Оговская роспись сундука: Оговская роспись – народное творчество Беларуси

Оговская роспись – народное творчество Беларуси

    Певучая Беларусь летом расцветает пышными цветами, убаюкивает мелодичными распевами птиц, радует приятной свежестью зеленых лугов и синих озер. Было бы странно, если бы жизнерадостные и трудолюбивые белорусы не нашли способ увековечить окружающую их красоту. Итак, знакомьтесь. Оговская роспись — незаслуженно забытое народное ремесло, в последние несколько лет получившее новое дыхание и надежду на «воскрешение».

    Оговская роспись. Оговский сундук

    Когда белорусы научились разрисовывать домашнюю утварь и дома разноцветными узорами и цветочными орнаментами — неизвестно. Вероятно, в примитивном варианте роспись по глине и по дереву зародилась в период между XV-XVII веками, но традиция расписывать деревянную посуду распространилась на территории Беларуси в XIX столетии. Цветочными узорами и орнаментами украшали потолки и внутренние стены домов, мебель и предметы обихода.

    Чаще всего объектами народного творчества становились буфеты, комоды и сундуки.

    Оговская роспись. Цветочный узор

    Оговская роспись — это цветочно-травяные мотивы с замкнутой композицией, без излишней вычурности и напыщенности, но в рассудительной и жизнеутверждающей манере. Язык рисунка расшифровывается легко. Букет цветов символизирует абсолютное добро, волнообразная линия представляет собой метафору земной и небесной воды, венок означает вечность и небесное совершенство, а ромбы и квадраты напоминают о плодородной земле.

    Оговский сундук

    Сундук расписывали по определенной схеме. Основной узор располагали на внешней стороне крышки и на передней стенке куфра. Поверхность с помощью фляндровки (старинная техника росписи) делили на три части — на внутренний прямоугольник и на две узкие каймы сверху и снизу. Затем внутренний прямоугольник «разбивали» вертикальными перегородками на своеобразные квадратные окна, по четырем сторонам которых рисовали цветочные гирлянды из мелких цветочков.

    По боковым сторонам кофра часто «запускали» диагональную фляндровку, в результате чего при пересечении линий образовывалась сетка ромбов. Внутреннюю часть ромбов заполняли веточками с миниатюрными цветами.

    Оговская роспись. Сундук из Огово

    На передней стенке сундука мастер оставлял хозяевам дома пожелания блага и достатка и нередко указывал год изготовления и свое имя. До наших дней дошли образцы оговских расписных сундуков, сделанных в XIX веке, и каждый из них выполнен виртуозно и оригинально. Около двадцати лет назад о народном промысле начали забывать, но современные мастера решили вернуться к традиции расписывать мебель в оговской манере. Возможно, вскоре мы станем свидетелями возрождения прекрасного направления белорусского народного творчества.

    Сундук, оговская роспись

      • Добавить фото

      Вы можете отправить одновременно до 4 фотографий

      Больше новостей

      Нэцкэ — не просто украшение, а настоящий талисман на удачу Франсуа-Андре Венсан — последний придворный живописец Людовика XVI и главный конкурент Жак-Луи Давида на рынке картин исторической тематики в эпоху Неоклассицизма Картины «Первый консул, переходящий Альпы у перевала Сен-Бернар» Жака-Луи Давида — 5 версий канонизированного образа Наполеона Бонапарта Владимир Лебедев — мастер советского плаката Автопортрет и автопортретисты. Гении жанра Сидни Шерман: художница, воюющая со стереотипами Старые и необычные карты выставили на торги аукционные дома Европы и Америки Томмазо Мазаччо — великий гений и реформатор живописи эпохи Ренессанса Паскаль Даньян-Бувре — гений французской живописи, который абсолютно не стеснялся использовать возможности фотографии для написания предельно реалистичных картин Картина «Витязь на распутье» Виктора Михайловича Васнецова — художественное переосмысление былины об Илье Муромце

      Народные промыслы по росписи в России: история возникновения и развития

      История развития

      Русские крестьяне издревле украшали узорами кухонную утварь, детские игрушки, сундуки. Например, традиции северной мезенской росписи исследователи возводят еще к временам первоначального формирования славянских племен.

      Однако основные направления художественной росписи окончательно сформировались в XVIII–XIX веках. В советское время, особенно после 50-х годов, многие из них пережили настоящее второе рождение. Расписные шкатулки, сундучки, подносы украшали дома по всему СССР и особенно ценились за границей.

