О нитках для фриволите | Журнал Ярмарки Мастеров
Эта информация не только для покупателей моих схем. Надеюсь, она будет полезна любому, кто увлекается (или собирается начать увлекаться) фриволите.
Фриволите плетется из самых разных ниток. Ирис, Yarn Art, Tulip, катушечный хлопок, капрон, лавсан, полиэстер, вискоза, шелк… Теоретически, плести можно и из шнура, сутажа, лент, бельевой веревки . Разные мастера предпочитают как разный материал, так и разную толщину. Мои личные предпочтения: искуственные нитки и «чем тоньше, тем лучше». Люблю капрон и полиэстер за их «умение» держать форму после глажки. Нитки чуть-чуть подплавляются после температуры (не сильной, конечно), и пико не «расслабляются», и на ощупь жестче.
У меня коллекция полиэстровых ниток, собранных случайным образом в швейных магазинах (я в провинции живу, тут выбор и магазинов, и ниток небогатый). Продавцы обычно называют их «отделочными», толщина 200d/3 (верхний ряд на картинке). Марки не скажу, этикетки невнятные. Через интернет обычно не заказываю, привычки нет. Единственные на свой страх и риск купленные — здоровенный набор для шитья и вышивки «Sewing Polyester Thread», толщина 150d/3 (на картинке в нижнем ряду). Эти тоньше, плести из них на любителя. Получается тонко и изящно (но надо много плести, а за большой формат лучше и не браться, разве что в две нитки).
Мои любимые. Капрон, маркировка 9К, московские. Чуть толще отделочных, чуть менее скрученные, поэтому ложатся лучше. В наших широтах водятся только белые и черные. Но однажды я поднакоплю, зайду на сайт производителя и кааак развернусь…
А теперь о том, что же стоит за этими цифрами. Вот сравнительная таблица ниток из разных материалов по толщине. Синим я выделила те нитки, с которыми довелось работать. Как видно из таблицы, хлопковому №10 примерно соответствуют капрон 9К, лавсан 86 и полиэстровые (те самые отделочные) толщиной 200 d/3. То есть, если в описании к моей схеме сказано «образец выполнен из ниток толщиной 200 d/3», то можно для примерно такого же по размеру брать и соответствующий хлопок, и капрон.
Далее я подобрала фотографии своих работ, отражающие разницу в толщине ниток. Количество узлов в одинаковых мотивах одинаково, разница в размерах лишь за счет ниток.
Правил я, надеюсь, не нарушаю, поскольку все эти работы либо размещены в моем первом магазине tatter.livemaster.ru, либо были размещены и проданы, либо являются другими цветовыми вариантами размещенных работ.
Вариант браслета «Deep Blue»: полиэстер 150 d/3.
Браслет «Deep Blue»: полиэстер 200 d/3.
Вариант браслета «Deep Blue»: Капрон 9К. Толще, плотнее, жестче, девять мотивов на ту же длину вместо десяти.
Браслет «Кельтский»: черный мотив — полиэстер 200 d/3, розовый — полиэстер 220 d/3.
Браслет «Кельтский 2»: зеленый мотив — полиэстер 220 d/3, бежевый — полиэстер 200 d/3. Здесь следует отметить, что у разных производителей одинаковая маркировка, к сожалению, может означать разную толщину. Обе катушки были обозначены как «220d/3», но на практике светлые оказались тоньше.
2 мотива «Кельтский 2» в кулоне: капрон 9К.
Вариант браслета «Винтаж»: полиэстер 200 d/3.
.
Вариант браслета «Винтаж»: полиэстер 150 d/3 + металлизированная нить. На ощупь жестче и чуть шире. Результат понравился, процесс — нет. Металлизированная нить легко рвется, особенно при затягивании колец.
Вариант браслета «Винтаж»: капрон 9К.
Сеточка «Star»: полиэстер 200 d/3.
Вариант сеточки «Star»: капрон 9К. Ещё был вариант из полиэстера 150 d/3 (фото не сохранилось), но он был слишком уж тонкий и нежный для сеточки. К тому же, лучики пришлось плести очень длинными.
Жгут «Морской»: белый — капрон 9К, темный — полиэстер 220d/3. Все кольца одинаковы по размеру и по числу узлов.Жгут «Зимняя радуга»: белый — капрон 9К, цветные — полиэстер 150d/3. Все кольца одинаковы по размеру, но в белых 8 узлов, а в цветных по 12.
Ожерелье «Deep Blue»: полиэстер 220 d/3.
Вариант ожерелья «Deep Blue»: лавсан 86Л. Процесс понравился очень. Гладкие, приятные в пальцах нитки, сильно не закручиваются, почти не рвутся, даже в больших кольцах. Но лавсан «упрямее» в готовом изделии. Гладится хуже, пико могут потерять форму. Поэтому свободных декоративных пико лучше не оставлять, только соединительные или с бисером.
Эксперименты с другими нитками.
Сеточка для волос, одна из первых: турецкий хлопок, по толщине близкий к нашему «Ирису». Марку, увы, не скажу, за давностью лет. Помню, что там девушка схематично изображена, с вязанием.
Мечта начинающей фриволитешницы Гладкие, ровные, не цепляются, держат и форму, и пико. Немного похожи на них Yarn Art, но они чуть толще и «махратятся» легче.
Катушечный хлопок № 40. Сильно на любителя. Яркие, встречаются часто, но для начинающих не рекомендовала бы. Рвутся хорошо, особенно в больших кольцах. Но если узор из дуг со множеством пико — тогда самое то.
Металлизированная нить. Для экстремалов. (Кружевница-экстремал — звучит, а? ) Очень тоненькая, рвется на раз, приходится приспосабливать плотность узлов. Но блестит красиво, да.
Вискоза. Для совсем шамашедших. Серьёзно. Зачем мне эта головная боль, я так и не поняла. Тоненькая, тоньше 150d/3, рвется, образцы махонькие. Разве что салфеточки в кукольный домик. Присмотритесь: даже линии на моих пальцах лучше видны, чем эти ниточки. Не берите вискозу, короче.
Шелк. Довелось тоже попробовать. Фото, правда, нет. Звучит, конечно, красиво: «плету кружево из шелка». Но скользкий он очень. Легко затягивается — легко расползается. И в пальцах скрипит неприятно (имхо, конечно).
И еще немного о терминах. По-русски мы в обоих этих случаях говорим «нитки». А по-английски различается 2 термина.
thread (о катушечных нитках, для шитья и вышивания)
- нитка, нить; нитка резьбы: fine / thin thread — тонкая нить. heavy thread — толстая нить; coarse thread — грубая, суровая нить
- волосок, тонкая струйка; паутинка: corpulent man with threads of black hair plastered across his brow — толстый человек с тонкими прядями черных волос, прилипшими ко лбу.