Основа для батика: Как выбрать ткань для батика?

Как выбрать ткань для батика?

 

Каждый, кто начинает заниматься батиком, задается вопросом: на чем рисовать, какие ткани подходят для росписи в технике батик, как выбрать ткань для батика? Ну и, конечно, где купить шелк для батика.

 

Для росписи в технике батик подходит большое количество всевозможных тканей. Выбор основы для росписи, конечно же, зависит от вида батика (горячий, холодный, узелковый или же свободная роспись), от предназначения будущего изделия (одежда или украшение интерьера), а еще от тех красок, которые вы выберете для росписи.

 

Для новичков в батике будет абсолютно разумно начать обучаться росписи на более дешевых материалах. Начинающим стоит избегать материй с фактурной поверхностью или сложного плетения, потому что краска или резерв может не полностью пропитывать такую ткань.

 

 

«Чистый» шелк стоит внушительную сумму. Конечно, он идеально подойдет и для тренировок, и первых работ – но только если вы не ограничены в финансах! Первые эксперименты в батике вполне возможно делать и на обычных х/б материалах – ситец, полотно, бязь, батист.

Испортить недорогой ситец не так обидно, как загубить натуральный шелк.

 

Мастера по росписи шелка советуют:

-для холодного батика больше подойдут туаль, креп-жоржет, креп-шифон, шелк или тонкая шерстяная ткань, без примесей синтетики. Для панно и картин хорошо себя зарекомендовал вискозный атлас. Шёлковый или вискозный тонкий атлас идеален для мужской одежды и вечерних платьев.

 

По плотности для холодного батика подходит любая ткань, если она способная пропустить насквозь резервирующий состав.
— для горячего батика лучше использовать ткани из растительных волокон или вискозы, потому что горячий воск и последующая обработка могут повредить структуру шёлковой ткани.

 

Хлопок, вискоза, шерсть, лён – вполне подходят для работы с воском. Качество ткани выбираем в зависимости от назначения. Вискоза идеально подходит для горячей техники, так как горячий воск не способен повредить структуру полотна. Этот текстиль обладает высокой цветоустойчивостью и красиво драпирующейся фактурой, которая смотрится еще интереснее с расписным узором.

Из минусов: полотно склонно к сминанию, поэтому перед работой его следует разгладить.

 

Что же касается синтетического шелка: на шелке искусственного происхождения резерв имеет свойство растекаться! Лучше купить недорогой, но натуральный материал.

 

Лучше не покупать подкладочные материалы, такие как капрон, нейлон и проч.

 

Идеальной тканью и для холодного, и для горячего батика является, конечно же, натуральный шелк, но не все любят данный материал применять в одежде по причине его прозрачности.

 

Эксцельсиор (маргиланский шелк). Эксцельсиор — изящная, приятная, практически невесомая материя плотностью 22 г/кв.м., имеет свойственный ей глянец и мягкость. По причине собственной прозрачности эксцельсиор практически не применяется для пошива одежды, но несмотря на все вышесказанное, из него неплохи шарфы и гигантские палантины. Эксельсиор — самый нежный и тонкий среди тканей из натурального шелка вида хаботай, один из самых дорогостоящих и востребованных по всему миру. Расписывать эксцельсиор одно удовольствие, краски отлично растекаются и экономично используются, за это его многие мастера просто обожают. Для шитья изделий из эксцельсиора стоит воспользоваться самой тоненькой иглой с острым концом – материал рыхловатый и сыпется.

 

Фуляр

– изящный, очень легкий материал, плотностью 30-35 г/кв.м, блеском и мягкостью очень похож на эксцельсиор. Применить фуляр возможно для росписи платков, палантинов, лёгких занавесей.

 

Шифон. Шифон – лёгкий, очень приятный на ощупь, мягкий шёлк крепового переплетения, плотностью 22-52 г./кв.м. Шифон тем прозрачнее, чем меньше его плотность. Материал растягивается по утку, даёт приметную усадку при стирке. В случае если шифон не очень высокого качества, то уровень усадки может быть до 10 см на метр длины ткани — это стоит принимать во внимание при раскрое. Шифон не содержит блеска, растекаемость краски при росписи средняя, цвета получаются насыщенные и колоритные. Но краска на него ложится не очень равномерно. Данный материал довольно пластичен, хорошо драпируется. Шифон безупречно подходит для шарфов, платков, палантинов, блузок.

 

Кроме незатейливого шифона есть жатый шифон (он попадается различной плотности) и шифон с шерстяной нитью. Жатый шифон можно расписывать в любой технике. А вот шифон с шерстяной нитью подходит лишь только для свободной росписи.

 

Крепдешин.  Крепдешин — мягкий, малопрозрачный шёлк крепового переплетения, прекрасно драпируется, содержит лёгкий глянец. Плотность крепдешина 43-69 г./кв.м, но существует и плотный крепдешин – 130 г./кв.м. Растекаемость краски при росписи крепдешина средняя, все зависит от плотности ткани и её свойств. Готовая роспись выходит довольно красочной, богатой полутонами и цветами, в следствие этого крепдешин отлично подходит для росписи декоративных панно и предметов внутреннего убранства. Кроме применения в дизайне интерьера, это замечательная ткань для платков, шарфов и дамской одежды.

Некоторые мастера не любят крепдешин за его шероховатость и отсутствие блеска. Сложности в работе добавит то, что крепдешин тянется, как в долевом, так и в поперечном направлении, то есть натянуть его на рамку ровно надо будет постараться! Данный шёлк даёт усадку – будьте готовы, что он заметно сократиться в размерах после снятия с рамы и стирки.

 

Туаль.  Туаль – непрозрачная ткань с мягким сиянием, плотностью 39- 69 г./кв.м. Дешевле атласа и крепдешина. Работать с данной тканью довольно хорошо: краски отлично растекаются, ровно ложатся, экономично используются. Но в конечном итоге в готовом виде выглядит он скромнее, чем атлас и крепдешин. Он не так мягок, не обладает роскошным блеском или интересной фактурой. Зато туаль практически не даёт усадку при стирке и не растягивается, в следствие этого изделия из неё отлично держат форму. Это отличная ткань для росписи предметов одежды на подкладке: галстуков, жилетов, а еще интерьерного текстиля: диванных подушек, абажуров, декоративных панно.

 

Креп-жоржет – приятный на ощупь, мягкий, просвечивающий, матовый шёлк с креповой фактурой. Плотность креп-жоржета 60-69 г./кв.м. Несколько садится при стирке, сильно растягивается. Данный шёлк непросто расписывать – цвет разливается и впитывается плохо, затрата краски больше, чем при работе с другими тканями. Цвета получаются густыми, насыщенными. Креп-жоржет применяется для платков, шарфов, палантинов и предметов одежды.

 

У перечисленных выше тканей нет лицевой и изнаночной сторон. В следствие этого, в случае если применяются высококачественные красители, то роспись выходит обоесторонней.

 

Жаккардовый шёлк – данный шёлк содержит фактурный орнамент, со сложным переплетением нитей основы и утка. Лицевая сторона отличается от изнанки как позитив и негатив. Вырабатываются эти ткани на особых станках. Фактура жаккардовой ткани отчетливо отличается на плоскости, считается выразительным акцентом, в следствие этого для росписи надо отдавать предпочтение жаккардовому шёлку, орнамент которого не станет «забивать» роспись.

Это могут быть или маленькие крапинки, горошины, или неясные отвлеченные мотивы, или большие квадраты, полосы. Очень осторожно стоит относиться к различным растительным мотивам – лучше если это будут стилизации, но уж ни как ни определенные «цветочки». При верном выборе этого «сложного» шёлка есть возможность получить довольно заманчивые по красоте изделия. Данный материал расписывается просто, растекаемость краски отличная, впрочем затрата красок завышенная. Но цвета получаются колоритные, насыщенные, а личная фактура ткани обогащает игру полутонов и цвета. Жаккардовый шёлк мягко драпируется, из него получаются великолепные платки, предметы одежды, а еще диванные подушки, шторы, абажуры.

 

Атлас. Густой и плавный шёлк атласного переплетения — атлас. Содержит лицевую сторону с свойственным броским сиянием и матовую изнанку. Плотность атласа 54-73 г./кв.м. Роспись ложится на данный шёлк просто, краски отлично впитываются, получаются насыщенные и колоритные цвета, но затрата красок повыше среднего. Атлас хорошо драпируется, образуя томные, прекрасные складки. Данная ткань хорошо подходит для изготовления декоративных панно, штор, диванных подушек. Не очень удобна для платков, потому что имеет лицо и изнанку. Обратите внимание, что атлас тянется, краешки его натянуть идеально ровно будет сложно!

 

Саржа. Незаслуженно мало распространена у любителей батика саржа. Она износоустойчива, мало мнется. Прекрасно подходит для одежды, платки и шарфы из саржи получаются плотными, теплыми. Саржа мало тянется, поэтому на ней возможна самая замысловатая роспись, она обладает легким блеском и интересной фактурой. Она мягкая и хорошо драпируется. Одинакова с двух сторон.

 

Небольшой лайфхак: При выборе ткани можно сделать следующее — на постиранную ткань капнуть воды или краски. Если капля лежит на поверхности и не растекается, то для росписи такая ткань не подойдет. Если краска наносится легко, можно работать. Но стоит учесть, что при высоких температурах (при фиксации краски утюгом или в духовке) синтетика имеет свойство плавиться.

 

Подготовка ткани к росписи.

 

При подготовке к росписи ткань необходимо тщательно постирать, опытные мастера советуют сделать это в теплой воде с хозяйственным мылом. Не рекомендуется использовать порошки и кондиционеры, так как последние содержат множество химических добавок. Во время стирки из материи убирается аппретура – состав из мыла, жира и воска, которым пропитывается ткань для придания товарного вида. Стирка смягчает материал, что позволяет краске быстрее впитаться и растечься по поверхности.

 

Сегодня ассортимент тканых материалов очень и очень широк. Это позволяет нам экспериментировать. Творите, не бойтесь экспериментов, украшайте пространство вокруг себя и вокруг своих близких, создавайте красоту своими руками!

 

Кстати, на своих мастер-классах мы используем только натуральный качественный эксцельсиор – идеальный холст, на котором краски текут и играют! Приходите и увидите сами! Записаться на мастер-класс «Батик (ропись шелка)

 

Купить ткань, краски и материалы для батика

 

Магазины-мастерские «Штучки» в Нижнем Новгороде:

 

Б. Покровская, 18 оф. 114 (ДК Свердлова)

пр. Октября, 2а (Автозаводский универмаг, 2 этаж левое крыло)

 

В статье использованы фото работ Ольги Пастуховой (Ярославль), Людмилы Кучиной (Санкт-Петербург).

 

Батик. Роспись по ткани. Основы

Главная » Рукоделие » Ткань » Батик

Батик

На чтение 3 мин Просмотров 1.5к. Опубликовано Обновлено

Содержание

  • Материалы и инструменты
  • Видео
    • Первые шаги в батике: Роспись по ткани для начинающих (Вводный курс)
    • Батик: Уроки для начинающих
    • Батик: Как рисовать Лаванду
  • Галерея эскизов
  • Галерея готовых работ для вдохновения

Если вам давно хочется реализовать свой творческий потенциал, но вы не знаете, за что взяться, попробуйте увлекательное занятие под названием батик. Батик представляет собой роспись по ткани, обычно в качестве ткани используют шелк. Этот вид творчества дает возможность в полной мере проявиться фантазии и воображению.
Батик стал набирать популярность сравнительно недавно, благодаря растущему интересу к батику, появились и производители резервов и красок на любой вкус. Давайте посмотрим, что нам необходимо для начала процесса творчества.

Материалы и инструменты

Батик. С чего начать?

1. Нам понадобится ткань, на которую мы будем наносить краску. Из тканей лучше всего отдать предпочтение шелку, если нет возможности купить настоящий, то на первых порах подойдет и искусственный материал.

2. Краски, которыми мы будем расписывать нашу ткань. Для начала освоения искусства батика можно использовать краски отечественных производителей, например, фирмы «Гамма» или немецкого производителя «Марабу». Затем можно перейти на более дорогостоящие и качественные краски из разряда немецкой марки «Javana». Также вам необходимо знать, что краски делятся на акриловые – плотные краски, создающие твердую корочку на ткани – и водорастворимые. Если вы планируете расписывать шелковые струящиеся вещи, то делайте выбор в пользу водорастворимых красок.

Смотрите также:

  • Батик. Практические советы

Помимо выбора красок, нужно знать, как краски фиксируются на ткани. Одни краски запариваются утюгом, кстати, это наиболее удобный способ, другие – горячим паром.

Батик. С чего начать?

3. Нам нужно выбрать резервирующий состав. Он выбирается в зависимости от техники, в которой вы работаете.  Есть горячая техника и холодная. В первой используется горячий воск, во второй прибегают к помощи специальных резервирующих составов. В последнее время на прилавках магазинов стал появляться холодный воск, как альтернатива горячему.

4. Для работы нам понадобятся кисти и пипетки. Что касается выбора кистей, то начинать работать лучше сразу с качественных гаммовских кисточек. Пипеток покупайте несколько, они нужны для работы с красками, помогают смешивать краски в маленьких пропорциях.

5. Покупаем раздвижную рамку. Предназначение рамки такое же, как у пялец вышивании крестиком, они нужны, чтобы натянуть и зафиксировать ткань для удобства и качества работы.

Батик. С чего начать?

6. Последним атрибутом для работы с батиком, который мы еще не упомянули, является палитра. Не обязательно покупать профессиональную палитру, можно использовать детскую, либо же приспособить под нее подручные средства (блюдца, крышечки, пузырьки).

Мы рассмотрели все необходимые инструменты и материалы для освоения росписи батиком. Попробуйте сами этот удивительный вид творчества, и вы точно не сможете остаться равнодушным к нему.

Смотрите также:

  • Что такое алмазная вышивка?

Видео

Первые шаги в батике: Роспись по ткани для начинающих (Вводный курс)

Батик: Уроки для начинающих

Батик: Как рисовать Лаванду

Галерея эскизов

  • Батик. Эскиз
  • Батик. Эскиз
  • Батик. Эскиз
  • Батик. Эскиз
  • Батик. Эскиз
  • Батик. Эскиз
  • Батик. Эскиз
  • Батик. Эскиз
  • Батик. Эскиз
  • Батик. Эскиз
  • Батик. Эскиз
  • Батик. Эскиз
  • Батик. Эскиз
  • Батик. Эскиз
  • Батик. Эскиз
  • Батик. Эскиз
  • Батик. Эскиз
  • Батик. Эскиз
  • Батик. Эскиз
  • Батик. Эскиз
  • Батик. Эскиз
  • Батик. Эскиз
  • Батик. Эскиз
  • Батик. Эскиз

Галерея готовых работ для вдохновения

  • Батик. Основы
  • Батик. Основы
  • Батик. Основы
  • Батик. Основы
  • Батик. Основы
  • Батик. Основы
  • Батик. Основы
  • Батик. Основы
  • Батик. Основы
  • Батик. Основы
  • Батик. Основы
  • Батик. Основы
  • Батик. Основы
  • Батик. Основы
  • Батик. Основы
  • Батик. Основы
  • Батик. Основы
  • Батик. Основы
  • Батик. Основы
  • Батик. Основы
  • Батик. Основы
  • Батик. Основы
  • Батик. Основы
  • Батик. Основы
  • Батик. Основы
  • Батик. Основы
  • Батик. Основы
  • Батик. Основы

handmade Батик рукоделие хэндмейд

Поделитесь с друзьями

Батик | метод окрашивания | Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Связанный контент

Что такое батик? – THE CRAFT ATLAS

Батик – это техника окрашивания, устойчивая к воску, наносимая на всю ткань или на ткань, изготовленную с использованием этой техники. Батик изготавливается либо путем рисования точек и линий на резисте с помощью инструмента с носиком, называемого кантингом , либо путем печати резиста с помощью медного штампа, называемого колпачком . Нанесенный воск устойчив к красителям и, следовательно, позволяет мастеру выборочно окрашивать ткань, пропитывая ткань одним цветом, удаляя воск кипящей водой и повторяя, если требуется несколько цветов.

Традиция изготовления батика существует в разных странах, включая Индонезию, Сингапур, Малайзию, Индию, Бангладеш, Шри-Ланку и Нигерию; однако батик Индонезии является самым известным. Индонезийский батик, сделанный на острове Ява, имеет долгую историю аккультурации, с разнообразными узорами, на которые повлияли самые разные культуры, и является наиболее развитым с точки зрения узора, техники и качества изготовления. В октябре 2009 г. ЮНЕСКО присвоила индонезийскому батику статус шедевра устного и нематериального наследия человечества+ 9.0123

Слово батик имеет яванское происхождение. Оно может происходить либо от яванского слова amba («писать») и titik («точка»), либо может происходить от гипотетического протоавстронезийского корня *beCík («татуировать»). Это слово впервые упоминается на английском языке в Британской энциклопедии 1880 года, где оно пишется как battik . Он засвидетельствован на Индонезийском архипелаге в период голландской колонии в различных формах: мбатек , мбатик , батик и батик .

Батик традиционно продается отрезками по 2,25 метра, используемыми для каин панджанг или саронг. Его носят, оборачивая вокруг бедра или превращая в шляпу, известную как блангкон. Полотно может быть заполнено сплошным единым узором или разделено на несколько секций.

Некоторые узоры используются только на определенных участках ткани. Например, ряд равнобедренных треугольников, образующих пасунгов 9Для головы обычно используется мотив 0138, а также диагональные цветочные мотивы, называемые дхлоронг . Однако иногда в организме обнаруживаются пасунг и дхлоронг . Другие мотивы, такие как buketan (букет цветов) и птицы, обычно используются либо в голове, либо в теле.

Поскольку каждый регион имеет свой собственный традиционный узор, батик обычно различают по региону, в котором он был создан, например, батик Соло, батик Пекалонган и батик Мадура. Батики с Явы можно разделить по их общему рисунку и цветам на батик педаламан (внутренний батик) или батик песисир (прибрежный батик). Батики, которые не попадают ни в одну из этих двух категорий, обозначаются только по своему региону. Картирование рисунков батика из всех мест Индонезии показывает сходство и отражает культурную ассимиляцию в рисунках батика.

Яванский батик

Внутренний батик или батик кратон (яванский придворный батик) — старейшая форма традиции батика, известная на Яве. Внутренний батик имеет землистые цвета, такие как черный, индиго, коричневый и соган (коричнево-желтого цвета из дерева Peltophorum pterocarpum ), иногда на белом фоне, с символическими узорами, в основном свободными от внешнего влияния. Некоторые узоры зарезервированы для королевской семьи, а другие носят в особых случаях. Например, на яванской свадьбе невеста носит определенные узоры на каждом этапе церемонии. Известные внутренние батики производятся в Соло и Джокьякарте, городах, традиционно считающихся центром яванской культуры. Батик Соло обычно имеет фон соган и хранится судом Сусухунан и Мангкунегаран. Batik Jogja обычно имеет белый фон и хранится в султанате Джокьякарты и дворе Пакуаламан.

Прибрежный батик

Прибрежный батик производится в нескольких районах северной Явы и Мадуры. В отличие от внутреннего батика, прибрежные батики имеют яркие цвета и узоры, вдохновленные широким спектром культур в результате морской торговли. Повторяющиеся мотивы включают европейские цветочные букеты, китайский феникс и персидских павлинов. Известные прибрежные батики производятся в Пекалонгане, Чиребоне, Ласеме, Тубане и Мадуре. В Пекалонгане самая активная индустрия батика. [1]

Известный подтип прибрежного батика под названием Jawa Hokokai не относится к конкретному региону. Во время японской оккупации Индонезии в начале 1940 года производство батика сильно сократилось из-за нехватки материалов. Тем не менее, мастерские, финансируемые японцами, смогли производить очень тонкие батики под названием Jawa Hokokai . [1] Общие мотивы Hokokai включают цветы японской вишни, бабочек и хризантем.

Другой прибрежный батик под названием tiga negeri (батик трех земель) относится к трем регионам: Ласем, Пекалонган и Соло, где батик окунали в красный, синий и соган красители соответственно. По состоянию на 1980 год батик tiga negeri производился только в одном городе. [1]

Суданский батик

Суданский или прианганский батик — термин для батика из Прианганского региона Западной Явы и Бантена. [34] Хотя прианганский батик может быть окрашен в широкий спектр цветов, в некоторых его вариантах предпочтение отдается индиго. Натуральный краситель индиго из Indigofera является одним из старейших известных красителей на Яве, а его местное название tarum дало название реке Цитарум и королевству Таруманагара, что предполагает, что древняя Западная Ява когда-то была основным производителем натурального индиго. Известный прианганский батик производится в Чиамисе, Гаруте и Тасикмалая. Другие традиции включают батик Кунинган под влиянием батика Чиребон, батик Бантен, который развивался совершенно независимо, и более старую традицию батика Бадуй.

Батик Бантен выполнен в ярких пастельных тонах и представляет собой возрождение утерянного искусства султаната Бантен, вновь обнаруженного в ходе археологических работ в 2002–2004 годах. Было идентифицировано двенадцать мотивов из таких мест, как Суросован и некоторых других мест.

Батик Бадуй использует только цвет индиго в оттенках от иссиня-черного до темно-синего. Его традиционно носят как iket , тип суданского головного убора, похожий на балийский udeng , народом Внешнего Бадуя из Регентства Лебак, Бантен.

Суматранский батик

Торговые отношения между королевством Мелаю в Джамби и прибрежными городами Явы процветали с 13 века. Следовательно, прибрежный батик с северной Явы, вероятно, повлиял на Джамби. В 1875 году Хаджи Махибат из Центральной Явы возродил приходящую в упадок индустрию батика в Джамби. Деревня Мудунг Лаут в районе Пелаянган известна производством батика Джамби. Батик Джамби, как и яванский батик, оказал влияние на малазийский батик.

Народ минангкабау также производит батик под названием batiak tanah liek (глиняный батик), в котором глина используется в качестве красителя для ткани. Ткань погружают в глину более чем на 1 день, а затем украшают мотивами животных и растений. Батик из Бенгкулу, города на западном побережье Суматры, называется Батик Бесурек , что буквально означает «батик с буквами». они черпают вдохновение в арабской каллиграфии.

Балийский батик

Изготовление батика на острове Бали — относительно новая, но быстрорастущая отрасль. Многие узоры вдохновлены местными узорами, которые нравятся местным балийцам и местным туристам. Предметы природы, такие как цветы франжипани и гибискуса, птицы или рыбы, а также повседневные занятия, такие как балийская танцовщица и нгабен шествия или религиозные и мифологические существа, такие как баронг , кала и крылатый лев. Современные мастера батика свободно выражают себя в самых разных темах.

Современный батик не ограничивается традиционным или ритуальным ношением на Бали. Некоторые дизайнеры продвигают балийский батик как элегантную ткань, из которой можно сделать повседневную или формальную одежду. Использование батика высокого класса, например, батика ручной работы tulis , может показать социальный статус.


Малайзия

Батик упоминается в малайских анналах XVII века. Легенда гласит, что Лаксамана Ханг Надим получил приказ короля Малакки Султана Махмуда отплыть в Индию, чтобы купить 140 кусков ткани serasah (батик) с 40 видами цветов, изображенными на каждом. Не найдя ничего, отвечающего объясненным ему требованиям, он составил свое собственное. По возвращении, к сожалению, его корабль затонул, и ему удалось привезти только четыре предмета, что вызвало недовольство султана. [41] [42]

Метод изготовления малайзийского батика отличается от метода изготовления индонезийского яванского батика, узор крупнее и проще, лишь изредка используется кантинг для создания сложных узоров. Он в значительной степени зависит от рисования кистью для нанесения цветов на ткани. Цвета также имеют тенденцию быть светлее и ярче, чем яванский батик насыщенного цвета. Самые популярные мотивы – это листья и цветы. Малазийский батик часто изображает растения и цветы, чтобы избежать интерпретации изображений людей и животных как идолопоклонства в соответствии с местной исламской доктриной. [43] Тем не менее, тема бабочки является распространенным исключением.

Индия

Известно, что индийцы используют резистивный метод печати рисунков на хлопчатобумажных тканях, история которого насчитывает 2000 лет. Изначально для печати на тканях использовали воск и даже рисовый крахмал. До недавнего времени батик производился только для платьев и сшитой на заказ одежды, но современный батик применяется во многих предметах, таких как фрески, настенные ковры, картины, домашнее белье и шарфы, с более живыми и яркими узорами. [16] Современным изготовлением батика в Индии также занимаются глухие женщины из Дели. Эти женщины свободно говорят на индийском языке жестов, а также работают в других профессиональных программах. [44]

Шри-Ланка

За последнее столетие изготовление батика в Шри-Ланке прочно утвердилось. Индустрия батика в Шри-Ланке — это небольшая отрасль, в которой могут быть задействованы индивидуальные дизайнерские таланты, и в основном она работает с иностранными клиентами с целью получения прибыли. В настоящее время это самое заметное из ремесел острова с галереями и фабриками, большими и малыми, которые возникли во многих туристических зонах. Ряды небольших киосков, продающих изделия из батика, можно найти вдоль всей полосы Галле-роуд в Хиккадуве. С другой стороны, Махавева славится своими фабриками по производству батика. [45] [46]

Китай

Батик делают этнические народы юго-запада Китая. Народы мяо, буйей и гэцзя используют метод стойкости к краске для своих традиционных костюмов. Традиционные костюмы состоят из декоративных тканей, которые получаются путем плетения узоров и вощеной стойкости. Почти все мяо украшают коноплю и хлопок, нанося горячий воск, а затем погружая ткань в краску индиго. Затем ткань используется для юбок, вставок на куртках, фартуков и детских переносок. Как и у яванцев, их традиционные узоры также содержат символику, узоры включают дракона, феникса и цветы.

Африка

В Африке, куда батик первоначально был импортирован голландскими купцами из Индонезии (тогда Нидерландская Ост-Индия), паста, сделанная из крахмала или глины, используется в качестве резиста вместо воска. Наиболее развитые навыки резистивного окрашивания можно найти в Нигерии, где йоруба изготавливают восхитительные ткани. Используются два метода резиста: adire eleso , в котором используются связанные и сшитые узоры, и adire eleko , в котором используется крахмальная паста. Паста чаще всего изготавливается из крахмала маниоки, риса и других ингредиентов, сваренных вместе для получения однородной густой пасты. Йоруба в Западной Африке используют пасту из маниоки в качестве резиста, а народы сонинке и волоф в Сенегале используют рисовую пасту. Жители Бамана в Мали используют грязь в качестве сопротивления.

Саронг, Северная Ява, Индонезия, 1900-1910 гг., хлопок Фото: DaderotСовременный внутренний батик из Соло, Индонезия, с узором сидха-дражат. Фото: AlteavenImage предоставлено MartijL / CC-BY-SA-3.0-nl Изображение предоставлено Яном Александром / CC BY-SA 3.0

Техника

Сначала ткань стирают, замачивают и отбивают большим молотком. Узоры рисуются карандашом, а затем перерисовываются с помощью горячего воска, обычно изготавливаемого из смеси парафина или пчелиного воска, иногда смешанного с растительными смолами, которые действуют как устойчивые к красителю. Воск можно наносить различными инструментами. Наиболее распространенным является похожий на ручку инструмент, называемый кантингом, который иногда пишется старой голландской орфографией tjanting. Тантинг делается из небольшого медного резервуара с носиком на деревянной ручке. Резервуар содержит резист, который течет через носик, создавая точки и линии при движении. Для больших рисунков можно использовать жесткую кисть. В качестве альтернативы для более эффективного покрытия больших площадей используется штамп из медного блока, называемый колпачком.

После высыхания ткани резист удаляют кипячением или соскабливанием ткани. Участки, обработанные резистом, сохраняют свой первоначальный цвет; когда резист удаляется, контраст между окрашенными и неокрашенными областями образует узор. Этот процесс повторяется столько раз, сколько требуется цветов.

Самый традиционный вид батика, называемый батик тулис, рисуется только с помощью кантинга. Ткань нужно прорисовать с обеих сторон и три-четыре раза окунуть в ванну с красителем. Весь процесс может занять до года; он дает значительно более тонкие узоры, чем штампованный батик.

Заявка

Популярность батика в Индонезии различна. Исторически сложилось так, что он был необходим для церемониальных костюмов, и его носили как часть платья кебая, которое обычно носили каждый день. Использование батика было зарегистрировано уже в 12 веке, и ткань стала сильным источником идентичности для индонезийцев, пересекающих религиозные, расовые и культурные границы. Также считается, что этот мотив сделал батик знаменитым.

Значение и символы

В индонезийском языке многие узоры батика являются символическими. Младенцев носят в перевязях из батика, украшенных символами, призванными принести ребенку удачу, а определенные рисунки батика предназначены для невест и женихов, а также их семей. Некоторые дизайны зарезервированы для гонораров и даже запрещены для ношения простыми людьми. Следовательно, ранг человека можно было определить по рисунку батика, который он носил. Дальнейшее изучение геометрии символизма в индонезийском батике показало применимость фрактальной геометрии в традиционных рисунках.

Одежда из батика играет центральную роль в некоторых яванских ритуалах, таких как церемониальное бросание королевского батика в вулкан. Во время яванской церемонии налони митони будущую мать заворачивают в семь слоев батика, желая ей всего хорошего. Батик также занимает видное место в церемонии tedak siten, когда ребенок впервые касается земли.

В октябре 2009 года ЮНЕСКО присвоила индонезийскому батику статус шедевра устного и нематериального наследия человечества. В рамках признания ЮНЕСКО настояла на том, чтобы Индонезия сохранила свое наследие. День, 2 октября 2009 г.был объявлен правительством Индонезии Национальным днем ​​батика, а также в то время, когда карта разнообразия индонезийского батика, созданная Хокки Ситунгкиром, была впервые открыта для публики Министерством исследований и технологий Индонезии.

Происхождение

Индустрия батика на Яве процветала с конца 1800-х до начала 1900-х годов, но пришла в упадок во время японской оккупации Индонезии. С ростом предпочтения западной одежды индустрия батика еще больше пришла в упадок после обретения Индонезией независимости. Батик несколько возродился на рубеже 21 века благодаря усилиям индонезийских модельеров по внедрению инноваций в батик за счет включения новых цветов, тканей и узоров. Батик стал модным предметом для многих индонезийцев, и его можно увидеть на рубашках, платьях или шарфах в повседневной одежде; это предпочтительная замена пиджаку и галстуку на некоторых приемах. Традиционные саронги батик до сих пор используются во многих случаях.

После признания ЮНЕСКО индонезийского батика 2 октября 2009 года администрация Индонезии попросила индонезийцев носить батик по пятницам, и с тех пор ношение батика каждую пятницу поощряется в государственных учреждениях и частных компаниях. 2 октября также отмечается Национальный день батика в Индонезии. Батик помог улучшить местную экономику малого бизнеса, продажи батика в Индонезии достигли 3,9 трлн рупий (436,8 млн долларов США) в 2010 году, что больше, чем 2,5 трлн рупий в 2006 году. Тем временем экспорт батика увеличился с 14,3 млн долларов в 2006 году до 22,3 млн долларов в 2010 году9.0123

Батик также популярен в соседних странах Сингапура и Малайзии. Он производится в Малайзии методами, аналогичными тем, которые используются в Индонезии, но не идентичными. До признания ЮНЕСКО и после спора о Пендете в 2009 г. Индонезия и Малайзия оспаривали право собственности на культуру батика. Однако доктор Фиона Керлог из музея Хорнимана утверждала, что малазийские набивные восковые ткани, изготавливавшиеся около века, совершенно отличаются от «очень качественных» традиционных индонезийских батиков, производившихся на протяжении многих веков.

Батик изображен на униформе национальных авиакомпаний трех стран, представленных батиковыми принтами, которые носят бортпроводники Singapore Airlines, Garuda Indonesia и Malaysian Airlines. Женская униформа бортпроводников Garuda Indonesia представляет собой современную интерпретацию кебая в стиле Картини с мотивами паранг гондосули.

Окрашивание ткани воском – древний вид искусства. Он уже существовал в Египте в 4 веке до нашей эры, где им заворачивали мумии; белье было пропитано воском и процарапано стилусом. В Азии эта техника практиковалась в Китае во времена династии Тан (618-619 гг.).07 г. н.э.), а также в Индии и Японии в период Нара (645-794 гг. н.э.). В Африке его первоначально практиковали племена йоруба в Нигерии, сонинке и волоф в Сенегале. Однако в этой африканской версии вместо пчелиного воска в качестве резиста используется крахмал маниоки, рисовая паста или грязь.

Искусство батика наиболее развито на острове Ява в Индонезии. На Яве легко доступны все материалы для этого процесса — хлопок, пчелиный воск и растения, из которых делают различные растительные красители. Индонезийский батик появился раньше письменных источников: Г. П. Руффаер утверждает, что эта техника могла быть завезена в 6 или 7 веке из Индии или Шри-Ланки. С другой стороны, голландский археолог Дж.Л.А. Брандес и индонезийский археолог Ф. А. Сутджипто считают, что индонезийский батик является местной традицией, поскольку в других регионах Индонезии, таких как Тораджа, Флорес, Хальмахера и Папуа, которые не находились под прямым влиянием индуизма, существуют вековые традиции изготовления батика.

Руффаер сообщил, что рисунок грингсинга был известен уже в 12 веке в Кедири, Восточная Ява. Он пришел к выводу, что этот тонкий узор можно создать только с помощью кантинга, инструмента для травления, который содержит небольшой резервуар с горячим воском, и предположил, что кантинг был изобретен на Яве примерно в то время. Детали резьбы на одежде, которую носили восточно-яванские статуи праджняпарамиты примерно 13 века, демонстрируют замысловатые цветочные узоры на закругленных полях, похожие на современный яванский традиционный мотив джлампранг или чеплок батик. Считается, что этот мотив представляет собой лотос, священный цветок в индуистско-буддийских верованиях. Эти данные свидетельствуют о том, что замысловатые узоры ткани батика, нанесенные с помощью кантинга, существовали на Яве 13 века или даже раньше.

В Европе этот метод был впервые описан в «Истории Явы», опубликованной в Лондоне в 1817 году Стэмфордом Раффлзом, бывшим британским губернатором Бенгкулу на Суматре. В 1873 году голландский купец Ван Рейкеворсел передал собранные им во время поездки в Индонезию предметы этнографическому музею в Роттердаме. Сегодня в Tropenmuseum находится самая большая коллекция индонезийского батика в Нидерландах. Голландские и китайские колонисты активно развивали батик, особенно прибрежный батик, в конце колониальной эпохи. Они представили новые узоры, а также использование колпачков (штампов из медных блоков) для массового производства батика. Выставлен на Всемирной выставке в Париже в 1919 г.00 индонезийский батик впечатлил публику и художников.

В 1920-х годах яванские мастера батика, мигрировавшие в Малайю (ныне Малайзия), начали использовать воск и медные блоки на восточном побережье.

В странах Африки к югу от Сахары яванский батик был представлен в 19 веке голландскими и английскими торговцами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *