Открытый урок на тему эскиз авторской куклы: Открытый урок-творческая мастерская. Изготовление куклы Куватки. | План-конспект урока по технологии (7 класс) на тему:

Открытый урок-творческая мастерская. Изготовление куклы Куватки. | План-конспект урока по технологии (7 класс) на тему:

Для работы нам понадобятся:

 70см хлопчатобумажной ткани при ширине 80см

 белые х/б нитки №40, цветные х/б

нитки №40, нитки мулине, ножницы, иголки, булавки (для изготовления наряда)

 разноцветные лоскутки х/б тканей, шитьё.

Для отделки кукольных нарядов:

кружево, различная тесьма, бисер, бусины и т.д.

Делаем куклу:

 Возьмите приготовленный кусок белой х/б ткани(70х80см). Отмеряйте 50см по кромке и разорвите на две части. У вас получатся 2 куска ткани: 50х80см и 20х80см.  Скатайте поочерёдно оба куска в плотную «скалку», располагая открытый срез ткани посередине «скалки».

 Это будут туловище и руки куклы.

Ширина «скалки» в готовом виде 4÷5см

Делаем кукле туловище.

Сложите большую «скалку» пополам так, чтобы открытый срез оказался внутри, уровняйте линию низа. На срезах ткань осыпается, поэтому выдерните по 2 -3 нитки с каждого края, на их месте образуется небольшая бахрома. Этого вполне достаточно, чтобы в дальнейшем предотвратить осыпаемость нитей и сохранить при этом эстетичный вид и ткани и самого изделия (такой приём подходит только для х/б и полульняных тканей).

Разделите туловище куклы на 5 частей.  

1/5 часть занимает голова куклы.

Отделите это место несколькими витками нитки вокруг туловища.

Нитку завяжите на 2-3узелка.

Вставьте «скалку – руки» в туловище куклы, плотно прижимая их верхнюю часть к «шее», симметрично располагая с двух сторон.

Если ткани мало, то нижнюю часть туловища, ниже рук, можно сделать короче настолько, чтобы удобно было на нём в дальнейшем закрепить юбку, фартук и пр.

Плотно обвяжите ниткой туловище под руками. Сделайте так же 2 -3 узелка.

Тщательно расправьте ткань на голове и туловище куклы. Та сторона, где меньше всего складок или симметрично расположенные складки, будет лицом.  

Оформляем руки. Для этого отступаем от края «рукавов» на 1см и так же перетягиваем несколькими витками нитки, при

этом стараемся равномерно распределить складочки, образовавшиеся  на рукавах. Закрепляем 2 -3 узелками.

 

куклы Основа (туловище) готова.

Чтобы сделать кукле волосы, подойдут х/б швейные нитки (оранжевые, жёлтые, коричневые) и плотная основа, на которую мы эти нитки будем наматывать (учебник, тетрадь и т.д.). Вместо х/б ниток можно использовать мулине, «ирис», шёлковые нитки. Наматываем нитки на плотную основу. Чтобы катушка не «бегала» по столу, положим её в какую – нибудь ёмкость с высокими бортиками.

Аккуратно снимем нитки с основы и перевяжем их посередине ниткой того же цвета. В будущем это место будет пробором на «волосах» куклы.       

 

Держим «волосы» за пробор и аккуратно разрезаем снизу.

Всё это необходимо делать крайне осторожно, чтобы нитки не путались.

У нас получится две большие пряди на две косы.

Приложим волосы к голове куклы, расправим их на макушечной части. Данная «причёска» не закрывает затылочную часть головы, а располагается только сверху и спереди, обрамляя лицо.  Поэтому головной убор должен обязательно прикрывать голову куклы сзади (платок).

Чтобы закрепить волосы, протягиваем пряди «сквозь голову»: левая прядь выводится справа, а правая, соответственно, слева. Расправим тщательно «волосы» и заплетем косы, завязывая их на конце нитками того же цвета.

Есть ещё один способ закрепления волос. Он совсем простой.

Начало такое же, как и в первом случае, но только косы мы заплетаем сразу же  в обе стороны от пробора, а затем пропускаем их внутри головы и расправляем. В этом случае вся верхняя часть головы остаётся открытой, но под головным убором этого видно не будет.

Причёска готова, а ленточки будем подбирать к наряду!

Наряжаем куклу.

Замеряем длину юбки (от талии до линии низа). Ширина определяется несколько нетрадиционно, «размахом рук» куклы (от «кулачка» до «кулачка»). Для нижней юбки достаточно будет двух «размахов рук», а вот для верхней берём три размаха, если позволяет ткань.

Шьём нижнюю юбку  с оборкой, отделываем тесьмой. Оборку делаем попышнее, тогда верхняя юбка на ней будет очень красиво лежать.

 Линия талии. Шов «вперёд иголку» прокладываем на расстоянии 0,7 -1см от верхнего среза. Длина стежка не более 0,5см.

Верхний срез нижней юбки присобираем на двоцной нитке (шов «вперёд иголку, длина стежка не более 0,5см.), равномерно распределяем складочки и туго обвязываем вокруг талии.

Грудь можно оформить небольшим кусочком кружева или шитья.

Далее фантазируйте, наряжаете куклу на свой вкус. Не забудьте про бусы! Они должны быть яркие, разные по длине и много.

Красный, жёлтый, золотой цвета в наряде куклы должны присутствовать обязательно или, хотя бы, один из них. Это обереговые цвета.

Кукла готова!

P.S. пропорции для куклы можно менять в зависимости от количества ткани и предполагаемой величины куклы.

На подоле и в руках  куклы  — младенцы. Это «Пеленашки».

Куколка «Пеленашка» на вид очень простая куколка – младенчик в платочке, запеленатый в пеленку и обвитый свивальником.

Ее клали в колыбель к ребенку до его крещения, как оберег от злых духов.

Могла она быть оберегом при родах. Ее подкладывали стонущему мужу роженицы взамен младенца, опять же для отвода глаз злым духам.

И еще одно применение – клали новобрачной на колени, для того чтобы к женщине приходила материнская сила.

Технология изготовления куклы «Пеленашки».

В изготовлении «Пеленашка» проста.

Способ №1.

   Делают ее из длинного лоскута белой ношеной ткани. Ношеная ткань – тонкая, поэтому скатывается он довольно долго. Считалось, что ношеная ткань несет в себе частичку жизненной силы.

  Ткань плотно скручивают в скатку, перетягивают посередине специально изготовленным пояском. А поясок, он просто свит из двух нитей.  Говорят, что старообрядцы носили такие пояски на теле всю жизнь.  

Завязывают узел, символизирующий пуп  — центр жизненной силы. Концы у пояска откусывают, как и в старину  пуповину ребенка.  

     Потом обозначают голову. Для этого перетягивают  скатку нитями, выделяя треть длины. Повязывают платочек, запеленывают плотно в пеленку и обертывают свивальником.

Кукла готова.

     

   

Способ №2. (авторская разработка)

Скатайте небольшую, но плотную «скатку» из х/б ткани розового, бежевого или персикового цвета. Длина «скатки» примерно 5см, можно чуть короче.

Для пелёнки отрываем квадратный кусочек х/б ткани с мелким рисунком. Длина пелёнки на 4 -5см длиннее «скатки».

К примеру 10х10см.

Укладываем «младенца» посередине пелёнки и начинаем пеленать «столбиком».

Можно «голову» повязать платочком, а туловище запеленать. Это как кому нравится.                                        

  Главное – делать это аккуратно!

Оформляем голову.

Аккуратно огибаем верхним срезом пелёнки «скатку» примерно на 1см от края.

Формируем что-то вроде чепчика или платочка.

Загибаем правый угол пелёнки, плотно прижимая одну из сторон к туловищу.

Следим за тем, чтобы пелёнка со всех сторон очень плотно облегала «скатку».

Перегибаем пелёнку еще раз, формируя «лицо».

Следим за тем, чтобы нижний срез пелёнки был ровным.

Пеленаем «ножки».                                  

Все срезы пелёнки расправляем и ровняем.

Левый угол пелёнки перегибаем так же, как и правый, плотно прижимая одну из сторон к туловищу.

Завернём ещё раз уголок.          

«Пеленашка» готова!                                

Тщательно выправим все уголки, расправим складочки.

Последний штрих…

Мальчик или девочка?..

Подвязываем атласной ленточкой

и делаем бантик.

Когда «Пеленашки» будут готовы, прикрепляем их к «маме» одним из удобных способов:

  • Аккуратно привязываем к подолу юбки (не пришиваем).
  • Привязываем тесьмой – поясом вокруг талии.
  • Связываем руки в колечко и вставляем в него малышей.

 Кукла, по технологии которой мы изготавливали основу для куклы «Куватки», называется крестовой. В этой же технике можно изготовить множество самых разных кукол, меняя наряды, получаем новый образ.

Все, представленные на фото куклы являются авторскими разработками.

Сейчас непростые времена, и непростые силы нужны для того, чтобы, несмотря на все события мира, оставаться добрым, отзывчивым, жизнерадостным и любящим человеком.         Говорят, то добро, которое ты делаешь миру, вернется к тебе в троекратном размере. Если чувствуешь в себе силы помогать другим – сделай это. Просто так, не ожидая благодарности. Просто для того, чтобы на одну улыбку в мире стало больше.

Помочь человеку и поддержать его можно по-разному. Кто как умеет. Можно словами, можно делами.

 Мне  же хочется подарить людям, которым сейчас по той или иной причине сложно…

тряпичную куклу. Такую, какой ее помнят еще наши прапрабабушки, сделанную из тряпочек без иголки и ножниц, теплую и уютную. Эта куколка надежный оберег, маленькая подружка, которая выслушает вас, приютившись на ладошке, и безмолвно поддержит.

Занятие для учащихся 7–9 лет «Изготовление перчаточных кукол»

org/BreadcrumbList»> Разделы: Технология, Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Пояснительная записка

Занятия кружка «Кукольный мир» основаны на реализации авторской образовательной программы. На первом году обучения изучается тема «Изготовление цельнокройных кукол». Одним из вариантов которых являются перчаточные куклы. Мною были разработаны занятия по созданию набора кукол для обыгрывания Рождественской истории.
Целью занятия является разработка эскизов образов текстильных кукол  в технике аппликации, согласно выбранному персонажу («Мария с младенцем», «Иосиф», три «Волхва», два «Пастуха», «Ослик», «Рождественская Звезда»).
Обучающиеся из имеющихся материалов создают плоскостные эскизы и представляют их.

Данная методика способствует развитию творческого подхода к выполнению задания, формирует художественный вкус, развивает мыслительные процессы, способствует самовыражению.
Тип занятия: комбинированное.

Форма занятия: творческая мастерская.

Цель: разработать эскизы  текстильных кукол  в технике  аппликации, согласно выбранному образу  («Мария с младенцем», «Иосиф»,  три «Волхва», два «Пастуха»,  «Ослик», «Рождественская Звезда»).

Задачи: 

  • обучить созданию образа персонажа и его костюма из ткани и     фурнитуры  в технике  аппликации;
  • развить чувство цвета, образное  мышление, воображение;
  • сформировать опыт самостоятельной работы, навык творческой деятельности;
  • воспитать самостоятельность, целеустремленность.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Подготовка к занятию, организация внимания учащихся (5 мин.)

  • Постановка целей,  выделение дидактических задач занятия 
  • Выявление  места темы данного занятия в контексте общей темы  «Изготовление цельнокроеных кукол»

2. Введение в тему: (10 мин.)

  • Последовательность изготовления текстильных кукол (игра «Поезд»).
  • Раскрытие содержания темы (игра «Чудесная корзина»).
  • Краткая история театральных кукол.

3. Практическая часть занятия – индивидуальная работа

(20 мин.)

  • Выбор персонажей по карточкам (жеребьёвка «Ларчик»).
  • Подбор текстильных материалов по цветовому колориту в соответствии с образом.
  • Создание силуэта будущей игрушки.
  • Создание образа куклы  из ткани и фурнитуры  в технике аппликации.
  • Декорирование образа. По ходу работы  – индивидуальная помощь обучающимся и консультация педагога. 

4. Подведение итогов занятия (5 мин.)

  • Повторение схемы поэтапного выполнения кукол.
  • Закрепление понятия о колорите и характерных особенностях образа.
  • Анализ выполненных эскизов.
  • Презентация про Рождественскую историю.

5.  Уборка рабочего места.

Используемая литература:

  1. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Под ред. О.Е.Лебедева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
  2. Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. – М.:  ТЦ «Сфера», 2000.
  3. Я познаю мир: Детская энциклопедия:   Игрушки/ Авт. сост. Н.Г.Юрина. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ЗАО «Издательский дом» «Семейная библиотека», 1998.
  4. Праздничные наряды и маскарадные костюмы для детей. – М.: Астрель, 2001.
  5. Грей И. Мягкие игрушки, куклы и марионетки./ Перевод с англ. А.С.Трошина. – М.: Просвещение, 1979.
  6. Кружков Н. Рождество Христово (литературная композиция) // Вечное слово.
    – 2004. – № 5.

Дидактические материалы:

  • Иллюстрации  на тему Рождества.
  • Раздаточные карточки с названием этапов изготовления кукол.  
  • Раздаточные карточки  с названиями образов:  «Мария с младенцем», «Иосиф»,   «Волхва» (3 шт.),  «Пастух» (2 шт.),  «Ослик», «Рождественская Звезда».
  • Перчатки, заготовки «головок» перчаточных кукол  (по количеству детей),  образцы перчаточных кукол  для демонстрации.
  • Заготовки элементов силуэтов и костюма  для персонажей Рождественской истории.

Материалы: лоскуты ткани соответствующего колорита и фактуры,  тесьма, ленты, бусины, пуговицы, клей ПВА, универсальный клей,   листы цветного картона.

Инструменты: ножницы, кисти для клея.

Оборудование: доскаученическая металлическая, магниты, стол для мини-выставки.

Тип занятия:  комбинированное.

Форма занятия: творческая мастерская.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационная часть

– Уважаемые гости,  дорогие девочки, я рада всех вас приветствовать.
Мы продолжаем изучение темы «Изготовление цельнокроеных кукол».
Сегодня мы начнём создание нового вида игрушек.  

2. Введение в тему

– Итак, отправляемся в путь! Нас ждёт необычный поезд. Предлагаю каждому вытянуть счастливый билетик.  Чтобы отправиться в путь, каждый пассажир должен занять своё место.

Дети выбирают карточки с названиями этапов изготовления текстильных кукол.


По порядку к доске прикрепляются «Паровоз» и «Вагоны» (от 1 до 8).

Игра «Поезд»: 

Последовательность создания текстильных кукол
1 Разработка темы.
2 Выбор образа.
3 Подбор материалов.
4 Разработка эскиза куклы и костюма.
5 Пошив и набивка куклы.
6 Изготовление костюма.
7 Оформление волос и лица куклы.
8 Презентация творческой работы.

– Отлично, девочки! Наш поезд готов. Все заняли свои места. Мы отправляемся в путешествие.

А поможет нам с вами  в этом «Чудесная корзинка».

В чудесной корзинке нашла я перчатки.
Их вам раздаю я всем по порядку.
В придачу «напёрстки» возьмите.
И куклам головки изобразите.
На палец указательный надеваем
И головкою киваем.
Пальцы средний и большой – будут руки,
Чаще ими шевелите – и не будет скуки.
Были куколки игральные,
Стали  театральные.

Детям раздаются перчатки и заготовки головок различных игрушек-зверушек из картона, которые надеваются на указательный палец руки. Средний и большой пальцы изображают лапки.

– Таким образом, у вас получились простейшие театральные куклы. А если приложить немного фантазии и стараний, то получатся вот такие куклы.

Детям демонстрируются образцы самодельных  перчаточных кукол.

– Театральные куклы имеют давнюю историю.  Кукольный театр возник задолго до нашей эры (до  Рождества Христова), более двух тысяч лет назад. Первые упоминания о нём связаны с Древним Египтом, Древней Грецией и Древним Римом.
В Древней Греции появился  миниатюрный кукольный театр, который назывался вифлиемским ящиком. Он наивно показывал мироздание: небо и землю, отношения богов и людей.  Позднее он превратился в вертеп. Это традиционный Рождественский спектакль.
Классический вертеп представляет собой двухэтажный ящик в виде дома. Передняя стенка дома открыта и задёрнута занавесом. С началом представления занавес открывается. На верхнем этаже находится красивая кукла. Она закутана в шаль, а на руках держит младенца в одеяльце. Это Дева Мария и Христос. Рядом с ними – деревянный ослик, на котором они приехали в Вифлием.  Над домом, где приютились Дева Мария и её божественный сын, загорается звезда. Приходят поклониться младенцу Иисусу пастухи с посохами, а за ними – три восточных мудреца в бархатных одеждах. Они кланяются и оставляют дары в шёлковых узелках.

А тем временем на нижнем этаже вертепа чернобородый царь Ирод в красной одежде узнаёт о рождении младенца, будущего царя Иудейского. В гневе он велит стражникам перебить всех младенцев мужского пола в его владениях. Но такое злодеяние не может остаться безнаказанным.
И за царём Иродом приходит кукла – Смерть. Она острой косой срубает Ироду голову.
Действие заканчивается пением ангелов в белых одеяниях, с крыльями за плечами.

– Девочки, вот и у нас  настала зима. Уже совсем скоро будут всеми любимые праздники Новый год и Рождество. Я предлагаю нам  тоже подготовиться к празднованию и сделать свой Рождественский вертеп.

3. Практическая часть

– Сверимся с нашей схемой работы.
… В тему мы погрузились, теперь нужно выбрать образ, который  каждая из вас будет создавать.

Проведение жеребьёвки «Ларчик»:

Дева Мария с младенцем
Иосиф
Ослик
1-й  волхв  Балтазар
2-й волхв  Гаспар
3-й волхв  Мельхиор
1-й пастух
2-й пастух
Рождественская Звезда

В результате жеребьёвки каждый обучающийся выбрал своего персонажа.

– Следующий этап – «Подбор материалов». Нужно выбрать текстильные  и отделочные материалы в соответствии с образом.

Дети выбирают подготовленные педагогом комплекты, подходящие для каждого образа.

– Сначала вам нужно создать силуэт будущей куклы. Для этого найдите в своих комплектах подходящую деталь и приклейте её на картон.

Дети находят нужную деталь (силуэт туловища) и приклеивают на картон-основу.

– Теперь, с помощью имеющихся лоскутов ткани  и фурнитуры, создайте образ куклы (костюм, лицо, причёску).

Дети подбирают подходящие материалы и создают композицию.

– Довершить образ возможно, используя отделочные материалы, тесьму, бусины.

Дети заканчивают разработку эскиза.

4. Подведение итогов занятия

– Девочки, давайте ещё раз обратимся к схеме «Последовательность создания текстильных кукол». Первые четыре этапа мы выполнили. На следующем занятии продолжим работу по пошиву и набивке куклы.

– Просмотрев эскизы наших персонажей, объединяем и в три группы:

1. Дева Мария с младенцем и Иосиф. Их одежда простая по крою, сделана из тканей сдержанных оттенков. Традиционно, в костюме Девы Марии использовали красный и голубой цвета. Младенец – в белой пелене. Иосиф – пожилой человек, и потому одет в неяркие одежды. Они жили небогато, были просты и сдержанны. С ними был ослик, которого мы сделали из серой ткани.

2. Пастухи ведут кочевой образ жизни. Поэтому их одежды, как бы выцвели на ярком солнце. Коричневато-зелёных и серых оттенков.

3. Волхвы и Рождественская Звезда.  Для того,  чтобы подчеркнуть значимость и торжественность случившегося события – Рождение Спасителя человечества, волхвы и Звезда выполнены в ярких, радостных тонах, с использованием нарядных тканей.

– Девочки, предлагаю вам посмотреть презентацию про Рождественскую историю.

1. Случилось то, что предрекал пророк:
Из Назарета в малый Вифлием
На перепись потёк людской поток,
Иосиф и Мария на осле.
2. Стучали тут, стучали там, везде ответ:
«Пустить не можем, в доме места нет!»
Но кто-то сжалился, дал молоко и хлеб
И на ночлег пустил в овечий хлев.
3. На землю ночь глубокая спустилась,
Раскинув плащ над тихими полями.
И небо ясным светом озарилось,
Внезапно вспыхнув яркими звездами.
4. Но среди звёздных мириад  заметна
Была одна звезда, как знак Завета,
Как будто связь между землёй и небом,
Она стояла над убогим хлевом,
Где в эту ночь, что стала так светла,
Мария Дева Сына родила.
5. В ту ночь на поле пастухи
Свои стада пасли усердно,
Открыл им Ангел, самым первым
Явившись средь ночных стихий,
Как свет, сияющий во мгле,
Что Бог родился на земле.
6. В сиянье звёздном к дальней цели
Спешит усердный караван.
И вот леса зазеленели,
Засеребрился Иордан.
7. Всё ближе, ближе свет небесный
Вот Вифлием – холмов гряда…
И над скалой пещеры тесной
Остановилась вдруг звезда.
8. Волхвами вещий сон разгадан.
Открылся Бог своим рабам,
И смирну, золото и ладан
Они несут к его ногам.

– Дорогие девочки, вы все сегодня постарались и хорошо справились с заданием. Выполнили большой объём работы. Я  очень благодарна  за ваше старание. Молодцы!

5. Уборка рабочих мест

– Наше сегодняшнее занятие завершилось. Осталось только привести в порядок свои места.

Приложение 1

Приложение 2

Кукольный дом: Темы | SparkNotes

Темы — это фундаментальные и часто универсальные идеи, изучаемые в литературном произведении.

Жертвенная роль женщин

В Кукольный дом, Ибсен рисует мрачную картину жертвенной роли женщин всех экономических классов в его обществе. В целом, женские персонажи пьесы иллюстрируют утверждение Норы (говорившее с Торвальдом в третьем акте), что, хотя мужчины отказываются жертвовать своей честностью, «сотни тысяч женщин сделали это». Чтобы содержать свою мать и двух братьев, миссис Линде сочла необходимым отказаться от Крогстада, своей настоящей, но нищей любви, и выйти замуж за более богатого человека. Няня была вынуждена отказаться от собственного ребенка, чтобы прокормить себя, работая смотрителем Норы (а затем и детей Норы). Как она рассказывает Норе, няня считает, что ей повезло, что она нашла эту работу, поскольку она была «бедной девочкой, которую сбили с пути». Хотя Нора находится в более выгодном экономическом положении по сравнению с другими женскими персонажами пьесы, она, тем не менее, ведет трудную жизнь, потому что общество диктует, чтобы Торвальд был доминирующим партнером в браке. Торвальд издает указы и снисходит к Норе, и Нора должна скрывать от него свою ссуду, потому что знает, что Торвальд никогда не мог принять мысль о том, что его жена (или любая другая женщина) помогла спасти его жизнь. Кроме того, она должна работать тайно, чтобы погасить свой кредит, потому что получение женщиной кредита без разрешения мужа является незаконным. Мотивируя обман Норы, отношение Торвальда и общества делает Нору уязвимой для шантажа Крогстада. Отказ Норы от своих детей также можно интерпретировать как акт самопожертвования. Несмотря на огромную любовь Норы к своим детям, проявляющуюся в ее общении с ними и ее большом страхе развратить их, она решает оставить их. Нора искренне верит, что няня будет лучшей матерью и что оставить детей — в их же интересах.

Прочтите о другой женщине, которая отвечает ожиданиям общества, в книге Натаниэля Хоторна « Алая буква ».

Родительские и сыновние обязанности

Нора, Торвальд и доктор Ранк каждый выражают убеждение, что родитель обязан быть честным и порядочным, потому что безнравственность родителей передается его или ее детям, как болезнь. На самом деле у доктора Ранка действительно есть болезнь, которая является результатом развращенности его отца. Доктор Ранк подразумевает, что безнравственность его отца — его многочисленные связи с женщинами — привели к тому, что он заразился венерической болезнью, которую он передал своему сыну, в результате чего доктор Ранк страдал из-за проступков своего отца. Торвальд высказывает идею о том, что родители определяют моральный облик человека, когда он говорит Норе: «Почти у всех молодых преступников были лживые матери». Он также отказывается позволить Норе общаться с их детьми после того, как узнает о ее обмане, опасаясь, что она их развратит. Тем не менее, пьеса предполагает, что дети тоже обязаны защищать своих родителей. Нора признавала это обязательство, но проигнорировала его, предпочитая быть с больным мужем и жертвовать собой ради него, а не больного отца. Миссис Линде, с другой стороны, оставила свои надежды быть с Крогстадом и предприняла годы труда, чтобы ухаживать за своей больной матерью. Ибсен не осуждает решение ни одной из женщин, но он использует идею долга ребенка перед родителем, чтобы продемонстрировать сложность и взаимный характер семейных обязательств.

Ненадежность внешности

В течение «Кукольный дом» внешностей оказываются обманчивыми покровами, маскирующими реальность персонажей и ситуаций пьесы. Наши первые впечатления от Норы, Торвальда и Крогстада в конечном итоге искажаются. Нора сначала кажется глупой, ребячливой женщиной, но по ходу пьесы мы видим, что она умна, целеустремленна и, по заключению пьесы, волевая, независимая мыслительница. Торвальд, хотя и играет роль сильного, доброжелательного мужа, показывает себя трусливым, мелочным и эгоистичным, когда опасается, что Крогстад ​​может подвергнуть его скандалу. Крогстад ​​тоже оказывается гораздо более симпатичным и милосердным персонажем, чем кажется на первый взгляд. Кульминация пьесы во многом связана с устранением путаницы в идентичности: мы видим Крогстада как серьезного любовника, Нору как умную, смелую женщину, а Торвальда как жеманного и грустного мужчину. Ситуации тоже неверно интерпретируются как нами, так и персонажами. Кажущаяся ненависть между миссис Линде и Крогстадом оказывается любовью. Кредитором Норы оказывается Крогстад, а не доктор Ранк, как предполагаем мы с миссис Линде. Доктор Ранк, к удивлению Норы и нашего, признается, что влюблен в нее. На первый взгляд злодейский Крогстад ​​раскаивается и возвращает ей контракт Норы, в то время как внешне добросердечная миссис Линде перестает помогать Норе и вынуждает Торвальда раскрыть тайну Норы. Нестабильность внешнего вида в доме Хельмеров в конце пьесы является результатом преданности Торвальда образу в ущерб созданию истинного счастья. Поскольку Торвальд жаждет уважения со стороны своих сотрудников, друзей и жены, для него важны статус и имидж. Любое неуважение — например, когда Нора называет его мелочным и когда Крогстад ​​называет его по имени — сильно злит Торвальда. К концу пьесы мы видим, что одержимость Торвальда контролем за внешним видом своего дома и его неоднократное подавление и отрицание реальности нанесли непоправимый вред его семье и его счастью.

Ограничивающий характер гендерных ролей 

В « Кукольный дом » Ибсен изображает стереотипно гендерное домашнее хозяйство с Торвальдом и Норой Хелмер, а затем показывает, как персонажи — как мужчины, так и женщины — страдают из-за ролей, которые общество ожидает от них. Ограничивающий характер гендерных ролей особенно очевиден для главных женских персонажей пьесы, Норы и миссис Линде. Ожидалось, что женщины в то время выйдут замуж, заведут детей и останутся дома, чтобы заботиться о своих детях и муже. Когда у женщины действительно была работа и она зарабатывала деньги, как Нора, тайно переписывая реплики, это было «как быть мужчиной». У женщин было очень мало возможностей зарабатывать деньги для себя, и им приходилось полагаться на мужей или отцов в обеспечении своих потребностей. Не имея отца и старших братьев, миссис Линде искала богатого мужа, оставив мужчину, которого она искренне любила, чтобы быть финансово обеспеченной, но даже этот план был рискованным, потому что у нее не было возможности узнать его истинное финансовое положение. Когда Нора спрашивает, был ли в то время богат человек, за которого вышла замуж миссис Линде, миссис Линде может только сказать, что, по ее мнению, он был богатым. Из-за ожидания оставаться дома, воспитывать детей и подчиняться своим мужьям женщины упускали много возможностей, часто нуждаясь в законном согласии своих мужей для выполнения простых деловых вопросов. К концу пьесы Нора осознает разрушительный характер этих гендерных ролей, говоря Торвальду, что он и ее отец, навязывая ей социальные ожидания, являются причиной того, что она «ничего не сделала в [своей] жизни».

Мужчины в пьесе тоже страдают, хотя и более незаметно и бессознательно, из-за гендерных ролей, которые они активно отстаивают. Хотя Торвальд явно наслаждается своей ролью исполнителя социальных ожиданий, он не понимает, что не может полностью любить свою жену, потому что не видит в ней настоящего человека. В силу своей «мужской независимости» он не может получить помощь ни от кого другого, тем более не от женщины, и Нора поэтому решает, что лучше солгать мужу, чем задеть его самолюбие. Что наиболее важно, неспособность Торвальда освободиться от социальных гендерных ролей приводит к его неспособности признать, что любовь его жены более ценна, чем его репутация. В результате он теряет Нору и в конечном итоге станет тем, чего он больше всего боялся: предметом сплетен как неудачник.

Обман

В эпизоде ​​ Кукольный дом обман представлен как маска, которую лжец должен носить, чтобы скрыть правду. Когда Торвальд описывает, почему у Крогстада плохая репутация, он поясняет, что Крогстад ​​не принял свое наказание в лоб, а выбрался из головоломки «хитрым трюком», и теперь из-за своей лжи он должен «носить маску в в присутствии близких и дорогих ему людей, даже перед собственной женой и детьми». Эту вездесущую маску еще более явно носит Нора. Перед Торвальдом она носит маску маленькой девочки или невинного лесного существа, готового подыграть его бесчеловечным прозвищам «белка» и «жаворонок», чтобы получить то, что она хочет. Бал-маскарад представляет собой еще один случай, когда маска необходима, чтобы уберечь других от правды. Нора переодевается неаполитанской девушкой-рыбачкой и танцует дикую тарантеллу, чтобы отвлечь Торвальда и помешать ему прочитать письмо Крогстада, в котором подробно описывается правда о кредите и подделке Норы. Чтобы поддерживать обман, человек должен быть готов скрыть свое истинное «я» под маской, и чем больше он отчаянно пытается скрыть правду, тем больше вероятность того, что его маска станет постоянной.

Репутация 

Репутация Норы и доктора Ранка зависит от репутации их родителей. Отец доктора Ранка имел репутацию человека, который наслаждался физическими удовольствиями до такой степени, что передал своему сыну венерическую болезнь, которая в конечном итоге привела к его смерти. Хотя доктор Ранк является порядочным членом общества, он наказан за проступки своего отца и платит высшую цену за дурную репутацию своего отца. Точно так же Торвальд говорит, что способность Норы выманивать у него деньги «в крови», и, по мнению Торвальда, она унаследовала от своего отца репутацию небрежной транжиры. Как только Торвальд узнает правду о ссуде и подделке, он далее заявляет, что «беспринципность» Норы — это все влияние ее отца.

Интересно, что в начале пьесы Торвальд вводит мысль о том, что «чаще всего» дурно влияет на детей мать, утверждая, что «почти каждый, кто в раннем возрасте пошел на зло, имел лживую мать.» По словам Торвальда, репутация человека должна передаваться по наследству от матери, однако на протяжении всей пьесы показано обратное. Точно так же, как ребенок в этом обществе получает фамилию своего отца как свою собственную, он также, похоже, наследует репутацию своего отца, особенно когда речь идет об отрицательных чертах. Если у их отца была плохая репутация, она возвращается, чтобы преследовать их, независимо от того, какую добрую волю они могут создать самостоятельно. Таким образом, Ибсен тонко указывает на отравляющее влияние женоненавистничества в этом обществе.

Брак 

Нора и Торвальд представляют собой совершенно обычный брак в начале пьесы: она остается дома и занимается их домом и детьми, а он поддерживает семью материально. Чтобы сохранить их традиционный брак на плаву, Нора лжет Торвальду на каждом шагу; она нечестна не только в таких глупых вещах, как поедание миндального печенья, но и в огромных вещах, таких как тот факт, что она получила кредит, который спас жизнь Торвальду. Когда эта ложь раскрывается, Торвальд полностью ломается и прогоняет Нору. Торвальд, как обычный муж, считает, что имеет право контролировать свою жену; он поражен, когда Нора говорит, что с ее стороны «мило» делать то, что он хочет. Это предполагаемое право на контроль является еще одной причиной распада их брака; Торвальд должен контролировать каждый аспект своего дома, даже ключи от почтового ящика, но он не понимает, что за его контроль приходится платить. Пока он контролирует Нору, они никогда не могут быть равными и, следовательно, не могут быть в истинном союзе или партнерстве.

Напротив, отношения между Крогстадом и миссис Линде, хотя и нетрадиционные, представляют собой «настоящий брак», которого Нора желает к концу пьесы. Роль миссис Линде как кормильца семьи весьма необычна, но она дает ей возможность зарабатывать деньги и возможность прожить часть своей жизни вне дома. Кроме того, миссис Линде и Крогстад ​​могут откровенно говорить друг с другом (что Нора и Торвальд считают невозможным, пока их брак не распадается), а это означает, что им не нужно прятаться за надуманными супружескими ролями. Они видят друг в друге равных, «двух потерпевших кораблекрушение», объединяющих силы. Поскольку они на самом деле уважают друг друга как равные человеческие существа, их союз позволяет им расти, меняться и становиться лучше.

Кукольный домик


КОГДА милая старая миссис Хэй вернулась в город после пребывания у Бернеллов, она прислала детям кукольный домик. Он был таким большим, что возчик и Пэт вынесли его во двор, где он и остался стоять на двух деревянных ящиках рядом с дверью в кормушку. Никакой вред не мог прийти к этому; было лето. И, может быть, запах краски улетучился бы к тому времени, когда ее нужно было впитать. Ибо, право же, запах краски, исходящий из кукольного домика («Конечно, милый от старой миссис Хей; очень милый и щедрый! ‘) — но, по мнению тети Берил, запаха краски было вполне достаточно, чтобы серьезно заболеть. Еще до того, как сняли увольнение. И когда это было…

Там стоял Кукольный домик, темный, маслянистый, шпинатно-зеленый, с ярко-желтыми вкраплениями. Две крепкие дымоходы, приклеенные к крыше, были выкрашены в красный и белый цвета, а дверь, блестевшая желтым лаком, была похожа на лепешку ириски. Четыре окна, настоящие окна, были разделены на стекла широкой зеленой полосой. На самом деле там было и маленькое крыльцо, выкрашенное в желтый цвет, по краю которого висели большие комки застывшей краски.

Но идеальный, идеальный домик! Кто мог возражать против запаха. Это было частью радости, частью новизны.

«Открывайте быстрее, кто-нибудь!»

Крюк сбоку застрял. Пат распахнул ее перочинным ножом, и весь фасад дома откинулся назад, и вот вы смотрите в одно и то же мгновение в гостиную и столовую, на кухню и в две спальни. Вот так открывается дом! Почему не все дома так открываются? Насколько увлекательнее, чем заглянуть в дверную щель в жалкий маленький зал с вешалкой для шляп и двумя зонтиками! Это — не так ли? — то, что вы хотите узнать о доме, когда кладете руку на дверной молоток. Возможно, так Бог открывает дома глубокой ночью, когда Он тихонько ходит с ангелом…

«О-о-о!» Дети Бернеллов говорили так, словно были в отчаянии. Это было слишком чудесно; это было слишком для них. Ничего подобного они в жизни не видели. Все комнаты были оклеены обоями. На стенах висели картины, нарисованные на бумаге, в золотых рамах. Красная ковровая дорожка покрывала все этажи, кроме кухни; красные плюшевые стулья в гостиной, зеленые в столовой; столы, кровати с настоящим постельным бельем, люлька, печка, комод с крошечными тарелками и один большой кувшин. Но что Кези больше всего нравилось, что ей ужасно нравилось, так это лампа. Она стояла посреди обеденного стола, изящная янтарная лампа с белым шаром. , конечно, нельзя было зажечь, но внутри было что-то похожее на масло и шевелилось, когда его встряхивали.0009

Куклы отец и мать, растянувшиеся в гостиной так, будто потеряли сознание, и двое их маленьких детей, спящих наверху, были действительно слишком велики для кукольного домика. Они не выглядели так, как если бы они принадлежали. Но лампа была идеальна. Он как бы улыбался Кезии, говоря: «Я здесь живу». Лампа была настоящей.

На следующее утро дети Бернеллов с трудом шли в школу. Они горели желанием всем рассказать, описать, ну, хвастаться своим кукольным домиком до того, как прозвенит школьный звонок.

«Я должна рассказать,» сказала Изабель, «потому что я самая старшая. А вы двое можете присоединиться после. Но я должна рассказать первой».

Ответить было нечего. Изабель была властной, но всегда была права, а Лотти и Кеция слишком хорошо знали, какие силы дает быть старшей. Они прочесали густые лютики у края дороги и ничего не сказали.

«И я выбираю, кто придет и увидит его первым. Мама сказала, что я могу.»

Потому что было устроено, что, пока кукольный домик стоит во дворе, они могут попросить девочек из школы, по две за раз, прийти и посмотреть. Не для того, чтобы остаться пить чай, конечно, или ходить по дому. Но просто тихо постоять во дворе, пока Изабель показывала красавиц, а Лотти и Кеция выглядели довольными…

Но как бы они ни торопились, к тому времени, когда они достигли просмоленного забора детской площадки для мальчиков, колокольчик начал звенеть. Они едва успели снять шляпы и выстроиться в шеренгу, как объявили перекличку. Неважно. Изабель пыталась компенсировать это тем, что выглядела очень важной и таинственной и шептала за руку девочкам рядом с ней: «Надо кое-что сказать вам во время игры».

Настало время игры, и Изабель окружили. Девочки ее класса чуть ли не боролись за то, чтобы обнять ее, уйти с ней, льстиво улыбаться, быть ее особой подругой. Она устроила настоящий корт под огромными соснами у детской площадки. Подталкивая друг друга, хихикая, маленькие девочки прижались вплотную. И единственные двое, кто остался вне ринга, были двое, которые всегда были снаружи, маленькие Келви. Они знали лучше, чем приближаться к Бернеллам.

Дело в том, что школа, в которую ходили дети Бернеллов, была совсем не тем местом, которое выбрали бы их родители, если бы у них был выбор. Но не было ни одного. Это была единственная школа на многие мили. И в результате все дети округи, маленькие девочки судьи, дочери доктора, дети лавочника, молочника, были вынуждены смешаться вместе. Не говоря уже о таком же количестве грубых, грубых мальчишек. Но черту надо было где-то провести. Он был нарисован Келви. Многим детям, включая Бёрнеллов, не разрешалось даже разговаривать с ними. Они прошли мимо Келви с высоко поднятой головой, и поскольку они задавали моду во всех вопросах поведения, Келви все сторонились. Даже у учительницы был особый голос для них и особая улыбка для других детей, когда Лил Келви подошла к ее парте с букетом ужасно обычных на вид цветов.

Они были дочерьми подвижной, трудолюбивой маленькой прачки, которая целыми днями ходила из дома в дом. Это было достаточно ужасно. Но где был мистер Келви? Никто не знал наверняка. Но все говорили, что он в тюрьме. Итак, они были дочерьми прачки и тюремщика. Очень хорошая компания для чужих детей! И они это посмотрели. Трудно было понять, почему миссис Келви сделала их такими заметными. Правда заключалась в том, что они были одеты в «вещи», подаренные ей людьми, на которых она работала. Лил, например, полная, некрасивая девочка с большими веснушками, пришла в школу в платье, сшитом из зеленой художественной саржи Бернеллов, с красными плюшевыми рукавами из портьер Логанов. Ее шляпка на высоком лбу принадлежала взрослой женщине, когда-то принадлежавшей мисс Леки, почтмейстеру. Он был загнут сзади и обшит большим алым пером. Каким маленьким парнем она выглядела! Невозможно было не засмеяться. А ее младшая сестра, наша Эльза, была одета в длинное белое платье, похожее на ночную рубашку, и в мальчишечьих сапогах. Но что бы ни носила наша Эльза, она выглядела бы странно. Она была крошечным ребёнком, с остриженными волосами и огромными торжественными глазами — маленькая белая сова. Никто никогда не видел ее улыбки; она почти никогда не говорила. Она шла по жизни, держась за Лил, с зажатым в руке куском юбки Лил. Куда Лил пошла, наша Эльза последовала за ней. На детской площадке, по дороге в школу и обратно, Лил шла впереди, а наша Эльза держалась сзади. Только когда ей чего-то хотелось или когда она задыхалась, наша Эльза дергала Лил, дергала, и Лил останавливалась и оборачивалась. Келви всегда понимали друг друга.

Теперь они зависли на краю; вы не могли остановить их слушать. Когда девчонки обернулись и ухмыльнулись, Лил, как обычно, одарила ее глупой стыдливой улыбкой, а наша Эльза только посмотрела.

И голос Изабель, такой очень гордый, продолжал рассказывать. Ковер произвел фурор, но и кровати с настоящим постельным бельем, и печь с духовкой.

Когда она закончила, вмешалась Кеция. «Ты забыла лампу, Изабель».

— О, да, — сказала Изабелла, — а на обеденном столе стоит крохотная лампадка, вся из желтого стекла, с белым шаром. Ее не отличить от настоящей.

«Лампа лучше всех», — воскликнула Кеция. Она думала, что Изабель и наполовину недостаточно использует маленькую лампу. Но никто не обратил внимания. Изабель выбирала двоих, которые должны были вернуться с ними в тот же день и увидеть его. Она выбрала Эмми Коул и Лену Логан. Но когда другие знали, что у них у всех есть шанс, они не могли быть достаточно добры к Изабель. Один за другим они обняли Изабель за талию и увели. Им было что ей шептать, тайну. «Изабель — моя подруга».

Только маленькие Келви ушли забытые; им больше нечего было слышать.

Шли дни, и по мере того, как все больше детей видели кукольный домик, слава о нем росла. Это стало единственной темой, яростью. Один вопрос был: «Вы видели кукольный дом Бернеллов? О, разве это не прекрасно!» «Вы не видели его? О, я говорю!» . Маленькие девочки сидели под соснами и ели свои толстые бутерброды с бараниной и большие куски кекса, намазанного маслом. В то время как всегда, как можно ближе, сидели Келви, наша Эльза держалась за Лил, тоже слушая, пока они жевали свои бутерброды с джемом из газеты, пропитанной большими красными каплями. «Мама, — сказала Кеция, — нельзя ли мне хотя бы раз спросить у Келви?»0009

«Конечно нет, Кеция.»

«А почему бы и нет?»

«Беги, Кеция, ты прекрасно знаешь, почему бы и нет».

Наконец-то это увидели все, кроме них. В тот день эта тема несколько заглохла. Был час обеда. Дети стояли вместе под соснами, и вдруг, глядя на Келви, которые ели из газеты, всегда сами по себе, всегда слушая, им захотелось быть им противными. Эмми Коул начала шепотом.

«Лил Келви будет служанкой, когда вырастет.»

«О-о, какой ужас!» сказала Изабель Бернелл и скосил глаза на Эмми.

Эмми многозначительно сглотнула и кивнула Изабель, как делала в таких случаях ее мать.

— Это правда, это правда, это правда, — сказала она.

Тут маленькие глазки Лены Логан щелкнули. «Спросить у нее?» — прошептала она.

«Спорим, что нет», сказала Джесси Мэй.

«Пух, я не боюсь», сказала Лена. Внезапно она издала небольшой визг и затанцевала перед другими девушками. «Смотри! Смотри! Смотри сейчас!» — сказала Лена. И скользя, скользя, волоча одну ногу, хихикая под рукой, Лена подошла к Келви.

Лил оторвалась от ужина. Она быстро завернула остатки. Наша Эльза перестала жевать. Что сейчас предстояло?

«Правда ли, что ты будешь служанкой, когда вырастешь, Лил Келви?» пронзительно завопила Лена.

Мертвая тишина. Но вместо ответа Лил лишь глупо и стыдливо улыбнулась. Казалось, она совсем не возражала против этого вопроса. Какой подарок для Лены! Девочки начали хихикать.

Лена этого не выдержала. Она положила руки на бедра; она бросилась вперед. — Ура, твой отец в тюрьме! — злобно прошипела она.

Это было так чудесно — сказать, что маленькие девочки бросились прочь, глубоко, глубоко возбужденные, дикие от радости. Кто-то нашел длинную веревку, и они стали прыгать. И никогда они не прыгали так высоко, не бегали так быстро и не совершали таких смелых поступков, как в то утро.

Днем Пэт ​​вызвала детей Бернеллов на коляске, и они поехали домой. Были посетители. Изабель и Лотти, любившие посетителей, поднялись наверх, чтобы сменить передники. Но Кезия воровала сзади. Вокруг никого не было; она стала раскачиваться на больших белых воротах двора. Вскоре, глядя вдоль дороги, она увидела две маленькие точки. Они становились больше, они приближались к ней. Теперь она могла видеть, что один был впереди, а другой сзади. Теперь она могла видеть, что это были Келви. Кеция перестала раскачиваться. Она соскользнула с ворот, как будто собиралась убежать. Потом она заколебалась. Келви подошли ближе, а рядом с ними шли их тени, очень длинные, тянущиеся прямо через дорогу с головами в лютиках. Кеция снова влезла на ворота; она приняла решение; она выкрутилась.

«Привет», сказала она проходившим мимо Келви.

Они были так поражены, что остановились. Лил глупо улыбнулась. Наша Эльза смотрела.

«Ты можешь прийти и посмотреть наш кукольный домик, если хочешь», — сказала Кеция и волочила палец ноги по земле. Но тут Лил покраснела и быстро покачала головой.

«Почему бы и нет?» спросила Кеция.

Лил ахнула, а потом сказала: «Твоя мама сказала нашей маме, что ты не должна с нами разговаривать».

«Ну что ж», сказала Кеция. Она не знала, что ответить. «Ничего. Ты все равно можешь прийти и посмотреть наш кукольный домик. Пошли. Никто не смотрит».

Но Лил покачала головой еще сильнее.

«Ты не хочешь?» спросила Кеция.

Внезапно Лил дёрнулась за юбку. Она обернулась. Наша Эльза смотрела на нее большими умоляющими глазами; она хмурилась; она хотела пойти. Мгновение Лил с сомнением смотрела на нашу Эльзу. Но тут наша Эльза снова дернула юбку. Она двинулась вперед. Кеция шла впереди. Как два маленьких бездомных кота, они шли через двор к тому месту, где стоял кукольный домик.

«Вот оно,» сказала Кеция.

Пауза. Лил громко дышала, почти фыркнула; наше Остальное было неподвижно, как камень.

«Я тебе открою,» любезно сказала Кеция. Она расстегнула крючок, и они заглянули внутрь.

«Вот гостиная и столовая, а это…»

«Кеция!»

О, как они вздрогнули!

«Кезия!»

Это был голос тети Берил. Они обернулись. У задней двери стояла тетя Берил, глядя так, словно не могла поверить в то, что увидела.

— Как ты смеешь звать во двор маленьких Келви? — сказал ее холодный яростный голос. — Вы не хуже меня знаете, что вам нельзя с ними разговаривать. Бегите, дети, бегите сейчас же. И больше не возвращайтесь, — сказала тетя Берил. И она вышла во двор и прогнала их, как цыплят.

«Немедленно уходите!» крикнула она холодно и гордо.

Им не нужно было говорить дважды. Сгорая от стыда, сжавшись в кучу, Лил, съежившаяся, как ее мать, наша Эльза в изумлении, они каким-то образом пересекли большой двор и протиснулись в белые ворота.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *