Игольное кружево — ДПИ журнал
Сегодня ручное кружево постепенно уходит в прошлое, несмотря на наличие имени школ по обучению. Отсутствие широкого рынка сбыта и слово «имитация», которое уже убило не один вид декоративно прикладного искусства, очевидно, сделает свое дело. Пока игольное кружево живёт за счётливых энтузиастов, подлинная культура этого ремесла уже почти утрачена.
У нас уже есть публикации о Венецианском , Алансонском и Хорватском кружеве, всегда делалось в игольной технике. Предлагаем вашему вниманию ещё один обзор.
Полцарства за кружевной воротник
Первый станок для изготовления кружев был придуман в Англии где-то в начале 19 века. Он повторял движение рук кружевницы и даже имитировал ручное переплетение нитей. Аналогичные станки работают до сих пор. На них производят французские и итальянские кружева, славу которым сделали сотни тех, кто ценой испорченного зрения, больной спины и изувеченных рук создавали шедевры. Когда появились первые станки, почти все кружевницы просто сдохли с голоду или пошли выращивать капусту. Практичное человечество и доселе предпочитает платья и блузы из дешёвого китайского ажура, но так было не всегда.
Мы уже писали о том, что в средние века секреты кружевного дела охранялись как строжайшая государственная тайна. Кружево продавалось по безумным ценам и вывозилось контрабандой. Купцы, которые торговали кружевом, делали баснословные деньги. Игольное кружево было обязательной частью приличного придворного костюма в 17-м веке. Было просто немыслимо опозориться и появиться в обществе без оборок, воротника и манжет из кружева. Знатным гражданам приходилось закладывать дома и влезать в долги, ведь только на воротник уходило 15 метров кружева. Из – за кружев в то время стрелялись гораздо чаще, чем из — за дам.
Игольное кружево в разных странах
Сразу хочу заметить, что настоящими кружевами ручной работы считаются два вида: игольное и плетеное на коклюшках. Вязание крючком остаётся вязанием, каким бы тонким оно не было, и как громко бы его не назвали. Считается, что настоящее игольное кружево появилось около 15-го или 16-го века, в эпоху Возрождения.
Однако, в восточных странах уверены (и, если честно, не без основания), что это они придумали кружева, а хитрые европейцы просто стырили их технологию, выдав за свою. Злые языки поговаривают, что венецианцы украли технологию изготовления кружев в где-то в Восточном Средиземноморье. Я предполагаю, что на Крите, ведь именно на Крито-Микенскую культуру ссылаются изготовители пажского игольного кружева из Хорватии.
Венецианское и итальянское кружево
Венеция, уже с XV века специализируется на изготовлении кружев. Так или иначе, но остров Бурано доселе зарабатывает на истории венецианского кружева деньги, сопровождая туристов в Museo del Merletto (Музей кружева). В многочисленных лавочках можно купить настоящее венецианское игольное кружево, правда, сделанное трудолюбивыми китайцами у себя на родине.
Аласонское кружево
Французское кружево известно с тех времён, когда Кольбер, министр финансов Людовика XIV, открыл в Нормандии в замке Шато де ля Онре недалеко от города Алансон Королевскую кружевную мануфактуру. Подробнее об этом в статье «История Алансонского кружева». Производство было очень трудоёмким, один квадратный сантиметр кружева делали семь часов. Алансонские кружева были тонкие по фактуре и сложные в разработке. На каждом этапе изготовления специализировалась отдельная кружевница. Интересно, что в конце кружево полировали когтем омара, из за чего оно по — особенному блестело.
Украденный у Венецианцев секрет кружева объявили исключительной собственностью французской мануфактуры.
Ретичелла
Итальянское игольное кружево ретичелла (reticello) изначально представляло из себя технику ришелье, в которой вырезают кусок холста и образовавшуюся сетку заполняют кружевом. Со временем технология усложнилась.
Характерной чертой орнамента является последовательное сочетание геометрических фигур с краями в виде арок или зубчиков. Упорядоченная композиция и идеальное исполнение действительно впечатляет, поэтому об этих игольных кружевах пишут исключительно в высоком штиле, не жалея восторженных прилагательных.
Пунчетто (puncetto)
Пунчетто Бальсесиано (Puncetto Valsesiano)– это кружево из Пьемонта. В нём также преобладает геометрический орнамент. Отрадно, что с течением времени puncetto не модифицировалось, и по — прежнему архаично делается иголкой из хороших и тонких ниток. Налицо красота безупречной симметрии без неуместных зооморфных излишеств.
Хорватское кружево
Хорватское игольное кружево, о котором можно прочитать в статье «Кружево острова Паг» включено в почётный список памятников ЮНЕСКО, так как это художественная ценность с мировым именем. Чёткая и безупречная геометрия орнамента, высокий профессионализм и приверженность традициям налицо. Техника изготовления кружева пришла на остров Паг из Микен.
Армянское и палестинское кружево
В Армении считают, что Венецианское игольное кружево создано армянами. Дело в том, что в XIV веке Киликийское армянское царство было в упадке. По этой причине ремесленники бежали оттуда, куда глаза глядят, а они в первую очередь глядели на богатую Венецию, которая к тому же торговала с Киликией. По версии Армении Киликийские кружевники и положили начало венецианскому кружеву.
Палестинское и армянское игольное кружево обычно располагается по краю белья, платка или скатерти. Армянское кружево в принципе отличается от Палестинского в основном маленькими цветочками с объёмом, которые несколько оживляют полотно.
Фламандское кружево
Сегодня во фламандских провинциях Бельгии ещё пока практикуется техника игольного кружева в Аалсте. Оно в основном продается в Брюсселе. Это немыслимо дорогой вид игольного кружева, поэтому в коммерческих целях его не делают. В Брюсселе также не существует крупных кружевных мастерских, а тем более фабрик. Заказчики кружева – это в основном «сильные мира сего».
Ирландское кружево
Традиционное ирландское вязание, выполненное тонким крючком, очень популярно. Оно несколько затмевает игольное кружево, оно упоминалось в нашем предыдущем обзоре. Изначально в Ирландии копировали итальянские и французские игольные кружева, но яркий национальный колорит взял верх, и в итоге родился собственный стиль.
Ирландское игольное кружево получило широкое признание из-за тонкости рукоделия и оригинального узора. Ремесло процветало в Ирландии до изобретения кружевных машин. Технику ирландского игольного кружева отличает асимметрия, а также чередование крупных и мелких мотивов.
Английское Кружево
Практически неизвестное у нас английское кружево Холли Пойнт (Hollie point) изготовлялось для детской одежды, особенно для крестильных наборов и для церковных нужд. Именно это кружево делали Пуритане, так как изготовление его считалось богоугодной работой. Холли-пойнт всегда была скорее домашним, нежели профессиональным искусством.Кружева включали религиозные мотивы, такие как лилии Благовещения , Древо жизни , Вифлеемская звезда , голубь мира.
Кружево Xедебо
Хедебо – это название Датского небольшого местечка. Уникально то, что разнообразные кружевные техники развивались среди фермеров, разрабатывались исключительно средним классом где-то до 1820 года. Кружевами украшали парадную одежду и постельное бельё, почти до 1870-х годов оно облагораживало жилища крестьян. Богатые граждане считали немыслимым унижением носить крестьянские кружева. Когда они, наконец, одуплились, промысел умер.
Турецкое кружево
Oya, Oyasi или Oyalari – это названия турецкого игольного кружева. Традиция родом из Фригийского царства, которое в 8 в. н.э. находилось на территории нынешней Турции. У каждого региона был свой мотив — скажем, трабзонские мастерицы любили бабочек и розы. Оя проявляется в различных формах и мотивах, самые прекрасные из которых были созданы женщинами, живущими во дворцах Османской империи. Сегодня Oya по-прежнему очень популярен среди турецкой элиты, пользуется большим спросом.
Ремесло ойя — это уникальный язык турецких женщин. В Турции кружево имело символическое значение, а не только декоративное. Например, в Анатолии невеста должна была подарить матери жениха кружевной платок. Если кружево было ярким,— значит, невестка будет любить свою свекровь, ну а тусклое бежевое кружево было скверным знаком. Кружево из желтых нарциссов носили на голове, демонстрируя несчастливый брак. Если муж ехал далеко от родного дома на заработки, жена носила венок из кружев на голове в виде цветов шиповника. Влюбленная девушка одевала фиолетовые гиацинты из кружева. Это вид кружева характерен только лишь для Турции.
Венгерское кружево
Халашские игольные кружева делают в городе города Кишкунхалаш (Kiskunhalas). В сложные по исполнению изделия, если они аутентичные, вплетен герб халашских рукодельниц в виде трех переплетенных рыб. Кружево раньше было нежно-оранжевого, бледно-зеленого или желтого цвета, но позже стало белым. Фирменный мотив халашских игольных кружев – бабочка, причем двух одинаковых мотивов найти невозможно. В настоящее время промысел медленно вымирает.
Кружево Тенерифе
Тенрифе или солнечное кружево так называется благодаря розетке, как основному элементу. Из центра этой розетки обычно отходят лучи, которые формируют орнамент. Кружево Тенерифе появилось на Канарских островах и в Испании. Делают это кружево на шаблоне в виде круга или квадрата, получая оригинальные цветочные мотивы с лепестками. Готовые части соединяют вместе. Ещё его часто называют кружево «соль», что означает солнце по-испански.
Кружево Чандути
Парагвайское игольное кружево Чандути(Ñandutí) буквально взрывает мозг у приверженцев Европейских традиций. Название кружева переводится с Гуарани, как «паутина». В Парагвай традицию привезли Испанцы, но ремесло приобрело свой колорит и только отдалённо напоминает Тенрифе.
Несомненно, те немногие мастера, которые делают сегодня настоящее игольное кружево, знают о нём гораздо больше, чем я. Буду дополнениями к этой статье в комментариях к нашей страничке в FB .
Элегия кружева Дали Абу-аль Ниядж
Элегия кружева Дали Абу-аль Ниядж
Коллекция «Кружевная элегия» в 2009 году изменила традиционный взгляд вологжан на кружево. Руководство «Снежинки» и художник Даля Абу-аль Ниядж поставили перед собой задачу представить знаменитый бренд в ином виде. Пелерины, манто, накидки – безупречно красивы, но мы так привыкли к ним, что хочется внести элемент новизны. А если попробовать включить контрастные по цвету кружевные отделки в роскошные вечерние платья, дополнив их сверкающими кристаллами Сваровски, что получится? Результат вызвал ажиотаж в Вологде, о коллекции заговорили не только профессионалы индустрии моды, но и рядовые обыватели. Значит вторая попытка (после коллекции «Ночная сказка») удалась!
Вспомним, как это было… Юная Даля только устроилась в фирму художником, за плечами Вологодский «Профессиональный лицей № 31» (ныне «Вологодский колледж технологии и дизайна») по специальности модельер-конструктор, множество планов и желание творить. Услышав столь необычное имя Даля Абу-аль-Ниядж, воображение рисует восточную красавицу, с огромными выразительными глазами, а остальные достоинства скрыты за плотными складками ткани. В действительности Дали скорее напоминает хрупкую лань, хорошо знакомую с современными модными тенденциями. Воспитывалась в творческой семье: мама родом с Украины, художник-модельер, увлечена историческими костюмами, папа – архитектор, уроженец Палестины. Свою фамилию, звучную и запоминающуюся, их дочь сохранила, чтобы сделать приятное отцу, да и в мире моды второй такой уж точно не найти.
Когда ей предложили попробовать себя в необычном амплуа, предоставив полную свободу, согласилась сразу, хотя с кружевом прежде никогда не работала. По словам девушки, оказалось очень интересно вникать в технологию процесса, разбираться, что такое сколок, скань, какие нити используют кружевницы… С сентября 2008 года коллектив «Снежинки» принялся за создание коллекции, времени надо признаться было мало, хотели успеть к выставке-ярмарке «Российский лен – 2009». В нашем случае художники по кружеву (А.Ракчеева, Ю.Кондратьева, Л.Гамилова) не создавали новые рисунки, они просматривали имеющиеся в багаже «Снежинки» сколки, выявляли отдельные элементы, копировали их, увеличивали или уменьшали, чтобы получить вставки, наилучшим образом отражающие идеи Дали. Затем устраивались фотосессии, в ходе которых проплетенные кружевные изделия просто накалывали на манекенщиц, следуя за собственной фантазией, драпировали и искали выигрышный вариант. Неожиданные находки гарантировали будущий успех. Так получилось со скатертью, где основным элементом выплетенной на коклюшках отделки служили плоды гранатов. Несколько волшебных взмахов рук обвили манекен, и буквально на глазах скатерть превратилась… в почти готовое платье. Оно заняло центральное место, «потянуло» за собой всю коллекцию и даже попало на обложку фирменного календаря на 2009 год.
С выбором материала тоже возникло немало вопросов, все понимали, он должен быть тонким, хорошо тянуться и самое главное – гармонично сочетаться с черным сцепным и мерным кружевом. Выбор пал на импортный стрейч-лен бежевого цвета. Даля поехала в Москву выбирать фурнитуру, привезла бессчетное количество пачек страз различного размера и оттенков. Бижутерию и головные уборы придумала и выполнила вручную. Пошив моделей в экспериментальном цехе, примерки, дополнения, а порой и внесение кардинальных изменений в фасон требовали полной самоотдачи, но все участники проекта жили ожиданием, пребывали в едином творческом порыве, объединившем разных по характеру и профессии людей.
Следующий этап, как грамотно представить коллекцию, которую в городе уже ждали? Основная заслуга в этом принадлежит художнице, обладающей ко всему прочему удивительной способностью увидеть законченный образ и точно обыграть его на сцене. Даля Абу-аль-Ниядж признается: «Мне нужно вдохновение, чтобы что-то создать. В тот момент я слушала известного американского певца Ф.Синатру, меня эта музыка вдохновляла: Нью-Йорк, 30-40-е годы XX века. У меня сразу возникали образы, поплыли мои платья, я представила розового пуделя, интерьеры, блеск, софиты…». В подобном виде «Кружевная элегия» и заявила о себе в Вологде.
Автор предварительно беседовала с манекенщицами, излагая им свое видение коллекции, отбирала девушек по росту и цвету волос, лично вникала в варианты освещения. Это оборотная сторона медали, неведомая зрителям. Должное впечатление произвел на всех и нежно розовый пудель, действительно появившийся на сцене в паре с одной из манекенщиц. Согласитесь, найти розовую собаку не так-то просто. Помог случай, накануне показа в городе проходила выставка собак, Даля решила заглянуть туда, в надежде встретить воображаемую четвероногую модель. Пудель нашелся, его хозяйку тоже не пришлось долго уговаривать. Девушке пообещали организовать профессиональную фотосессию с ее питомцем, лишь осторожно попросили разрешение окрасить собаку в розовый цвет, гарантировав, что краска легко смоется. Так очередной замысел воплотился в жизнь.
Коллекция «Кружевная элегия» участвовала в конкурсном показе выставки «Российский лен» в феврале 2009 года, где заняла 2-е место. Официально это можно считать безусловным признанием со стороны профессионалов, но реакция окружающих оказалась явно неоднозначной: одни искренне восторгались, другие негодовали: как можно так относиться к кружеву, третьи осознавали: наступает новая эпоха, представленная коллекция — лишь отправная точка, возможности в использовании кружева безграничны и принесут еще нам неожиданные открытия в мире моды! Автор считает это нормальным явлением, не рассчитывая в глубине души на призовое место, она просто реализовывала себя, использовала предоставленный судьбой шанс: «Эта коллекция дала мне какой-то толчок, старт в жизни, вдохновение. Ко мне начал проявляться интерес в городе, в меня поверили, и стали со мной работать». Цель презентовать «Снежинку» как фирму тоже была достигнута. Очевидцы рассказывают, что присутствовавшая на показе коллекции Татьяна Михалков (жена кинорежиссера Н.С.Михалкова), бывшая «звезда советского подиума», а в наши дни поддерживающая российских дизайнеров и отечественных производителей модной одежды, аплодировала стоя платью «Гранаты».
«Элегия» много путешествовала, неоднократно демонстрировалась на различных городских мероприятиях, в том числе на свадьбе ее создательницы. Дале захотелось подарить близким незабываемое шоу, произвести впечатление на гостей. Поэтому и дефиле организовала по всем правилам. Одно из платьев коллекции — свадебное: кружевной корсет и весьма пышная юбка, на которую использовали около 150 метров шифона. В результате готовая модель весила несколько килограммов. С другой стороны эффект был потрясающий: когда манекенщица шествовала в нем по подиуму, казалось, она не просто двигается, а летит под загадочное шуршание, словно путь ее лежит по опавшей осенней листве. Жаль, но надеть собственный шедевр невесте не удалась, носить такую тяжесть хрупкой девушке оказалось не по силам. Даля, как и обещала, сшила праздничные платья всем подружкам, а сама пошла под венец в наряде, купленном в магазине. Зато теперь носит одежду исключительно собственного изготовления. Болезнь модельера – магазины тканей Ярославля, Санкт-Петербурга, Москвы, откуда редко выходит без покупки. И пусть отрез ткани пролежит на полке шкафа годами, главное он есть и может сослужить добрую службу, навеяв очередной фасон.
Даля стала мамой, она без пяти минут инженер-технолог — заканчивает заочное обучение в Санкт-Петербургском университете технологии и дизайна, и по-прежнему занимается любимым делом. Особенно нравится придумывать свадебные и вечерние платья, выполняя индивидуальные заказы, своими смелыми идеями и умелыми руками превращая клиенток в настоящих красавиц. «Информации сейчас много: интернет, книги, выставки, показы — это можно использовать. Все зависит от цели, если хочешь выйти на мировой уровень, то нужно прилагать усилия, все бросать и заниматься только этим. У меня нет таких целей на данный момент. Но не могу сказать, что я все пускаю на самотек. Естественно, когда приглашают на интересные мероприятия, либо просят создать коллекцию, я никогда не отказываюсь, мне это интересно…», — рассуждает вологжанка. Мнение профессионалов для нее по-прежнему важно, есть круг людей, с которыми хочется обсудить очередную идею, спросить совет или утвердиться в правильности собственного выбора. Нашим модельером заинтересовалась московская организация, занимающаяся продвижением молодых дизайнеров. Всегда готовы поддержать ее и родители, живущие сейчас во Франции.
Коллекция «Кружевная элегия» вызывает у Дали Абу-аль-Ниядж только приятные воспоминания о периоде жизни, связанном с фирмой «Снежинка», куда пришла она рядовым художником, делая первые шаги в избранной профессии выросла до главного художника, совмещая должность с обязанностями заведующей производством. И пусть к несомненно талантливому, находящемуся в постоянном поиске модельеру судьба будет благосклонна!
Ольга Якунина
Панель с образцами палестинской вышивки от Capelle aan den IJssel в Нидерландах
- Главная/
- Блог/
- Панель с образцами палестинской вышивки от Capelle aan den IJssel в Нидерландах
- Пред.
- Следующий
- 4
Фатима Аббади из Капелле-ан-ден-Эйссел, недалеко от Роттердама в Нидерландах, является волонтером TRC и учителем, специализирующимся на ближневосточной вышивке, особенно вышивке из Палестины и Сирии. В рамках своей многочисленной деятельности она проводит различные семинары в TRC по вышиванию крестом в Палестине (22 октября) и Иордании 9.0020 рекме
Панно с шестью образцами палестинской вышивки, выполненное женщинами из группы вышивания в Капелле-ан-ден-Эйссел, 2021 год. мечтать? Среди многих высказавшихся один выразил желание сделать что-то для муниципалитета. Что-то вроде благодарственного подарка за то, что муниципалитет делает для женщин-беженцев в Капелле-ан-ден-Эйссел.
Поэтому мы решили всей командой работать над ее мечтой, и после некоторых дискуссий и мозгового штурма мы все вместе пришли к идее создать большое панно с вышитыми семплерами, которое будет передано в дар муниципалитету, в котором мы все живем.
В начале это было большой проблемой из-за пандемии коронавируса.
У нас были постоянные блокировки, и некоторые участники даже были поражены этим вирусом, что усложняло задачу. К счастью, после всех этих приключений нам удалось настроить проект и начать над ним работать. Шесть женщин выбрали шесть разных мотивов из палестинской традиционной одежды, и у каждой был образец ткани для вышивки. После того, как все части были готовы, их сшивали вместе, чтобы сформировать одно большое вышитое панно. Это большое произведение было оформлено и подготовлено для представления Совету.Палестинская панель с шестью пробоотборниками, работающими женщинами в Капелле-ан-ден-Эйссел, подарена ветхаудеру Велзейн, 23 сентября 2021 г.
23 сентября по этому случаю Комитет благосостояния Капелле-ан-ден Эйссел в присутствии Марка Уилсона, одного из Wethouders (олдерменов) Совета. Вся команда была в восторге от этого момента. Эмоционально это много значило для них. По этому случаю они приготовили сладости и арабский кофе. Обрамленное и вышитое панно было перевязано красной лентой и отдано
Фатима Аббади, 1 октября 2021 г.
Палестинская вышивка
Вышитое палестинское платье, состоящее как минимум из четырех разных предметов одежды, вероятно, для туристического рынка, вторая половина 20-го века (TRC 2021.3351). TRC только что получили различные части палестинской вышивки. Они были подарены г-жой Truus Oranje, Weesp, Нидерланды, которая жила в Иерусалиме между 1975 и 1985. Она регулярно ходила на различные рынки в регионе и покупала, среди прочего, вышиванки и некоторые предметы одежды. Пожертвование Mw Oranje состоит из двух платьев с вышивкой (TRC 2021.3350 и TRC 2021.3351), частей другого платья (TRC 2021.3349a-d) и черного бархатного жакета (TRC 2021.3352).
Одно из платьев (TRC 2021.3351) представляет собой смесь и имеет интересную историю повторного использования одежды. При ближайшем рассмотрении оказывается, что оно было сделано как минимум из четырех других платьев. Рукава от одного предмета одежды, панель лифа от второго, а нижняя часть переда от третьего платья и, наконец, боковые панели и задняя панель от еще одного платья!
Фрагмент вышитого палестинского платья TRC 2021.3351. А откуда мы это знаем? Наш вывод основан на различных материалах, связанных с основной частью одежды, использовании различных типов набивных и красных тканей, используемых для передней и задней кромок, а также на различных техниках сшивания швов в целом.
Также стоит отметить, что некоторые швы и стыки между различными частями были покрыты черной бархатной лентой, что не характерно для палестинских платьев. И, наконец, как пользовался популярностью у туристов в 19В 70-х линия талии была стянута резинкой, чтобы придать ей более облегающую форму. Очень увлекательный детектив!
Фрагмент задней панели палестинского платья с вышитыми мотивами в китайском стиле, середина 20 века (TRC 2021. 3349c). Палестинские платья с вышивкой хорошо известны своими вышитыми узорами. Большинство рисунков на трех платьях основаны на геометрических формах и сочетаниях, хорошо известных по предметам одежды из коллекций TRC и других. Они включают в себя розетки, листья винограда и мотивы дерева жизни с парными птицами, а также соединяющиеся геометрические мотивы и зигзаги. Кроме того, некоторые из дизайнов основаны на мотивах в стиле DMC и включают лиры и вазы.
Китайские мотивы
Один из рисунков на задней панели (TRC 2021.3349c) платья, однако, мне кажется, немного отличается по внешнему виду и цветовым сочетаниям, и на самом деле он может быть китайским по происхождению. или вдохновение. Он состоит из большой стилизованной головки цветка с центром, основанным на геометрическом узоре, который обычно встречается на бордюрах и полосах панелей. Однако то, как он используется здесь, напоминает рисунок китайской печати. Кроме того, использование красного и розового вместе можно найти в традиционных палестинских работах, но большинство дизайнов включают контрастные цвета, такие как красный с синим или желтым.
Вышитый вифлеемский жакет, вторая половина 20 века (TRC 2021.3352). В том, что дизайн вдохновлен китайцами, нет ничего необычного, так как в начале 20-го века многие палестинские женщины, особенно из Вифлеема, начали носить китайские шали с ручной вышивкой, привезенные из Южной Америки, где члены семьи мужского пола работали и шали были возвращены в Палестину в качестве подарков.
Эти шали родом из Кантона, и к 1920-м годам эти шали производились массово и экспортировались по всему миру, включая Европу и Америку. И чтобы добавить путаницы, их иногда называли манильскими шалями в честь филиппинской столицы. Чтобы узнать об экспортной китайской вышивке, нажмите здесь.
Образец вышивки «Вифлеем», 1980 г. (TRC 2021.2840b). Куртка «Вифлеем»
Среди вещей, подаренных Mw Oranje, есть куртка из черного бархата (TRC 2021.3352), украшенная геометрическим орнаментом из оранжевого шнура, который был присборен. Этот тип вышивки (см.