      Украсить стремились и бытовые предметы, которыми пользовались каждый день. Фото: Михаил ФРОЛОВ/КП

      Народная роспись чаще всего яркая, красочная. Фото: Shutterstock

      Для разных регионов были характерны свои определенные цвета узоров. Фото: Фотобанк Лори

      Традиции

      Традиции художественной росписи успешно сохраняются и в современной России. Палехская миниатюра, хохлома, жостовские подносы стали настоящими узнаваемыми брендами – не только в России, но и за рубежом

      Русское искусство во всем мире прочно ассоциируется с яркими красками и пышными узорами народной росписи. И сейчас мастерские не просто сохраняют вековые традиции и технологии, но и осваивают новые сюжеты, привносят новые трактовки образов.

      Виды художественной росписи в России

      За долгие века в разных уголках России сформировалось множество уникальных художественных традиций, видов росписи. Самые старинные из них, безусловно, связаны с росписью деревянных предметов быта. Позже с развитием технологий мастера начинали расписывать изделия из металлов, керамики, папье-маше и других материалов.

      Украшенный сундук был одной из частей приданого невесты. Фото: culture.ru

      Виды художественной росписи
      Виды
      Примеры и особенности
      Миниатюра: Палех и ФедоскиноПалех – роспись темперой по папье-маше на сюжеты из былин и сказок. Федоскинская роспись выполняется масляными красками по папье-маше, характерный сюжет – изображения русской тройки, народных гуляний
      Роспись по металлу: ЖостовоРоспись жестяных подносов масляными красками по черному фону, чаще всего изображаются букеты цветов
      Роспись по дереву: Хохлома, Городецкая и МезенскаяРоспись по дереву: Хохлома, Городецкая и Мезенская

      Миниатюра

      Техника лаковой росписи на изделиях очень сложна в исполнении, ведь она требует от художника кропотливости при изображении мелких деталей рисунка. Для этого промысла использовали темперу (водорастворимые краски на основе порошковых пигментов, которые были известны еще во времена Древнего Египта) и масляные краски.

      В техниках лаковой миниатюры талант народных художников проявлялся в полной мере. Фото: vk.com

      Палехская роспись уникальна своей историей. Этот вид народного промысла сложился не в древности и даже не в XVIII–XIX веках, а в советское время. Село Палех (сейчас это Ивановская область) до революции славилось своей иконописной школой. Палехские иконы отличала особая тонкость письма, плавность линий. Но с приходом советской власти палехским мастерам-иконописцам пришлось искать новые сюжеты и осваивать новые материалы.

      Так и родилась палехская миниатюра. От древнерусской иконописи мастера взяли технику росписи темперой и живописные приемы: тонкость и условность изображения, сложную композицию с параллельным развитием нескольких сюжетов. А вот в качестве сюжетов стали выбирать русские сказки, былины, жанровые сценки. Чаще всего палехская роспись украшает шкатулки и сундучки.

      Роспись по дереву

      Пожалуй, наиболее старинный вид росписи. К примеру, мезенская роспись считается вообще одним из самых древних народных промыслов, дошедших до наших дней. И хотя самый старый из дошедших до нас предметов – расписная прялка – датируется «всего лишь» 1815 годом, ученые возводят истоки мезенской росписи к архаичным временам. На берегах Белого моря и Онежского озера археологи находят схожие мотивы даже в наскальных изображениях

      Самый узнаваемый народный промысел в России — хохломская роспись. Фото: Фотобанк Лори

      Красные и золотые узоры расцветают на глубоком черном фоне. Это хохлома – один из самых известных и растиражированных видов русских народных промыслов. Ее яркие, сочные краски с легкостью узнает каждый.

      Для хохломы характерны изображения цветов, ягод, птиц, зверей. Роспись наносится мастером на специально обработанную деревянную заготовку от руки, без предварительной разметки. А особый богатый золотой блеск достигается без применения золота.

      Этот вид росписи по дереву возник в XVII веке в деревнях на левом берегу Волги, в окрестностях крупного села Хохлома – сейчас это Нижегородская область. А сегодня традиции хохломской росписи сохраняются в городе Семенов и деревне Семино, где работает сразу несколько предприятий и мастерских.

      Интересные факты


      про роспись

      Под хохлому расписана самая большая ложка в мире. Деревянный столовый прибор длиной 2,67 м сейчас находится в музее при фабрике хохломы в Семенове.

      В советские годы Палех приобрел огромную популярность не только в нашей стране, но и на Западе. Палехские шкатулки были целым отдельным направлением экспорта. История подмосковной жостовской росписи родилась… на Урале. Тагильские мастера изобрели особый вид росписи по металлу, превращая подносы в настоящие картины. А на основе их работ в XIX веке в Жостово родился отдельный, особый вид народного промысла

      Рассказать друзьям

      Расписной сундук в стиле хроник Радзивиллов | SCA Adventures Ивана Резанского

      Как описано в предыдущем посте, недавно я создал позолоченную расписную шкатулку в подарок своему другу и ученику. Некоторое время я думал, что мне нужна собственная коробка для хранения мирских вещей во время событий и для хранения моих вещей SCA в остальное время. Мне было так весело работать над коробкой с мотивом журавлей, что я решила создать такую ​​же и для себя.

      Для украшения моей новой коробки у меня было два основных источника вдохновения. Во-первых, моя персона жила в Киеве 1050-х годов, когда православная церковь была официальной государственной религией менее 100 лет (Русь была официально обращена в христианство в 9 в.88), и когда церковь переживала огромный период развития. Примерно в это же время Иларион Киевский стал первым русским архиепископом-митрополитом для всех русских городов-государств (за исключением Новгорода, который выступал против его назначения), великие князья устанавливали права церкви как юридического лица ( см. мой перевод закона князя Ярослава), и по всей земле строилось много православных церквей. В православной церкви было принято отмечать богатых покровителей как ktetors , греческий титул, означающий «основатель», который назначался тем, кто выделял средства на строительство или ремонт церквей.

      Эти ктеторы часто изображались на фресках или других картинах, иногда с миниатюрными церквями, представляющими их титул.

      Фреска с изображением Ярослава Новгородского в образе ктетора.

      Вторым источником вдохновения для меня послужила так называемая Радзивилловская летопись, рукопись 15 века из « Повестей временных лет » или «Изначальная русская летопись», которая считается копией оригинала 13 века. Название книги происходит от рода князей Радзивиллов, которые владели книгой в Литве в 17-м и 18-м веках. Сегодня рукопись живет в Библиотеке Российской академии наук в Санкт-Петербурге. Хроника известна своими 600 или около того иллюминациями истории Первоначальной хроники. Недавно я приобрел факсимильный экземпляр «Хроники» у книготорговца в Москве и хотел использовать его в качестве вдохновения для некоторых произведений искусства.

      Образец иллюминации из Радзивилловской летописи, изображающий крещение Владимира Великого в 988 году. Стиль немного деревенский, в основном штриховые рисунки с некоторой раскраской.

      Я решил придумать образ, изображающий мою персону боярина, жертвующего храм Киевскому архиепископству. Поскольку я не силен в рисовании, я просмотрел книгу, чтобы найти несколько изображений, которые мне понравились.

        Затем я использовал Paint.Net, чтобы изменить размер понравившихся фрагментов и собрать их в составное изображение. Затем я использовал лайтбокс, чтобы скопировать этот дизайн на большой лист бумаги, и подчистил дизайн.

        Мой составной проект, построенный из элементов различных иллюминаций Радзивилловской летописи. Слева мою персону (в красном) сопровождают слуги, держащие миниатюрную церковь (представляющую мою роль ктетора) и меховую шапку (представляющую мой статус боярина), а также желтый вестник. Справа архиепископ вместе с несколькими епископами и священниками принимают дар.

        Так как это должно было быть на крышке сундука, я также придумал дизайн для боковых краев крышки. Они были основаны на некоторых фигурных русских иллюстрациях, которые я видел в других рукописях. Русские рукописи также часто изображали архитектурные элементы, очерчивающие центральную иллюминацию, поэтому, вдохновившись этим, я нарисовал границу из столбов и балок вокруг центральной конструкции. Церковные башни и каркасы были увенчаны луковичными куполами, которые я планировал позолотить.

        Нарисованное изображение, основанное на старинной русской иллюминации, для украшения сторон крышки шкатулки.

        В местном магазине ремесел я нашел недостроенный сосновый сундук. Коробка была дешево склеена, поэтому я начал с того, что снял фурнитуру, отшлифовал ее и усилил стыки латунными скобами. Затем я покрасил коробку и покрыл дно и внутреннюю часть полиуретаном, чтобы сделать ее водонепроницаемой. Затем внешние края коробки были загрунтованы, чтобы подготовить ее к покраске. Я загрунтовал крышку несколькими слоями грунтовки Zinsser BIN на основе шеллака, а затем несколькими слоями тонкой акриловой краски пергаментного цвета, разбавленной водой 75/25. Я использовал малярный скотч и копировальную бумагу, чтобы перенести рисунок на коробку перед покраской.

        Перенос рисунка на крышку коробки. Переносим рисунок на боковые стороны крышки коробки. Я использовал пустую картонную коробку, чтобы подпереть крышку, чтобы было легче рисовать вдоль боковых краев.

        Будучи недовольным дешевыми акриловыми красками, которые я использовал в своем предыдущем проекте, я купил новые акриловые краски Windsor & Newton. Я обнаружил, что эти краски по-прежнему требуют разбавления водой и нанесения нескольких слоев, но растекаются и покрываются лучше, чем те, которые я использовал ранее. Я начал с окрашивания боковых панелей в красный, синий и зеленый цвета.

        Окрашивание боковых граней, первый слой. Боковые кромки, второй слой.

        Как только я был доволен насыщенностью цвета, я обвел формы сердца белым цветом и нарисовал на каждой золотые кресты.

        Боковые границы завершены.

        Затем я начал красить верхнюю крышку, что было намного проще, чем бока, так как я мог положить крышку на стол во время работы. К этому моменту я также привыкал к краскам W&N, и рисование шло более плавно. Области, которые должны были быть позолочены, я покрасил красным, чтобы придать золоту теплый оттенок.

        Выполняется покраска крышки.

        Работая над картиной, я почувствовал, что небо слишком пустое, поэтому решил нарисовать серафимов (шестикрылых пламенных ангелов), наблюдающих за происходящим сверху. Поскольку я рисовал поверх лазурно-голубого, я сначала наложил белые слои, затем желтый и красный, чтобы изобразить этих ангелов.

        Идет покраска, добавлены серафимы и надписи. Надпись слева гласит «ИВАН» (имя моей персоны). Надпись справа гласит «ПР(отоэписко)П ИЛАР(ио)Н», архиепископ Киевский в 1050-х гг. Крупный план хода росписи.

        В конце концов, я остался доволен всей картиной и подумал, что она завершена и готова к позолоте.

        Покраска завершена??

        Материалы для позолоты в предыдущем проекте были дешевыми и трудными в работе, поэтому на этот раз я прочитал и купил несколько более хороших материалов на https://www.johnnealbooks.com/. В качестве проклейки я решил использовать продукт под названием InstaColl, акриловый материал, похожий на миниатюрум, основываясь на отзывах, в которых говорилось, что он немного лучше подходит для работы с твердыми поверхностями, такими как дерево. Я начал золочение, «нанеся» InstaColl в виде приятного гладкого слоя на области, которые нужно позолотить.

        Книга архиепископа и нимб здесь покрыты гладким слоем InstaColl.

        InstaColl давали высохнуть в течение часа или около того, затем я наложил на область золотую фольгу толщиной в 3 раза и полировал ватной палочкой, чтобы усилить блеск золота и удалить излишки фольги. Как только золото высохло, я перелил и нарисовал детали там, где это было необходимо, поверх золота.

        Ореол и позолота книги завершены.

        И тут я обнаружил свою ошибку — надо было сначала позолотить изображение, а потом уже красить. Когда я наносил золото на некоторые области, я обнаружил, что золото имело тенденцию прилипать ко всем видам пятен, на которых не было InstaColl. Это создало небольшой беспорядок, который мне пришлось убирать, перекрашивая, потому что попытка соскоблить золото канцелярским ножом закончилась тем, что поцарапала краску под ним.

        Позолота портит некоторые окрашенные участки. Урок усвоен – сначала позолотите!

        Но, как говаривал Боб Росс, ошибок не бывает, есть только маленькие счастливые случайности. Я был немного недоволен тем, что серафимы казались темными и грязными на фоне голубого неба. Несмотря на мои попытки облегчить эту часть презентации, они все еще выглядели тусклыми и неяркими. Однако, когда я начал рисовать красным по золоту, я был удивлен, обнаружив, что в результате получился великолепный оттенок драгоценных камней, похожий на гранаты, с золотом под ним, отражающим свет сквозь красную краску. В итоге я решил переделать всего серафима в сусальное золото, а потом закрасить красным.

        Перекрашивание крыльев серафимов в InstaColl. Серафимы с крыльями, недавно позолоченными. Серафимы с крыльями перекрашены в красный цвет поверх золота и перекрашены в черный цвет. Детали лица и детали на обложке книги еще предстоит подправить. Сундук со всей позолотой и перекраской завершен.

        Когда позолота и перекраска были завершены, я покрыл верх полиуретаном, чтобы запечатать и защитить краску, и добавил фурнитуру. Первоначальная защелка выглядела ужасно современно, поэтому я нашел новую латунную защелку в Интернете.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *