петриковке работала фабрика «Петриковская роспись» с художественной мастерской на 100 рабочих мест. При фабрике был открыт Музей истории декоративной росписи.

7. Сам рисунок может быть выполнен глиной, растительными красителями, масляными и акварельными красками, гуашью, с добавлением молока, спирта, желтка. Рисунок, выполненный натуральными красками держится около ста лет и не выгорает.

Роспись на стене заброшенной фабрики «Дружба», закрывшейся в 2004-м году. В советские времена более полутысячи людей изготавливали сувениры с петриковской росписью на продажу по всему миру.

Фрагмент стены с картинами и плакатами советских времён заслуженного мастера народного творчества Василия Соколенко.

«Бегунок» — простейшая орнаментальная композиция петриковской росписи авторства Василия Соколенко.
8. Самая большая петриковская роспись Украины размером 133,4 метра попала в Книгу рекордов Гиннеса. Она нанесена на внешней стороне ограждения базы спецбатальйона «АЗОВ».

9. Петриковская роспись имеет статус всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО.

До 2003 года статус всемирного наследия ЮНЕСКО предоставлялся только памятникам и архитектурным сооружениям. Последние девять лет он распространяется и на явления культуры. Главное условие для предоставления этого статуса — чтобы искусство было «живым». То есть таким, которое является неотъемлемой частью национальной культуры и постоянно развивается.

10. Петриковскую роспись можно наносить на разные поверхности: дерево, фарфор, стекло, кожу, ткань.

Разнообразие цветов, листочков, ягод петриковской росписи захватывает, заставляет рассматривать шедевры народной живописи часами. Еще бы, ведь в основе ее красочных узоров лежит безграничная любовь к родному краю. Магия петриковской росписи пленила сердца миллионов ценителей прекрасного и на весь мир прославила талантливых народных мастеров.
Надеюсь, что многие вдохновились, творческого подъема вам!

Алла Русакова.

Экскурсия в удивительный край: петриковская роспись

Петриковка — удивительный уголок Украины, где бережно хранят традиции древних народных промыслов.

Знаменитая Петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. В Канаде даже издано пособие по этому виду искусства.

Разнообразие цветов, листочков, ягод, птиц Петриковской росписи захватывает, заставляет рассматривать шедевры народной живописи часами. Неудивительно, что в 2013 году уникальное искусство внесли в «Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО».

Рисуют роспись кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и калину, ягоды рисуют просто пальцами, делая красивый фактурный отпечаток. Цвета обычно выбирают самые яркие, под стать красочной природе. Не бывает в Петриковской росписи цветка одного цвета, основной цвет кисточки всегда опускается в краску другого цвета, что при касании к поверхности создает красивый мазок, с переходом одного цвета в другой.

Так образуется свой, особый мир красоты и вдохновения.

Петриковка — это место где я родилась и провела свое детство. Каждый ребенок в Петриковской школе 2 года учится рисованию в этой технике и получает звание художник-исполнитель, дополнительно я училась в художественной школе где также отдельным предметом было изучение этой технике.

Это, конечно, было давно… На профессиональном уровне я не рисовала, а вот ребенка учу, использую свои знания и техники в изготовлении украшений.

Не так давно я ездила на родину, побывала в музеях, встречалась с мастерами, просто гуляла родными местами. Хочу поделиться с вами своей прогулкой…

Первый цех по изготовлению сувенирной продукции с подлаковой росписью появился в 1858 г. И выглядел он вот так:

Первые мастерицы Петриковской росписи:

Роботы мастериц старшего поколения, которые сохранились (1883г):

А это мастера Петриковской росписи, изображенные уже современниками:

Въезжая в пгт Петриковка вас встретит такая стела.

Наше путешествие будет по центру народного творчества, музею этнографии, быта и искусства, административным зданиям и просто по улицам поселка.

Ниже представлены работы учеников детской художественной школы. Взрослые, в большинстве случаев, рисуют более традиционные для Петриковской росписи картины и узоры в красно-оранжевых красках, цветы, птицы. Интересно видение детей — это более разноцветные рисунки и сочетания цветов, больше животных от чего рисунки получаются более «фантазийными».

Дальше детские работы в технике «вытынанка» — Петриковская роспись вырезанная из цветной бумаги и наклеенная на белый лист. Я, кстати, также в детстве посещала такой кружок.

Пасхальные «пысанкы» созданные детками младших классов, а также детками старших групп детского сада, совместно с воспитателями.

Петриковская роспись из пластилина.

Квилинг в данной технике выглядит так.

Куколки-обереги.

Сувениры.

Замок это бар для хранения бокалов и бутылочки шампанского.

Этот мотоцикл не музейный экспонат, а чье-то средство передвижения:

Многие жители так украшают свои ворота.

Хлебный ларек и минимаркет.

Аптека.

Дом детского творчества и обычное «офисное» здание:

Это только малая часть, которая поместилась в публикацию. История Петриковки богата, есть еще много интересных вещей и фактов о которых я вам расскажу в следующих публикациях.

Надеюсь, вам было интересно познакомиться с этим удивительным краем.

Швайковская Оксана (Shvaykovskaya Oksana)

Авторские украшения из бисера

Петриковская роспись | Журнал Ярмарки Мастеров

Зная этот трюк, ты превратишь любую вещь в шедевр. Петриковская роспись — это что то необыкновенно красивое, теплое, яркое, явно выполненное с душой. Петриковская роспись — это декоративно-орнаментальная живопись, которая сформировалась на рубеже XIX–XX веков на Днепровщине. Название росписи происходит от названия села Петриковка. Это поистине шедевр украинского народного искусства!Праздничное настроение надолго остается в душе после разглядывания произведений мастеров этого вида декоративной росписи, в которой есть всё: и цветы, и калина, и жар-птицы. Но самое главное, все изображения, помимо своих эстетических свойств, несут символичное и обереговое значение. Например, изобразив пару птиц, можно призвать в дом любовь и гармонию, а цветущее дерево будет оберегать от болезней и подарит крепкое здоровье.Петриковская роспись — это не только ярко, солнечно и красиво, но еще и очень модно. Этнические мотивы ныне чрезвычайно популярны в украшении всевозможных предметов быта и одежды. На сегодняшний день многие известные архитекторы, дизайнеры и декораторы используют петриковскую роспись для создания или реконструкции различных бытовых предметов, зданий и даже техники. Так что, если хочешь идти в ногу со временем, без владения техникой уникальной росписи не обойтись. Вдохновляющяя идея петриковской росписи, с которой ты преобразишь даже самую старую, но любимую вещь — от шкатулки до автомобиля и мотоцикла!Расписные разделочные доски с таким изображением привнесут уют и сделают твою кухню стильной.Интересный факт: активное участие в развитии этого вида искусства, кроме петриковских мастеров, приняли и их кошки. Дело в том, что самодельными кисточками, сделанными из кошачьей шерсти, рисовать можно не хуже, чем профессиональными.Для этого используют шерсть обыкновенной сельской кошки: с животика или бочков у нее срезают пучки шерсти, наматывают на отточенный черенок — и кисточка для сложных узоров готова! Поэтому, если вдруг окажешься в Петриковке, не удивляйся, увидев на улицах стриженую кошку, ведь искусство требует жертв!Петриковский рисунок — это, прежде всего, растительный орнамент. Георгины, астры, розы, васильки цветут на изделиях мастеров. Создаются фантастические формы цветов: «луковица» или «кудряшка».петриковская роспись — удивительное изящество, виртуозность и точность рисунка — это уникальный стиль петриковского художника, такое достигается длительной практикой. Кроме кистей, применяют сухие стебли, щепочки, собственные пальцы (ими удобно изображать ягоды).Особую популярность в петриковской живописи получила подлаковая роспись по дереву. Эта техника применялась в основном для работы со шкатулками и сундуками. Даже самые неприглядные места можно развеселить такой росписью. Я надеюсь, что Вам было интересно узнать об этом направлении, овладев которым можно преобразить и украсить абсолютно любой предмет.Вы даже не представляете, насколько популярна петриковская роспись! Этот уникальный украинский орнамент активно используют в архитектуре и дизайне. Если когда-то петриковскую роспись можно было увидеть только на стенах сельских домов или на печках, то сегодня она стала необычным украшением в интерьере современных квартир, кафе и ресторанов.

Рейтинг

   0.0 (0 голосов)

Сообщить модератору

Петриковская роспись. Учебно-методическое пособие. — Рисуют все!

Учебно-методическое пособие. Петриковская роспись.
Кажарская Лидия Валериевна, преподаватель декоративно-прикладного искусства

 

Село Петриковка в Днепропетровской области – одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая Петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. В Канаде даже издано пособие по этому виду искусства.

Петриковку 230 лет назад основал сам Петр Калнышевский. И сразу же в этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами.

Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья.

Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой переставали здороваться, как с чужой.

Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли “чепурушками”. Благодаря им навыки росписи передавались из поколения в поколение вплоть до 30-х годов двадцатого века.

Потом наступила коллективизация, и народное искусство словно померкло. Из жизни ушла радость, а вместе с ней – желание творить красоту.

Попытку возродить замечательную роспись предпринял сельский учитель Александр Статева. Он открыл школу и взял в преподаватели последнюю Петриковскую “чепурушку” – Татьяну Пата. А после войны один из учеников этой школы – Федор Панко – решил целиком посвятить себя народному искусству. Его стараниями в селе создано творческое объединение “Петриковка” и экспериментальный цех, в котором сейчас работают более 40 народных мастеров.

Техника выполнения Петриковской росписи

Мастера Петриковской росписи используют разнообразные материалы и приспособления – самодельные кисти, пипетки, соски, ватные палочки, зубочистки, беличьи кисти и просто пальцы мастера.

Для работы нам понадобится: гуашь, клей ПВА, карандаш простой, кисти беличьи №2, 3, 4, палитра, вода, пипетка, мастихин.

Перед началом росписи, надо развести краску. На палитру мастихином выкладываем небольшое количество гуаши, добавляем клей ПВА в пропорциях 2:1, размешиваем всё мастихином и, разбавляя водой, доводим до густоты сметаны.

Для первых тренировочных работ достаточно развести какую-то одну краску. Кисть держится как обыкновенный карандаш, рука при этом должна опираться на стол, чтобы мазки получались ровные и точные. Основу, на которой вы рисуете, можно поворачивать в разные стороны, – так удобнее вести кисточку и выполнять правильные мазки.

Перед тем, как рисовать цветок, намечаем карандашом его контур (круг) и центр. Потом кистью делаем мазки, не заходя за контур. Ведем мазки от контура к центру. Для листьев тоже намечаем контур и центр, мазки также ведем от контура к центру.

На беличью кисть №3 набираем краску. Начинаем вести мазок с тонкой линии, потом, нажимая на кисть, расширяем мазок и вновь ослабляем нажим, переходя в тонкую линию.

Снова на беличью кисть №3 набираем краску. Ведем мазок сразу с сильного нажима на кисть, а затем, ослабляя давление, плавно сводим мазок к тонкой линии. Из таких мазков получаются лепестки ромашки и листья.

На кисть №3, набираем краску. Начав мазок с тонкой линии, нажимаем на кисть с плавным поворотом и, ослабляя нажим, опять переходим к тонкому кончику. Повторяем мазок, поворачивая кисть в другую сторону. Такие полукруглые мазки называются “цибульки” (в переводе с украинского – “луковички”), ими можно нарисовать листья и их отдельные элементы. <Рисунок 1>

Работа с пипеткой

Резиновую часть пипетки натягиваем на стеклянный кончик до такого уровня, чтобы она слегка пружинила, но не изгибалась. Макаем резиновую часть пипетки в красную краску и вертикальным движением делаем отпечаток на бумаге. Получается круглая ягодка. Многократным повтором этой операции создаём группу ягодок и таким образом изображаем гроздь калины или рябины.

Макаем пипетку резиновой частью в краску, делаем отпечаток и протягиваем пипетку на себя – получается лепесток цветка.

Карандашом намечаем контур цветка и вышеописанным способом раскрашиваем пипеткой его лепестки. <Рисунок 2>

Переходный мазок выполняется двумя красками.

На палитре разводим две краски – например, красную и желтую (как вариант — зеленую и желтую, рубиновую и желтую). На кисть набираем желтую краску, затем макаем кончик в красный цвет и выполняем мазок. При этом, чем сильнее мы макаем кисточку в красную краску, тем меньше в мазке останется жёлтого цвета, и больше красного.

Меняем на кисточке краску – набираем на кисть сначала зелёную краску, а кончик макаем в желтый цвет. При этом, чем сильнее мы макаем кисть в желтую краску, тем, соответственно, мазок получится светлее (желтее). Таким способом изображаются зелёные листья с жёлтыми кончиками.

Получившиеся цветы и листья оформляются тоненькой кисточкой более темной краской, а маленькие желтые точки, изображающие тычинки, делаются обратной стороной кисточки. <Рисунок 3>

Берём беличью кисть №2 или кисточку из кошачьей шерсти. Набираем краску, сохраняя кончик кисти заострённым. Переходом от тонкой линии к широкой с помощью нажима, получаем мазок в форме капли. Такими мазками обычно создаются цветы и бутоны.

В композициях Петриковской росписи кроме больших, крупных цветов и листьев изображаются также и мелкие элементы – это маленькие цветочки, ромашки, бутончики, ягоды. В основном для мелких элементов используют тонкую кисть №1 или кисть из кошачьей шерсти. <Рисунок 4>

Небольшие композиции в виде открыток, называют “малёвками”. Выполнив все предыдущие упражнения, можно приступить к малёвкам. <Рисунок 5>

Карандашом намечаем контуры и центры цветов и листьев. Чётко прорисовываем стебельки цветов и черешки листьев, а также намечаем, где будут располагаться мелкие элементы.

Цветовое решение Петриковской росписи весьма разнообразно, и поэтому всегда радует глаз. И всё же традиционным цветовым сочетанием является зелень листьев и красные оттенки цветов, а вспомогательные краски – это желтая, бордовая и оранжевая.

Для композиций больших размеров карандашом намечаем общую форму композиции, будь то прямоугольная, квадратная, овальная, круглая или ромбовидная. Здесь, так же как и в других видах искусства, соблюдаются правила и законы композиции. Все соединения и стебельки в росписи ни в коем случае не следует резко изламывать, линии должны плавно переходить одна в другую.

“Бегунками” — их так же называют “дорожками” или “фризами” — оформляют разные изделия и предметы быта, украшают декоративные панно. Во всех фризах соблюдается ритм, как в построении композиции, так и в цветовом решении.

В Петриковской росписи преобладает, конечно же, растительный орнамент, но многие мастера, кроме того, изображают ещё и насекомых (кузнечиков, бабочек) и различных птиц, как реальных, так и сказочных (петушков, сов, жар-птиц и. т. д.). <Рисунок 6>

Роспись выполняется на бумаге, металле, стекле, керамике и дереве.

Роспись на дереве.

Деревянную поверхность шлифуют, потом проклеивают (клей ПВА и вода в пропорциях 1:1), дают высохнуть, снова шлифуют и повторяют эту процедуру ещё 2 раза.

На подготовленную таким образом поверхность можно наносить задуманную композицию. После высыхания краски, готовое деревянное изделие покрывают лаком.

<Рисунок 7> <Рисунок 8>

рисунки и трафареты с видео

В данной статье предоставлены некоторые моменты рисования петриковской росписью для начинающих. Рисунки с данной росписью пользуются популярностью в наше время для украшения интерьера и предметов.

Петриковская роспись получила свое название от места, в котором зародилась — в селе Петриковка, что ныне находится на территории современной Днепропетровщины. Это художественное ремесло берет свое начало в конце 18 века, с росписи белых хат-мазанок тех времен. Первое заселение было образовано в 1772 году полтавским казаком Петром Калнышевским. А традиции расписывать белые стены хат была ежегодной и обязательной. Связано это конечно с тем, что краски изготавливали из растительных красителей в смеси с яичным желтком, что делали рисунки не долговечными.

Петриковская традиция рисования стала наследием украинского творчества и включена в список Юнеско, а в 2019 году была выпущена юбилейная монета номиналом 5 гривен, стилизованную под фрагмент петриковской росписи.

Основы нанесения узора

Петриковская роспись стала национальным достоянием украинцев и включена в программу изучения искусства в художественных школах для детей.

Основными элементами разрисовки изначально являлись растительные фрагменты, изображающие полевые цветы, зерна и колосья, как символы народного украинского хозяйства. Цвета используются самые разнообразные и картинки получаются очень яркими и пестрыми, листья и лепестки цветов могут иметь переход от одного цвета к другому. Так один цветок может сочетать оранжевый, красный, желтый и даже коричневые цвета.

Роспись довольно свободна в добавлениях рисунков, но можно выделить некоторые устоявшиеся шаблоны отдельных деталей. Как рисовать их, представлены примеры на фото ниже:

Каждый мастер рисует свои картины, придерживаясь лишь стиля и техники, поэтому некоторые работы становятся авторскими, а имена авторов известными. Картины являются примером и достоянием и детально изучаются на уроках.

С чего начать

Проведем небольшой мастер-класс по рисованию элементов петриковской росписи, по трафаретам можно сделать любой узор.

Краски использовать можно гуашевые с добавлением пва, акриловые и другие. Кисти используют из мягкой шерсти, например, самодельные кисти из кошачьей шерсти, как это делали предки.

Первую работу попробуйте на бумаге. Наведите карандашом схематический контур и отметьте в нем центр. Кистью №3 делаем мазки от контура к центру.

Некоторые детали рисуют пальцами или специальными тампонами, например, гроздья винограда, калины, рябины.

Попробуйте прием перехода краски, на кисточку нанести основной цвет и на самый кончик другой цвет, например оранжевый и красный, желтый и зеленый.

Дополните рисунки тонкими линиями и точками желтой краски. Нарисуйте композицию трав и цветов, используя большие и маленькие изображения цветов, травы, колосьев по схемам.

Кроме флоры, в роспись включают красочных птиц, выполненных в той же манере пестрой раскраски. Примечательно, как смело сочетаются между собой многие цвета и оттенки. Не только основные красные, желтые, зеленые, синие, но и полученные путем смешения красок фиолетовые, розовые, оранжевые, коричневые цвета.

Применение творчества

Петриковская роспись — это в первую очередь художественное ремесло, не имеющие четких правил, не ограничено в выборе композиции и расположении рисунка. На данном этапе истории она используется в росписи предметов обихода, посуды и предметов интерьера, для узоров краски подходят любые, также можно играть фоном, так как разрисовка имеет вольный стиль, поэтому наносить узоры можно на разнообразные предметы обихода.

Украинская декоративная роспись характерна своим творческим подходом к работе и отмечает, насколько богато воображение и мастерство художников. Это исходит от обычаев жителей старинных украинских сел по-особенному украшать свою «оселю». Хаты-мазанки приходилось белить ежегодно, так как погодные условия смывали и побелку, и разрисовки.

Видео по теме статьи

Самые лучшие посты

петриковская роспись | Петриковская роспись.

 

Знаменитая петриковская роспись – визитная карточка Украины, народное традиционное искусство.

Начало своего развития этот вид народного искусства берёт с настенного рисования, настенной росписи в сёлах Украины, как Восточной – Днепропетровская область, так и Западной – Подолье, Буковина. В каждом районе росписи имели свои особенности, нередко отличались росписи даже соседних сёл. Это говорит о том, что на землях Украины творили с давних времён. Самым известным центром, где бережно хранились традиции своеобразной росписи, стало село Петриковка Днепропетровской области, отсюда и название росписи, которое стало уже нарицательным. Петриковский узор имеет многовековую традицию, тесно связан с культурой Запорожской Сечи. Село основано в 1772 году, своё имя получило от имени последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского, который был инициатором переселения казаков из старинного запорожского селения Куриловки. Село Петриковка было центром Протовчанской паланки (округа), здесь находилась местная администрация и стоял небольшой гарнизон. После ликвидации в 1775 году Запорожской Сечи, Петриковка стала «казённой», государственной слободою. Безусловно, именно то, что петриковчане не подвергались постоянному крепостному гнёту, способствовало развитию народного искусства. Женщины этого села расписывали печи, стены хат красочными цветочными узорами. А также украшали бытовые предметы, посуду. В ХІХ веке Петриковка уже была центром распространения стенописи. В узорах прослеживались традиционные орнаменты, которые использовались в быту у запорожцев. Говорят, что раньше в Петриковке художников не было совсем. Каждая хозяйка к большому празднику заново белила хату и заново ее расписывала. И ни одна не считала себя мастером, просто расписывала, чтоб было красиво в доме и во дворе. Бумажные же кальки (первые были полупрозрачные) делали зимой целыми семьями, а весной везли на базар. Продавали недорого, людям на радость – «бегунки» с цветочным орнаментом для украшения печи, откосов, «малёвки» на потолок, рисованные рушники для стен. У каждого мастера были свои орнаменты — калина, мак, «цыбулька», петушок, кукушка – всё связано с природой . Со временем «малёвки» стали самостоятельными произведениями, а также эскизами для росписи фарфора, ткани, деревянных изделий. Для рисования использовали мел, цветную глину, сажу, самодельные цветные красители, хотя уже были в продаже дешёвые анилиновые краски. Цвета выбирали самые яркие. Краски разводили желтком, молоком, вишнёвым клеем. Например зелёную краску готовили из сока молодого зелёного жита, в который добавляли яичный желток. Петриковские мастера имеют точный глазомер и чрезвычайную ловкость рук, рисуют без предварительно контура, а также не используют ни одного измерительного инструмента. Виртуозное письмо выполняли тоненькой, сделанной из кошачьей шерсти, кисточкой. Кроме кисти, использовали щепочки, стебли болотной травы оситняга да и просто пальцы .

В 1936 году возник интерес к народному творчеству. В Киеве, а следом и в Москве, открылись первые выставки народного творчества, где были представлены работы мастериц — петриковчан : Татьяны Паты, Надежды Билоконь, Ирины Пилипенко и Анны Исаевой. О них узнала вся Украина и пришло признание. Эти события послужили своеобразным детонатором для всплеска творческой активности и дальнейшего развития росписи. В селе Петриковка открывается двухлетняя школа декоративного рисования, которая начала готовить художников-исполнителей и инструкторов для работы в разных отраслях художественной промышленности. Композицию петриковского орнамента преподавала Т. Пата. Школа просуществовала до 1941 года, но успела сделать три выпуска талантливейших учеников, которые работали в разных отраслях художественной промышленности.

Выпускник школы Фёдор Панко в 1958 году организовывает артель надомных рисовальщиц и вышивальщиц «Вольная селянка», которая к середине 60-х реорганизуется в фабрику художественных изделий «Дружба». Позже, в 1970 году, он организовывает творческую мастерскую, которая стала его детищем. А ещё один ученик Т.Паты Василий Соколенко открывает при фабрике Музей истории декоративной росписи.

70 -90-ые годы для петриковской росписи – время расцвета. Оно характеризуется появлением известных имён и созданием прекрасных произведений, что вдохновляют, служат образцом сегодняшним мастерам.

К сожалению, в годы развала Советского Союза фабрика прекратила своё существование. Тяжёлое материальное положение всех предприятий культуры в тот переходный период, отсутствие финансирования и плановых закупок произведений не позволило сохранить ни фабрику, ни кадры и заставило многих петриковцев искать новые рынки сбыта, предлагая более прикладные варианты рисования. Сегодня неимоверными усилиями группой энтузиастов возрождено предприятие Центр народного творчества «Петрикивка», и петриковская роспись вновь приобретает популярность.

МАСТЕРА ПЕТРИКОВСКОЙ РОСПИСИ

Первыми стали известны имена Татьяны Паты, Арины Пилипенко, Надежды Билоконь, Полины Глущенко, и немного младше их Анны Исаевой и Надежды Тимошенко. Все они мастера 30-хгодов ХХ столетия. Для них характерен изобразительный фольклор, когда пышные цветы на стене, печи, а позже на бумаге были неотъемлемой частью декорирования тогдашнего жилья. Общей чертой этих мастериц есть простота, непосредственность, искренность. Они строят свои композиции на контрасте основных и дополнительных цветов, совершенно владеют техникой росписи яичной темперой. Но их сюжеты не одинаковы и несут в себе черты неповторимой индивидуальности.

Татьяна Пата. Одна из ранних малёвок 1913 г. Выполнена самодельными красками и самодельной кистью из кошачьей шерсти.

 

Татьяна Пата.

Татьяна Пата

Одна из старейших петриковских мастериц, преподаватель первой школы декоративного рисования в с. Петриковка. Её техника удивительно разнообразна. Художница соединяет широкий мазок с лёгким, выцарапывает палочкой тоненькие прожилки листочка, кисточкой из кошачьей шерсти выписывает его края, пальцем вырисовывает прозрачные круглые ягоды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т.Пата. Букет в вазе 1968г.

Т. Пата. Рисунок.

 

 

 

Произведения Паты очень жизнерадостны, ярки, соединяют контрастные цвета (красный, синий и жёлтый), на них традиционные букеты, вазоны.

 

 

 

 

 

Т.Пата 1968г. Кукушка на калине.

 

 

С тонкой наблюдательностью и любовью передаёт она самые характерные черты каждой веточки, каждой луговой травинки, сохраняя принцип типизации, декоративности. В поздних работах Т. Паты среди любимых цветочных орнаментов появляются новые мотивы и композиции: птицы не на букете, а в роще, птицы как фантастические так и реальные («Кукушка на калине»).

 

 

 

 

Надежда Билоконь.

Своеобразным мастером является Н. Билоконь. Для её творчества характерны традиционные цветочные мотивы: «цыбульки», георгины, папороть и т.п. Также известны её сюжетные композиции со множеством элементов и деталей. Они, словно мозаика, плотно укрывают весь бумажный простор, который обрамляется «бегунком». Несмотря на большую подробность, в целом, произведения не перегружены, благодаря гармонии основного и второстепенного. А художественным образам присущи оптимизм и мягкий юмор.

Н.Билоконь. Роман и Оксана. 1968г.

Н.Билоконь. Свадебный поезд. 1978г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надежда Тимошенко.

Н.Тимошенко

Н.Тимошенко. Яблоки. 1966 г.

 

 

Надежда Тимошенко пишет в основном традиционные букеты фантастических цветов, « малёвки» – фризы и отдельные веточки с цветами для архитектурного декорирования, которые заменяют собой настенную роспись.

 

 

 

 

 

Полина Глущенко и Анна Исаева не учились в школе у Т. Паты, но работали вместе с нею. Глущенко выполняла заказы для архитектурного оформления, написала много декоративных панно, вырезала вытынанки из бумаги. Работает она в основном гуашью, применяя тонированный фон(зелёный и красный). Надо сказать, что петриковские мастерицы ещё были и прекрасными вышивальщицами, перенося традиционный узор и на полотно.

А.Исаева. Свадьба. 1977г.

А.Исаева. Птицы. 1960г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из петриковской школы декоративного искусства вышло целое поколение учеников Т.Паты, в том числе известные мастера: Марфа Тимченко, Евдокия Клюпа, Галина Прудникова, Векла Кучеренко, Иван Завгородний, Мария Шишатская, Вера Клименко-Жукова, Нина Шулик, Василий Соколенко, Фёдор Панко и Зоя Кудиш. А также Полина Глущенко и сёстры Павленко-Черниченко. Упомянутые выше ученики Т.Паты, относятся к среднему поколению петриковских мастеров .

Е. Клюпа. 1981 г.

Е. Клюпа. Букет. 1959 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Евдокия Клюпа. Петух и бабочка. 1986 г.

И.Завгородний. Жар — птица. 1967 г. Шкатулка «Голубь среди цветов» 1960 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Среди них необходимо прежде всего отметить М.Тимченко, В. Клименко-Жукову и сестёр В. Павленко и Г. Павленко-Черниченко, творчество которых связан с работой на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе. Расписанные ими фарфоровые изделия (декоративные вазы и разнообразные сервизы), давно известны за пределами нашей родины и пользуются успехом на международных выставках и ярмарках.

Вера Клименко-Жукова за работой

В. Клименко-Жукова. Тарелка. «Цыбульки». 1961г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Марфа Тимченко. Киевский керамико-художественный завод.

М. Тимченко. Композиция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зоя Кудиш первая задумалась над тем, чтобы в своеобразных декоративных рисунках раскрыть содержание басен Л. Глибова (в 1965г. вышел календарь «Двенадцать месяцев» с иллюстрациями З. Кудиш к басням). В её трактовке птиц и зверей существует органическая связь с цветочным орнаментом, который создаёт определённое стилистическое единство. Декоративно-плоскостное построение композиции, насыщенная цветовая гамма и виртуозное исполнение рисунков тоненькой кисточкой — всё это традиции народной декоративной росписи. Они способствовали появлению новых черт в искусстве книжной графики.

З.Кудиш. Иллюстрация к басне. 1965г.

З.Кудиш. Шкатулка. 1960 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петриковские мастера среднего поколения плодотворно работали в книжной графике. Обложки и суперобложки, заставки для альбомов, книжек и комплекты открыток оформляли В. Клименко-Жукова, сестры В. Павленко и Г. Павленко-Черниченко и В. Соколенко. В области политического плаката успешно работали П. Глущенко, М. Тимченко, З. Кудиш, В. Соколенко и Ф. Панко. После Великой Отечественной войны возродились росписи по дереву на подлаковой основе.

Фёдор Панко и Василий Соколенко самые заметные творческие фигуры того поколения, которые на протяжении многих лет возглавляли промысел – фабрику «Дружба» в с. Петриковка. Творчески работали и преподавали. Они активно расширяли сферу применения рисования, первыми опробовали новые техники и технологии, вводили новые темы, образы, мотивы.

В. Соколенко. Удод. 1963 г.

В. Соколенко. Павлин. 1963 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф. Панко. Совы. 1977 г.

Ф. Панко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поставленная на поток работа, погоня за внешними эффектами постепенно привела к потере художественной образности произведений. Молодёжь, которая пришла работать в 70-ые годы почувствовала это и вспомнила давнюю традицию росписи. Так вначале 80-х появились, в некотором роде, отличающиеся от общей стилистики произведения Андрея и Марии Пикушей и их учеников Елены Зинчук и Натальи Рыбак.

Глущенко Владимир Андреевич

 

 

 

 

Андрей Пикуш экспериментирует, расписывая дерево, вносит новое в забытую роспись керамики, а также открывает неизвестные для росписи материалы: батик и стекло. По его эскизам львовские стеклодувы возобновляют старые фляги и каламарчики, которые А. Пикуш расписывает узором, напоминающим первые, старинные росписи.

 

 

 

 

 

 

А.Пикуш. Штоф синий. 1984 г. Штоф соловушка. 1984. Сосуд на 3-х ножках. 1984 г.

А.Пикуш. Деревянные игрушки. 1985 г.

А.Пикуш. Калиновый куст. 1980 г.

 

Следующие творческие личности Вера Тезик, Нина Турчин, Людмила Шулик, Владимир Глущенко, Анатолий и Нина Чернуськие, Анна Самарская, Фёдор Клешня, Надежда Кошляченко, Мария Кухарчук, Мария Бельмас, Тамара Кудиш, Мария Кравец и Нина Кириленко унаследовали лучшие черты петриковского орнамента, принимали участие в областных и республиканских выставках. Общие черты их творчества: разнообразие сюжетов и орнаментальных мотивов. Мастера пишут сказочные и декоративные панно, букеты из традиционных цветов в новой интерпретации, тематические панно, посвящённые юбилейным датам и др. Относительно композиции, новым является динамическое размещение главных элементов по диагонали. Кроме сложных тональных отношений основных и дополнительных цветов, часто встречается тёплая и холодная гамма. В отдельных случаях появляются нейтральные (серы и чёрные) тона. Применяются темпера, гуашь и масляные краски. Появляются психологические элементы в сюжетных росписях, где с тёплым народным юмором передано настроение героев.

 

Н.Чернуськая. Астры и волошки. 1980 г.

В. Тезик. Золотая осень. 1985 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В. Тезик. Синие птицы. 1985 г.

А.Самарская. Журавли. 1982 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т.Кудиш. Фриз триптиха «Юбилейный» 1967 г.

Рисование 1980-начала 1990-х годов – самое яркое явление второй половины ХХ века в петриковской росписи. Оно характеризуется разнообразием авторских позиций и стабильно высоким техническим уровнем произведений. Именно поэтому так нелегко выделить из этой творческой плеяды ведущих мастеров. Но всё же: из поколения мастеров, рождённых в 40-х годах ХХ ст. выдающиеся — Анатолий и Нина Чернуськие, Анна Самарская, Вера Тезик, Нина Турчин; в 50-х годах – Валентина и Лидия Статива, Андрей и Мария Пикуши, Наталия Рыбак, Елена Зинчук, Надежда Коваленко, Тамара Самец, Надежда Васильковская, Наталья Калюга; в 60-х годах – Мария Статива, Ирина Назаренко, Татьяна Лапшин, Валентина Панко; в 1970-х годах – Валентина Капец.

Я.Назаренко. Одуванчики. 1982 г.

Я.Назаренко. Лебединое озеро. 1982 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т.Самец. Осенний букет. 1980 г.

В конце ХХ века изменились функции традиционного петриковского рисования. Оно потеряло связь с сельским бытом и при новых условиях должно презентовать народное искусство как сувенир или авторское произведение. С 1990-х годов мастера почти не рисуют на бумаге. Да, они создают композиции для больших художественных мероприятий и музеев, но, скорее, для престижа, потому как прожить с этого невозможно.

Традиции петриковской росписи распространились за пределы села Петриковки. Достойные последователи петриковских мастеров – Тамара и Александр ВАКУЛЕНКИ – жители Харьковщины. Сегодня декоративной росписью занимаются не только мастера. Основы петриковской росписи заложены и в программу средней школы, а также в программу высшей школы художественного профиля.

Использованная литература:

Ружицький В.А., Малиніна А.О. Основи петриківського розпису. — Х. : «Скорпіон», 2003.

Глухенька Н.О. Петриківські декоративні розписи. — К. : «Мистецтво», 1973.

Губанова Г.Ф. Альбом репродукцій «Петриківка». -К., 2001

Кара-Васильєва Т.В. Творці дивосвіту. — К. : «Радянська школа», 1984.

Петриковская декоративная роспись. Картина Петрикова для начинающих

Изобразительное искусство и в наше время не теряет своей популярности, и это несмотря на то, что технический прогресс заменяет многие традиционные формы человеческой деятельности. Более того, сейчас возрождается множество форм творчества, к которым еще несколько лет назад был не столь очевиден интерес. Живопись Петрикова — это сфера деятельности, которая привлекает многих. В чем секрет такой популярности? Конечно же, в изобилии тех вещей, которые украшены этой техникой.

Петриковская роспись: сфера применения

Знания и навыки, которые человек получает, постигая данную технику, он может применить в:

  • раскрашивании пасхальных яиц;
  • украшение графинов;
  • покраска стен;
  • украшение шкатулок и других предметов домашнего обихода.
Учитывая такой широкий разброс, напрашивается вывод: живопись Петрикова создана для того, чтобы сделать нашу жизнь ярче и красочнее.Поэтому его преподавание будет отличным и продуктивным занятием для любого новичка. Петриковская роспись для начинающих, рисунки которой в первую очередь следует выбирать простые, станет хорошим стартом в изобразительном искусстве.

Основы живописи Петрикова

Чтобы постичь любую художественную технику, нужно начинать с самого начала. Вот почему не стоит сразу браться за сложные элементы. Для этого вида изобразительного искусства характерна определенная системность, которая предусматривает очерчивание сложных вещей из более простых компонентов.Комбинировать такие компоненты по-другому уже будет означать смену орнамента. Тем, кто интересуется росписью Петрикова, будет очень полезен мастер-класс по выполнению простейших ее элементов.

Элемент «Зернышко»

Приступая к осмыслению живописи Петрикова, переходим к простейшему элементу, который называется «зерно».

Нарисуйте вертикальную линию карандашом, а затем нанесите мазки кистью, придав ей форму настоящей крупы. При этом антенна контурного элемента должна быть перпендикулярна нанесенной полосе.Тело во время процесса нужно прижать, чтобы мазок приобрел форму капли воды.

После нескольких успешных попыток воспроизвести зерно не нужно расслабляться раньше времени, учитывая, что вы полностью поняли элемент. Дальнейшее обучение — рисовать зерна параллельно друг другу на одинаковом расстоянии. Все мастера петриковской живописи когда-то начинали с таких художественных упражнений, которые способствуют выработке оптимального ритма.

Вопреки кажущейся простоте элемента, он требует, тем более, что многие узоры и сюжеты в будущем, вероятно, будут изображены с его помощью.«Зернышко» используется при создании красок, листьев и многих других завершенных композиционных компонентов. Вот почему так важна картина Петрика для начинающих, которая учит этому и другим простым элементам.

Элемент «Изогнутое зерно»

Это тоже простой элемент. Однако к ее выполнению следует начинать только тогда, когда приобретены навыки изображения простого зерна. Чтобы нарисовать этот фрагмент, опустите кончик кисти по вертикали на белый лист.

Затем нажмите

Петриковская декоративная роспись.Картина Петрикова для начинающих

Изобразительное искусство и в наше время не теряет своей популярности, и это несмотря на то, что технический прогресс заменяет многие традиционные формы человеческой деятельности. Более того, сейчас возрождается множество форм творчества, к которым еще несколько лет назад был не столь очевиден интерес. Живопись Петрикова — это сфера деятельности, которая привлекает многих. В чем секрет такой популярности? Конечно же, в изобилии тех вещей, которые украшены этой техникой.

Петриковская роспись: сфера применения

Знания и навыки, которые человек получает, постигая данную технику, он может применить в:

  • раскрашивании пасхальных яиц;
  • украшение графинов;
  • покраска стен;
  • украшение шкатулок и других предметов домашнего обихода.
Учитывая такой широкий разброс, напрашивается вывод: живопись Петрикова создана для того, чтобы сделать нашу жизнь ярче и красочнее.Поэтому его преподавание будет отличным и продуктивным занятием для любого новичка. Петриковская роспись для начинающих, рисунки которой в первую очередь следует выбирать простые, станет хорошим стартом в изобразительном искусстве.

Основы живописи Петрикова

Чтобы постичь любую художественную технику, нужно начинать с самого начала. Вот почему не стоит сразу браться за сложные элементы. Для этого вида изобразительного искусства характерна определенная системность, которая предусматривает очерчивание сложных вещей из более простых компонентов.Комбинировать такие компоненты по-другому уже будет означать смену орнамента. Тем, кто интересуется росписью Петрикова, будет очень полезен мастер-класс по выполнению простейших ее элементов.

Элемент «Зернышко»

Приступая к осмыслению живописи Петрикова, переходим к простейшему элементу, который называется «зерно».

Нарисуйте вертикальную линию карандашом, а затем нанесите мазки кистью, придав ей форму настоящей крупы. При этом антенна контурного элемента должна быть перпендикулярна нанесенной полосе.Тело во время процесса нужно прижать, чтобы мазок приобрел форму капли воды.

После нескольких успешных попыток воспроизвести зерно не нужно расслабляться раньше времени, учитывая, что вы полностью поняли элемент. Дальнейшее обучение — рисовать зерна параллельно друг другу на одинаковом расстоянии. Все мастера петриковской живописи когда-то начинали с таких художественных упражнений, которые способствуют выработке оптимального ритма.

Вопреки кажущейся простоте элемента, он требует, тем более, что многие узоры и сюжеты в будущем, вероятно, будут изображены с его помощью.«Зернышко» используется при создании красок, листьев и многих других завершенных композиционных компонентов. Вот почему так важна картина Петрика для начинающих, которая учит этому и другим простым элементам.

Элемент «Изогнутое зерно»

Это тоже простой элемент. Однако к ее выполнению следует начинать только тогда, когда приобретены навыки изображения простого зерна. Чтобы нарисовать этот фрагмент, опустите кончик кисти по вертикали на белый лист.

Затем прижмите «пятку» к бумаге.Далее плавными мазками придаем изогнутому зерну необходимую форму. Стоит отметить, что этот элемент позволяет рисовать компоненты и посложнее. Именно они в своей совокупности создают композицию картины.

Бутон изогнутых гранул

Два мазка изогнутого зерна образуют бутончик в полураскрытом виде. Чтобы изобразить это, необходимо расположить мазки так, чтобы их усики стягивались друг к другу из одной точки. В этом случае их необходимо соединить скругленными деталями.

Когда нарисован первый цветок, следует учиться группировать эти элементы. Например, у нас они есть так, чтобы они были на одинаковом расстоянии друг от друга, а усики рисовали в противоположных направлениях. Затем необходимо объединить «бутоны» в группы, состоящие из трех элементов и развернутые в разные стороны.

Когда речь идет о таком понятии, как живопись Петрикова, цветы — первое, что приходит в голову. В этом вряд ли стоит увидеть что-то странное, ведь именно букеты чаще всего представляют собой сочетание разных элементов.

Рисование зубчатых листьев из зерен

Драматические мазки злаков направленность на c

Atlanta Paint Contractor | Услуги по внутренней и внешней покраске | Доравиль | Литония | Норкросс | Лоуренсвилль | Маунтин Такер | Декатур | Дулут, Джорджия,

Чтобы превратить ваш дом в шедевр красивых и ярких цветов, вам следует подумать о нашей компании по покраске домов. Если вы рассчитываете на наших надежных подрядчиков по покраске, приготовьтесь к высочайшему качеству обслуживания.Erick Painting — это имя совершенства, когда дело доходит до обслуживания клиентов первоклассными и блестящими услугами. У нас есть для вас отличные предложения, так что вы можете с распростертыми руками приветствовать нас в своем следующем проекте по рисованию. Мы привносим разнообразие и многогранность в ваш дом с нашим художественным источником. Мы внедряем новейшие идеи, чтобы вы стали свидетелями улучшения эстетики вашего дома.
Наши маляры имеют лицензии и застрахованы, поэтому вы будете чувствовать себя комфортно и безопасно, нанимая нас.У нас есть опыт работы в нашем заинтересованном отделе. Мы всегда нацелены на то, чтобы заслужить ваше доверие с помощью наших дружелюбных и профессиональных услуг. Мы — маляры, которые достаточно бдительны, чтобы предоставить вам услуги по внутренней и внешней окраске Atlanta . У нас вы можете получить
• Качественные и своевременные услуги
• Лучший лакокрасочный материал
• Бесплатная смета
• Дружественные к клиенту маляры
• Консультация по цвету

Служба внутренней покраски:

Мы не красим ваши внутренние стены ради покраски.Мы наполняем красотой ваш дом через ваши стены. Мы стремимся привнести краски в вашу жизнь с помощью наших профессиональных мазков. Мы относимся к числу малярных компаний, которые ставят удовлетворение своих клиентов выше всего остального.

Наружная окраска:

Мы не приедем к вам, покрасим экстерьер и уедем. Мы настоящие профессионалы, которые перед нанесением любого покрытия предварительно оценит состояние стен. Сначала мы подготовим ваши стены к выравниванию, после чего начнется настоящая задача.

Ближайшие надежные малярные компании:

Erick Painting предлагает доступные услуги покраски в Атланте через экспертов и профессиональных маляров города, потому что мы являемся надежным поставщиком услуг по покраске интерьеров и экстерьеров в Атланте, штат Джорджия, штат Джорджия, и мы хотим сделать домашнюю покраску самым экономичным способом придать вашему дому ощущение роскоши. Позвоните нам и получите бесплатную оценку картины. Вы ищете надежные малярные компании рядом со мной? Свяжитесь с нами по электронной почте ERICKSPAINTINGINC @ GMAIL.COM.

После того, как мы попали в список Citylocal Pro для услуг по покраске домов в районе Атланты, мы стали свидетелями большого количества клиентов и значительного увеличения продаж!

[ПОДРОБНЕЕ О НАШИХ УСЛУГАХ]
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *