Папье маше игрушки: Папье-маше – Купить или заказать на Ярмарке Мастеров

Мастерицы из Нижегородской области возрождают новогодние традиции прошлого 13 декабря 2021 года

Мастерицы из Нижегородской области возрождают новогодние традиции прошлого 13 декабря 2021 года | Нижегородская правда

Карта новых маршрутов общественного транспорта в Нижнем Новгороде

Действует с 23 августа 2022 года.

Скачать

Главная | Общество | Ёлочные игрушки из папье-маше, глины и ваты: как нижегородские мастерицы возрождают новогодние традиции прошлого

Общество

Фото: vk.com/podarokfei_nn

На создание одной игрушки уходит от недели до нескольких месяцев

Читайте нас в

В дореволюционной России ёлки украшали непривычными для современного человека игрушками. Люди сами создавали новогодние фигурки и шарики из подручных материалов. Нижегородские искусницы возрождают забытые традиции, создавая ёлочные игрушки из бумаги, глины и ваты. Редакция сайта pravda-nn.ru пообщалась с мастерицами о том, как рождается новогоднее чудо и чем они вдохновляются.

Новый год круглый год

На параде кукол в августе нижегородцы удивлялись наряженной ёлке с игрушками, созданными Анной Злобиной. Таким образом мастерица воплощает в жизнь свою мечту — круглогодичный Новый год.

«Однажды в апреле я сходила во Флоренции в магазин ёлочных игрушек. Это был такой детский восторг! Сама идея новогодней атмосферы круглый год вдохновляет на создание необычных украшений. Они очень душевно смотрятся, и самое главное, как я говорю своим заказчикам, это игрушки, которые вы будете передавать по наследству внукам», — рассказала Анна.

Многие помнят из школьных уроков технологии или домашнего рукоделия папье-маше, как лепку из смеси мелких кусочков бумаги и ПВА. Профессионалы пользуются и другими методами. 

«Есть разные способы работы. Кто-то лепит из папье-маше, и получается монолитная игрушка. Есть игрушки, которые заливают в формы и делают оттиск. Я работаю немножко в другой технике: я делаю сначала основу из фольги, на эту основу послойно накладываю бумагу и массу папье-маше, — делится мастерица. — Подвижность достигается разными техниками. Можно сделать крепления на шарнирах: лапки будут подвижными. Например, поднимаешь мишке лапку: она будет держаться. А есть небольшие проволочные крепления: с ними лапки просто болтаются, достаточно забавно смотрится. Более крупные игрушки, фигурки, статуэтки, которые уже не только на елочку повесить можно: мишка может и сидеть, и в разных позах стоять — уже более дорогая, коллекционная вещь, которую отдельно заказывают. Там уже используются внутренние шплинты».

Фигурки Анны небольшие — от 6 до 12 см, но на каждое изделие уходит от одной недели до нескольких месяцев.

«Это очень трудоемко, потому что каждый слой должен хорошенько просохнуть. Слоев может быть до 10, плюс шлифовка, покраска. Это очень многоэтапная работа, поэтому папье-маше ценны и в плане трудозатрат, и в плане стоимости», — поделилась Анна Злобина.

Покупатели Анны с трепетом относятся к игрушкам. От заказчиков мастерица получает трогательные семейные рассказы о новогодних традициях.

«Есть одна заказчица, которая каждый год покупает 2 игрушки для своих сыновей. У нее маленькие мальчишки. Представляете, они сейчас малявки: одному год, другому, может три. И вот у них сейчас в игрушку закладывается воспоминание детства. И когда им будет 18 лет, то у каждого уже будет по набору елочных игрушек. На мой взгляд, это очень трогательно и душевно», — рассказала Анна любимую историю от покупательницы.

Воспоминания из детства

За керамических ангелов с мечтательными улыбками и самобытных глиняных игрушек в Нижнем Новгороде отвечает Света Сахарова. Вдохновение мастерица черпает из праздничной атмосферы: «Наверное, самые любимые праздники россиян — Новый год и Рождество. Дом украшен фонариками и нарядными ёлками. Как тут не захотеть самой сделать игрушки?»

Авторские игрушки керамистки встречаются во многих лавочках города. Покупатели любят глиняные изделия за тепло и эмоции, которые дарят эти фигурки.

«Бывает видишь на лицах покупателей радость и восхищение. Иногда они находят сходство с собой или знакомыми. Так было несколько раз с ангелами. Порой получается сделать что-то смешное — дурацкую моську у персонажа, например. Помню, как слепила милого ежа, и в лапке он держал куриную ногу. Его купила бабушка, говорит, никогда таких не видела, да ещё с окорочком», — отметила мастерица.

Света вручную лепит из глины авторские изделия и покрывает глазурью. Каждая игрушка минимум дважды обжигается в печи, поэтому, как и с игрушками в технике папье-маше, ждать быстрого результата не приходится.

«Процесс создания керамического изделия делится на 2 этапа. Первый — слепить изделие, высушить и обжечь. Второй — покрыть обожженное изделие глазурями, и снова в печь. Процесс долгий. В среднем 2 недели от кусочка глины до готовой вещи», — рассказывает мастерица.

В канун Нового года в мастерской Светы начали появляться новые авторские елочные фигурки растений и животных. Эти изделия близки по стилю к советским игрушкам: стручок гороха, морковь и картошка, которые керамистка помнит из детства. 

«Помню наше домашнее убранство с этими причудливыми игрушками — картошка, морковка, стеклянные шарики с мишурой внутри. Думаю, у моих игрушек всё только начинается. Им предстоит стать детскими воспоминаниями праздника! Пару дней назад мы забрали новую партию игрушек, и там были два мухомора с новой глазурью, такие сочные, что один оставили себе. Будет у нас жить, а мы его бережно на елочку повесим», — поделилась Света.

Ватные ребята с советских открыток

Марина Селезнева — мастерица, которая специализируется на украшениях ручной работы, в частности, из полимерной глины. О ватных елочных игрушках искусница узнала 3 года назад и сразу изготовила несколько фигурок для дома.

Случайный интерес перерос в постоянное занятие. В мастерской Марины теперь всегда живут ватные ребята, образы которых она придумывает сама или подсматривает в советских иллюстрациях.

«Когда я создаю игрушки, я улыбаюсь. И очень хочется, чтобы люди, взявшие в руки мои игрушки, тоже улыбались и чувствовали себя детьми. Ведь Новый год — самый семейный праздник из детства. А в детстве были самые вкусные конфеты и мороженое, самый ароматный хлеб, самые любимые игрушки и нежные руки мамы», — рассказала мастерица.

Марина изготавливает ватные елочные игрушки за несколько этапов, поэтому на создание одной игрушки может потребоваться больше недели.

«Основные материалы для создания игрушки — проволочный каркас, вата, нитки и клейстер из картофельного крахмала. Я создаю ватные игрушки в образе детей, поэтому сначала делаю каркас из проволоки, потом наращиваю объемы и «одеваю» ребят, а затем их расписываю. Лица для игрушек я леплю из запекаемой полимерной глины и расписываю их. А дальше работает фантазия: игрушки можно оставить снежно-белыми или раскрасить красками.

Можно добавить блесток, дать в ручки ватным ребятам различные предметы: конфетки, мандарины, пирожки», — поделилась Марина.

Ватные ребята так похожи на настоящих детей, что заказчики иногда просят Марину сделать их похожими на конкретных людей.

«Мне запомнился самый первый заказ на ватные игрушки. Молодая бабушка решила подарить своим внучкам их маленькие копии, чтобы они сберегли эти игрушки до старости и вспоминали свою бабушку. Игрушки делала по фото, чтобы образы были похожи на внучек, но без портретного сходства. И как же я удивилась и растрогалась, когда заказчица, получив игрушки, позвонила мне со словами: «Это действительно мои внучки! Они так похожи!» — поделилась мастерица.

Больше всего покупатели ватных ребят ценят игрушки даже не за сходства с реальными людьми, а за идею преемственности поколений.

«Именно в канун Нового года как никогда хочется нарядить свой дом, подарить праздник детям и всей семье. Новогодними игрушками из ваты можно наряжать елку вместе с детьми, они прочные и долговечные, делают ёлку уникальной и будут передаваться из поколения в поколение», — отметила Марина.

Арина Полтанова

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:

Поделиться

Самое популярное

Новости партнеров

Новости МирТесен

с

Игрушки из папье-маше времен СССР

Идея изготовления полезных и занимательных вещиц из различных отходов далеко не нова: во все времена люди мастерили коврики, покрывала и одеяла из ненужных лоскутов, вырезали из обрезков дерева полезные в хозяйстве предметы, использовали картофельные очистки для приготовления крахмала, а золу из печи — для стирки белья. Ну и конечно же, мастерили детские игрушки из любых подвернувшихся под руку материалов — щепок, обрывков веревки, лоскутов, мочала и лыка.

Советская легкая промышленность, несмотря на огромное количество ресурсов для изготовления игрушек, тоже широко использовала принцип остаточного производства и использовала для этого различные промышленные отходы предприятий, которые занимались производством и переработкой древесно-бумажных масс.

Игрушки из папье-маше представляли собой огромнейшую группу товаров, отличавшуюся не только различным педагогическим назначением, но и богатством художественного оформления. Особое распространение такие игрушки приобрели в 30-50-е годы, затем, с развитием производства пластмасс, современные материалы стали все более активно замещать папье-маше, и ближе к 70-м годам большая часть игрушек производилась уже исключительно из различного вида пластмасс, металла и дерева.

Мусор в качестве исходного сырья

Изначально сырье для изготовления этой категории игрушек выглядело непривлекательно: обрывки бумаги, обрезки картона, клочки оберточных листов, древесные опилки, отходы от катушечного производства и даже текстильная пыль — все это шло на производство игрушек.

Но прелесть применения папье-маше заключалась в том, что этот материал на удивление пластичен и может принимать абсолютно любые формы, при этом оставаясь легким — для производства игрушек, рассчитанных на детей самого младшего возраста, этот момент, вне сомнения, был очень важен.

В производственном процессе использовались все виды бумаги, как уже упоминалось выше; технический и пищевой крахмал — маисовый, рисовый, картофельный, пшеничный; столярный клей; сульфитно-спиртовые концентраты; шелковые, х/б и из искусственных волокон ткани; декстрин; опилки; древесина разных пород — преимущественно для изготовления подставок, а также всевозможные краски: эмалевые, масляные, нитрокраски и растворители.

Ассортимент игрушек из папье-маше

Наверное, не было такой формы, которую нельзя было бы воспроизвести с помощью этого удивительного материала. Но все же самое значительное место в производстве игрушек отводилось под изготовление кукол. Их размеры могли варьироваться от 10 до 60 см, а уж о художественно-декоративном оформлении и говорить не приходится — оно было невероятно разнообразно, красочно и интересно.

Отдельная категория кукол из папье-маше принадлежала фигуркам, изображающим принадлежность к какой-либо профессии. Также к этой категории относились и куклы-пионеры, школьники, суворовцы и нахимовцы и т.д.

В чуть меньшей мере, чем куклы, выпускались игрушки, изображающие домашних и диких животных, а также всевозможных птиц. Эти игрушки традиционно расписывались яркими красками и нередко оснащались какими-нибудь простыми механизмами, благодаря которым игрушки либо совершали простые движения, либо издавали несложные звуки.

Так, например, куклы могли закрывать и открывать глаза при переходе из горизонтального в вертикальное положение и наоборот; некоторые при этом могли произносить простые слова вроде «мама», «папа» или «уа-уа», ну а лошадки, собачки, коровы и прочие представители фауны при воздействии на механическую часть мотали головой, встряхивали хвостами, издавали характерные для них звуки.

Также из папье-маше производились и игрушки крупного размера, которые могли быть использованы в качестве каталок: некоторые верблюды, ослики, слоники и кони-качалки были вполне пригодны для имитации езды верхом. Помимо этого игрушки из папье-маше изготовляли и в виде каталок, которые иногда оснащались звуковыми сигналами.

Ну и конечно же, немалую долю производства из этого материала занимали елочные украшения и транспортные игрушки — машинки, автобусы, трамваи, самолеты и пр.

Как делали игрушки из папье-маше

Изначально игрушки из этого материала производились преимущественно артельным способом. Но в более позднее время, когда началось развитие фабричного производства товаров для детей, крупные предприятия стали вытеснять артели или просто объединять их под своим «крылом».

Но, несмотря на всю производственную механизацию, долгое время игрушки из папье-маше делали практически вручную. Занятие это было трудоемким, длительным, включающим в себя множество отдельных операций: лепка, шпатлевка, грунтовка, окраска, роспись — и все это с обязательными промежуточными сушками. Таким образом процесс изготовления игрушки мог затянуться на 10-12 дней.

К середине 50-х производственный процесс несколько усовершенствовался и игрушки начали делать методом горячего прессования бумажно-древесных масс и методом прессования пластических масс без подогрева. Первый способ позволял сократить работу над игрушками за счет того, что традиционная ручная лепка в гипсовых формах была заменена прессованием в металлических формах.

Это и ускоряло цикл лепки, и позволяло более точно передать детали скульптурного рельефа игрушки. Немаловажным было и то, что теперь после лепки отпадала необходимость в процессе сушки. Все вместе эти факторы давали и существенную экономию времени, и улучшенное качество игрушки, и уменьшение рабочей площади, и существенное расширение ассортимента с одновременным снижением себестоимости готовой продукции.

При изготовлении крупных новогодних игрушек, вроде фигур деда Мороза, Снегурочки, Снеговика или карнавальных масок, часто использовался метод вакуумного литья. Такие игрушки получались очень легкими, но, в отличие от прессованных, были слишком хрупкими и недолговечными.

Изготовление мелких игрушек из папье-маше

Категория мелких игрушек, чей размер варьировался от 5 до 8 см (птички, пупсы, фигурки различных зверушек), обычно изготовлялась методом штамповки (прессования) без подогрева. Сначала готовилась исходная масса из бумажных измельченных обрывков, в которую добавляли древесную золу и казеиновый клей. Такой состав был очень пластичным и очень хорошо прессовался.

Массу отправляли под ручные прессы (каждый из них мощностью 1-2 т), а затем в течение суток заготовки сушили при температуре 20-40 градусов (при повышении температуры игрушки деформировались). В итоге получались легкие и очень прочные небьющиеся игрушки или заготовки для каких-либо конструкций, которые легко подвергались окрашиванию и декорированию.

О качестве советских игрушек

Довольно долгое время советские игрушки, прежде чем попасть в массовое производство, проходили утверждение специальными комиссиями. Педагогическое значение игрушки, целесообразность ее выпуска, художественное оформление и утверждение эталона-образца — все эти вопросы решались на комиссии, и только после согласования всех вопросов игрушка попадала (или не попадала) на поточную линию.

Все игрушки из папье-маше проходили ту же процедуру, но при приемке готовой продукции еще отслеживались такие вещи, как прочность и правильная фиксация игрушки на подставке; обязательное наличие проволочного или деревянного каркаса внутри; хорошая обработка площадок у игрушек-каталок — без заусенцев, сколов и трещин.

Окрашенная поверхность должна была быть гладкой, без царапин. вмятин, непрокрашенных мест, отслоения краски. Роспись симметричных деталей — глаза, брови и т.д. должна быть одинаковой, не допускалось изображение одного глаза выше, другого — чуть ниже и т.д. Каждую игрушку полагалось по отдельности завертывать в бумагу, складывать в деревянные ящики, заполняя пространство сухими стружками.

В настоящее время советские игрушки из папье-маше встречаются все реже и реже, да и то, преимущественно, среди елочных украшений. Поэтому ценность их в среде коллекционеров неуклонно растет, хотя еще совсем недавно это были одни из самых дешевых игрушек…

*************************************************************************************************************

О самых первых советских игрушках

Муньеки из папье-маше — PI-Project

Hecho a mano

con amor

Мексиканские куклы из папье-маше

«Картон — еще один материал, из которого можно делать интересные поделки. Его можно измельчить, смешать со связующим и превратить в пасту. используется для создания множества игрушек разных форм и размеров по прихоти производителя: масок, кукол, погремушек, пиньят, торитов и знаменитых фигурок Иуды, часто встречающихся во время Великого поста.Классические куклы с шарнирными ногами и руками до сих пор считаются бесценными предметами, чья сила иллюзии выгодно заменяет в руках бедных детей фарфоровые игрушки с золотыми замочками и подвижными глазами богатых маленьких девочек.

Даже если эти предметы производятся в большом количестве, каждая отдельная игрушка все же, несомненно, является произведением искусства. искусства из-за его многочисленных деталей Народные художники всегда уделяют пристальное внимание каждому отдельному творению, обращая внимание на детали с точки зрения его формы, его эмоциональной силы выражения, w будь то драматические или сатирические, и удивительные реалистичные эффекты, которых они часто достигают, даже при использовании довольно обычных материалов и цветов».

Франсиско Хавьер Эрнандес

  • 50,00 €

  • 50,00 €

  • 40,00 €

  • 40,00 €

  • 40,00 €

  • 40,00 €

  • 40,00 €

  • 40,00 €

  • 35,00 €

  • 35,00 €

  • 35,00 €

  • 35,00 €

  • 35,00 €

  • 25,00 €

  • 25,00 €

  • 25,00 €

  • 25,00 €

  • 25,00 €

  • 25,00 €

Подписывайтесь на нас

Папье-маше — Статьи — Винтажные игрушки из папье-маше

Винтажные игрушки из папье-маше

Из папье-маше делались не только куклы, но и другие игрушки. Эти игрушки были сделаны в формах. Ранние формы делались из дерева или обожженной глины, которые либо покрывались лаком, либо смазывались жиром. После длительного использования не было необходимости смазывать формы, так как оставалось достаточное количество защитной смазки.

Чтобы сделать игрушки, клейкая бумага была обклеена прямо вокруг формы, пока она не была покрыта. После высыхания его разрезали на две части и склеили две половинки вместе. Затем их украшали краской или бумагой.

Позже игрушки изготавливались в гипсовых формах из двух частей. На этот раз внутри были вдавлены пропитанные слои бумаги. Две половинки снова будут соединены и украшены вручную. В основном использовалась газета, иногда картон.

В качестве клея использовалась мука и вода, смешанные с трагакантовой камедью. Игрушки обычно покрывали лаком, чтобы обеспечить защиту и улучшить внешний вид.

Игрушки из папье-маше наиболее известны в Азии. Считается, что изготовление игрушек началось в Европе только в 19 веке, хотя известны и более ранние примеры.

Европейские игрушки (кроме кукол) в основном были животными. Лошади (часто тянущие тележки или на колесных базах в качестве игрушек), собаки и медведи были обычным явлением. Некоторые ранние игрушки были покрыты флоковым порошком. Примером тому были знаменитые «лающие бульдоги» 1890-х годов. У этих собак были спрятаны колеса в ногах.

Некоторые игрушки производились еще в 1920-х годах, но это было очень редко. Коммерческая формула компании, используемая в качестве рецепта (согласно превосходному справочному справочнику «Henley’s 20th Century Formula’s, Recipes and Processors») — «влажная бумажная масса, сухой гипс и горячий клей». Так что старые добрые ингредиенты не сильно изменились со временем!

Жизнь игрушек из папье-маше в Европе была довольно недолгой. Вскоре они поняли, что они недостаточно прочны, и обратились к другим более прочным материалам, таким как композит и дерево.

Дети во время Второй мировой войны с удовольствием мастерили игрушки из папье-маше. Из-за нехватки игрушек они часто делали марионеток, чтобы играть с ними.

Лошади из папье-маше


Лошади из папье-маше

В моей коллекции есть две старые лошадки из папье-маше. Каждый из них имеет высоту 9 дюймов и примерно одинаковую длину. Это классические образцы игрушек, сделанных в двух формах и склеенных между собой. У каждого из них есть кусок металла, торчащий из каждого копыта, поэтому я предполагаю, что когда-то они были прикреплены к деревянной основе с колесами и были игрушками, которые можно было тянуть. Хвосты сделаны из конского волоса, который был обычным для таких игрушек.

Седла и уздечки часто прибивали к лошади (ой!). На этом фото крупным планом вы можете увидеть один из ногтей.

Гвоздь крупным планом

Я считаю, что эти лошади довольно старые – возможно, около 1890 года, но их трудно датировать, так как на них нет клейма, как на папье-маше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *